https://elibrary.ru/ixctdh
Russian pediatric journal (Russian journal). 2024; 27(Supplement 3) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3
75
«HYGIENE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS: HISTORY AND MODERNITY»
ОТ ПОВЫШЕНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БОЛЕЗНЕЙ ОБРАЗА ЖИЗНИ
Васильев В.В.1, Васильев Е.В.1, Шулаев А.В.2
1Пензенский государственный университет, Пенза, Россия; 2Казанский государственный медицинский университет Минздрава России, Казань, Россия
Ключевые слова: школьники; грамотность в отношении здоровья; болезни образа жизни
Актуальность. В условиях продолжающегося роста распространённости болезней образа жизни среди школьников гигиеническое воспитание (ГВ) как составная часть общекультурного воспитания приобретает особую значимость в контексте профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здоровой личности. Цель: определить зависимость заболеваемости учащихся школ болезнями образа жизни от грамотности в отношении здоровья (ГОЗ).
Материалы и методы. Проведён сравнительный анализ уровня ГОЗ и общей заболеваемости 597 учащихся 5-11-х классов экспериментального района (ЭР) и 572 школьников контрольного района (КР). Учащиеся 4-9-х классов ЭР с 2015 г. изучают обязательный предмет по основам здоровья и здорового образа жизни. ГОЗ оценена с помощью инструментария HLSAC-6, заболеваемость изучена по форме № 12.
Результаты. Общий средний балл ГОЗ у учащихся 5-8-х классов в ЭР составил 19,67 ± 0,18 балла из 24 максимальных, у учащихся 9-11-х классов — 19,5 ± 0,22, в КР — 18,32 ± 0,21 и 17,7 ± 0,25 соответственно (р < 0,05). У школьников ЭР взаимосвязь между уровнем ГОЗ и готовностью к применению в повседневной жизни теоретических и практических знаний, полученных в ходе ГВ, выражена сильнее, чем в КР (г = 0,74 и 0,79) и (г = 0,34 и 0,38). В 2023 г. у учащихся 5-8-х и 9-11-х классов в ЭР показатели распространённости болезней эндокринной системы были значимо ниже, чем в КР, в 2,2 и 2,4 раза (р < 0,001), ожирения — в 2,5 и 3,8 раза (р < 0,001), болезней костно-мышечной системы — в 1,9 и 2,5 раза соответственно (р < 0,001). В ЭР показатель распространённости болезней органов пищеварения у детей ниже (RR = 1,22 (1,03-1,46)), а болезней системы кровообращения у подростков — меньше (RR = 0,41 (0,24-0,70)), чем в КР. Корреляция между уровнем ГОЗ и распространённостью у детей ожирения (ф- коэффициент -0,22), болезней костно-мышечной системы (-0,21), у подростков (-0,24) и (-0,3) указывает на среднюю силу связи между переменными. Краткосрочный прогноз заболеваемости ожирением у детей ЭР в 2026 г. составил 134%о, КР — 283%о, болезнями костно-мышечной системы — 255%о и 366%о, у подростков —51%о, 296%о и 181%о, 292%о соответственно.
Заключение. Установленные закономерности указывают на позитивное влияние повышения ГОЗ в рамках модернизации программы ГВ на стабилизацию распространённости болезней образа жизни школьников и возможность тиражирования апробированной модели ГВ.
АНАЛИЗ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Васильев Е.В.1, Шулаев А.В.2, Васильев В.В.1
1Пензенский государственный университет, Пенза, Россия; 2Казанский государственный медицинский университет Минздрава России, Казань, Россия
Ключевые слова: сельские школьники; интернет-зависимое поведение
Актуальность. Интернет-зависимое поведение (ИЗП) превратилось в «эпидемию XXI века» и грозит негативными социальными последствиями, в том числе ухудшением здоровья и изменением образа жизни детей. Цель: провести субъективную оценку влияния использования Интернета на состояние здоровья и образ жизни сельских школьников.
Материалы и методы. В 2023 г. нами проведён онлайн-опрос сельских учащихся: 377 человек в 5-8-х классах и 194 человека — в 9-11-х. Диагностика интернет-зависимости проводилась по опроснику «Шкала интернет-зависимости Чена», включающего 6 оценочных шкал. Сумма баллов всех шкал CIAS является интегральным показателем наличия ИЗП, оцениваемого по трёхуровневой шкале: 27-42 балла — отсутствие ИЗП; 43-64 балла — склонность к возникновению ИЗП; 65 баллов и более — наличие ИЗП.
Результаты. Устойчивое ИЗП выявлено у 10,9% учащихся 5-8-х классов и 12,4% учащихся 9-11-х классов, в то время как у 46,1 и 51% соответственно выявлена склонность к возникновению ИЗП, у 43 и 36,6% — минимальный риск, т.е. ИЗП отсутствует. Значения общего CIAS балла у учащихся 5-8-х классов со сформированным ИЗП было значимо выше, чем у детей без ИЗП, — 74,3 ± 1,47 и 34,9 ± 0,36 (p < 0,01), 9-11-х классов — 73,8 ± 1,34 и 35,3 ± 0,55 (p < 0,01). Учащиеся 5-8-х и 9-11-х классов с устойчивым ИЗП достоверно чаще (p < 0,001) жаловались на повышенную раздражительность — OR = 8,6 (6,1-12,1), OR = 5,2 (3,3-8,2) соответственно, при этом сила взаимосвязи между переменными оценивается как средняя - ф = 0,47 (0,41-0,53), ф = 0,48 (0,38-0,56), головную боль — OR = 3,9 (2,9-5,3), OR = 7,6 (4,6-12,8), ф = 0,32 (0,25-0,39), ф = 0,42 (0,33-0,5), повышенную утомляемость — OR = 4,7 (3,4-6,6), OR = 5,7 (3,1-10,3), ф = 0,34 (0,27-0,4), ф = 0,32 (0,21-0,39). У них чаще (p < 0,001) регистрируются симптомы зрительного переутомления: расплывчатость изображения — OR = 4,7 (3,4-6,6) и OR = 6,2 (3,9-9,6), ф = 0,34 (0,27-0,4) и ф = 0,42 (0,32-0,51); повышенное слезотечение — OR = 8,6 (6,1-12,1) и OR = 6,7 (4,3-10,6); ф = 0,47 (0,41-0,53) и ф = 0,44 (0,34-0,53). Кроме того, они чаще (p < 0,001) жалуются на дорсалгию — OR = 4,4 (3,2-6,0) и OR = 5,2 (3,3-8,2), ф = 0,35 (0,28-0,41) и ф = 0,38 (0,28-0,47). Учащиеся с устойчивым ИЗП отмечают значимое уменьшение продолжительности сна, прогулок на свежем воздухе и увеличение доли сидячего образа жизни (p < 0,05).
Заключение. Каждый десятый сельский школьник имеет устойчивое ИЗП, многие из них жалуются на соматическое и психическое здоровье, нездоровый образ жизни.
* * *
* * *