По сравнению с РФ в Свердловской области и УФО производится несколько больше (в процентах) экспертиз оценки вреда здоровью и меньше экспертиз определения возраста и рубцов у наркоманов.
Данные по экспертизам и обследованиям живых лиц. В РФ их выполнено 1245 752; в Свердловской области — 37 089;. в УФО
— 141 242. Нагрузка на 1 врача судебно-медицинского эксперта по этому виду экспертных исследований, составила: в РФ — 394; в Свердловской области — 436; в УФО — 514.
Сроки проведения экспертиз и обследований живых лиц. Процент выполнения их в срок до 15 дней несколько ниже в Свердловском областном БСМЭ и УФО, чем в среднем по РФ, а в сроки 15-30 дней и свыше месяца процентные показатели более высокие в БСМЭ и УФО.
По материалам уголовных и гражданских дел в 2004 году в Российской Федерации произведено более 19 тысяч комиссионных судебно-медицинских экспертиз. В УФО их выполнено
— 1163, а в Свердловском областном БСМЭ — 426.
В отличие от показателей в процентах по РФ и УФО, в Свердловской области значительно преобладают (почти в два раза) экспертизы по установлению тяжести вреда здоровью у живых лиц.
В то же время экспертиз, по установлению причины, давности смерти и механизма травмы в Свердловской области,
выполняется значительно меньше (11,8%), чем в РФ (33,3%) и УФО (38,7%).
Далее, что касается сроков производства судебно-медицинских экспертиз по материалам уголовных и гражданских дел. В Свердловской области экспертизы по материалам уголовных и гражданских дел завершаются в срок до 15 дней только в 13% случаев, против 44,6% по РФ и 35,3% в УФО. Наибольший процент экспертиз в областном БСМЭ выполняются в сроки 15
— 30 дней (83,5%), что значительно отличается от показателей по РФ (35,6%) и УФО (56,7%). Следует отметить, что в самом УФО процент экспертиз выполненных в эти сроки ощутимо выше, чем по РФ.
Перспективы развития судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации заключаются в совершенствовании ее структуры и создании единой судебно-медицинской службы России. Наши дальнейшие перспективы связаны с: развитием материально-технической базы государственных судебно-медицинских экспертных учреждений; развертыванием новых структурных, в первую очередь лабораторных подразделений; внедрением новых высокотехнологичных и доказательных методов исследования; подготовкой и повышением квалификации кадров; существенным повышением заработной платы работников судебно-медицинской службы России.
ОТЧЕТ О РАБОТЕ СОВЕЩАНИЯ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА ПРИКАЗА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙЭКСПЕРТИЗЫ»
15-16 декабря 2005 года в г. Екатеринбурге состоялось совещание рабочей группы по подготовке проекта приказа Минздравсоцразвития России «О мерах по совершенствованию судебно-медицинской экспертизы».
Рабочая группа по подготовке проектов блока нормативноправовых документов, регламентирующих судебно-медицинскую экспертную деятельность, была создана по инициативе Российского центра судебно-медицинской экспертизы и утверждена заместителем Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации В.И. Стародубовым (распоряжение Минздравсоцразвития России от 09.12.2005 г. № 6108-ВС). В состав рабочей группы вошли:
1. КлевноВ.А. — и.о. директора ФГУ «РЦСМЭ Росздрава» — руководитель рабочей группы и члены рабочей группы:
2. Ардашкин А.П. — начальник БСМЭ Самарской области.
3. Варшавец Н.П. — начальник БСМЭ Краснодарского края.
4. Джуха Ю.П. — начальник БСМЭ Ростовской области.
5. Донцов В.Г. начальник БСМЭ Воронежской области.
6. Ерофеев С.В. — начальник БСМЭ Ивановской области.
7. Жаров В.В. — начальник БСМЭ г. Москвы.
8. Заславский Г.И. — начальник БСМЭ Ленинградской области.
9. Кладов С.Ю. — начальник БСМЭ Томской области.
10. Колкутин В.В. — начальник 111 ЦСМКЭ Минобороны России.
11. Копылов A.B. — начальник БСМЭ Ставропольского края.
12. Лаврентюк Г.П. — начальник БСМЭ г. Санкт-Петербурга.
13. Мальцев А.Е. — начальник БСМЭ Кировской области.
14. Мечукаев А.М. — начальник БСМЭ Кабардино-Балкарской республики.
15. Неволин Н.И. — начальник БСМЭ Свердловской области.
16. Нигматулин Н.Ш. — начальник БСМЭ Республики Татарстан.
17. Новоселов В.П. — начальник БСМЭ Новосибирской области.
18. Пашинян Г.А. — заведующий кафедрой судебной медицины МГМСУ
19. Плаксин В.О. — заведующий кафедрой судебной медицины РГМУ
20. Флейшер М.Р. — начальник БСМЭ Липецкой области.
Заседание рабочей группы прошло 15-16 декабря 2005 года в г. Екатеринбурге. Заседание было приурочено к проходившей в эти дни VI сессии Приволжско-Уральской ассоциации судебных медиков, а также юбилейной научно-практической конференции судебно-медицинских экспертов Свердловской области, посвященных 80-летию судебно-медицинской экспертизы Свердлов-
ской области и 70-летию кафедры судебной медицины Уральской государственной медицинской академии.
Благодаря этому в обсуждении задач, стоящих перед рабочей группой по подготовке проектов нормативных правовых документов активное участие приняли члены Правления Приволжско-Уральской ассоциации судебных медиков, возглавляемой ее Президентом, заведующим кафедрой судебной медицины Ижевской государственной медицинской академии, Заслуженным деятелем науки России, доктором медицинских наук, профессором В.И. Витером.
Во вступительном докладе и.о. директора ФГУ «РЦСМЭ Росздрава», профессора В.А. Клевно было отмечено, что в настоящее время необходимо выделить ряд приоритетных направлений, при решении комплекса задач по дальнейшему совершенствованию судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации. К ним следует отнести:
— Совершенствование нормативно-правовой базы судебно-медицинской экспертной деятельности.
— Разработка и внедрение в практику новых и усовершенствованных медицинских технологий.
— Развитие материально-технической базы государственных судебно-медицинских экспертных учреждений.
— Профессиональная подготовка специалистов для государственных судебно-медицинских экспертных учреждений.
Докладчик отметил, что несовершенство нормативной правовой базы определяют отсутствие целого ряда основополагающих нормативных правовых документов, регламентирующих судебно-медицинскую экспертную деятельность. Часть из них отменена, часть — носит рекомендательный характер. Инструкция по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы, утвержденная приказом Минздрава России от 24 04. 2003 года № 161 требует внесения изменений и дополнений.
В связи с введением в действие новых законодательных актов (УПК РФ, ГПК РФ, ФЗ ГСЭД РФ, КоАП РФ), процессуальные положения которых необходимо ввести в судебно-медицинские нормативные правовые документы.
Увеличилось количество выполняемых судебно-медицинских экспертиз, что требует введения новых нормативов нагрузки экспертов и новых форм оплаты. По ряду экспертных исследований введены новые технологии, которые требуют нового регламента их применения.
Однако, существующая практика подготовки Российским центром судебно-медицинской экспертизы проектов необходимых нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность государственных судебно-медицинских экспертных учреждений, показала, что для их создания необходимо формирование постоянно действующей рабочей группы из числа руководителей ведущих региональных бюро судебно-медицинской экспертизы и кафедр судебной медицины.
Говоря о задачахработы рабочей группы, было подчеркнуто, что большое значение, при формировании перечня необходимых нормативных правовых актов, должно иметь структурирование документов по блокам, которые требуют первоочередной разработки, с учетом как временного фактора их подготовки, так и актуальности введения в судебно-медицинскую экспертную практику.
Рабочей группе был предложен примерный перечень нормативных документов, регламентирующих деятельность государственных судебно-медицинских экспертных учреждений:
— Инструкция об организации производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-медицинских экспертных учреждениях.
— Положение о БСМЭ, РЦСМЭ, руководителе, заместителе руководителя, руководителях структурных подразделений.
— Положения о структурных подразделениях БСМЭ, РЦСМЭ.
— Положение о враче судебно-медицинском эксперте, эксперте с высшим немедицинским образованием, эксперте-химике БСМЭ, РЦСМЭ.
— Положение о Главной медицинской сестре БСМЭ, РЦСМЭ.
— Положение о Главном внештатном специалисте — судебно-медицинском эксперте Минздравсоцразвития России, Федерального округа, органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.
— Положение о Консультативном совете при Главном судебно-медицинском эксперте Минздравсоцразвития и Федерального округа.
— Перечень родов (видов) экспертиз, выполняемых в БСМЭ, РЦСМЭ.
— Стандарты методик экспертных исследований.
— Перечень оборудования и вспомогательных материалов в структурных подразделениях БСМЭ, РЦСМЭ.
— Новые учетные формы судебно-медицинской документации.
Предложенный участникам совещания перечень нормативных актов показывает необходимость создания и совершенно новых документов, в свете современных требований предъявляемых к осуществлению медицинской деятельности — стандартизация медицинских технологий, контроль качества медицинской помощи, лицензирование, сертификация и аккредитация медицинских учреждений.
В данном случае речь идет о подготовке и утверждении отраслевых стандартов — протоколов судебно-медицинских экспертных исследований, стандартов материально-технического оснащения государственных судебно-медицинских экспертных учреждений.
Кроме того, в целях обеспечения единого научно-методического похода к производству судебных экспертиз в государственных судебно-медицинских экспертных учреждениях необходимо утвердить соответствующим приказом Минздравсоцразвития России перечень родов (видов) выполняемых в них экспертиз.
Членом рабочей группы предлагается после обсуждения и утверждения необходимых проектов нормативных правовых документов необходимо определить конкретных исполнителей их разработки и предполагаемые реальные сроки завершения работы.
Рабочей группе, при обсуждении проектов документов, регламентирующих деятельность государственных судебно-медицинских экспертных учреждений необходимо определить:
1. Конкретный перечень и название (обозначение) документов.
2. Основополагающие документы, которые должны быть подготовлены в виде проекта приказа (приказов) Минздравсоцразвития России соответствующих процессуальным требованиям известных законодательных актов и современным условиям судебно-медицинской экспертной деятельности.
3. Документы, которые вполне возможно подготовить и утвердить на уровне органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, РЦСМЭ, БСМЭ, которые учитывали бы региональные и другие особенности БСМЭ и не носили строго регламентированный нормативно-правовой характер.
4. Учесть практику структурирования существующей нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность государственных экспертных учреждений МВД России, Минюста России, психиатрическихучреждений Минздравсоцразвития России.
После вступительного доклада и.о. директора Российского центра судебно-медицинской экспертизы, профессора В.А. Клевно, на двух заседанияхрабочей группы состоялось широкое обсуждение обозначенных в нем вопросов, в котором активное участия приняли члены Приволжско-Уральской ассоциации судебных медиков.
По предложению и.о. директора ФГУ «РЦСМЭ Росздрава» В.А. Клевно в состав рабочей группы были дополнительно включены: В.И. Витер — заведующий кафедрой судебной медицины Ижевской государственной медицинской академии; О.М. Зороастров — начальник бюро судебно-медицинской экспертизы Тюменской области; Э.С.Наумов — начальник бюро судебно-медицинской экспертизы Республики Коми; В.И. Перминов — начальника бюро судебно-медицинской экспертизы Пермского края; Е.Ф.Швед — заместитель начальника бюро судебно-медицинской экспертизы Челябинской области; А.Б. Волчков — заведующий отделом Ивановского областного бюро судебно-медицинской экспертизы.
Участникам совещания, для обсуждения были предложены проекты ряда нормативных документов, разработанных Российским центром судебно-медицинской экспертизы, в которые были внесены соответствующие поправки и дополнения.
По результатам обсуждения вопросов представленных для обсуждения, и соответствие с задачами, стоящими перед рабочей группой по подготовке проекта приказа Минздравсоцразвития России «О мерах по совершенствованию судебно-медицинской экспертизы» участниками совещания принято решение:
1. Одобрить концепцию подготовки нормативных и нормативных правовых документов, регламентирующих судебно-медицинскую экспертную деятельность, предложенную Российским центром судебно-медицинской экспертизы.
2. Утвердить уточненный перечень нормативных правовых документов, необходимых для подготовки проекта приказа Минздравсоцразвития России «О мерах по совершенствованию судебно-медицинской экспертизы».
3. Российскому центру судебно-медицинской экспертизы и членам рабочей группы подготовить после текущего совместного обсуждения и корректировки проекты следующих нормативных правовых документов:
— Инструкция об организации производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-медицинских экспертных учреждениях.
— Перечень видов (родов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-медицинских экспертных учреждениях.
— Перечень новых и усовершенствованных медицинских технологий, подлежащих разработке, утверждению и внесению в Реестр медицинских технологий. Провести ревизию применяемых медицинских технологий, на их основе создать стандарты судебно-медицинских экспертных исследований и их материально-технического обеспечения.
— Положение о бюро судебно-медицинской экспертизы.
— Положение о Российской центре судебно-медицинской экспертизы.
— Штатные нормативы медицинского и общеучрежденческого персонала бюро судебно-медицинской экспертизы.
— Новые учетные формы судебно-медицинской документации.
Зав. организационно-методическим отделом
ФГУ «РЦСМЭ Росздрава» Б.М. Лисянский