УДК 261.8 (476)
Г. А. Круглова
Государственно-конфессиональные отношения в современной Беларуси
В статье проанализирована современная религиозная ситуация в Республике Беларусь. Исследованы причины возрастания религиозности населения республики. Раскрыты основные тенденции изменения религиозного сознания. Показано современное состояние государственно-конфессиональных отношений в Беларуси.
The article is devoted to the analysis of contemporary religious situation in the Republic of Belarus. The reasons of the growing religiosity of the population of the republic are analyzed and the basic tendencies of the change of religious consciousness revealed. The current situation of state-confessional relations in Belarus is presented.
Ключевые слова: религия, религиозность, причины усиления религиозности, религиозное сознание, государственно-конфессиональные отношения, религиозные общины, Республика Беларусь.
Key words: religion, religiosity, reasons for strengthening of religiosity, religious consciousness, state-confessional relations, religious communities, Republic of Belarus.
Проблема государственно-конфессиональных отношений всегда была актуальна. И здесь одним из центральных вопросов является реализация в обществе одной из главнейших свобод человека - свободы совести. Выбор собственной жизненной позиции в отношении религии - это право каждого гражданина. Но для того, чтобы этот выбор был не только осознанным, но и научно обоснованным очень важно, чтобы в обществе была действительно гарантирована свобода совести. А для этого все граждане должны обладать всесторонней и объективной информацией о религиозной ситуации в своей стране.
Сегодня в Беларуси сложилась парадоксальная ситуация: на фоне высокого уровня образования в целом в обществе достаточно явно просматривается религиозная и атеистическая безграмотность населения, особенно молодежи. Школа же этими вопросами занимается мало, или почти не занимается. Именно поэтому знание современного состояния государственно-конфессиональных отношений и реальной религиозной ситуации является важной составляющей в деле развития взаимодействия всех заинтересованных сторон по проблемам воспитания и преодоления духовного кризиса в обществе.
© Круглова Г. А., 2017
Реализация принятого в 2002 г. Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» позволила укрепить государственные приоритеты в конфессиональной политике, усилить контроль над соблюдением законодательства о свободе совести и вероисповеданий, о религиозных организациях, не допустить распространения псевдорелигиозных, деструктивных организаций в республике.
Подписанное в июне 2003 г. Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской православной церковью послужило предпосылкой к дальнейшему развитию и совершенствованию отношений государственных органов и религиозных организаций, усилению их роли в сохранении исторического, культурного и духовного наследия белорусского народа. Взаимодействие светских и религиозных институтов Беларуси в сфере образования стало предметом широкого общественного интереса с момента подписания программы сотрудничества между Министерством образования и БПЦ [8].
Коренные социально-экономические и политические перемены, произошедшие в белорусском обществе в 80-е годы ХХ в., повлекли и кардинальные перемены в религиозной обстановке в республике. Именно поэтому 90-е годы прошлого века стали для Беларуси, как и для других республик на постсоветском пространстве, периодом своеобразного религиозного ренессанса. Несмотря на многие десятилетия активной атеистической пропаганды, влияние религии (хотя и незначительное) в обществе сохранилось и при благоприятных внешних обстоятельствах резко усилилось. Большинство населения республики в условиях социально-экономического кризиса и идеологического вакуума начала 90-х годов ХХ в., утраты моральных ориентиров начали поиск новых ценностных установок и ориентиров, прежде всего в сфере религиозного сознания.
Свидетельство этому - значительное увеличение количества религиозных организаций и рост числа верующих именно в 90-е годы ХХ в. И этот процесс пока продолжается. По официальным данным за период с 1987 по 1997 гг., количество религиозных общин увеличилось в 2,5 раза, религиозных направлений - в 3 раза, а к 2004 г. - почти в 4 раза. Хотя в современных условиях темпы роста религиозности снизились, но число общин, пусть и не так заметно, постоянно увеличивается. Произошло резкое повышение статуса религии в обществе, где ранее престижно было быть атеистом, а ныне формируется новое социальное мировоззрение на основе христианских ценностей и главное место в системе духовной культуры постепенно заняла религия [5, с. 34].
Существенным фактором возрастания религиозности становится повсеместно и все более рельефно проявляющийся глубокий духовный кризис, сотрясающий наше современное общество. Внутренние потребности людей, не подверженных нравственным порокам, правило «жить по совести», доброжелательное отношение к другим людям, помощь другим в решении проблем личного и общественного бытия усиливают стремление многих к религиозному миропониманию, к восприятию религиозных духовно-нравственных ценностей. Признавая, что наше общество переживает сегодня глубокий духовный кризис, только четверть белорусов связывают этот кризис с отсутствием веры.
В постсоветской Беларуси можно выделить несколько специфических типов религиозного сознания:
• суеверия, которые не являются религиозной системой, а лишь определенным способом мировосприятия, поскольку носители суеверий верят не в Бога, а в чудодейственные силы. К ним относятся силы, которые сохранились на Беларуси как отпечаток язычества, а также представления, формирующиеся под влиянием астрологических прогнозов и рекомендаций современного мифотворчества;
• исповедание традиционных религий (православие, католицизм, некоторые протестантские течения, ислам, иудаизм), которые имеют глубокие исторические корни и связаны с менталитетом этноса;
• верования этноконфессиональных групп или общностей, отличающих их от коренного населения;
• нетрадиционные религии, синкретические религии и религиозные течения (бахаи, кришнаиты, дзен-буддисты, оомото и др.), удельный вес которых постоянно возрастает. При этом следует отметить, что главную обеспокоенность представляют незарегистрированные или уклоняющиеся от регистрации объединения.
Наряду с этим существуют особые формы современного неприятия религиозного мировоззрения (вместо атеизма), в которых отрицание религии приобретает своеобразные проявления (от нигилизма до агностицизма), становящиеся весьма популярными среди молодежи. Есть и категория неверующих (колеблющихся) - она объединяет лиц, которые не могут определить однозначно свое отношение к религии.
Рассматривая картину религиозного возрождения, следует помнить, что этот процесс начался под знаком празднования 1000-летия Крещения Руси. И по сути именно православие стало реальной альтернативой атеистической традиции, которая долгие годы являлась господствующей не только в Беларуси, но и в России и Украине. При анализе возрождения религиозности в Беларуси необходимо учиты-
вать множество факторов. Главное это то, что уровень религиозного сознания населения на рубеже 1980-х и 1990-х годов оказался достаточно низким - сказались длительные годы атеистической пропаганды. Нельзя забывать и о том, что ход и темпы процесса религиозного ренессанса в наших условиях во многом определяются сосуществованием Русской Православной и Католической церквей. При этом значительно идеологическое влияние России и Запада. Такая сложная ситуация требует серьезного и вдумчивого анализа и соответствующих взвешенных оценок [6, с. 49].
Изменения религиозности могут быть правильно поняты только во взаимосвязи с социально-экономическими и социокультурными трансформациями, происходящими в обществе. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что религиозность, выражающая мировоззренческую ориентацию индивидов и различных социальных общностей (семейных, территориальных, профессиональных, этнических), связана с глубоко личными, интимными переживаниями верующего и поэтому отнюдь не всегда может быть выражена точными цифровыми показателями [7, с. 62-73]. Тем не менее, чаще всего ее определяют, исходя из внешних фиксируемых признаков приверженности человека к той или иной религии.
Религиозная ситуация в республике в начале ХХ1 в. развивалась в русле тенденций прошедших лет, она и сегодня остается стабильной, прогнозируемой и управляемой. Усилиями республиканских органов управления, местных исполнительных и распорядительных органов власти не было допущено каких-либо конфликтов на этноконфессио-нальной основе.
В рамках выполнения Программы развития конфессиональной сферы, национальных отношений и сотрудничества с соотечественниками за рубежом на 2011-2015 годы Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь в ноябре 2014 г. проведено социологическое исследование проблем национальных отношений и этноконфессиональной ситуации в стране. По мнению абсолютного большинства населения республики, в Беларуси нет дискриминации по языковому и религиозному признакам (90% ответов). Отмечают отсутствие дискриминации по национальному признаку 85,5% опрошенных. Результаты опроса свидетельствуют, что абсолютное большинство населения (94,5%) относят себя к различным конфессиям - православной (84%), католической (8,5%), другим - 2%. Не считают себя приверженцами религиозных направлений 5,5% граждан [4, с. 147].
В республике идет процесс стабилизации уровня религиозности населения. Проявляется интерес к исторически традиционным конфессиям, прежде всего, к православию и католицизму. Активизировалась деятельность данных конфессий в разноплановой социальной и благотворительной деятельности, их участие в общественной жизни республики и регионов, духовном возрождении общества.
Анализируя межконфессиональные отношения в 1990-х - начале 2000-х годов, можно сделать вывод, что:
• наибольшую взаимную симпатию испытывают друг к другу православная и католическая конфессиональные группы, составляющие большинство верующих в РБ; вместе с тем доля католиков, которые положительно относятся к православию, выше, чем численность православных, положительно относящихся к католицизму. Это связано с тем, что среди православных существенно больше, по сравнению с католиками, тех, кто безразличен к «родственному» вероучению; протестанты и мусульмане, со своей стороны, относятся к обеим христианским церквям одинаково;
• для опрошенных мусульман чаще, чем для остальных верующих, характерно безразличное отношение к другим конфессиям или же отсутствие какого-либо знания о них, именно они проявляют наибольшую веротерпимость; в Беларуси нет проявлений исламского фундаментализма и экстремизма;
• для православных чаще, чем для представителей других конфессий, характерен низкий уровень информированности об этих конфессиях, что, скорее всего, связано с особенностями социально-демографических характеристик православных;
• наибольшую нетерпимость к иноверцам проявляют протестанты: среди них значительно выше, по сравнению с остальными верующими, доля тех, кто отрицательно относится буквально ко всем конфессиям, кроме своей собственной;
• уровень веротерпимости религиозного большинства - православных и католиков достаточно высок и примерно одинаков, католики несколько хуже, чем православные относятся к исламу, а также ряду протестантских общин (адвентистам, Свидетелям Иеговы и Церкви Христовой). Этот больший, по сравнению с православными, негативизм связан с более высоким уровнем информированности [2, с. 87].
Анализ религиозной ситуации показывает, что уровень религиозности населения гораздо выше (почти втрое) в белорусско-польском Пограничье, чем в восточных областях Беларуси. Столь существенная дифференциация оказывается органически связанной со степенью ин-
тенсивности участия верующих или колеблющихся между религиозной верой и неверием людей в религиозных действиях и обрядах. Интенсивность культовой деятельности в белорусско-польском Пограничье также примерно втрое выше, чем в восточных регионах республики. А это свидетельствует о существенных территориально-региональных различиях в активности религиозных организаций и объединений, в степени их влияния на различные группы населения, на все стороны общественной жизни и индивидуальное поведение граждан Беларуси.
Оценивая конфессиональный фактор в Беларуси нужно заметить, что для сохранения стабильности, самобытного облика в условиях глобализации было бы закономерным поддержание со стороны государства и сохранение сложившейся в прежние столетия и существующей ныне поликонфессиональности. Устойчивый конфессиональный мир - один из важнейших факторов социально-политической стабильности в обществе. Рассматривая политическую перспективу такого подхода, можно отметить, что он в большой мере способствует консолидации народов, имеющих общие генетические корни, схожую историческую судьбу и устойчивые конфессиональные характеристики. Формат постоянных встреч приобретают совместные встречи православных и католических епископов, которые вносят большой вклад в процесс поддержания религиозного мира и сотрудничества.
Поддержание в обществе отношений толерантности и взаимного уважения, поддержка межконфессионального диалога в республике, предупреждение межконфессиональных противоречий и конфликтов, пресечение любых проявлений дискриминации по религиозному признаку, религиозного экстремизма, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости являются приоритетными направлениями государственной политики Республики Беларусь в конфессиональной сфере.
Сохранение межконфессионального мира успешно осуществляется на основе закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях», других нормативно-правовых документов, а также основных направлений, которые определены Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь.
Характеризуя современную религиозную ситуацию, следует опираться на следующие данные [1 ].
В религиозной и общественной жизни доминирующую позицию сохраняет Белорусская православная церковь (далее - БПЦ). На 1 января 2017 г. в Республике Беларусь действует 14 епархий БПЦ. Общее количество приходов - 1670. В 2017 г. зарегистрировано 11 новых приходов (в 2016 г. - 16 приходов, в 2012 г. - 27 приходов, в
2010 г. - 36, в 2007 г. - 32). Кроме того, действуют 35 монастырей, 15 братств и 10 сестричеств, 1 миссия, а также 7 духовных учебных заведений.
В приходах БПЦ работает 1725 священнослужителя, из которых 23 - иностранные граждане. Действует 1578 православных храмов, еще 203 строятся. Обеспеченность приходов культовыми зданиями составляет около 95 процентов.
Римско-католическая церковь в Республике Беларусь (далее -РКЦ) является второй конфессией по количеству верующих. За последние 20 лет количество религиозных общин РКЦ увеличилось в четыре раза. По состоянию на 1 января 2017 г. в Республике Беларусь насчитывается 495 приходов, объединенных в 4 епархии. В 2017 г. зарегистрировано 2 новые общины (в 2016 г. - 2, в 2012 г. - 4, в 2010 г. - 5, в 2007 г. - 17). Кроме того, в республике действуют 11 римско-католических миссий, 9 монашеских общин и 5 духовных учебных заведений.
В приходах РКЦ работает 453 священнослужителя, из которых 113 - иностранные граждане. Уполномоченным по делам религий и национальностей проводится работа по сокращению числа иностранных священнослужителей, пребывающих в Республике Беларусь. Общины РКЦ располагают 498 костелами, еще 37 находится в стадии строительства. Уровень обеспеченности римско-католических общин культовыми зданиями составляет около 98 процентов. Всего за период с 1988 по 2017 годы государством было передано РКЦ более 300 объектов под религиозные цели.
Протестантские религиозные организации на 1 января 2017 г. представлены 1057 религиозными общинами, 21 объединением, 22 миссиями и 5 духовными учебными заведениями 14 религиозных направлений. Для протестантизма характерно крайнее разнообразие внешних форм и практик различных церквей и религиозных направлений. Наиболее крупными протестантскими религиозными направлениями являются христиане веры евангельской (пятидесятники) -521 община, евангельские христиане баптисты - 280 общин, адвентисты седьмого дня - 73 общины. Христиане полного Евангелия имеют 59 общин. Лютеранство представлено 27 общинами.
Христиан веры евангельской отличает достаточно высокий уровень подготовки служителей, активная миссионерская деятельность, наличие музыкальных групп и ансамблей с профессиональной подготовкой, значительная работа с детьми, устойчивые связи с единоверцами за границей, возможность оказывать благотворительную помощь нуждающимся, особенно детям.
Крупные общины евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) в республике занимаются организацией евангелизационных, социальных проектов, благотворительностью. В этих целях используется журнал «Крынща жыцця» и его интернет-версия, детский журнал «Крышчка», детский оздоровительный центр «Жемчужинка».
Общины протестантских религиозных организаций, как правило, немногочисленны (20-25 человек), исключение составляют общины в крупных населенных пунктах. В целом по республике в последние годы рост числа протестантских общин прекратился. И даже сейчас, имея значительный удельный вес в общем количестве общин, они являются крайне немногочисленными по количеству прихожан. За последние 10 лет не было зафиксировано каких-либо нарушений законодательства со стороны имеющих государственную регистрацию религиозных протестантских общин.
В Республике Беларусь зарегистрированы 34 религиозные общины старообрядцев, в распоряжении их верующих имеется 28 культовых зданий и одно строится.
Иудаизм представлен 52 общинами, относящимися к двум направлениям (ортодоксальному и прогрессивному), в которых осуществляют религиозную деятельность 27 священнослужителей, 6 из них являются иностранными гражданами. Действуют 3 религиозных объединения, 1 миссия и 1 духовное учебное заведение. В распоряжении общин имеется 20 культовых зданий, 2 строится.
Ислам представлен 24 общинами, в том числе 23 суннитского направления и 1 шиитского. Зарегистрировано 2 религиозных объединения и 1 миссия. Действуют 11 культовых зданий. В прошлом году открыта мечеть в Минске.
Действующий с 2008 г. Консультативный межконфессиональный совет при Уполномоченном по делам религий и национальностей продолжает содействовать развитию межконфессионального диалога, сохранению традиций толерантности в Республике Беларусь, активизации взаимодействия государства и религиозных организаций в решении социально значимых вопросов.
В 2017 г. аппаратом Уполномоченного в связи с продолжающимися нарушениями законодательства религиозными общинами Свидетелей Иеговы была проанализирована информация о деятельности религиозных организаций указанного конфессионального направления на территории нашей республики. Действия представителей данных религиозных общин, нарушающие Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» вызывают определенное недовольство и среди верующих других конфессий. Об этом руководство данной религиозной организации неоднократно предупреждалось.
Действующее законодательство Республики Беларусь создает правовое поле, в котором гражданам гарантируются их конституционные права на свободу совести и вероисповедания, а религиозным организациям предоставляются широкие возможности для полноценной деятельности. В стране созданы равные правовые условия для деятельности всех религиозных организаций независимо от их конфессиональной принадлежности и организационного уровня. Обобщение данных социологических исследований явно демонстрирует ситуацию стабилизации религиозной сферы Беларуси где-то к 2010 г. С этого времени устойчиво относят себя к той или иной конфессии в среднем от 60 до 70% белорусов [3, с. 86].
В целом современная религиозная ситуация в Республике Беларусь характеризуется стабильностью и взаимным уважением. Это проявляется, прежде всего, в активном взаимодействии государственных органов со всеми конфессиями и в межконфессиональном сотрудничестве.
Список литературы
1. Информация о конфессиональной ситуации в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. - URL: http://belarus21.by/Articles/1439296790 (дата доступа: 20.04.2017).
2. Карасева С. Г., Шкурова Е. В., Шатравский С. И., Доманская А. И., Каз-мирук М. В. Некоторые особенности религиозного населения Беларуси (по материалам исследования «Типология религиозности в современной Беларуси», 2012-2015) // Философия и социальные науки. - 2016. - № 1. - С. 82-91.
3. Карасева С. Г., Шкурова Е. В., Шатравский С. И. Характеристики вовлеченности населения Беларуси в религию: мировоззренческий аспект // Вестник ПСТГУ. - Сер. 1: Богословие. Философия. Религиоведение. - 2017. - Вып. 70. -С. 85-109.
4. Морозова С. А. Религия // Ценностный мир современного человека: Беларусь в проекте «Исследование европейских ценностей» / под ред. Д. М. Булынко, А. Н. Данилова, Д. Г. Ротмана. - Минск: БГУ - 2013. - С. 126-149.
5. Новикова Л. Г. «Религиозный бум» в Беларуси: миф или реальность // Социология. - 1999. - № 2. - С. 29-36.
6. Пирожник И. И. Беларусь после «религиозного бума»: что изменилось? // Социология. - 2006. - № 4. - С. 46-55.
7. Смирнов М. Ю. О религиоведении, религии и религиозности // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2008. - Т. 9. - Вып. 2. - С. 62-73.
8. Старостенко В. В. Религия и образование: правовые основы и практика взаимоотношений в Республике Беларусь: доклад на Междунар. науч.-практ. конф. «Религия как социальный институт». Москва, 06.09.2011 // ReligioPolis: Центр религиоведческих исследований [Электронный ресурс]. - URL: http://www.religiopolis.org/documents/3189-vvstarostenkoreligijai-obrazovanie-pravovye-osnovy-i-praktika-vzaimootnoshenij-v-respublike-belarusmoskvauzkoe-sentjabr-2011-goda.html (дата доступа: 20.04.2017).