УДК 343.9 ББК 67.52
А.Г. МАРКЕЛОВ, Н.В. МАКСИМОВ, В И. ПЕРЕПЕЛКИН, Ю.А. КУЗЬМИН, С.Н. ИПАТЬЕВ
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ФГБОУ ВО «ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.Н. УЛЬЯНОВА»: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
Ключевые слова: криминалистическая лаборатория, юридический факультет, кафедра, специалист, правоохранительные органы, следственно-судебная практика.
Рассматриваются современное состояние и отдельные направления стратегии развития криминалистической лаборатории юридического факультета ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», обусловленные изменениями уголовно-процессуального законодательства и использованием современных технических средств, информационных технологий. Современная криминалистическая лаборатория представлена в динамическом контексте: не только с позиции теории и оптимальных подходов к ее развитию, но и с точки зрения сложившейся в этой части следственно-судебной практики. Особое внимание обращается на создание комплексного судебного и следственно-криминалистического центра, который представляется как инновационное научно-исследовательское и образовательное подразделение юридического факультета. Учебно-методическая база для осуществления образовательного процесса по всем направлениям подготовки будущих юристов (специалистов, бакалавров, магистров) будет напрямую способствовать закреплению полученных знаний и формированию у студентов необходимых профессиональных навыков и умений, связанных с криминалистическим исследованием следов, документов, орудий преступлений, и непосредственному применению их в следственно-судебной практике. Авторы предлагают концептуальные направления функционирования единого судебного и следственно-криминалистического центра, который будет включать в себя специально оборудованные учебные аудитории (проведение лекционных и практических занятий по различным дисциплинам очной и заочной форм обучения), следственно-криминалистическую лабораторию, следственно-криминалистический музей, полигонный комплекс (торговый зал, квартира, кабинет следователя (опознание в условиях, исключающих визуальное наблюдение), отделение банка с банкоматом, следовая дорожка, место ДТП), зал судебных заседаний, кабинет преподавателей, комнату хранения криминалистической техники и архивных уголовных дел.
Создание указанного центра, по мнению авторов, позволит качественно повысить развитие практических навыков и умений у обучающихся юридического факультета.
A. MARKELOV, N. MAKSIMOV, V. PEREPELKIN, Yu. KUZMIN, S. IPATIEV FORENSIC LABORATORY OF THE LAW FACULTY AT IN. ULIANOV CHUVASH STATE UNIVERSIRTY: CURRENT STATUS AND PROMISING TRENDS OF DEVELOPMENT STRATEGY
Key words: forensic laboratory, law faculty, department, specialist, law enforcement authorities, investigative and judicial practice.
The current state and individual directions in development strategy for the forensic laboratory of the law faculty at FSBEI HE «I. N. Ulianov Chuvash State University» are examined, which are due to changes in the criminal procedure legislation and the use of modern technical means and information technologies. A modern forensic laboratory is pre-
sented in a dynamic context: not only from the standpoint of theory and optimal approaches to its development, but from the point of view of settled investigative and judicial practice as well.
Particular attention is paid to creating a comprehensive judicial and investigative-forensic center, which is presented as an innovative research and educational unit of the law faculty. Educational-methodical base for implementing the educational process in all majors for training future lawyers (specialists, bachelors and masters) will directly contribute to consolidation of knowledge gained and development of necessary professional skills and abilities related to forensic study of tracks, documents, instruments of crime, and their direct application in investigative and judicial practice.
The authors offer conceptual subdivisions of a single judicial and investigative-forensic centre, which will include specially-equipped classrooms (both for delivering lectures and giving practical lessons on various disciplines for intramural and extramural forms of training), an investigative-forensic laboratory, an investigative-forensic museum, a range complex (a sales area, an apartment, an investigator's office (identityparade under conditions excluding visual surveillance ), a bank office with an ATM machine, an traces track, scene of a traffic accident), a courtroom, a teachers' room, a room for storing criminalistic equipement and archives of criminal cases.
Organization of the indicated centre, according to the authors' opinion, will qualitatively improve the development ofpractical skills and abilities in students of the law faculty.
За долгую историю своего становления и развития уголовно-процессуальная и криминалистическая наука обогатилась многими интересным, в то же время полезными и заслуживающими внимания теориями и методиками раскрытия и расследования отдельных видов преступлений. При всем этом далеко не все из них нашли свое непосредственное применение в следственно-судебной и экспертной практике. Проблема практической реализации полученных знаний и умений науки уголовного процесса и криминалистики по-прежнему стоит очень остро. Подобная картина складывается по ряду причин, среди которых, на наш взгляд, наиболее существенной является то, что многие учебные заведения, где имеются соответствующие юридические факультеты и специальные кафедры, далеки от современной правоприменительной практики. Выпускники юридических вызов, назначаемые на должности следователей, дознавателей и экспертов, сталкиваются с различными нестандартными и проблемными ситуациями, полученные знания которых не позволяют их реально разрешить.
В данной статье речь пойдет о попытке решения данной актуальной проблемы на примере организации работы криминалистической лаборатории на юридическом факультете (далее - криминалистическая лаборатория) ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (далее - ЧГУ).
Криминалистическая лаборатория была образована в 1991 г. в целях развития и модернизации научно-исследовательской, учебно-методической и учебной работы и обеспечения выполнения Программы развития Чувашского университета, а также реализации Стратегии развития юридического факультета ЧГУ в рамках выполнения Программы развития ЧГУ.
В своей непосредственной деятельности криминалистическая лаборатория руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями
Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, уставом, положением и иными локальными нормативными актами ЧГУ.
Деятельность криминалистической лаборатории направлена на формирование на юридическом факультете всех условий для динамичного развития юридической науки и правоприменительной практики в целом, а также на совершенствование имеющихся и создание новых методик преподавания отдельных правовых дисциплин.
В рамках реализации основных задач в криминалистической лаборатории проводятся различные научные исследования, в том числе и экспертные. Коллективом криминалистической лаборатории регулярно демонстрируются современные дидактические методики исследования, разрабатываются новые механизмы выявления, раскрытия и расследования отдельных видов преступлений, средства сбора и фиксации доказательственной информации, работы со следами на месте происшествия.
Творческая деятельность криминалистической лаборатории осуществляется с участием профессорско-преподавательского состава кафедры уголовно-правовых дисциплин юридического факультета, а также студентов, аспирантов и приглашенных практических работников. При этом коллектив криминалистической лаборатории имеет серьезный «задел» и практический опыт работы в правоохранительных органах.
Приоритетными темами научных исследований криминалистической лаборатории являются: основы организации и методики расследования и раскрытия отдельных видов преступлений; производство по уголовным делам экономической направленности; криминалистическая и криминологическая характеристика отдельных видов преступлений, производство по уголовным делам в сфере высоких технологий.
Криминалистической лаборатории выделены помещения для осуществления ее непосредственной деятельности. Она снабжена современным криминалистическим оборудованием, мебелью, оргтехникой, средствами телефонной и интернет связи, иными расходными материалами, необходимой литературой, архивными уголовными делами. Оборудование и средства криминалистической лаборатории позволяют сформировать практическую составляющую профессиональной деятельности будущих юристов.
На базе криминалистической лаборатории действует учебно-методический кабинет (криминалистический полигон), расположенный в аудитории № 201, обстановка которого имитирует место совершения преступления в жилой комнате, в том числе в качестве наглядного пособия представлены манекены потерпевших, а также необходимые объекты исследования.
В учебно-методическом кабинете криминалистической лаборатории проводятся различные практические занятия по следующим учебным дисциплинам: уголовный процесс, криминалистика, дознание в ОВД, судебная экспертиза, а также специальным дисциплинам, уголовно-правовой специализации «Уголовное право», где отрабатываются навыки и умения по проведению
осмотра места происшествия, обыска в жилище и другим сложным следственным и процессуальным действиям.
Ежегодно на базе криминалистической лаборатории формируется исследовательская группа студентов с целью разработки комплексной информационно-поисковой модели личности для ее использования в практике оперативно-розыскной, следственной, судебной и других видов деятельности, связанной с диагностикой, розыском и идентификацией личности.
К работе криминалистической лаборатории привлекаются различные специалисты, в том числе следователи, дознаватели, криминалисты, эксперты, психологи, программисты, смежники, имеющие опыт анализа и моделирования сложных динамических систем, а также специалисты в области формализации и обработки разнопрофильных информационных массивов. При необходимости к сотрудничеству привлекаются представители различных правоохранительных ведомств - Следственного управления СК России по Чувашии, Следственного управления МВД по Чувашии, ЭКЦ МВД по Чувашии, Чувашского Бюро СМЭ и др.
В рамках криминалистической лаборатории периодически проводятся круглые столы, криминалистические чтения, семинары и конференции по актуальным вопросам уголовного процесса и криминалистики, судебной экспертизы, смежных с ними наук, междисциплинарные и межфакультетские научные мероприятия. Организуются участие в международных и всероссийских научных уголовно-процессуальных и криминалистических проектах; осуществление заказных исследований (в том числе экспертных) для суда, адвокатуры, юридических и физических лиц. Разрабатываются современные уголовно-процессуальные и криминалистические методики, применяемые в междисциплинарных и межфакультетских исследованиях.
Криминалистическая лаборатория ведет внеаудиторную работу со студентами: посещение криминалистического музея, просмотры тематических видеофильмов, использование компьютерных программ, встречи с практическими работниками и ветеранами правоохранительных органов, участие в научных студенческих конференциях и пр. Успешно действует научный студенческий кружок «Преступление и наказание», на базе которого А.Г. Мар-келовым и Н.В. Максимовым ежегодно организуется и создается модель судебного разбирательства по отдельным видам уголовных дел.
Анализ современного законодательства, имеющейся юридической литературы, посвященной развитию следственной и криминалистической науки как в России, так и за рубежом, опыта преподавания в вузе и на кафедре, а также Концептуальных положений, принятых за основу решением Ученого совета университета, позволяет признать, что современная стратегия развития криминалистической лаборатории очевидна. Тем не менее в целях ее модернизации и повышения качества с учетом современных вызовов, проблем и трудностей следственно-судебной практики считаем необходимым выделить следующие приоритетные и концептуальные направления ее развития:
1. Криминалистическая лаборатория обязана участвовать в выполнении главного предназначения высшего юридического образования и подготовки высококвалифицированных специалистов для правоохранительных органов, поэтому обучение, прежде всего, должно быть направлено на достижение высокого уровня теоретической и практической подготовки студентов по преподаваемым специальным и юридическим дисциплинам уголовно-правового профиля.
2. В основе теоретического обучения студентов должна быть нормотвор-ческая и следственно-судебная практика, осмысленная науками уголовного процесса и криминалистики.
3. Современный период деятельности правоохранительных органов характеризуется противоречивостью правоприменения, вызванного постоянно меняющейся, нестабильной, не соответствующей уровню развития общества правовой базой, а также большой текучестью кадров, что не обеспечивает их высокий профессиональный уровень. В этих условиях деятельность криминалистической лаборатории по подготовке высококвалифицированных кадров для правоохранительных органов не может не быть избирательной, критически осмысленной, преломленной через призму научного знания.
4. Пока существует практическое обучение в криминалистической лаборатории, всегда будет наблюдаться разрыв между ним и непосредственной практической деятельностью в правоохранительных органах, поэтому реально выполнимой может считаться лишь задача по сведению этого разрыва к минимуму, а не его полному преодолению.
5. На юридическом факультете, где студентов с первых дней знакомят с деятельностью правоохранительных органов и при этом они проходят там практику, недопустимо принижение значения криминалистической лаборатории в формировании у студентов практических умений и навыков по рассмотрению и разрешению уголовных дел.
При этом обучение на базе криминалистической лаборатории должно быть направлено на выработку у студентов профессиональных компетенций по умению решать типичные оперативно-следственные ситуации, принимать грамотно уголовно-процессуальные решения, производить следственные и иные процессуальные действия, составлять процессуальные и другие служебные документы, связанные с производством по уголовным делам.
Представляется, что с учетом малого объема часов (9 лекций, 18 практических занятий), предусмотренного учебным планом на изучение дисциплины «Криминалистика», а также отсутствия соответствующих вопросов в билетах на государственных экзаменах, криминалистическая лаборатория не может ставить перед собой основную задачу привития профессиональных навыков и умений подготовки будущего специалиста для правоохранительных органов.
6. Приоритетными и новыми формами практического обучения на базе криминалистической лаборатории являются:
- использование статистических данных о работе правоохранительных органов и конкретных «живых» примеров на лекциях и практических занятиях;
- использование современных технологий и методик, применяемых в уголовном процессе и криминалистике;
- проведение учебных занятий, прием зачетов и экзаменов с участием практических работников правоохранительных органов, участие их в работе научного кружка, а также иных проводимых мероприятий;
- использование в различных формах архивных уголовных дел и материалов об отказе в возбуждении уголовного дела, а также новых достижений диагностики следов преступления;
- проведение викторин, конкурсов, олимпиад, игр, составленных на базе практических материалов, и включение их в учебный план;
- прослушивание (просмотр) и системный анализ проведенных судебных заседаний. В этой связи предлагаем создать мощный судебный и следственно-криминалистический центр подготовки специалистов для правоохранительных органов, оснащенный современной фото- и аудиоаппаратурой, с возможностью использования сети Интернет. В учебном плане предусмотреть возможность проведения реального судебного процесса, чтобы студенты могли наблюдать за реальной работой суда и получать соответствующие профессиональные компетенции;
- подготовка и написание рефератов, курсовых и контрольных работ студентами на основе изучения криминалистической и следственно-судебной практики;
- уголовно-процессуальное и криминалистическое сопровождение по уголовным делам и защите бизнеса;
- с целью привития необходимых профессиональных компетенций будущего выпускника необходимо в рамках учебного плана закрепить проведение учений с привлечением практических работников. Для создания вышеназванного единого судебного и следственно-криминалистического центра считаем возможным и целесообразным использовать свободные площади, расположенные на 9-м этаже библиотечного корпуса по адресу: г. Чебоксары, ул. Университетская д. 38 корпус 3.
В настоящее время преподавание учебных дисциплин «Уголовный процесс», «Криминалистика», «Дознание в ОВД», «Теория доказательств в уголовном процесс», «Судебная экспертиза» и иных дисциплин уголовно-правового профиля осуществляется в удаленных друг от друг аудиториях, что создает определенные трудности и неудобства в эффективности осуществления учебно-воспитательного процесса. В частности, аудитория № 108 «Криминалистическая лаборатория» расположена на 1-м этаже 3-го учебного корпуса, аудитория № 201 «Криминалистический полигон» расположен на 2-м этаже 2-го учебного корпуса, а аудитория № 409 «Криминалистический кабинет» расположен на 4-м этаже 3-го учебного корпуса).
Кроме того, указанные помещения не разрешают эффективно проводить учебные занятия ввиду их небольших размеров, что не позволяет разместить всех студентов в аудитории (группа в среднем составляет не менее 30 чело-
век), а также использовать все необходимые объекты (предметы) и оборудование для криминалистического исследования.
В перспективе единый судебный и следственно-криминалистический центр будет включать в себя: не менее двух специально оборудованных учебных аудиторий (проведение как лекционных, так и практических занятий по различным дисциплинам очной и заочной форм обучения), следственно-криминалистическую лабораторию, следственно-криминалистический музей, полигонный комплекс (торговый зал, квартира, кабинет следователя (опознание в условиях, исключающих визуальное наблюдение), отделение банка с банкоматом, следовая дорожка, место ДТП), зал судебных заседаний, кабинет преподавателей, комнату хранения криминалистической техники и архивных уголовных дел. Создание указанного центра, по мнению авторов, позволит качественно повысить развитие практических навыков и умений у обучающихся юридического факультета. Подобные инновационные центры (площадки) с успехом функционируют в ведущих юридических вузах [1. С. 110-112].
Судебный и следственно-криминалистический центр представляется инновационным научно-исследовательским, образовательным подразделением юридического факультета ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова». Эта мощная учебно-методическая база для осуществления образовательного процесса по всем направлениям подготовки будущих юристов (специалистов, бакалавров, магистров) будет напрямую способствовать закреплению полученных знаний и формированию у студентов необходимых профессиональных навыков и умений, связанных с уголовно-процессуальным и криминалистическим исследованием улик, документов, орудий преступлений и непосредственного применения в следственно-судебной практике.
Создание указанного центра будет соответствовать п. 7.3 приказа Мин-обрнауки России № 1614 от 19 декабря 2016 г. «Об утверждении ФГОСТ ВО по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности», а также п.7.3. приказа Минобрнауки России №1424 от 16 ноября 2016 года (в ред. от 13.07.2017) «Об утверждении ФГОСТ ВО по специальности 40.05.02 "Правоохранительная деятельность"»1.
7. В рамках данного центра необходимо осуществлять подготовку и переподготовку экспертов-криминалистов и киберследователей по расследованию отдельных видов экономических преступлений, в том числе прививать навыки и умения по работе с электронными и бухгалтерскими документами. В этой связи считаем необходимым создать профильные специализированные кафедры: уголовного процесса и судопроизводства, криминалистики и судебной экспертизы, предварительного расследования, которые бы непосредственно отвечали за подготовку будущих выпускников для правоохранительных органов.
1 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета: приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2016 г. № 1614 [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc (дата обращения: 10.09.2018).
8. На базе созданного центра необходимо осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации практических работников правоохранительных органов, а также получение соответствующих допусков (разрешений) для работы экспертов-криминалистов ЭКЦ МВД по Чувашской Республике. Данные требования закреплены в Федеральном законе «Об образовании в РФ»1.
Настоящая стратегия развития криминалистической лаборатории может изменяться и дополняться с учетом развития законодательства, правоприменительной следственно-судебной практики, а также накопленного опыта преподавания.
Литература
1. Базарбаев Э.М. Перспективы развития криминалистики с использованием современных информационных технологий при раскрытии и расследовании преступлений // Наука и новые технологии. 2015. № 12. С. 110-112.
References
1. Bazarbaev E.M. Perspektivy razvitiya kriminalistiki s ispol'zovaniem sovremennykh infor-matsionnykh tekhnologii pri raskrytii i rassledovanii prestuplenii [Perspectives of development of criminalistics with the use of modern information technologies in the detection and investigation of crimes]. Nauka i novye tekhnologii [Science and new technologies], 2015, no. 12, pp. 110-112.
МАРКЕЛОВ АЛЕКСАНДР ГЕННАДЬЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
MARKELOV ALEKSANDR - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Department of Criminal Legal Disciplines, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
МАКСИМОВ НИКОЛАЙ ВАЛЕРЬЯНОВИЧ - доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
MAKSIMOV NIKOLAI - Associate Professor, Department of Criminal Law Disciplines, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]).
ПЕРЕПЕЛКИН ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
PEREPELKIN VYACHESLAV - Candidate of Legal Sciences Associate Professor, Department of Criminal Law Disciplines, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]).
КУЗЬМИН ЮРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ - старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
KUZMIN YURI - Senior Lecturer, Department of Criminal Law Disciplines, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]).
ИПАТЬЕВ СТАНИСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ - старший мастер криминалистической лаборатории кафедры уголовно-правовых дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
IPATIEV STANISLAV - Senior Master of the Criminalistics Laboratory, Department of Criminal Law Disciplines, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]).
1 Об образовании в Российской Федерации: Фед. закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 // Собрание законодательства РФ . 2012. № 53 (часть I), 31 дек. Ст. 7598.