можно остановиться на некоторых общих вопросах и предложениях.
Школьный и муниципальный этапы олимпиады рекомендуется проводить в один тур. Это обстоятельство требует особого отношения к отбору заданий, которые не только позволяли бы проверять знания и умения по предмету, выявить одаренных школьников, но одновременно проводить оценивание результатов максимально корректно и в сжатые сроки. Остается необходимость не только детализации заданий и алгоритмов ответов школьников, но и критериев оценивания для экспертов, проверяющих работы школьников.
Для большинства участников школьных олимпиад этот этап является не только первым, но и единственным способом проверить свои возможности, проявить знания предмета. Для максимального облегчения процедуры выполнения заданий и оценивания результатов рекомендуется тщательно подойти к вопросу составления материалов для участников. В структуре материалов для участника олимпиады можно выделить три составные части.
Организационная - обращение к участнику, в котором предусмотрено отражение основных рекомендаций по выполнению работы: указания по оформлению, по количеству баллов за правильный ответ и пояснения по их начислению (если это не включено в структуру заданий), указания по исправлениям (какие исправления засчитываются) и времени работы.
Основное содержание - собственно сами задания с указанием баллов за правильный или частично правильный ответ.
Критерии оценивания заданий - указываются элементы ответа, а также полный ответ, за который назначается то или иное количество баллов.
Известно, что особенно спорно в олимпиадах выглядят те задания, которые предусматривают открытые ответы школьников, а также оценивание устных ответов по дискуссионным вопросам (в заданиях для нескольких туров). В этом случае есть необходимость акцентировать внимание разработчиков заданий на обязательное наличие инструктивного материала (в том числе - памяток, инструкций - как для участников олимпиады, так и для экспертов).
Для школьного этапа олимпиады по праву проведение устного тура является скорее исключением, чем правилом. Тем не менее, в случае его организации важно добиваться однозначности понимания критериев оценивания ответов и участниками выступлений, и членами жюри.
Немаловажным фактом является достаточно массовый характер школьного этапа (поскольку на данном уровне, в том чис-
Библиографический список
ле с целью активизации познавательного интереса к предмету, до участия допускаются все желающие). Поэтому необходимо привлечение педагогов, не имеющих ранее практики работы в комиссиях разного уровня, экспертных группах по проверке ЕГЭ и др. предметных комиссиях не только к разработке, но и проверке выполненных заданий, то есть к работе в составе методических комиссий и жюри олимпиады.
К компетенции жюри олимпиады относится проверка и оценка результатов выполнения олимпиадных заданий, определение кандидатуры победителей и призеров олимпиады. Совместно с оргкомитетом олимпиады и методической комиссией олимпиады жюри принимает участие в рассмотрении апелляций.
Поскольку олимпиады по многим предметам проходят в одинаковые сроки, не все школы могут обеспечить состав комиссий из учителей-предметников. Практика привлечения волонтеров - учащихся старших классов - для проведения школьного этапа олимпиады на стадии проведения, проверки заданий с закрытыми ответами в качестве одного из экспертов вполне себя оправдывает: школьники достаточно ответственно относятся к столь важному поручению, кроме того, работа в комиссии позволяет им закрепить и проверить собственные знания по предмету.
Стоит напомнить, что для достижения максимальной объективности оценивания рекомендуется шифровка работ участников после выполнения заданий и дешифровка после оценки результатов.
Завершающий этап олимпиады - подведение итогов и награждение победителей, условия и порядок которого определяются в Положении о школьной олимпиаде.
Складывающаяся практика проведения олимпиад по праву с 8 класса ставит вопрос и о технологии подготовки участников как целенаправленном процессе. Наличие общего интереса к предмету и предсказуемая активность школьников 8 - 11 классов обеспечивают массовость участия. Тем не менее, качество ответов на задания всех этапов олимпиады может быть гарантировано только наличием системы работы. В процессе подготовки школьников, изучения предметного материала на уроках важно учитывать все типы заданий, которые используются в предметных олимпиадах.
Таким образом, вышеизложенные рекомендации отнюдь не исчерпывают тематику вопросов по организации олимпиадного движения на местах, только намечают ориентиры преодоления затруднений для организаторов, разработчиков заданий, учителей-практиков.
1. Гаджиева П.Д. Всероссийская олимпиада школьников по праву, учебно-методическое пособие. Махачкала, 2015.
2. Володина С.И., Полиевктова А.М, Спасская В.В. Всероссийская олимпиада школьников по праву в 2006 г., методическое пособие. Москва, 2006.
3. Володина С.И., Полиевктова А.М., Спасская В.В. Основы правовых знаний. В 2-х кн. Учебник для 8 - 9 классов. Москва, 2006.
4. Гаджиева П.Д. Интерактивные методы в правовом образовании учащихся: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Махачкала, 2005.
5. Гаджиева П.Д. Компетентностный подход в подготовке будущих учителей права. Право и образование. 2014; 1, 48 - 54.
6. Гаджиева П.Д., Мусакаева З.З. Возможности информационно-коммуникационных технологий обучения в организации самостоятельной работы студентов. Дистанционное и виртуальное обучение. 2013; 6 (72), 75 - 81.
References
1. Gadzhieva P.D. Vserossijskaya olimpiada Shkolnikovpo pravu, uchebno-metodicheskoe posobie. Mahachkala, 2015.
2. Volodina S.I., Polievktova A.M, Spasskaya V.V. Vserossijskaya olimpiada Shkolnikov po pravu v 2006 g., metodicheskoe posobie. Moskva, 2006.
3. Volodina S.I., Polievktova A.M., Spasskaya V.V. Osnovy pravovyh znanij. V 2-h kn. Uchebnik dlya 8 - 9 klassov. Moskva, 2006.
4. Gadzhieva P.D. Interaktivnye metody v pravovom obrazovanii uchaschihsya: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2005.
5. Gadzhieva P.D. Kompetentnostnyj podhod v podgotovke buduschih uchitelej prava. Pravo iobrazovanie. 2014; 1, 48 - 54.
6. Gadzhieva P.D., Musakaeva Z.Z. Vozmozhnosti informacionno-kommunikacionnyh tehnologij obucheniya v organizacii samostoyatel'noj raboty studentov. Distancionnoe i virtual'noe obuchenie. 2013; 6 (72), 75 - 81.
Статья поступила в редакцию 05.10.18
УДК 378
Zinkovskiy V.V., senior lecturer, Department of Operational-Search Activity and Special Equipment, Stavropol branch of Krasnodar University of MIA of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
CERTAIN ASPECTS OF COMPLIANCE REGIME OF SECRECY IN EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AS AN INTEGRAL PART OF THE LEARNING PROCESS. The work studies aspects of the compliance regime of secrecy in educational establishments of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as an integral part of the learning
process. The article observes this issue with reference to the process of pedagogical activity of teaching certain special disciplines in educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia, studies the basic requirements for students to comply with the rules on the safety of information constituting a state secret. Examination of the special discipline allows students to correctly use the secret information and restricted information when they do tests, coursework on the disciplines of specialization, in the course of preparing abstracts and performances associated with coverage of operational units of the internal affairs agencies.
Key words: office work, secrecy regime, state secret, special disciplines, secret documents.
В.В. Зиньковский, ст. преп. каф. оперативно-розыскной деятельности и специальной техники ФГКОУ ВО «КрУ МВД
России» (Ставропольский филиал), г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОБЛЮДЕНИЕ РЕЖИМА СЕКРЕТНОСТИ
В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МВД РОССИИ
КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Статья посвящена вопросам соблюдения режима секретности в процессе педагогический деятельности преподавания отдельных специальных дисциплин в учебных заведения МВД России, рассмотрены основные требования к обучающимся по соблюдению правил по сохранности информации, составляющих государственную тайну. Изучение специальной дисциплины позволяет курсантам и слушателям правильно использовать секретные сведения и сведения ограниченного распространения при выполнении контрольных, курсовых работ по дисциплинам специализации, при подготовке рефератов и выступлений, связанных с освещением деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел.
Ключевые слова: делопроизводство, режим секретности, государственная тайна, специальные дисциплины, секретные документы.
Деятельность органов внутренних дел в значительной мере связана с получением и использованием сведений ограниченного распространения, а также сведений, относящихся к государственной тайне, разглашение которых может повлечь снижение эффективности мер по борьбе с преступностью в целом.
Умение хранить государственную и служебную тайну, соблюдать требования режима секретности является важнейшим профессиональным качеством сотрудников правоохранительных органов, необходимым для успешного выполнения стоящих перед ними задач. При этом проявление высокой бдительности считается юридической обязанностью сотрудников органов внутренних дел, закреплённой в законодательных и ведомственных актах.
Квалифицированное выполнение правоохранительных функций, направленных на борьбу с преступностью и защиту интересов государства и граждан, предполагает изучение дисциплины «Делопроизводство и режим секретности в органах внутренних дел» и иных специальных дисциплин в высших учебных заведениях системы МВД России. Однако само изучение данных дисциплин уже предполагает соблюдение особого режима получения знаний обучающимися.
Особенности соблюдения режима секретности в учебных заведениях МВД России регламентируются различными инструкциями по обеспечению режима секретности в органах внутренних дел Российской Федерации.
Прежде чем выяснить какие же требования по обеспечению режима секретности являются основными в учебных организациях МВД России необходимо раскрыть само понятие государственной тайны.
Государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. В данном перечне областей включаются также сведения дополнительно в области науки и техники. Поэтому сущность режима секретности может выражаться в строгом соблюдении правил, которые устанавливаются в каждой учебной организации на основании федеральных законов России и нормативных правовых актов МВД России. Неукоснительное их выполнение предотвращает возможную утечку сведений, охраняемых государством, и влияют на эффективность учебного процесса и работы всех подразделений учебного заведения в целом [1].
Слушатели и курсанты учебных заведений допускаются к изучению специальных дисциплин и индивидуальной работе с секретной литературой, секретными нормативными актами и другими документами. После изучения курса «Делопроизводство и режим секретности в органах внутренних дел», сдают зачёты по знаниям его основных положений и требований работы со сведениям, составляющих государственную тайну.
Учебная дисциплина по делопроизводству и режиму секретности определяется её предметом, который включает в себя
правовые основы режима секретности и обеспечения режима секретности в практической деятельности органов внутренних дел. Данная учебная дисциплина является базовой для изучения других специальных курсов специализации оперативно-розыскной деятельности.
Представляется что, целевое назначение специальных дисциплин состоит в привитии слушателям и курсантам учебных заведений МВД России чувства ответственности за сохранность государственной и служебной тайны, необходимости строгого соблюдения режима секретности, в выработке у них навыков и умений, необходимых для работы с секретной литературой и для выполнения иных секретных работ как в процессе обучения в учебном заведении, так и в дальнейшей службе в практических органах внутренних дел.
Одной из существенных задач по соблюдению режима секретности является формирование у слушателей и курсантов навыков, необходимых для работы с секретной литературой, хранящейся в специальных библиотеках учебных заведений. Изучение дисциплины позволяет курсантам и слушателям правильно использовать секретные сведения и сведения ограниченного распространения при выполнении контрольных, курсовых работ по дисциплинам специализации, при подготовке рефератов и выступлений, связанных с освещением деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел.
Обеспечение режима секретности в учебных заведениях системы МВД России характеризуется наличием ряда особенностей, обусловленных самой спецификой их деятельности. Так, при изучении специальных дисциплин курсанты и слушатели получают знания об организации деятельности тех или иных аппаратов и подразделений органов внутренних дел в целом, и отдельных сотрудников в частности, различных формах и методах её работы, тактике борьбы с отдельными видами преступлений и многое другое [2].
Исходя из этого, изучение специальных дисциплин, безусловно, предполагает конспектирование лекционного материала и нормативных актов МВД России в так называемые специальные (рабочие) тетради, работу с иной секретной литературой, в которой содержатся сведения, охраняемые государством или ограниченного распространения. К работе со специальными тетрадями предъявляется ряд требований:
- во-первых, специальная тетрадь обязательно должна быть зарегистрирована в специальной библиотеке учебного заведения и в ней указаны данные пользователя;
- во-вторых, листы тетради должны быть пронумерованы;
- в-третьих, листы прошнуровываются и скрепляются печатью с целью целостности тетради.
В специальной тетради разрешается производить только записи, непосредственно касающиеся дисциплины, для изучения которой она заведена. Категорически запрещается изымать либо заменять листы в спецтетради, нарушать целостность её шнуровки и опечатывания, переписывать информацию в другие
тетради, тем более готовить выписки («шпаргалки») из секретных источников [3].
Представляется, что одним из основных условий, определяющих соблюдение режима секретности в учебных организациях МВД России, является наличие уполномоченных лиц, так называемых «секретчиков», которые назначаются приказом по учебному заведению из числа наиболее подготовленных курсантов (слушателей), обладающих высоким чувством ответственности, прошедших специальный инструктаж и сдавших зачет по знанию правил пользования специальной библиотекой.
В своей деятельности ответственные учебных групп руководствуются требованиями приказов МВД России по вопросам сохранности документов, приказом начальника учебной организации и указаниями библиотекаря специальной библиотеки, а также инструктажа о порядке обращения с секретными документами, где разъясняются меры ответственности в случаях нарушения требований режима секретности. Их основными обязанностями являются:
- получение и сдача специальной литературы в специальную библиотеку;
- обеспечение сохранности литературы во время перерывов между занятиями;
- выдача и сбор специальной литературы и специальных тетрадей на самом занятии и иное.
Необходимо отметить, что специальные библиотеки учебных заведений системы МВД России являются режимными помещениями. К использованию фонда спецбиблиотеки допускаются
Библиографический список
профессорско-преподавательский состав кафедр специальных дисциплин и курсанты (слушатели), имеющие соответствующую форму допуска [4].
Индивидуальная выдача спецтетрадей и материалов в часы занятий, зачётов, экзаменов не производится. Передавать и получать секретные материалы другим лицам, минуя специальную библиотеку, категорически запрещается
Стремительное развитие цифровой техники, телефонной связи повлияло на дополнительные меры по защите информации, что нашло отражение в запрете использования и применения цифровых фотоаппаратов, мобильных телефонов не только при работе в специальной библиотеке, но и в часы проведения аудиторных занятий, где рассматриваются вопросы, относящиеся к государственной тайне.
Выполнение слушателями и курсантами рефератов, курсовых работ, научных докладов, сообщений, с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется только при соблюдении требований режима секретности, определяющих порядок составления и подготовки секретных документов [5].
Таким образом, изучение основных положений режима секретности в учебных заведениях МВД России преследует цель не только передачи знаний будущим сотрудникам оперативных подразделений по порядку обращения со сведениями, составляющими государственную и служебную тайну, но и несёт в себе психологический элемент, влияя на воспитательный процесс будущих офицеров, вырабатывая и развивая в них чувство ответственности и гордости за выбранную профессию.
1. О государственной тайне. Федеральный закон Рос. Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1-ФЗ. Консультант Плюс: комп. справ. правовая система Available at: http://www.consultant.ru
2. Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации. Приказ МВД РФ от 20 июня 2012 г. № 615.
3. Основы управления и делопроизводство в органах внутренних дел. Альбом схем. Москва: Московский ун-т МВД России, 2012.
4. Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, с указанием сроков хранения, создание, хранение и использование которых осуществляется в форме электронных документов: приказ МВД РФ от 31 мая 2011 г. № 600.
5. Казаков В.В. и др. Основы делопроизводства в ОВД: курс лекций. Нижний Новгород: НА МВД России, 2013.
References
1. O gosudarstvennoj tajne. Federal'nyj zakon Ros. Federacii ot 21 iyulya 1993 g. № 5485-1-FZ. Konsul'tant Plyus: komp. sprav. pravovaya sistema Available at: http://www.consultant.ru
2. Ob utverzhdeniiInstrukciipo deloproizvodstvu vorganah vnutrennih delRossijskojFederacii. Prikaz MVD RF ot 20 iyunya 2012 g. № 615.
3. Osnovy upravleniya i deloproizvodstvo v organah vnutrennih del. Al'bom shem. Moskva: Moskovskij un-t MVD Rossii, 2012.
4. Ob utverzhdenii Perechnya dokumentov, obrazuyuschihsya v deyatel'nosti organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii, s ukazaniem srokov hraneniya, sozdanie, hranenie i ispol'zovanie kotoryh osuschestvlyaetsya v forme 'elektronnyh dokumentov: prikaz MVD RF ot 31 maya 2011 g. № 600.
5. Kazakov V.V. i dr. Osnovy deloproizvodstva v OVD: kurs lekcij. Nizhnij Novgorod: NA MVD Rossii, 2013.
Статья поступила в редакцию 28.09.18
УДК 37.01
Kirgueva F.H., Doctor of Sciences (Pedagogy), North-Ossetian State University n.a. Kosta Levanovich Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
IMPROVEMENT OF HIGH SCHOOL TEACHERS' PEDAGOGICAL COMPETENCE IN DESIGN. The article deals with a problem of quality of an educational process at a university. In modern conditions, high professional requirements are imposed on a university teacher. One of these requirements is the teachers' training in the field of designing technologies for teaching students. However, the insufficient development of the theory, the lack of didactic bases and methodological support for this process hinders the solution of practical problems of the development of pedagogical competence in the field of pedagogical design. The author assumes that the design of technologies is an author's training, possessing such essential characteristics as innovation, relevance, activity and variability. They are manifested in the coordinating-stimulating, comparative-evaluative, dynamic-transforming, value-objective functions with the help of motivational, communicative and constructive structural components of the author's training. Key words: vocational education, pedagogical technology, technology design, author training.
Ф.Х. Киргуева, д-р пед. наук, проф. каф. начального и дошкольного образования, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова», г. Владикавказ; проф. каф. теории и технологии социальной работы, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
В статье рассматривается проблема качества образовательного процесса в вузе. В современных условиях к преподавателю вуза предъявляются высокие профессиональные требования. Одним из этих требований выступает подготовка преподавателей в сфере проектирования технологий обучения студентов.