Научная статья на тему 'Освобождение от уголовной ответственности и наказания в связи с участием в военных действиях'

Освобождение от уголовной ответственности и наказания в связи с участием в военных действиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
освобождение от уголовная ответственности / освобождение от наказания / военное время / военная обстановка / мобилизация / контракт / призыв / военные сборы / exemption from criminal liability / exemption from punishment / wartime / military situation / mobilization / contract / conscription / military training

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Никита Георгиевич

В статье анализируются принятые в УК РФ новеллы, посвященные освобождению от уголовной ответственности и от наказания лиц, участвующих в военных действиях в составе войск России. Поскольку практика применения только недавно принятых норм отсутствует, автор анализирует соответствующие нормы, исходя из юридической логики (дух закона), опираясь на регулирующие законодательные акты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванов Никита Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Exemption from Criminal Responsibility and Punishment in Connection with Participation in Hostilities

The article analyzes the novelties adopted in the Criminal Code of the Russian Federation, dedicated to the exemption from criminal liability and punishment of persons participating in hostilities as part of the Russian troops. Since there is no practice of applying only recently adopted norms, the author analyzes the relevant norms based on legal logic (the spirit of the law), relying on regulatory legislative acts.

Текст научной работы на тему «Освобождение от уголовной ответственности и наказания в связи с участием в военных действиях»

5.1.4 Уголовно-правовые науки

(юридические науки)

Criminal Law

DOI: 10.33693/2782-7372-2024-3-3-44-48 УДК: 343 ГРНТИ: 10.79 EDN: LOQEHZ

Освобождение от уголовной ответственности и наказания в связи с участием в военных действиях

Н.Г. Иванов ©

Всероссийский государственный университет юстиции (ВГУЮ) (РПА Минюста России), г. Москва, Российская Федерация

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье анализируются принятые в УК РФ новеллы, посвященные освобождению от уголовной ответственности и от наказания лиц, участвующих в военных действиях в составе войск России. Поскольку практика применения только недавно принятых норм отсутствует, автор анализирует соответствующие нормы, исходя из юридической логики (дух закона), опираясь на регулирующие законодательные акты.

Ключевые слова: освобождение от уголовная ответственности, освобождение от наказания, военное время, военная обстановка, мобилизация, контракт, призыв, военные сборы

DOI: 10.33693/2782-7372-2024-3-3-44-48

Exemption

from Criminal Responsibility and Punishment in Connection with Participation in Hostilities

N.G. Ivanov ©

All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia), Moscow, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Abstract. The article analyzes the novelties adopted in the Criminal Code of the Russian Federation, dedicated to the exemption from criminal liability and punishment of persons participating in hostilities as part of the Russian troops. Since there is no practice of applying

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ В СВЯЗИ С УЧАСТИЕМ В ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ

Иванов Н.Г.

only recently adopted norms, the author analyzes the relevant norms based on legal logic (the spirit of the law), relying on regulatory legislative acts.

Key words: exemption from criminal liability, exemption from punishment, wartime, military situation, mobilization, contract, conscription, military training.

ВВЕДЕНИЕ

27 марта 2024 г. вступил в силу закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», которым УК РФ был дополнен ст. 78.1 «Освобождение от уголовной ответственности в связи с призывом на военную службу в период мобилизации или в военное время либо заключением в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракта о прохождении военной службы, а равно в связи с прохождением военной службы в указанные периоды или время» и ст. 80.2 «Освобождение от наказания в связи с прохождением военной службы в период мобилизации, в период военного времени или в военное время». Не имеет смысла рассуждать о причинах принятия этого закона - таковые очевидны. Имеет смыл порассуждать о корректности принятых законов, поскольку именно этот аспект отражается на правоприменительной практике.

КТО ОСВОБОЖДАЕТСЯ

Прежде всего о том, кто может быть освобожден от уголовной ответственности и наказания. Ответ на этот вопрос, который не содержится в принятых нормативных императивах, можно дать, используя правило сопШШсПо ¡п соп1:гагшт (доказательство от противного), указав на преступления, которые, по воле законодателя, являются препятствием освобождению. Это, в первую очередь, преступления, совершенные против половой неприкосновенности несовершеннолетних, содержащиеся в гл. 18 УК РФ. Указывая в качестве единого основания исключения возможности освобождения от уголовной ответственности и от наказания половые преступления против несовершеннолетних, законодатель не выдержал заранее заданного алгоритма, предложив довольно противоречивую схему. Начало перечня соответствующих преступлений вписывается в заданный алгоритм путем указания на такие преступления, которые предусмотрены п. «а» ч. Зип. «б» ч. 4 соответственно ст. 131 и 132 УК. Это как раз те нормы, в которых установлена ответственность за половые преступления против несовершеннолетних, включая лиц, не достигших 14 лет. В этом перечне законодатель не предусмотрел ч. 5 указанных статей по причине того, что она также посвящена половым преступлениям против несовершеннолетних, но с квалифицирующими признаками. Логика невключения ч. 5 в перечень указанных статей заключается в том, что в любом случае это деяние направлено против несовер-

шеннолетних и, следовательно, лицо, его совершившее, освобождению не подлежит. А вот дальше начинаются необъяснимые пассажи.

В перечень преступлений против половой неприкосновенности законодатель включил другие нормы гл. 18 УК, но почему-то только квалифицированные составы. Статья 134УК включена только ч. 3-6, несмотря на то что в ч. 1-2 этой статьи речь идет также о несовершеннолетних. То же касается и ст. 135 УК, из которой в перечень включены ч. 3-5, хотя в ч. 1-2 речь идет о несовершеннолетних. Наконец, алгоритм защиты половой неприкосновенности (несовершеннолетних) нарушен и тем, что законодатель вообще проигнорировал ст. 135 УК, где вч. 2 речь идет о несовершеннолетних. Объяснить такое положение конечно можно, но для этого надо прибегнуть к уловкам софистов. Но самое главное для правоприменения заключается в том, что, например, насильственные действия сексуального характера в отношении лица, не достигшего 16-и лет, исключают возможность освобождения, а развратные действия в отношении такого же лица - не исключают.

Кроме «полового» перечня норм, препятствующих освобождению от уголовной ответственности и наказания, законодатель предусмотрел перечень преступлений, представляющих особую опасность для социума. К таким преступлениям отнесены деяния, которые прямо или косвенно могут содействовать агрессивным актам против России. Это деяния, составляющие блок преступлений в сфере экономической деятельности, которые, по своей направленности могут реально способствовать террористической агрессии против России - ст. 189 и 200.1 УК; блок преступлений против общественной безопасности с акцентом на терроризм - ст. 205-205.5, 206, 208-211, п. «б» ч. 2 ст. 215.4, ст. 217.1, 220, 221, 226.1; блок преступлений против здоровья населения, представленный одной статьей - 229.1; блок преступлений в сфере компьютерной информации, также представленный лишь одним преступлением - ст. 274.1; довольно объемный блок преступлений против конституционного строя и безопасности государства - ст. 275, 275.1, 276-280.2, 280.4, 281-281.3, 282.1-282.3, 283-283.2, 284; блок преступлений против порядка управления, состоящий из одной статьи - ч. 2 ст. 322.1; блок преступлений против мира и безопасности человечества, что вполне логично в общем тренде агрессии - ст. 355, 359-361.

По поводу этого второго перечня норм, ставящих препятствие освобождению от уголовной ответственности и наказания, также возникает много вопросов. Например, почему в блоке преступлений против общественной безопасности линия оружия и ядерных

Т. 3. № 3. 2024

Лоббирование в законодательстве

45

материалов (ст. 221, 226.1) не была продолжена ст. 222223.1? И так далее. Однако мы не станем будировать это множество вопросов, учитывая, что, во-первых, dura lex sed lex означает необходимость следования закону, коков бы он ни был (de lege lata) и, во-вторых, современный российский законодатель вообще склонен к неточностям, принимая законы поспешно, но со временем внося в них соответствующие коррективы. Поэтому будем принимать то, что имеем. Таким образом ст. 78.1 и 80.2 УК РФ распространяются на лиц, совершивших любые преступления, за исключением перечисленных, включая и преступления против жизни.

Основанием освобождения является призыв на военную службу, заключение контракта о прохождении военной службы или приостановление предварительного расследования в отношении лиц, проходящих военную службу в соответствии сп. 3.1 ст. 208 УПК РФ.

Обязательным условием освобождения, наряду с перечисленными основаниями закон называет период мобилизации или военное время, или военное положение.

Согласно ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-Ф3 в ред. от 23.03.2024, призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет. В том случае, если субъект не был призван на военную службу или уволен из вооруженных сил, он зачисляется в запас вооруженных сил. Предельный возраст нахождения в запасе, согласно ст. 53 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», составляет (в зависимости от разряда. Здесь приводятся максимальные цифры) для рядового состава 55 лет, для младших офицеров - 60 лет, для старших офицеров - 65 лет и для генералов - до 70 лет.

Лица, находящиеся в запасе, могут быть призваны на военные сборы, которые, согласно ст. 54 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», подразделяются на учебные сборы и сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей, так называемые «проверочные сборы». По сути это также призыв в вооруженные силы, но кратковременный (до двух месяцев) и имеющий целевое назначение. В том, что сборы есть разновидность призыва на военную службу убеждает их назначение - обучение новым навыкам военной службы (тактика, стратегия ведения боевых действий) и образцам техники. Но в отличие от призыва на военную службу, который, согласно ст. 59 Конституции РФ, является обязательным для соответствующих лиц, призыв на военные сборы, исходя из положений ст. 54 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», факультативен. Кроме того, призыв на военную службу по своим юридическим свойствам означает начало военной службы, как определено в п. 10 ст. 38 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (началом службы по призыву будет считаться день, когда ему присвоят воинское звание рядового), а назначение призыва на сборы иное - для подготовки к военной службе (ч. 1 ст. 54 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Рассуждения о военных сборах имели цель показать, что, не взирая на содержательную идентичность призыва на службу и призыва на сборы, они имеют разные юридические характеристики, а потому де-юре не могут быть равнозначны, что означает: если субъект совершит преступление во время сборов,

но в период объявления мобилизации, он не может быть освобожден от уголовной ответственности или наказания за исключением случаев, когда субъект призван в военное время в Вооруженные силы РФ, поскольку призыв из запаса на сборы соответствует этому критерию и, разумеется, в случае заключения контракта. Но последняя ситуация уже является иным основанием и имеет иные юридические характеристики, чем призыв на службу и призыв на сборы. Следовательно, призывники на военные сборы могут быть освобождены от уголовной ответственности только в случае их призыва в военное время в Вооруженные силы РФ для подготовки к военной службе.

В ст. 32 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» содержатся правовые основания заключения контракта о прохождении военной службы: контракт заключается между гражданином РФ или иностранным гражданином и Минобороны или иным федеральным органом исполнительной власти от имени Российской Федерации. В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта (ч. 2 ст. 32 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Контракт считается заключенным с момента его подписания. Контракт могут заключать не только мужчины, но и женщины.

Основание в виде приостановления предварительного расследования в соответствии с п. 3.1 ст. 208 УПК РФ относится к военнослужащему или точнее -к лицу в период прохождения военной службы при тех же условиях, которые относятся к другим лицам, поступившим на военную службу за тем лишь исключением, что он уже, ранее наступивших условий, являлся военнослужащим.

Указанные основания, необходимые для освобождения от уголовной ответственности или наказания, не имеют силы без наличия условий, в рамках которых они приобретают бонусный статус. Это прежде всего мобилизация.

Мобилизацию ч. 2 ст. 1 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26.02.1997 № 31-Ф3 (ред. от 23.03.2024) определяет как комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации и ее субъектов, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных сил РФ и других воинских формирований на «организацию и состав военного времени». В приведенном законодательном определении мобилизация сопрягается с военным временем. Это означает, что соответствующий комплекс мероприятий характерен только для данного временного периода. Почему на этом определении сделан акцент? Потому, что ФЗ № 64 от 23 марта 2024 г. (ст. 78.1 и 80.2 УК) оперирует понятиями военного времени и военного положения, а в законе о мобилизации речь идет об организации и составе военного времени. Следует ли различать данные понятия? Полагаю, что различие здесь неуместно и вот почему.

Военное время является определяющим свойством, главным условием, при наличии которого субъект,

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ В СВЯЗИ С УЧАСТИЕМ В ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ Иванов Н.Г. -

совершивший преступление в период мобилизации получает бонус освобождения от уголовной ответственности. Закон о мобилизации также имеет ввиду военное время, а дополнительные существительные «организация» и «состав» призваны акцентировать внимание на структуре соответствующего периода, т.е. совокупности устойчивых связей феномена (организация) и на качественном содержании его (состав). Эти термины закона о мобилизации призваны лишь насытить содержанием (онтологией) понятие военного времени, которое остается обязательным условием освобождения.

Понятие «военное время» в законодательных актах дано с определенной степенью абстракции, но конкретно оно есть в постановлении пленума Верховного суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против военной службы» от 18 мая 2023 г. № 11. В ч. 4 п. 2 постановления установлено: «Военным временем является период с момента объявления федеральным законом состояния войны в случае вооруженного нападения (агрессии) на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации либо с момента фактического начала военных действий до момента объявления об их прекращении, но не ранее фактического прекращения». В определении Верховного суда военное время характеризуется через понятие «состояние войны», которое, в свою очередь, определяется тремя составляющими, каждое из которых имеет собственную характеристику. Это агрессия или выполнение международных договоров, или фактическое начало военных действий. Строго говоря, определение Верховного суда представляет собой кальку ст. 18 ФЗ «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ (в ред. от 25.12.2023), которая определяет состояние войны так:

«1. Состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации.

2. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время (выделено мной. - Н.И.), которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения». В приведенных формулах, определяющих понятие военного времени, содержатся элементы неопределенности, затрудняющие действия правоприменителя. Если агрессия или выполнение международных договоров влечет за собой объявление войны, то, с юридической точки зрения, здесь все достаточно четко. Объявление войны означает начало военного времени. А вот такой элемент, как фактическое начало военных действий, не ясен. В этом случае официального объявления войны не нужно и все зависит от индивидуальной интерпретации. Например, можно ли считать фактическим началом военных действие вторжение вооруженных групп на территорию РФ? Или вторжение на территорию РФ воздушных судов иностранных государств? Или обстрел территории РФ? И так далее.

В законе, кроме того, не указана процедура объявления военного времени, она существует только для состояния войны. А между тем законодательно закрепленная процедура установления военного времени могла бы оказать существенную помощь в правоприменительной работе.

Понятие военного положения содержится в ст. 1 ФЗ «О военном положении», где сказано: «Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии». Таким образом, военное время отличается от военного положения тем, что военное время не характеризуется какими-либо правовыми особенностями, являясь временным периодом, тогда как военное положение представляет собой правовой режим, причем особый правовой режим, в рамках которого урезаются права и свободы граждан и могут возлагаться дополнительные обязанности на них (ч. 4 ст. 1ФЗо военном положении).

Может ли быть введен режим военного положения вне военного времени? Разумеется, нет, но этот вопрос поставить необходимо, т.к. в УК речь идет об освобождении от уголовной ответственности, в частности, в случае призыва на военную службу в период мобилизации, которая, как указывает закон, сопрягается с военным временем, а не с военным положением. Но поскольку военное положение не может быть объявлено вне военного времени, постольку призыв по мобилизации в условиях военного положения также должен служить обстоятельством, позволяющим применять соответствующие бонусные нормы. Необходимо заметить, что военное время может существовать и без введения военного положения, например, в случае фактического начала военных действий.

По тем же основаниям и на тех же условиях лицо освобождается от наказания, но условно. Именно так сказано в ст. 80.2 УК РФ. Это не совсем корректная формулировка. В УК РФ нет условного освобождения от наказания, но есть условно-досрочное освобождение (далее - УДО), предусмотренное ст. 79 Уголовного кодекса. В ст. 79 УК условно-досрочное освобождение от наказания сопровождается обязательными требованиями, которые должны быть неукоснительно выполнены - фактическое отбытие определенного срока; учет при освобождении различных обстоятельств главным образом субъективного свойства (отношение к учебе, работе, труду, поведение и т.п.). Суд, кроме того, может возложить на условно-досрочно освобожденного определенные обязанности, невыполнение которых означает возможную отмену бонуса. Ну и, наконец, УДО предоставляется факультативно (может быть применено п. 3 ст. 79 УК).

Статья 80.2 УК ничего подобного, т.е. никаких требований для возможности освобождения, не предусматривает, устанавливая, по существу новую разновидность освобождения от наказания - условное освобождение, которое должно иметь собственные юридические характеристики. Более того, условное освобождение по ст. 80.2 УК императивно (освобождается ч. 1 ст. 80.2 УК).

Т. 3. № 3. 2024

Лоббирование в законодательстве

47

В таком контексте сравнительного анализа ст. 79 и 80.2 УК можно предположить, что новый вариант условного освобождения от наказания присущ только в рамках отношений, связанных с военными действиями, но законодателю следует указать на этот бонусный вариант как новеллу или как исключение из общего правила, которое действует только в строго определенных случаях - во время военных действий.

По правилам ст. 80.2 УК, освобождается от наказания только лицо, отбывающее наказание. Но в законе ничего не сказано по поводу лица, которому наказание только назначено, а к отбыванию он еще не приступил, но заключил, например, контракт в период военного времени. Как быть с таким фигурантом - закон умалчивает и это станет большой проблемой для судебно-следственной практики.

Важным в контексте положений ст. 80.2 УК является вопрос о возможности условного освобождения при указанных условиях лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы. Буквальное толкование позиции ст. 80.2 дает возможность констатировать, что такое возможно, поскольку в статье речь идет об отбывании наказания в общем плане. Сделанный вывод подтверждается и тем, что субъект, совершивший убийство и, в частности, квалифицированную его разновидность (ч. 2 ст. 105 УК), за которое предусмотрено, в частности, пожизненное лишение свободы, освобождается от уголовной ответственности. Однако в опубликованной на сайте информации, которая называется «Справоч-

ная информация по вопросу освобождения от уголовной ответственности осужденных, имеющих желание заключить контракт о прохождении военной службы в ВС РФ. 22.09.2023» сказано, что условному освобождению от наказания не подлежат, в частности, лица, отбывающие пожизненное лишение свободы1. Вероятно, такое решение надо закрепить законодательно, дабы не возникало вопросов в процессе практического правоприменения (хотя, следует заметить, что этот вопрос все же не лишен полемичности).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Спартанский царь Агесилай II после поражения при Левктрах повелел на сутки приостановить действия законов, согласно которым бежавшие с поля сражения подлежали наказанию. Это было сделано для того, чтобы пополнить армию и одержать победу, что ему и удалось. Такие правовые «кульбиты» носят исключительно прагматичный характер и в состоянии привести к эффективному итогу. Правильны ли они с позиций законности или нет - вопрос полемики. Но тот факт, что на тех же основаниях покоится и исследуемая в статье норма, очевиден. Другое дело, что она нуждается в некоторой коррекции, которую скорее всего и следует ожидать по мере практического ее применения.

1 См.: 01bxks-spravka-dlya-advokatskoy-palaty-cho.pdf

Статья проверена программой Антиплагиат

Статья поступила в редакцию 08.05.2024, принята к публикации 30.05.2024 The article was received on 08.05.2024, accepted for publication 30.05.2024

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Иванов Никита Георгиевич, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, полковник милиции в отставке; профессор, кафедра уголовного права и криминологии; Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России); г. Москва, Российская Федерация; главный редактор; журнал «Лоббирование в законодательстве»; г. Москва, Российская Федерация. Author ID: 329534; SPIN-код: 4122-5422; E-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Nikita G. Ivanov, Dr. Sci. (Law), Professor, Honorary Lawyer of the Russian Federation, retired Police Colonel; Professor, Department ofCriminal Cases and Criminology; All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia); Moscow, Russian Federation; editorin-chief, journal "Lobbying in the Legislative Process"; Moscow, Russian Federation. Author ID: 329534; SPINcode: 4122-5422; E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.