Вестник ПСТГУ III: Филология
2012. Вып. 2 (28). С. 103—118
От «анамнесиса» до «апокрифа»: фрагмент «Лингво-энциклопедического словаря русской христианской лексики»
Е. Р. Добрушина, свящ. Константин Польсков,
К. В. Литвинцева, И. А. Хангиреев1
В публикации представлена вторая (из трех) часть статей на букву «А» — фрагмент словаря христианской лексики русского языка, работа над которым ведется в ПСТГУ силами специалистов филологического и богословского факультетов. Вступительная статья, в которой описаны основные принципы работы, опубликована в одном из предыдущих номеров2.
АНА'МНЕСИС М. Ед. (ана'мнезис М. Устар.) Литург., общехр. С большой буквы. (Греч. &у&цупо1с; — «воспоминание»).
Часть анафоры (в знач. 1); содержит литургическое воспоминание о Страстях Христовых, Воскресении, Втором Пришествии. Пр.: Слова Спасителя об установлении таинства были существенно важны. Вечеря есть воспоминание смерти Господней. Потому-то слова эти и вошли в состав всех анафор. Потому-то и молитва воспоминания, «анамнезис», так же составляет существенную часть евхаристического канона (Архимандрит Киприан (Керн). Евхаристия (1947)); В начале (анафоры одной из древних Александрийских Литургий) епископ читает весьма краткую молитву Префации, в которой благодарит Бога за творение и искупление мира. Затем поется Санктус. Далее следует очень необычный Анамнесис, т.е. молитвенное воспоминание Тайной Вечери (с цитатой из «Дидахе» о разбросанных по горам зернах хлеба, но без упоминания Крестной смерти, Воскресения и Вознесения) (Алымов В. Лекции по исторической литургике (рукопись) (1994)).
2. Богосл., общехр. Молитвенное переживание Священной истории, связывающее молящегося с вневременной сутью переживаемого. Пр.: B первохристи-
1 Помимо перечисленных здесь основных авторов и редакторов публикуемых словарных статей над словарем в разное время работали и принимали участие в обсуждении и редактировании К. А. Александрова, Е. В. Барский, А. С. Бакулева, Е. Э. Виснап, М. Е. Ионов.
2 См.: От «аббата» до «аналоя»: фрагмент «Лингво-энциклопедического словаря русской христианской лексики» / Сост. Е. Р. Добрушина, свящ. Константин Польсков, К. М. Литвинцева, И. А. Хангиреев // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2011. Вып. 3 (25). С. 119—146.
Ответственный редактор приносит свои извинения за то, что эта часть материалов словаря публикуется не в номере 4 (26) «Вестника ПСТГУ», как было анонсировано в номере 3 (25).
анском быту Евхаристия есть больше действие — doing, done, как замечает Gr. Dix, чем слова, чем произнесение слов, saying. За символическим актом, совершаемым теургом, стоят реальное воплощение, страдание и смерть Спасителя. «Анамнезисом» для первых христиан была конкретность, реальность, что-то мистически осязаемое, a совсем не одно только то, что мы подразумеваем, когда говорим или творим в память о смерти какого-нибудь исторического деятеля, поэта или художника. B анамнезисе Христовых Страданий творится само действие Страстей Господних (Архим. Киприан (Керн). Евхаристия (1947)).
3. Филос. Воспоминание человека об опыте, который имела его душа вне земной жизни; /// термин введен Платоном; Кант в сходном значении использовал термин априорный (априорноезнание и др.). Пр.: Плотиновский экстаз — последняя вспышка эллинского гения, уже только с трудом и лишь при величайшем душевном напряжении способного «вспомнить» о том, о чем свидетельствовали древние и блаженные мужи, жившие близко к богам. Аристотель все сделал, чтобы вытравить из душ людей следы анамнезиса об иной жизни. И потом уже ничего не помогало. Как ни старалось средневековое католичество, древняя истина все больше и больше забывалась: никто не хотел или не умел верить, что когда-то люди жили близко к богам (Шестов Л. На весах Иова (1929); НКРЯ); Зеркальная теория науки закрывает глаза на то вещее и творческое, на тот анамнезис, который в действительности происходит и в науке, вопреки ее механическому мировоззрению... В действительности же творческие мысли, новые замыслы и в науке получаются не из бухгалтерской деятельности рассудка, они родятся, восходят в сознание из недр досознательного тождества, Софии (Булгаков С. Н. Философия хозяйства (мир как хозяйство) (1912); НКРЯ); Все эти подходы можно найти уже у Платона, который сформировал базовые представления о соотношении субъективного и абсолютного знания в рамках своей концепции анамнесиса... Согласно Платону, душа припоминает в здешнем мире виденное ею в мире потустороннем. Объектами припоминания являются сверхчувственные внеположенные идеи (Савельева И. М., Полетаев А. В. Знание о прошлом: теория и история. Т. 1: Конструирование прошлого (2003); НКРЯ).
АНА'ФЕМА (Греч. &v&0£^.a — «наложение»).
1. Предикатив. Библ. (1 Кор 16. 22; Гал 1. 8, 9), Церк. Предикатив, являющийся возглашением о полном отторжении кого-либо от Бога или Церкви (близко к знач. 3). БПр.: Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал 1. 8). Пр.: A в анафематизме она (третья формула Антиохийского собора 341 г.) уже прямо направляется против никейцев — «если кто единомыслен с Маркеллом Анкирским, или с Савеллием, или Павлом Самосатским, то анафема и сам он, и все имеющие общение с ним» (Карташев А. В. Вселенские соборы (1963)).
Упр .: кто-либо, что-либо.
◊ Да будет (кто-либо) анафема.
2. Ж. Библ., устар. Сильнейшее осуждение на основе религиозной позиции, а также заклятие, проклятие. /// В Синодальном переводе слово в этом значении употреблено только один раз (1 Кор 12. 3), тогда как в церковно-славянском переводе используется также в (Лев 27. 28; Нав 6. 16). БПр.: Потому сказываю вам,
что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор 12.3). Пр.: Все недовольные скоплялись здесь. Особенно женщины перебегали от епископа к епископу, заводили ссоры и доводили ссорящихся до взаимных анафем (Карташев А. В. Вселенские соборы (1963)).
Упр: на кого-либо / кому-либо (еретиков), чему-либо (ереси).
3. Ж. Церк. Соборно провозглашенное свидетельство о полном отлучении от Церкви (см.). /// Высшая мера церковного наказания; налагается за тяжкие преступления, прежде всего — за уклонение в ересь или раскол; Церковь может снять анафему; термин используется Православной Церковью по настоящее время; термин использовался Католической Церковью вплоть до принятия нового Кодекса Канонического права (1983). Пр.: Даже такая крайняя церковная кара, как анафема, применяется не только для защиты церковного мира, но равным образом и для того, чтобы побудить самого анафематствованного к раскаянию, чтобы помочь ему «в познание истины прийти» (Цыпин В., прот. Курс церковного права (1996)); 124-е правило Карфагенского Собора (IVв.) содержит анафему отвергающим необходимость крещения младенцев и новорожденных детей (Игум. Иларион (Алфеев). Таинство веры (2000)); Тотчас же после приветствия Апостол выражает удивление быстрому отпадению Галатов от истинного учения и провозглашает грозную анафему всякому, кто осмелился бы проповедывать какое бы то ни было другое учение, отличное от того, какое он им благовестил, хотя бы то был «ангел с небес» (ст. 6—9). Вот где основание для провозглашения Церковью анафемы еретикам! (Архиеп. Аверкий (Таушев). Апостол. Ч. 1 (2002)); При этом наложенная на князя Михаила Александровича анафема, конечно, в какой-то момент была митр. Алексием формально снята (Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви (1948)).
Упр .: на кого-либо / кому-либо (еретиков), чему-либо (ереси).
◊ Предавать кого-либо анафеме. Провозглашать / объявлять / изрекать анафему.
◊ Анафема какого-либо Собора (то есть провозглашенная этим Собором).
◊ Снять анафему.
◊ Чин анафемы (то же, что анафематствование). Пр.: Чин анафемы закончился торжествующим многолетием всем патриархам Церкви Вселенской и всем православным христианам. (Записки священника Сергия Сидорова (1933—1936) (публ. 1999)).
4. М.-Ж. Одуш. Церк.-разг. Как правило, перед фамилией. Именование преданного анафеме (знач. 3). Пр.: Анафема Филарет Денисенко на своем партийном съезде объявил войну канонической Церкви (Из СМИ (2008—2009)); На суде на все вопросы председателя И-в отвечал с криком: «Никак меня не зовут, какой я подсудимый, не признаю ваш суд, знать никого не хочу, антихристы, проклятые, анафемы» (Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни (1898—1925); НКРЯ).
{5. Ж. Лит., перен. Сильнейшее осуждение на основе морально-нравственной или политической позиции, как правило, выраженное публично. Пр.: Действительно, с самого момента своего появления авторская песня постоянно запрещалась и многократно предавалась анафеме с высоких трибун и в печати (Городницкий А. «И жить еще надежде» (2001); НКРЯ).}
АНАФЕМАТИ'ЗМ М. Церк.
Словесная формула догматического характера, содержащая объявление анафемы (в знач. 3, реже в знач. 2). Пр.: И чтобы не оставалось никакого сомнения в неискаженности арианством восточного догматствования, антиохийцы кончают свою 2-ю формулу следующими анафематизмами: «Если кто учит, вопреки здравой и прямой вере Писаний, говоря, что были или совершились времена или века прежде рождения Сына, — да будет анафема» (Карташев А. В. Вселенские соборы (1963)); Это (вероопределение Первого Вселенского собора) — не «символ» (часто смешивают его с символом Никео-Цареградским II Вселенского собора), а именно орос, ибо в символе не место анафематизму (Карташев А. В. Вселенские соборы (1963)).
АНАФЕМА'ТСТВОВАТЬ (Допустимо: анафе'мствовать) Сов.-Несов. Перех.
1. Церк. Провозглашать анафему (в знач. 2, 3). Пр.: Один из величайших среди них, св. Максим Исповедник, был поставлен перед обвинениями всех патриархов. На вопрос, какой была бы его позиция, если бы вся Римская Церковь одобрила моно-фелитство, он ответил, ссылаясь на 1-е Послание к Галатам: «Дух святой ана-фематствует даже ангелов, если они проповедуют учение, противное [истинному] благовестию (Еп. Вениамин (Милов). Чтения по литургическому богословию (1977)); Феодорит при этом выразился: «анафематствовать без всяких околичностей учение святейшего Нестория — значит анафематствовать само православие» (Карташев А. В. Вселенские соборы (1963)); ...будучи менее справедлив, чем его учитель, он (Татиан), анафематствуя философию, все-таки пользуется ею, но пользуется так, что его собственная система кажется образованной из разнородных элементов (Сагарда Н. И., Сагарда А. И. Лекции по патрологии (2004)).
{2. Лит., перен. Провозглашать анафему (в знач. 5). Пр.: Поэт златоволосый не сражается, но на словах громит, анафематствует жандармов, губернатора, властей — заочно и в лицо (Зайцев Б. К. Улица св. Николая (1921); НКРЯ).}
АНАФЕМА'ТСТВОВАНИЕ С. (анафе'мствование Устаревающее.) Церк.
Действие по анафематствовать (в знач. 1, реже в знач. 2). Пр.: Это (последование в неделю Православия) чин молебного пения об обращении заблудших, который положено совершать в первую неделю Великого поста, называемую неделей Православия, с анафематствованием еретиков, вечной памятью и многолетство-ваниями поборникам св. Православной веры (Архиеп. Аверкий (Таушев). Литурги-ка (1951—1976)); Будучи воспитан в монархическом обществе и находясь до самого ареста под влиянием антисоветских лиц, я действительно был настроен к Советской Власти враждебно, причем враждебность из пассивного состояния временами переходила к активным действиям как-то: обращение по поводу Брестского мира в 1918г., анафемствование в том же году Власти и наконец воззвание против декрета об изъятии церковных ценностей в 1922 г. (АК: Заявление патриарха Тихона в Верховный Суд РСФСР 16 июня 1923 г.).
Упр.: кого-либо (еретиков), чего-либо (ереси).
◊ Чин анафематствования (Чин, совершающийся в праздник Торжества Православия на первой неделе Великого Поста). Пр.: Я часто видел служение Па-
триарха (Тихона), но особенно запомнилось мне служение его в Неделю Православия в 1918 году, когда он совершал чин анафематствования (Записки священника Сергия Сидорова (1933—1936) (публ. 1999)); В таком виде этот чин состоял до революции 1917 года. В течение многих десятилетий чин анафематствования был запрещен — все-таки страшно было новым безбожным властям. В недавнее время чин стал восстанавливаться (Иванов П. О чине анафематствования // Тверской мирянин. № 21 (1999)).
АНА'ФОРА Ж. Род. ана'фор. Не рекомендуется: анафо’ра (греч. йуафорй «возношение»: по центральному моменту — возношению Святых Даров). Церк., общехр.
Центральная молитвенная часть Литургии, во время которой происходит евхаристическое пресуществление Святых Даров; начинается после пения Символа веры. То же, что Евхаристический канон и Евхаристическая молитва. /// В литургике анафору делят на следующие составные части, наличие и реже порядок которых варьируются в разных анафорах: вступительный диалог, префация, санктус, установление, анамнесис, эпиклесис и интерцессия. Пр.: Анафора (одной из древних литургий) состоит из своих, уже установившихся к тому времени и нами рассмотренных частей, т. е. благодарения за творение, ангельского славословия, описания искупительного подвига, описания Вечери с уста-новительными словами, анамнезисом и эпиклезой (Архим. Киприан (Керн). Евхаристия (1947)); Мы знаем, что (в раннехристианские времена) в обрядах не было еще никакой унификации; в разных Церквах Евхаристия совершалась совершенно по-разному, существовали десятки различных видов анафоры (Красовицкая М. С. Литургика (1997)).
О Александрийско-римский / западно-сирийский / восточно-сирийский тип анафоры.
А'НГЕЛ М. Одуш. (Греч. йууєХос; — «вестник» от др.-евр. таї'ак).
1. Допустимо: с большой буквы. Библ. / богосл., общехр. / лит. Сотворенный Богом служебный дух, обладающий свободной волей. /// Одна часть ангелов служит Богу, другая, возгордившись, отпала от Него (см. дьявол). См. также небесная иерархия, ангельский чин. БПр.: Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? (Евр 1. 13—14); ...идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф 26. 41). Пр.: Бог-Троица от века предначертал ангелам быть зрителями божественной славы и исполнителями Своего пресвятого и вседейственного хотения (Еп. Вениамин (Милов). Чтения по Литургическому Богословию (1977)); Вообще же природа ангелов непредставима для человека, имеющего только опыт телесной органической жизни и сознания, выявляющегося в материи через деятельность клеток головного мозга; любые догадки, во-первых, будут лишены достаточных оснований, во-вторых, бесполезны для веры и духовной жизни (Аверинцев С. Ангел. Словарь (1986)); Преп. Иоанн Дамаскин, суммируя в VIIIвеке учение предшествовавших ему отцов, говорит: «Ангел есть сущность, одаренная
умом, всегда движущаяся, обладающая свободною волею, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своей природы бессмертие, каковой сущности вид и определение знает один только Создатель. Бестелесною же она называется, а также и невещественною, по сравнению с нами, ибо все, сопоставимое с Богом, Который Один только не сравним ни с чем, оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество поистине невещественно и бестелесно» (Иером. Серафим (Роуз). Душа после смерти (2007)).
О Ангел Божий. Падший Ангел.
О Ангел Великого Совета (Имя собств. Все слова с бол. буквы. Иконопись. В иконописи: одно из символических именований Иисуса Христа; соответствует традиции изображения Иисуса Христа в виде архангела).
О Поклонение ангелам / почитание ангелов / религия ангелов (Библ. реалия. (Кол 2. 18). (Т. н. «колосская ересь», включавшая поклонение ангелам, см. также ангелолатрия).
О «Ангел Господень» (Катол. То же, что «Ангелус»).
{Коннотации: невинная, неземная красота; невинность, кротость, доброта.}
2. С большой буквы. Библ.реалия. Чаще в составе сочетаний: Ангел Господень (Не рекомендуется: Господен) (Исх 3. 2, Суд 2. 1 и др.), Ангел Божий (Быт 21. 17, Быт 31. 11), Ангел Гавриил (Лк 1. 26). Посланник Бога. /// Словосочетание Ангел Господень в разных местах Священного Писания имеет разное значение; предположительно, в одних случаях обозначает особый вид богоявления (знач. 1), в других — ангела (знач. 1), посланника Господа. Пр.: В более ранние, наивные времена можно было говорить о явлении и речи Самого Яхве; позднее та же ситуация описывается так, что является и говорит «вестник / ангел Яхве», — и сколько бы сравнительное религиоведение ни говорило о персидских истоках еврейской ангело-логии, сам смысл такой замены вытекает из логики монотеизма, иначе говоря, из логики того, что Библия называет «страхом Божьим» (Аверинцев С. Премудрость в Ветхом Завете // Альфа и Омега (1994); НКРЯ); Места в Свящ. Писании в зависимости от отношения А. Г. (Ангела Господня) к Богу можно разделить на 3 группы. К первой из них относятся те библейские эпизоды, в к-рых А. Г. никак не соотносится с Богом.... Вторую группу составляют повествования, связанные с исходом израильтян из Египта и их странствием по пустыне, в к-рых словосочетание «А. Г.» («Ангел Божий», «Ангел Мой») обозначает ангела, почти отождествляемого с Богом. В эпизодах, относящихся к третьей группе, провести четкое различие между А. Г. и Богом уже практически невозможно. Два раза А. Г. является Агари и обещает произвести от ее сына Измаила великий народ; при этом из текста следует, что говорил с ней Сам Господь (Быт 16. 7—13; 21. 17—18); ... Особенно выделяется явление А. Г. во сне Иакову — здесь он прямо называет себя Богом (Быт 31. 11—13) (ПЭ: Небольсин А. С., Польсков К., свящ. Ангел Господень (2001)).
3. Мн. Богосл., общехр. Совокупность всех ангелов (знач. 1), служащих Богу. /// То же, что небесное воинство, ангельская иерархия. Противопоставленное понятие: бесы. Пр.: Христиане, чтобы сподобиться им небесных похвал от Бога и от ангелов, должны внимательно и тщательно совершать течение свое на поприще мира сего (Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы (1904)); Но что значит «ни днем, ни ночью не имеют покоя»?Это означает, что космическое богослужение
есть особый род богообщения и его участники — духовные небесные существа, то есть ангелы и люди — находятся в постоянном общении с Богом (Мень А., прот. Читая Апокалипсис).
О Ангелы небесные. Пр .: А потому и сказано, что призовет небесных ангелов и избранных на земле для апостольства, разсудити люди Своя (Свт. Афанасий Великий. Толкования на псалмы (1903)).
4. Как правило, мн. Богосл., общехр. Девятый чин небесной иерархии. Пр.: Для серафимов Бог Троица пламенно горящая любовь, херувимов — всегда светящая премудрость, престолам — царственность, господствам — господственность, силам — непобедимая крепость, властям — властительство, началам — всеначало, архангелам — источник благовестия, ангелам — хранитель твари (Еп. Вениамин (Милов). Чтения по литургическому богословию (1977)); В величании праздника, именуя Архангелов и Ангелов, Херувимов и Серафимов, славящих Господа, мы вспоминаем среди прочих Небесных Сил бесплотных и нашего Ангела-Хранителя (Проповедь в день святого архистрата Михаила и прочих небесных сил бесплотных (1965) // Журнал Московской патриархии (2003); НКРЯ).
О Ангел в собственном смысле слова (словосочетание подчеркивает использование слова в знач. 4). Пр.: Мартин Вернер полагал, что для иудео-христианских богословов Христос был ангелом в собственном смысле слова, то есть небесным тварным существом, которое Бог посылает в мир (Даниэлу Ж. Богословие иудео-христианства (1983)).
5. Библ. (Откр 2. 1, 8, 12, 18; 3. 1, 7, 14). В составе сочетания Ангел Церкви. /// Слово использовано в книге Откровения семь раз по отношению к разным ма-лоазийским Церквям (знач. 2); общепринятого толкования смысла слова в этом контексте не существует; встречаются основанные на распространенном понимании данных текстов обозначения этим словосочетанием архиерея (знач. 1) в его отношении к своей Церкви (знач. 2). БПр.: И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив (Откр 2. 8). Пр.: Епископ является церковной единицей, олицетворяющей местную Церковь: «Ангелу Ефесской Церкви напиши». Тайнозритель именует епископа Ангелом Церкви (Адельгейм П., свящ. Догмат о Церкви (2002)); Одушевленные теми же чувствами устремились за мученическими венцами Ангелы Церквей Пермской, Тобольской, Астраханской и целые сонмы других святителей и иереев Божиих, прошедших сквозь огонь и воду, испытавших поругание и раны, узы и темницу... (Митр. Анастасий (Грибановский). Слово похвальное новым священномученикам Русской Церкви (1949)); Что такое Ангел Церкви? Пророк Даниил писал о том, что ангелы, то есть духовные силы, владычествуют над народами, управляют ими. На самом деле эта истина, которую сейчас не все понимают, очень глубока и содержательна. Каждая группа, каждая церковь имеет своих ангелов — это некие духовные силы, которые управляют ими. В данном случае эти ангелы олицетворяют общину (Мень А., прот. Читая Апокалипсис (2000)).
6. Церк.-разг., правосл. Чаще в составе словосочетания день Ангела. Святой-покровитель, имя которого христианин получил при крещении. Пр.: У тебя Иван-Богослов ангел, а мой — Михаил-Архангел (Шмелев И. С. Лето Господне (1927—1944); НКРЯ); Пойдем. Дениса с ангелом поздравим (Там же).
О День ангела (Мн.: дни ангела. То же, что именины). Пр.: Как разъяснил старец Далмат... если дни ангела царя и царицы приходились в Великий пост или в постные дни, то тогда в монастыре только совершался молебен за их душевное спасение и многолетнее здравие, а празднование проводилось после светлой недели (Карасо-нов Б. Н., Манькова И. Л. Старец Далмат: человек и святой (1997)).
{7. Лит., перен. Обозначение человека в соответствии с коннотациями к знач. 1.
О Ангел небесный. Тихий/чистый ангел. Не ангел.}
А'НГЕЛ-ХРАНИ'ТЕЛЬ М. Одуш. Рекомендуется с большой буквы.
1. Библ. реалия (Мф 18. 10, Деян 12. 15, Евр 1. 14)/ богосл., общехр. Ангел, по воле Бога постоянно помогающий на пути к спасению человеку, принявшему крещение. Пр .: Название «Ангел-Хранитель» взято из следующих слов Священного Писания: Ангелом Своим заповесть о Тебе, сохранити Тя во всех путех Твоих. Для каждого из нас есть Ангелы-Хранители. В этом удостоверяют нас следующие слова Господа Иисуса Христа: блюдите, да не презрите единаго (от) малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на Небесех выну видят лице Отца Моего Небесна-го (Митр. Филарет (Дроздов). Пространный христианский Катихизис Православной кафолической восточной церкви (1823—1824); НКРЯ); (Цитируются слова св. Иоанна Лествичника.) Задумаемся о том, как легко нам размышлять над примерами святых, примерами из Святого Евангелия и получать назидание и как трудно постоянно обращаться с молитвой к тому, кто ближе всех к нам, кто постоянно бдит о нашем спасении, размышлять и беседовать о святых Ангелах. Много лет я совершаю службу Божию в храме... И буквально единичны просьбы совершить молебен Ангелу-Хранителю. А ведь святой Ангел-Хранитель неотступно пребывает с нами (Проповедь в день святого архистрата Михаила и прочих небесных сил бесплотных (1965) // Журнал Московской патриархии (2003); НКРЯ); Мне было ужасно горько, но я стал собираться к отъезду. Просыпаюсь от того, что Владыка обнимал и целовал меня; увидев, что я проснулся, говорит: «Никуда не отпущу!» Видимо, ангел-хранитель вступился (Тимаков В., прот. Высокопреосвященный Кирилл, архиепископ Пензенский и Саранский // Альфа и Омега (2000-2001); НКРЯ).
О Святой Ангел-хранитель.
2. Церк.-разг., правосл. Святой-покровитель, имя которого христианин получил при крещении, или Святой, оберегающий кого-либо, что-либо. /// Близко к Ангел (знач. 6). Пр.: Пострижение княжны в отсутствие князя Михаила — скорее всего свидетельство сознательного поступка Софьи, решившей своими силами через постриг помочь брату, стать ангелом-хранителем Тверского княжеского двора, молитвенницей за свою малую родину (Гадалова Г. С. Ангел-хранитель тверского княжеского двора: Софья Ярославна княжна Тверская (2002)).
А'НГЕЛЬСКИЙ Прил. по Ангел преимущественно в знач. 1, 3, 7.
1. Библ. / богосл., общехр. / лит. Прил. по ангел в знач. 1. Пр.: Первоначально Бог-Отец, при содействии всесильного Слова и пресветлого Духа, одним мановением составил ангельские природы во всей красе их невещественного света, как отража-
телей Божественной красоты (Еп. Вениамин (Милов). Чтения по Литургическому Богословию (1977)).
О Ангельская песнь / ангельский гимн / ангельское славословие. (Библ. реалия. Песнь ангелов «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф...», которую слышал пророк Исаия (Ис 6. 1—4), и песнь ангелов «Слава в вышних Богу...», которую слышали Вифлеемские пастухи (Лк 2. 14), а также молитвы на основе этих песней.) Пр.: Характерно для этой молитвы очень краткое благодарение за творение, отсутствие ангельского славословия «Свят, Свят, Свят...», очень разработанное благодарение за воплощение и подробное описание Тайной Вечери (Архим. Киприан (Керн). Евхаристия (1947)).
О Ангельский образ. (Иконопись. Иконографическая традиция изображения в виде юноши ангелов (знач. 1), Троицы, Иоанна Крестителя.) Пр.: Смущало Висковатого также и то, что, изображая «сотворение небеси и земьли», Христа иногда «пишуть ветхыи деньми», иногда же «в Ангельском образе». Висковатый считал... что изображать Иисуса Христа можно только в исторически-реальном типе, потому что он виден «нами в плотском смотрении» (Андреев Н. О деле дьяка Висковатого (1932)).
О Ангельское приветствие (Катол. Часть «Аве Мария», оканчивающаяся словами fructus ventris Tui Jesus).
2. Богосл., общехр. Прил. по Ангел в знач. 3.
О Ангельское воинство. | Ангельский собор. | Мир ангельский | Силы ангельские (Ангелы в знач. 3; то же, что Небесное воинство). Пр.: Свидетельствует о них (праведниках) и ангельское воинство, окружавшее их, когда они состязались, когда они упорствовали в борении и свои молитвы, посты и бдения приносили Господу (Прп. Макарий Египетский. Новые духовные беседы (1904)); Радость твари небесной (на иконе «О Тебе радуется, обрадованная, всякая тварь») изображается ангельским собором, который образует собою как бы многоцветную гирлянду над головою Пречистой (Трубецкой Е. Умозрение в красках (1916)); Христианин и христианка, чувствуете ли вы в душе своей сродство с Господом, Богоматерью, со святым Ангелом-хранителем и с ангельским миром, со святыми угодниками Божиими и стараетесь ли подражать им по силе и жить благодатною жизнью в вере, любви, покаянии и добродетели? (Прот. Иоанн Кронштадтский (И. Сергиев). Живое слово мудрости духовной (1860—1880); НКРЯ).
{3. Лит., перен. Прил. по ангел в знач. 7.
О Ангельский характер. Ангельское терпение. Ангельская внешность /красота.}
ЛШИДОТ М. Церк., правосл. С маленькой буквы. (Греч. &yn6ffipov — «вместо дара»).
Святыня: части просфоры, из которой был извлечен Агнец (знач. 3); ||| в практике западной, позже восточной Церквей раздавался в конце литургии тем, кто не причастился. См. также Евлогия. Пр.: Остальная часть этой первой просфоры называется «Антидором» (с греческого avTi — «анти», «вместо», Sapov — «дорон», «дар»). Антидор раздробляется на части и раздается священником в конце литургии верующим, не приступавшим к таинству причащения, как бы взамен причастия, почему вкушать антидор могут только «неядшие» (Архиеп. Аверкий (Тау-
шев). Литургика (1951-1976)); Мы заговорили о римо-католическом священнике американского посольства о. Дайоне. Вместе с другим приезжим американцем он был на литургии и в алтаре, не причащался, но ему дали антидор с запивкой теплотой (Архиеп. Василий (Кривошеин). Поместный Собор. (1997)).
АНТИМИ'НС М. Церк., правосл. (Греч. — «вместо» и лат. теша — «пре-
стол»).
Плат, освященный архиереем с его подписью; в углах зашиты частицы мощей святых; на нем совершается таинство Евхаристии; в исключительных случаях может заменять престол; /// чаще всего имеет изображение Креста или иконы «Положение во гроб»; хранится на престоле, завернутым в илитон. Пр.: Даже священник совершает богослужения и таинства только с благословения архиерея, на полученном от него антиминсе и используя освященное им святое миро (Сергий (Соколов), еп. Новосибирский и Бердский. Мысли вслух о прошедшем юбилейном Архиерейском соборе // Альфа и Омега (2001); НКРЯ); В центре алтаря — престол Господень. А что на престоле? Антиминс. А что в антиминсе самое важное и существенное? Святые мощи мучеников. Почему? Да потому что Сам Господь сказал, что Он на них почивает (Эта земля стала святой // Журнал Московской патриархии (2004); НКРЯ); Там, на небольшой полянке, укрытой молодыми соснами, собиралась кучка верующих. Приносились хранившиеся с великой опаской у надежных и бесстрашных людей антиминс и потребная для службы утварь. Отец Иоанн надевал епитрахиль и фелонь, мятую и вытертую, и начинал вполголоса (Волков О. Из воспоминаний старого тенишевца (1988); НКРЯ).
АНТИФО'Н М. (антифони'я, амвросиа'нское пе'ние) Литург., общехр. (Греч.
йулфюуос; — «звучащий в ответ»).
Песнопение, исполняемое антифонным (см.) способом, а также текст такого песнопения. Пр.: Антифоны — понятие нашей литургической практики весьма древнее. В сущности это даже и не форма особых песнопений, как, напр., тропарь, кондак, стихира, а скорее способ песенного исполнения тех или иных псалмов или гимнов. Название это происходит от avт^ и фоу£о> и означает пение попеременно, чередуясь, или пение на два хора (Архим. Киприан (Керн). Литургика. Гимнография и эортология (1947)); Диакон сходит с амвона; начинается пенье антифонов. Антифоны — противугласники, песни, выбранные из псалмов, пророчески изобразую-щие пришествие в мир Сына Божия, — поются попеременно обоими ликами на обоих крылосах; они заменили сокращенно прежние псаломские, более продолжительные (Гоголь Н. В. Размышления о Божественной Литургии (1847); НКРЯ).
О Петь антифон.
О Праздничные / вечерние антифоны (Правосл. Антифоны, поющиеся в начале Великой вечери). Вседневные / повседневные / будничные антифоны (Правосл. Антифоны, как правило поющиеся во время литургии на службах, посвященных дню памяти святых, без знака). Изобразительные/блаженны / блаженные антифоны (Правосл. Антифоны, поющиеся во время литургии во все дни, кроме дней, когда поются праздничные и вседневные антифоны. Этот тип антифонов чаще других используется в современной литургической практике. Термин «блажен-
ны» возник потому, что их третья часть поется по Заповедям блаженств из Нагорной проповеди (Мф 5. 3-12)).
О Степенны / степенные антифоны (Правосл. Антифоны, поющиеся во время полиелея утрени на слова степенных псалмов).
О Богородичные антифоны (Правосл. / катол. Антифоны, поющиеся в Господские Двунадесятые праздники и на Пасху).
О Антифоны кафизм / антифоны Псалтыри (Правосл. Каждая третья часть кафизмы). Антифоны Непорочны (Правосл. Название псалма 118).
АНТИ'ХРИСТ М. Одуш. Библ. Имя собств. С большой буквы. Допустимо: с маленькой буквы. (Греч. — «вместо, против» и хрютбс; — «помазанник, Христос»).
Предсказанный в Священном Писании (1 Ин 2. 18; 2. 22; 4. 3) человек, который в последние времена перед Вторым Пришествием по действию дьявола попытается разрушить Церковь (знач. 1); введя в заблужбение людей и поставив себя на место Христа, Антихрист потребует себе божественного поклонения. /// См. также антихристы. БПр.: ...а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире (1 Ин 4. 3). Пр.: Свящ. Писание учит об антихристе, как о конкретной личности. Господь говорит иудеям: «...иной придет во имя свое, его примете» (Ин. 5, 43). Апостол Павел называет антихриста «человеком греха, сыном погибели» (2 Фес. 2, 3) (Давыденков О. Догматическое богословие (1997)); Что мы знаем о цели антихриста? Мы знаем, что он придет, «чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24, 24). Языческий мир, поклоняющийся «духам» или же чисто земным ценностям, антихристу не надо завоевывать (Кураев А., диак. Об Апокалипсисе — с радостью (2001)).
О Царство Антихриста. Пришествие Антихриста.
АНТИ'ХРИСТЫ, АНТИ'ХРИСТ М. Одуш. Имя нариц. С мал. буквы.
1. Библ. (1 Ин 2. 18; 2. 22; 4. 3; 2 Ин 1. 7). Активные противники Христа, а также один из них. БПр.: И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время (1 Ин 2. 18); Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой [человек] есть обольститель и антихрист (2 Ин 1. 7). Пр.: Гонителей оных Св. Писание называет антихристами, или противниками Христу (Архиеп. Платон (Левшин). Православное учение, или сокращенное христианское богословие (1765); НКРЯ); Антихристы ошибаются, опровергая христианство следующим главным пунктом опровержения: 1) «Отчего же христианство не царит на земле, если оно истинно; отчего же человек до сих пор страдает, а не делается братом друг другу?» (Достоевский Ф. М. Записные книжки (1850-1881); НКРЯ).
2. Разг. Оскорбление. — И ведь как энтот поп нам грозил: «Я, говорит, антихристы, ваш митинг из “максима” полью, из окошка-то...» (Толстой А. Н. Хождение по мукам. Кн. третья: Хмурое утро (1941); НКРЯ). Так она, старуха, плюнула им в глаза да антихристами и выругала (Сухово-Кобылин А. В. Дело (1861); НКРЯ).
АНТРОПОДИЦЕЯ Ж. Богосл., правосл. (Греч. йуЭрюлюс; — «человек», б^хашс; — «праведный, справедливый».)
1. Богосл. В традиции, идущей от свящ. Павла Флоренского — нисхождение Бога к человеку, в первую очередь, через таинства и благодать, а также система богословских взглядов на антроподицею: чаще определенная часть трудов П. Флоренского, в частности «Философия культа» и «У водоразделов мысли»; /// термин введен П. Флоренским как сопоставленный термину теодицея (см.). В антроподицее Флоренского Бог оправдывает человека, спасая его в Своем нисхождении. Пр .: На возможный вопрос о содержании антроподицеи, может быть, следует ответить: «Разные виды и степени Бого-нисхождения должны составить основную тему ее». Другими словами, речь должна идти там о категориях духовного сознания и об откровении Божием в Священном Писании; о священных обрядах и святых таинствах; о Церкви и ее природе; о церковном искусстве и церковной науке, и т. д. и т. д. А это все должно быть обрамлением центрального вопроса антроподицеи — христологического (Флоренский П. Вступительное слово (1914)); Сам термин «антроподицея»... «оправдание человека», впервые встречается у Флоренского в статье «Догматизм и догматика», затем упоминается в книге «Столп...» и подробно раскрывается во «Вступительном слове пред защитою на степень магистра... 19мая 1914 г.». В антроподицее человек испытывает себя, обретает себя «ложью» и нечистотою, усматривает свое несоответствие образу Божию и правде Божией и необходимость очищения. Тогда возникает целый ряд вопросов, на которые и должна ответить антроподицея: как данная религия делается спасительной для человека; в какой реальной среде должен человек быть и в какую связь с нею должен вступить, чтобы усвоить спасение; какими путями человек принимает Божие спасение в себя и спасается своим Спасителем? (Игум. Андроник (Трубачев). Антроподицея священника Павла Флоренского (1998)).
2. Филос. Чаще в историко-философском контексте — учение об оправдании человека. /// Термин используется очень широко, обозначая самые разные взгляды на оправдание человека (т. е., в первую очередь, на смысл, цель его существования): начиная с соответствующих христианской догматике идей о спасении человека после пришествия Иисуса Христа (см. Сотериология) и заканчивая атеистической идеей человекобожия. Пр.: Много писали оправданий Бога, теодицей. Но наступает пора писать оправдание человека — антроподицею. Быть может, антроподицея есть единственный путь к теодицее, единственный не изжитый и не исчерпанный путь. Книга моя и есть опыт антроподицеи через творчество (Бердяев Н. Смысл творчества (опыт оправдания человека) (1914)); Если подытожить сказанное, оправдание человека, по мнению Мамардашвили — в его самосозидании, в творчестве, в усилии во времени, в том, что в результате бытие и сознание оказываются тождественны . Мамардашвили в своей антроподицее возвеличивает человека, он — божественен в своей бесконечности, и своим творчеством он созидает в себе вечность (Чикобава К. К. Идеи антроподицеи в философии М. К. Мамардашвили (2004)).
АПОКА'ЛИПСИС М. (Греч. йяох&Хи'фц; — «откровение»).
1. Иудаизм. / Ист. раннехр. Церкви. Произведение, относящееся к жанру апо-калиптики. /// Большинство апокалипсисов — иудейские и христианские апо-
крифические и псевдоэпиграфические (см. псевдоэпиграфы) сочинения на эсхатологические и космологические темы, не вошедшие в канон Библии. См. также: протоапокалипсисы. Пр.: Самыми ранними из апокалипсисов, дошедших до наст. времени, принято считать «Книгу стражей» (1 Енох 1—36) и «Астрономическую книгу» (1 Енох 72—82), арам. фрагменты к-рых были обнаружены в Кумране. Нек-рые исследователи (Дж. Коллинз) относят к этому периоду и «Апокалипсис недель» (1 Енох 91. 12—17; 93. 1—10) (ПЭ: Лявданский А. К. Апокалиптика (2001)); Термин «апокалипсис» (греч. апокаЛифід — откровение) впервые был использован для обозначения этого жанра лишь в кон. I в. по Р. Х. в Откровении св. Иоанна Богослова и только после этого стал употребляться в названиях апокалиптических сочинений (см. «Петра апокалипсис». «Ездры апокалипсис» и др.). В большинстве же сочинений, относящихся к данному жанру, как в ранних, так и в более поздних, термин «апокалипсис» не используется, и определяющим для его идентификации является не название, а приведенные выше [жанровые] признаки (Там же); Апокалипсисами в те времена очень увлекались. В нашем Новом Завете есть только один Апокалипсис.
В Ветхом Завете известен апокалипсис в книге пророка Даниила (7-я глава). Но иудейская письменность того времени знала множество апокалипсисов, весьма популярных, но не вошедших в состав книг Священного Писания... Апокалипсисы всегда строго эсхатологичны, т. е. в них открываются тайны эсхатона, конца века сего. апокалипсисы открывают нам тайны потусторонней, трансцендентной нашему миру реальности... Апокалипсисы написаны особым языком символов. Эти символы надо знать, чтобы понять содержание видений (Архим. Ианнуарий (Ивлев). Апокалипсис. Беседа № 1).
2. Ед. Имя собств. С большой буквы. Библ. реалия. Греческое название последней книги Нового Завета, Откровение Иоанна Богослова. /// См. также: Апокалипсис малый. Пр .: Апокалипсис, или в переводе с греческого Откровение Святого Иоанна Богослова, есть единственная пророческая книга Нового Завета. Она является естественным завершением всего круга новозаветных священных книг (Архи-еп. Аверкий (Таушев). Апокалипсис, или откровение святого Иоанна Богослова (2006)).
◊ Толкования / толкование на Апокалипсис.
3. Допустимо с большой буквы. Богосл., общехр., перен. Всемирная брань Церкви (знач. 1) и ее членов (знач. 1) с Антихристом и его царствием, описанная в Апокалипсисе (знач. 2). /// См. также: милленаризм, хилиазм. Пр.: «Гармонии» Достоевский требовал. Но уже провидел иное. История открывалась ему, как непрерывный Апокалипсис, и в ней решался вопрос о Христе... Бог с диаволом борется, а поле битвы в сердцах людей... (Флоровский Г., прот. Пути русского богословия (1936); НКРЯ); Об Апокалипсисе — с радостью (Кураев А., диак. (2001)).
4. Церк., перен. С большой буквы, если не является неначальной частью названия. Список (рукопись) или печатное издание Апокалипсиса (знач. 2), /// часто с толкованиями, иллюстрациями.
◊ Толковый апокалипсис. (Чаще старообр.). Пр.: Следовательно, данный Толковый апокалипсис начал разрабатываться с 1953 г., записываться — не позднее 1974 г., окончен до весны 1991 г. (Покровский Н. Н., Зольникова Н. Д. Уральский толковый апокалипсис (2002)).
◊ Лицевой Апокалипсис (Архаизм., чаще старообр. Иллюстрированный список). Пр.: Широкое распространение в Х¥1—Х¥П вв. получают лицевые (т. е. иллюстрированные) рукописи... Особенно многочисленны в это время списки лицевого Апокалипсиса (Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (1987)); Недавно В. И. Байдин исследовал рукописный лицевой Апокалипсис XVIII в., иллюстрированный талантливым художником-старообрядцем П. Ф. Заверткиным, «одним из основоположников горнозаводского старообрядческого иконописания» на Урале (Покровский Н. Н., Зольникова Н. Д. Уральский толковый апокалипсис (2002)).
{5. Ед. Лит, перен. Конец света. Пр.: И открытый им конец литературы он почувствовал как наступающий конец мира, как апокалипсис всемирной истории (Розанов В. В. Бердяев о религиозных исканиях Д. С. Мережковского (1916)); «Колыбель для кошки» (К. Воннегута) — роман об апокалипсисе, о конце света, который люди подготавливают собственными руками (Амусин М. Освобождение // Звезда (2002); НКРЯ).
◊ Признаки апокалипсиса.
6. Ед. Лит, перен. Катастрофическая ситуация, кризис; часто — в духовной сфере. Пр.: В конкурсных картинах других стран на экране — крах, апокалипсис, разрушение, а тут, в «Сибириаде», у русских все наоборот: вот тебе из тьмы тьму-щей эти люди поднимаются, строят, воюют, побеждают, преодолевают, перевыполняют, горят и не сгорают (Гурченко Л. Аплодисменты (1994-2003); НКРЯ); Когда-то Бердяев заметил, что Россия должна была пройти через большевизм, а сегодня я готов доказать, что Россия пройдет через свой новый апокалипсис (Азаров Ю. Подозреваемый (2002); НКРЯ); Достоевский до глубины исследовал апокалипсис и нигилизм русского духа (Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского (1923); НКРЯ); И речь не о самоощущении — а о том, что и в самом деле свершается в нас «апокалипсис мелкого греха» (выражение архиеп. Иоанна Шаховского) и когда-то искренний человек превращается в церковного функционера, который, если и принимает участие в таинствах, на деле не питается ими... (Кураев А, диак. Вызов экуменизма (2008)); Апокалипсис нашего времени стирает нас в порошок своими откровениями: в человеке свели знакомство и сдружились ужасы, никогда друг друга не знавшие (Прп. Иустин (Попович). Философские пропасти (2004)).}
АПО'КРИФ М. (Греч. йябхрифос; — «скрытый»).
1. Богосл., общехр. Некоторые христианские и иудейские книги, не относящиеся к библейскому канону (см.), однако ориентирующиеся на него по содержанию и стилю; как правило, созданы в межзаветный период. /// Применимость термина различна в Православии, Католицизме и Протестантских деноминациях, во-первых, из-за отличий в понимании состава ветхозаветного канона, во-вторых, из-за разной традиции именования одних и тех же текстов. В православной и католической традиции термином апокриф называются произведения иудейской (периода формирования иудейского канона и межзаветного периода) и христианской религиозной литературы, посвященные событиям и лицам Священной истории, но не включенные в библейский канон, обычно имеющие недостоверное указание авторства. В православной традиции разные апокрифы
в разной степени авторитетны: наиболее близки к церковной традиции, а по ряду мест полностью ей соответствуют «Протоевангелие Иакова», «Евангелие Никодима», «Евангелие детства». В протестантской традиции термином апокриф обозначаются в том числе некоторые ветхозаветные писания, которые у православных называются неканоническими, а у католиков девтероканоническими. И напротив, ряд книг, именуемых у православных апокрифами (например, Книга Юбилеев, Мученичество Исаии, Книга Еноха и др.), в протестантской традиции именуется псевдоэпиграфами. Пр.: В Средние века многие христиане отказывались верить, что черты Богочеловека забыты, и надеялись заполнить пробел с помощью апокрифов, описывающих Его вид (Мень А., прот. Сын Человеческий (1969); НКРЯ).
2. Ист. раннехр. Церкви. Гностические сочинения первых веков христианства; посвящены теогонии, космогонии, сотериологии; не обязательно ориентируются на библейский канон по содержанию и стилю. Пр.: Но одного аллегорического толкования Священного Писания все же было слишком недостаточно для того, чтобы построить все гностические системы. Поэтому гностики, в противовес букве Священного Писания христиан, пользуются своими апокрифическими памятниками как источниками высшего порядка, в которых содержалось тайное эзотерическое, следовательно, самое чистое учение апостолов и других лиц. Почти каждая гностическая школа основывалась на подобных апокрифах. Так, например, василидиане производили свое учение от ап. Матфия и Главкия, герменевта Петрова, валентиниане от Теодада, ученика ап. Павла, офиты ссылались на учение Иакова, брата Господня, Юстин — на книгу Варуха, каиниты — на евангелие Иуды (Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви (1907-1918)).
{3. Лит., перен. Чаще в составе словосочетания литературный апокриф. Литературное произведение, созданное на основе другого произведения. Пр .: Литературные апокрифы Станислава Лема (Из СМИ (2005)).
4. Разг., перен. Не рекомендуется. Недостоверная, распространяемая в пересказах история о чем-либо, близко к легенда, миф, анекдот. Пр.: Теперь же, благодаря публикации в книге «Новое о Михаиле Шолохове», многие апокрифы развеяны, ароль Фадеева окончательно стала ясна (Воронцов А. Новое о Шолохове (2004) // Наш современник (2004.06.15); НКРЯ); Но и без баек — Гердт не Гердт... Жизнь таких, как он, всегда потом расходится в апокрифах (Шергова Г. Об известных всем (2002-2004); НКРЯ); Широкое хождение получила легенда, что Аллилуеву застрелил сам Сталин. Это — совершенный апокриф; Сталин сам никогда никого не убивал и, вероятно, был просто не способен это сделать (Разгон Л. Непридуманное. Иван Михайлович Москвин (1988); НКРЯ).}
From Анамнесис to Апокриф: a Fragment of the “Encyclopaedic Dictionary of Christian Words in Russian”
E. R. Dobrushina, Revd. Konstantine Pol’skov,
K. M. Litvintseva, I. A. Khangireev
The publication presents the second part of entries beginning in the letter “A”. It is the fragment of the dictionary of Christian words in Russian, which is being compiled by staff members of the Department of Philology and the Department of Theology of St. Tikhon’s Orthodox University for the Humanities. The introductory article setting out the main principles of the work and the first part of the entries were published in Issue 3 (25), 2011.