том по вопросам обучения за рубежом, стипендиальные программы и фонды.
> Ставший в ОмГПУ традиционным конкурс социально значимых проектов «Моя инициатива в образовании », среди которых и проекты, направленные на духовно-нравственное воспитание молодежи («Подари детям улыбку», «Диалог для будущего », «Предложение » и т.д.).
Названы только некоторые направления, по которым Омский государственный педагогический университет становится ресурсным центром инновационного образования в регионе. Они связаны со становлением социального партнерства, с государственно-общественным управлением образованием, развитием профессиональной компетентности педагогов.
М. ЛАПЧИК, проректор,
академик РАО
С. УДАЛОВ, профессор
Д. ЛАПЧИК, директор
Интернет-центра
Е. ГАЙДАМАК, начальник отдела
Г. ФЕДОРОВА, доцент
В настоящее время система образования России находится в состоянии модернизации, которая обусловлена общими тенденциями мирового развития, прежде всего - переходом к постиндустриальному, информационному обществу. От современного высшего учебного заведения требуется внедрение новых подходов к обучению, обеспечивающих наряду с его фундаментальностью и соблюдением требований государственных образовательных стандартов развитие коммуникативных, творческих и профессиональных компетенций, потребностей в самообразовании на основе потенциальной вариативности содержания и организации образовательного процесса. Ожидается, что именно информатизация образования, формирование современной образовательной среды учебного заведения будут способствовать решению этих задач.
Изменение способов учебного взаимодействия между обучающим и обучаемым на основе телекоммуникационных технологий и использование в учебном процессе гипертекстовых и интерактивных электронных образовательных ресурсов приводят к изменению образовательной среды. Она должна стать многокомпонентной си-
От корпоративной компьютерной сети к интегрированной информационнообразовательной среде
стемой, аккумулирующей не только коммуникационные, компьютерные, организационные ресурсы, но и интеллектуальный, культурный потенциал вуза, функциональную инфраструктуру, обеспечивающую едиными технологическими средствами деятельность студентов, преподавателей вуза, а также учителей и учащихся школ.
Создание в Омском государственном педагогическом университете информационно-образовательной среды началось с формирования корпоративной компьютерной сети, позволяющей осуществлять одновременную работу большого числа пользователей, проводить анализ больших объемов информации, повысить эффективность использования ресурсов вычислительной техники, хранения общей информации на серверах (в настоящее время в университете функционируют 10 серверов).
Основной задачей на начальном этапе развертывания сети было увеличение ее протяженности за счет объединения сетей корпусов и филиалов педагогического университета и общего числа ПК, работающих в сети. Решение этой задачи привело к росту и других показателей: активности пользователей, количества и качества сетевыхресурсов.
На следующем этапе основным направлением развития сети передачи данных стало обеспечение: 1) разнообразия внутрисе-тевого информационного обмена; 2) свободного выхода пользователей в Интернет; 3) доступности информационных ресурсов ОмГПУ извне.
В связи с этим постоянно расширялись
внешние каналы связи для увеличения перечня предоставляемых университетом сетевых услуг и улучшения качества работы в сети Интернет сотрудников и преподавателей. Благодаря наличию единой сети, объединяющей филиалы ОмГПУ в Омской области и здания университета в городе Омске, все студенты получили возможность свободного доступа к информационным ресурсам университета во всех компьютерных классах. Таким образом, развитие компьютерных коммуникаций стало основой для создания информационно-образовательной среды (ИОС) Омского государственного педагогического университета. Она включает следующие компоненты:
• интеллектуальные, культурные, программно-методические ресурсы, содержащие знания и технологии работы с ними (поиск, хранение, обработка, применение), и функциональную инфраструктуру (электронные учебно-методические материалы, наукоемкое программное обеспечение, специализированные тренажеры и средства компьютерного моделирования, системы контроля знаний, технические средства, базы данных и информационно-справочные системы, средства автоматизации научных исследований, внеучебной и организационно-управленческой деятельности вуза);
• организационную структуру, обеспечивающую функционирование и развитие ИОС;
• коммуникационные средства, способствующие взаимодействию субъектов образовательного процесса и открывающие доступ к ресурсам ИОС на основе соответствующих коммуникационных технологий.
Важным этапом в развитии ИОС стало создание образовательного портала -комплекса распределенных программных и аппаратных средств, обеспечивающих ведение учебного процесса и его документирование в среде Интернет едиными технологическими средствами, а также накопление, систематизацию, хранение и использование электронных учебно-методических ресурсов.
Образовательный портал ОмГПУ отвечает всем современным вызовам, практически реализуя идеи открытого непрерывного образования и принципы Болонского процесса (увеличение доли самостоятельной работы студентов, развитые сервисы для организации совместной работы студентов и т.п.). Портал построен на базе системы дистанционного обучения МооШе, что позволяет решать множество задач. Среди них:
■ создание индивидуального учебного плана студента за счет реализации механизма выбора и записи на курс;
■ предоставление сервисов по обеспечению самостоятельной работы студентов;
■ авторизованный доступ к ресурсам портала для разных групп пользователей, ограничение доступа для нежелательной аудитории (авторские права и т.д.);
■ предоставление открытого во времени и пространстве дистанционного доступа к информационным ресурсам;
■ накопление, систематизация, публикация электронных учебно-методических ресурсов в гипермедийном виде;
■ предоставление сервисов для организации педагогического общения в реальном и отложенном времени между субъектами учебного процесса;
■ повышение активности студентов за счет использования элементов курса, предполагающих совместную работу, активнодеятельностные формы изучения материала;
■ автоматизированное тестирование студентов;
■ хранение статистики обучения;
■ реализация балльно-рейтинговой системы в рамках дисциплины.
Основной контент информационно-образовательной среды ОмГПУ - учебные курсы, представляющие собой набор учебных материалов. В качестве примера можно назвать курс «Информационные технологии в математике », предназначенный для студентов математического факультета, обучающихся по специальности «Математические методы в экономике », и ориентированный на практическое освоение компьютерных мате-
матических систем. Курс содержит несколько типов ресурсов, такихкак консультативный форум, на котором предлагается обсудить вопрос: «Программирование средствами математических систем или на Паскале -что оптимальнее? »(каждое свое размышление-утверждение студент должен сопровождать конкретными примерами сравнительного характера), чат, в котором можно высказать свои предложения о том, какие разделы, темы, задачи полезно рассмотреть на лабораторных занятиях, книги («Введение в системы компьютерной математики » и «Обзор программ символьной математики »), базы данных («Интернет-ресурсы по системам компьютерной математики» и «Сообщения об ошибках в МаЛСас1»), глоссарий «О понятии “информационные технологии” », различного рода задания, промежуточные и итоговые тесты, опросы и т.д. Практика применения контента со всей очевидностью показывает рост активности как преподавателей, так и студентов.
Следующий этап развития информационно-образовательной среды ОмГПУ - это формирование интегрированной ИОС школы и педагогического вуза.
Информатизация общеобразовательной школы сегодня является одним из актуальных направлений модернизации отечественного образования. Основной акцент при этом сделан на техническом оснащении школ. Обеспечение компьютерами, периферийными устройствами, устройствами связи компьютеров в локальные и глобальные сети необходимо для преодоления информационного неравенства не только городских, но и сельских школьников. Однако решение только технической стороны проблемы является недостаточным для создания полноценного информационно-образовательного пространства школы.
Особое предназначение имеет информационно-коммуникационная образовательная среда школы в сельском поселении, где школа, как правило, является культурным, просветительским, социальным, краеведческим, фольклорным центром. Следовательно, в распоряжении сельских учителей должны быть такие информационные ресурсы, которые позволяли бы осуществлять указанные функции. Сельский учитель во многих случаях является соучастником социально-экономических процессов на
селе, и его авторитет зачастую зависит от информированности в этих областях. Поэтому очень важно создать такую ИОС, которая интегрировала бы ресурсы общеобразовательной школы и высшего учебного заведения. Основные функции интегрированной информационно-образовательной среды определяются системой целей и задач учебного процесса, функций учебной деятельности. К ним относятся:
• информационная поддержка образовательного процесса (обеспечение доступа к электронным каталогам, электронным учебникам и глоссариям по темам, электронным энциклопедиям по предметным областям, отечественным и мировым информационным сетям, базам знаний и банкам данных);
• предоставление широкого спектра образовательных услуг дополнительного образования и профильного обучения;
• развитие ресурсной базы (разработка учебного, методического и технологического обеспечения, в том числе мультимедийных технологий);
• расширение возможностей для повышения квалификации учителей, в том числе и в области практического использования информационных технологий в учебном процессе;
• обеспечение возможности оперативного обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса (учениками, учителями, родителями, администрацией);
• телекоммуникационное взаимодействие учителей и учащихся в процессе познавательной деятельности в режимах online и off-line;
• автоматизированное обучение и контроль;
• моделирование изучаемых (исследуемых) явлений и процессов (демонстрационное и интерактивное);
• администрирование учебного процесса.
В университете развернуты работы по созданию интегрированной информационно-образовательной среды с рядом город-
ских и сельских школ Омска и Омской области. Перспективной целью предпринятой опытно-экспериментальной работы является создание системы научно-педагогической и учебно-методической поддержки учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях городских и сельских школ (общее среднее, начальное и средне-профессиональное образование), функционирующей на основе ИОС. Актуальной задачей опытно-экспериментальной работы ОмГПУ и сельской школы (эксперимент на первой стадии сконцентрирован на МОУ «Суховская общеобразовательная школа») является создание информационно-образовательной среды, которая не только учитывала бы образовательные интересы, но и позволяла осуществлять поддержку деятельности сельской школы как социокультурного центра.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
■ разработка комплекса организационных и нормативных решений для организации обучения школьников с использованием Интернета;
■ разработка структуры УМК дляпро-фильного обучения учащихся старших классов общеобразовательной школы, включающего систему оценивания (в т.ч. аутентичное оценивание через электронное портфолио);
■ организация совместной работы преподавателей ОмГПУ и учителей-предмет-ников по подготовке УМК для профильного обучения учащихся старших классов с использованием сети Интернет;
■ разработка методических материалов для дополнительной подготовки и методической поддержки педагогов, участвующих в Интернет-обучении;
■ разработка и наполнение специально созданного на сервере ОмГПУ образовательного портала «Школа » для профильного обучения школьников на дистанционной основе;
■ организация и проведение экспериментального обучения школьников;
■ обеспечение учебно-методической и научно-педагогической поддержки профессиональной деятельности учителей.
Поставленная цель и задачи опытноэкспериментальной работы определили два основных направления сотрудничества.
Первое направление. Задачей профильного обучения и в городской, и в сельской местности является создание системы подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда. Помимо этого профильное обучение в сельской школе, как известно, должно взять на себя также и компенсаторную функцию коррекции содержания общего среднего образования в контексте большей готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению; оно должно также преодолеть раздробленность школьного знания по отдельным учебным предметам и его оторванность от практики аграрно-промышленного сектора экономики. Сегодня можно констатировать почти полное отсутствие информационно-программных средств поддержки профильного обучения, специфичного для учебных заведений
в сельских районах. Таким образом, существует важная проблема разработки учебно-методического, информационного и программного обеспечения профильного образовательного процесса на селе. Одно из возможных решений - организация дистанционной поддержки профильного обучения школьников села. Опытно-экспериментальная работа ОмГПУ и школ по реализации дистанционного профильного обучения школьников предполагает:
♦ создание комплекса элективных курсов для профильного обучения, авторами которых являются учителя, преподаватели, магистранты и аспиранты ОмГПУ;
♦ разработку организационных, нормативных основ профильного Интернет-обучения школьников;
♦ разработку структуры УМК и методики профильного обучения школьников с использованием Интернет-технологий;
♦ создание фонда электронных образовательных ресурсов по различным предметным областям;
♦ проведение обучения школьников с использованием Интернет-технологий.
Вторым направлением сотрудничества является Интернет-поддержка профессиональной деятельности учителей. Опытноэкспериментальная работа ОмГПУ и общеобразовательных школ в этом направлении предполагает:
♦ организацию информационно-коммуникационной среды для дистанционного повышения квалификации, обмена педагогическим опытом, методическими наработками, программами, электронными учебными материалами;
♦ популяризацию прошедших практическую проверку форм и методов использования ИКТ в практике работы образовательных учреждений;
♦ создание и поддержку образовательного портала с необходимыми для работы преподавателя педагогическими ресурсами (нормативными документами, программами, тематическими планами, сценариями уроков и внеклассных мероприятий, методическими разработками и др.);
♦ систематизацию накопленного методического материала;
♦ активизацию участия учащихся и учителей в различных олимпиадах, конкурсах, конференциях, телекоммуникационных образовательных проектах и других мероприятиях, проводимых в регионе и в России с использованием средств ИКТ;
♦ содействие повышению компетенции учителей в области ИКТ, оказание им необходимой помощи в их освоении и использовании в своей профессиональной деятельности, организацию курсов повышения квалификации;
♦ координацию работ по созданию информационно-образовательных ресурсов образовательного учреждения.
Возможности портала «Школа» для субъектов образовательного процесса:
V предоставление сервисов для реализации индивидуального маршрута школьников за счет выбора и записи на дистанционные профильные и элективные курсы;
V предоставление сервисов по обеспечению самостоятельной работы школьников;
V авторизованный доступ к ресурсам
портала для разных групп пользователей (учителей, родителей, школьников);
V предоставление открытого во времени и пространстве дистанционного доступа к информационным ресурсам;
V накопление, систематизация, публикация электронных учебно-методических ресурсов в гипермедийном виде;
V предоставление сервисов для организации педагогического общения в реальном и отложенном времени между субъектами учебного процесса;
V хранение статистики обучения;
V повышение активности школьников за счет использования элементов курса, предполагающих совместную работу, активно-деятельностные формы изучения материала;
V предоставление сервисов для организации консультативной помощи педагогам и ученикам.
Создание интегрированной информационно-образовательной среды педагогического вуза и школы позволяет объединить информационные ресурсы звена «школа -педвуз», организовать централизованный доступ к информационным ресурсам, реализовать полномасштабную и управляемую
систему, построить отказоустойчивую систему передачи данных, осуществлять мониторинг и управление образованием, предоставить возможности дистанционного обучения и повышения квалификации, обеспечить поддержку учащихся, не имеющих доступа к полному спектру образовательных услуг по месту жительства, качественными образовательными ресурсами, помочь школьникам в изучении выбранных ими общеобразовательных дисциплин на профильном уровне с использованием Интернета.
Пройденный ОмГПУ путь от развертывания корпоративной компьютерной сети к созданию интегрированной информационно-образовательной среды вуза и школы может рассматриваться как пример создания модели педагогической системы, позволяющей не только обеспечить образовательный процесс необходимыми информационными ресурсами и средствами коммуникации, но и включить студентов, преподавателей университета, учителей и учащихся в совместную учебно-исследовательскую и творческую деятельность, объединяющую высшую педагогическую и общеобразовательную школы.
Подготовка педагога физико-математического профиля с помощью ИКТ
М. РАГУЛИНА, профессор
Исторически неизбежное «вторжение » информационно-коммуникационных технологий в профессионально-предметную подготовку в сфере естественно-научного и физико-математического образования актуализировало введение таких новых понятий современной дидактики, относящихся к целям обучения, как «алгоритмическая культура», «компьютерная грамотность», «ИКТ-компетентность», «информационная культура».
Алгоритмическая культура предполагает владение рядом простейших «безмашин-
ных» логико-математических категорий, а компьютерная грамотность означает освоение начальных навыков общения с компьютером, составления простейших компьютерных программ, а также наличие начальных представлений об устройстве и принципах действия ЭВМ.
Понятие «информационная культура» включает в себя навыки грамотной постановки задач для их решения с помощью ЭВМ и формализованного описания поставленных задач, знания о методах математического моделирования и умения стро-