РАЗДЕЛ VII ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
От главного редактора
ПЕДАГОГИКА НАЦИОНАЛЬНОГО СПАСЕНИЯ, ПЕДАГОГИКА ЛЮБВИ (к 80-летию Г. Н. Волкова)
Не думайте об ученой степени, а думайте об идее, которую Вы принесете в свой народ...
Г. Н. Волков
Судя по современным тенденциям мирового развития, XXI в. будет характеризоваться дальнейшей глобализацией и интернационализацией общественной жизни человечества, усилением обмена информацией, материальными и духовными ценностями между народами, живущими в разных уголках Земли. Этносоциальные процессы протекают крайне противоречиво, неустойчиво и быстро. Культурное разнообразие человечества, в том числе и в его этносоциальных формах, будет сохранять свою ценность в обществе с тенденциями нивелирования и ассимиляции.
Современная постановка образования ориентируется не только на удовлетворение текущих потребностей, но и на сохранение и развитие традиционных для страны ценностей. Внимательное и трогательное отношение к своему прошлому, стремление органично вписать его в современные буд -ни с их новым ритмом, с новыми заботами и проблемами свидетельствует о большой ответственности перед своим народом и страной, перед будущими поколениями. В. А. Сластенин обосновал вывод о том, что внесение «чужого» в свою жизнь без активной творческой его переработки не может принести ничего, кроме вреда, оно неизбежно стимулирует необратимые разрушительные последствия.
Президент Российской Федерации В. В. Путин, выступая в Чувашии на рабочей встрече по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений, отметил, что данная проблема является для России одной из ключевых: «У нас многонациональная, многоконфессиональная страна, и у нас в России, как нигде, межнациональный и межконфессиональный мир является основой нашей государственности в прямом смысле этого слова.
Это действительно одна из основ нашей государственности. Но кроме всего прочего, такое культурное многообразие является нашим богатством,
нашим достоянием. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Поволжье являются теми регионами станы, которые дают пример конфессионального и этнического взаимодействия. Это происходит не только благодаря той политике, которую проводят руководители субъектов Российской Федерации, находящиеся в обозначенных регионах, но прежде всего благодаря глубоким корням традиции взаимодействия тех народов, которые населяют эти территории, традициям уважительного отношения друг к другу. Эти традиции являются важнейшей частью общей культуры человека».
Будущее России связано не с ликвидацией этнических различий, не с унификацией образования и воспитания, а с созданием условий для расцвета всех наций и народностей, но не в ущерб другим и не за счет других -под каким бы предлогом это не провозглашалось.
Глобализация с её противоречивыми явлениями, имеющими тенденцию к усилению, выдвигает перед образованием сложную задачу мультикультур-ного воспитания, подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, учета этнопедагогического фактора, создания условий для познания и понимания культур других народов, воспитания толерантности отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам, конфессиям, расам.
О. Д. Мукаева обосновывает, что поликультурное (мультикультурное) образование может реально функционировать только на основе этнопедаго-гики, этнопедагогического диалога культур. Изучение этнопедагогики дагестанцев, чеченцев, алтайцев, чувашей, якутов, башкир, татар и других народов объединяет Россию. Без этнопедагогической базы поликультурное (мультикультурное) образование оказывается лишенным реального смысла.
Неисчерпаем потенциал этнопедагогики как отрасли педагогической науки, родоначальником которой является академик РАО Г. Н. Волков. Этно-педагогику следует рассматривать как педагогику полиэтнического человечества, ориентированного на всемирный, вселенский диалог культур. Только этнопедагогика обеспечивает успех национальной школе, национальному воспитанию, национальному подъему. В ней заложен огромный заряд гражданственности, патриотизма, высокой нравственности, гуманистического отношения между людьми. О высокой востребованности этнопедаго-гики свидетельствуют сложившиеся научные школы Чувашии, Башкирии, Бурятии, Якутии, Горного Алтая и др. Защищены докторские и кандидатские диссертации по разным аспектам этнопедагогической проблемы, изданы монографии, характеризующиеся научной новизной. Например, «Этно-педагогика - педагогика любви» (Якутия), «Этнопедагогика чувашской семьи» (Чувашия), «Этнопедагогика алтайцев» (Горный Алтай), «Этнопеда-гогика калмыков: история и современность» (Калмыкия) и др.
Этнопедагогика и в этом случае выступает как цементирующий фактор в рациональном сочетании научного, межнационального и общечеловеческого в воспитательной работе, ибо диалог этнопедагогики разных народов прокладывает путь к взаимопониманию народов.
Основатель этнопедагогической школы - Геннадий Никандрович Волков. «Его школа - всемирно признанная этнопедагогическая школа - это многонациональная полиэтническая семья, каждый является исследователем и носителем культуры своего народа, личностью, способной подняться на уровень самых высоких общечеловеческих духовных ценностей» (Т. Н. Петрова).
Оптимизм и гуманизм этнопедагогической системы Г. Н. Волкова основывается на любви и примере. Любовь и пример - таков символ его учительской веры. Для него любовь - высшая человеческая ценность - цель, предмет, забота, результат, организация, метод и даже процесс воспитания. Да и пример у него обретает реальную силу только благодаря любви. Ею согрето, освещено и освящено всё творчество Педагога, Гуманиста, Человека.
Осенью 2007 г. доктору педагогических наук, профессору, академику Российской академии образования Геннадию Никандровичу Волкову исполняется 80 лет со дня рождения. В этой связи редакционная коллегия и редакционный совет «Сибирского педагогического журнала» приняли решение о публикации на его страницах статей, материалов по этнопедагогическому наследию Г. Н. Волкова.
УДК 37.0+39
З. Б. Цаллагова ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ КУЛЬТУР
Символической является личность известного ученого-педагога Г. Н. Волкова, доктора педагогических наук, профессора, академика Российской академии образования, почетного доктора Эрфуртского университета (Германия), заслуженного работника народного образования Республики Саха (Якутия). Идеи его этнопедагогической гуманистической концепции во многом предопределены духовным наследием просветителя, патриарха чувашского народа Ивана Яковлевича Яковлева.
Общей для И. Я. Яковлева и Г. Н. Волкова, а также для многих поколений их учеников и последователей является педагогическая заповедь, духовное наставление вбирать в себя не только мудрость, духовные сокровища народа, его опыт и традиции, но и видеть в них общечеловеческий смысл и предназначение, опираться на достижения мировой культуры, на все то, что было достигнуто человечеством в области воспитания и обучения детей. Исторический опыт Симбирской чувашской гимназии, школы-семьи, созданной И. Я. Яковлевым в 1868 г., где обучались не только чуваши, но и представи-