© Макеева Т.Е., 2010
ДИСКУССИИ И ОБСУЖДЕНИЯ
УДК 378.141.4 ББК 74.580.44
ОТ МЕЧТЫ К ЦЕЛИ: ОПЫТ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Т.Е. Макеева
Работа посвящена анализу опыта планирования работы университета, факультета, кафедры в сфере образовательной деятельности.
Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным.
Сенека
Ключевые слова: планирование, стратегические цели, показатели деятельности.
МЕЧТАТЬ НЕ ВРЕДНО!
Приступая к строительству на Лысой горе университета - первого университета в Волгограде, М.М. Загорулько мечтал. Вернее, это сейчас, спустя тридцать лет, он рассказывает, что мечтал построить самый главный в городе вуз. На самом деле, он предвидел, прогнозировал, планировал. Первый ректор университета знал точно, что мечты сбываются, но только тогда, когда они превращаются в четко сформулированные цели. А цели приводят к планам. Участвовать в реализации этих планов было почетно и приятно. Поначалу - в годы плановой экономики. А позже - ответственно и нервно, с риском отсутствия результата.
Рыночные отношения в образовании, жестокая конкуренция за абитуриента заставили университет более ответственно относиться к мечтам о господстве в региональном образовательном пространстве, переводить свои мечты в разряд четких и реальных целей, которые можно достичь.
Читатель согласится, что цели, не записанные на бумаге, реально недостижимы и относятся к пустым мечтаниям. В университете, позиционирующем себя как передовая бизнес-структура, на рубеже тысячелетий начинается реализация «Концепции развития Волгоградского государственного университета на период 2000-2005 гг.», получившей логичное продолжение и развитие в «Основных направлениях развития Волгоградского государственного университета на период 20052010 гг.» - предвыборной программы кандидата на должность ректора ВолГУ доктора экономических наук, профессора, заслуженно-
го работника высшей школы РФ, заслуженного деятеля науки РФ О.В. Иншакова. Эта программа стала стратегическим планом развития университета, и в начале юбилейного для ВолГУ 2010 г. - года его тридцатилетия -представляется необходимым подвести некоторые предварительные итоги, прежде всего в сфере образовательной деятельности, которая характеризуется предельной транспарентностью показателей.
НАШИ ЦЕЛИ НА 2005-2010 ГОДЫ
В качестве одной из стратегических программных целей было заявлено достижение устойчивой конкурентоспособности универси-
тета и укрепление его авторитета на рынке образовательных услуг. Однако, строго говоря, это еще не цель, а всего лишь видение, поскольку за ней не закреплены конкретные исполнители, не обозначены необходимые ресурсы (временные, кадровые, финансовые и т. д.).
Конкретизация видения через обозначение основных направлений в образовательной деятельности делает ожидаемый результат более реальным, а воплощение общих университетских целей в планах работы по отдельным направлениям деятельности, в планах конкретных структурных подразделений делает эти цели вполне достижимыми. В таблице 1 указаны основные направления работы в сфере образовательной деятельности и результаты этой работы.
Таблица 1
Основные направления работы в сфере образовательной деятельности
и результаты этой работы
Образовательные цели Результаты
Модернизация направлений подготовки, специальностей и специализаций с учетом международных стандартов для формирования предложения, соответствующего перспективному спросу на рынке образовательных услуг. Внедрение к 2008 г. системы зачетных единиц и европейских приложений к диплому на английском языке В рамках международной образовательной программы ТЕМР№ III организовано обучение студентов по программе подготовки бакалавров и магистров «Экология и природопользование» с привлечением средств Европейского союза к материально-техническому оснащению научно-образовательного процесса (3,5 млн руб.). Начатое в 2006 г. обсуждение Положения об организации учебного процесса с использованием зачетных единиц, к сожалению, еще далеко от завершения из-за переноса сроков введения Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения
Внедрение интерактивного и дистанционного обучения, совершенствование комплексного информационного обеспечения образовательного процесса. Завершение создания электронных учебнометодических комплексов, доступных для преподавателей и студентов На основе баз данных ИАС «Университет» в ВолГУ разработан программно-технический комплекс (ПТК) «УМКа» (http://umka.volsu.ru) для размещения материалов учебно-методических комплексов в открытом доступе через Интернет. По каждой дисциплине имеется возможность размещения логотипа, аннотации, рабочей программы, материалов к лекциям, семинарским занятиям, заданий для самостоятельной работы студентов, тестов. В настоящее время в ПТК «УМКа» зарегистрировано более 13 тысяч пользователей, размещено более 40 тысяч документов по почти 7 тысячам учебных курсов)
Инновационная ориентация планов профессионального обучения при эффективном сочетании аспектов универсализации, специализации и регионализации, а также обеспечении экономии затрат за счет рациональной структуры, видов и процессов предоставления образовательных услуг Университет активно участвует в апробации Модели региональных образовательных центров многоуровневой системы подготовки специалистов инновационной деятельности, проводимой АНХ России и Институтом предпринимательства и инновационных технологий
Окончание таблицы 1
Образовательные цели Результаты
Дальнейшая диверсификация форм обучения, направлений подготовки, специальностей и специализаций основного и послевузовского образования. Расширение спектра междисциплинарной подготовки за счет введения специальностей: биофизика, биоэкология, география, экология, домоведение, реклама, религиоведение и др. Расширение перечня инновационно-емких образовательных программ происходило через открытие магистерских программ (Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, Информационные процессы и системы, Дистанционное зондирование и географические информационные системы, Математические методы анализа экономики, Биомедицинская оптика); программ бакалавриата (Физика, Радиофизика, Биология, География, Экология и природопользование, Бизнес-информатика, Оптотехника, Радиотехника, Телекоммуникации, Информатика и вычислительная техника); специальностей (Математическое обеспечение и администрирование информационных систем, Судебная экспертиза, Издательское дело и редактирование, Статистика, Прикладная информатика в экономике, Информационные системы и технологии, Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем, Наноматериалы)
Можно говорить о том, что заявленные цели в основном достигнуты, а невозможность внедрить систему зачетных единиц обусловлена объективными причинами, хотя в ВолГУ разработаны необходимые подходы, которые ждут своей реализации. Европейское приложение к диплому на английском языке выдается по индивидуальным заявкам.
Обратимся к сравнению основных показателей образовательной деятельности, прежде всего к данным о количестве основных образовательных программ (ООП), которое на фоне общей тенденции роста демонстрирует заметное увеличение в части программ магистерской подготовки (см. табл. 2).
Контингент студентов в количественном отношении снизился на фоне и в зависимости от общих демографических процессов незначительно, однако его структура претерпела заметные изменения: доля обучающихся
по двухуровневым образовательным программам увеличилась почти в 4 раза (см. табл. 3).
Качество профессорско-преподавательского состава (ППС) улучшалось не только в связи с защитами диссертаций, но и, к сожалению, из-за сокращения общей численности преподавателей (см. табл. 4).
Данные изменения важнейших показателей повлияли на место университета на региональном рынке образовательных услуг.
Посмотрим на диаграммы: 2004 г. - студенты ВолГУ составляют 16 % контингента студентов государственных и муниципальных вузов Волгоградской области, в 2009 г. их уже 17 %. Этот один процент является очень важным и весомым показателем в условиях демографической «ямы», на фоне уменьшения долей основных, более старших игроков на поле высшего профессионального образования региона (см. рисунок).
Таблица 2
> ООП
Показатели 2005 г. 2009 г. Прирост
Всего 73 87 1,2
Бакалавриат 22 25 1,1
Магистратура 10 18 1,8
Специалитет 41 44 1,1
Доля двухуровневых ООП 43,8 % 49,4 % 1,1
Таблица 3
Контингент студентов в количественном отношении
Показатели 2005 г. 2009 г. Прирост
Всего студентов 14 208 13 793 0,97
Очной формы обучения 8 497 8 096 0,95
Заочной формы обучения 5 483 5 449 0,99
Доля студентов, обучающихся по двухуровневым программам (бакалавриат - магистратура), % 15 52 3,7
Доля договорников, всего, % 41,3 43,8 1,06
Доля договорников очной формы обучения, % 36,5 34,5 0,95
Доля договорников заочной формы обучения, % 50,5 55,4 1,1
Таблица 4
Качество ППС
Показатели 2005 г. 2009 г. Прирост
Доля ППС с учеными степенями и званиями, % 60,2 68,1 1,3
Доля ППС с ученой степенью доктора наук, % 13,4 19,5 1,5
2004 г.
ВолГАСУ | ВолГУ
16 % В ГПУ 16 %
14 %
2009 г.
ВГАФК ВМИИ ВГИИиК
14 % ВГПУ 17 %
13 %
Распределение контингента студентов по государственным и муниципальным вузам
Волгоградской области1
Привлекательность и авторитет университета подтверждают также результаты приема на очную форму обучения в государственные и муниципальные вузы Волгоградской области в 2009 году. Впервые за свою 30-летнюю историю ВолГУ стал первым по количеству студентов, принятых на I курс по очной форме обучения. Каждый пятый волгоградский первокурсник-очник учится в нашем университете.
Можно ли это рассматривать как приближение к поставленной цели? Безусловно, да. Однако приближение не есть достижение, и на пути к заветной цели одной из самых больших опасностей является демографическая «яма», которая делает невыполнимым наше стремление в ближайшее время увеличить контингент обучающихся до 20 тысяч студентов, по крайней мере, без каких-либо масштабных структурных преобразований в высшем профессиональном образовании Волгоградской области.
К НОВЫМ ЦЕЛЯМ
Чтобы обеспечить участие всех структурных подразделений и всех сотрудников в скоординированной работе по достижению стратегических целей, при подготовке к сертификации университетской системы менеджмента качества в 2008 г. были внедрены формализованные бланки ежегодных планов работы основных подразделений - кафедр и факультетов. Что в них нового? Необходимость формулировать четкие, достижимые, измеримые цели на конкретный временной промежуток для конкретного коллектива преподавателей. Смогли ли мы все увидеть наши ближайшие цели? Опыт планирования работы в 2009 г. показал, что кафедры и факультеты ставили типовые цели, предложенные ректоратом; не учитывали особенностей реализуемых образовательных программ, трудностей и угроз, вызванных значительным сокращением количества абитуриентов, введением обязательного единого государственного экзамена в качестве вступительных испытаний в университет.
Напряженное ожидание результатов приемной кампании 2009 г., невозможность
непосредственно в период вступительных испытаний влиять на процесс формирования контингента первокурсников выявили необходимость более тщательного планирования предварительной, систематической и масштабной профориентационной работы не только среди школьников, но и среди студентов средних и высших профессиональных учебных заведений.
Таким образом, одной из важнейших целей на 2010 г. для кафедр и факультетов университета становится оптимизация контингента студентов и слушателей, которая предполагает достижение определенных показателей, позволяющих университету развиваться и соответствовать предъявляемым учредителем требованиям (среднегодовой контингент студентов одной ООП - 100 чел.). Два десятка образовательных программ в настоящее время не могут отвечать этим требованиям, поэтому для факультетов важно создать целую систему поиска своего, заинтересованного, подготовленного абитуриента, а также разработать меры по сохранению контингента обучающихся (см. табл. 5).
Активизация научно-исследовательской и научно-творческой деятельности студентов также становится на ближайшие годы важной целью образовательной деятельности факультетов. Приблизиться к ней можно, в частности, с помощью специальных мероприятий, которые уже становятся неотъемлемой частью жизни нашего университета (см. табл. 6).
Интеграция учебного процесса в сферу будущей профессиональной деятельности, сотрудничество с профессиональными объединениями и союзами становятся возможными при условии планирования и выполнения предлагаемых задач (см. табл. 7).
Цель - достижение оптимального соответствия аккредитационным показателям по реализуемым основным и дополнительным образовательным программам - остается обязательной и актуальной в 2010 году. Приводимые ниже показатели направляют наши усилия, детерминируют новые задачи и определяют доминанты работы на ближайший период (см. табл. 8).
Таблица 5
Показатели, позволяющие университету развиваться и соответствовать предъявляемым учредителем требованиям
№ Показатель Количество
1 Количество открытых олимпиад школьников, проводимых ВолГУ 1
2 Количество участников открытых олимпиад школьников 300
3 Количество воскресных школ и центров при школах-партнерах (по предметам ЕГЭ) 1
4 Количество слушателей воскресных школ/центров 100
5 Качество абитуриентов (средний балл ЕГЭ по профильному предмету) 60
6 Сохранение контингента I курса (% отсева студентов) 5
7 Доля обучающихся по магистерским программам (очная форма обучения), % 12
8 Доля лиц, получающих второе высшее образование (в том числе слушателей),% 5
9 Доля лиц, обучающихся по договору, % 50
10 Доля иностранных студентов, % 3
Таблица 6
Показатели активизации научно-исследовательской и научно-творческой деятельности
№ Показатель Количество
1 Проведение профессиональных конкурсов и предметных олимпиад среди студентов 1
2 Количество студентов-участников конкурсов/олимпиад 30
3 Проведение олимпиад и конкурсов по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического блока (русский язык, иностранный язык, философия, экономика, история отечества, социология, политология, педагогика и психология и т. д.) и общего математического и естественнонаучного блока (математика, информатика, КСЕ) для студентов непрофильных ООП 8
4 Доля интерактивных форм проведения аудиторных занятий (лекции - конференции; семинары-диспуты) за счет более интенсивного использования возможностей ПТК «УМКа» для организации и контроля самостоятельной работы студентов 20
Таблица 7
Показатели интеграции учебного процесса в сферу профессиональной деятельности
№ Показатель Количество
1 Привлечение представителей работодателей к составлению основных образовательных программ (определение содержания специальных курсов, производственных практик, тематики курсовых и выпускных квалификационных работ). Количество представителей работодателей, подписывающих учебный план ООП 1
2 Привлечение представителей работодателей к учебному процессу. Процент ставок ППС выпускающей кафедры, занятых практическими работниками 10
3 Привлечение представителей работодателей к оценке качества подготовки кадров. Процент рецензий на выпускные квалификационные работы, выполненные практикующими специалистами. Процент членов ГАК - практикующих специалистов 50 30
4 Обеспечение востребованности выпускников через подготовку по прямым договорам с предприятиями с гарантированным трудоустройством (процент от контингента выпускников) 60
5 Уменьшение количества обращений в службу занятости (процент от контингента выпускников) 3
Таблица 8
Показатели государственной аккредитации
№ Показатель Количество
1 Соотношение количества аспирантов на 100 студентов 4
2 Объем НИР (тысяч рублей на 1 ППС) 35
3 Количество монографий на 100 преподавателей 2
4 Эффективность аспирантуры (процент выпускников, защитившихся в срок) 30
5 Обеспеченность учебного процесса ППС с учеными степенями и званиями (процент ППС с учеными степенями и званиями) 70
б Обеспеченность учебного процесса ППС с ученой степенью доктора наук и ученым званием профессора (процент ППС с ученой степенью доктора наук) 20
Завершая рассмотрение ближайших целей образовательной деятельности университета хотелось бы понять, обречен ли ВолГУ, да и все российские государственные вузы, на вечную борьбу за выживание, за «своего» абитуриента, за соответствие аккредитационным показателям, или настанет время, когда можно будет ставить более амбициозные цели?
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Составлено по материалам сборников «Сведения о высших учебных заведениях Вол-
гоградской области» на 1 октября 2004 и 2009 годов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иншаков, О. В. Концепция развития Волгоградского государственного университета на период 2000-2005 гг. / О. В. Иншаков. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2000. - 16 с.
2. Иншаков, О. В. Основные направления развития Волгоградского государственного университета на период 2005-2010 гг. Предвыборная программа кандидата на должность ректора ВолГУ / О. В. Иншаков. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2005. - 16 с.
FROM DREAM TO OBJECTIVES:
THE UNIVERSITY PLANNING EXPERIENCE
T.E. Makeeva
The work analyzes the University planning experience in the educational sphere.
Key words: planning, strategic objectives, activity indicators.