Научная статья на тему 'ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ И ВАЖНОСТЬ СУДЕБНОЙ ОДОНТОЛОГИИ СРЕДИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА'

ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ И ВАЖНОСТЬ СУДЕБНОЙ ОДОНТОЛОГИИ СРЕДИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
24
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНА / СТОМАТОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / ПСИХОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ОРДИНАТУРА / СУДЕБНАЯ ОДОНТОЛОГИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / СТУДЕНТЫ / ОРДИНАТОРЫ / ПЕДАГОГИ / ИССЛЕДОВАНИЯ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Сериков Вадим Сергеевич

Повышение квалификации педагогов и студентов является неотъемлемой частью медицинского образования. Согласно анатомическим данным зубы являются одним из трех основных идентификаторов личности на любых опознавательных этапах, однако данная дисциплина является малоизученной на сегодняшний день. Судебная одонтология преподается во всем мире, но до недавнего времени не было предложено внести данную медицинскую специальность в раздел ординатуры. Цель настоящего исследования изучение осведомленности и важности судебной одонтологии среди преподавателей и студентов стоматологического факультета. В ходе исследование было предложено внедрение двух типовых анкет для преподавателей и для студентов старших курсов, включая ординаторов первого года обучения. Судебная одонтология, как дисциплина включает в себя анатомию зубов, челюстно-лицевую хирургию и общую биологию полости рта. Исходя из полученных данных, 98% преподавателей стоматологического факультета и 86% студентов считают, что судебную одонтологию следует преподавать по программе ординатуры, однако, по мнению 56% студентов стоматологического факультета, данную дисциплину следует преподавать как независимый предмет, в отличие от других респондентов, которые предлагали объединить судебную медицину с другими фундаментальными дисциплинами. Результаты также показали, что 80% студентов заинтересованы в формальном обучении судебной одонтологии, так как они проявили большой интерес к идентификации человека и реконструкции лица. Таким образом, внедрение данной учебной программы подчеркивает важную роль в идентификации человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Сериков Вадим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AWARENESS AND IMPORTANCE OF FORENSIC ODONTOLOGY AMONG TEACHERS AND STUDENTS OF THE FACULTY OF DENTISTRY

Professional development of teachers and students is an integral part of medical education. According to anatomical data, teeth are one of the three main identifiers of personality at any identification stages, but this discipline is poorly studied today. Forensic odontology is taught all over the world, but until recently it was not proposed to include this medical specialty in the residency section. The purpose of this study is to study the awareness and importance of forensic odontology among teachers and students of the Faculty of Dentistry. During the study it was suggested that the introduction of two standard questionnaires for teachers and senior students, including residents of the first year. Forensic odontology, as a discipline involves the anatomy of the teeth, maxillofacial surgery and General biology of the oral cavity. Based on the data obtained, 98% of teachers of the Faculty of Dentistry and 86% of students believe that forensic odontology should be taught in the residency program, however, according to 56% of students of the Faculty of Dentistry, this discipline should be taught as an independent subject, unlike other respondents who suggested combining forensic medicine with other fundamental disciplines. The results also showed that 80% of the students were interested in formal training in forensic odontology, as they showed a strong interest in human identification and facial reconstruction. Thus, the introduction of this training program emphasizes the important role in human identification.

Текст научной работы на тему «ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ И ВАЖНОСТЬ СУДЕБНОЙ ОДОНТОЛОГИИ СРЕДИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА»

SERIKOV Vadim Sergeevich

AWARENESS AND IMPORTANCE OF FORENSIC..

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 3(36)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

VTTk" т, 7 П1 т, 004 8 F1 02021 Контент доступен по липеюни СС BY-NC 4.0

J ' .UIJ.UIM-.O. |(сс) (jjCS) Tins is an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/bgz3 -2021-1003 -003 3 l£i™3»E™(https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/)

ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ И ВАЖНОСТЬ СУДЕБНОЙ ОДОНТОЛОГИИ СРЕДИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

© Автор(ы) 2021 SPIN: 8707-9340 AuthorlD: 776180 ORCID: 0000-0001-5559-9653

СЕРИКОВ Вадим Сергеевич, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Стоматология детского возраста» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса дом 3, e-mail: [email protected]) Аннотация. Повышение квалификации педагогов и студентов является неотъемлемой частью медицинского образования. Согласно анатомическим данным зубы являются одним из трех основных идентификаторов личности на любых опознавательных этапах, однако данная дисциплина является малоизученной на сегодняшний день. Судебная одонтология преподается во всем мире, но до недавнего времени не было предложено внести данную медицинскую специальность в раздел ординатуры. Цель настоящего исследования изучение осведомленности и важности судебной одонтологии среди преподавателей и студентов стоматологического факультета. В ходе исследование было предложено внедрение двух типовых анкет для преподавателей и для студентов старших курсов, включая ординаторов первого года обучения. Судебная одонтология, как дисциплина включает в себя анатомию зубов, челюстно-лицевую хирургию и общую биологию полости рта. Исходя из полученных данных, 98% преподавателей стоматологического факультета и 86% студентов считают, что судебную одонтологию следует преподавать по программе ординатуры, однако, по мнению 56% студентов стоматологического факультета, данную дисциплину следует преподавать как независимый предмет, в отличие от других респондентов, которые предлагали объединить судебную медицину с другими фундаментальными дисциплинами. Результаты также показали, что 80% студентов заинтересованы в формальном обучении судебной одонтологии, так как они проявили большой интерес к идентификации человека и реконструкции лица. Таким образом, внедрение данной учебной программы подчеркивает важную роль в идентификации человека.

Ключевые слова: медицина, стоматология, педагогика, психология, образовательные программы, высшее образования, ординатура, судебная одонтология, методология, студенты, ординаторы, педагоги, исследования, учебные программы, теоретические знания, практические навыки.

AWARENESS AND IMPORTANCE OF FORENSIC ODONTOLOGY AMONG TEACHERS AND STUDENTS OF THE FACULTY OF DENTISTRY

©The Author(s) 2021

SERIKOV Vadim Sergeevich, candidate of medical Sciences, associate Professor of the Department

"Stomatology of children's age" Kursk state medical University (305041, Russia, Kursk, street Karl Marx st.3, e-mail: [email protected]) Abstract. Professional development of teachers and students is an integral part of medical education. According to anatomical data, teeth are one of the three main identifiers of personality at any identification stages, but this discipline is poorly studied today. Forensic odontology is taught all over the world, but until recently it was not proposed to include this medical specialty in the residency section. The purpose of this study is to study the awareness and importance of forensic odontology among teachers and students of the Faculty of Dentistry. During the study it was suggested that the introduction of two standard questionnaires for teachers and senior students, including residents of the first year. Forensic odontology, as a discipline involves the anatomy of the teeth, maxillofacial surgery and General biology of the oral cavity. Based on the data obtained, 98% of teachers of the Faculty of Dentistry and 86% of students believe that forensic odontology should be taught in the residency program, however, according to 56% of students of the Faculty of Dentistry, this discipline should be taught as an independent subject, unlike other respondents who suggested combining forensic medicine with other fundamental disciplines. The results also showed that 80% of the students were interested in formal training in forensic odontology, as they showed a strong interest in human identification and facial reconstruction. Thus, the introduction of this training program emphasizes the important role in human identification.

Keywords: medicine, dentistry, pedagogy, psychology, educational programs, higher education, residency, forensic odontology, methodology, students, residents, teachers, research, training programs, theoretical knowledge, practical skills.

ВВЕДЕНИЕ.

Судебная одонтология - важная ветвь одонтологии, но только несколько университетов предлагают курсы по этому предмету. Предыдущие исследования показали, что больше обучения и исследований имеют фундаментальное значение для этой области, кроме того, этот предмет должен быть частью учебной программы ординатуры по стоматологии. В прошлом модули для обучения были разработаны для студентов стоматологического факультета, которые помогали студентам-стоматологам помогать судебным одонтологам или повышать их уровень интереса к обучению в будущем [1-5].

Судебная одонтология указана как одна из тем в разделе «Челюстно-лицевая хирургия» в программе высшего образования, но обучение и подготовка еще не полностью разработаны и внедрены. Отсутствие прогресса в течение стольких лет, таким образом, побудило исследовать уровень осведомленности и признания судебной

одонтологии среди заинтересованных членов стоматологического факультета, а также уровень базовых стоматологических знаний и интереса среди студентов стоматологических институтов.

Согласно анатомическим данным зубы являются одним из трех основных идентификаторов, что еще не является общеизвестным фактом студентам. Поскольку знания одонтологии недостаточны, студенты могут не осознавать, насколько важна роль зубов. Этот предмет до сих пор не преподается в отдельной дисциплине, что объясняет более низкие знания в некоторых аспектах судебной одонтологии. Люди были осведомлены о роли одонтологии в идентификации людей, их возрасте и судебно-медицинских делах из-за увеличения числа подобных случаев, которые освещаются средствами массовой информации. Ни один из таких случаев не стал известен в отношении оценки пола или этнической принадлежности отдельных лиц, что привело к снижению

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 3(36)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

СЕРИКОВ Вадим Сергеевич ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ И ВАЖНОСТЬ СУДЕБНОЙ...

осведомленности об этих аспектах по сравнению с другими аспектами [6-11].

С последним достижением в области судебной одонтологии люди начинают осознавать важность этой стоматологической специальности, которая в конечном итоге поможет улучшить положение данной дисциплине в программе медицинского университета. Стоматологические записи - это юридические и официальные документы пациента, которые содержат данные о стоматологическом статусе, диагнозе и лечении пациента, поэтому в идеале они должны храниться как можно дольше [12].

Было опубликовано несколько публикаций, посвященных осведомленности о судебной одонтологии и включению этого предмета в учебную программу стоматологии для студентов во всем мире, включая студентов и преподавателей стоматологического факультета. Причины недавней осведомленности могут включать средства массовой информации и увеличение количества публикаций по этой теме. Роль, которую сыграли СМИ, подчеркнула помощь судебной одонтологии в идентификации жертв авиакатастрофы. По мере того как в мире происходит все больше стихийных бедствий и наблюдается рост насилия, растет охват дел, связанных с судебными одонтологами. Из-за небольшого числа квалифицированных судебных одонтологов возникли трудности с составлением отчетов и решением судебно-медицинских дел, связанных со стоматологией. В нескольких исследовательских работах подчеркивается необходимость включения судебной одонтологии в учебную программу по стоматологии [13-15].

Из преподавателей стоматологического факультета 81 (56%) считает, что судебную одонтологию следует обучать самостоятельно. Во всем мире одонтологию преподают в зависимости от другой специальности - стоматологии. Таким образом, на вопрос о том, от какого субъекта судебной одонтологии следует зависеть, большинство участников указали оральную биологию (32,4%), а затем челюстно-лицевую хирургию (24,1%). Несколько участников также предложили оральную патологию и оральную медицину. Нет ни надлежащих протоколов, ни правил и инструкций, установленных советом, ни стоматологической документации, должным образом преподаваемой в институтах. Должны быть сформированы строгие правила и надлежащие протоколы обучения и ведения стоматологической документации. В вооруженных силах обязательно вести стоматологические записи, и подобное принуждение должно соблюдаться в гражданских больницах и институтах [16-18].

Считается, что судебная одонтология - это область, зависящая от нескольких других предметов в стоматологии, таких как оральная патология, оральная медицина, устная диагностика, оральная биология, стоматологическая юриспруденция, радиология, оральная хирургия, общественная и профилактическая стоматология. Учебные руководства, принятые в 1982 и 1990 годах, и академия патологии полости рта предлагали преподавать судебную одонтологию в рамках патологии полости рта или диагностики / медицины полости рта. Позже считалось, что одонтологи должны существовать в оральной биологии. Однако в предыдущие годы неоднократно соглашались, что концепции судебной одонтологии не уникальны для одной дисциплины и что требуется независимый отдел [19-21].

МЕТОДОЛОГИЯ.

Перекрестное исследование на основе выборки удобства из - за ограничения, было проведено в анонимном государственных и частных стоматологических учреждениях. Сбор данных проводили в два этапа. Два набора анкет (Q1 и Q2), каждый из которых состоит из 12 закрытых вопросов, были разработаны и подготовлены с использованием системы Microsoft Word. Анкета 1 (Q1) была разработана для преподавателей кафедры стоматологии, связанных с челюстно-лицевой хирургией, детской стоматологией и судебной медициной.

Анкета 2 (Q2) была разработана для студентов стоматологов. Ответить попросили только студентов, обучающихся на третьем курсе и выше. Они бы посетили модули оральной биологии, оральной патологии, оральной медицины и начали бы ортодонтию и челюстно-лицевую хирургию. Для исследования в первую очередь были отобраны 30 студентов-стоматологов последнего курса из каждого учреждения, но если требуемое количество не было набрано, также были набраны студенты-стоматологи третьего курса или ординаторы первого года обучения.

Пять рабочих дней были предоставлены институтам для сбора ответов, так как автору пришлось за короткий промежуток времени охватить огромное количество анкет для анализа. Таким образом, срок в одну неделю (пять рабочих дней) был максимальной продолжительностью, которую мы предоставили для заполнения анкет. Данные были конфиденциально проанализированы авторами с использованием графиков, таблиц и описательного анализа в Microsoft Excel.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

В целом ответ студентов и преподавателей составил 94,1%. Для анкеты Q1 ответ стоматологов составил 91,9%. Для анкеты Q2 процент ответивших составил 94,1%. Кроме того, семь институтов также предоставили больше ответов. Все дополнительные ответы (Q1 и Q2) составляли лишь часть от общего числа ответов и не оказали существенного влияния на общие результаты. Что касается осведомленности о включении в учебную программу, около 47% преподавателей стоматологического факультета сообщили, что программа по судебной одонтологии должна быть внесена в учебную программу, из которых только 27% правильно указали, что она указана как зависимая тема. Остальные 11% неверно указали свой статус «независимого», а 9% не высказали никакого мнения. Более того, 90% преподавателей стоматологического факультета не знали ни о каком институте, где преподавали бы судебную одонтологию. Кроме того, только 29% знали о судебной одонтологии, как о необходимой дисциплине, а 54% знали о случаях, связанных с судебной одонтологией. Положительно, 73% студентов были осведомлены о данной дисциплине, как области стоматологии, указав СМИ (53,2%), профессора (41,3%), семинары / лекции (33%), газету (11%) и другие (6%) в качестве источника информации.

Что касается принятия, признания и интересов судебной одонтологии в качестве преподаваемого предмета, 70% членов стоматологического факультета сообщили, что они не проходили никакого обучения и не посещали какие-либо занятия, кто проходил обучение, предоставили различные ответы с точки зрения продолжительности и тип посещенных сессий.

Эта мультидисциплинарная область требует знания фундаментальных наук и, предпочтительно, некоторых клинических стоматологических наук. Было также предложено, чтобы темы, требующие клинической экспертизы, были представлены в основные годы. Таким образом, его преподавание наиболее подходит, когда студенты уже прослушали большинство теоретических курсов, предпочтительно на последнем курсе. Учитывая расписание занятий в учебной программе, большинство участников предложили одночасовое занятие один раз в неделю (53,8%), а затем два раза в неделю одночасовое занятие (27,6%). В прошлом были рекомендации по типовой учебной программе, предлагавшие занятия продолжительностью около 15-25 часов; или минимум 26-28 часов в семестрах. Многие студенты отметили то, что рентгенологическое сравнение - одна из самых надежных и эффективных процедур идентификации. Исследование, также показало, что стоматологические клиники должны записывать и хранить слепки вместе с другими стоматологическими данными на протяжении всей жизни, поскольку морщинки могут помочь в идентификации человека. Менее 60% студентов, ответивших

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002

143

SERIKOV Vadim Sergeevich

AWARENESS AND IMPORTANCE OF FORENSIC..

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 3(36)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

на сохранение рентгенограмм, и менее 30% указали на слепки, как на плохой результат.

Более 50% студентов заявили, что они прошли практическую подготовку по настоящим зубам для целей идентификации, однако, когда результаты были оценены с точки зрения учреждения, было обнаружено большое разнообразие ответов от студентов. Биология полости рта и анатомия зубов преподаются на втором курсе стоматологической программы, поэтому большинство ответов должно было быть одинаковым. Это изменение могло произойти из-за небрежности со стороны студентов, которые не посещали тренинг и, следовательно, не знали об этом. Это также может быть связано с неправильным пониманием вопроса, так как в основном студенты обучаются работе с настоящими зубами в отделении хирургии и эндодонтии для пломбирования и лечения корневых каналов. В предыдущем исследовании было подчеркнуто, что морфологические аспекты зубов у населения различаются по расовым и этническим соображениям, и поэтому морфология зубов должна изучаться соответственно. Это может быть достигнуто только в том случае, если все институты будут проводить обучение по морфологии зубов на реальных зубах.

ВЫВОДЫ.

Студенты стоматологического факультета знают о судебной одонтологии, но большинство из них не знакомы с его включением в качестве темы / предмета в учебную программу ординатуры по стоматологии или с наличием судебных одонтологов. Большинство студентов проявили осведомленность, но их уровень информированности о масштабах судебной одонтологии варьируется. Студенты также показали положительный отклик в отношении записи и ведения стоматологических записей, однако им не хватает знаний о методах и сроках, используемых для ведения стоматологических записей.

Знакомство с судебной одонтологией перед студентами подчеркивает профессиональную обязанность составления точной стоматологической документации и подчеркивает ее роль в идентификации человека и в выявлении любых форм жестокого обращения с детьми и его признаков, а также в управлении другими судебно-медицинскими делами, связанными с насилием и травмами. Между стоматологическими институтами и советом должна быть связь, чтобы сформировать междисциплинарную секцию судебной одонтологии с последующими мерами по ознакомлению студентов и практиков с аспектами этой области. Наконец, необходимо разработать руководящие принципы и минимальные требования для преподавания этого предмета, а также рекомендовать протоколы для стандартизации системы построения графиков и записи для институтов, а также для частных и государственных стоматологических клиник.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Тишков Д.С. Интеграция гендерного аспекта в области исследований и инноваций у аспирантов и молодых ученых. Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9. № 3 (32). -С. 267269

2. Ваганова О.И., Прохорова М.П., Карпова М.А. Реализация студентоцентрированного обучения в высшем учебном заведении // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 56-58.

3. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.

4. Соловьёва К.О., Москаленко И.С. Непрерывное образование: перспективы подготовки научных кадров //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 50-2. С. 127-132.

5. Penman J., & Oliver, M. Meeting the challenges of assessing clinical placement venues in a bachelor of nursing program //Journal of University Teaching & Learning Practice, 2017, Р.60—73.

6. Кривдина Н.Д., Матвиенко Е.В., Хмелевская И.Г. Мониторинг удовлетворенности студентов качеством обучения и особенности воспитательной работы на педиатрическом факультете // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 28-31.

7. Афонин И.Д. Психология и педагогика высшей школы. М.: Русайнс, 2018. - 226 c.

8. Бандурка А. М. Основы психологии и педагогики. М.: Феникс, 2016. - 256 c.

9. Тишков Д.С., Есаян З.В., Бровкина И.Л. Использование практи-

ко-ориентированной направленности обучения при подготовке к первичной аккредитации студентов стоматологического факультета.

- В сборнике: Образовательный процесс: поиск эффективных форм и механизмов. Сборник трудов Всероссийской научно-учебной конференции с международным участием, посвященной 82-й годовщине КГМУ. Под редакцией В.А. Лазаренко, П.В. Калуцкого, П.В. Ткаченкои, А.И. Овод, Н.Б. Дрёмовой, Н.С. Степашова. 2017. С. 592-596

10. Vygotsky L.S. Mind and society: The development of higher mental processes. 2008. р.341

11. Whitman NA.Peer teaching: To teach is to learn twice. 2016, р.54

12. Виненко В. Г. Общие основы педагогики. М.: Дашков и Ко, 2013. - 298 c.

13. Тишков Д.С. Изучение представлений преподавателей об инклюзивном образовании студентов стоматологического факультета. Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020.

- Т. 9. № 4 (33). - С. 244-246.

14. Морозов А. В. Креативная педагогика и психология. М.: Академический проект, 2016. - 260 c.

15. Кравченко А. Психология и педагогика. М.: Проспект, 2019.

- 400 c.

16. Тишков Д.С., Перетягина И.Н. Симуляционное обучение как эффективный метод практической подготовки. Карельский научный журнал. - 2020. - Т. 9. № 2 (31). - С. 22-24.

17. Трайнев И.В. Конструктивная педагогика. М.: Сфера, 2015.

- 327 c.

18. Тишков Д.С. Дистанционное обучение студентов с ограниченными возможностями. Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9. № 3 (32). - С. 261-263.

19. Тишков Д.С. Метакогнитивный анализ влияния нейробиологи-ческого подхода на академическую успеваемость студентов. Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9. - № 4 (33). - С. 241-243.

20. Фирсов М.В. Социальная педагогика. М.: КноРус, 2017. - 397 c.

21. Ходусов А.Н. Педагогика воспитания. М.: Инфра-М, 2017. - 56 c.

Статья поступила в редакцию 06.02.2021 Статья принята к публикации 20.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.