полномочия судов. Однако, по мнению В.И. Ушакова, недостатки правового регулирования деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ в определенной мере предопределили чрезвычайно затяжной характер процесса формирования системы этих органов в России [9]. Мы считаем, что в то время как законодатель субъекта Российской Федерации достаточно самостоятелен в выборе модели организации конституционного (уставного) суда, федеральному законодателю следовало бы уделить больше внимания проблемам, связанным с образованием конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. На наш взгляд, необходимо создание этих органов во всех субъектах Российской Федерации, которое возможно с помощью принятия федерального закона о конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации.
Список литературы
1. О Конституционном Суде Российской Федерации: федер. конст. закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. №13, ст. 1447.
2. О судебной системе Российской Федера-
ции: федер. конст. закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 1, ст. 1.
3. О статусе судей в Российской Федерации: федер. закон от 26 июня 1992 г. № 3132-1 // Рос. газ. 1992. 29 июля.
4. О Конституционном суде Республики Карелия: закон Республики Карелия от 7 июля 2004 г. № 790-ЗРК. URL: http://ksrk.karelia.ru.
5. О Конституционном суде Республики Татарстан: закон Республики Татарстан от 22 декабря 1992 г. №1708-XII. URL: http://www.ksrt.ru.
6. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс. М.: Норма: Инфра-М, 2012. С. 592.
7. Кряжков В.А. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации. М.: Формула права, 1999. 768 с.
8. Павликов С.Г. К вопросу о статусе конституционных (уставных) судов субъектов РФ // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 5. С. 28-33.
9. Ушаков В.И. Судебные органы конституционной (уставной) юстиции в субъектах Российской Федерации: теория, практика, перспективы: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 182 с.
СЕМЕНОВА Ирина Владимировна - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: irina [email protected]
SEMENOVA, Irina Vladimirovna - Graduate student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 347.9
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
М.С. Тимофеев, А.Г. Мифтахутдинова
Рассматриваются проблемы осуществления прокурорского надзора в жилищно-коммунальном хозяйстве, укрепления законности в этой сфере правоотношений с участием различных лиц.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство; система жилищно-коммунального хозяйства; прокурорский надзор; укрепление законности; гарантии прав граждан.
M.S. Timofeev, A.G. Miftakhutdinova. IMPLEMENTATION OF PUBLIC PROSECUTOR'S SUPERVISION IN THE SPHERE OF HOUSING AND COMMUNAL RELATIONS
The article looks into the problems of implementation of public prosecutor's supervision in housing and communal services, consolidation of legality in this sphere of legal relationship between different participants.
Keywords: housing and communal services; system of housing and communal services; public prosecutor's supervision; consolidation of legality; guarantees of civil rights.
Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. нию качества жилищно-коммунальных услуг» № 600 «О мерах по обеспечению граждан РФ определены цели и приоритеты долгосрочной доступным и комфортным жильем и повыше- перспективной деятельности по улучшению
жилищных условий граждан и повышению качества жилищно-коммунальных услуг [2]. Эта линия государственной внутренней политики нашла свое закрепление и конкретизацию в постановлении Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 323 «Об утверждении государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» [1]. Отмеченные документы и иное действующее законодательство определяют основные направления деятельности всех субъектов, их права и обязанности, ответственность за достижение положительных результатов в сфере жилищно-коммунальной политики государства.
По экспертным и статистическим данным, жилищно-коммунальное хозяйство страны длительное время находится в кризисном состоянии. Доля убыточных предприятий в ЖКХ составляет почти 60%, в 1,5 раза превышая средний показатель по экономике. В среднем по стране изношено 63% канализации и тепловых сетей, 58% электрических сетей, 55% котельных, 65% коммунальных сетей водопроводов, 65% водопроводных насосных станций, 54% очистных сооружений водопроводов. Но самое печальное, что в некоторых городах коммунальная инфраструктура износилась в целом до 70-80% и продолжает активно эксплуатироваться [9].
В этих условиях, как полагает Л.П. Ягодина, современное государство «должно играть активную роль в социальной защите населения, модернизации коммунальной инфраструктуры, капитальном ремонте и строительстве жилищного фонда, улучшении качества коммунальных услуг, снижении их себестоимости» [12, с. 11].
Проведение активной государственной политики по модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры, по эффективной реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» обусловливает возрастание роли и значение прокурорского надзора в сфере жилищно-коммунальных отношений, эффективности мер прокурорского реагирования на нарушения законности в этой сфере [8].
Жилищно-коммунальное хозяйство - это правовая и экономическая категория со сложным содержанием. Анализ действующего законодательства и специальной литературы показывает, что жилищно-коммунальное хозяйство - это комплекс подотраслей и структур, обеспечивающих функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий населенных пунктов, создающих удобства и ком-
фортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг [7].
Оказываемые структурами ЖКХ услуги разнообразны и обеспечивают нормальную жизнедеятельность населения. Л.С. Гатина к числу жилищных услуг относит: услуги по техническому обслуживанию и ремонту зданий, сооружений, коммуникаций жилищно-коммунального назначения; капитальный ремонт; вывоз бытовых отходов; содержание придомовых территорий; услуги по уборке и обслуживанию внутриподъездных и внутридомовых площадей и объектов; услуги по содержанию и уходу за зелеными насаждениями; услуги по техническому обслуживанию и ремонту систем вентиляции. Важнейшими коммунальными услугами являются услуги по холодному и горячему водоснабжению; услуги по электроснабжению, по отоплению и газоснабжению [4]. Такая элементная характеристика системы ЖКХ и оказываемых услуг крайне необходима и имеет теоретическое и практическое значение, поскольку формирует цельное представление об объекте и предмете прокурорского надзора и создает необходимые условия для предметного и целенаправленного осуществления надзора за исполнением законов в этой сфере.
Прокурорский надзор является одной из важнейших гарантий прав граждан в сфере жилищно-коммунальных отношений и укрепления законности. Научного внимания к себе требуют организационно-правовые и методические проблемы организации прокурорского надзора в сфере ЖКХ.
Для осуществления прокурорского надзора всегда важную роль играет мониторинг состояния законности на территории. Оперативное получение полной и достоверной информации о состоянии законности в сфере жилищно-коммунальных отношений и своевременный их анализ способствуют лучшей организации прокурорской проверки. Такой мониторинг осуществляется в рамках сложившейся общей деятельности по информационно-аналитическому обеспечению прокуратуры [10]. Проведение мониторинга связано с получением первичной информации из местных средств массовой информации, из обращений и заявлений граждан о фактах нарушения законности в сфере ЖКХ и различных материалов правоприменительной практики. Все это требует налаженного взаимодействия прокуратуры с органами государственной и муниципальной власти, различными контрольными и правоохранительными органами.
Проведенный мониторинг дает определенное представление о состоянии законности в сфере ЖКХ на территории, но этих сведений чаще всего бывает недостаточно для организации прокуратурой проведения надзорных проверок по направлениям и конкретным профилям деятельности
В целях получения более полной картины о состоянии законности прокурорам необходимо правильно сформулировать вопросы и запросить в поднадзорных органах ряд сведений о состоянии коммунальной инфраструктуры территории. Для надлежащей организации проверок имеют значение такие сведения, как процент износа объектов ЖКХ; наличие документов и программ развития ЖКХ и ремонта многоквартирных домов; программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья и др. Большое значение имеют сведения о состоянии задолженности перед ресурсосберегающими организациями; особенностях прохождения отопительного сезона; о существующих тарифах на услуги коммунальных организаций. Представляет интерес и информация о размерах долга перед бюджетом ресурсоснабжающих организаций, ситуация с банкротством предприятий в сфере ЖКХ на территории.
Существенное значение для прокурорской проверки имеют сведения об ущербе от противоправных действий в сфере жилищно-коммунальных отношений, а также состояние и результаты расследования уголовных дел в сфере ЖКХ на территории предполагаемой проверки и их соотносимость с общим состоянием законности в стране в этой сфере.
В целом по стране статистические данные свидетельствуют о тенденции к значительному росту количества нарушений в сфере ЖКХ. Так, в 2013 г. органами прокуратуры выявлено и пресечено почти 320 тыс. нарушений законодательства в сфере ЖКХ (в 2012 г. - 213 тыс.), в целях устранения которых внесено около 70 тыс. представлений (46 тыс.), в суды направлено свыше 52,9 тыс. исков и заявлений (30 тыс.), принесено более 7,9 тыс. протестов на незаконные правовые акты (6 тыс.), к дисциплинарной и административной ответственности привлечено около 63 тыс. виновных должностных и юридических лиц (42 тыс.). По данным Генеральной прокуратуры за январь-декабрь 2014 г., в сфере ЖКХ выявлено нарушений закона - 346814; направлено исков, заявлений в суд - 52504; удовлетворено исков и прекращено дел ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора - 45058; внесено прокурорских представлений - 75637; к дисциплинарной ответственности привлече-
но лиц - 49076; по постановлению прокурора привлечено лиц к административной ответственности - 18751; направлено материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 374 УПК РФ - 1127; возбуждено уголовных дел - 827.
В ходе прокурорских проверок приходится обращать внимание на целый блок вопросов, связанных с деятельностью органов регионального и тарифного регулирования и органов местного самоуправления. Успех проверки, еще раз отметим, во многом зависит от полноты и точности сформулированных вопросов, на которые необходимо ответить в ходе проверки. Все это требует наличия высоких профессиональных качеств прокуроров, глубокого знания законодательства о ЖКХ и умения разбираться в особенностях правоотношений в этой сфере, особенно при проверке исполнения законодательства ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями [6].
Поэтому для осуществления системного и регулярного прокурорского надзора привлекаются специалисты органов финансового контроля, а также в области ценообразования и строительства и иные с учетом направленности проверки. Но центральной фигурой проверки являются прокурорские работники.
Практика осуществления прокурорского надзора в сфере функционирования жилищно-коммунального комплекса очень разнообразна, но позволяет выявить и определить типичные нарушения действующего законодательства.
Во многих субъектах РФ прокурорами установлены факты хищений в сфере ЖКХ. Например, прокуратура г. Набережные Челны Республики Татарстан утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «Ключевое» Анны Сацук. Ей предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 160 УК РФ (присвоение, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, в особо крупном размере), ч. 1 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями).
По версии следствия, с конца октября 2009 г. по сентябрь 2014 г. Сацук, используя свое служебное положение, присвоила денежные средства жильцов, полученные под отчет в качестве оплаты за капитальный ремонт жилищного фонда. В итоге ущерб от хищений составил более 9,7 млн руб.
Кроме того, как полагает следствие, Сацук, злоупотребляя полномочиями, использовала денежные средства, поступившие от жильцов
в качестве платы за жилищно-коммунальные услуги, не только для расчетов с ресурсоснаб-жающими организациями, но и на содержание управляющей компании. Это привело к образованию задолженности по оплате за поставленные энергоресурсы на общую сумму более 6,6 млн руб., в результате чего был причинен вред не только правам и законным интересам ОАО «Таттеплосбыт» и ОАО «Генерирующая компания», но и управляющей компании, которая арбитражным судом по заявлению указанных кредиторов была признана банкротом. Уголовное дело направлено в Набережночелнинский городской суд для рассмотрения по существу.
Другой пример. Осенью 2014 г. прокурор Вурнарского района Чувашской Республики утвердил обвинительное заключение по уголовному делу в отношении бывшего руководителя товарищества собственников жилья «Уютный дом». Она обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата, совершенные лицом с использованием своего служебного положения).
Уголовное дело возбуждено по материалам прокурорской проверки. По версии следствия, с ноября 2012 г. по ноябрь 2013 г. обвиняемая, являясь председателем ТСЖ, получила от жильцов многоквартирного дома в счет оплаты коммунальных услуг 152 тыс. руб. Однако она не перечислила их снабжающим организациям, а присвоила.
В ходе следствия обвиняемая признала свою вину и возместила потерпевшим ущерб. Кроме того, она заявила ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в особом порядке. После утверждения обвинительного заключения материалы уголовного дела направлены в Вурнарский районный суд для рассмотрения по существу. Отметим, что подобные случаи криминального посягательства на денежные средства, уплаченные гражданами за жилищно-коммунальные услуги, распространены и в других регионах.
В юридической литературе А.Г. Зарец-кий вполне справедливо обратил внимание на распространенность нарушений законности в деятельности управляющих компаний [5]. К работе управляющих компаний во многих регионах страны накопилось много претензий со стороны граждан и прокуратуры. Проверки их деятельности в регионах показывают, что они нередко нарушают процедуру установления платы за содержание и ремонт жилых помещений. Например, Шумерлинской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики по обращению жильцов дома № 42 по ул. Сурской
г. Шумерля была проведена проверка по вопросу выставления управляющей организацией ООО «Системы управления» квитанций об оплате отопления, горячего и холодного водоснабжения за май прошлого года.
По результатам проверки в суд направлено исковое заявление, требования которого мотивированы тем, что на основании решений внеочередного общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома от 26.06.2011 и 25.02.2013 принято решение производить оплату за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям: МУП «Теплоэнерго» - за теплоснабжение и горячее водоснабжение, МУП «ШПУ «Водоканал» - за холодное водоснабжение.
Вместе с тем управляющая организация ООО «Системы управления» без решения общего собрания собственников жилых помещений самовольно, вопреки установленным законом требованиям, выставила жильцам многоквартирного дома квитанции об оплате отопления, холодного и горячего водоснабжения за май 2013 г. с указанием только расчетного счета управляющей организации. Расчетные счета ресурсоснабжаю-щих организаций указаны не были, что является нарушением ч. 6.3 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, п. 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.
Решением Шумерлинского районного суда исковое заявление прокурора о признании действий ООО «Системы управления» незаконными удовлетворено в полном объеме. Исполнительное производство окончено фактическим исполнением.
М.В. Рубцова и С.Г. Хусяйнова акцентируют внимание на проблеме законности и качества предоставления гражданам услуг в сфере ЖКХ [9]. В процессе осуществления прокурорского надзора вскрываются многочисленные случаи незаконного прекращения тепло-, электро- и водоснабжения жилых помещений и социальных учреждений, обусловленных неплатежами потребителей, а также авариями вследствие ненадлежащего содержания и обслуживания ре-сурсообеспечивающей инфраструктуры.
Большое социальное значение имеет осуществление прокурорского надзора за исполнением законодательства при подготовке объектов ЖКХ к отопительному сезону; при производстве работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с привлечением средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
114
вестник Российского университета кооперации. 2015. №1(19)
Прокурорский надзор является гарантией законности и при реализации программ переселения граждан из аварийного жилья в регионах России. Это очень большой объем работы. Общая площадь аварийного жилищного фонда, расселение которого необходимо осуществить в 2014-2017 гг. в целях выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», составляет 11,37 млн кв. м, из которых с участием средств государства подлежит расселению 10,26 млн кв. м.
Общий объем финансирования данных программ из средств Фонда на 2013-2017 гг. составляет 183,4 млрд руб., в том числе 41,8 млрд руб. на 2015 г.
В целом по Российской Федерации в течение 2014-2015 гг. по состоянию на 1 февраля 2015 г. расселено 2952,46 тыс. кв. м аварийного жилья, переселено 188,27 тыс. человек.
В стадии оформления находятся документы для переселения 41,67 тыс. человек из 625,02 тыс. кв. м аварийного жилья. И для обеспечения такой масштабной работы меры прокурорского надзора просто необходимы.
Так, в Чувашской Республике в 2013 г. прокурорами было выявлено 143 нарушения закона в сфере исполнения законодательства при расселении граждан из аварийного жилья (в 2012 г. - 85), в целях устранения которых принесено 2 протеста (0), внесено 49 представлений (21), по рассмотренным к дисциплинарной ответственности привлечено 32 виновных лица (17), направлено в суд 42 иска (41), для рассмотрения вопроса об уголовном преследовании в следственные органы направлен 1 материал проверки, по результатам рассмотрения которого возбуждено 1 уголовное дело (1). И эта работа продолжается.
Таким образом, эффективное использование всего арсенала мер прокурорского реагирования на нарушения законов в сфере ЖКХ способствует укреплению законности в сфере жилищно-коммунальных отношений, защите и восстановлению нарушенных прав граждан. Осуществление прокурорского надзора способствует также нормальному функционированию жилищно-коммунальной инфраструктуры, помогает снимать остроту
социальных проблем, снижает конфликтность в обществе.
Список литературы
1. Об утверждении государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 323 // Собр. законодательств Рос. Федерации. 2014. № 18, ст. 2169.
2. О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг: указ Президента РФ от 7.05.2012 г. № 600 // Собр. законодательств Рос. Федерации. 2012. № 19, ст. 2337.
3. Абдуллина А.Р. Жилищно-коммунальное хозяйство в России // Проблемы современной экономики: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). Челябинск, 2011. С. 183-185.
4. Гатина Л.С. Качество услуг обслуживающей организации жилищно-коммунального хозяйства // Молодой ученый. 2015. № 3. С. 398.
5. Зарецкий А.Г. Нарушение управляющими компаниями жилищных прав // Законность. 2011. № 2.
6. Ибрагимов М.Г. Тарифообразование органами местного самоуправления: проблемы надзора // Законность. 2013. № 4.
7. Кириллова Д.И. Проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и пути их решения // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 162-163.
8. Кундалев-Лычковский Е.В. Надзор за исполнением законодательства в сфере реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» // Законность. 2013.№ 7.
9. Осипов А.Ю. Модернизация инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в России // Российское предпринимательство. 2012. № 16 (214). С. 76-77.
10. Петров А.В. Организация информационно-аналитической работы // Законность. 2013. № 1.
11. Рубцова М.В., Хусяйнова С.Г. Надзор за исполнением законов о предоставлении государственных и муниципальных услуг в сфере ЖКХ // Законность. 2014. № 8.
12. Ягодина Л.П. Управление жилищно-коммунальным хозяйством: Организационно-правовые аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 12.
ТИМОФЕЕВ Михаил Сергеевич - кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: MSTimofeev@mаil.rи