Научная статья на тему 'Германские партии и экономический кризис: Идеология, чаяния большинства или экономическая эффективность'

Германские партии и экономический кризис: Идеология, чаяния большинства или экономическая эффективность Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
295
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / ХДС / ХСС / СДПГ / ОБЪЕДИНЕНИЕ 90/ЗЕЛЕНЫЕ / ЛЕВАЯ ПАРТИЯ / ВЫБОРЫ В БУНДЕСТАГ / UNION 90/GRЬNEN / GERMANY / CDU / CSU / SPD / DIE LINKE / BUNDESTAG ELECTIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тоганова Наталья Владимировна

В статье автор рассматривает проблемы, с которыми германские партии столкнулись в последние годы и которые обострились в кризис. Прослеживая эволюцию идеологии партий в последние десятилетия, автор приходит к выводу, что партийные установки хотя и отвечают желаниям электората, но в большинстве своем не соответствуют вызовам времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

German parties and economic crisis: Ideology, aspirations of majority or economic efficiency

In the article the author analysis problems, which the German political parties are facing during the last years and which are getting more acute in the time of financial crisis. Revealing the ideological evolution in the frames of the parties the author comes to the conclusion, that the party programs do correspond to the wishes of the electorate, but they do not tackle the challenges of the moment.

Текст научной работы на тему «Германские партии и экономический кризис: Идеология, чаяния большинства или экономическая эффективность»

Н.В. Тоганова

Германские партии и экономический кризис: Идеология, чаяния большинства или экономическая эффективность

Аннотация. В статье автор рассматривает проблемы, с которыми германские партии столкнулись в последние годы и которые обострились в кризис. Прослеживая эволюцию идеологии партий в последние десятилетия, автор приходит к выводу, что партийные установки хотя и отвечают желаниям электората, но в большинстве своем не соответствуют вызовам времени. Abstract. In the article the author analysis problems, which the German political parties are facing during the last years and which are getting more acute in the time of financial crisis. Revealing the ideological evolution in the frames of the parties the author comes to the conclusion, that the party programs do correspond to the wishes of the electorate, but they do not tackle the challenges of the moment.

Ключевые слова: Германия, ХДС, ХСС, СДПГ, Объединение 90/Зеленые, Левая партия, выборы в Бундестаг. Keywords: Germany, CDU, CSU, SPD, Union 90/Grunen, Die Linke, Bundestag elections.

В результате выборов в Бундестаг 2009 г., которые прошли под знаком кризиса, к власти в Германии пришла черно-желтая коалиция (Союз ХДС-ХСС и СвДП). Приход к власти Союза ХДС-ХСС и СвДП не стал неожиданностью -партии уверенно лидировали согласно опросам общественного мнения. Предвыборные программы формирующих в данный момент правительство партий создавали впечатление о намерении реформировать экономическую политику в либеральном

русле (снижение налогового бремени и урезание государственного социального бюджета). Особенно явственно это читалось в программе младшего коалиционного партнера СвДП.

Таблица 1

Результаты выборов в Бундестаг (2005 и 2009), в %

2005 г. 2009 г.

Христианско-демократический союз (ХДС) 27,8 27,3

Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) 34,2 23,0

Свободная демократическая партия (СвДП) 9,8 14,6

Левая партия 8,7 11,9

Союз 90/Зеленые 8,1 10,7

Христианско-социальный союз (ХСС) 7,4 6,5

Иные партии 3,9 6,7

Источник: Der Bundeswahlleiter. - Mode of access: http: / /www. Bundeswahlleiter. de /

Спустя почти год после выборов правящая коалиция заявила о невозможности реализовать заявленное. В 2009 г. снижение ВВП было рекордным за послевоенный период (-5%). Падение спроса как на внешнем рынке (германский экспорт в 2009 г. упал на 17,9% [Statistisches Bundesamt Deutschland], так и на внутреннем привело к резкому сокращению поступлений в государственный бюджет. Согласно оптимистичным прогнозам, поступлений в бюджет на докризисном уровне можно ожидать только после 2013 г. Обширные антикризисные пакеты, гарантии, выданные банковским структурам, но и выросшие в кризис социальные расходы (пособия по безработице и т.д.) привели к взрывному росту государственной задолженности. Принятие ЕС-овских антикризисных гарантий [Debt crisis...] стало последним аргументом в пользу пересмотра позиции. Заявленное снижение налогов в этих условиях реализовать довольно затруднительно (хотя правящая коалиция определенные шаги и пыталась предпринять).

Черно-желтая коалиция вынуждена будет реализовывать заявленное оппонентами. Преемственность хозяйственно-политического курса в данном случае обусловлена кризисом. Кризисная ситуация сужает и без того узкий коридор возможностей германского правительства (необходимость сокращать государственный долг и

Германские партии и экономический кризис: Идеология, чаяния большинства или экономическая эффективность

до кризиса связывала правительству руки). В 2008 г. государственный долг составлял 66% ВВП, в 2009 г. он увеличился до 73,2% [Statistisches Bundesamt Deutschland]. В 2010 г. тренд продолжится.

Половинчатость проводимых черно-желтой коалицией реформ (особенно связанных со снижением налогов) привела к резкому падению популярности СвДП и незначительным колебаниям рейтинга Союза ХДС-ХСС. Согласно воскресным опросам Института Алленсбах («Если бы в эти выходные были выборы, то за какую партию Вы бы проголосовали?»), СвДП потеряла с сентября 2009 г. до мая 2010 г. пять проц.пунктов (14 и 9%). Соразмерно этому вырос рейтинг СДПГ (с 23 до 27,5%) и Зеленых (с 11 до 13,5%) [Wahlrecht.de]. Неприятие проводимой черно-желтой коалицией политики на федеральном уровне особенно явственно показали прошедшие 9 мая 2010 г. выборы в ландтаг в Северном Рейне-Вест-фалии. По сравнению с предыдущими выборами в 2005 г. ХДС потерял более 10 проц.пунктов. Снижение популярности СвДП заметно по различиям между сентябрьскими выборами в Бундестаг и майскими в ландтаг. Потеря большинства в Северном Рейне-Вестфалии оборачивается для федерального правительства потерей выгодной расстановки в Бундесрате для проведения реформ.

Таблица 2

Результаты выборов в ландтаг (2005 и 2009) и выборов в Бундестаг в Северном Рейне-Вестфалии (2009), в %

Бундестаг* Ландтаг

2009 г. 2005 г. 2009 г.

Христианско-демократический союз (ХДС) 33,1 44,8 34,6

Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) 28,5 37,1 34,5

Свободная демократическая партия (СвДП) 14,9 6,2 6,7

Левая партия 8,1 - 5,6

Союз 90/Зеленые 10,1 6,2 12,1

Иные партии 5,3 5,7 6,5

Источники: Der Bundeswahlleiter. - Mode of access: http://www.bun deswahlleiter.de/; Frankfurter Allgemeine Zeitung. - Mode of access: http://event. faz.net/event/ landtagswahlen-nordrhein-westfalen /live / ? go=hochrechnungen

*Второй голос, т.е. голос, отдаваемый за партию, а не за одномандатника.

Сложившаяся ситуация, когда реализовать обещанные либеральные реформы невозможно, была предсказуема. Связано это не только и не столько с финансовой невозможностью из-за кризиса (хотя эта проблема и вышла сейчас на первый план), но и потому, что германская общественность поддерживает послевоенные социальные достижения. Широкие слои населения зависимы от услуг социального государства, а опросы показывают: по мнению большинства, оно (социальное государство) могло бы оказывать еще более всеобъемлющую защиту и поддержку, а о его свертывании не может быть и речи. В 2006 г. 48% на Западе и 38% опрошенных на Востоке Германии были удовлетворены степенью социальной защиты. При сравнении данных за последнее десятилетие наблюдается снижение «удовлетворенности» [Datenreport 2008. S. 293-294].

Сопротивление либеральным реформам наглядно демонстрируют выборы в Бундестаг последних десятилетий. Далеко не редкостью стали предвыборные лозунги «в защиту социального государства от находящейся у власти коалиции», а в случае успеха и ликвидация либеральных достижений предшествовавшего правительства (например, политика 1998-1999 гг. красно-зеленого кабинета). Другим примером той же политики может быть предоставление «льгот» в предвыборный период (принятие Пакта солидарности II произошло накануне выборов в Бундестаг). Широкая поддержка социального государства обусловила «каноническую» близость [Black] предвыборных программ обеих народных партий (СДПГ и ХДС).

В угоду общественным настроениям идеологические позиции СДПГ и ХДС в последние десятилетия характеризуются центристским подходом, предполагающим сохранение статус-кво и отказ от решительных (экономических) реформ. Обе партии имеют схожую позицию и роль государства в экономике [Три взгляда на государство.]. СДПГ и ХДС работают с одним и тем же электоратом - средним классом, который, как было отмечено, в большинстве своем выступает за сохранение социального государства в неизменном виде, а нередко и зависим от его услуг (ведь около трети ВВП в Германии идет на социальные расходы).

Предвыборные программы 2009 г. не стали исключением, и найти «десять различий» между двумя народными партиями нелегко. Самым важным расхождением в их позициях следует счи-212

Германские партии и экономический кризис: Идеология, чаяния большинства или экономическая эффективность

тать, что Союз ХДС-ХСС предложил незначительное снижение максимальной ставки подоходного налога [Wir haben die Kraft...], а СДПГ, наоборот, ее подъем [Sozial und Demo rka tisch...]. Программная близость народных партий не трансформируется в полностью идентичную политику при приходе к власти. Различия в проводимой политике связаны с выбором коалиционного партнера, чья идеология сдвигает народные партии либо влево, либо вправо.

В этой связи интересным, но и гарантирующим неизбежные сложности пришедшей к власти в 2009 г. коалиции Союза ХДС-ХСС и СвДП является взаимоисключающий характер представленных ими предвыборных программ. Программа СвДП содержала предложения по радикальной либерализации: от налоговой системы до системы социальных выплат [Die Mitte stärken.]. Это противоречит центристской программе Союза ХДС-ХСС.

В сравнении с этим предложения партии Зеленых [Der grüne neue Gesellschaftsvertrag.] лучше сочетались с программой предполагаемого партнера (СДПГ). Столь резких разногласий при составление коалиционного соглашения, как у коалиции Союза ХДС-ХСС и СвДП, у СДПГ и Зеленых не было бы. Политика красно-зеленой коалиции в случае прихода к власти была бы нацелена на санацию бюджета, не предполагала бы снижения налогового бремени на бизнес и зарабатывающих выше среднего. По сути, она была бы более ответственной, чем программа черно-желтой коалиции, которая начала подвергаться критике вскоре после прихода к власти из-за откровенно популистского характера. Коалиционная программа Союза ХДС-ХСС и СвДП предполагает как отсутствие значимых реформ социального государства, так и снижение налогового бремени [Wachstum.], сочетание данных мер должно было привести к стремительному росту государственного долга и без того резко растущего в кризисной ситуации. Окончательная точка в вопросе снижения налогов была поставлена после принятия пакета помощи Греции и заявления о гарантиях иным европейским государствам в случае острых финансовых сложностей на уровне ЕС. Согласно данным пакетам, Германия в случае необходимости гарантирует предоставление более 130 млрд. евро. Одновременно с принятием последнего решения канцлер Ангела Меркель заявила

и об отказе от снижения налоговых ставок как минимум до 2013 г. [Merkel.].

Так почему же СДПГ и Зеленым, несмотря на ответственный подход и более здравые предложения с точки зрения возможности свести концы с концами, не удалось прийти к власти?

СДПГ не удается найти идеологическую точку опоры, которая позволяла бы в сочетании с исконной социал-демократической идеологией выработать эффективную, отвечающую вызовам сегодняшнего дня государственную экономическую политику. После дискредитации марксистского видения кейнсианство оказалось лишь временной экономической базой социал-демократии. Разрастание социального государства в 70-е годы наглядно продемонстрировало минусы данной теории: рост государственного долга продолжался, несмотря на экономический подъем, что свидетельствовало о структурном дефиците, который кейнсианскими методами не мог быть ликвидирован. Поиск экономической концепции социал-демократии продолжился. Германские социал-демократы расширили свою экономическую базу за счет идей Йозефа Шумпе-тера и Жана Фурастье и неоклассической теории рынка. Но четкого подхода выработать не удалось.

Отрицательную роль сыграли «новые левые». Точнее они не смогли обогатить старую социал-демократию новой идеологией, отвечающей экономическим реалиям второй половины XX в. Своим названием новые левые обязаны своей приверженностью марксистскому подходу к государству как фактору, который приводит к подавлению, в то время как германская социал-демократия придерживалась лассалевского подхода1, согласно которому государство является методом достижения цели. Кроме того, экономические вопросы если и рассматривались новыми левыми, то не имели отношения к реальности [Nigel].

Однако в 80-е годы социал-демократы попытались выработать новый подход к экономической политике, все же учитывая идеологию новых левых движений, и пересмотрели понятие «подлинный экономический прогресс». В него были включены качество жизни, труда и экологическая составляющая. При этом социал-

1 Фердинанд Лассаль (1825-1864), немецкий философ, экономист и политический деятель, основоположник германской социал-демократии.

214

Германские партии и экономический кризис: Идеология, чаяния большинства или экономическая эффективность

демократы признавали, что корректировка политики в соответствии с пересмотром понятия «подлинного экономического прогресса» будет означать снижение экономических темпов роста. Хотя в 80-е годы разочарование в идее постоянного экономического прогресса было широко распространено, попытка социал-демократов не нашла широкого отклика у электората [Жебрак].

В тот же период правое крыло СДПГ, идеологической базой которого был во многом критический рационализм Карла Поппе-ра, начало завоевывать больше влияния. Следствием стал сдвиг вправо, который сопровождался воскрешением технократического подхода 60-х годов и веры, что технологический прогресс способствует решению социальных проблем [Козлов]. Знаковым событием стала так называемая бумага Шрёдера-Блэра (1999) [Der Weg nach vorne.], обозначившая попытку идеологического сдвига вправо [Гутник]. Новые идеологические установки нашли свое воплощение в программе «Повестка дня 2010» (Агенда 2010), которая предусматривала либерализацию экономики, в первую очередь трудового права [Eichhorst, Zimmermann]. Но, несмотря на положительный результат и снижение безработицы, Герхард Шрёдер и партия СДПГ потеряли поддержку электората и не получили необходимых голосов для формирования правительства на выборах 2005 г. (не в последнюю роль из-за непопулярных либеральных реформ).

В данный момент внутрипартийные проблемы СДПГ остаются нерешенными [Майер; Данилевич]. Смена руководства партии после выборов 2009 г. хотя и омолодила состав, объединив правое и левое крыло, но пока никаких значимых подвижек не произошло. Партии все еще не удается четко обозначить, чем она отличается от своего конкурента ХДС. Необходимая для решения экономических проблем Германии политика хотя и кажется безальтернативно либеральной, но не может быть оправдана существующей идеологией социал-демократии. Именно это стало решающим в ходе выборов 2009 г.: либеральные партии имеют имидж более сведущих в экономических делах, нежели партии левого толка.

Идеологическая база ХДС более стабильна, но в то же время и достаточна гибка, чтобы отвечать на вызовы меняющейся действительности. Идеологической основой ХДС служат христианские ценности, а в экономическом плане - это немецкий ордолибера-

лизм. И та и другая опоры более полемичны и содержат в себе больше релятивизма. Так, ордолибералы выступали за государственное вмешательство, но степень вмешательства, согласно каждому ученому, различна: то более близка либеральному подходу, то, наоборот, более «кейнсианска». В итоге это дает больше простора для пересмотра краткосрочных целей и методов, не приводя к внутриидеологическим противоречиям. Однако если идеологическая база ХДС допускает гибкий подход, то предпочтения исконного электората ХДС скорее консервативны. Как показали выборы в Бундестаг 2005 г., когда партия ХДС набрала на выборах значительно меньше, чем прогнозировали опросы общественного мнения, сдвиги вправо не поддерживаются электоратом и могут быть использованы конкурентами как козырь в предвыборной борьбе.

Экономический кризис хотя и поставил во главу угла вопрос об экономической эффективности (в результате чего СвДП набрала беспрецедентное количество голосов), но никаких значимых изменений он в партийную расстановку не внес. Популярность либеральных идей была мимолетной. В случае выбора между экономической эффективностью и устремлениями электората германские партии и в дальнейшем будут выбирать второе. Дробление электората и возрастающая популярность малых партий будет и впредь означать, что наиболее эффективно, особенно в кризисной ситуации, может действовать лишь большая коалиция.

Возможным выходом из сложившейся ситуации (т.е. когда будут приниматься непопулярные, но экономически необходимые решения) станет дальнейшая передача полномочий на наднациональный уровень. Это позволит поставить внешние ограничения на разрастание социального государства, сняв тем самым противоречия между желанием электората и реальными возможностями. Эффективность партийных программ будет определяться тогда и тем, насколько они будут соответствовать внешним, наднациональным требованиям. Первые шаги в этом направление уже сделаны (Пакт стабильности и роста, принятые недавно законодательные ограничения по госдолгу федерального и земельного уровней, Schuldenbremse). Кризисная ситуация похоже подтолкнула процесс усиления координации национальных политик в рамках ЕС [Communication from the Commission.]. В то же время это при-

Германские партии и экономический кризис: Идеология, чаяния большинства или экономическая эффективность

ведет к отмиранию существующей в данный момент системы партий, представляющей столь широкий идеологический спектр.

Справка

Партийную систему ФРГ принято характеризовать как пяти-партийную, хотя в Бундестаге представлено шесть партий. В ходе выборов в Бундестаг, как правило, около половины всех голосов приходится на обе народные партии (ХДС и СДПГ), оставшуюся часть делят между собой четыре партии: ХСС, который выступает традиционно в коалиции с ХДС на федеральном уровне, Союз 90/Зеленые, СвДП и Левая партия. За полвека партийная система Германии претерпела эволюцию: снижение численности партий и появление новых партий (Зеленых в 80-х годах и Левой партии (ПДС) в 90-х годах) привели к тому, что формирование правящей коалиции в Бундестаге не всегда возможно двумя партиями (одной из народных и малой партией). Выходом является большая коалиция, т.е. правительство формируется обеими народными партиями. Как гипотетический вариант обсуждается возможность коалиции из трех партий (одна народная и две малые). Пока такой подход был реализован лишь на земельном уровне: в результате выборов 2009 г. в ландтаг в Сааре коалиция была сформирована тремя партиями (ХДС, СвДП и Союзом 90/Зелеными).

Литература

Гутник В. П. Немецкая социал-демократия: Новый центризм или беспринципный прагматизм? // М.: МЭиМО. - 2001. - № 6. - С. 52-60.

Данилевич И. В. Социал-демократия в конце XX века: Судьбы идей социализма // Левые в Европе XX века: Люди и идеи. - М.: ИВИ РАН, 2000. -С. 398-425.

Жебрак Б.А. Экономическая платформа СДПГ: Вопросы экономической, социальной и экологической политики в программе принципов 1989 г.: Науч.-аналит.обзор. - М.: ИНИОН, 1992. - 35 с.

Козлов В.В. Эволюция идеологии СДПГ в 1975-1986 гг. - М.: ИМЭМО, 1987. - 67 с.

Майер Т. Трансформация социал-демократии. Партия на пути в XXI столетие. - М.: Памятники исторической мысли, 2000. - 284 с.

Три взгляда на государство: Христианские демократы, либералы, социал-демократы: Сб. обзоров / Отв. ред. Б. С. Орлов. - М.: ИНИОН, 1992. -162 с.

«Der Defizitabbau sollte nicht vor 2011 beginnen» // Frankfurter Allgemeine Zeitung. - 28.09.2009. - Mode of access: http://www.faz.net/s/ Rub0E9EEF84AC1E4A389A8DC6C23161FE44/Doc~E55D912B9A3C84A379765B 57BF3BAE8F6~ATpl~Ecommon~Scontent.html

Black D. On the rationale of group decision-making // Journal of political economy. - 1948. -January. - Vol. 56, N 1. - P. 23-34.

Communication from the Commission to the European Parliament, the European Council, the Council, the European Central Bank, the Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Reinforcing economic policy coordination (C0M(2010) 250 final., EUROPEAN COMMISSION, Brussels, 12.5.2010. - Mode of access: http://ec.europa.eu/economy_finance/ articles/euro/documents/2010-05-12-com% 282010% 29250_final.pdf

Datenreport 2008. Ein Sozialbericht für die Bundesrepublik Deutschland. Statistisches Bundesamt. - Bonn, 2008. - Mode of access: http://www.destatis. de/jetspeed/portal/cms/ Sites/ destatis /Internet/DE/Content/Publikationen/ Querschnittsveroeffentlichungen/ Datenreport/Downloads/Datenreport2008, property=file.pdf

Debt crisis: £645bn rescue package for euro reassures markets ... for now // The Guardian. 10.05.2010. - Mode of access: http://www.guardian.co.uk/ world/2010/may/10/debt-crisis-euro-rescue-package

Der Bundeswahlleiter. - 2010. - Mode of access: http: / /www. bundeswahlleiter. de /

Der grüne neue Gesellschaftsvertrag. Klima. Arbeit. Gerechtigkeit. Freiheit. Bündnis 90 / Die Grünen. - Berlin, Mai 2009. - Mode of access: http://www.gruene.de/fileadmin/user_upload/Dokumente/Wahlprogramm /BTW_Wahlprogramm_2009_290609. pdf

Der Weg nach vorne für Europas Sozialdemokraten. Ein Vorschlag von Gerhard Schröder und Tony Blair. - London, 8. Juni 1999. - Mode of access: http://www.glasnost.de/pol/schroederblair.html

Die Mitte stärken. Deutschlandprogramm der Freien Demokratischen Partei. - Hannover, 15-17. Mai 2009. - Mode of access: http://www. deutschlandprogramm.de/files/653/Deutschlandprogramm09_Endfassung.PDF Jahresgutachten 2009/2010. Die Zukunft nicht aufs Spiel setzen. Sachverständigenrat zur Begutachtung der gesamtwirtschaftlichen Entwicklung. 13.11.2009. - Wiesbaden. - Mode of access:http://www. sachverstaendigenrat-wirtschaft.de/gutacht/ga-content.php?gaid=55

Eichhorst W., Zimmermann K. F. Eine wirtschaftspolitische Bilanz der rot-grünen Bundesregierung // Aus Politik und Zeitgeschichte. - 2005. -Vol. 48. - S. 11-17.

Es geht auch einfach // Focus. Money. - 2004. - N 22.- S. 4-7.

Германские партии и экономический кризис: Идеология, чаяния большинства или экономическая эффективность

Frankfurter Allgemeine Zeitung. - Mode of access: http:/ /event.faz. net/ event/landtagswahlen-nordrhein-westfalen/live/?go=hochrechnungen

Merkel: Steuersenkung nicht vor 2013 / / Frankfurter Allgemeine Zeitung. 10.05.2010. - Mode of access: http://www.faz.net/s/Rub B4238231944B4B06816C99862ED4A164/Doc~E7D7C6BA10D5749ABBECD3F783 47452B7~ATpl~Ecommon~Sspezial.html

Nigel Y. An infantile disorder? The crisis and decline of the new left. - L., 1977. - 490 p.

Sozial und Demokratisch. Anpacken. Für Deutschland. Regierungsprogramm der SPD 2009-2013. - Berlin. - 14. Juni, 2009. - Mode of access: http://www.spd.de/ de/pdf/parteiprogramme/Regierungsprogramm2009_LF _navi.pdf

Statistisches Bundesamt Deutschland. - 2009. - Mode of access: http://www.destatis.de/

Wachstum. Bildung. Zusammenhalt. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und FDP. 17. Legislaturperiode. - 2010. - Mode of access: http: / / www. cdu.de/doc/pdfc/091026-koalitionsvertrag-cducsu-fdp.pdf

Wahlrecht.de. - 2010. - Mode of access: http://www.wahlrecht.de/ umfragen/allensbach.htm

Wir haben die Kraft - Gemeinsam für unser Land. Regierungsprogramm 2009-2013. Verabschiedet in einer gemeinsamen Sitzung des Bundesvorstands der CDU und des Parteivorstandes der CSU. - Berlin, 28. Juni 2009. - Mode of access: http: / / www.cdu.de/ doc/pdfc/090628-beschluss-regierungsprogramm-cducsu.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.