Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2011. № 2
О.Е. Петрунина
ОТ ПРЕЗИДЕНТА КАПОДИСТРИИ К КОРОЛЮ ОТТОНУ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ В ГРЕЦИИ (1820-1830)
Вскоре после обретения независимости в Греции произошла смена политического строя: на место президентской республики пришла абсолютная монархия. Однако анализ приоритетных направлений внутренней политики обоих режимов выявляет их преемственность с точки зрения поставленных целей и содержания проводимых мероприятий. Различия наблюдались только в методах решения поставленных задач.
Ключевые слова. Государственное управление, внутренняя политика, баварское регентство, Греция, политический режим, модернизация
Despite the change of political system in Greece in early 1830s the internal policy priorities stayed the same. Analyzing the internal policy of the President Capodistrias and the Bavarian Regency I find out continuity in its goals and content. There were differences only in the methods of solving the problems.
Key words. Fublic administration, internal policy, Bavarian Regency, Greece, political regime, modernization.
Современное греческое государство ведет свою историю с 1821 г., с начала национально-освободительного восстания греческого населения нескольких провинций Османской империи, которое часто называется революцией. Восстание переросло в многолетнюю войну, принесшую грекам долгожданную независимость. Она стоила греческому народу больших жертв и лишений. Поэтому молодое греческое государство, существование которого было признано великими державами в 1830 г., находилось в весьма плачевном финансово-экономическом состоянии. Казна была не просто пуста, но и обременена долгами, возникшими раньше, чем появилось само государство. Дорог практически не было, сельскохозяйственные угодья были разорены. Торговля и ремесло пришли в упадок. Значительная часть торгового флота, переделанного в годы революции в боевые корабли, погибла. Не менее печальную картину представляла собой социальная сфера. Врачей практически не было, и ослабленное
Петрунина Ольга Евгениевна — канд. истор. наук, доцент кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: [email protected]
голодом и антисанитарией население косили эпидемии. Школы, прежде существовавшие исключительно на частные пожертвования, вынуждены были закрыться, так как все средства в годы революции вкладывались в оружие и боеприпасы.
Тем не менее уже в первые месяцы восстания у греков началось формирование независимых государственных институтов. Их эволюция привела к созданию президентской республики еще до того, как греческое государство получило официальное международное признание. Тризинское Национальное собрание в 1827 г. ввело в стране пост президента и приняло соответствующую конституцию. Президентом был избран крупнейший греческий политик того времени Иоанн Каподистрия, сделавший успешную карьеру на службе Российской империи1. В начале 1828 г. Каподистрия принял на себя руководство страной, юридически еще не признанной международным сообществом. Однако фактическое признание уже имелось. С 1822 г. европейские державы начали признавать греческих повстанцев воюющей стороной, а в 1827 г. оказали им прямую военную поддержку: 8(20) октября 1827 г. соединенная англо-франко-русская эскадра наголову разгромила турецко-египетский флот в Наваринской бухте.
Неопределенность юридического статуса страны и как следствие нерешенность вопроса о форме правления и политическом устрой-стве2 давали Каподистрии определенную свободу для политического маневра. Доставшаяся ему в наследство от эпохи революции политическая нестабильность — Тризинскому Национальному собранию предшествовал период гражданских войн — требовала укрепления вертикали власти. В связи с этим Каподистрия взял курс на сужение полномочий парламента и замещение его функций новым представительным органом — Панэллинионом, который комплектовался назначенцами президента, в большинстве своем не связанными с местными элитами, и имел довольно узкие полномочия. Аналогичным образом строилась и исполнительная власть, во главе которой стоял центральный секретариат, подчинявшийся лично президенту. Упорядочению системы управления способствовало и введение нового административно-территориального деления страны на провинции. Политическим решением было и принятие на последнем году правления президента специального регламента, ограничивающего свободу печати. Пытаясь хоть как-то усмирить разбушевавшуюся оппозицию, Каподистрия установил внушительный штраф для издателей, разме-
1 См.: Арш Г.Л. Иоанн Каподистрия и греческое национально-освободительное движение. 1809—1822. М., 1976.
2 За годы революции греки успели несколько раз существенно поменять свою конституцию, поэтому и Тризинская конституция 1827 г. рассматривалась как временная. Форма правления и политическое устройство страны должны были быть согласованы и одобрены державами-покровительницами — Англией, Францией и Россией.
щавших на страницах своих газет и журналов материалы, оскорбляющие президента и правительство3.
Конкуренция между местными элитами, за годы революции неоднократно приводившая их к вооруженному противостоянию, опиралась на экономическое и политическое могущество отдельных кланов, а также на созданные в тот период на основе прежде существовавших отрядов клефтов и арматолов4 армию и флот, которые использовались не только для борьбы против турок. В результате к концу революции страна была наводнена вооруженными людьми, значительная часть которых открыто занялась разбойничеством или пиратством5. Сохранявшие свою организацию воинские подразделения также были далеки от той модели регулярной армии, которую знала тогдашняя Европа, и представляли собой разрозненные отряды, подчинявшиеся лишь своему капитану. С воинской дисциплиной, единым командованием и новыми образцами вооружения греческие повстанцы были знакомы весьма смутно. Все это диктовало необходимость принятия радикальных мер как по борьбе с сухопутным и морским разбойничеством, так и по созданию армии и флота европейского образца. Разбойники и пираты подвергались преследованию. В борьбе с пиратством существенную помощь президенту оказали морские силы некоторых европейских держав. Одновременно разбойникам и пиратам давалась возможность оставить свой «бизнес» и перейти на службу в государственную армию и флот. Однако государство не было в состоянии платить им достойное жалование. Кроме того, бывшие повстанцы не желали подчиняться дисциплине и носить европейскую военную форму. В результате большинство разбойников отказывались сотрудничать с государством. Проблема разбойничества оказалась намного сложнее, чем можно было себе представить. Впоследствии стало очевидным, что полностью побороть это явление не сумело ни одно греческое правительство вплоть до Второй мировой войны.
Создание боеспособной централизованной армии вместо повстанческих отрядов было насущной потребностью молодого государства. Каподистрия незамедлительно взялся за решение этой задачи. За недолгий срок своего пребывания у власти ему удалось заложить основы армии европейского образца. Было создано четыре батальона регулярной пехоты, двадцать батальонов легкой пехоты, два эскадрона регу-
3 О политической борьбе в годы правления Каподистрии см.: АоЬкодX. H avtino-Мтеистг| ката тои Киреруг|тг| Ira.KanoSioxpia. 1828—1831. A0|va, 1988.
4 Клефты — профессиональные разбойники греческого или албанского происхождения. В Османской империи практиковалось привлечение их к сотрудничеству с властями для охраны порядка в отдаленных провинциях. В этом случае они получали статус арматолов.
5 Феномен разбойничества в Греции более подробно описан в работе: Koliopou-los J. Brigandage and irredentism in 19th century Greece // Modem Greece nationalism and nationality. Athens, 1990. P.67—102.
лярной кавалерии, один легкой кавалерии, а также артиллерийский батальон. Острую потребность в национальных офицерских кадрах должны были удовлетворить выпускники созданного в 1828 г. первого в стране офицерского училища — Школы Эвэльпидов. Первый выпуск в составе восьми человек состоялся в 1833 г6.
Это было далеко не единственное учебное заведение, основанное Каподистрией. Развитие системы образования занимало важное место в его внутренней политике7. В османский период в греческих землях не было государственных школ. Существовали лишь частные, большинство из которых не выдержало перипетий революционного десятилетия. При Каподистрии в Греции впервые появились государственные школы. Они должны были сделать среднее образование доступным для более широких слоев населения. Несмотря на катастрофическое состояние государственной казны, правительство находило деньги для их финансирования. Это обстоятельство говорит о том, что Каподистрия считал развитие системы образования одним из приоритетных направлений внутренней политики. На начало 1830 г. в Греции насчитывалось 111 школ и 7824 ученика8. При личном участии Каподистрии были основаны сиротский приют на о. Эгина, образцовая ферма, духовная семинария на о. Порос и другие учебные заведения9. Это были не только начальные, но и средние специальные учебные заведения. В дальнейшем планировалось открытие национального университета.
Программы и методики преподавания в созданных в те годы учебных заведениях ориентировались на европейские образцы: Каподистрия представлял себе независимую Грецию современным европейским государством, которому требовались соответствующим образом подготовленные кадры.
Одним из столпов государства современного типа в Европе стала судебно-правовая система. По планам Каподистрии, ориентированное на европейские образцы законодательство, а также система судов должны были заменить в Греции некоторые социальные, а также правовые институты османской эпохи. Были предприняты шаги по созданию собственного законодательства: введен в действие гражданско-процессуальный кодекс. Однако составление собственных законов требовало много времени, и эта работа не могла быть закончена быстро. Зато основанная президентом система судов начала работать. В каждый город назначался мировой судья, а в каждой провинции соз-
6 АВПРи. Ф.152. Оп. 505. Д. 66. Л.178 об.—179.
7 См.: Петрунина О.Е. Народное просвещение в Греции в годы правления И.Каподистрии (1828—1831) по данным российского дипломата И.Персиани // Кап-теревские чтения 8: Сб. ст. М., 2010. С.168—171.
8 АВПРи. Ф.152. Оп. 505. Д. 66. Л.176 об.
9 То же. 176, 177об.
давался суд первой инстанции. Он состоял из пяти членов, четыре из которых выбирались правительством из двойного списка кандидатов, представлявшегося провинциями. Пятый, председатель, назначался исключительно правительством10.
Важнейшей проблемой, решить которую пытался Каподистрия, являлось катастрофическое состояние государственных финансов. Предстояло расплачиваться с лондонскими банкирами за деньги, данные взаймы греческим повстанцам в годы революции, возвращать долги греческим судовладельцам, предоставившим корабли и снаряжение в распоряжение революционных правительств, решать разнообразные финансовые проблемы.
Каподистрия начал с того, что создал собственную валюту, основной единицей которой стал серебряный феникс, равный шести османским курушам. К лету 1829 г. была разработана национальная денежная система, предполагавшая чеканку золотой, серебряной и медной монеты. Самой крупной денежной единицей была золотая афина, равная двадцати фениксам, самой мелкой — медный пендарион, составлявший 1/300 часть феникса11. Однако в связи с острой нехваткой драгоценных металлов денег было отчеканено совсем немного, и большая часть торговых операций в тот период совершалась при помощи иностранных валют. Попытка правительства ввести в обращение ассигнации, не имевшие золотого обеспечения, сразу провалилась. При непосредственном участии Каподистрии был основан первый национальный банк, целью которого было привлечение в страну капиталов богатых соотечественников из-за рубежа. Но преуспевшие в основном в торговле греки диаспоры не торопились доверять свои накопления молодому греческому государству. Так что эта мера не дала желаемого результата.
Наиболее эффективной для оздоровления национальных финансов была фискальная политика Каподистрии. Он отменил существовавшую в годы революции систему налоговых откупов, позволявшую правительству не платить жалованье военным. Командиры отрядов фактически «кормились» с определенных территорий, казна же при этом оставалась пустой. Теперь для сбора налогов и таможенных пошлин были назначены специальные чиновники, а военным определено фиксированное жалованье. Результат этих мер был следующий. С одной стороны, государственная казна стала пополняться, а дефицит бюджета, хотя и очень медленно, сокращаться. С другой стороны, военные были недовольны маленьким жалованьем, которое в большинстве случаев не выплачивалось в срок. Также судовладельцы требовали передачи в их руки таможенных сборов в качестве компенсации за
10 АВПРи. Ф.152. Оп. 505. Д. 66. Л.161—161 об.
11 Подробнее см.: Петрунина О.Е. Греческая нация и государство в XVIII—XX вв. М., 2010. С. 214.
расходы, понесенные в годы революции. Недовольство этих двух групп было столь велико, что стало причиной нескольких вооруженных выступлений. Одно из них привело к потере почти всего флота, который назло правительству сожгли оппозиционеры. Еще одно, самое мощное, было умело использовано врагами президента для подготовки его убийства и пошло на спад только после смерти Каподистрии в октябре
1831 г. Таким образом небольшой финансовый успех обернулся политической катастрофой.
Однако за относительно небольшой период пребывания у власти (1828-1831) Каподистрия успел принять целый ряд энергичных мер в самых разных сферах внутренней политики. Несмотря на то что не все они принесли ожидаемые плоды, общее направление внутренней политики Каподистрии прослеживается достаточно ясно. Он стремился создать для своих соотечественников государство европейского типа, основанное на ценностях, заложенных эпохой Просвещения.
Убийство президента ввергло страну в хаос гражданской войны. Приходившие к власти временные правительства легко разрушали сделанное до них, но не были способны созидать. Между тем весной
1832 г. Англия, Франция и Россия, имевшие в отношении Греции статус держав-покровительниц, пришли к соглашению об установлении в Греции монархической формы правления с передачей престола второму сыну баварского короля принцу Оттону. Об этом был подписан соответствующий четырехсторонний договор12. Введения конституции не предусматривалось, парламентские учреждения подлежали роспуску. Так в стране произошла смена не только формы правления, но и всего политического режима, что стало результатом не столько внутриполитического развития, сколько внешнего вмешательства. Собственная монархическая традиция у греков была утрачена, поэтому поиски греческого короля шли в германских государствах, ставших в XIX в. главными поставщиками монархов на вакантные престолы.
Прибытие в страну молодого короля и сопровождавшего его ре-гентства13 должно было послужить основой стабилизации политической ситуации в Греции. В стране появилось устойчивое правительство. Оно состояло из графа д'Армансперга, имевшего опыт руководства государственными учреждениями в Баварии, одного из крупнейших немецких юристов профессора Маурера, а также генерала Гейдека, бывшего при Каподистрии одним из иностранных военных советников. Он был единственным из членов регентства и одним из немногих прибывших в страну баварцев, кто имел предшествующий опыт общения с греками и в какой-то степени знал особенности страны.
12 Четвертой стороной была Бавария, мнения греков никто не спрашивал.
13 Принц Оттон был несовершеннолетним.
Вскоре по прибытии в Грецию регентство, сосредоточившее в своих руках и законодательную, и исполнительную власть, развило бурную законотворческую и административную деятельность, в основе которой лежали общественно-политические взгляды регентов и опыт государственного управления в Германии.
Прежде всего регентство провело новую административно-территориальную реформу. Она вводила более дробные административно-территориальные единицы, делала всю систему управления более иерархичной, а также предусматривала некоторые начала местного самоуправления. Вся страна делилась на десять номов (провинций), номы — на сорок епархий (округов), епархии — на множество димов (коммун). Номархи и эпархи должны были назначаться королем, и только в назначении димархов (мэров) могло участвовать население. Верховная исполнительная власть должна была принадлежать кабинету министров и Государственному Совету, члены которых назначались королем. На практике в первые годы баварского правления в Греции кабинет министров играл незначительную роль, а функционирование Государственного Совета не было толком налажено. В этой системе не было места патриархальным клановым традициям греков, разрушить которые безуспешно пытался Каподистрия. Регенты шли тем же путем, только их политика отличалась большей скрупулезностью: там, где президент лишь намечал общие контуры, регенты тщательно прорабатывали детали.
Эта оценка относится и к судебной системе страны, которая после смерти президента была фактически разрушена. Регентству пришлось начинать все сначала. Регенты учредили сорок мировых судов (по числу епархий), десять судов первой инстанции (по числу номов), рассматривавших как гражданские, так и уголовные дела, два апелляционных суда, кассационный суд (Ареопаг). Кроме того, были созданы торговые суды, военные трибуналы и суды присяжных. Работа судов регулировалась процессуальными кодексами, заимствованными из германских государств. Созданная регентством судебная система опиралась на самые передовые достижения европейской юриспруденции и является образцом судебной системы современного типа. В то время похвастаться ею могли далеко не все европейские государства. Функции поддержания внутреннего порядка в Греции возлагались на созданную регентством полицию. Ее основу составлял жандармский корпус, комплектовавшийся из числа ветеранов революции. Укреплению позиций правящего режима должно было способствовать введение цензуры — меры, к необходимости которой подошел уже Каподистрия к концу своего правления.
За счет ветеранов революции баварцы предполагали комплектовать и регулярную армию. Привлечение ветеранов к государственной службе должно было одновременно решить и проблему разбойниче-
ства. Все повстанческие отряды регентство расформировало тотчас по прибытии. Ветеранам помимо элитного жандармского корпуса, предлагалось вступить в ряды регулярной армии. Трудность решения этой задачи состояла в том, что регенты, как прежде и Каподистрия, предполагали создать в Греции регулярную армию европейского образца. Но, как писал один из современников, «паликары (греческие партизаны — О.П.) испытывают слишком большое отвращение к европейскому порядку, чтобы захотеть ему подчиниться»14. За первые два года своего правления регентству удалось завербовать только 800 человек. Из них были сформированы четыре пехотных батальона, шесть кавалерийских эскадронов, четыре артиллерийские роты и одна рабочая рота15. Остальную часть греческой армии составили 3,5 тысячи немецких наемников, прибывших в Грецию вместе с королем. Попытка регентства создать егерские батальоны — своего рода переходное звено между повстанческими отрядами и регулярной армией — обернулась провалом. Греческие ветераны в принципе не желали подчиняться европейской дисциплине, а эту меру восприняли как унижение национального достоинства. Баварцы стремились сделать греков европейцами, а те отчаянно этому сопротивлялись. С аналогичными трудностями регентство столкнулось и при воссоздании флота. Тем не менее за 1833 г. баварцам удалось построить или отремонтировать 22 корабля16. Итак, в деле создания национальной армии баварское регентство ориентировалось на тот же образец, что и Каподистрия. Разница заключалась в том, что, зная особенности психологии и привычки своих соплеменников, президент действовал осторожно, с помощью полумер. Говоря современным языком, он придерживался инкременталистского подхода, тогда как регенты решили разрубить гордиев узел одним ударом. Результат оказался плачевным: вооруженные выступления против баварцев приняли такие масштабы, что подавить их не удалось. Восстановление порядка стало возможным только в результате переговоров с повстанцами, когда регенты были вынуждены пойти на некоторые уступки.
Аналогичных подходов Каподистрии регентство придерживалось и в отношениях с Церковью. Создание в Греции национальной Церкви было объективной необходимостью: нельзя было мириться с таким положением, когда глава Церкви — Константинопольский патриарх — находился во враждебном государстве и был фактическим заложником его властей. Однако по церковным канонам создание автономной и тем более автокефальной (полностью независимой) Церкви было возможно только с согласия Патриарха. Каподистрия начал переговоры в
14 АВПРи. Ф.152. Оп. 505. Д. 66. Л.197 об.
15 АВПРи. Ф.152. Оп. 505. Д. 66. Л.197 об. — 198.
16 То же. Л.201—201 об.
этом направлении, действуя мягко и осторожно17. При таком подходе на решение поставленной задачи ушло бы много времени, но положительный результат мог быть достигнут мирным путем.
Регентство, как и президент, понимало указанную необходимость, но решило добиться создания независимой Церкви быстро и радикально. Попутно достигалась еще одна цель: превращение Церкви в полностью зависимый от государства институт. За несколько месяцев энергичной работы Маурер и его помощники подготовили законодательную базу для проведения церковной реформы. В соответствии с ней Церковь Греческого королевства объявлялась автокефальной без санкции Патриарха, главой ее делался король (несмотря на то, что он сохранял свою католическую веру). Верховным органом церковного управления становился Синод. Епископат назначался правительством, клирики изымались из-под юрисдикции церковного суда и подчинялись судам светским. Помимо этого регентство объявило о закрытии большей части монастырей и секуляризации их имуществ. Результатом этой реформы стали, с одной стороны, послушная государству национальная Церковь, построенная по протестантской модели, с другой — многолетний конфликт с Константинопольским патриархом, подрыв доверия к королю и регентству со стороны населения. Вкупе с непопулярными мерами в отношении ветеранов революции церковная политика регентства послужила толчком к вооруженным выступлениям и другим проявлениям социальной нестабильности в стране. Греки стали воспринимать баварцев как новых оккупантов.
Непопулярные меры первых лет баварского правления затмевали в глазах населения другие направления политики регентства. Образованные, воспитанные в парадигме Просвещения, регенты считали образование одним из приоритетных направлений внутренней политики. Они поддержали и восстановили многие начинания Каподистрии в этой сфере. Был восстановлен сиротский приют, возобновлена работа греческой школы в Навплио — тогдашней столице государства, там же была основана греческая гимназия. В ней помимо литературного и разговорного греческого преподавались немецкий и французский языки, латынь, катехизис, история, география, математика, естественнонаучные дисциплины. Возобновила работу созданная Каподистрией сеть начальных школ (коммунальные школы). Они имели практическую направленность: помимо общего начального образования ученикам должны были даваться навыки ведения хозяйства: агрономии, садоводства, пчеловодства18. Уже в 1833 г. в Навплио был основан Педагогический институт, в котором предполагалось вести подготовку школьных учителей. В 1837 г. был основан Афинский университет.
17 KravGxavTiviSriç Е. О foâwr|ç KanoSiaxpiaç Kai n EKK^naiaaTiKi тои гтоХгакг|. A0|va,
1977.
18 АВПРи. Ф.152. Оп. 505. Д. 66. Л.177 об.—178.
В нем преподавали преимущественно приглашенные из-за границы профессора. Кроме того, регентство вело целенаправленную политику по сохранению в Греции античных древностей. Защищать их нередко приходилось от вандализма самого же греческого населения.
Как и президент Каподистрия, с очень большими трудностями баварское регентство столкнулось в финансовой сфере. Перед регентством стояли те же задачи, что и перед Каподистрией: ликвидировать внешний и внутренний долг, привести в равновесие государственные доходы и расходы. Выполнить первую задачу было бы, конечно, не под силу любому правительству, но увеличить доходы казны можно было попытаться. Главными статьями бюджетных поступлений продолжали оставаться прямые и косвенные налоги. После смерти Каподистрии созданная им система прямого сбора налогов и пошлин государственными должностными лицами была ликвидирована и заменена традиционной откупной. Регентство справедливо нашло откупную систему убыточной для государства и фактически вернулось к порядку, созданному Каподистрией. Кроме того, были введены некоторые новые налоги. Поземельного и подушного налогов, хорошо известных в других государствах, Греческое королевство тогда не знало19. Идея создания национального банка для привлечения инвесторов, которую пытался реализовать Каподистрия, прорабатывалась и баварцами. Однако реализация ее стала возможной несколько позже: Национальный банк Греции был создан лишь в 1841 г. В результате регентству, как и президенту Каподистрии, не удалось решить кардинальных финансовых проблем, но некоторые шаги, направленные на пополнение казны, имели положительный эффект20.
Сопоставив внутреннюю политику президента Каподистрии и баварского регентства, олицетворявшего персону короля в конце 1820-х — в 1830-е г., мы обнаруживаем преемственность практически во всех сферах. Несмотря на то что Каподистрия был этническим греком и хорошо знал свой народ, а баварцы — чужаками в Греции, они придерживались во многом сходных воззрений на будущее Греции. Землю древних эллинов они предполагали сделать современной европейской страной. Этим объясняется и общность их внутренней политики при внешне разнородных политических режимах. Имеющиеся различия касаются методов и форм реализации правительственной политики, но не ее содержания и целей. Мероприятия регентства носили, как правило, более радикальный характер, были нацелены на достижение результата в кратчайшие сроки. Такой подход можно объяснить
19 Подушная подать (харадж) взималась с христиан в Османской империи. После обретения греками независимости она была отменена.
20 Несмотря на то что большинство греческих историков придерживаются противоположного мнения, аргументы В.Зайдля выглядят вполне убедительно См.: Seidl W. Bayern in Griechenland. Die Geschichte eines Abenteuers. München, 1965.
плохим знанием греческой национальной психологии, социальных институтов, политических традиций. Отправляясь в Грецию, законопослушные немцы с классическим образованием предполагали найти в ней Платонов и Аристотелей, а обнаружили воинственных горцев21. На практике выяснялось, что даже греческий язык, изученный ими в гимназиях, оказывался совсем не тем, на котором говорили соплеменники Каподистрии. Эти же заблуждения были присущи и юному королю Оттону, принявшему бразды правления из рук регентства по достижении совершеннолетия.
Список литературы
Арш Г.Л. Иоанн Каподистрия и греческое национально-освободительное движение. 1809—1822. М., 1976.
Петрунина О.Е. Греческая нация и государство в XVIII—XX вв. М.,
2010.
Петрунина О.Е. Народное просвещение в Греции в годы правления И. Каподистрии (1828—1831) по данным российского дипломата И. Персиа-ни // Каптеревские чтения: Сб.ст. М., 2010. С. 168—171.
Koliopoulos J. Brigandage and irredentism in 19th century Greece // Modern Greece nationalism and nationality. Athens, 1990. P. 67—102.
Maurer G.L. Das Griechische Volk in Öffentlicher, Kirchlicher und Privatrechtlicher Bezeihung vor und nach dem Freiheitskampfe bis zum 31. Juli 1831. Heidelberg, 1835.
[Persiani Е.] Considérations sur la Grèce. Depuis l'arrivée du Roi jusqu'à la fin de l'année 1834 // Архив внешней политики Российской империи (АВПРи). Ф.152. Оп. 505. Д. 66.
Seidl W. Bayern in Griechenland. Die Geschichte eines Abenteuers. München,
1965.
KmvatavTmSqç E. О Iroawqç KanoSlaxpiaç Kai | eKKA,|aiaaxiKi тои noXi-xik|. A9|va, 1977.
AovxoçX. H avTinoXÎTeuOT| Kaxä тои Kußepv|xn Iro.KanoSlaxpia. 1828—1831. A9|va, 1988.
21 Впечатление, которое производили греки на филэллина-европейца, ближе познакомившегося с этой нацией, можно составить из объемного труда одного из членов регентства — Г.Л. Маурера. См.: Maurer G.L. Das Griechische Volk in Öffentlicher, Kirchlicher und Privatrechtlicher Bezeihung vor und nach dem Freiheitskampfe bis zum 31. Juli 1834. Heidelberg, 1835.