УДК 165+11/12
ОТЧУЖДЕНИЕ И ВОВЛЕЧЕНИЕ: СПЕЦИФИКА И ВЗАИМОСВЯЗЬ
© Д. В. Прокофьева
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (347) 272 61 05.
Е-шаИ: ]атз-шауепск@уа^гх. ги.
Ключевым вопросом нашей статьи является вовлечение человека, которое мы рассматриваем как способ преодоления различных видов его отчуждения. Познание самого себя, непокорность обстоятельствам, активная жизненная позиция, самореализация в творчестве — вовлечение человека, которое может смягчить непреодолимое экзистенциальное отчуждение. Рассматривая проблемы экономического и политического отчуждения сквозь призму личности, мы видим вовлечение в активной гражданской позиции, в действиях на благо других людей; вовлечение человека в политическую и экономическую жизнь страны необходимо для гармоничной личности, которой стремится стать каждый вовлекающийся человек. Очень актуальная на сегодняшний день проблема технологического отчуждения должна решаться вовлечением человека в жизнь реальную, а не замена ее виртуальной.
Ключевые слова: отчуждение, вовлечение, персонализм, экзистенциальное отчуждение, экономическое отчуждение, политическое отчуждение, технологическое отчуждение.
Проблема преодоления разных форм отчуждения человека и общества не теряет своей актуальности в современном мире. Альтернативой отчуждения может выступать процесс вовлечения, во многом остающийся «за бортом» отечественной философской мысли.
Напомним, что идею вовлеченности человека в бытие выдвинули французские персоналисты в XX веке, для которых вопрос вовлечения человека в материальный и духовный процесс являлся одним из ключевых. В начале 30-х годов прошлого века группа социально ориентированных мыслителей во главе с Э. Мунье объединилась вокруг журнала «Эспри», призывая граждан к ярко выраженной политической и гражданской позиции, экономической активности, духовному пробуждению. Персоналисты исходили из того, что «кризис человека» является следствием кризиса цивилизации. Тем не менее поскольку именно человек является творцом истории, его действия и развитие в определенном «русле» привели к разным формам отчуждения, а цивилизацию - к кризису. Осознавая это, персоналисты обратились к философии личности, так как выйти из кризиса могут только духовно здоровые и должным образом ориентированные личности. Иными словами, вовлечение может стать способом «снятия» отчуждения. Для того чтобы проиллюстрировать это, попытаемся применить принцип вовлечения к различным формам отчуждения человека.
Экзистенциальное отчуждение/вовлечение
Говоря об экзистенциальном отчуждении, мы имеем в виду, прежде всего, идеи А. Камю. По его мнению, экзистенциальное отчуждение (которое сам автор называет «абсурдом» - несостыковкой реального мира и человеческого его видения) напоминает закручивающуюся спираль. Первый виток - зависимость человека от времени, его «принадлежность времени». Люди привыкли жить будущим, завтрашним днем, однако мало кто заду-
мывается, что будущего может и не быть; либо, когда оно настает, человек понимает, что «время -его злейший враг. Он мечтал о завтрашнем дне, а теперь знает, что от него следовало бы отречься» [1, с.230]. Второй виток - отчужденность человека от окружающего мира, превращение последнего лишь в меняющиеся декорации. Разъединенность человека и природы также ведет к ощущению абсурда. Третий виток спирали, самый напряженный - отвращение человека к обществу, к другому человеку, к самому себе. Это происходит, когда отчуждение человека и природы перерастает в неприязнь к себе подобным.
Альтернатива отчуждению, согласно А. Камю, -это принятие факта абсурдности бытия и попытка противостоять ему, это бунт, борьба, которая и является формой вовлечения человека в социальную действительность. Говоря о том, что мир в принципе неразумен, что радикально изменить его невозможно, и что человек, противостоящий миру, подобен Сизифу, катящему свой камень в гору, философ утверждает, что делать это необходимо, чтобы хотя бы на миг стать победителем своей судьбы.
Самоубийство - это тоже один из вариантов борьбы, разрыва череды безликих, сменяющих друг друга событий идей. Философ полагает, что самоубийство оправданно только тогда, когда оно полностью осмысленно и в основе его лежит самопожертвование, а не просто попытка к бегству от проблем, обстоятельств и усталости. Очевидно, что оно не может быть формой вовлечения человека.
Экономическое отчуждение/вовлечение
Проблемы экономического отчуждения в капиталистическом обществе были вскрыты в марксизме. К. Маркс отмечал, что в капиталистическом обществе рабочий класс является одним из наиболее подавленных, что человек отчужден от продукта своего труда, своей жизнедеятельности, и здесь видно отчуждение человека от человека, опредмечивание
отношений. «Отчуждение проявляется как в том, что мое средство существования принадлежит другому, что предмет моего желания находится в недоступном мне обладании другого, так и в том, что каждая вещь сама оказывается иной, чем она сама, что моя деятельность оказывается чем-то иным и что, наконец, - а это относится и к капиталисту, - надо всем вообще господствует нечеловеческая сила» [2, с. 137]. Отчужденный человек не только чужд другим людям, он лишен человечности как в естественном, природном, так и духовном смысле. По Марксу, человек тем больше отчужден от другого и от своей сущности, чем выше уровень эксплуатации труда в данном обществе. Капитализм подавляет способности человека, калечит его духовную сущность, не позволяет развиться ему как творческому существу, капитализм является чуждым человеческой сущности, и преодолеть все это может, по мнению Маркса, только социальная революция. Однако с переходом общества на новый, постиндустриальный уровень мы видим, что на первое место выходят не капитал, а технологии, знания человека и его квалификация, потому как для успеха производства необходима инновация. Кроме того, рост потребления позволяет удовлетворить насущные потребности человека, в результате чего у людей появляется время на личностный рост. Возрастание автоматизации и широкий спектр предоставляемых услуг, а также появление большого количества предприятий малого и среднего бизнеса позволяют человеку в полной мере реализоваться в той сфере деятельности, которая ему больше по душе.
По Марксу, жизнь человека не должна стать средством даже его индивидуального бытия, не говоря о средстве для достижения богатства нации, социального класса. Таким образом, в социалистическом обществе не человек должен быть рабом вещи, и, следовательно, денег, а вещь должна служить человеку, удовлетворять все его потребности - и материальные, и духовные, человек будет самореализовываться посредством труда и результатов своего труда.
По мнению персоналистов, вовлеченность в процесс труда состоит в том, что труд должен осуществляться не ради самого труда, а искренне, ради другого человека. Согласно Мунье, труд - творческий процесс, именно в нем человек сможет обрести себя. Персоналисты пропагандируют близкие к утопическим идеи о том, что движущей силой труда должна выступать подлинная братская любовь людей друг к другу. Таким образом, человек будет не только самореализовываться в труде, но и преодолеет отчуждение от результатов своей деятельности, поскольку трудиться он будет ради другого человека. По мнению персоналистов, именно труд должен помогать воспитывать истинную любовь людей друг к другу. «Основное, что отличает пер-соналистскую концепцию деятельности от марксистской, - это попытка связать труд с целостным самопроявлением личности, осуществляющей себя
в качестве субъекта не только производственной деятельности, но и деятельности нравственной, эстетической, религиозной, в терминологии персоналистов - духовной» [3, с. 6].
Персоналисты критиковали современное им капиталистическое общество, которое должно было стать обществом потребления, где материальные блага ставились выше духовного развития индивида. Идеальным общественным строем для них являлся социализм, но в отличие от марксизма основным должно было быть развитие личности, ведь действительное освобождение человека от отчуждения в труде невозможно без его стремления преодолеть отчуждение в отношениях с другими людьми.
Персоналисты подчеркивали, что для осуществления социальной революции необходима, прежде всего, революция личностная, в душе и взглядах человека, и труд здесь должен выступить инструментом вовлечения - то есть самосовершенствования, самореализации человека.
Политическое отчуждение/вовлечение
Анализируя имеющиеся политические доктрины, Мунье выделяет несколько видов политического строя, анализирует их положительные и отрицательные стороны. Персоналисты жестко критиковали политические режимы фашизма и марксизма. Основное неприятие вызывало то, что обе эти доктрины стремились к созданию «общества массы», где интересы общества ставились выше интересов личности, и состояние отчуждения людей друг от друга было естественным. Мунье говорит, что в таком обществе создается искусственная сплоченность людей, что это «мы» является не актом доброй воли личностей и не их собственным желанием, а доктриной, навязанной сверху. В таком обществе человеку намного проще, апеллируя к коллективу, избежать ответственности, «он приписывает себе победы этого «мы» и списывает на них собственные ошибки» [3, с. 313]. Этот тип сообщества Мунье называет «обществом нашего особенного брата». Однако же здесь возможен, по словам философа, более мягкий вариант в виде товарищества, основанного на увлечениях и общности интересов.
Второй тип - «жизненное общество» - это сплочение людей с целью получения большего комфорта, в нем материальные ценности главенствуют над духовными, и люди являются взаимозаменяемыми, обезличенными.
«Разумное сообщество» основывается на подчинении строгой логике, пытается упорядочить жизнь посредством «искусственно организованного опыта», живые человеческие отношения и устремления подменяются правилами, которым необходимо беспрекословно следовать, что также выливается в тиранию. Примеры таких сообществ, построенных на главенстве разума и закона, очень хорошо представлены в различного рода романах-антиутопиях.
«Договорные юридические сообщества» являются, по сути, узаконенной формой тирании, для которой существует только закон, а личность и ее потребности остаются в стороне.
Недостатком этих обществ Мунье считает слабую степень вовлеченности граждан в политическую жизнь, которая могла бы стать следствием гармоничного сочетания свободы и ответственности. «Итак, совершенно определенным образом выявляется невозможность основать сообщество, игнорируя личность, даже на базе так называемых человеческих ценностей, дегуманизированных уже потому, что они обезличены», - пишет он [3, с. 315]. При этом они понимали, насколько утопична сама идея общества, состоящего из одинаково вовлеченных, свободных и гармонично развитых личностей. Тем не менее они считали необходимым действовать безотлагательно: «Нельзя ждать, пока все люди согласятся стать личностями, и только после этого строить сообщество» [4, с. 35].
Технологическое отчуждение/вовлечение
Технологическое отчуждение - это проблема второй половины XX и начинающегося XXI века. Она связана с тем, что ускоряющийся темп жизни стимулирует спрос и предложение на все, что сможет сэкономить наше время - самый ценный ресурс на сегодняшний день. Объединяющий людей по всему миру Интернет великолепно справляется с этой задачей - нам не нужно ждать посыльного с депешей, почтальона, переживать о недоставленных письмах. Несколько минут - и написанное письмо уже читает человек на другом конце Земли. Интернет определенно сближает людей. Вы можете найти в социальных сетях друга, которого потеряли много лет назад, познакомиться с новыми людьми со схожими интересами или просто в целях усовершенствования иностранного языка. Главное свойство современных гаджетов - многофункциональность. Успеть максимум за минимальное время - это можно было бы сделать девизом современного человека.
Но здесь происходит подмена - там, где человек старается максимально сэкономить время, «взять от жизни все», успеть одновременно многое - он упускает и теряет что-то важное, особенное. Погрузившись в атмосферу города с его бесконечными спешками и суетой, он утрачивает умение ценить каждый момент жизни, у него совершенно не остается времени на рассуждения и созерцание, а подчас и на неподдельные чувства и эмоции. Существует реальная опасность отчуждения - потери самого себя и своего лица среди десятков социальных масок, которые мы примеряем на себя ежедневно, пытаясь соответствовать выдуманными другими людьми и обществом стандартам, подстраиваясь под них, избавляясь от собственного «я» как от ненужного рудимента. Интернет и СМИ навязывают нам модели поведения, эталоны красоты, мораль и ценности. Кто-то стремится соответствовать тем «этало-
нам», что видят на телевизионных «ярмарках тщеславия», подгоняя себя под эти рамки, кто-то же, никуда особенно не стремясь, просто заменяет свою реальную жизнь, эмоции и переживания бесконечными сериалами, реалити- и ток-шоу, криминальными передачами и прочим.
В то же время среди «публичных людей», людей искусства немало и тех, которые не просто зарабатывает на технологиях и средствах коммуникации деньги, но пытается донести до человека определенную идею, заставить его задуматься и даже действовать - то есть вовлечь человека в социальную реальность. Такие передачи и фильмы имеют социальную направленность, указывают на острые проблемы, стоящие перед обществом в целом и перед человеком в частности. Для того чтобы пробудить в человеке желание перемен и реальной жизни, побудить его к активным действиям, они чаще всего используют жесткую форму, которая призвана шокировать человека, вырвать его из липкой паутины повседневности, в которой он увяз. Видящий окружающие нас проблемы, негатив, социальную оторванность и отчужденность человека, автор пытается донести ее и до тех, кто уже принимает все это как норму. Чаще всего эти книги, фильмы, передачи ставят человека перед фактом, зачастую гиперболизируя и утрируя, но подчас только с помощью гротеска можно достичь желаемого эффекта - пробудить ото сна, заставить задуматься и призывать изменить. Авторы сознательно не дают ответов, на поставленные вопросы, либо намеренно изображают все в негативном ключе, как бы намекая на развитие событий, которое ожидает человечество при отсутствии реакции на эти явные сигналы о духовном кризисе.
Резюмируя сказанное, подчеркнем, что мы попытались сопоставить основные модификации отчуждения и вовлечения. Наиболее сложно, на наш взгляд, преодолеть экзистенциальное отчуждение. Вовлечение здесь предполагает сопричастность человека жизни, происходящему вокруг, непокорность обстоятельствам, постоянное созидание самого себя и самовыражение в акте творчества. Попытка найти и познать себя, взять на себя ответственность не только за происходящее лично с тобой, но и за со-творение истории - такое стремление может стать реальной альтернативой отчуждению.
О вовлечении человека в процесс труда как преодолении экономического отчуждения говорили и марксисты, и персоналисты. И те, и другие выступали против капитализации общества и культа вещей, говорили о самореализации человека посредством процесса труда. Однако персоналисты подчеркивали, что труд должен осуществляться ради другого человека, и основой его должна быть бескорыстная братская любовь людей друг к другу, чтобы основным стремлением было не собственное обогащение, а желание сделать лучше своему ближнему.
Говоря о вовлечении в политику, персоналисты пропагандировали активную гражданскую и жизненную позицию, полагая, что главной ценностью и основой государства является, прежде всего, личность, и что невозможно построить счастливое общество, игнорируя ее.
Когда же речь идет о технологическом отчуждении, то вовлечением здесь является, прежде всего, разумное использование современных технологий. Вовлечение в реальную жизнь - это и будет ответом технологическому отчуждению, ставшему настоящей
болезнью человека конца XX - начала XXI века, болезнью потерянности и одиночества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. М., 1990. 260 с.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 42: Государственное издательство политической литературы, М.:
1955. 785 с.
3. Мунье Э. Манифест персонализма М.: Республика, 1999. 559 с.
4. Нейсбит Д. Высокая технология, глубокая гуманность: Технологии и наши поиски смысла / Джон Нейсбит при участии Наны Нейсбит и Дугласа Филипса; Пер. с англ.
А. Н. Анваера. М: ACT: Транзиткнига, 2005. 381 с.
Поступила в редакцию 26.12.2010 г.