Научная статья на тему 'От этнического к поликультурному (мультикультурному) образованию и воспитанию'

От этнического к поликультурному (мультикультурному) образованию и воспитанию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
742
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мукаева Очир Джагоевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От этнического к поликультурному (мультикультурному) образованию и воспитанию»

весла, лыжи, столь же небрежно сделаны селькупом коса, вилы, черенок лопаты и другие вещи. Подобное отношение неизбежно передается и детям. Отношение селькупских детей к учебникам, тетрадям, дневникам, карандашам наглядно напоминает отношение их родителей к нетрадиционным вещам.

Таким образом, система обучения и воспитания в дошкольных учреждениях и школах, а также на последующих ступенях образования должна корректироваться с учетом особенностей традиционного мировоззрения и мировосприятия народов Севера: развитой зрительной памяти, традиционных элементов образного мышления, формируемых под воздействием природ но- географической среды, привычной системы аргументации и аналогии. Такая корректировка необходима, ибо традиционное мировосприятие часто разрушает теоретические выкладки. Учитывая специфику традиционного мировосприятия в системе образования, в то же время целесообразно продумывать и описывать механизмы постепенного, поэтапного включения в обучение и воспитание русского и родного языков, универсальных знаний, общечеловеческих ценностей. Причем соотношение традиционных и современных методов обучения и воспитания должно определяться рядом факторов: конкретной ступенью образования, социально-психологическими, половозрастными, медико-биологическими особенностями учащихся, профилем среднего или высшего учебного заведения.

В разработке концепций и организации деятельности образовательных учреждений для народностей Севера необходимо использовать опыт аналогичных образовательных учреждении для коренных народностей в других странах, в частности США и Канаде. Значительный интерес в этом отношении представляют образовательные учреждения для алеутов, чукчей, эскимосов, атапасков, родственных народностям Севера, проживающим в России, а также коренного населения США — индейцев. Как показывает опыт последних лет, преодолеть издержки системы образования коренного населения, сложившейся в 1950—1960-е годы, стало возможно, установив контроль общин над обучением индейской молодежи, изменив содержание образовательного процесса так, чтобы он способствовал сохранению индейской самобытности и культурной специфики. Подобные требования характерны и для национально-культурных объединений народов России. Они инициируют поиск новых альтернативных форм образования.

Полагаем, что аналогичные процессы, идущие в сфере образования коренных народов США и России, открывают возможности для сотрудничества ученых двух стран в области научных разработок проблем образования и практической подготовки специалистов, способствуют созданию совместных российско-американских образовательных учреждений, обмену студентами, образовательными технологиями, учебной и методической литературой.

от этнического к поликультурному (мультикультурному) ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЮ

О. Д. Мукаева

Особенность российской культурно-исторической традиции всегда состояла в безусловном приоритете воспитания в образовательном процессе. Между тем в современных условиях преобразований в нашей стране проявилась устойчивая тенденция недооценки воспитания как важнейшего фактора интеллектуального и духовного развития личности. История образования свидетельствует о том, что в такой ситуации, когда воспитание перестает отвечать на вопрос, как жить достойно, общество утрачивает свои гуманистические функции. О таких последствиях предупреждал известный историк, философ и педагог И. А. Ильин.

«Образование без воспитания есть дело ложное и опасное, — писал ученый, — оно создает чаще всего полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно развивает и поощряет в человеке волка» [1].

Однако нельзя не учитывать реалий XXI в. — нарастающих двух процессов: интеграции и дифференциации, которые выражаются, с одной стороны, в глобализации всей жизни и в этнизации — с другой, причем вторая — изначальная, образующая фундамент человечества, его цивилизацию. Вместе с тем, первый процесс становится все более определяющим. Этот феномен проецируется на все стороны жизни социума и мирового сообщества.

Отсюда нацеленность на мультикультурное (от латинского мулъти — много, множество) воспитание. Такая постановка проблемы чрезвычайно актуальна для России, ибо в любом ее регионе проживают представители самых различных национальностей, которые обладают уникальными культурами, имеющими мировое значение, и это разнообразие дает право утверждать, что Россия — мультикультурное государство.

Само понятие «мультикультурное» пришло к нам из страны иммиграции — Канады. В бывшей ФРГ это понятие стало активно использоваться в начале 70-х гг. XIX в. в профессиональном педагогическом языке. Но до сих пор идут дискуссии как о самом термине «мультикультура», так и процессе — «мультикультурное воспитание».

Можно определить мультикультурное воспитание как целенаправленный процесс создания благоприятных условий для развития личности как субъекта своей национальной и общечеловеческой культуры. Глобализация с ее противоречивыми явлениями, имеющими тенденцию к усилению, выдвигает перед образованием сложную задачу подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной и поли-культурной среды, формирования умений сотрудничать и общаться с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий. Важно научить молодежь наряду с почитанием национальной культуры понимать и ценить своеобразие культур других народов, воспитывать ее в духе мира и уважения всех народов, искоренять существующие в быту негативные представления о людях других национальностей.

Современные педагогические реалии, с одной стороны, требуют учитывать в образовании этнокультурный фактор, с другой — создавать условия для познания и понимания культур других народов, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам, конфессиям, расам. Кроме того, современный специалист в условиях рыночной экономики — это личность не только творческая и способная к продуктивной интеллектуальной деятельности, но и умеющая находить общий язык с представителями разных национальностей.

Научный подход к мультикультурному образованию и воспитанию предполагает необходимость точного толкования понятия «культура» (существует около 500 различных определений). Международная конференция ЮНЕСКО (1993) в теме «Образование и культура» выделяет духовный компонент как наиболее значимый для сферы образования и трактует культуру как совокупность идеалов, ценностей, верований, отношений между людьми, норм поведения, этики, характерных для конкретной общности. При этом необходимо отметить, что идеи мультикультурного образования и воспитания не являются продуктом только современной жизни. Они разрабатывались многими выдающимися умами человечества в прошлом. Так, великий мыслитель Я. А. Коменский еще в XVI в. представил программу «Пампедия», в которой описал суть универсального воспитания всего человеческого рода [2]. Основная часть «Пампедии» — это описание, как формировать у детей умение жить в мире с другими людьми, научить выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей.

Пониманию сущности поликулыурного воспитания помогают идеи Н. К. Рериха о «единении культур», а также идеи философов и историков современности (Л. Н. Гумилева и др.) о целостности культурно-исторического развития человечества, о наличии сходных принципов функционирования культур разных народов.

Огромный интерес для понимания роли мультикультурного образования в становлении личности представляют идеи известного педагога П. Д. Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике. Национальные ценности: родной язык, религия, быт — рассматриваются как приобщение к национальным духовным ценностям и, вместе с тем, к общечеловеческим знаниям, формирующим научные воззрения на окружающий мир. По П. Д. Каптереву, педагогическая деятельность первоначально осуществляется на основе национального идеала, а затем трансформируется в деятельность по достижению общечеловеческого идеала. В воспитании, подчеркивал педагог, «нужно обратиться не к одному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами подтянуть недостатки своего национального идеала; народное нужно сочетать с инородным, с всенародным и общечеловеческим» [3].

С учетом новых социокультурных реалий мировая педагогическая мысль разрабатывает соответствующую образовательную стратегию. Задача подготовки молодежи к жизни в многокультурном мире названа в числе приоритетных в документах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы.

В докладе Международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI в. подчеркнуто, что одна из важнейших функций школы — научить людей жить вместе, помочь преобразовать существующую взаимосвязь государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить то место, которое он занимает в мире, а с другой — привить ему уважение к другим культурам. Международная энциклопедия образования (1994) рассматривает мультикультурное образование как важную часть современного образования, способствующую усвоению учащимися знаний о других культурах; уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию в духе уважения инокультурных систем.

Каковы же задачи мультикультурного воспитания и образования в современной школе? Известно, что советская школа накопила ценный опыт интернационального воспитания: клубы интернациональной дружбы, фестивали, спортивные состязания, путешествия, экскурсии, совместный отдых детей разных народов Советского Союза. Международные детские лагеря «Артек», «Орленок» формировали добрые, человеческие межнациональные отношения. Однако закрытость советского общества ограничивала интернациональное воспитание молодежи рамками одной страны. Сегодня требуются новые подходы к мульти культур ному воспитанию с учетом имеющегося опыта интернационального воспитания.

Цель мультикультурного образования (подчеркнем это еще раз) состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий. Из этой цели вытекают конкретные задачи:

• глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего народа, этническое воспитание, что является непременным условием для интеграции других культур;

• формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание положительного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества, самореализацию личности;

* создание условий для интеграции учащихся в культуру других народов;

• воспитание учащихся в духе мира, толерантности, гармоничного межнационального общения.

Содержание мультикультурного образования и воспитания многоаспектно, отличается высокой степенью междисциплинарности, что позволяет рассматривать эти проблемы как в составе учебных дисциплин гуманитарного, естественно-научного, художественно-эстетического цикла, так и в специальных курсах по истории и культуре отдельных народов.

Содержание обучения должно отвечать следующим критериям:

- отражение в учебном плане гуманистических идей;

- характеристика самобытных уникальных черт в культурах народов России, мира;

-раскрытие общих элементов в культурах российских народов, традиций, позволяющих жить в мире и согласии.

Каждый этнос имеет право определять содержание и формы приобщения подрастающего поколения к собственной культуре (как, например, в Калмыкии). По логике мультикультурного образования целесообразно знакомить школьников с историей, художественным искусством, традиционными ремеслами в контексте культурного развития России и мира, что позволит четко определить роль и место родной культуры в общецивилизационном процессе, не допустить самоизоляции этноса, обеспечить единое культурное и образовательное пространство.

Включение в учебные планы школы интегрированных курсов культуры, истории, религии, искусства народов определенного региона помогает понять взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимообогащение культурно-исторического опыта различных этнических общностей, выявить его общечеловеческий потенциал.

Сопоставление элементов культуры другой страны со знанием родной культуры дает возможность получить подтверждение идеи многообразия культур, уяснить особенности культурных проявлений, обусловленные спецификой географических условий, экономического, политического и социального развития, принять эти особенности как данность, учитывать их во взаимоотношениях с носителями инокуль-турных систем, испытывать чувство уважения к культурным достижениям другого народа, быть сопричастным к его проблемам и трудностям, стремиться к межкуль-турному сотрудничеству.

Важно, чтобы школьники не только обогатились знаниями, но и осознали, что помимо культуры, принадлежащей одной стране, существует мировая межнациональная культура, к которой относятся высокая художественная культура, наука, международное право, нормы поведения, этикет, семейно-брачные отношения.

Так, содержание курса «Обществознание» позволяет учащимся получить представление о генезисе, развитии материальной и духовкой культуры человечества. Учебный курс «Всеобщая история» организует диалог культур различных эпох, связывая исторический опыт с деятельностью современного человека. Изучение курса «Права человека» дает возможность понять и осознать смысл свободы как условия самореализации личности, воспитывать чувство личного достоинства, уважение прав и достоинства человека независимо от национальности, расы, вероисповедания, способствует формированию умений межнационального общения и т. д. Курс «Искусство» обеспечивает получение учащимися представлений о многообразных связях человека с миром прекрасного. Искусство, мораль, наука содействуют пониманию механизмов различных национальных культур, освоению этнических и национальных ценностей искусства как части мировой художественной культуры.

Опыт изучения курса «Мировая художественная культура», его познавательная и воспитательная эффективность не исследованы. Этот учебный предмет постепенно утрачивает свое первоначальное назначение и смысл.

В делом основные понятия общего образования дают школьнику возможность усвоить такие понятия и категории мультикультурного образования, как самобытность, уникальность, культурная традиция, духовная культура, этническая идентификация, национальное самосознание, российская культура, мировая культура, их общие корни и многообразие, культура межнационального общения, конфликт, взаимопонимание, согласие, солидарность, сотрудничество, ненасилие, толерантность и др.

Суть технологии обеспечения мультикультурного воспитания состоит в том, чтобы создать такие условия, в которых ученик начинает соотносить себя не только со своей этнической сообщностью, но и с другими культурными группами, испытывать соучастие, симпатии, стремление найти способы взаимодействия, желание сотрудничать с людьми различных культур в многокультурном образовательном пространстве.

Реализация мультикультурного воспитания выдвигает задачу разработки модели подготовки учителя как посредника между культурами разных народов, организации межкультурных коммуникации. Для этого необходимы:

- знание задач, основных идей, понятий поликультурного, мультикультурного образования и воспитания;

-культурологические, этнопедагогические, этнопсихологические, этноиетори-ческие знания, позволяющие осознать многообразие современного мира, понимание важности культурного плюрализма.

Мультикультурная педагогика исходит из того, что образование и воспитание не могут быть иными, как при учете национальных (этнических) различий, и должны включать множество типов, моделей и педагогических ориентаций, адекватных мировоззрению и запросам этнокультурных групп,

Поликультурное (мультикультурное) образование и воспитание в России, учитывая объективное несовпадение культурных потребностей отдельных этносов и общероссийских государственных целей образования, проводит обучение по единым федеральным стандартам при введении в образовательный стандарт регионального компонента. Если федеральный стандарт направлен на обеспечение общего образовательного пространства, то национально-региональный — на придание образованию национально значимых черт, отражение в содержании учебного процесса историко-социокультурных, природных, хозяйственных, экологических и иных специфических особенностей и проблем региона.

Поэтому поликультурное (мультикультурное) образование может реально функционировать только на основе этноледагогики, этнопедагогического диалога культур. Не подлежит сомнению утверждение профессора Е. П. Белозерцева о том, что изучение этнопедагогики дагестанцев, башкир, татар, якутов, чувашей и других народов объединяет Россию. Без этнопедагогической базы поликультурное (мультикультурное) образование оказывается лишенным реального смысла. Именно этнопедагогические факторы являются основой мультикультурного образования.

Неисчерпаем потенциал этнопедагогики как отрасли педагогической науки, родоначальником которой является академик РАО Г. Н. Волков: в ней заложен огромный заряд гражданственности, патриотизма, высокой нравственности, гуманистического отношения между людьми. С возрождением самобытной культуры каждого народа возрождаются его духовные прогрессивные традиции, обычаи, обогащается фольклор в рамках общечеловеческих ценностей. О высокой востребованности этнопедагогики свидетельствуют сложившиеся научные школы Чувашии, Башкирии, Бурятии, Якутии; в республиках Северного Кавказа, Калмыкии, странах СНГ — сотни защищенных докторских и кандидатских диссертаций по разным аспектам этнопедагогической проблематики; изданы монографии, характеризующиеся научной новизной. Например: «Этнопедагогика — педагогика любви» (Якутия); «Этно-педагогика чувашской семьи» (Чувашия); «Этнопедагогика — педагогика нацио-

нального спасения» (Катаыкия); «Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки» (Калмыкия); «Этнопедагогика калмыков: история и современность» и др. Это направление получило дальнейшее развитие в условиях демократии, в соответствии с международными документами о сотрудничестве. Такое перспективное направление нельзя повернуть вспять, оно идет в духе времени; при этом нет опасности, что народ замкнется в своем мирке, идет ориентация на поли культурное (мультикультурное) образование и воспитание.

Этнопедагогика дает возможность реализовать на практике педагогический потенциал, заложенный в самобытной культуре каждого народа. И в этом случае этнопедагогика выступает как цементирующий фактор в рациональном сочетании национального, межнационального и общечеловеческого в воспитательной работе, ибо диалог этнопедагогики разных народов прокладывает надежную дорогу к взаимопониманию народов.

Поучителен опыт ведущих зарубежных стран, часть из которых прошла путь от сегрегации к интеграции посредством системы поликультурного (мультикультурно-го) образования и воспитания (например, Германия, Канада, США и др.). Сегодня Россия идет в фарватере политики этих стран как исторически сложившееся поли-культурное, многоконфессиональное государственное образование, утверждающее принцип: пусть расцветают все многообразные культуры на основе взаимопонимания, взаимоуважения, толерантности.

Поликультурное образование широко открывает двери для молодежи, для ее достойного вхождения в новый и старый мир. Разработка проблемы поликультурного образования укрепляет национальную безопасность в плане гармонизации межнациональных отношений, установления мира и согласия между народами, населяющими Россию.

Понятие «поликультурного образования» следует рассматривать как наиболее современный вариант образовательной стратегии, ориентированный на формирование этической культуры учащихся в сфере образования. Содержание поликультурного образования в общем виде представлено через триаду компонентов: национального—федерального—мирового.

Оптимальными педагогическими условиями и средствами реализации этнической модели в мультикультурном образовании являются:

1) подход, предполагающий рассмотрение каждой этнической культуры как ценной, уникальной составляющей мировой культуры;

2) построение мультикультурного образования на основе трех компонентов: национального—федерального—мирового;

3) базирование мультикультурного материала наэтнопедагогическом, опирающемся на основные средства народной педагогики.

Важным моментом поликультурного воспитания являются национальные школы, где федеральные компоненты заданы на русском языке и предназначены для вхождения в русскую, общенациональную и мировую культуру. В то же время в нерусских школах в качестве обязательного компонента введены программы по языку, истории и культуре того или иного народа. Обучение представителей нерусских национальностей организуют не только в национальных республиках и образованиях, но и в местах их компактного проживания в других регионах.

В связи с этим следует остановится еще и на том, что мультикультурное воспитание в нашей стране — это развитие не только русско-национального, но и национально-русского двуязычия, что содействует включению носителей русской культуры в уникальный мир проживания этносов в Калмыкии и других регионах, формированию уважительного отношения к ним.

Целями поликультурного образования и воспитания являются одновременно приобретение знаний и соответствующее воспитание. Оно преследует три группы

целей, которые можно обозначить понятиями «плюрализм», «равенство», «объединение». В первом случае речь идет об уважении и сохранении культурного многообразия. Во втором — о поддержке равных прав на образование и воспитание. В третьем — о формировании в духе общенациональных, политических, экономических, духовных ценностей. Воспитание уважения к иным культурам (толерантность) — это лишь начало приобщения к этим культурам. Затем — понимание, уважение и наконец — солидарность. Далее признание и понимание различных культур приводит к взаимодействию, взаимозависимости, взаимообмену.

Можно утверждать, что поликультурное образование и воспитание предназначено для создания педагогически благоприятного взаимообогащения малой и доминирующей культур, в результате чего происходит становление и самоопределение личности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ильин И. А. Путь к очевидному. — М., 1993. — С. 300.

2. Коменский Я. А. Избр. соч., — Т. 9. — С. 383.

3. Каптерев П. Д. Избр. пед. соч. — М., 1989. — С. 421.

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА И МАССОВОГО СОЗНАНИЯ

Т. Н. Петрова

Важными факторами, обусловливающими содержание и формы проявления характера этностереотипа поведения, являются традиции и обычаи домашнего и общинного воспитания, коллективное и индивидуальное обучение и воспитание средствами этнопедагогического потенциала, когда семья является ближайшей социально-этнической средой. Многочисленные исследования показывают, что специфика этнического воспитания молодого поколения формировалась в течение веков под влиянием региональных природно-климатических, исторических, экономических, социальных, религиозных и других обстоятельств. Различия эти связаны с особенностями, которые можно объединить в две основные группы факторов — витальные и ментальные.

Под витальными (букв. — жизненные, биолого-физические) подразумевается физическое развитие людей различного возраста. Так, вскармливание детей — это биологический фактор в этнической системе, что образует биологический фундамент уникальности и неповторимости человеческой личности. Физические различия между народами возникли на раннем этапе их существования, но в дальнейшем их влияние на социальное развитие стало ограниченным. Наиболее явные различия наблюдаются между этническими культурами, сложившимися на разных континентах, в приспособляемости человеческого организма к физическим и химическим условиям природной среды. Несомненно, физико-географическая среда сильно влияла и влияет на формирование массового сознания и национального характера, здоровье и поведение человека, особенно, если он попадает в крайне неблагоприятные условия жизни. К примеру, тяжелые материальные и бытовые условия жизни не позволяли чувашскому народу проявлять достаточную заботу о физическом развитии маленьких детей, вследствие этого дети в раннем возрасте, как отмечают многие историки, были болезненными и хилыми. Такое положение сохранялось до тех пор, пока дети не приспосабливались к пище и образу жизни взрослых. Недаром отдельные русские путешественники и этнографы писали, что чувашин ест, только чтобы не помереть с голоду. О том же с печалью писал И. Я. Яковлев: «У чуваш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.