ПОЛИТОЛОГИЯ
ББК 66.75
А.В. Седен
Осуществление государственной молодежной политики в Туве как фактор обеспечения социальной безопасности
A.V. Seden
Realization of the State Youth Policy in Tuva as the Factor to Provide Social Safety
Молодежная политика, по мнению автора, - это система мер по решению проблем молодежи, созданию условий для выбора ими своего жизненного пути, ответственного участия в жизни Республики Тыва. Ключевые слова: Республика Тыва, проблемы молодежи, социальная безопасность, осуществление государственной молодежной политики.
Социальную безопасность можно определить как состояние и достижение оптимального уровня безопасности, функционирования, воспроизводства и развития социальной системы, которое обеспечивается совокупностью осуществляемых государством и обществом политических, правовых, экономических, идеологических, организационных и социальнопсихологических мер, позволяющих сохранять конституционный строй и социальную стабильность, не допуская их ослабления и тем более подрыва [1].
Обеспечение системы социальной безопасности приобрело особую актуальность начиная с 90-х гг. ХХ в., когда российское общество охватил системный кризис, обусловленный распадом СССР и становлением новой государственности, сменой социальноэкономических векторов развития, духовным кризисом (отказ от прежней монистической идеологии и распространением так называемой массовой культуры (секс, насилие, порнография), отсутствием общенациональной идеологии, в результате - их многоцветье новыми геополитическими реалиями, в которых оказались как Российская Федерация, так и ее регионы. На этом историческом фоне шло становление и осуществление государственной молодежной политики в Республике Тыва - молодой республике, где средний возраст населения - 27 лет и молодежь в возрасте с 15 до 30 лет составляет 32% [2].
В эти годы в Туве заметно ухудшились все основные демографические показатели. По сравнению с другими регионами Сибирского федерального округа здесь самый низкий показатель брачности, самый высокий уровень внебрачной рождаемости. Основной причиной отказа от брака является отсутствие жилья, многие семьи не регистрируют браки для получения различных видов пособий для пополнения семейного бюджета. За последнее десятилетие количество заклю-
In the author’s opinion, youth policy is a system of measures to solve problems of youth, create conditions for a choice of their way of life, for responsible participation in the Republic Tuva’s life.
Key words: Republic Tuva, youth problems, social safety, realization of the state youth policy
чаемых браков сократилось почти вдвое, в то время как количество разводов увеличилось [3].
Резкое падение и без того небольших объемов производства республики повлекло за собой сокращение рабочих мест, падение уровня жизни. Реформы особенно больно ударили по уровню жизни сельской молодежи, увеличился отток населения в городские поселения, особенно в столицу республики. В итоге каждый третий житель республики проживает в Кызыле, но он не в состоянии обеспечить молодежь работой и жильем. В 1998 г. в Кызыле в службу занятости обратились 1648 чел., из них 746 молодых людей, или 45% от общего числа безработных [4, с. 3].
Снижался и духовный потенциал тувинского общества, изменилась поселенческая структура, причем в сторону измельчания, сокращения материальнотехнической базы социальной сферы (школ, больниц, бытовых учреждений). Несмотря на количественный рост разного уровня учебных заведений, многие выпускники не могут трудоустроиться и так же, как и сельская молодежь, пополняют маргинальные слои республики. Положение молодежи вызывало серьезную озабоченность в связи с ростом социальнонегативных девиаций, преступности и высокой смертности молодых людей.
В 1996 г. подростками от 14 до 17 лет было совершено 410 преступлений [5, с. 76], в 2000 г. - 511, в 2001 г. -706, в 2002 г. - 668, в 2003 г. - 696, в 2004 г. - 683, в 2005 г. - 728, в 2006 г. - 727 [6, с. 12], только за два месяца 2009 г. несовершеннолетними совершено 64 преступления [7].
В республике достаточно сложной остается обстановка в сфере незаконного оборота наркотиков. Это обусловлено в первую очередь естественными природными условиями произрастания дикорастущей конопли. Простота изготовления наркотиков
(марихуана, гашиш), их доступность привлекают внимание и производителей, и потребителей наркотических средств, способствует формированию преступных групп, организующих изготовление и каналы сбыта. Не менее значимой причиной сложной наркоситуации в республике является её социально-экономическое положение и низкий уровень жизни населения. Бюджет республики - один из самых высокодотационных в России. Высок уровень безработицы. Большая часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода, более половины наркопреступлений совершается молодыми людьми в возрасте до 30 лет. Однако на заседании антинаркотической комиссии 30 марта 2009 г. выяснилось, что министерствами здравоохранения, сельского хозяйства, финансов РТ до настоящего времени не выработан механизм финансирования мероприятий по уничтожению дикорастущей конопли, предусмотренных республиканской целевой программой «Комплексные меры противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту на 2009-2010 годы». На 1 апреля 2009 г. на учете в республиканском наркодиспансере состояло 730 чел., из них 7 (2007 г. - 12) -несовершеннолетних (0,9%) [7]. Лечение молодежи от наркозависимости не приносит заметного эффекта: процент рецидива среди лечившихся чрезвычайно высок. Аналогичная ситуация и с алкоголизацией молодежи. Это позволяет утверждать, что молодое поколение Тувы проживает в регионе с опасным для общества уровнем наркотизации.
Республиканские органы власти пытаются выправить существующее положение, что подтверждается законодательными актами и документами, принятыми в отношении молодежи, появлением молодежных общественных организаций и усиленной работой по формированию государственной молодежной политики. Это законы «О государственной молодежной политике в Республике Тыва» от 17.08.1999, «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 17.12.2003, Концепция государственной молодежной политики в Республике Тыва, Государственная программа Республики Тыва «Патриотическое воспитание детей и молодежи на 2007-2008 годы» от 21.08.2006 №991, Постановление Правительства Республики Тыва «О выполнении государственного заказа на подготовку кадров для Республики Тыва в 2007 г.» от 17.12.2007 №1081, республиканские целевые программы «Молодежь Республики Тыва» на 2001-2003 гг., на 2004-2006 гг.. на 2009-2010 гг. и др.
Однако анализ ответов молодых людей на вопрос: «Знакомы ли Вы с законами РФ и Республики Тыва, касающимися молодёжи от 14 до 30 лет?» позволяет оценить субъективность государственной молодежной политики, ибо человек, знающий свои права и законы,
в своем поведении существенным образом отличается от человека, который их не знает.
Отношение к внутренней политике, проводимой в стране, степень политического участия, социальное самочувствие были выявлены эмпирическим исследованием «Общественно-политическая активность молодёжи как один из путей достижения её социальной безопасности», проведенным нами в течение 2006-2008 гг. Всего было опрошено 300 чел. обучающейся и работающей молодежи, из которых 60% девушек и 40% юношей. Соотношение русских и тувинцев составило две трети представителей титульной национальности и одна треть русских, что отражает общереспубликанскую тенденцию.
Ответы показали, что абсолютное большинство опрошенных молодых людей (73,4%), независимо от национальности, вообще не знают о законах, недостаточно знакомы с ними 20%, и лишь незначительная их часть (5,3%), так или иначе включенная в деятельность республиканских структур, хорошо знакома с законами. Следовательно, только 5% могут серьезно воспринимать и оценивать действия властей в помощи молодежи, что подтверждает факт молодежи только как объекта, но никак не субъекта государственной молодежной политики. Большинство же (две трети опрошенных молодых людей) не знают, на что они по закону имеют право, тем более, что нормативные акты не так широко распространены.
В программах государства в целях помощи молодежи участвует всего 11,2% опрошенных, не участвует соответственно - 88,8%. Это свидетельствует о низкой практической значимости проводимых целевых молодежных программ, о неэффективности механизмов их реализации.
В последние годы в республике началось формирование инфраструктуры учреждений, обеспечивающих молодежи гарантии в улучшении ее жилищных условий, развитии системы оздоровительной, досуговой, творческой, спортивной и профилактической работы среди молодежи. Но эти меры традиционно упираются в нехватку материально-финансовых средств, выделяемых на реализацию молодежных программ, в постоянную реорганизацию управленческих структур, ответственных за молодежную политику, в отсутствие четко сформулированных целей, задач и приоритетов в молодежной политике, которая не может в полном объеме решить многочисленные задачи, стоящие в области самореализации молодого поколения, защиты его прав и интересов.
Решение жилищных проблем молодежи, помощь в трудоустройстве - одно из основных направлений региональных органов власти. Тем не менее анализ ситуации и мнений молодых людей показывает, что представления субъекта управления о приоритетах молодежной политики не являются «зеркальным» отражением их представлений о тех проблемах, с ко-
политология
торыми сталкивается объект управления. Становится очевидным, что задача государства в данной области не сводится лишь к оказанию помощи молодому поколению. Так, на вопрос, какую из проблем современной молодежи, «мешающих ей жить», они считают самой важной, 34% из них говорили о сложностях с трудоустройством. Поэтому, очевидно, важной задачей реализации молодежной политики является формирование и развитие системы социальных служб и клубов для молодежи, а также создание комплексных мер по укреплению молодой семьи.
В городах и селах республики около 20 учреждений социального обслуживания молодежи и более 30 подростково-молодежных клубов, работающих по таким направлениям, как профилактика алкогольной и наркотической зависимости, социальнопсихологическая помощь молодежи, комплексные центры для несовершеннолетних [8, с. 4], но этого явно недостаточно.
Результаты опроса, а также опыт прошедших лет, свидетельствующие о том, что государственная молодежная политика эффективна не сама по себе, а в структуре комплексной системы социальной безопасности, необходимой составляющей которой являются как молодежные сообщества, так и каждый молодой человек в отдельности. Для достижения социальной безопасности необходимо собственное участие молодых людей в молодежной политике и в политической жизни общества в целом. Никакие реформы в молодежной государственной политике не будут эффективны, если молодежь останется только объектом этой деятельности. Результативность такой совместной работы очевидна и будет очень высока.
Зависимость своего будущего от проводимой государством политики признают 39,6% молодых людей. Наблюдается расхождение между желанием участвовать в общественно-политической жизни (61%) и реальной оценкой своего влияния на решение экономических и социально-политических вопросов (47%), что свидетельствует не столько о политической апатии современной молодежи, сколько о незрелости политических институтов.
Важную роль в актуализации социальной безопасности, в становлении молодежи как социальноактивной категории населения играют молодежные общественные объединения. Участвуя в их деятельности, юноши и девушки осваивают навыки, которые они не могут получить и реализовать в семье, в образовательных учреждениях.
В Туве наиболее массовым и организованным является детская общественная организация «Сал-гал» (более 20 тыс. чел.). Она реализует конкретные программы по развитию детского и молодежного спорта, выявлению и поддержке молодых талантов, национально-культурному возрождению, проводит школу «Лидеры XXI века».
Среди молодежных общественных организаций лидируют «Молодая гвардия “Единой России”» (более 1 тыс. чел.) и «Союз молодежи Тувы» (более 3 тыс. чел.) [8, с. 96]. В программе Союза молодежи Тувы сказано, что ожидаемыми результатами деятельности является «расширение представительства молодёжи в органах государственной власти и местного самоуправления» [9, с. 8]. Данные организации получают финансовую поддержку республиканского Министерства образования, науки и молодежной политики в рамках соглашений «О сотрудничестве». На протяжении двух лет министерством проводится конкурс в области проектной деятельности молодежных и детских общественных объединений. Общий грантовый фонд в 2008 и 2009 гг. составил 600 тыс. руб. В 2008 г. грантов Председателя Правительства РТ удостоены Центр дополнительного образования детей пос. Кызыл-Мажалык за фильм «Сын отца» («Салгал»), члены Союза молодежи Тувы за проекты «Молодежный Интернет-центр», «Труд и творчество молодых инвалидов», молодежного журнала «Ты мне. Я тебе». В 2009 г. прошли отборочный тур 12 проектов [8, с. 139].
Работу по различным направлениям, конкретные программы по созданию социальных молодежных служб реализуют общественные организации - Союз молодых специалистов, Союз молодых педагогов и др.
Общественное движение молодежи можно характеризовать как вариативное по направлениям деятельности (профессиональная, творческая, реализация интересов, спортивная, экологическая, военно-патриотическая), разнообразное по формам и механизмам реализуемых программ и проектов. Организации объединяют представителей разных социальных групп подростков и молодежи. Их численность колеблется от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Большинство молодежных групп не оформляются официально и не регистрируются, существуют не более 3-5 лет. Необходимость официальной регистрации возникает только для получения грантов или при взаимоотношениях с властью. Молодежные общественные организации Тувы имеют большой опыт в области социальной работы с молодежью, в том числе работа с трудными подростками, организация досуга, помощь молодым семьям, занятость в период каникул, трудоустройство молодых специалистов и другие виды поддержки молодежи. В то же время этот опыт разрознен, отсутствует преемственность в решении задач, уровень организованности молодежи на данный момент остается низким. Общественнополитическая социализация современной молодежи проходит в сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Деятельность молодежных общественных объеди-
нений выражается в большей степени в проведении различных массовых мероприятий, связанных с выборами или посвященных каким-то памятным датам. И в меньшей степени они влияют на постановку и решение социально значимых проблем. В связи с этим необходима общая концепция воспитания, продуманная программа общественно-политической социализации молодых людей, так как для Тувы характерны полиэтничность, поликонфессиональ-ность, следовательно, имеет место мировоззренческий плюрализм. Существует острая необходимость в специалистах по социально-молодежной работе, в профессионалах, умеющих изучать и анализировать проблемы молодежи и намечать пути их решения.
Не менее важную роль имеют критерии и показатели молодежной политики, отражающие изменения социальных характеристик молодежи в процессе ее социализации и адаптации в новых условиях. Критерии конкретизируются в таких показателях, как уровень доходов, условия жизни, состояние здоровья, уровень образования. В систему критериев и показателей эффективности государственной молодежной политики, помимо выявленных потребностей и ценностных ориентаций, надо включать результаты деятельности
молодежи по их реализации, показатели их производственной, учебной деятельности, досуга, бытовых условий жизни.
Новое видение государственной молодежной политики в республике исходит из необходимости создания основы устойчивого экономического и духовного развития Тувы, обеспечения достойной жизни народа, укрепления и развития генофонда, эффективной системы социальной безопасности.
Успех молодежной политики возможен при совпадении ожиданий молодежи и конкретных управленческих мер, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для реализации своих возможностей и интересов, для их ответственного участия в жизни республики и страны. Такая постановка целей и задач требует объединения усилий всех субъектов государственной молодежной политики: государственных и общественных организаций и объединений, партий и движений с целью формирования единого подхода к созданию действующей системы социальной безопасности, в условиях которой будут воспитываться здоровые, политически грамотные и социально активные граждане.
Библиографический список
1. Левашов В.К. Глобализация и социальная безопасность // СОЦИС. - 2002. - №3.
2. Возрастная структура населения // Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года по Республике Тыва. -Кызыл, 2003.
3. О демографической ситуации в Республике Тыва : Государственный доклад, утвержденный Постановлением Правительства Республики Тыва от 21 ноября 2006 г. №1326 // Тувинская правда. - 2006. - 16 дек. -№160 (16342).
4. Численность и состав безработных, зарегистрированных в службе занятости Республики Тыва за 1998 год. -Кызыл, 1998.
5. Женская и детская преступность // Женщина, семья, дети : стат. сборник. - Кызыл, 1998.
6. Состояние преступности по Республике Тыва за 2000-2006 годы : стат. сборник. - Кызыл, 2007.
7. Шангина Н. Преступность молодеет // Тувинская правда. - 2010. - 20 февр. - №18 (16863).
8. Морозов П.А. О состоянии системы общего и начального профессионального образования и об итогах деятельности Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Тыва в 2008-2009 учебном году. - Кызыл, 2009.
9. Программа молодежной общественной организации «Союз молодежи Тувы». - Кызыл, 2008.