Философские науки
УДК327.009
Борисенко Ольга Андреевна Olga Borisenko
ОТ ДИАЛОГА КУЛЬТУР
К МЕЖДУНАРОДНОМУ ДИАЛОГУ КУЛЬТУР
FROM DIALOGUE OF CULTURES TO THE INTERNATIONAL DIALOGUE OF CULTURES
Рассматривается вопрос о межцивилизационном порядке в мире, где яркое проявление международного диалога культур представлено в деятельности общественных объединений по всему миру, региональных и международных структур
Ключевые слова: диалог, культура, цивилизация
The question about the order between civilizations in the world is observed, the world where a manifestation of the international dialogue of cultures is represented in the activities around the world, regional and international structures
Key words: dialogue, culture, civilization
Говоря о взаимодействии цивилизаций и культур, мы имеем в виду современный глобализирующийся мир. Существуют три фактора, определяющих современную глобализацию: мировой рынок, конфигурация политических или даже военно-политических сил и трансляция западных культурных традиций на остальной мир. По мнению академика В.С. Степина, глобализация — это процесс, который завершил эпоху модернизации. Он отмечает, что в индустриальную и постиндустриальную эпохи западные культурные ценности, прежде всего технологии и связанные с ними знания, трансплантировались в традиционалистские общества и переворачивали, перепахивали их почву [1].
Данная позиция объясняет тот факт, что столкновение между культурами может привести к большим проблемам не только на национальном, но и на международном уровне. Современная философия культуры в данной ситуации отводит значимое место диалогу культур: на Всемирном форуме по межкультурному диалогу в апреле 2011 г. в Баку директором Института философии
РАН А.А. Гусейновым на одном из круглых столов отмечено, что альтернативы диалогу у мира в ближайшее время нет. Следовательно, здесь мы видим удивительное перерождение «двуликого Януса» — без диалога нет культуры, без культуры не может быть и диалога. Поэтому обращение к взглядам В. Библера, что диалог культур — это ситуация столкновения принципиально несводимых друг к другу «культур мышления, различных форм разумения» [2] подтверждает сказанное.
В проекте Д.С. Лихачева «Декларация прав культуры» [3] говорится, что «культурные различия народов и неспособность к культурному взаимопониманию и взаимо-обогащающему диалогу культур стали одной из причин межэтнических войн и международных конфликтов XX столетия»[4]. Современная ситуация показывает возрастание межнациональных конфликтов в мире. В связи с тем, что конфликты на национальной почве формируются в течение длительного времени, причины их возникновения разные, при этом все они могут быть между собой взаимосвязаны. Хотя эта
связь условна, но благодаря превалированию тех или иных интересов и причин, их можно подразделить на политические, экономические, географические, социальные, культурные. 2008 год был объявлен годом межкультурного диалога как год разрешения существующих конфликтов в пространстве Европейского Союза, а 2012 — годом диалога КНР и Европейского Союза. Данный факт говорит о том, что на арену общественной жизни выходит международный диалог культур, который «усиливает взаимопонимание между народами, дает возможность лучшего познания собственного национального облика» [5].
Данный вид диалога культур определяет, что значимым становится культурный аспект внешней политики, а диалогическое развитие становится частью международного диалога культур, который способствует взаимопониманию, дает возможность раскрытию собственного облика культур народов, вступающих в международный диалог. Мировая общественность проводит встречи, симпозиумы и конференции по сохранению культурного наследия и благодаря неформальному общению укрепляются взаимоотношения.
7 мая 2008 г. на 118-й сессии Комитета министров Совета Европы (СЕ), проходившей на уровне министров иностранных дел стран — членов СЕ, в окончательном варианте принята Белая книга Совета Европы по межкультурному диалогу. В преамбуле отмечается: «Межкультурный диалог нельзя предписать с помощью закона. Он должен сохранять характер добровольного приглашения к реализации основополагающих принципов, изложенных в этом документе, к гибкому использованию различных рекомендаций, представленных здесь, а также к участию в продолжающейся дискуссии о будущей организации общества»[6].
Если международный диалог рассматривать в рамках правовой культуры, то ярким тому примером может служить вступление России в Европейский Союз. Чтобы это произошло, России необходимо подписать пункт № 6 Европейской конвенции «о правах человека», — о неприменении смер-
тной казни. Хотя мы и поднялись до уровня стран ЕС, однако оказались не готовы к «решительным мерам» — согласно статистическим данным, 70 % населения России проголосовало «за» применение смертной казни. — Правительство подписало соглашение о том, что смертная казнь на территории РФ будет заменяться пожизненным заключением.
Яркое проявление международного диалога культур представлено в деятельности общественных объединений по всему миру, часть из которых занимаются вопросами межрелигиозного содержания. Это Центр Всемирного Диалога, Международное общество универсального диалога, Институт глобального диалога, Организация межрелигиозного диалога. Центр Всемирного Диалога — это международная неправительственная организация, которая существует для углубления понимания между народами мира. Центр создан в 1995 г. и основан на убеждении, что все люди имеют право на участие в свободном и открытом обсуждении идей. Центр занимается организацией конференций и дискуссий по вопросам глобального характера. Расположение центра на Кипре — исторический мост между Европой и Ближним Востоком
— идеально подходит для общения культур Востока и Запада [7].
Международное общество универсального диалога основано в 1989 г. в Варшаве. В Конституции Общества говорится о стремлении «реализовать самые высокие и богатые человеческие ценности в науке, политике, образовании и общественной жизни». Цель Общества — вызвать интерес к глобальному диалогу, так как все Народы мира принадлежат к единому виду [8].
Институт глобального диалога основан в 1978 г. и занимается вопросами межрелигиозного диалога. Он занимается организацией конференций по проблемам межрелигиозного, межкультурного и идеологического диалога по всему миру. К их числу относятся семинары по «Еврейско-христианскому диалогу» в немецких университетах (Восток и Запад) и на всей территории Соединенных Штатов; «Хрис-
тианско-марксистский Диалог» в США и Европе, в бывшем Советском Союзе и Китае, а также «Международный Буддийский
— христианский диалог» в Японии [9].
Организация межрелигиозного диалога создана в 2002 г. как некоммерческая, она занимается вопросами дружеских турецко-американских отношений: орга-
низует конференции и симпозиумы, посвященные изучению мировых религий и конфессий [10].
Институт глобального диалога основан в 1995 г. и является независимой южноафриканской организацией, которая занимается анализом внешней политики Южной Африки, научными исследованиями. Одна из ее стратегических целей — создание и укрепление взаимовыгодного стратегического партнерства в африканском регионе и глобальном уровне [11].
Данные примеры показывают — диалог культур вышел за границы теоретико-практического осмысления. Через реализацию политики и деятельности данных структур ( организаций) диалог культур приобретает институциональное звучание, понять значение которого еще предстоит. Однако главное, пожалуй, состоит в том, что эти объединения берут на себя достаточно сложную миссию — не только разрешение конфликтов этнических и религиозных направлений, но и формирование межциви-лизационного культурного пространства.
В последние годы понятие «цивилизация» в отечественной литературе получило большое распространение, что можно объяснить не только отказом от формационного подхода к изучению истории, но и тем, что многие исследователи как отечественные, так и зарубежные обращаются к данному понятию для обозначения основных границ современного человечества. Поэтому в истории философии культуры и культурологии сформировались два подхода: первый ориентировался на гибель цивилизаций, второй — на диалог. В 2002 г. под эгидой ООН выходит монументальный труд «Преодолевая барьеры. Диалог между цивилизациями»[12]. В. Межуев отмечает, что для 18 ученых из разных стран «диалог
— это надежный инструмент для построения новой парадигмы глобальных отношений. Диалог — это самый первый шаг, который дает нам чувство сопричастности, ибо, общаясь с другими и слушая других, мы делаем первый шаг на пути к нашей общности» [13]. Вводя понятие «универсальная цивилизация», В.М. Межуев замечает, что она «если когда-нибудь и состоится», то «отношения людей внутри такой цивилизации — это всегда отношения равенства, партнерства между разными культурами».
Стремление к диалогу между цивилизациями, культурами и народами лежит в основе мандата ЮНЕСКО и закреплено в ее Уставе. Развитие диалога во имя мира, укрепление идеи мира «в умах людей» — краеугольный камень миссии ЮНЕСКО.
Преследуя основные цели сохранения и защиты духовных и культурных ценностей человечества, в 2003 г. создан Мировой общественный форум (МОФ) «Диалог цивилизаций». Это международная неправительственная организация, которая объединяет в единое сетевое сообщество ученых, интеллектуалов, политиков, бизнесменов, деятелей искусства и культуры, представляющих многообразие традиций, культур и верований из различных стран мира, работает с государственными, общественными и религиозными институтами на основах осуществления и развития принципов сотрудничества, взаимопонимания и диалога между цивилизациями. В настоящее время в деятельности сетевого сообщества «Диалог цивилизаций» участвуют представители ведущих международных неправительственных организаций, мировых средств массовой информации, крупнейших научно-исследовательских центров Северной и Южной Америк, Европы и Азии [14].
Таким образом, в условиях глобализации на передний план выходит вопрос о межцивилизационном порядке в мире. В материалах Министерства иностранных дел России о межцивилизационном диалоге говорится, что современные ученые формируют два сценария развития межциви-лизационных отношений в мире. Первый связан с дальнейшей всесторонней интерна-
ционализацией при сохранении специфических культур, а второй предусматривает конвергенцию, при которой цивилизационные ценности различных культур как составные части вольются в глобальную цивилизацию. Можно сказать, глобализация начинает формировать новый императив сосуществования человечества — межци-вилизационное согласие, которое должно обеспечить сосуществование культур и ре-
лигиозных традиций, признание множественности моделей развития с различными системами ценностей, что нашло свое подтверждение в словах Министра иностранных дел РФ, члена Совета безопасности РФ, Чрезвычайного и Полномочного Посла С.В. Лаврова: «Глобализация диктует выбор в пользу толерантности и цивилизационной совместимости, деидеологизации межгосударственных отношений» [15].
Литература
1. Степин В.С. Круглый стол «Диалог культур и партнерство цивилизаций» // Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские научные чтения, 14-15 мая 2009 г. - СПб.: СПбГУП, 2009. - С. 212.
2. Библер В.С. От наукоучения — к логике культуры. — М., 1998. — С. 21.
3. Проект передан в Правительство Санкт-Петербурга для дальнейшего представления в ЮНЕСКО от имени России.
4. Лихачев Д.С. «Декларация прав культуры» [Электронный вариант]. — Режим доступа: http://www.romance.ru/cgi—bin/index.cgi?page=d—6—3&item=1.
5. Зиновьев И.В. «Проблемы русской философии диалога (историко-философский анализ)»: автореф. канд. дис. ... по филос. — Екатеринбург, 2008. — С. 17.
6. Белая книга Совета Европы по межкультурному диалогу [Электронный вариант]. — Режим доступа: http://www.mpa—sf.ru/mpa—biblioteka/167—2010—04—25—18—56—00.html.
7. Centre for World Dialogue (в переводе с англ. яз. Центр всемирного диалога) Официальный сайт организации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.worlddialogue.org/
8. The International Society for Universal Dialogue (в переводе с англ.яз. Международное общество универсального диалога) Официальный сайт организации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.isud.org/
9. The Dialogue Institute (в переводе с англ. яз. Институт глобального диалога) Официальный сайт организации [Электронный ресурс]. — http://institute.jesdialogue.org/
10. The Institute of Interfaith Dialog (в переводе с англ. яз. Организация межрелигиозного диалога) Официальный сайт организации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. interfaithdialog.org/
11. The Institute for Global Dialogue (в переводе с англ. яз. Институт глобального диалога) Официальный сайт организации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.igd.org.za/
12. Ариспе Л., Ашрави Х., Абулмагд А. Преодолевая барьеры. Диалог между цивилизациями: пер. с англ. / Под ред. С. П. Капицы. — М., 2002. — 192 с.
13. Межуев В.М. На пути к универсальной цивилизации / Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры: X Международные Лихачевские научные чтения, 13-14 мая 2010 г. — СПб.: СПбГУП, 2010. — С. 119-121.
14. Официальный сайт МОФ «Диалог цивилизаций» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.wpfdc.org/
15. Лавров С.В. Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры // «Международный диалог культур». Дипломатическая программа чтений [Электронный ресурс].
— Режим доступа: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/Dip_Programma/012_SV_Lavrov_lek.pdf.
Коротко об авторе Briefly about the author
Борисенко О.А., аспирантка, Забайкальский госу- O. Borisenko, postgraduate student, Zabaikalsky
дарственный университет (ЗабГУ) State University
оіепка [email protected]
Научные интересы: природа диалога, диалог Scientific interests: nature of dialogue, dialogue of
культур cultures