УДК 343.35
ЕВГЕНИЙ РУСТАМОВИЧ ПУДАКОВ,
начальник ФКУ ИК-13 (УФСИН России по Республике Башкортостан), е-шай: evg-pudakov@yandex.ru
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СУЩНОСТИ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ НАУКЕ
Реферат: государственная политика по противодействию коррупции должна представлять собой научно обоснованную, последовательную и системную деятельность государственных и муниципальных органов власти при непосредственном участии институтов гражданского общества с имплементацией норм международных нормативных актов, регламентирующих основные принципы эффективной антикоррупционной деятельности.
В статье акцентируется внимание на комплексном изучении сущности коррупции как объекта научных исследований, а также на вопросах совершенствования антикоррупционного законодательства в рамках Концепции противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации. Несомненный интерес при этом представляют научные исследования понимания сущности коррупции, проводимые рядом отечественных ученых.
Ключевые слова: коррупция, коррупционные проявления, преступления коррупционной направленности, должностные преступления, мошенничество, присвоение и растрата, дача взятки, получение взятки.
Исследования коррупции приобрели характер самостоятельного научного направления к середине прошлого века. Их важным итогом стало определение коррупции как универсального социального явления, имеющего международное значение. Одной из основополагающих причин формулирования юридического понятия коррупции как социального явления стало расширение границы исследований права и появление сформулированного социально-философского и криминологического понятия.
Справедливо мнение Г. К. Мишина, который считает, что анализ правовых положений не позволяет раскрыть все содержание данного понятия, получившего в науке множество интерпретаций [1, с. 264].
Российская наука, основываясь на фундаментальных правовых идеях, а также используя значительный практический опыт, имеет достаточное количество определений коррупции, которые по своему содержанию и сущности охватывают ее различные проявления. Следует отметить, что российское антикоррупционное законодательство, активно развивающееся на протяжении последних десятилетий, было сформировано до признания противодействия коррупции одним из приоритетных направлений деятельности всей системы органов публичной власти в рамках программно-целевого и системообразующего правового регулирования. Еще в 1990 - начале 2000-х гг. в отечественном праве в целом сложилась правовая основа для борьбы с коррупционными проявлениями. Однако системно выраженных
© Пудаков Е. Р., 2016
подходов к антикоррупционной деятельности она не содержала.
В различных юридических энциклопедиях и словарях определение коррупции формулируется как:
- использование государственными служащими и представителями органов государственной власти занимаемого ими положения, служебных прав и властных полномочий для незаконного обогащения, получения материальных и иных благ и преимуществ как в личных, так и в групповых интересах [2, с. 474];
- моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами [3, с. 264];
- подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей [4, с. 108];
- разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей [5, с. 289].
Вместе с тем указанные определения нельзя строго отнести к научным или правовым.
К имеющим научное обоснование по изучению сущности коррупции традиционно относятся подходы в широком и узком смысле. При этом некоторыми учеными проводится еще более подробная классификация, разграничивающая коррупционные проявления [6, с. 27-32].
Широкий подход в большей части содержит в себе криминологические аспекты. Анализ доктрины о понятии коррупции различными авторами говорит о произ-
вольном трактовании ее сущности. Так, отечественная криминология не только использует понятие «коррупция», но и детально исследует особенности коррупционной преступности, личности коррупционера, латент-ность коррупционных преступлений [7, с. 68].
Коррупция представляется целой, относительно самостоятельной правовой наукой и учебной дисциплиной - корруптологией, изучающей пути совершенствования уголовной политики и законодательства о воздействии на организованную преступность и коррупцию [8, с. 2].
B. В. Астанин определяет коррупцию как подкуп-продажность [9, с. 6].
По мнению Г. Н. Борзенкова, коррупция - это разложение управленческого аппарата, основанное на использовании чиновниками своего служебного положения в корыстных целях [10, с. 30].
C. П. Глинкина определяет коррупцию как намеренное несоблюдение принципа независимости сторон с целью получения за счет такого поведения каких-либо преимуществ для себя или для других лиц, с которыми установлены личные отношения [11, с. 16].
В юридическом или узком смысле коррупция рассматривается как совокупность составов правонарушений, предусмотренных в законодательстве и отличающихся таким важным квалифицирующим признаком, как использование должностным лицом своего публичного статуса в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах, должностное злоупотребление [12, с. 369]
Однако уголовное право не может претендовать на первостепенную роль в противодействии коррупции, это связано со сложностью процедуры реализации его норм через уголовный процесс, что не всегда гарантирует результат и, главное, для ее широкого использования нет резерва сил и средств. Указанный тезис подтверждают статистические данные, в соответствии с которыми из почти 93 тысяч предварительно расследованных преступлений (из числа находившихся в производстве) за период с 2012 по 2014 год в суд были направлены чуть больше 82,5 тыс. уголовных дел.
Представленные показатели трудно соотнести с реальными масштабами коррупции, поэтому роль уголовного права состоит в оказании влияния на эффективность уголовно-правовых мер в сфере борьбы с коррупцией, итогом применения которых будет привлечение к уголовной ответственности за коррупционные преступления высокопоставленных служащих федерального и регионального уровня.
Характерными особенностями для преступлений коррупционной направленности являются: непосредственное нанесение ущерба авторитету публичной и непубличной службы; противоправный характер получаемых служащими различного уров-
ня привилегий (имущества, услуг или льгот); использование своего служебного положения вопреки интересам службы; наличие у субъекта коррупционного преступления признаков лица, принадлежащего к одной из категорий, указанных в примечаниях к ст. 201, 285 УК РФ, за исключением дачи взятки должностному лицу (ст. 291 УК РФ) и подкупа (ч. 1 или 2 ст. 204 УК РФ), которые наказываются вне зависимости от обладания виновным служебным статусом; наличие умысла на совершение действий или бездействия, объективно причиняющих ущерб интересам публичной или непубличной службы; наличие корыстной или иной личной заинтересованности.
Кроме того, к особенностям коррупционной преступности, по нашему мнению, могут быть отнесены:
- специфичность субъектов совершения преступлений, потому как данные преступления совершают не только должностные лица, но и иные государственные, муниципальные служащие, служащие коммерческих или иных негосударственных структур. В качестве подкупающих выступают любые физические и юридические лица;
- относительная стабильность регистрируемых преступлений при их высокой латентности;
- несводимость коррупционной преступности к совокупности лишь должностных преступлений;
- тесная связь с организованной преступностью, представители которой выделяют на подкуп чиновников значительную часть преступно нажитых средств.
Б. В. Волженкин относит к числу преступлений коррупционной направленности: мошенничество, присвоение и растрату, совершаемые с использованием служебного положения, злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, служебный подлог, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, ограничение конкуренции и ряд других преступлений, совершаемых государственными служащими или служащими органов местного самоуправления с использованием своего служебного положения в корыстных, иных личных или групповых целях [7, с. 68].
По мнению А. И. Долговой, к указанному перечню коррупционных преступлений следует относить и дачу взятки (ст. 291 УК РФ), незаконное получение или разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (ст. 183), подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст. 309), коммерческий подкуп (ст. 204), воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ) [13, с. 18-19].
С. В. Максимов вместе с перечнем коррупционных преступлений классифицирует их по группам в
зависимости от того, в качестве основного, обязательного, дополнительного непосредственного объекта преступного посягательства либо факультативного объекта выступает авторитет публичной службы (государственной службы и службы в органах местного самоуправления):
1) коррупционные преступления в узком значении понятия, посягающие на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, выступающий в качестве основного непосредственного объекта таких посягательств;
2) коррупционные преступления в широком значении понятия, посягающие на ту же социальную ценность как на обязательный дополнительный непосредственный объект;
3) коррупционные преступления, посягающие на названную социальную ценность как на факультативный (необязательный) объект [14].
В Федеральном законе от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» Россия в соответствии с п. 1 ст. 1 констатировала признание коррупционными и уголовно наказуемыми деяния, предусмотренные такими статьями Конвенции, как:
- ст. 15 (подкуп национальных публичных должностных лиц, под которым понимается дача и получение взятки государственными служащими -ст. 290-291 УК РФ);
- п. 1 ст. 16 (совершение этих же деяний должностными лицами международных организаций -ч. 3 примечания к ст. 285 УК РФ);
- ст. 17-19, 21-22 (хищение, присвоение, нецелевое использование имущества должностным лицом, злоупотребление влиянием в корыстных целях, протекция и вымогательство с использованием должностного положения, корыстное предоставление преимуществ, вымогательство и хищение в частном секторе управляющим лицом негосударственной организации - ст. 160, 285, ч. 4 ст. 290, ст. 201, п. «б» ч. 4 ст. 204 УК РФ);
- п. 1 ст. 23 (отмывание доходов от преступлений - ст. 174, 174.1 УК РФ);
- ст. 24 (сокрытие или непрерывное удержание имущества, если лицу известно, что такое имущество получено в результате любого из преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, - ст. 175 УК РФ);
- ст. 25 (воспрепятствование осуществлению правосудия по коррупционным или иным преступлениям - на усмотрение государства - путем насилия или угроз - ст. 296, 302, 303, 309 УК РФ);
- ст. 27 (приготовление к коррупционному или иному - на усмотрение государства - преступле-
нию, покушение на преступление и соучастие в нем в качестве сообщника, пособника или подстрекателя - ст. 30, 33 УК РФ).
Ратификация Конвенции обозначает определение основных преступлений, которые следует считать коррупционными. Однако в практической деятельности круг коррупционных преступлений определяется произвольно и учеными, и практиками. Количество составов преступлений, имеющих коррупционную направленность, варьируется от 15 до 50.
Преступлениями коррупционной направленности в первую очередь являются деяния, предусмотренные в гл. 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях», а также гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» УК РФ. Кроме того, в некоторых главах есть статьи, диспозиции которых непосредственно указывают субъектами преступлений должностных лиц, например ст. 140 (отказ в предоставлении гражданину информации), ст. 169 (воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности), ст. 170 (регистрация незаконных сделок с землей).
Необходимо отметить, что понятия лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, или должностного лица, содержатся в примечаниях к ст. 201 и 285 УК РФ и охватывают преступления, перечисленные в гл. 23 и 30.
Таким образом, в законе речь идет о специальном субъекте, однако следственные органы распространяют его на все составы, где в качестве квалифицирующего или обязательного признака содержится признак совершения преступления лицом, использующим свое служебное положение.
Активизация и развитие усилий ученых в таких отраслях научных знаний, как юриспруденция, экономика, социология, политология, психология, их обмен опытом и согласование исследований причин коррупции как социального явления, по комплексному изучению факторов, способствующих возникновению коррупции, важны для формирования такого уклада общественной и личной жизни, который подавлял бы все коррупционные риски, и тогда будет обеспечено формирование высокого правового сознания и стимулов правомерного поведения людей.
Правильное применение международных стандартов, опыта законодательства отдельных государств, интеграционных норм необходимо выгодно использовать в российской действительности.
Список литературы
1. Мишин Г. К. О теоретической разработке проблемы коррупции // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы / под ред. В. В. Лунеева. М., 2001. С. 263.
2. Российская юридическая энциклопедия. М., 1999. 1110 с.
3. Толковый словарь русского языка. М., 1998. 4472 с.
4. Словарь русского языка : в 4 т. М., 1986. Т. 2.
5. Политический словарь. М., 1958. 704 с.
6. Добреньков В. И., Исправникова Н. Р. Коррупция: современные подходы к исследованию : учеб. пособие для вузов. М., 2009. 207 с.
7. Криминология : учеб. для юрид. вузов / под ред. В. Н. Бурлакова, В. П. Сальникова, С. В. Степашина. СПб., 1999. 554 с.
8. Иванов А. М. Корруптология - правовая наука и учебная дисциплина: путь совершенствования уголовной политики и законодательства о воздействии на организованную преступность и коррупцию. Владивосток, 2002. С. 2.
9. Астанин В. В. Коррупция и борьба с ней в России второй половины XVI-XX в. (криминологическое исследование) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. 19 с.
10. Борзенков Г. Н. Уголовно-правовые меры борьбы с коррупцией // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1993. № 1. С. 30.
11. Глинкина С. П. Коррупция в России: причины, масштабы, качественные изменения. М., 1999. С. 16.
12. Криминология : учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2009. 800 с.
13. Долгова А. И. Определение коррупции и законодательство о борьбе с ней // Коррупция и борьба с ней. М., 2000. С. 18-19.
14. Максимов С. Коррупционная преступность в России: правовая оценка, источники развития, меры борьбы // Уголовное право. 1999. № 2.
EVGENY RUSTAMOVICH PUDAKOV,
read of FKU IK-13
(Republic of Bashkortostan department of the FPS of Russia),
e-mail: evg-pudakov@yandex.ru
SEPARATE ASPECTS OF RESEARCH OF ESSENCE OF CORRUPTION IN THE RUSSIAN LEGAL SCIENCE
Abstract: the state policy on counteraction of corruption has to represent scientifically based, consecutive and system activity of the state and municipal authorities with direct participation of institutes of civil society with implementation of standards of the international regulations regulating all basic principles of effective anticorruption activity.
In article the attention is focused on complex studying of essence of corruption as object of scientific researches, and also on questions of improvement of the anti-corruption legislation within the Concept of counteraction of corruption in system of public service of the Russian Federation. At the same time the scientific researches understanding of essence of corruption undertaken by a number of domestic scientists are of undoubted interest.
Key words: corruption, corruption manifestations, crimes of a corruption orientation, malfeasances, fraud, assignment and waste, bribery, taking of a bribe.
References
1. Mishin G. K. O teoreticheskoj razrabotke problemy korrupcii [About theoretical development of a problem of corruption]. Korrupcija: politicheskie, jekonomicheskie, organizacionnye i pravovye problem [Corruption: political, economic, organizational and legal problems]. Under the editorship of V. V. Luneev. Moscow, 2001. 263 р.
2. Rossijskaja juridicheskaja jenciklopedija [Russian legal encyclopedia]. Moscow, 1999. 110 р.
3. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka [Explanatory dictionary of Russian]. Moscow, 1998. 4472 р.
4. Slovar' russkogo jazyka [Dictionary of Russian]. In 4 vol. Moscow, 1986. Vol. 2.
5. Politicheskij slovar' [Political dictionary]. Moscow, 1958. 704 р.
© Pudakov E. R., 2016
6. Dobren'kov V. I., Ispravnikova N. R. Korrupcija: sovremennye podhody k issledovaniju [Corruption: modern approaches to research]. Moscow, 2009. 207 p.
7. Kriminologija [Criminology]. Under the editorship of V. N. Burlakov, V. P. Sal'nikov, S. V. Stepashin. St. Petersburg, 1999. 554 p.
8. Ivanov A. M. Korruptologija - pravovaja nauka i uchebnaja disciplina: put' sovershenstvovanija ugolov-noj politiki i zakonodatel'stva o vozdejstvii na organizovannuju prestupnost' i korrupciju [Korruptologiya - legal science and a subject matter: way of improvement of criminal policy and legislation on impact on organized crime and corruption]. Vladivostok, 2002, p. 2.
9. Astanin V. V. Korrupcija i bor'ba s nej v Rossii vtoroj poloviny XVI-XX v. (kriminologicheskoe issledo-vanie). Avtoref. dis. kand. jurid. nauk [Corruption and fight against her in Russia the second half of XVI-XX century (criminological research). Cand. legal sci. diss. abstract]. Moscow, 2001. 19 p.
10. Borzenkov G. N. Ugolovno-pravovye mery bor'by s korrupciej [Criminal and legal measures of fight against corruption]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 11. Pravo - Bulletin of the Moscow university. Series 11. Law, 1993, no. 1, p. 30.
11. Glinkina S. P. Korrupcija v Rossii: prichiny, masshtaby, kachestvennye izmenenija [Corruption in Russia: reasons, scales, high-quality changes]. Moscow, 1999, p. 16.
12. Kriminologija [Criminology]. Under the editorship of V. N. Kudijavcev, V. E. Jeminov. The 4th edition processed and added. Moscow, 2009. 800 p.
13. Dolgova A. I. Opredelenie korrupcii i zakonodatel'stvo o bor'be s nej []. Korrupcija i bor'ba s nej [Definition of corruption and legislation on fight against her. Corruption and fight against her]. Moscow, 2000, pp.18-19.
14. Maksimov S. Korrupcionnaja prestupnost' v Rossii: pravovaja ocenka, istochniki razvitija, mery bor'by [Corruption crime in Russia: legal treatment, sources of development, fight measure. Criminal law]. Ugolovnoe pravo - 1999, no 2.