Политические идеологии и политические партии
Е. Н. Спасский
ОТ «АНТИПАРТИЙНОСТИ» К ПАРТИЙНОМУ ТРАДИЦИОНАЛИЗМУ: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ «ЗЕЛЕНЫХ» В ОБЪЕДИНЕННОЙ ГЕРМАНИИ
Результат, полученный на первых общегерманских выборах «зелеными», вследствие которого они оказались вне стен бундестага, стал, пожалуй, самым неожиданным их итогом. Несмотря на внутрипартийную борьбу и «антинациональную» позицию партии в вопросе объединения Германии, ее популярность в течение всего 1990 г. никогда не опускалась ниже пятипроцентной отметки. На выборах же «зеленые» получили 4,8% вторых голосов на территории Западной Германии, что едва не хватило для преодоления избирательного барьера. Одной из главных внешних причин поражения группировки стала, по мнению Х. Кляйнерта, конкуренция со стороны СДПГ в лице ее кандидата на пост канцлера О. Лафонтена, когда он, в силу своей позиции в отношении объединения Германии, а также предлагаемой им программы экологических реформ, в значительной степени выражал интересы их электората (Kleinert, 1991, S. 29), что подтверждалось и соответствующей статистикой. На выборах 1990 г. каждый третий избиратель, поддержавший «зеленых» в 1987 г., предпочел СДПГ, что составило приблизительно 600 тыс. голосов (Ibid., S. 30). К тому же электоральная структура «зеленых» включала большое количество «пограничных» с СДПГ избирателей, которые склонялись в зависимости от конкретных условий в пользу одного из этих формирований. И если в 1983 г. и 1987 г. они выбирали партию «зеленых», то в 1990 г., в силу указанных выше причин, уже голосовали за социал-демократов. Что же касается постоянных сторонников «зеленых», то, по различным данным, их реальное количество оценивалось к началу 1990-х годов на уровне 3% от общего числа избирателей (Ibid.). Кроме того, определенное влияние на полученный партией неблагоприятный результат выборов оказала и конкуренция со стороны ПДС, которая имела лучшие показатели именно на тех западногерманских избирательных участках, где «зеленые» собрали особенно низкий процент голосов (Kaltefleiter, Lübcke, 1991, S. 4).
Свою негативную роль сыграли также и предвыборные результаты опросов общественного мнения, согласно которым партия должна была без труда преодолеть 5%-й барьер. Следствием этого стало неучастие в выборах тех приверженцев «зеленых», которые были уверены именно в таком их исходе, при этом наберет ли группировка
© Спасский Е. Н., 2006
пять или немногим более процентов голосов, не играло для них важной роли. Однако, несмотря на то, что при более благоприятных условиях «зеленым» бы удалось избежать поражения на выборах, это не сняло бы с повестки дня их главных проблем, обусловленных внутрипартийными противоречиями. В этом смысле негативный исход голосования послужил для организации подходящим поводом для анализа итогов своего десятилетнего пребывания на партийной сцене ФРГ, заставив ее, вместе с тем, окончательно решить вопрос о своей дальнейшей политической судьбе.
Проблемы, которые накопились в партии к этому времени можно свести, главным образом, к двум основным противоречиям. Одно из них следует назвать противоречием программно-политического характера. Оно заключалось в том, что «зеленые», выступившие с претензией на кардинальное изменение существующей системы общественного воспроизводства современного постиндустриального общества, главным критерием которого должно было стать создание новых условий для саморазвития индивида, в том числе на принципиально иной экологической основе, оказались неспособными выработать реалистическую концепцию такого переустройства. Ввиду этого перед партией встал вопрос о том, какие общественные изменения и в какой период времени вообще возможны при существующем соотношении сил в Федеративной республике. На уровне внутрипартийных платформ эта проблема нашла свое выражение в конфликте между «фундаменталистами» и «реалистами». Однако на протяжении всего предыдущего десятилетия окончательное решение этой кардинальной для дальнейшего развития партии задачи все время отодвигалось, на что обращали внимание исследователи «зеленого» движжения (ВигкНп, 1989, Э. 264). «Сегодня исключение за скобки этого основополагающего вопроса, что не мешало на протяжении определенного времени добиваться успеха ... уже больше невозможно» (КаБсИке, 1985, Э. 36). Подтверждением тому, в известной мере, явились итоги выборов 1990 г.
Другое противоречие было обусловлено структурно-организационными принципами, изначально заложенными в основу функционирования «зеленых». С момента своего появления они, в противовес традиционным партиям, сделали ставку на альтернативные способы политической деятельности. В их числе можно назвать обязательную ротацию депутатов, несовместимость парламентского мандата и выборной партийной должности, отсутствие стабильных внутрипартийных структур, призванных профессионально заниматься текущими проблемами, сознательный отказ от всесторонней подготовки предвыборных кампаний. Имевшие своей главной целью препятст-вование формированию бюрократизированной элиты и обеспечение максимального уровня партиципации для рядовых членов объединения, эти принципы пришли в противоречие с требованием эффективности политической деятельности, осуществляемой партией, что обусловило возникновение определенных структурных проблем. Так, принцип ротации стал причиной истощения персональных ресурсов «зеленых», а следствием чрезмерной внутрипартийной децентрализации стало отсутствие у группировки единого координирующего центра, способного организовать ее работу в общегосудар-
ственном масштабе. В силу этого высший орган партии — федеральное собрание делегатов — играл весьма незначительную роль в организации ее внутренней жизни, демонстрируя свою низкую дееспособность (КаБсИке, 1991, Э. 54). Одним из следствий этого стало то, что «зеленые», в отличие от остальных группировок, чрезвычайно слабо были представлены для своих избирателей на федеральном уровне, и их политический вес определялся, главным образом, влиянием на уровне коммун и земель, что подтвердилось в ходе выборов 1990 г. Если за партийные списки «зеленых» было подано 4,8% голосов, то первых голосов, подаваемых за конкретных кандидатов, которые более известны на местном уровне, они получили 5,5%. Таким образом, наличие проблем организационно-структурного характера также ставило группировку перед выбором. «"Зеленые" сохранят характер "партии - движения" по другую сторону от "народных партий", если они выработают концепцию, которая будет способствовать сохранению организации движения и всего движения в поле нынешнего соотношения сил. Но, с другой стороны, только в форме партии они в состоянии совершить длительную координируемую интервенцию в нынешнюю партийную систему» (КаБсИке, 1985, Э. 39).
Уже последующие события показали, что в партии наметились определенные изменения, которые нашли свое выражение в отказе некоторых земельных организаций «зеленых» от обязательной ротации депутатов и принципа несовместимости депутатского мандата и партийной должности (К!ете11, 1991, Э. 35). Выход же из ее рядов особенно активной группы «фундаменталистов» означал усиление сторонников «реально-политического» течения, что в целом позволяло сделать вывод о возрастающей интеграции «зеленых» в существующую партийную систему и об усвоении ими традиционных правил политического поведения. Вместе с тем возвращение группировки в систему парламентско-политической власти зависело и от устойчивости ее электоральной ниши. В этом смысле результат, полученный «зелеными» на первых общегерманских выборах, можно было интерпретировать, наряду с указанными выше причинами, как распад социальных связей внутри их избирательной среды, что было обусловлено ее специфическим происхождением, связанным с новыми социальными движениями. «Перед лицом плюрализирующихся дифференцированных контактов между членами новых групп, становится трудным создание на длительный период широкой социально-структурной среды» (Веуте, 1988, Э. 263), поэтому «шансы стабилизации основных носителей постиндустриальных конфликтов и поддерживающих их групп являются неопределенными» (КаБсИке, 1985, Э. 31). Однако итоги состоявшихся в 1991 г. четырех земельных выборов, в результате которых «зеленые» сумели с запасом преодолеть избирательные барьеры, свидетельствовали о наличии большого электорального потенциала партии, который в значительной мере остался незадействованным на общегерманских выборах 1990 г. (К!етегЪ 1991, Э. 35-36).
Наконец одним из важных событий в истории «зеленых» стало их объединение с восточногерманским Союзом 90, в результате чего возникла новое политическое объединение - Союз 90/Зеленые. Входящие в Союз 90 организации, долгое время сущест-
вовавшие как группировки непартийного характера, конституировали себя еще до объединения с «зелеными» в качестве партии, представляющей интересы гражданских движений. Мотивируя такой шаг логикой политической конкуренции, их представители, однако, делали акцент на существующих различиях по отношению к традиционным партиям (Vollmer, Templin, Schulz, 1992, S. 2-33). Организационное объединение стало возможно, несмотря на сохраняющиеся мировоззренческие различия членов этих формирований, в силу определенного сдвига «зеленых» вправо, когда они пошли на уступки коллегам из Восточной Германии при выработке совместной программы (Focus, 1993, S. 44). Какое место займет новая партия на политической сцене новой ФРГ, должно было показать избрание следующего бундестага.
Выборы 1994 г. позволили западногерманским «зеленым» вернуться в парламент уже в составе объединенной группировки, которая получила 7,3% голосов. Стоит отметить, что по сравнению с 1990 г. Союз 90/Зеленые лучших результатов добились на западе Германии (7,7%), тогда как на востоке не смогли перешагнуть пятипроцентный барьер (4,3%). Факт слабой укорененности партии в новых федеральных землях подтверждали и итоги региональных выборов середины 1990-х годов. Если в старых федеральных землях она с большим запасом преодолевала рубеж в 5%, улучшая свои предыдущие показатели, то в Восточной Германии лишь в Саксонии-Анхальт ей с трудом удалось попасть в местный ландтаг, тогда как в Саксонии, Бранденбурге, Тюрингии и Мекленбурге-Передней Померании Союз 90/Зеленые остались вне стен представительных органов власти. Подобным образом дело обстояло и с численным составом организации. Тогда как на западе количество ее членов после кратковременного снижения, связанного с выходом из ее рядов представителей «фундаменталистов», продолжало расти, то на востоке после объединительного съезда оно оставалось стабильно низким. В 1995 г. в Союзе 90/Зеленых состояло 48,8 тысяч человек, из них лишь 2,8 тысяч принадлежало восточным подразделениям (Beyme, 1999, S. 189).
Как уже отмечалось, задача выстраивания устойчивых связей с избирателями в новых федеральных землях так или иначе касалась всех политических партий, но для «зеленых» она была окрашена в собственные, специфические тона. Наряду с тем, что они являлись самой малочисленной организацией среди основных политических группировок Германии, на востоке ее члены вышли из числа правозащитников и оппозиционеров хонеккеровскому режиму, являясь представителями той среды, которая в объединенной Германии стала маргинализироваться. Многие бывшие участники гражданских движений экс-ГДР перешли в другие партии, не найдя в лице Союза 90/Зеленых адекватного выразителя своих взглядов. Таким образом, западногерманские «зеленые» по-прежнему определяли облик объединенной организации, социальной базой которой оставались избиратели молодого и среднего возраста, с высшим образованием и постматериалистическими ориентациями, представлявшими третичный сектор германского общества. Преобладающими же профессиональными группами в электорате группировки были чиновники, служащие и студенты (Jung, Roth, 1994, S. 11).
Программатика партии, несмотря на усиление крыла «реалистов», во многом оставалась отмеченной печатью утопических требований, практическая ценность которых была невысока. Так, в предвыборной программе 1994 г. содержались положения об отказе от сложившейся в индустриальных странах культуры потребления материальных благ, снижении объема использования энергии, при полном исключении ее ядерных источников, запрете экспорта вооружений. «Зеленые» выступали также за создание так называемого «экологически-солидарного общественного договора», при заключении которого многие граждане, по их мнению, откажутся от роста своего экономического благосостояния, чтобы содействовать развитию социальных и экологических проектов (Bündnis 90, 1994, S. 5). Документ содержал изрядную долю антикапиталистической критики, что тоже являлось отражением внутренней гетерогенности партии. Вместе с тем программа развивала те политико-мировоззренческие ценности, которые уже получили общественное признание благодаря Союзу 90/Зеленым. К ним относились актуализация сохранения среды обитания и экологическая перестройка экономики, феминистская политика. Отличительной чертой программатики становится отход от экологической моно-тематизации и ориентация на социально-экономические проблемы, для решения которых партия предлагала свое видение, хотя и отличающееся элементами декларативности и популизма.
Признаком усиления реально-политического течения внутри Союза 90/Зеленых стала ясно выраженная их ориентация на вхождение в правительство в коалиции с СДПГ. «Кто хочет "красно-зеленого" должен выбирать "зеленое"» (Ibid., S. 6). Что не удалось достичь в 1994 г. на федеральном уровне, стало возможно на земельном, доказательством чему служили выборы 1994-1997 гг. По их итогам партия вошла в состав пяти земельных правительств (Гессен, Шлезвиг-Гольштейн, Гамбург, Северный Рейн-Вестфалия, Саксония-Анхальт) в партнерстве с социал-демократами и была представлена в 12 ландтагах. В целом Союз 90/Зеленые значительно упрочили свои позиции на региональном уровне, за исключением упоминавшихся неудач в четырех восточногерманских землях. Опросы общественного мнения также фиксировали их возросшую популярность, которая в 1994-1996 гг. колебалась на уровне 10-12% (Диманис, 1998, с. 14). Увеличение политического влияния «зеленых» сопровождалось укреплением внутрипартийной инфраструктуры. В 1994 г. был создан близкий Союзу 90/Зеленым молодежный союз, стал издаваться новый партийный журнал («Шрегштрих»). В 1996 г. в результате реформирования системы партийных фондов возник единый фонд Генриха Белля. Происходящие процессы свидетельствовали о том, что после 15-летнего пребывания на германской политической сцене «зеленые» становятся полноправным актором в партийной системе, все более усваивающим сложившиеся в ней правила игры.
К выборам в 14-й бундестаг партия подошла с фундированным программным документом, качественно отличающимся от предшествующих, многие положения которого вошли впоследствии в новую программу принципов. Центральной его темой является изложение механизма экологической перестройки германского хозяйства, с помощью
которого, по мнению авторов, его можно вывести из тяжелого социально-экономического положения. При этом одним из ключевых понятий программатики становится категория устойчивости, которая проецируется, прежде всего, на экономику, определяя ее приоритеты. «Устойчивое хозяйствование означает производство продукции, соразмерной с будущим и наличие экологически совместимого с ним способа производства» (Bündnis 90, 1998, S. 9). «Социальная устойчивость требует, чтобы система социального обеспечения была в отличном состоянии и в следующем столетии» (Ibid., S. 10). Господствующее место в переориентации экономики должна занять экологически и социально ориентированная налоговая реформа, связанная с введением налога на использование энергии и минеральное сырье. Этими «налоговыми поступлениями мы хотим финансировать снижение косвенных расходов на заработную плату: в течение 10 лет взносы на социальное обеспечение могут быть снижены на 6%. Более низкие расходы на организацию труда посредством уменьшенных косвенных затрат на заработную плату обеспечат и создадут рабочие места» (Ibid., S. 14). Магистральным же направлением ликвидации безработицы должно было стать экологическое перевооружение германской промышленности, что, по замыслу разработчиков программы, будет стимулировать развитие рынка труда.
Инновационным проектом документа является кардинальная перестройка системы средств сообщения, в которой предпочтение отдается железнодорожному и водному транспорту перед автомобильным и воздушным, в силу меньшей экологической безопасности последних. Для достижения этих целей авторы программы как раз и предлагают повысить налог на бензин и керосин, используемые для автомобилей и самолетов. «Зеленые» по-прежнему не отказываются от немедленного запрета на использование ядерной энергии. «Энергообеспечение в Германии стало бы значительно безопасней, если тотчас будут отключены все реакторы» (Ibid., S. 23).
Комплекс мер документ предлагает по изменению системы социального обеспечения, где речь идет об адресной поддержке всех нуждающихся. Отчасти перекликаясь с требованиями предыдущих программ, разработчики настаивают на размерах социальных выплат, производных не от доходов низкооплачиваемых категорий населения, а учитывающих фактически существующие потребности, рамки которых должны устанавливать экспертные комиссии и заинтересованные организации (Ibid., S. 73). Следуя своим базисно-демократическим традициям, партия выступает за право населения на проведение референдумов, что актуализируется авторами документа в свете меняющегося европейского порядка. Однако, сознавая опасность использования их результатов в популистских целях, а также превращения в инструмент нарушения гражданских свобод, программа оговаривает создание процессуальных средств защиты при практической реализации плебисцитарных прав (Ibid., S. 113). Выступая за демократизацию и открытость германского общества, «зеленые» требуют равноправия для сексуальных меньшинств, упрощенного получения гражданства и введения его двойной принадлежности.
В целом, оценивая предвыборную программу Союза 90/Зеленых, следует констатировать, что она отличалась взвешенностью и отходом от радикально-утопических положений, свойственных прошлым документам. Большее место в ней занимала позитивная часть, проецирующая взгляды партии на перспективы развития германского общества. В программе уже отсутствовали требования отказа от существующей системы потребления, сложившейся в странах Запада, трансформированные в комплекс мер по поэтапной экологической перестройке экономики. Вместо немедленной ликвидации НАТО и бундесвера документ содержал их критику и положение о разоружении, требуя, вместе с тем, отмены всеобщей воинской повинности.
Хотя программным положениям была свойственна разная степень практической реализуемости, их содержание свидетельствовало о возросшей политической зрелости Союза-90/Зеленых, их эволюции в сторону коалиционноспособной организации, готовой разделить правительственную ответственность не только на земельном, но и на федеральном уровне. Этот факт подтверждался и ростом авторитета «зеленых» в глазах населения. Они были единственной из парламентских партий, имидж которой в общественном мнении за последние более чем десять лет улучшился. Если в 1983 г. к ним негативно относилось 56% граждан, то в середине 1990-х доля таковых снизилась до 31%, тогда как у остальных политических группировок процент отрицательных оценок вырос (Beyme, 1999, S. 196). Однако потенциально существующая коалиционная способность Союза 90/Зеленых могла остаться не реализованной, ввиду возможности возникновения иных правительственных комбинаций. Упреждая развитие событий в неблагоприятном для себя направлении, партия открыто заявляла: «Большая коалиция является тайным вариантом как для ХДС, так и для СДПГ. Большие коалиции означают большой застой» (Bündnis 90, 1998, S. 11). Подчеркивая свою политическую креативность и готовность к переменам, «зеленые» пытались именно себя представить в качестве активного движителя реформ в будущей коалиции: «Мы знаем: СДПГ по своей структуре в значительной мере является консервативной партией. Поэтому "зеленые" в единой коалиции должны позаботиться о том, чтобы придать реформам толчок» (Ibid.). Памятуя о роли СвДП в партийной системе и не желая примерять ее на себя, они заявляли: «Мы не находимся в распоряжении лишь для того, чтобы просто прозябать в качестве партии для создания большинства» (Ibid.).
Выборы в бундестаг 1998 г. стали новым этапом в политической биографии Союза 90/Зеленых. Витавшая в воздухе необходимость смены правящего альянса осуществилась с приходом к власти «красно-зеленой» коалиции, впервые возложив на плечи партии правительственную ответственность в общегерманском масштабе. Хотя результаты голосования стали менее благоприятными для «зеленых», чем четыре года назад (минус 0,6% голосов), они вновь поделили третье место с ХСС (по 6,7% голосов), получив в парламенте 47 депутатских мест. По итогам коалиционных переговоров им досталось три правительственных поста (портфели министров иностранных дел, защиты окру-
жающей среды и здравоохранения). Кроме того, их лидер Йозеф Фишер, возглавив внешнеполитическое ведомство, стал вице-канцлером.
Вхождение в правительство стало для партии проверкой на прочность. Ее избиратели ждали практической реализации предвыборных обещаний. Уже в январе 1998 г. «зеленые» представили законопроект о новом порядке получения германского гражданства, содержащего его двойную принадлежность, что встретило противодействие со стороны оппозиции. Развернув кампанию против введения двойного подданства, ХДС сумел выиграть земельные выборы в Гессене (февраль 1999 г.), тогда как Союз 90/Зеленые ухудшили свой предыдущий результат (минус 4%). По их итогам власть в гессенском правительстве перешла к христианско-либеральной коалиции, что обусловило потерю федеральным правительством большинства голосов в бундесрате. Это создало затруднения для прохождения законопроекта в палате земель, позволившие оппозиции внести в него существенные поправки, которые допускали получение двойного гражданства лишь в исключительных случаях.
Настоящим же серьезным испытанием для Союза 90/Зеленых стала выработка позиции по поводу войны в Югославии и участия в ней бундесвера весной 1999 г. Вопреки своим предвыборным обещаниям, которые исключали применение силы в международных конфликтах, на состоявшихся в этот период двух федеральных конференциях большинство делегатов высказалось за привлечение германской армии к военным действиям в составе сил НАТО. В тот момент партия стояла перед дилеммой — либо решение в пользу отказа от вооруженного участия в балканском конфликте и, как следствие, выход из правительства, либо его поддержка, вопреки ранее декларированным принципам. Выбор второго варианта имел своим следствием партийный кризис, выразившийся в падении популярности «зеленых», резком снижении их численности, потере голосов на промежуточных выборах. С 1999 г. по 2002 г. они потеряли более 15% своих членов, уменьшив состав на 8 тыс. человек (Bündnis 90, http://www.gruene-partei.de/cms/ files/dokbin/64/64093.mitgliederentwicklung_1983.2004.pdf). В течение этого же периода, в ходе выборов в ландтаги и Европарламент (15 земельных и одни европейские), партия только теряла голоса, лишаясь депутатских мандатов и правительственных постов. Во многом в основе снижения общественной поддержки «зеленых» лежали объективные причины, связанные с критическим отношением избирателей к группировкам, пришедшим к власти, что являлось неизменным правилом партийной конкуренции в демократических системах. Для Союза 90/Зеленых ситуация усугублялась тем, что, оказавшись связанными правительственной ответственностью, тем более в качестве младшего партнера, когда рамки возможной политики являются чрезвычайно узкими, они должны были впервые на практике сверять свои программные установки с реально существующими условиями. Дополнительный драматизм положения для партии состоял также в том, что она оказалась у власти в неблагоприятный для первого коалиционного опыта период, как с точки зрения процессов происходящих внутри Германии, так и в ракурсе развернувшихся международных событий. Несмотря на это, на протяжении всего легис-
латурного периода Союз 90/Зеленые пытались реализовать свои идейные ориентиры в виде законов и правительственных решений, корректируя их конкретное воплощение.
Начиная с 1999 г., стал реализовываться поэтапный ввод в действие экологического налога, предусматривающего увеличение взимания платежей при использовании бензина, газа и электроэнергии. В 2000 г. вступил в силу, хотя и отличающийся от первоначального замысла «зеленых», закон о получении гражданства, согласно которому дети, рожденные в Германии, автоматически становились ее подданными независимо от государственной принадлежности родителей. В этом же году начал действовать инициированный партией закон об обновлении энергии, стимулирующий использование экологически безопасных ее видов. Благодаря усилиям Союза 90/Зеленых и активности министра защиты окружающей среды Ю. Триттина, между правительством и атомными концернами было подписано соглашение о перспективном прекращении использования ядерной энергии, хотя и со сроками, которые отличались от первоначально предложенных ими. В законе о зарегистрированном партнерстве было также реализовано одно из программных положений партии о правовом признании брачных сообществ, представителей сексуальных меньшинств.
Компромиссы с СДПГ в ходе осуществления правительственной политики не раз ставили «зеленых» на грань выхода из коалиции, большие усилия по сохранению которой прилагал Й. Фишер. Особенно это касалось внешнеполитических тем, связанных с участием ФРГ в вооруженных конфликтах. Так, проблема отправки частей бундесвера в Афганистан в 2001 г. побудила канцлера поставить вопрос о доверии правительству, в пользу которого высказалось подавляющее большинство депутатов бундестага от Союза 90/Зеленых, а также делегатов партийной конференции, одобривших антитеррористический ангажемент Германии.
Поддержка населением мер по экологическому обновлению экономики, их активная реализация, хотя и в усеченном виде, на законодательном уровне, а также наличие приобретенного правительственного опыта, стали в итоге благоприятствовать росту общественной поддержки «зеленых». Лидер партии Й. Фишер становится одним из популярных политиков ФРГ. Немаловажную роль в этом сыграло и кадровое обновление партийного руководства после конференции в Мюнстере (июнь 2000 г.). Если в 19992001 гг. рейтинги Союза 90/Зеленых немногим превышали 5%-ную отметку, то, начиная с 2002 г., они поднимаются до 6-7% (Roth, Jung, 2002, S. 7). В это же время внутри партии шла работа по подготовке новой программы принципов, решение о чем было принято в 1999 г. Окончательный вариант документа, после его активного обсуждения с участием зарубежных ученых и политиков, был утвержден на Берлинской конференции в марте 2002 г. Новая основная программа стала второй такого рода разработкой в истории «зеленых», придя на смену саарбрюккенской, принятой в 1980 г. и поставившей рекорд политического долголетия среди подобных документов германских партий.
Берлинская программа подытожила более чем двадцатилетнее пребывание «зеленых» на партийной авансцене ФРГ, а также наметила их перспективы на ближайшие
два десятилетия. Главным результатом прошедших лет для Союза 90/Зеленых стала их политическая эволюция в новое качество: «Теперь мы больше не являемся «антипартийной партией», но остаемся альтернативой в партийной системе. Темы, с которых мы начинали в качестве аутсайдеров, сегодня стали центральными в обществе» (Die Zukunft ist grün, 2002, S. 21). В качестве усвоенных германским обществом проблем, актуализацию которых «зеленые» записывают на свой счет, выступают экологическая ответственность, широко понимаемое демократическое участие, справедливость во взаимоотношении полов, восприятие прав социальных меньшинств, открытость культурному многообразию. Основными же ценностями партии в настоящее время являются четыре: экология, самоопределение, расширительно трактуемая справедливость и живая демократия (Ibid., S. 10). Развивая элементы предыдущей программатики, авторы документа еще более содержательно разрабатывают понятие устойчивости, которое становится одним из ключевых в их лексиконе. «Устойчивость означает соразмерную с будущим взаимосвязь экологического, социального и экономического развития. При этом нашим центральным желанием является сохранение естественных основ жизни» (Ibid.). Особенностью программы является то, что кроме сугубо теоретической направленности, авторы пытаются придать ей прикладной характер, который определяется наличием в ней перспективных социальных проектов. Всего она насчитывает двенадцать проективных тем, рассчитанных на ближайшие десятилетия. В экономической области к их числу относятся такие, как переход на использование солнечной энергии; изменение структуры средств сообщения; содействие развитию восточногерманских земель с применением хозяйственных и экологических инноваций; достижение прозрачности сведений для потребителей о производимой продукции; экологическое стимулирование сельского хозяйства при росте его значимости в современном обществе. В социальной сфере предлагается уже ранее разрабатываемая концепция базового социального обеспечения, создание гарантированных экономических основ для полноценного воспитания и развития детей (так называемый проект «на высоте детского носа»), гарантия доступа к получению знаний в качестве одного из основных гражданских прав. Будущие перспективы развития «зеленые» связывают с переходом к миграционному обществу, в основе которого должна лежать «мультикультурная демократия» (Ibid., S. 123), а также с дальнейшей феминизацией политики (проект «женщины у власти»). В области мирового порядка документ ориентируется на расширение демократии в процессе европейской интеграции и развитие международной справедливости, предполагающей честные экономические стандарты и торговлю.
Утверждение новой программы принципов, а также предшествующие ему широкие дебаты имели для партии большое значение, придав четкость ее мировоззренческому профилю, отладив механизмы внутренней партиципации и в конечном счете консолидировав членов и сторонников группировки. Особенно актуальным это было в год очередных выборов в бундестаг, и именно на такой эффект рассчитывали ее руководители. По мнению одного из сопредседателей Союза 90/Зеленых Р. Бютикофера, значи-
мость принятия нового программного документа особенно возрастает как раз накануне выборов, предоставляя партии хороший шанс. «Необходимо придать собственной политике ясный, ценностно-ориентированный горизонт и вместе с тем вновь содействовать ее самокритичной проверке» (Schrägstrich, 2002, S. 7).
Несмотря на то, что документ вызвал неоднозначную реакцию в обществе, в целом, следует признать, что он явился отражением качественного сдвига в развитии Союза 90/Зеленых, фиксируя новый этап их политической биографии. Группировка стала полноправным участником партийной системы ФРГ, усвоив сложившиеся в ней правила поведения, на что в первую очередь и обращали внимание наблюдатели. Как отмечала «Зюддойче цайтунг», «важнейшее отличие по отношению к прежним программам и догматам состоит в том, что "зеленые" в будущем уже хотят дефинировать себя не тем, "против чего", а тем, "за что" они выступают» (Süddeutsche Zeitung, 2001). «Франкфуртер рундшау», анализируя проект программы, писала, что «твердый переход от "антипартийной партии" к "партии реформ" знаменует новую организацию, которая означает не только содержательное обновление, а скорее структурную переоценку ценностей, затрагивающую ее устои» (Frankfurter Rundschau, 200l). Некоторые аналитики характеризовали документ как «Годесберг зеленых» (Raschke, 2004, S. 30), сравнивая его с программным прорывом почти полувековой давности их партнера по коалиции. К сказанному следует добавить, что качественная программная эволюция Союза 90/Зеленых происходила постепенно, начиная со второй половины 1990-х годов, что и было зафиксировано в новой базовой разработке.
Выборы в 15-й бундестаг стали политическим пиком в истории «зеленых», которые получили на них свой лучший результат (8,6% голосов). Дополнительную значимость их итог приобретал в связи с тем, что именно благодаря ему у власти осталась прежняя правительственная коалиция, перспективы которой оценивались накануне весьма пессимистически. Примечательно, что впервые партии удалось завоевать персональный депутатский мандат, обладателем которого стал Г.-Х. Штребеле. Наиболее значительный прирост голосов Союз 90/Зеленые получили в Западной Германии (особенно в крупных мегаполисах), где в целом их результат составил 9,4%, что более чем на 2% выше, нежели на предыдущих выборах. Начиная с середины 2002 г., партия стабилизирует свой численный состав, который, хотя и незначительно, но начинает расти в обеих частях Германии, насчитывая к концу 2004 г. чуть более 44 тыс. человек (Bündnis 90, http://www.gruene-partei.de/cms/files/dokbin/64/64093.mitgliederentwicklung_1983.2004.pdf). В течение 2003-2004 гг. «зеленые» наращивают электоральную поддержку на земельных выборах, все результаты которых дают им прирост голосов. Это позволяет им возвратиться в ландтаги Саара и Саксонии, тогда как в Тюрингии и Бранденбурге, несмотря на улучшение итогов, этого сделать не удалось.
В 2003 г. партия сделала еще один шаг на пути своей структурной реформы, связанный с преодолением уходящего своими корнями в период становления «зеленых» принципа разделения депутатского мандата и партийной должности. Если в условиях
пребывания Союза 90/Зеленых в оппозиции это правило, стимулируя постоянную ротацию руководящих кадров, неизменно подчеркивало базисно-демократическую ангажированность объединения, то с приходом к власти оно стало препятствовать настоятельной необходимости профессионализации его элиты. В течение нескольких лет руководство «зеленых» пыталось добиться его отмены, наталкиваясь на неизменно негативную реакцию делегатов партийных конференций. В конце 2002 г. было решено провести всеобщее партийное голосование по этому вопросу. Состоявшийся в мае 2003 г. внутрипартийный референдум, в котором приняло участие 57% членов Союза 90/Зеленых, более чем двумя третями голосов высказался за отмену разделения мандата и должности. При этом исключалось одновременное совмещение постов председателя фракции, члена правительства или участника европейских комиссий (Rechenschaftsbericht des Bundesvorstandes, http:www.gruene-partei_de/cms/gruene_work/dok./43/43904. rechenschaftsbericht_ des_ bundesvorstand). Это нововведение знаменовало собой еще один шаг «зеленых» в сторону традиционных политических партий, свидетельствуя о дальнейшем усвоении ими существующих правил поведения.
Ситуация, складывающаяся накануне парламентских выборов 2005 г., не благоприятствовала действующему правительству, приближая его предстоящую смену. Несмотря на то, что рейтинги Союза 90/Зеленых еще в начале года были как никогда высоки, достигая 10-12% (Sonntagsfrage-Emnid // http://www.wahlrecht.de/umfragen/emnid.htm; Infratest dimap - Verlauf Sonntagsfrage seit 1997 // http://www. infratest dimap.de/?id=51; Sonntagsfrage - Forsa // http://www.wahlrecht.de/umfragen/ forsa.htm; Sonntagsfrage - Allensbach // http://www.wahlrecht.de/umfragen/allensbach.htm; Sonntagsfrage - Forschungsgruppe Wahlen// http://www.wahlrecht.de/umfragen/politbar.htm), это не могло сдержать кризис общественного доверия, в котором оказался их партнер по коалиции. По словам одного из руководителей партии, министра окружающей среды Ю. Триттина, будучи в правительстве, партия вела предвыборную борьбу, «как бы находясь в оппозиции» (http://www.gruene-portal.de/trittin_keine_rueckschritte/1036.0.html). Итоги голосования подтвердили, что «зеленые», в период своего семилетнего пребывания у власти, почти что сумели сохранить ту степень электоральной поддержки, которую они приобрели на прошлых выборах, когда их избирательный результат был как никогда высок. Получив 8,1% голосов (минус 0,5% по сравнению с 2002 г.), они, тем не менее, остались по этому показателю на пятом месте, пропустив вперед СвДП и Левую партию. Профессионально-возрастная структура электората «зеленых» по итогам выборов не претерпела больших изменений. Исключение составили существенные потери среди чиновников (минус 3,6%), безработных (минус 1,8%), а также лиц с высшим образованием (минус 3,5%) (Bundestagswahl am 18, 2005, S. 8). Необходимо также отметить, что если на западе Германии Союз 90/Зеленые получили отрицательный прирост голосов (минус 0,6%), то на востоке, набрав на 0,5% больше, чем в 2002 г., впервые перешагнули 5%-ный барьер (Endgültiges Ergebnis im früheren Bundesgebiet und Berlin-West http://www.bundeswahlleiter.
de/bundestagswahl2005/presse/pd391211.html; Endgültiges Ergebnis in den neuen Ländern und Berlin-Ost http://www.bundeswahlleiter.de/bundestagswahl2005/presse/pd391211.html).
Расстановка сил, возникшая после избрания 16-го бундестага, оставляла «зеленым» шанс на сохранение места у власти в составе различных коалиционных сочетаний, которые в силу программно-политических различий между потенциальными партнерами не нашли практического воплощения. Формирование правительства, образованного из «народных партий», означало, что Союз 90/Зеленые вновь вернулись в лагерь парламентской оппозиции.
Изменение статуса «зеленых» в системе политической власти поставило их перед необходимостью выработки новой стратегии, одним из элементов которой стал вопрос о будущих союзниках партии. В резолюции, состоявшейся в октябре 2005 г. 25-й федеральной конференции делегатов, по этому поводу говорилось: «Если мы, Зеленые, в среднесрочной перспективе на уровне федерации не хотим ограничиваться только лишь ставкой на «красно-зеленое» или ролью оппозиции, то нам необходимо работать над тем, чтобы сделать возможными новые парламентские союзы» (Grün macht den Unterschied, http://www.gruene-partei.de/cms/gruene_work/rubrik16/6257. beschluesse.htm). Несмотря на то, что наиболее близким политическим партнером, по их собственному признанию, по-прежнему остается СДПГ, «зеленые», ввиду изменившейся расстановки сил в партийной системе, оставляют открытым вопрос о возможности поиска точек соприкосновения с иными группировками. При этом главным условием партнерских отношений остается приверженность ценностям собственной политики. «Для нас остается максимой, что парламентские союзы должны соизмеряться с тем, насколько они делают возможным осуществление политики Зеленых» (Ibid., S. 5).
В связи со сказанным выше, необходимо отметить, что, хотя «зеленые» по своим идеологическим ориентациям изначально занимали место в левой части политического спектра, их внутренняя эволюция в течение последнего десятилетия объективно способствовала расширению круга потенциальных союзников. Начиная с середины 1990-х годов, а особенно после вхождения в правительство, налицо сдвиг Союза 90/Зеленых вправо. Так, характеризуя коалиционное взаимодействие СДПГ и «зеленых», М. Юнг и Д. Рот отмечали, что по некоторым вопросам регулирования рынка труда, помощи безработным и малообеспеченным, они временами стояли ближе в своих представлениях к христианским партиям, чем к партнеру по правительству (Roth, Jung, 2002, S. 8). Сами же Союз 90/Зеленые определяют свое место на шкале политических ценностей следующим образом: «Как партия экологии мы усвоили левые традиции, консервативные ценности и принципы государственно-правового либерализма... На востоке, как и на западе в развитии Союза 90/Зеленых активное участие принимали христианки и христиане» (Die Zukunft ist grün, 2002, S. 9).
Вместе с тем выбор коалиционной стратегии является составной частью вопроса о долгосрочных перспективах партии. Несмотря на то что «зеленые» в 2005 г. вновь оказались в оппозиции, они после четвертьвекового пребывания на политической арене
ФРГ вошли в пору своей зрелости, переживая на фоне традиционных группировок период роста и стабилизации общественного влияния. Внутрипартийные структурные реформы, программно-мировоззренческие изменения, приобретение правительственного опыта способствовали превращению Союза 90/Зеленых в полноправного соучастника партийной сцены. Нынешняя фаза устойчивого развития «зеленых» обусловлена, не в последнюю очередь, исчезновением тех внутрипартийных течений, которые определяли лицо группировки в 1980-е годы, что связано с доминирующей ролью тех, кого называли «реалистами». Это накладывает социализационный отпечаток и на образцы поведения новых членов Союза-90/Зеленых, которые уже не связаны с прошлым противостоянием партийных фракций. Как отмечает И. Рашке, из сегодняшнего состава партии только его треть вступила в нее в фазе основания «зеленых», тогда как две трети стали членами организации в спокойные 1990-е годы. Более трети уже даже с момента начала нахождения у власти (Raschke, 2004, S. 29).
Несмотря на это, электорат организации подвержен процессам старения, что дает основание многим исследователям использовать эпитет о «поседении «зеленых»». Хотя на последних выборах в бундестаг наибольший прирост голосов они получили среди представителей возрастной когорты до 30 лет (Bundestagswahl am 18, 2005, S. 8), самой большой в электорате партии является группа 35-45-летних, составляя более 30% (Pressegespräch am 22, http://www.destatis.de/ presse/deutsch/pk/2003/rep_wa h lstatistik.pdf). Это позволяет говорить о том, что феномен «зеленых» гораздо больше связан с циклами генерационной активности, нежели с ростом постматериалистического менталитета (Beyme, 1999, S. 194). Косвенным подтверждением этого служит слабая укорененность партии на востоке, где ее приверженцы не были затронуты социализационным эффектом западногерманской политики 1970-1980-х годов. Такая генерационная ангажированность объективно ставит пределы политического влияния партии. Развитие же постматериалистического сознания, являющееся одним из резервов его усиления, прямо пропорционально степени благополучия германской экономики, современное состояние которой не позволяет задействовать его в той мере, в какой это имело место тридцать лет назад. Таким образом, будущее Союза 90/Зеленых, независимо от краткосрочных колебаний электоральной конъюнктуры, будет зависеть от того, насколько новые поколения граждан ФРГ будут усваивать специфику артикулируемой ими политики и насколько она, в свою очередь, будет способствовать практическому решению проблем германского общества.
Литература
ДиманисМ. Д. Партийно-политическая система Германии в 90-е годы. М.: ИНИОН, 1998. Beyme K. von. Das politische System der Bundesrepublik Deutschland. Opladen, Wiesbaden, 1999. Beyme K. von. Der Vergleich in der Politikwissenschaft. München, 1988.
Bundestagswahl am 18. September 2005. Ergebnis und Analyse. Informationen der Friedrich-NaumannStiftung. Potsdam, 2005.
Bündnis 90/Die Grünen — Mitgliederzahlen 1983-2004 / http://www.gruene-partei.de/cms/files/dokbin/64/ 64093.mitgliederentwicklung_1983.2004.pdf
Bündnis 90/Die Grünen. Grün ist der Wechsel. Programm zur Bundestagswahl 1998. Bonn, 1998. Bündnis 90/Die Grünen. Programm zur Bundestagswahl 1994. Bornheim, s. a., 1994. Bürklin W. Systemakzeptanz: Bürger und Staat in der Bundesrepublik Deutschland // Politisdie Kultur und deutsche Frage. Materialien zum Staats- und Nationalbewußtsein in der Bundesrepublik Deutschland. Köln, 1989. Die Zukunft ist grün. Grundsatzprogramm von Bündnis 90/Die Grünen. Berlin, 2002. Endgültiges Ergebnis im früheren Bundesgebiet und Berlin-West http://www.bundeswahlleiter.de/ bundestagswahl2005/presse/pd391211.html
Endgültiges Ergebnis in den neuen Ländern und Berlin-Ost http://www.bundeswahlleiter.de/ bundestagswahl2005/presse/pd391211.html Focus. München. 1993. № 5. Frankfurter Rundschau. 2001. 18 Juli.
Grün macht den Unterschied - Für die ökologische und solidarische Modernisierung unseres Land. Beschluss der 25. Ordentliche Bundesversammlung. 15. Oktober 2005, Weser-Ems Halle Oldenburg. S 4 // http://www.gruene-partei.de/cms/gruene_work/rubrik16/6257. beschluesse.htm http://www.gruene-portal.de/trittin_keine_rueckschritte/1036.0.html
Jung M., Roth D. Kohls knappster Sieg. Eine Analyse der Bundestagswahl 1994 // Aus Politik und Zeitgeschichte. Bonn, 1994. N 51-52.
Kaltefleiter W, Lübcke B. Die Struktur der deutschen Wahlerschaft nach der Vereinigung // Zeitschrift für Politik. München. 1991. N 1.
Kleinert H. Die Grünen 1990/1991. Vom Wahldebakel zum Neuanfang // Aus Politik uhd Zeitgeschichte. Bonn, 1991. № 44.
Pressegespräch am 22. Januar 2003 in Berlin "Wahl zum 15. Deutschen Bundestag - Ergebnisse der Repräsentativen Wahlstatistik" // Statistisches Bundesamt, Januar 2003 // http://www.destatis.de/presse /deutsch/pk/2003/rep_wahlstatistik.pdf
Raschke J. Parteitage der Grünen // Aus Politik und Zeitgeschichte. Вonn. 1991. N 11/12. Raschke J. Rot-grüne Zwischenbilanz // Aus Politik und Zeitgeschichte. Bonn. 2004. N 40. Raschke J. Soziale Konflikte und Parteiensystem in der Bundesrepublik / I. Raschke // Aus Politik und Zeitgeschichte. Bonn. 1985. N 49.
Rechenschaftsbericht des Bundesvorstandes für die Bundesdelegiertenkonferenz am 2./3. Oktober 2004 in Kiel // http:www. gruene-partei_de/cms/ gruene_work/dok./43/43904. rechenschaftsbericht_des_bundesvorstand Roth D., Jung M. Ablösung der Regierung vertagt: Eine Analyse der Bundestagswahl 2002 // Aus Politik und Zeitgeschichte. Bonn. 2002. N 49/50. Schrägstrich. Berlin. 2002. N 1-2.
Sonntagsfrage - Allensbach // http://www.wahlrecht.de/umfragen/allensbach.htm Sonntagsfrage - Forsa // http://www.wahlrecht.de/umfragen/ forsa.htm Sonntagsfrage - Forschungsgruppe Wahlen// http://www.wahlrecht.de/umfragen/politbar.htm Sonntagsfrage-Emnid // http://www.wahlrecht.de/umfragen/emnid.htm; Infratest dimap - Verlauf Sonntagsfrage seit 1997 // http://www. infratest dimap.de/?id=51 Süddeutsche Zeitung. 2001. 14 Juli.
Vollmer A, Templin W, Schulz W. Grüne und Bundnis 90 // Aus Politik und Zeitgeschichte. Bonn, 1992. N 5.