УДК 378.602
Г. В. Варганова От осмысления прошлого к настоящему: перспективные векторы развития магистратуры библиотечно-информационного факультета СПбГУКИ
Перспективные векторы развития магистратуры библиотечно-информационного факультета СПбГУКИ связаны с совершенствованием научно-исследовательской деятельности. В этой связи предлагается проведение работы по корректировке федерального государственного стандарта высшего профессионального образования в разделах, имеющих отношение к научно-исследовательской деятельности, а также интернационализация образования и создание исследовательского кластера как механизма повышения эффективности библиотечно-информационного образования и деятельности библиотек и информационных центров (агентств) региона.
Ключевые слова: библиотечно-информационное образование, научно-исследовательская деятельность, интернационализация образования, исследовательский кластер
Galina V. Varganova
From comprehension of the past to nowdays: prospective vectors in the development of master programs at library and information science department of Saint-Petersburg State University of Culture and Arts
The prospective vectors in the development of master programs at library and information science department of Saint-Petersburg State University of Culture and Arts are connected with providing leadership and advice in the main matters related to research. The facilitation of research climate in library and information science department requires the correction of the Federal Standard of higher professional education in library and information sphere, determination of new rationales for internationalization of education and establishment of the research cluster as a mechanism of stimulating research in libraries and information centers (agencies) in the regional context.
Keywords: library and information science education, research performance, internationalization of education, research cluster
Активизация научно-исследовательской работы на библиотечно-информационных факультетах вузов культуры и искусств является в высшей степени значимой в контексте тех модернизаций, которые происходят сегодня в системе высшего профессионального образования страны.
Научное профессиональное сообщество, политические и общественные лидеры, деятели культуры вовлечены в процесс обсуждения предложений, отражающих широкий спектр мнений относительно роли и функций университетов в современном обществе. Несмотря на представительный диапазон высказываний, практически не ставится под сомнение мысль о том, что «сама матрица университетской культуры должна быть переформатирована под паттерн Гумбольдтского университета, но с учетом реалий XXI в.: первая функция - исследования, вторая - образование, третья - социетальная, четвертая - участие (в качестве лидера) в реформировании школы. Но главная - исследовательская»1. В связи с этим представляются логичными предложения о недопустимости выдачи
лицензии тем вузам, в которых не проводятся научные исследования или их результаты не верифицируются цитированием в зарубежных индексах.
Особенно показательны предложения, связанные с магистратурой как сравнительно новой для нашей страны ступенью обучения. Предлагается аудит магистерских образовательных программ вузов силами зарубежных партнеров, директивность введения механизмов внешней независимой экспертизы магистерских диссертаций и обязательность их аттестации в ВАК или другом специально созданном органе с предварительной фильтрацией через систему анализа текстов на наличие заимствований «Антиплагиат»2. Выдвигаемые предложения о модернизации высшего профессионального образования задают необходимые вузовскому сообществу, в том числе и работающему в библиотечно-информационной сфере, векторы движения, направленные на его совершенствование.
В этой связи представляется необходимым дополнение существующих трендов в развитии
библиотечно-информационного факультета новыми, продиктованными требованиями сегодняшнего дня и связанными с укреплением исследовательской составляющей работы факультета.
Введение магистратуры означает, что студенты, обучающиеся по образовательным программам подготовки магистров, являются субъектами научно-исследовательской деятельности, от общекультурной и профессиональной компетентности которых во многом зависит будущее развитие факультетообразующих дисциплин и факультета в целом.
В связи с этим видится необходимым формирование инфраструктуры, ориентированной на поддержку исследовательской составляющей подготовки магистров. Данная инфраструктура должна быть направлена на создание обучаемым условий для осознания и оценки своего профессионального потенциала, готовности к научному поиску и проведению самостоятельного исследования, отражение которого должно быть представлено в магистерской диссертации, а в дальнейшем - к внедрению результатов в практическую деятельность библиотечно-информационных учреждений и их диссеминации в рамках отрасли.
Создание инфраструктуры потребует решения ряда взаимосвязанных задач, одной из которых является дополнение (в дальнейшем и корректировка) федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «библиотечно-информационная деятельность» квалификация (степень) магистр в разделе, имеющем отношение к научно-исследовательской деятельности как важнейшему компоненту магистратуры.
Известно, что системы высшего профессионального образования различных стран мира, обладающие традициями и опытом подготовки магистров, делают акцент на индивидуализации процесса обучения. Это предопределяет наличие в образовательных магистерских программах не только базовых учебных курсов, но также курсов элективных, которые должны выбирать слушатели и на этой основе определять индивидуальную траекторию обучения в контексте будущей профессиональной деятельности.
Однако содержание реализуемого сегодня федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования не предполагает индивидуального подхода к обучению научно-исследовательской работе.
В настоящее время студенты после знакомства с учебными курсами «Теория и методология
библиотековедения», «Теория и методология библиографоведения», а также «Теория и методология книговедения», приступают к изучению учебного курса «Организация и методика библиотековедческих, библиографоведческих и книговедческих исследований». При этом часть обучаемых имеет интерес непосредственно к самому процессу проведения исследований как средству получения нового научного знания, интерес других носит скорее прагматический характер, что связано с их ориентацией на занятие управленческих должностей (заместителей директоров по научной работе/инновационному развитию, руководителей научных отделов, руководителей отделов по развитию и др.) в библиотечно-информационных учреждениях.
В этой связи представляется, что наличие одного учебного курса по «Организации и методике библиотековедческих, библиографоведческих и книговедческих исследований», не сопровождаемого возможностью выбора элективных, явно недостаточно ни для формирования названных в стандарте компетентностей применительно к научно-исследовательской деятельности, ни для учета дифференцированных интенций обучаемых.
Видится важным дополнение изучения учебного курса «Организация и методика... исследований» широкой линейкой элективных курсов (в объеме не менее 12 академических часов, что является мировой практикой), а именно такими, как:
«Качественная парадигма в библиотековедческих исследованиях»;
«Количественная парадигма в библиотековедческих исследованиях»;
«Методология междисциплинарных научных исследований»;
«Современные информационные технологии в научно-исследовательской деятельности»/«Программное обеспечение научно-исследовательской работы»;
«Этические проблемы научно-исследовательской деятельности»;
«Управление научными исследованиями»;
«Фандрейзинг в научно-исследовательской деятельности»;
«Бизнес-планирование научной деятельности»;
«Экономическая эффективность научно-исследовательской деятельности в библиотечноинформационных учреждениях» и др.
При наличии перечня разных учебных курсов студент сможет выбрать соответствующие его представлениям о личной профессиональной карьере, а сделанный студентом выбор необходимо будет учесть при распределении
на научно-исследовательскую практику с тем, чтобы создать условия по его взаимодействию с членами именно той референтной группы, в состав которой он планирует войти.
Базовые и элективный курсы позволят более точно выявить «точки роста» профессионализации студентов, что следует поддержать работой по организации непосредственно для группы обучаемых в магистратуре теоретических и научно-практических семинаров, ориентированных на обсуждение проблем, требующих решения для совершенствования деятельности библиотечно-информационных учреждений.
Для участия в семинарах важно приглашать крупнейших ученых в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения, а также и практиков - представителей библиотечно-информационных, книгоиздательских, книго-распространительских организации и др. Профессиональное общение с интеллектуальными хедлайнерами библиотечного мира полезно и в формате вебинаров, реализуемых он-лайн на основе web-технологий в режиме прямой трансляции.
Видится важной интенсификация работы по организации участия будущих магистров в научных конференциях, организуемых как в вузе/ городе, так и в организациях страны.
Другой важной составляющей подготовки студентов, обучающихся по образовательным программам магистратуры, является интернационализация обучения. Интернационализация, рассматриваемая как введение международной составляющей в исследовательскую, образовательную и управленческую функции университетов, является обязательным атрибутом системы высшего профессионального образования3. Акцентированию деятельности вузов по интернационализации образовательных программ способствуют документы Болонского процесса и Министерства образования и науки РФ.
Возможность интернационализации библиотечно-информационного образования во многом определяется сходством образовательных задач, требующих неотложного разрешения в отечественных и зарубежных университетах, осуществляющих подготовку магистров по направлению «библиотечно-информационная деятельность» (или по содержательно схожему). Накопленный зарубежными университетами опыт интернационализации показывает, что межкультурное и межпрофессиональное сближение, обмен научными достижениями способствуют обогащению национальных образовательных систем.
Представляется, что проведение работы
по интернационализации образовательной деятельности на библиотечно-информационных факультетах университетов культуры имеет целый ряд положительных сторон, в частности:
- нивелирует национальную обособленность вузов в подготовке библиотечно-информационных специалистов, сохраняя историческую, культурную, педагогическую идентичность и традиции сложившейся в стране системы библиотечно-информационного образования;
- позволяет преодолеть разобщенность в разработке образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки «библиотечно-информационная деятельность» (бакалавр, магистр) с последующим выходом на модель международного стандарта и единые критерии качества образования. Единые стандарты обучения - важный аспект культурного и профессионального взаимодействия, который поможет преодолеть неравномерность в развитии библиотечно-информационных дисциплин и как следствие модернизировать библиотечно-информационное образование;
- обеспечивает оперативный доступ к новому знанию, уже полученному учеными других стран, что позволяет более объективно оценивать собственные успехи в развитии библиотечно-информационного образования и своевременно намечать векторы его модернизации;
- способствует дальнейшей интеграции отечественного библиотечно-информационного образования в мировую систему разделения труда и обеспечивает повышение его роли в решении глобальных проблем библиотечно-информационной сферы настоящего и будущего.
Представляется, что решение задачи интернационализации образования является вполне посильным, тем более, что теоретикометодологические достижения ведущих профессоров, относящихся к разным научным школам библиотечно-информационного факультета нашего университета (И. Е. Баренба-ум, А. В. Блюм, Д. И. Блюменау, В. А. Бородина, Е. Н. Буринская, А. Н. Ванеев, Г. В. Гедримович, Г. Ф. Гордукалова, Р. Ф. Гринина, О. М. Зусьман, В. С. Крейденко, В. П. Леонов, С. Л. Лохвицкая,
A. В. Мамонтов, В. А. Минкина, Г. В. Михеева,
B. М. Мотылев, Э. Е. Рокицкая, А. В. Соколов, А. Г. Стрельникова, Г. В. Тараченко, И. И. Тихомирова, И. А. Шомракова и др.), во многом предвосхитили идеи зарубежных коллег и сегодня активно разрабатываются учениками и последователями. Нельзя не отметить и огромный опыт профессоров по научному руководству кандидатскими и докторскими диссертациями специалистов зарубежных стран,
защита которых проходила в стенах нашего университета.
Интернационализация образовательной деятельности ставит ряд существенных проблем, которые являются достаточно серьезными и нерешенность которых препятствует развертыванию данного процесса на библиотечноинформационных факультетах вузов культуры и искусств. К сожалению, это не только проблемы, связанные с финансированием. Необходимо учитывать, что интернационализация образовательной деятельности смещает акценты в сфере международного сотрудничества вузов. В большинстве университетов созданы отделы международного сотрудничества, которые традиционно занимались поиском партнеров и разработкой международных проектов. Однако интернационализация образовательных программ требует непосредственного и в высшей степени активного участия профессорско-преподавательского состава, т. е. тех специалистов, которые профессионально занимаются библиотечно-информационной деятельностью, обладают теоретико-методологическими и практическими знаниями в области библиотечной и информационной науки, видят тенденции и перспективы ее развития и на этой основе могут вести с зарубежными коллегами конструктивный диалог о сотрудничестве по модернизации библиотечно-информационного образования, в том числе и в наиболее актуальных для нашей страны сегментах.
Основой интернационализации является институциональное партнерство, в рамках которого возможна реализация широкого спектра направлений взаимодействия. В состав партнеров следует выбирать университеты, имеющие значимые достижения в подготовке библиотечно-информационных специалистов, ориентирующиеся не только на оперативные, но и на стратегические планы совершенствования библиотечно-информационного образования.
В контексте интернационализации образовательной программы по подготовке магистров не теряет своей актуальности участие обучаемых в организуемых совместно с зарубежными партнерами международных научно-исследовательских проектах; в деятельности международных и национальных библиотечных и информационных организаций, в рамках которых созданы специальные комитеты/комиссии/круглые столы по вопросам научно-исследовательской работы и библиотечно-информационного образования. Наибольший интерес представляет Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), в составе которой функционирует секция по научно-иссле-
довательской работе и вопросам библиотечного образования, осуществляемого в традиционном и дистанционном форматах.
Не менее важно участие будущих магистров в конференциях, форумах, организуемых международными, национальными организациями, а также зарубежными библиотеками и библиотечными школами по актуальным вопросам библиотечно-информационной науки, в том числе и в он-лайн режиме. Организация данной работы требует мониторинга грантов, выделяемых этими учреждениями на участие в конференциях для студентов различных ступеней обучения.
Представляется набирающим свою значимость и такое направление интернационализации, как чтение лекции зарубежными учеными в стенах российских университетов.
Столь же необходимо и представление работ будущих магистров с предварительным их переводом на иностранные языки в зарубежных издательствах и журналах научно-исследовательского профиля, которые традиционно издаются, в том числе и национальными библиотечными объединениями: «Journal of librarianship and information science» (Великобритания), «Bibliothek: Forshung und Praxic», «Bibliotheksdienst», «Bibliothesforum Bayer» (Германия), «Bibliotheaue(s)», «Bulletin bibliotheques de France» (Франция), «Finnish library journal» (Финляндия), «The Swedish library journal» (Швеция), «Danmarks biblioteker» (Дания) и др.
Вышеназванные направления интернационализации способствуют обеспечению трансграничного экспорта библиотековедческих/би-блиографоведческих/книговедческих знаний, определению спектра общих нерешенных научных и практических проблем в области высшего профессионального образования, облегчая поиск механизмов их решения.
Важным вектором в работе библиотечноинформационного факультета является непосредственное участие профессорско-преподавательского состава, магистров, аспирантов и студентов в разработке исследовательских проектов и программ.
В этой связи представляет интерес «Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г.», разработанная Минэкономразвития и призванная «ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики»4.
В данном документе уделяется внимание системе высшего образования, предлагается ее адаптация, направленная на «формирование... необходимых для инновационного общества и
инновационной экономики знаний компетенций, навыков и моделей поведения, а также формирование системы непрерывного образования»5.
В качестве одного их средств активизации деятельности по реализации инновационной политики называется формирование территорий инновационного развития и развития кластеров. При этом под территориальным кластером понимается совокупность размещенных на территории предприятий и организаций, которая характеризуются:
- наличием объединяющей участников деятельностью в одной или нескольких отраслях;
- наличием механизмов координации и кооперации участников кластера;
- наличием синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации6.
Исследовательский кластер, ориентированный на инновационное развитие библиотечно-информационных учреждений региона, может стать важнейшим элементом в системе подготовки студентов разных уровней обучения, реализуемой на библиотечно-информационных факультетах вузов культуры и искусств. Взаимное встречное движение вузов культуры и библиотечно-информационных учреждений города сегодня может рассматриваться и как необходимость, и как производное их совместного благополучного существования.
Организационная работа по формированию исследовательского библиотечно-информационного кластера в Санкт-Петербурге может быть инициирована библиотечно-информационным факультетом нашего университета, который обладает научными и организационными предпосылками его создания.
Необходимость и возможность создания кластера диктуется, с одной стороны, внутри-научными потребностями библиотековедения, библиографоведения и книговедения, являющимися факультетообразующими, с другой - требованиями социального заказа, репрезентирующего ожидания реальных и потенциальных пользователей.
Развитие библиотечно-информационных дисциплин во многом предопределяется особенностями современного этапа развития науки, переживающей период постнекласси-ческой рациональности. Данный тип рациональности предусматривает более глубокое и многостороннее сопряжение задач поиска научных знаний не только с методами, средствами,
техниками и процедурами их получения, но и с аксиологическими ориентирами собственно научной деятельности. Ценностные ориентации библиотечно-информационной науки предполагают включение ее целей в общую систему социальных целей, т. е. направленность на решение социально-значимых для человека задач дисциплинарными средствами.
Основными организационными предпосылками для формирования кластера на базе нашего факультета являются следующие:
- традиции и опыт проведения с привлечением студентов, аспирантов, докторантов научных исследований, значимых в региональном и федеральном масштабах. Существовавший на факультете НИС, возглавляемый признанными в научном сообществе лидерами, среди которых А. В. Соколов, В. А. Минкина, Р. Ф. Гринина, Г. В. Гедримович, Г. Ф. Гордукалова и др., продемонстрировал высокую степень ориентации на прикладные и теоретические исследования, на оперативную передачу их результатов в организации-заказчики различных регионов страны;
- научно-исследовательский потенциал профессорско-преподавательского состава факультета, понимающий значимость исследований для повышения качества библиотечноинформационной деятельности и высшего профессионального образования. Преподаватели факультета имеют уникальный опыт научной работы, что находит отражение в концептуально разработанных и самостоятельно реализованных проектах и программах, в активности выступлений на научных, научно-практических конференциях и семинарах, в участии в качестве экспертов при рассмотрении инновационных проектов библиотечно-информационных учреждений;
- сформированные координационные и кооперационные связи с библиотеками региона и страны по разработке широкого спектра научных направлений библиотечно-информационной деятельности: теория и методология библиотековедения, библиографоведения и книговедения, информационный менеджмент, информационно-аналитическая деятельность, корпоративные библиотечноинформационные системы, комплектование библиотечного фонда, организация библиотечно-информационного и библиографического обслуживания, консультирование пользователей библиотек, приобщение к чтению дифференцированных групп читателей и др.
Создание кластера позволит усилить роль библиотечно-информационного факультета нашего вуза в управлении научно-исследовательской деятельностью в регионе на основе
интегративности предпринимаемых акций: создание единой сети учреждений, занимающихся исследованиями или заинтересованных в этом, разработка городской программы научных исследований, реализация информационной поддержки управления исследованиями, организация переподготовки библиотечных специалистов в области проведения научной работы и др.
Основными принципами создания исследовательского кластера могут стать следующие: системность, непрерывность, последовательность в достижении поставленной цели. Именно данные принципы обеспечивают взаимное согласование и гибкое маневрирование финансовыми, технологическими, информационными, трудовыми возможностями партнеров при создании исследовательского кластера, при разработке (а в дальнейшем и возможной корректировке) основных направлений его деятельности с учетом потребностей региона на основе последовательного перехода от менее сложных научных задач к задачам более сложного характера.
Одновременно важно отметить, что проблемы, связанные со стратегическим и тактическим планированием деятельности кластера, должны находиться в поле зрения всех партнеров, что позволит предотвратить возможные трудности в его работе и своевременно принимать адаптивные решения.
Организационные формы взаимодействия участников кластера могут быть различными: разработка и реализация совместных научных проектов и программ, внедрение, тиражирование и диссеминация результатов проведенных научных исследований в практику библиотек и информационных центров региона, профессиональная переподготовка персонала библиотек, организация конференций, семинаров и брифингов, посвященных проблемам научной деятельности, подготовка дипломных работ, диссертаций на базе библиотек города и др.
Формирование исследовательского территориального кластера создаст условия для укрепления кооперационных и координационных связей между библиотечно-информационной наукой, практикой и образованием, позволит увязать библиотечно-информационное образование с потребностями науки, а также требованиями работодателей и населения города.
Укрепление связей между вузом и библиотеками обеспечит более точную формулировку тематики научных исследований и проектов развития, в том числе и ориентированных на
социальный заказ, которые могут реализовываться на базе не только магистратуры, но также бакалавриата и аспирантуры.
При этом новое научное знание, полученное в ходе проведения исследований и вербали-зированное на лекциях и семинарах в университетских аудиториях, позволит повысить научную составляющую читаемых учебных курсов. Это тем более важно, что в условиях современной системы образования возрастает роль именно теоретико-методологических регулятивов как направляющих принципов практической деятельности.
Сотрудничество в рамках кластера на основе координации и кооперации деятельности партнеров позволит консолидировать научное сообщество на основе устранения рассогласованности исследователей в определении приоритетных тем, требующих первоочередной разработки, сконцентрировать научный потенциал города на их решении. В этой связи исследовательский кластер можно рассматриваться как механизм укрепления и дальнейшего развития сложившихся и формируемых научных школ библиотечно-информационного факультета нашего вуза.
Исследовательский кластер делает возможным гармонизацию существующей в регионе инфраструктуры исследовательской деятельности и нивелирование диспропорции в научном сопровождении практической работы библиотек разных типов. Партнерская деятельность в рамках кластера может стать средством устранения одного из барьеров, препятствующих совершенствованию библиотечно-информационной деятельности, а именно несвоевременности доведения до библиотек результатов исследований, ориентированных на решение актуальных и перспективных проблем.
В целом совместная партнерская деятельность, основанная на согласии партнеров по поводу понимания значимости научной проблемы и необходимости ее неотложного решения на основе социально и научно-одобряемых норм и ценностей, обеспечит создание комфортного исследовательского пространства в регионе для специалистов библиотечно-информационных учреждений города.
Таким образом, подготовка магистров на библиотечно-информационном факультете СПбГУКИ требует осмысления уникального опыта научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава и определение на этой основе новых векторов в ее развитии, появление которых детерминировано системными требованиями науки, практики и образования.
Примечания
1 Любимов Л. Что нужно менять в высшем образовании // Известия: дел. газ.: сайт. 2G12. 2G июня. URL: http:// izvestia.ru (дата обращения: 15.G1.2G13).
2 Кирьякова А. В. Аксиологическая парадигма современного университетского образования // Высш. образование сегодня. 2G11. № 1. С. 19-22; Соловьев В. П., Крупин Н. А., Золотарев Н. М. К вопросу о переходе на уровневую систему высшего профессионального образования // Там же. № 7. С. 21 -27; Суслова Д. В. Формирование государственной политики в сфере высшего образования: проблемы и практики: автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.GG.G2. М.: МГУ им.
М. В. Ломоносова, 2010. 29 с.; Чеботарев Г. Н. Модернизация университетов как условие инновационного развития страны // Высш. образование сегодня. 2012. № 3. С. 3-7.
3 Трембэй К. Интернационализация: формирование стратегий в нац. контексте // Вестн. междунар. организаций. 2010. № 33 (29). С. 110-168.
4 Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227 // Правительство РФ: офиц. сайт. URL: http: // правительство. рф (дата обращения: 28.11.2012).
5 Там же.
6 Там же.