УДК 342.5
ОБ УЛУЧШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© 2018
Янкин Георгий Николаевич, студент 2 курса магистратуры юридического факультета Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (443086, Россия, Самара, ул. Московское шоссе, 34, e-mail: pobedanose@yandex.ru)
Аннотация. Исследование актуальных проблем и современного состояния коррупционных правонарушений в Российской Федерации имеет особое значение для юридической науки. Цель статьи заключается в рассмотрении вопросов, касающихся улучшения эффективности расследования коррупционных правонарушений и преступлений в России. Поскольку коррупция является системным явлением, то противодействие коррупции производится на межотраслевом уровне, то автором, акцентируется внимание на уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной ответственности за правонарушения и преступления коррупционной направленности. Устанавливается, что отечественное законодательство в исследуемой области весьма динамично. Так, по законодательству РФ физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, может быть привлечено к уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной ответственности, а юридическое лицо - к административной и гражданско-правовой. Аргументируется, что законодательством Российской Федерации предусматривается конституционно-правовая ответственность за коррупционные правонарушения, например в виде отмены судом регистрации кандидата за подкуп избирателей. Автор приходит к выводу, что поскольку коррупция стала в настоящее время одной из наиважнейших государственных задач, то существует потребность в формировании и создании Антикоррупционного комитета РФ, осуществляющего полномочия в антикоррупционной сфере, а соответственно принятии федерального закона «О Антикоррупционном комитете Российской Федерации». Основными задачами данного комитета прежде всего должны стать расследование преступлений коррупционной направленности, осуществляемое оперативно и качественно, а также выявление обстоятельств, которые способствуют совершению преступлений коррупционной направленности и организация работы по устранению таких обстоятельств. Автором выделяются и другие задачи Антикоррупционного комитета России, а также делаются предложения, касающиеся целей и направлений в сфере борьбы с коррупционными проявлениями.
Ключевые слова: коррупция, преступления коррупционной направленности, правонарушения, юридическая ответственность, утрата доверия, взяточничество, национальная безопасность, коммерческий подкуп, подкуп избирателей, координационная деятельность, эффективность борьбы с преступлениями и правонарушениями коррупционной направленности, направления в сфере борьбы с коррупционными проявлениями, межведомственный характер, профилактика и пресечение коррупционных преступлений.
ABOUT IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF INVESTIGATION OF CORRUPTION OFFENSES AND CRIMES IN THE RUSSIAN FEDERATION
© 2018
Yankin George Nikolaevich, the student of 2 course of a magistracy of the law faculty Samara national research University named after academician S. P. Korolev (443086 Russia, Samara, street the Moscow highway, 34, e-mail: pobedanose@yandex.ru)
Abstract. The study of actual problems and the current state of corruption offenses in the Russian Federation is of particular importance for the legal science. The purpose of the article is to consider issues related to improving the efficiency of investigation of corruption offenses and crimes in Russia. Since corruption is a systemic phenomenon, the fight against corruption is carried out at the inter-sectoral level, the author focuses on criminal, administrative, civil, disciplinary responsibility for offenses and crimes of corruption. It is established that the domestic legislation in the studied area is very dynamic. Thus, according to the legislation of the Russian Federation, an individual who has committed a corruption offense can be brought to criminal, administrative, civil, disciplinary responsibility, and a legal entity-to administrative and civil law. It is argued that the legislation of the Russian Federation provides for constitutional and legal responsibility for corruption offenses, for example, in the form of cancellation by the court of registration of a candidate for bribery of voters. The author comes to the conclusion that since corruption has now become one of the most important state tasks, there is a need for the formation and creation of the anti-Corruption Committee of the Russian Federation, exercising powers in the anti-corruption sphere, and accordingly the adoption of the Federal law "on the anti-Corruption Committee of the Russian Federation". The main tasks of this Committee should first of all be the investigation of crimes of corruption, carried out quickly and efficiently, as well as the identification of circumstances that contribute to the Commission of crimes of corruption and the organization of work to eliminate such circumstances. The author identifies other tasks of the anti-Corruption Committee of Russia, as well as makes proposals regarding the goals and directions in the fight against corruption.
Keywords: corruption, corruption-related crimes, offenses, legal responsibility, loss of trust, bribery, national security, commercial bribery, voter bribery, coordination activities, the effectiveness of the fight against crimes and offenses of corruption, areas in the fight against corruption, interdepartmental nature, prevention and suppression of corruption crimes.
Проблема коррупции должна называться в числе первоочередных. Одна из причин существования коррупции - это несовершенство законодательства. Ежедневно разрабатываются и принимаются новые нормативные правовые акты (НПА), которые требуют изучения на предмет наличия в них коррупциогенных факторов. Многие уже применяемые на практике нормативные правовые акты также требуют анализа и обобщения.
Вопрос эффективности НПА, регулирующих вопросы юридической ответственности за коррупционные правонарушения, и поиска эффективных средств оценки законодательной базы с целью выявления и устранения нормотворческих ошибок был и остается актуальным.
Коррупционная проблематика многогранна. Рассмотреть весь спектр проблем в рамках настоящей статьи
не представляется возможным. Однако в числе общетеоретических исследований по вопросам коррупции можно назвать работы В. В. Астанина, А. В. Евсеева, В. А. Затонского, Е. В. Каменской, Д. В. Кокорикова, З. П. Колесниченко, И. Н. Коновалова, М. А. Костенко, Н. В. Мамитовой, А. В. Малько и др. Отраслевой уровень представляют работы Н. Ю. Колофидиной, М. В. Костенникова, А. В. Куракина, А. В. Марьяна, А. А. Ше-велевича, К. В. Харабета и др.
Уже это обстоятельство может привести к мысли, что правовое регулирование противодействия коррупции в современной России весьма и весьма многогранно, ибо вызывает неподдельный интерес со стороны научного сообщества. Действительно, проблема коррупции в России по-прежнему остается актуальной.
Коррупция представляет собой феномен, существующий во всех сферах общества. Коррупция всегда ослабляет экономику, подрывает социальные отношения, а также доверие не только между людьми, но и доверие к госслужащим, которые наделены особым статусом. Ее влияние на общество зависимо от масштабов ее распространения, от реальных мер принимаемых по борьбе с коррупцией, а также поведение граждан и отношения общества.
Коррупция - это экономическое и морально явление, которое ставит личные корыстные интересы, выше всех других интересов. Имея в своей основе корыстный мотив, коррупция представляет опасность, как для общества, так и для государства. Коррупция проявляется в разных формах, но ее проявление выражается в таких действиях, которые направлены для достижения или получения любых привилегий, льгот или преимущества путем незаконного сговора и взяточничества.
Поскольку коррупция является системным явлением, то противодействие коррупции производится на межотраслевом уровне. В связи с чем, целесообразно рассмотреть особенности применения каждого вида юридической ответственности за совершение коррупционного правонарушения.
1. Уголовная ответственность применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления. Уголовная ответственность за совершение коррупционных преступлений предусмотрена соответствующими статьями Уголовного кодекса РФ [1], большинство из них объединено в гл. 30 (преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления), в том числе ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями), ст. 286 (превышение должностных полномочий), ст. 290 (получение взятки), ст. 291 (дача взятки), ст. 292 (служебный подлог) и др.
Коррупционные правонарушения также могут быть сопряжены и с другими уголовными составами, например, ст. 201 (злоупотребление полномочиями). За совершение коррупционных правонарушений уголовным законодательством предусмотрены различные виды санкций: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, лишение свободы на определенный срок.
К примеру, получение взятки в особо крупном размере (т. е. более 1 млн. р.) наказывается штрафом в размере от 80 до 100-кратной суммы взятки (но не более 500 млн. р.) с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок от 8 до 15 лет.
Сравнительно-правовой анализ законодательства зарубежных стран показал, что наиболее радикальные меры по борьбе с коррупционными правонарушениями предпринимаются в странах Азии. Например, в Китае за взятку предусмотрена смертная казнь. В китайском уголовном кодексе подобное наказание появилось в начале в начале 1980-х гг. Смертная казнь проводится публично, в виде расстрела. Подобных приговоров может быть тысячи в год, в том числе в отношении как довольно высокопоставленных чиновников, так и менеджеров крупных корпораций. Смертная казнь за взяточничество предусмотрена и на Кубе.
Особый интерес вызывают положения международного законодательства по вопросу ответственности государственных гражданских служащих за коррупционное поведение. Так, модельный Уголовный кодекс стран СНГ 1996 г. в ст. 305 ч. 2 регламентирует, что «не является преступлением в силу малозначительности и преследуется в дисциплинарном порядке получение публичным служащим имущества, права на имущество или иной имущественной выгоды в качестве подарка при отсутствии предварительной договоренности за уже совершенное действие (бездействие), не нарушающее 372
служебных обязанностей данного лица, если стоимость подарка не превышала однократного минимального размера заработной платы, установленного законодательством» [2].
Важным критерием здесь выступает не столько стоимость получаемых благ, сколько отсутствие предварительной договоренности. Мы видим, что и региональное международное законодательство стремится урегулировать отношения, связанные с коррупционными проявлениями на государственной гражданской службе.
2. Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях закреплено порядка двадцати различных составов административных правонарушений коррупционного характера. В их числе: подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (ст. 5.16); отказ в представлении гражданину информации (ст. 5.39); незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28); незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (ст. 19.29) [3].
На примере последней статьи к административной ответственности могут быть привлечены физические, должностные, а также юридические лица, незаконно привлекающие к трудовой деятельности бывших или действующих государственных, муниципальных служащих. При этом срок давности, т. е. срок, в течение которого может быть вынесено постановление, составляет 6 лет со дня его совершения. Практически это положение превосходит по строгости положения относительно сроков давности, предусмотренных УК Российской Федерации за преступления небольшой и средней тяжести (2 года и 6 лет соответственно).
В отличие от уголовной, административная ответственность возлагается и на юридические лица. Так, в соответствии со ст. 19.28 КоАП РФ в отношении юридического лица может быть применена следующая санкция: наложение административного штрафа в размере до 3-кратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее 1 млн р. с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
3. Гражданско-правовая ответственность предполагает применение к правонарушителю установленных законом либо договором мер воздействия, влекущих отрицательные последствия имущественного характера, которые выражаются в возмещении убытков, уплате неустойки, а также в возмещении вреда в интересах другого лица либо государства. В соответствии с гражданским законодательством к правонарушениям коррупционной направленности, за которые предусмотрена гражданско-правовая ответственность, относятся нарушения правил дарения и порядка предоставления услуг, имеющие признаки коррупционного характера, не являющиеся при этом преступлениями.
Так, ст. 575 Гражданского кодекса РФ [4] установлен запрет на дарение государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, за исключением обычных подарков, под которыми подразумеваются подарки стоимостью менее трех тысяч рублей. Важно отметить, что для определения того, является ли подарок «обычным», применяется критерий стоимости.
Из данного положения следует, что предметы роскоши, коллекционные изделия, иные дорогостоящие предметы под данное определение не подходят. Помимо стоимости, «обычность» подарка подразумевает традиционность обстановки, при которой он дарится, а имен-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)
но: в качестве повода для подарка могут выступать исключительно общепринятые обстоятельства, такие как юбилей, успешное завершение определенного этапа жизненного пути, либо иное торжественное событие.
Гражданскому служащему в соответствии с законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [5] запрещается получать подарки стоимостью менее трех тысяч рублей. Такие подарки признаются федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы. Но впоследствии гражданский служащий, сдавший подарок, имеет право его выкупить.
4. Дисциплинарная ответственность - одна из правовых форм воздействия на нарушителей дисциплины труда, заключающаяся в наложении дисциплинарных взысканий. Применяется только к физическим лицам.
Существует два вида дисциплинарной ответственности:
- общая, предусмотренная Трудовым кодексом РФ, и
- специальная, которую несут отдельные категории работников (служащих).
Дисциплинарная ответственность государственных служащих относится к специальной, т.е. предполагает наличие иных мер взыскания, предусмотренных специальными законами.
Дисциплинарными коррупционными проступками признаются нарушения порядка исполнения своих профессиональных обязанностей, обладающие характерными чертами коррупции, за которые установлена дисциплинарная ответственность. К числу дисциплинарных взысканий, например, на государственной гражданской службе, относятся замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии (ст. 59.1).
Однако наиболее строгим дисциплинарным взысканием за допущенные коррупционные правонарушения является увольнение в связи с утратой доверия. Данная мера ответственности применяется к государственным служащим за непринятие мер по урегулированию конфликта интересов, непредоставление или недостоверное предоставление сведений о доходах и расходах служащего, его (ее) супруга (супруги), несовершеннолетних детей, осуществление предпринимательской деятельности и иные случаи, предусмотренные ст. 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Федеральный закон устанавливает четкий алгоритм и порядок применения названных ранее взысканий. Взыскания налагаются доверенным лицом нанимателя на основании результатов проверки, которая проводится подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Фундаментальным же законом в области противодействия коррупции является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», который устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовую основу противодействия коррупции, организационные основы противодействия коррупции, меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции и т. д.
В рамках настоящего исследования вполне резонно возникает вопрос: предусматривается ли законодательством Российской Федерации конституционно-правовая ответственность за коррупционные правонарушения? Полагаем, что да. В доказательство сказано приведем следующий аргумент.
Например, согласно ст. 76 ч. 7 п. «в» и «г» Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей
кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:
- неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
- установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией и
др. [6].
Суммируя вышесказанное, можно сделать следующие промежуточные выводы: отечественное законодательство в исследуемой области весьма динамично; по законодательству РФ физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, может быть привлечено к уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной и конституционно-правовой ответственности, а юридическое лицо - к административной и гражданско-правовой.
Однако существующих мер борьбы с коррупцией, видимо, недостаточно, и преодоление этой ключевой угрозы национальной безопасности предполагает не только оптимизацию правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной и муниципальной власти, но и целенаправленную, регулярную деятельность и мобилизацию всех имеющихся ресурсов всего общества в рамках обеспечения реализации принципа неотвратимости юридической ответственности за коррупционные правонарушения.
Как справедливо отмечает А.С. Жукова, в современных условиях вопрос о профилактике и противодействии коррупции стоит особенно остро. Сейчас коррупция становится не только сутью общественной жизни, но и государственной политики. Ранее же она скорее воспринималась как второстепенное явление [7].
Поэтому не случайно самостоятельной функцией государства является предупреждение коррупции, а также проведение антикоррупционной политики. Проблема противодействия коррупции стала в настоящее время одной из наиважнейших государственных задач, в связи, с чем для профилактики и преодоления коррупции в России принимаются Национальные стратегии противодействия коррупции, Национальные планы противодействия коррупции на соответствующие периоды.
Международный опыт свидетельствует, что противодействовать коррупции невозможно только при помощи привлечения к ответственности лиц, которые виновны в правонарушениях коррупционной направленности. В этой связи, следует отметить, что требуется система мер как правовых, так и экономического характера, а также воспитательного. Среди методов и средств противодействия коррупционным проявлениям особо следует выделить организационные меры, связанные с профилактикой и предупреждение коррупции.
Как представляется, на современном этапе развития общества существует потребность в формировании и создании Антикоррупционного комитета РФ, осуществляющего полномочия в антикоррупционной сфере, а соответственно принятии федерального закона «О Антикоррупционном комитете Российской Федерации».
Образование данного органа вызвано тем, что расследованием и раскрытием коррупционных преступлений, занимается значительное количество правоохранительных органов.
В раскрытии данных преступлений принимают участие подразделения и отделы, созданные в структуре Следственного комитета России, органах внутренних дел, Федеральных службах России: службе безопасности и таможенной службе.
При этом противодействовать коррупции возможно только путем детального планирования и скоординированной работы (в названной сфере) всех правоохранительных органов. Данную задачу, как думается, может
на себя взять Антикоррупционный комитет РФ, который должен способствовать сокращению коррупционных проявлений на всех уровнях власти.
Основными задачами и полномочиями Антикоррупционного комитета РФ должны стать:
1) расследование преступлений коррупционной направленности, осуществляемое оперативно и качественно;
2) выявление обстоятельств, которые способствуют совершению преступлений коррупционной направленности и организация работы по устранению таких обстоятельств;
3) профилактика и предупреждение преступлений коррупционной направленности;
4) правовая экспертиза НПА на выявление коррупци-огенных факторов;
осуществление международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции;
5) осуществление межведомственной координации правоохранительных органов по вопросам их взаимодействия в сфере профилактики, предупреждения и расследования преступлений коррупционной направленности;
6) разработка мер по реализации государственной политики в антикоррупционной сфере;
7) формирование и представление соответствующей статистической отчетности.
Особо следует отметить, что работа, которая будет проводиться Антикоррупционным комитетом, требует межведомственного взаимодействия и координации усилий, связанных с борьбой с этим пагубным явлением.
КоординационнаядеятельностьАнтикоррупционного комитета РФ изначально должна строится по принципу выделения приоритетных направлений ее осуществления. К целям и направлениям в сфере борьбы с коррупционными проявлениями следует отнести:
а) повышение эффективности борьбы с преступлениями и правонарушениями коррупционной направленности;
б) разработку планов по осуществлению скоординированных действий, связанных с профилактикой и предупреждением преступлений коррупционной направленности, а также по своевременному выявлению, пресечению и раскрытию данной группы преступлений;
в) выявлению и устранению условия и причин, которые способствовали совершению правонарушений и коррупционных преступлений.
Координационная деятельность может осуществляться в форме:
а) созыва и проведения координационных совещаний руководителей правоохранительных структур;
б) организации межведомственных рабочих групп, связанных с раскрытием коррупционных преступлений, носящих трансграничный характер;
в) истребование информации как статистической, так и иной необходимой информации.
На практике следует использовать постановления совещаний, как руководство к действию, а по итогам обсуждения координационных совещаний должны вырабатываться конкретные меры, направленные на совершенствование механизма межведомственного взаимодействия в конкретном направлении, связанном с профилактикой и борьбой с коррупцией.
Кроме того, необходимо использование информационных технологий, которые являются не только средством способным обеспечить процессуально значимой информацией, но и повысить гарантии надлежащей защиты прав и законных интересов граждан и организаций от коррумпированных проявлений.
В рамках Антикоррупционного комитета следует создать информационные площадки, которые станут более доступным для общественности, с целью выявления и пресечения преступлений и правонарушений коррупционной направленности, т.к. борьба с коррупцией — 374
это не только задача государства, но и общества в целом.
Несомненно, информационное общество, возникновение которого происходит в наши дни, требует наличия соответствующих механизмов, соответствующих этому этапу развития, что позволит эффективно проводить борьбу с коррупцией, при этом по отдельным преступлениям в кратчайшие сроки. Огромные перспективы в модернизации исследуемой сферы может обеспечивать Интернет. Данное направление деятельности будет способствовать раскрытию преступлений, поскольку ни для никого не является секретом, что проблемы расследования преступлений коррупционной направленности связаны с высокой латентностью коррупции.
В тоже время, отметим, что правовая цивилизованность государства, также зависит от уровня правосознания общества. Поэтому необходимо в обществе повышать правовую культуру, т.к. она влияет на правопорядок, а также на развитие самого государства. Правовая культура в сфере противодействия коррупционным проявлениям должна глубоко проникнуть в правосознание людей, в их правоотношения, служить регулятором поведения людей, противостоящих разрушительному действию коррупции. Антикоррупционный комитет в этой связи должен иметь позитивное взаимодействие со СМИ, освещая для масс проводимую им работу, с целью создания положительного имиджа данного комитета, вызывающего доверие у общественности.
Таким образом:
1. На современном этапе налицо необходимость создания специального органа призванного расследовать преступления коррупционной направленности, выявлять обстоятельства, которые способствуют совершению данных преступлений и организовывать работу по устранению таких обстоятельств, а также осуществлять профилактику и предупреждение преступлений коррупционной направленности, проводить правовую экспертизу НПА на выявление коррупциогенных факторов и осуществлять межведомственной координации правоохранительных органов по вопросам их взаимодействия в сфере профилактики, предупреждения и расследования преступлений коррупционной направленности.
2. Специализированной организацией по борьбе с коррупционными проявлениями должен стать Антикоррупционный комитет Российской Федерации при Президенте Российской Федерации.
3. Антикоррупционный комитет Российской Федерации должен произвести системный пересмотр действующих НПА на предмет их коррупциогенности, а также организовать практику обязательных экспертиз законопроектов.
4. Антикоррупционный комитет Российской Федерации должны быть выработаны и внедрены программы по:
- связям с общественностью с целью пресечения и выявления коррупции на местах;
- формированию системы кадрового резерва, как в правоохранительных органах, так и в иных органах власти, позволяющую проводить проверку на профессиональную пригодность;
- правовоспитательной деятельности и работе с население страны, призванную содействовать формированию правового фундамента среди масс, а также позволяющий в сознании людей предопределять необходимые правила поведения, обеспечивающие сознательную реализацию их права в сфере противостояния коррупции.
- по осуществлению скоординированных межведомственных действий, связанных с профилактикой и предупреждением преступлений коррупционной направленности, а также по своевременному выявлению, пресечению и раскрытию данной группы преступлений;
- выявлению и устранению условий и причин, которые способствовали совершению правонарушений и коррупционных преступлений.
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954; 2018. - № 9. - Ст. 1292.
2. Модельный уголовный кодекс стран СНГ от 17 февраля 1996 г. / рекомендательный законодательный акт. - [Электронный ресурс] -http://www.cisatc. 0^135/154/241.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -
2001. - № 1. - Ст. 1; - 2018. - № 11. - Ст. 1577.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5. -Ст. 410; - 2017. - № 50 (Ч. III). - Ст. 7550.
5. Федеральный закон от 27.07.2004. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 31. - Ст. 3215; - 2018. - № 1 (Ч. I). - Ст. 7.
6. Федеральный закон от 12.06.2002. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. -
2002. - № 24. - Ст. 2253; - 2018. - № 7. - Ст. 961.
7. Жукова А.С. Особенности законодательного обеспечения противодействия коррупции в субъектах РФ (на примере Забайкальского края, Республики Бурятия, Иркутской области) // Государственная власть и местное самоуправление. - 2013. - № 10. - С. 34.
Статья поступила в редакцию 02.07.2018 Статья принята к публикации 27.08.2018