УДК 2 (476)
ОТ ДИАЛОГА К СОТРУДНИЧЕСТВУ: ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Канд. филос. наук, доц. КУЗЬМИТОВИЧ Е. С.
Белорусский национальный технический университет
Взаимоотношения между государством и конфессиональными организациями имеют многовековую и сложную историю. Она неоднозначна и весьма противоречива. Это связано с тем, что в разные историко-культурные эпохи государственно-конфессиональные отношения от-
ражали не только определенное единство сторон в многогранной духовной жизни общества, но и их открытое противостояние, заканчивающееся обычно кратковременным либо длительным господством церкви или государства. Правда, такой характер взаимоотношений про-
80
Вестник БИТУ, №4, 2010
явил себя довольно поздно. Это произошло в ту пору, когда государство и церковь достигли сравнительно высокого уровня в своем развитии.
Касаясь истории этой проблемы на примере стран с доминирующей христианской религией, следует отметить, что государственно-конфессиональные отношения в них изначально выступали в двух основных формах: папоцеза-ризм и цезарепапизм. Первая из них - папоце-заризм (лат. papa - от греч. pappas - папа, отец и лат. caesar - царь) - функционировала в условиях, когда религиозная власть была определяющей в обществе. Вторая форма - цезарепапизм соответственно своему названию - действовала в странах, где конфессиональные организации были подчинены государственной власти.
С течением времени по мере социально-политического и духовно-нравственного прогресса многих стран мирового сообщества государственно-конфессиональные отношения претерпевают значительные изменения, приобретают более цивилизованный характер. В условиях новой и новейшей истории утверждается сепаративная форма взаимоотношений между государством и церковью Ее сущностный смысл заключается в отделении церкви от государства, превращении последнего в светский социальный институт, осуществляющий всю полноту власти в обществе, играющий главенствующую роль в его многогранной жизнедеятельности, включая реализацию свободы совести и вероисповедания граждан.
В зависимости от взаимоотношений государства и церкви в наше время сложились и функционируют следующие основные типы государственных систем:
• с официальной религией и церковью (Англия - англиканство; Тайланд - буд дизм; некоторые страны Ближнего и Среднего Востока -ислам);
• признающие равенство религий без отделения церкви от государства (Германия - лютеранство; Япония - синтоизм; Перу - католицизм);
• в которых церковь отделена от государства (РФ - православие, ислам, иудаизм; США - протестантизм).
Анализируя государственно-конфессиональные отношения в странах современного мира, можно сказать, что они далеки от совершен-
ства. В этом смысле их можно определить как открытую, незавершенную, перманентно изменяющуюся систему взаимоотношений между государством и церковью, регламентируемую действующим законодательством.
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. государственно-конфессиональные отношения претерпевают дальнейшие радикальные изменения. Это вполне очевидно проявляется не только на примере стран постсоветского пространства, но и в масштабе мирового сообщества в целом. В современных условиях продолжается настойчивый поиск социальной модели взаимоотношений между государством и церковью, основанной на уважительном отношении к религии как органической части духовной культуры и обеспечивающей подлинную свободу совести и вероисповедания граждан.
Большое внимание решению этой важной проблемы уделяется в Республике Беларусь. Государственно-конфессиональные отношения, вопросы, связанные с их совершенствованием и гармонизацией, на всех уровнях государственной власти рассматриваются не только как одна из приоритетных духовных, но и стратегических политических задач. И это не случайно. В условиях глубокой трансформации нашего общества, охватывающей все стороны его жизнедеятельности, религия, ее общечеловеческие ценности остаются влиятельной силой. К тому же следует подчеркнуть, что роль религии в белорусском обществе возрастает. Это связано с демократическим решением религиозного вопроса суверенным белорусским государством в конце прошлого столетия, ликвидацией прежнего механизма, обеспечивающего регулирование государственно-конфессиональных отношений на основе концепции «отмирания религии». В результате этого в нашей стране сложилась новая религиозная ситуация, открывшая ее гражданам возможность мировоззренческого и вероисповедного самоопределения. Она вызвала определенный рост количества религиозных организаций и их приверженцев.
В белорусском поликонфессиональном обществе на начало 2009 г. насчитывалось 3218 религиозных общин. Среди них: 1473 православных и 467 католических, старообрядческих -32, христиан веры Евангельской (ХВЕ) - 500,
евангельских христиан баптистов (ЕХБ) - 269, адвентистов седьмого дня (АСД) - 72, христиан полного евангелия (ХПЕ) - 54, греко-като-лических - 14, новоапостольских - 21, иудейских - 29, исламских - 25, свидетелей Иеговы -26, бахай - 5, мормонов - 4, кришнаитов - 6 [1, с. 70]. Названные общины представляют 25 конфессиональных направлений. Все они, как отметил Президент Беларуси А. Г. Лукашенко во время встречи со святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, мирно сосуществуют, в стране нет никаких межконфессиональных конфликтов [2, с. 2]. В конфессиональной структуре нашей республики традиционные религии составляют около 68 %. В их числе: БПЦ - около 48 %, РКЦ -около 15 %. Из общего количества религиозных направлений, действующих в стране, 20 относятся к христианству [2, с. 70].
В республике имеется 1274 православные церкви, 451 костел, культовые помещения других религиозных организаций. Всего насчитывается 2207 культовых сооружений. Кроме того, в настоящее время ведется строительство 152 православных зданий, 35 католических, более 20 протестантских. Многие культовые сооружения ремонтируются и реставрируются. Наряду с этим в стране функционируют 31 православный и 8 католических монастырей. В проповеднической деятельности задействовано 2963 служителя культа, среди которых 1499 православных и 407 католических. В числе последних 168 являются иностранными гражданами [2, с. 71]. Что же касается подготовки новых кадров для конфессиональных организаций, то этим занимаются духовные учебные заведения, функционирующие в республике. К ним относятся: православная академия, одна православная и две католические духовные семинарии, православные духовные училища, Библейский институт и Библейская школа ЕХБ, Теологический институт и Библейский колледж ХВЕ, Библейский колледж ХПЕ, Высший заочный ешибот и Высший иудейский духовный колледж. Руководством и управлением деятельностью конфессиональных организаций занимаются 46 религиозных центров и управлений (центральных и областных). В их числе: 11 православных и 4 католических епархии. Функционируют протестантские объединения и союзы: Объединенная церковь ХВЕ,
Союз ЕХБ, Конференция АСД, Религиозное объединение Новоапостольской церкви и др. [3, с. 71].
Важной характеристикой современной религиозной ситуации в Республике Беларусь является и уровень религиозности населения. Согласно социологическому исследованию «Конфессиональная идентификация населения Беларуси», проведенного Центром социологических и политических исследований и географическим факультетом Белорусского государственного университета в 2006 г., религиозными себя считают 59 % жителей нашей республики, квазирелигиозными - 5, колеблющимися - 24, неверующими - 12 % [2, с. 71]. Эти данные коррелируют с результатами подобных исследований, проведенных в России и Украине, где уровень верующих составляет около 60 %. Следует отметить, что приведенные данные, касающиеся религиозности населения славянских государств постсоветского пространства, незначительно отличаются от среднемировых. Так, по данным исследовательской группы Callup International, 66 % населения мира утверждают о своей религиозности, а 25 % считают себя нерелигиозными. Что же касается религиозной принадлежности граждан Республики Беларусь, основанной на их самоидентификации, то она в соответствии с результатами ранее названного социологического исследования выглядит следующим образом: 72,6 % отнесли себя к православным; 9,3 - к католикам, 4 - к разным направлениям протестантизма, 0,5 % - к мусульманам. Эти данные говорят о том, что более 82 % опрошенных отнесли себя к традиционной христианской религии [2, с. 72].
В современных условиях белорусского общества религиозность людей проявляется на уровне различных социальных групп, отличающихся по возрасту, образованию и социальному положению. Однако независимо от этого они разделяют политику государства, основанную на принципах благоразумия, добра и гуманизма. При этом особо высоко оценивают деятельность государственных институтов, направленную на возрождение общечеловеческих, прежде всего христианских ценностей. Такая деятельность импонирует людям, производит положительное впечатление не только на сознание верующих, но и граждан нашей рес-
публики в целом, придерживающихся сегодня самых различных взглядов и убеждений. Формирование мировоззренческой культуры общества, основанной на гуманизме, реализация принципа - единство в мировоззренческом многообразии, - удовлетворяют всех.
Утверждение гуманистической мировоззренческой культуры, базирующейся на общечеловеческих христианских ценностях, неотъемлемая часть белорусской национальной идеи. «Государственную идеологию, - подчеркивает Президент А. Г. Лукашенко, - необходимо строить на фундаменте христианских ценностей... Надо дальше строить стратегические направления сотрудничества церкви и государства» [3, с. 1].
Необходимо отметить, что в сфере государственно-конфессиональных отношений в Республике Беларусь уже выполнена значительная работа. В 2003 г. подписано Соглашение «О сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью». В его семи статьях с учетом действующего законодательства затронут широкий круг вопросов: от утверждения подлинной свободы совести, противодействия псевдорелигиозным структурам, возрождения духовной религиозной традиции белорусского народа до обогащения общества светскими идеалами и духов-но-нравственными общечеловеческими ценностями. Это, бесспорно, новая историческая веха во взаимоотношениях белорусского государства с Православной Церковью. К тому же следует отметить и то, что сегодня идет работа по подготовке проекта подобного соглашения и с Римско-католической Церковью. Этот процесс не обходит стороной и систему образования республики. В настоящее время реализуется Программа сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви на 2007-2010 гг. [4]. В ней определены принципы взаимного уважения, невмешательства в дела, которые относятся к компетенции сторон. При этом подчеркивается светский характер национальной системы образования.
Работа, осуществляемая в этом направлении, свидетельствует о том, что государство намерено строить свои отношения с традиционными для нашей страны религиозными организациями на основе цивилизованного сотруд-
ничества и социального партнерства. И это не случайно, так как обе стороны заинтересованы в реализации подлинной свободы совести и вероисповедания граждан, формировании высоконравственной, духовно богатой личности, обладающей гуманистической мировоззренческой культурой. При этом государство и церковь выражают свою готовность поступательно продвигаться к утверждению общепризнанных международных принципов и норм во взаимоотношениях между собой, не допуская «дрейфа» к временам клерикальной или атеистической государственности.
Гарантом оздоровления и гуманизации отношений государства и традиционных религиозных организаций является Конституция Республики Беларусь [5]. В ней закреплено право граждан самостоятельно определять свое отношение к религии (ст. 31). Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение (ст. 33). Вместе с тем Конституция запрещает деятельность конфессиональных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета нашей страны, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан.
Правовые отношения межу государством и конфессиональными организациями более детально регулирует Закон «О свободе совести и религиозных организациях», вступивший в силу 15 ноября 2002 г. [6]. Он представляет собой новую редакцию закона «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях», действующего с 1992 г. В новой редакции закона максимально учтены условия развития нашей республики на рубеже XXI ст. Более полно отражая поликонфессиональную специфику белорусского общества, учитывая духовные традиции и менталитет его народа, Закон играет важную роль в совершенствовании государственно-конфессиональных отношений.
Анализируя процесс развития взаимоотношений между государством и традиционными религиозными объединениями в Республике Беларусь на современном этапе, необходимо отметить следующее. Во-первых, дальнейшее совершенствование государственно-конфессиональных отношений в республике осуществляется на основе поступательного приближения к общепризнанным международным принци-
пам и нормам. Во-вторых, в процессе развития отношений между рассматриваемыми социальными субъектами в этой сфере, вполне очевидно прослеживается весьма важная тенденция -от диалога к сотрудничеству и социальному партнерству. В-третьих существенные изменения, происходящие в государственно-конфессиональных отношениях в нашей республике, способствуют возрастанию доверия граждан не только к государству, но и к традиционной церкви.
ВЫВОД
Таким образом, в современных условиях значительно возрастает роль и ответственность государственной системы и традиционных религиозных конфессий в осуществлении подлинной свободы совести, формировании правового государства, его идеологии и гражданского общества. Светское белорусское государство и институциональная церковь принимают сегодня самое активное участие в формировании структурной матрицы, гуманистической духовной культуры общества и человека XXI ст.
ЛИТЕРАТУРА
1. Земляков, JL Е. Беларусь: государство, религия, общество / JI. Е. Земляков // Проблемы управления. -
2009. -№ 2.
2. Гришкевич, А, Основа - христианские ценности / А. Гришкевич // Рэспублша. - № 18 (4847). - 26 снежня 2009 г.
3. Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью. 12 июня 2003 г. Интернет: http.//www. church/resource/Dir 2009/Dir 0015//index html
4. Соглашение о сотрудничестве между Министерством образования и науки Республики Беларусь и Белорусским Экзархатом, 20 сентября 1996 г. // Правовые основы взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в Республике Беларусь / под общ. ред.
А. В. Бройко. - Минск: МИУ, 2002.
5. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). -Минск: Амалфея, 2005.
6. О свободе совести и религиозных организациях: Закон Республики Беларусь, 31 октября 2002 г., № 137-3 // Вопросы свободы совести и религиозных организаций в Республике Беларусь: сб. документов и материалов. -Минск, 2005.
Поступила 19.10.2009