Жданов А.А.
Магнитогорский государственный университет
ОСВОЕНИЕ СТУДЕНТАМИ-ДИЗАЙНЕРАМИ ЦЕННОСТЕЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ УРАЛА
В статье рассказывается о приобщении студентов-дизайнеров к ценностям региональной архитектуры. Автор знакомит с историей развития зодчества Южного Урала и строительстве современных архитектурных сооружений. Дано краткое сравнение двух памятников деревянного зодчества.
Обучение студентов-дизайнеров, будущих специалистов средового проектирования, невозможно без знаний основ архитектуры. Наряду с изучением общемировых памятников студенты знакомятся с историей развития зодчества Южного Урала и современными архитектурными сооружениями. Среди них особое место занимают религиозные здания и монастырские комплексы, которые с середины 90-х годов XX века начали активно реставрироваться и заново строится по всей территории России. Быстрое возрождение христианства сопровождалось быстрым возведением большого количества соборов, церквей и молельных домов, а также других религиозных построек. Вместе с тем многие из них не всегда отличались стилистическим единством, композиционной целостностью, высокими художественными качествами, особенно в оформлении экстерьеров и интерьеров.
Перед преподавателями кафедры встала задача отбора тех сооружений, которые действительно отражают тенденции русского зодчества и являются художественно-ценными образцами архитектуры. Критериями отбора стало сохранение конструктивных и
технологических традиций, художественновыразительных средств архитектуры.
В XX веке был утрачен огромный пласт русской традиционной культуры, уцелевший лишь в редких, сохранившихся, в основном, на Русском Севере, памятниках. Ушла культура создания образного строя сооружений из дерева; разрушены традиции в строительстве жилых построек; культура обработки дерева; утрачены смелые конструкторские и инженерные приемы, увеличивающие долговечность зданий; утрачена и высокая культура ландшафтной архитектуры.
Мы знаем русское народное традиционное зодчество лишь по отдельным, чудом сохранившимся произведениям, уцелевшим в немногочисленных местах страны и нескольких музеях-заповедниках. Одни и те же объекты, сооружения кочуют из одной книги в другую, не составляя цельного представления об ушедшей эпохе гениальных мастеров дереводелов.
Когда едешь по трассе Магнитогорск -Челябинск, то возле села Верхней Санарки открывается удивительное зрелище, а именно силуэт нового храма. Он поражает взоры всех, кто проезжает мимо. Невозможно не остановиться и не посмотреть, что же там происходит. Бросаются в глаза золотые купола, дерево и великолепие небольшого по размерам деревянного храма, который является центром небольшого церковного островка, ухоженного руками прихожан.
Русским людям никогда не было чуждо чувство красоты, а если оно руководило ими даже при постройке простой избы или крепостных башен, то, само собой понятно, что стремление к красоте должно достигать высшего напряжения при создании храмов. Какие бы темные черты характера, а подчас и нравственной распущенности, не гнездились в людях допетровской Руси, в какие бы ук-
Рисунок 1
лонения от догматов главенствующей церкви они не впадали, им не было знакомо отрицание религии. Как прямое следствие их глубокой веры - непрестанное желание видеть храмы своих сел и городов «преудивлен-ными» и «преукрашенными».
В наше время Челябинская область обзавелась двумя современными деревянными храмами, которые располагаются недалеко друг от друга и строились почти одновременно. Первый построили в городе Южноураль-ске (рис.1), второй - в родном селе губернатора нашей области Петра Ивановича Сумина Верхней Санарке (рис.2). Бесспорно, эти две церкви имеют много общего как в конструкции, так и оформлении. Крестообразный план церквей, ярусность, многоглавие не оставляют сомнение, что обе имеют родство с теми шедеврами северного зодчества, что сохранились в Кижах. Исторически это вполне оправдано, поскольку Урал заселялся русскими с севера чуть ли не с полярной области нашего региона.
Однако различий в этих двух церквях очень много. Южноуральская возведена на открытом, голом, ровном пространстве. Лишенная по сей день хоть какого-то природного оформления, она смотрится одиноко и отчужденно от того мира, который должна символизировать. Раскраска масляной краской некоторых частей не сделала ее нарядней и привлекательней, зато нарушила традиционную цветовую гамму, дерево перестало дышать, а значит, и привлекать своей естественной теплотой.
Место для строительства храма в Верхней Санарке было выбрано не случайно. Здесь живописный уголок уральской природы. Окруженный лесом, храм даже в своем еще не достроенном виде производил на всех неизгладимое впечатление. Сегодня он, несомненно, притягивает взгляд всех проезжающих своей неповторимой естественной красотой и истинно русской архитектурой. Храм удивительным образом гармонирует с окружающим его лесом, здешний бор только подчеркивает целесообразность выбранного материала.
Одна из отличительных черт «русского стиля» - это применение натурального дерева в качестве основного материала при стро-
ительстве. Русь с давних времен считалась «лесной страной», поэтому в районах, богатых лесом, широко развивалось срубное строительство. Деревянные дома собирались из «клетей» (срубов) безгвоздевым способом. Для ручной рубки домов по традиции и сегодня применяется экологически чистая, высококачественная древесина (ель, сосна, лиственница), не зараженная жучком-древоедом и грибком и имеющая влажность 80-90%. Она достаточно легка в обработке и меньше деформируется при естественной сушке в собранном виде.
На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным материалом, и тогда, когда появились постройки из природного камня и кирпича. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строительные и композиционные приемы, отвечающие природно-климатическим условиям и художественным вкусам народа, оказавшие позднее немалое влияние на формирование каменного зодчества. Все типы построек, соответствовавших русскому бытовому укладу, первоначально сложились в дереве, а многие их них, в частности постройки сельских поселений (храма, жилые дома, амбары, бани, мельницы, мосты и др.), возводились только из дерева вплоть до XIX века.
Возрождение сегодня строительства индивидуальных домов, коттеджей и церквей из дерева породило массу проблем конструктивного и художественного применения традиционного русского материала. С одной стороны, существует многовековая история использования дерева, которая, к сожале-
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
нию, в нашей стране была прервана в начале XX века, а лучшие образцы деревянного зодчества культового назначения уничтожены по идейным соображениям. С другой стороны, открытие железобетона и активное его использование в современной архитектуре резко потеснили все другие строительные материалы, в том числе и в мировой практике. Однако Россия и сегодня склоняется к традиционному материалу, прежде всего, учитывая климатические условия существования большинства населения страны.
Если говорить о материалах и архитектурно-конструктивных приемах русского деревянного зодчества, необходимо вернуться к истории нашего государства. Воинствующие племена, южные соседи вытесняли славян с европейских территорий все севернее и севернее. Русские старались не конфликтовать. Нужно было отвоевывать лесные массивы для постройки своих жилищ. Тут и проявилось зодчество, архитектура, дизайн (Малые Карелы, Архангельск, Урал как развивающийся промышленный район). Появились искусные мастера в обработке древесины. Одним движением топора могли вырубать нужное, соединять в цельное, причем без единого гвоздя. Вырабатывалась функциональность, и создавали шедевры. Xрам Пре-
ображения с 26-ю главами в Кижах, памятники в Суздале, в Вологодской области Ферапонтова монастыря. Великий Новгород обладает архитектурными произведениями в дереве, сохранились династии мастеров со времен Рюриковичей. Именно с этих времен началось развиваться русское деревянное зодчество.
Дереву, как материалу сухому и теплоемкому, справедливо отдавалось предпочтение и при возведении городских жилых построек до XVIII века. В дошедших до нас каменных домах XVII века жилые помещения выполнены в дереве. Сельские поселения и города, существовавшие на Руси, согласно летописям, начиная с IX века, крестьянские, посадские и княжеские дворы - все строились из дерева. В городах из дерева выполнялось все, начиная от оборонительной крепостной ограды и кончая мощением улиц; лишь два отрицательных качества дерева как строительного материала - его недолговечность и горючесть - не позволяют заглянуть в древнейшие периоды развития русского деревянного зодчества. Поэтому редкие жилые дома имеют возраст 100 лет, а неотапливаемые холодные храмы - более 300 лет. До нашего времени не сохранилась ни одна деревянная постройка (за исключением археологических на-
Рисунок 5
ходок), срубленная раннее XVI века.
Облик древних деревянных сооружений - жилых, хозяйственных и культовых - мы можем предположительно восстановить по различным историческим источникам: летописям, писцовым книгам, миниатюрам, иконам, описаниям и зарисовкам иноземных путешественников.
Кроме того, представить характерные черты ранних периодов развития деревянной архитектуры нам помогает традиционность строительных и художественных приемов.
Строительство храма в Верхней Санарке (Рис. 3,4), возводимого в честь Иконы Божий Матери, именуемой «Скоропослушница», было начато еще в конце 2002 года. «Строят здесь неспешно, без-воздевым способом, как это было принято на Руси», - высказался в одном из интервью губернатор области П.И. Сумин. - «Такого строительства не вели здесь больше 70 лет. Сегодня же до этого дошли и душа и руки».
Подрядчик строительства столь необыкновенного объекта ЗАО «Промстрой - 2» Че-лябметаллургстроя, который вел работы по архитектурному проекту, разработанному в Московской архитектурно-реставрационной мастерской патриархии, и рабочим чертежам челябинского Агропромпроекта. По словам председателя Совета директоров Сергея Павловича Левина, велся строгий контроль за сохранением традиций, стиля работы мастеров «по старинке». Храм практически полностью построен из деревянного сруба, «безгвоз-девым» способом. Была соблюдена такая характерная черты для аналогичных построек, как почти полное отсутствие внутренней отделки, и лишь деревянные купола «облагородятся» медным покрытием.
Процесс возведения храма финансировался за счет общественных средств областного благотворительного фонда «Благовест» и на личные средства Петра Ивановича Сумина, губернатора Челябинской области, и тех, кто решил поддержать его идею. Словом, как принято на Руси - всем миром. Приблизительная стоимость проекта составляет около 20 миллионов рублей. И это, по его же словам, доста-
точно скромная цифра, которая могла бы быть гораздо больше в случае строительства храма из традиционных современных материалов.
Xрам, носящий название в честь иконы Божьей Матери «Скоропослушницы» - необычайно красивое архитектурное сооружение: большой деревянный сруб на каменной подклети с пятнадцатью главками. А наша уральская сосна придает облику строения воздушность, несмотря на то, что это довольно сложное в инженерном отношении сооружение. 2 июля 2005 состоялось освящение этого храма, его совершил митрополит Калужский и Боровский, управляющий делами Московской патриархии владыка Климент, ведь с самого начала он сооружался под высоким патронатом Русской Православной Церкви.
Самое главное, подчеркнул владыка, что этот храм не пустует - в нем всегда люди. По признанию высокого священнослужителя, он был поражен новым храмом, построенным в Верхней Санарке (Рис.5). Xрам Божьей Матери Скоропослушницы владыка Климент назвал архитектурным творением деревянного зодчества и одним из лучших, построенных в России за последнее время.
Архитектор, дизайнер, художник, проектировщик - это те специалисты, которые призваны формировать предметно-пространственную среду с учетом природного окружения, национальных традиций и потребностей современного человека. Бесспорно, сегодня требования к храмовому строительству резко возросли: наряду с традиционными требования-
ми, современный архитектор решает проблемы тепла, водоснабжения, электроэнергии, коммуникационных связей и т.д. Вместе с тем часто неудачное художественное решение сводит на нет все усилия заказчиков увидеть свой «Дом-храм» уютным и красивым.
Посещение студентами храма в Верхней Санарке становится наиболее эффективным способом приобщения их к ценностям реги-
ональной архитектуры. Посещение службы, а потом проведение экскурсии наполняют теоретические знания студентов практическим смыслом, делают их лично значимыми и ценными. Обращение к национальным традициям, изучение и освоение рациональных приемов деревянного зодчества - необходимое условие в профессиональной подготовке будущих специалистов.
Список использованной литературы:
1. Ананьев И. Даниил Московский - Петру Сумину // Магнитогорский рабочий. -№119. - 05. 07. 2006 г.
2. Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры: Лицо города. - М.: Мол. Гвардия, 1990. - 350 с.
3. Илларионова Ж. Храм у дороги // Магнитогорский рабочий. - №123. - 09. 07. 2005 г.
4. Куракова Ю. Возвращение к истокам // Что? Где? Когда? - №29. 6. 08. 2004 г. (Информационный еженедельник).
5. Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры: Учебник для вузов. - М.: Архитектура-С, 2004. - 512 с.
6. Красовский М.В. Энциклопедия архитектуры. Деревянное зодчество. - Санкт-Петербург: САТИСЪ, 2002. - 384 с.