modern education as constructivism and creative activity, which can form the Man of Culture. Special attention is paid to the position of educational institutions with a creative bias, such as institutes of Arts and Culture, which provide training of specialists with a great creative potential. The author strongly argues that most of the formalized criteria used for the educational institutions assessment are not applicable for such special institutes. The quality of educational process there should be evaluated according to special criteria taking into consideration the specificity of educational programs.
Keywords: culture, society, mission of education, acculturation, constructive, creative activity, personality formation, educational institution with a creative bias, training of specialists in the sphere of Arts and Culture, education quality assessment criteria, specificity of educational programs at the institutes of Arts and Culture
Библиотечно-е.ю. качанова, профессор, информационное образование зав- кафедрой на Дальнем Востоке:
от традиций к инновациям
В статье проанализирована история библиотечного образования на Дальнем Востоке в контексте организации и становления специализированной кафедры книговедения и библиотечно-информационной деятельности в Хабаровском государственном институте искусств и культуры. Особое внимание уделено вопросам научной, учебной, методической и профориентационной работы кафедры.
Ключевые слова: библиотека, библиотечное образование, библиотечно-информационная деятельность, библиотечная инноватика
История библиотечного образования на Дальнем Востоке начинается с организации специализированной кафедры библиотековедения, библиографии и культурно-просветительной работы (ныне кафедра книговедения и библиотечно-информационной деятельности) - ровесницы института. 45летний юбилей вуза и высшего библиотечно-информационного образования на Дальнем Востоке - это прекрасный повод не только вспомнить и воздать почести прекрасным людям, выдающимся Учителям, создавшим основы подготовки кадров для библиотек и информационных структур региона, перечислить достижения выпускников, приумноживших славу института и кафедры, но и осмыслить истоки, традиции и инновации ее образовательной деятельности, определить возможные перспективы.
В середине 1960-хгг. на Дальнем Востоке библиотечное дело по ряду показателей значительно отставало от среднего уровня по РСФСР. В Хабаровском крае из 267 библиотек, расположенных в сельской местности, только 15 имели читальные залы, книгообеспеченность на 1 жителя в крупных городах была в два раза ниже нормативной. Работа библиотек в национальных сёлах по всей территории Дальнего Востока носила характер клубной деятельности и была направлена на подъём национальной культуры средствами наглядной и устной пропаганды. Что же касается специальных библиотек (технических, сельскохозяйственных, медицинских), то их на Дальнем Востоке к началу 1970-х гг. было намного меньше, чем в других регионах страны. Государством были разработаны мероприятия по упорядочению библиотечного обслуживания, которые в Дальневосточном регионе зачастую реализовывались не полностью. Так, в Хабаровском крае было открыто лишь 20% от числа запланированных библиотек. Объяснялось это плохой материально-технической базой учреждений культуры, нехваткой помещений. Кроме того, во вновь открывающихся библиотеках некому было работать, не было достаточного количества библиотечных кадров, а уровень квалификации многих библиотекарей был низок.
Вместе с тем вторая половина 60-х гг. -это период активного формирования промышленно-экономической и социально-административной структуры Дальнего Востока: строились заводы, города и рабочие поселки. Интенсивно шёл процесс укрупнения населённых пунктов, развития леспромхозов, научной инфраструктуры. К началу 70-х гг. было открыто более 70 НИИ, из них 16 относились к системе АН. Растущему региону нужны были специалисты различных отраслей народного хозяйства, в том числе и библиотечно-информационного профиля для создания сети библиотек, информационной поддержки кадров науки и
промышленности, развивающейся системы образования и социальной структуры.
В связи с необходимостью интенсивного роста сети библиотек встала задача подготовки кадров через систему обучения в библиотечных институтах и техникумах. В те годы в регионе функционировали два специализированных средних учебных заведения: библиотечный техникум в Приморье и культпросветшкола с библиотечным отделением в Хабаровском крае (Биробиджан). Незначительное число библиотекарей с высшим образованием составляли выпускники центральных вузов страны: Дальний Восток конца 60-х гг. был привлекательным регионом для молодых людей, пожелавших испытать себя на новом месте. Не стало исключением и библиотечное дело. В наших библиотеках до сих пор трудятся романтики 60-70-х гг. - уроженцы различных республик Советского Союза.
Потребность в кадрах высшей квалификации нашла выражение в открытии первого на Дальнем Востоке высшего учебного заведения, готовившего клубных и библиотечных работников. В 1968 г. Хабаровский государственный институт культуры, основанный на базе УПК Восточно-Сибирского института культуры (г. Улан-Удэ), провёл первый набор студентов.
Организаторами подготовки специалистов и первыми преподавателями специальных дисциплин явились как профессиональные библиотекари-практики, стремящиеся попробовать свои силы в качестве профессионалов библиотечной теории, так и молодые выпускники вузов культуры из Москвы, Ленинграда, Улан-Удэ. Для многих из них работа на кафедре определила их жизненный путь, дальнейшую судьбу и биографию, стала залогом их успешной научной карьеры. Фактически вся эволюция библиотечного образования на Дальнем Востоке связана с активной деятельностью наших педагогов, заложивших основу образовательной инфраструктуры библиотечного дела региона. В канун юби-
лея вуза и кафедры хочется обратиться со словами благодарности к людям, стоявшим у ее истоков. Именно благодаря их трудолюбию, преданности своему делу и ответственности стало возможным заложить фундамент качественной подготовки библиотечных специалистов для различных территорий Дальнего Востока. Имена основателей, заслуженных педагогов кафедры: В.П. Лобачевой, Д.Х. Рассказовой, З.И. Кадынцевой, Т.А. Кузнецовой, С.М. Нарыжной, Г.Н. Пленковой, Т.В. Журом-ской - и сейчас знает каждый студент библиотечной специальности.
У истоков библиотечного образования в ХГИИК стояли молодые исследователи, ставшие в дальнейшем крупнейшими учеными библиотечной отрасли России: В.А. Фокеев - ныне доктор педагогических наук, профессор, зав. отделом РГБ (г. Москва), С.А. Пайчадзе - доктор исторических наук, профессор, зав. сектором книговедения ГПНТБ СО РАН (г. Новосибирск), Л.А. Кожевникова - доктор педагогических наук, старший научный сотрудник ГПНТБ СО РАН (г. Новосибирск). Первые выпускники кафедры обязаны своим становлением и таким педагогам «первой волны», как Т.И. Садохина, Л.А. Ступникова, Н.В. Семина, А.З. Юрковецкая, Э.В. Громова, Г.Д. Стрельцова. Доцент Нина Васильевна Семина по сей день работает в вузе.
Направленность подготовки библиотечных специалистов и качество образовательного процесса во многом зависят от деловых качеств и профессионализма ее руководителя. С 1968 г. заведующими кафедрой были талантливые педагоги, для которых работа в качестве руководителя стала серьезным этапом в карьере. Библиотечное со-
общество запомнило имена В.П. Лобачевой, Н.Д. Гурвич, В.А. Фокеева, Т.А. Кузнецовой, С.А. Пайчадзе, П.А. Козляковского, Т.И. Садохиной, Г.Н. Пленковой, О.В. Киселевой, Т.Х. Невструевой, И.В. Филатки-ной, Н.В. Семиной, Г.Д. Стрельцовой. Это выдающиеся специалисты в области библиотековедения и библиографии, внесшие немалый вклад в золотой фонд дальневосточного библиотечно-информационного образования.
Кадровый потенциал кафедры формировался в течение всего периода развития института. В разные годы школу профессионального становления прошли более 50 специалистов. Педагогический коллектив фор-мировалсяза счет выпускников нескольких вузов культуры страны: Восточно-Сибирского института культуры, организованного в Улан-Удэ несколькими годами раньше, а также Ленинградского и Московского институтов культуры. Особую роль в формировании кадрового состава играл и по сей день играет Ленинградский институт культуры (ныне Санкт-Петербургский университет культуры и искусств). В его стенах прошли обучение большинство педагогов кафедры: это студенты, аспиранты, соискатели, относящие себя к Санкт-Петербургской библиотечной школе. Выпускники нашего вуза составляли и составляют ядро коллектива кафедры, среди них О.В. Киселева, О.А. Лопатина, Т.А. Ромашкина,
И.В. Филаткина, Ю.В. Потехина, Н.В. Су-берляк, И.В. Борис, Е.Н. Лунегова, О.В. Пе-тяскина. В состав кафедры входят и представители смежных сфер деятельности -информатики и математики (В.И. Киселев, П.Б. Скрипко), патентоведения и правоведения (И.Н. Бочкова). Именно междисциплинарный и межотраслевой подходы лежат в основе подготовки компетентного профессионала в сфере библиотечно-информационной деятельности.
За 45 лет в вузе подготовлено около пяти тысяч библиотечных специалистов (4834 чел.). Наши выпускники - это фундамент кадрового потенциала библиотек Якутии, Камчатки, Чукотки, Сахалина и Курил, Амурской области и ЕАО, Хабаровского и Приморского краев. Около 70% выпускников отмечены правительственными наградами, имеют почетные грамоты и знаки отличия, из них 8% являются заслуженными работниками культуры. Большинство руководителей библиотек региона - это выпускники ХГИИК.
Свое нынешнее название кафедра книговедения и библиотечно-информационной деятельности получила в сентябре 1998 г. С этого момента заведующей кафедрой является доктор педагогических наук профессор Е.Ю. Качанова. Кафедра объединяет 14 преподавателей, из них один доктор и пять кандидатов наук.
Эволюция структуры и содержания подготовки библиотечно-информационных работников, имевшая место в нашей стране, полностью отразилась в образовательной деятельности нашего института. Как и все вузы культуры, ХГИИК осваивал и отраслевую, и функциональную подготовку библиотекарей, внедрял образовательные стандарты всех поколений. Кафедра книговедения и библиотечно-информационной деятельности является выпускающей кафедрой для студентов факультета искусств, социально-культурной и информационной деятельности по направлению подготовки «Библиотечно-информацион-
ная деятельность » и в настоящее время осуществляет профессиональную подготовку по многоуровневой системе: бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура.
С введением в практику высшей школы ФГОС ВПО учебный процесс в вузе претерпевает значительные изменения. Преподаватели включаются в оценку качества образования, что предполагает использование специфических методов мониторинга результатов образовательной деятельности. Появляется необходимость в методическом сопровождении процесса проектирования рабочих программ. Наиболее значимой сегодня является учебно-методическая деятельность преподавателей. Для обеспечения соответствия образовательного процесса современному уровню развития библиотечно-информационной науки и региональной практики требуется вести постоянную методическую работу по созданию новых программ и переработке имеющихся.
В научной сфере кафедра занимает лидирующие позиции в библиотечном сообществе региона. В диапазон научных разработок кафедры входят различные вопросы библиотековедения и библиографоведения, социологии и психологии чтения, докумен-товедения, информационного обеспечения науки, техники, производства, истории книжной культуры и архивоведения.
Одной из ведущих тем НИР является история библиотечного строительства на Дальнем Востоке. Под руководством профессоров кафедры С.М. Нарыжной, Г.Н. Пленковой, Е.Н. Орловой и Т.А. Ромашкиной собран уникальный материал по истории библиотек региона, включающий более 15 томов материалов исследований. Особое место занимает направление, связанное с изучением публикационной деятельности преподавателей различных кафедр института. Под руководством доцента кафедры Н.В. Семиной составлены биобиблиографические справочники о деятельности практически всех кафедр вуза.
Одним из масштабных направлений НИР
кафедры является выполнение различных социологических, маркетинговых и библиографических исследований по вопросам чтения, имиджа библиотек, библиотечных инноваций, повышения квалификации и переобучения специалистов. По заказу библиотек студентами кафедры выполняются выпускные квалификационные дипломные работы по различным направлениям исследований, в том числе по библиометрической оценке научной продуктивности ученых Дальнего Востока. Защита дипломных работ студентами кафедры является ярким событием года. С 2006 г. по инициативе Дальневосточной государственной научной библиотеки наиболее интересные работы проходят публичную защиту с участием библиотекарей региона. На защитах присутствуют руководители библиотек из Хабаровска, Владивостока, других территорий.
Библиотечная инноватика - одно из новых и активно развивающихся направлений научно-исследовательской деятельности кафедры. В 2003 г. в Санкт-Петербургском издательстве «Профессия» опубликовано практическое пособие Е.Ю. Качановой «Инновации в библиотеках», в 2007 г. в том же издательстве вышло ее учебное пособие «Инновационно-методическая работа библиотек». Сегодня по данному направлению выполняются диссертационные исследования, можно сказать, формируется научная школа.
Преподаватели кафедры являются активными участниками различных научных конференций по проблемам развития культуры, библиотечного дела, книгоиздания, истории региона. С 2004 г. по инициативе кафедры ежегодно проводятся региональные научно-практические конференции «Развитие библиотечно-информационного пространства на Дальнем Востоке и высшее библиотечное образование » и «Молодые в библиотечном деле Дальнего Востока». Обсуждаются актуальные вопросы библиотечной теории и практики, рассматриваются кадровые проблемы, определяются направ-
ления сотрудничества и профессиональных коммуникаций кафедры с библиотеками, книготорговыми и издательскими структурами региона. Конференции ежегодно объединяют более 300 специалистов из Хабаровского, Приморского краев, Амурской, Магаданской, Сахалинской областей, ЕАО, Якутии. Гостями конференции являются представители библиотек и вузов Томска, Улан-Удэ, Москвы, Екатеринбурга. Завершает ежегодную конференцию Ярмарка выпускников ХГИИК. Материалы конференции печатаются в «Вестнике ДВГНБ». В 2005 г. кафедрой инициировано создание в Дальневосточном регионе культурной сети «Дальневосточная школа библиотечной инноватики ». Сегодня эта сеть объединяет более 500 специалистов.
Ежегодно преподаватели кафедры привлекаются к оппонированию диссертационных исследований, что свидетельствует о прочности научных коммуникаций кафедры с региональным и всероссийским профессиональным сообществом. Особое внимание педагоги кафедры уделяют участию в программах повышения квалификации практических работников отрасли, осуществляя проблемно-ориентированное обучение по актуальным вопросам: программно-целевое планирование и проектная деятельность библиотек, ассортиментная работа библиотек, моделирование и разработка концепции сайта библиотеки, исследовательская деятельность библиотек и другие. Поскольку интерес к программам повышения квалификации проявили разные территории ДВФО, то семинары-тренинги педагогов кафедры проводятся не только в Хабаровске, но и в других городах Дальнего Востока. Встречи с библиотекарями разных территорий позволяют не только свободно ориентироваться в сложившейся в регионе ситуации с точки зрения оценки его библиотечноинформационных ресурсов, но и популяризировать институт, привлекать новых абитуриентов.
Инновационные процессы в вузе потребовали разработки концепции развития кафедры на ближайшие пять лет, определения новых направлений библиотечно-информационного образования в ХГИИК. Перспективы кафедры усматриваются в первую очередь в совершенствовании ее научного потенциала, в успешном завершении выполняемых диссертационных исследований, дальнейшем расширении магистратуры и аспирантуры по специальности «Библиотековедение, библиграфо-ведение и книговедение»,привлечении к преподавательской деятельности талантливых выпускников. Ежегодно по итогам защиты дипломных работ кафедра формирует резерв для своего кадрового развития. Испытывая значительные трудно-
сти в наборе абитуриентов дневной формы обучения по профильному направлению подготовки, кафедра планирует осуществить диверсификацию, внедрив в практику образовательной деятельности смежные направления: «Прикладная информатика», «Документоведение и архивоведение».
Конечной целью кафедры книговедения и библиотечно-информационной деятельности ХГИИК на современном этапе является повышение качества образовательной деятельности, максимальное соответствие образовательным и личностным запросам студентов как непосредственных потребителей библиотечного образования, требованиям государства как учредителя библиотек и потребностям работодателей.
KACHANOVAE.U. BIBLIO-INFORMATION EDUCATION IN THE RUSSIAN FAR EAST: FROM TRADITIONS TO INNOVATIONS
The article shows the history of library education in the Russian Far East on the example of foundation and development of the Department of bibliography and biblio-information activity at Khabarovsk State Institute of Arts and Culture. Special attention is paid to scientific, educational, methodical, and career-guidance activities.
Keywords: library, library education, Departmentof bibliography and biblio-information activity, biblio-information activities, library innovation
Л.П. РУСАНОВА, профессор Становление системЫ
Н.Ф. СЕМЕНОВА, профессор, подготовки руководителей
зав. кафедрои музыкальных коллективов
Статья посвящена истории становления дирижерско-хорового, народно-инструментального и эстрадного направлений в музыкальном образовании в Хабаровском государственном институте искусств и культуры. Рассматривается богатый музыкально-педагогический опыт вуза, в частности кафедр хорового дирижирования и народного хорового искусства и оркестрового дирижирования, народных, эстрадных и духовых инструментов, по подготовке высококвалифицированных специалистов для сферы культуры и искусства.
Ключевые слова: музыкальное образование, музыкально-просветительская деятельность, хоровое дирижирование, подготовка руководителя музыкального коллектива, подготовка дирижера академического хора, вокально-хоровая педагогика, оркестровое дирижирование, подготовка руководителя оркестра, народно-инструментальная музыка, подготовка менеджера концертных организаций