ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010
— за редким исключением немецкие колонисты не имели своего представительства в органах областного самоуправления и подавали свои прошения на общих с другими сословиями основаниях.
Библиографический список
1. Смирнова, Т. Б. Быть ли немецкой диаспоре в Сибири [Текст] / Т. Б. Смирнова, Н. А. Томилов // Земля сибирская, дальневосточная. — 1995. — № 3 — 4. — С. 7 — 8.
2. Вибе, П. П. Немцы на землях Сибирского казачьего войска [Текст] / П. П. Вибе // Изв. Ом. гос. истор.-краев. музея. — 1997. - № 5.
3. Черказьянова, И. В. Политика русификации в немецкой школе дореволюционной Сибири [Текст] / И. В. Черказьянова // Изв. Ом. гос. истор.-краев. музея. — 1997. — № 5.
4. Малиновский Л.В. Исторические повороты, или Национальная трагедия ХХ века? [Текст] / Л.В. Малиновский // Земля сиб., дальневост. — 1995. — № 3 — 4. — С. 2 — 6.
НОСКОВ Вадим Александрович, аспирант кафедры истории и регионального развития.
Адрес для переписки: 644008, г. Омск, Институтская пл., 2.
Статья поступила в редакцию 26.03.2009 г.
© В. А. Носков
УДК 323.248 д. В. СЕДЕН
Тывинский государственный университет, г. Кызыл
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ ТУВЫ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
В статье описываются субъекты политической социализации, формы и виды информационного поля современной молодёжи Тувы как объекта государственной информационной политики. Новизна исследования в изучении современных СМИ в Туве, их роли и соответствия интересам общества по повышению общественно-политической активности молодёжи. Результаты исследования могут служить основой для работы специалистов среди молодёжи в формировании ценностных ориентаций в условиях социально-экономических преобразований.
Ключевые слова: политическая социализация, молодежь Тувы, государственная информационная политика, информационная поле молодежи.
Политическая социализация молодежи имеет большое значение в развитии любого общества, в ее процессе молодежь усваивает основные ценности, нормы, навыки политического поведения и в меру возрастных особенностей трансформирует их.
Тува по сравнению с другими регионами России является молодой республикой, средний возраст населения 27 лет. Молодежь в возрасте от 14 до 30 лет составляет 32 процента от общей численности её населения (311,5 тыс. человек) [1, с. 8]. И основная доля безработных — это молодежь. По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва за 2007 год с крупных и средних предприятий уволилось 16,5 тыс. человек (24,5 % среднесписочной численности), из них в связи с сокращением — 1,5 тыс. человек (9,1 % всех выбывших). А 2008 году, на конец марта, состояли на учёте, как ищущие работу 11,8 тыс. человек, что составило 87,9 % к уровню того же периода 2007 года. Численность безработных граждан на конец марта 2008 года составила 10,7 тыс., доля молодежи среди них составляет 35,8 % [2, с. 3]. Это сотни работоспособных людей, которые не могут честным трудом заработать на жизнь. Социально активная личность невозможна без участия в трудовой деятельности, для молодой личности активный и честный труд осо-
бенно важен. Проблема трудоустройства является одной из важнейших для молодых людей. Учащиеся и студенты, выпускники ссузов и вузов не способны выдержать конкуренцию из-за отсутствия опыта работы или специальности. Большинство молодых людей не обладают информацией о состоянии рынка труда, поэтому наиболее доступными для них становятся рабочие места в сфере нерегулируемой занятости, значительная часть которой приходится на негосударственный сектор. Более того, с ломкой советской системы само понятие «труд» подменено понятием «заработок», на первый план выходит вопрос не труда в его общественном понимании, а сколько можно получить, и за этим теряется значимость квалификации.
Кризис ценностей, растущее нежелание молодежи включаться в сферу материального производства, снижение уровня ориентации учащихся на профессии, связанные с материальным производством, увеличение доли тех, кто не учится и не работает, обуславливают противоречивые тенденции в сознании и поведении молодежи.
Столь же важный элемент социализации молодого человека — общественно-политическая активность. Здесь обоюдный процесс — самого молодого человека, проявляющего политическую активность, и об-
щественных институтов общества. Для сравнения можно вспомнить советское время, когда действовали многочисленные общественные формирования, которые втягивали молодого человека в управление производством. К сожалению, сейчас это понятие вообще утрачено. Комсомол, профсоюзы и другие организации имели возможности вовлечения своих членов в общественно-политическую жизнь, использовали силу общественного влияния на решение молодежных проблем. В наши дни тоже существуют различные общественные и общественно-политические институты. В Туве зарегистрировано 14 региональных отделений всероссийских политических партий, 31 профсоюзная организация, 18 объединений по профессиям, 11 творческих, 12 молодёжных, 8 правозащитных, 27 спортивных и оборонно-массовых организаций [3, с. 1]. На экранах телевизора можно видеть такие молодёжные объединения, как движение «Наши» или «Молодая гвардия» при партии «Единая Россия». Но они чаще проявляют свою активность в период избирательных кампаний парламента и президента, поэтому редко можно прочитать и тем более найти в Интернете что-либо позитивного в плане общественно необходимой социализации молодых, здесь больше все-таки реклама и решение внутрипартийных проблем.
Большое влияние на процесс социализации молодёжи имеют средства массовой информации. Общество заинтересовано в том, чтобы социализация граждан соответствовала его целям, имела позитивное развитие. Это зависело от политического режима: при тоталитаризме и авторитаризме социализация строго регламентирована и подчинена формированию полной подчиненности установкам государства, при демократии социализация многоаспектна. В условиях реальной свободы слова, плюрализма идеологии в гражданской и политической социализации населения поистине значительна роль средств массовой информации. Можно говорить о том, что СМИ обладают способностью социализировать граждан, идеологизировать и политизировать их в различном направлении в зависимости от социальной природы СМИ. Вместе с тем политическая социализация личности требует формирования у нее адекватной демократическим условиям политической культуры. Причем роль СМИ и новых информационных технологий в политике, в формировании общественного мнения на послесоветском пространстве ощутимо возрастает. Стали реальностью новейшие информационные, телекоммуникационные технологии и технологии связи. Именно новые технологии привели к бурному распространению глобальных информационных сетей, прежде всего Интернета, открывающего принципиально новые возможности информационного обмена. Их возможности практически не ограничены. Структуры массовой коммуникации стали главными субъектами политической социализации молодежи, но далеко не всегда их политическая направленность соответствует общенациональным интересам. Поэтому их влияние на сознание молодёжи во многом оказывается негативным. В результате среди молодежи усилились тенденции развития непатриотического, потребительского и негражданского отношения к обществу, проявления криминализации и агрессивности. В связи с этим актуальной становится проблема повышения эффективности государственного информационного воздействия на политическую социализацию молодежи. Трудно дать однозначную оценку глобальности роли информационных технологий в процессе социализации лич-
ности и формирования ценностных ориентаций, ясно лишь одно: средства массовой информации и коммуникации несут в себе и позитивную, и деструктивную составляющую.
В оценке этого достаточно интересны результаты опросов студентов выпускных курсов Тывинского государственного университета, проведённого автором в 2007 — 2008 гг. Из 200 участников опроса 65 % респондентов считают, что публикации СМИ вызывают ощущение страха и незащищенности, 55 % — злость и агрессию, 45% — побуждают к насилию, 70 % — проповедуют разврат и проституцию. Применительно к студенческой молодежи Тувы СМИ следует перечислить в такой последовательности: интернет, телевидение, печать, и практически отсутствует радио. В настоящее время на территории Республики Тыва зарегистрировано 31 средство массовой информации, в том числе 23 газеты (тиражом 59 тыс. экз.), 2 журнала (5,5 тыс. экз.), 3 телерадиокомпании и 3 радиостанции.
В числе указанных СМИ — 6 республиканских государственных газет, 11 районных и 6 городских газет, 2 литературно-художественных журнала, 1 государственная телерадиоорганизация (Государственная телерадиокомпания «Тыва»), остальные — негосударственные и ведомственные СМИ [4, с. 36].
На национальном языке выходят общественнополитические государственные республиканские газеты, литературно-художественные и детские журналы, вещает радио и телевидение. На начало 2008 г. общий тираж газет и журналов республики увеличился до 75 тыс. экземпляров. Охват территории Тувы сигналами телевидения первого канала и канала «России» достиг 98 процентов [5, с. 100].
Тувинское книжное издательство на тувинском и русском языках ежегодно издаёт более 25 наименований художественной, научной, учебно-методической и другой литературы. За 2008 год выпущено 27 наименований литературы, активно осваивался FM-диапазон для вещания радиопрограмм «Маяк», «Радио России», «Юность». Хотя сегодня они распространяются в УКВ-диапазоне, но он доступен для небольшой части населения республики. Соответственно, и радиопрограммы ГТРК «Тыва», размещаемые в сетке вещания «Радио России» слушает не более 10 процентов населения Тувы. Служба радиовещания ГТРК готовит информационные и тематические программы общим хронометражом около трёх часов в сутки. К настоящему времени информационная отрасль превратилась в мощный политический инструмент, важный сектор экономики и рынка, но лишь отчасти стала фактором развития гражданского общества, без которого создание провозглашенного Конституцией РФ демократического и социального государства невозможно. Государственная поддержка СМИ постепенно трансформируется в постоянную и разностороннюю программу. Начиная с 1999 года становится актуальной задача усиления роли СМИ для укрепления идеи государственности, «выстраивания вертикали власти», в том числе в регионах.
Согласно данным проведенного нами опроса, 72,6 % студенческой молодёжи получают информацию о событиях в стране, мире из средств массовой информации, 22,8 % — от друзей, родственников, знакомых. Полученные данные доказывают тот факт, что определяющую роль в формировании информационного пространства молодёжи играют средства массовой информации, выполняя тем самым свои главные функции: информационную (предоставление сведений по различным сферам деятельности),
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010
регулятивную (формирование общественного сознания, общественного мнения, создание социальных стереотипов, манипулирование, социальный контроль) и культурологическую (ознакомление с достижениями человечества, сохранение культурной традиции, межкультурные взаимодействия, консолидация общества).
Большинство участников исследования (45,8 %) склоняются к мнению, что средства массовой информации — это «глаза и уши народа», 17,5 % определяют СМИ как «четвёртую власть» и лишь 8,3 % определили СМИ как «средства для отдыха».
38,0 % молодых людей, принявших участие в опросе, склоняются к мнению, что влияние средств массовой информации на сознание молодёжи достаточно сильное, 28,1 % считают , что оно нейтральное, 15,6 % — выразили мнение, что влияние СМИ на молодёжь слабое.
Наиболее популярным у молодёжи вид СМИ — Интернет, его предпочитают 64,7 % респондентов, на
втором месте по популярности — телевидение------
41,1 %, из числа опрошенных 35,0 % предпочитают печатные СМИ, газеты и журналы. В молодёжной среде особо популярны такие рубрики, как «Новости» (59,5 %), «Криминальные новости» (44,7 %), передачи «О жизни известных людей» (29,6 %), научно-популярные передачи (27,3 %). Менее популярны — реалити-шоу (26,1 %), спортивные новости (23,4 %), ток-шоу (16,2 %), события культуры (10,1 %). Меньшая популярность этих рубрик связана, прежде всего, со спецификой их аудитории, так, спортивные новости чаще предпочитают молодые люди, а, например, реалити-шоу больше интересны девушкам.
Чаще всего молодые люди прибегают к Интернету в поисках полезной информации (31,4 %), 28,7 % опрошенных показали, что им Интернет полезен для учёбы, 17,5 % — используют Интернет для развлечения, 12,9 % — для общения, 9,6 % — для работы.
На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы: основным источником информа-
ции молодёжи о событиях, происходящих в республике, стране, мире, являются средства массовой информации. Между тем только 17,4 % опрошенных знают молодёжные средства массовой информации, что говорит о том, что молодёжи нужны специальные молодёжные СМИ. Всё большее распространение в молодёжной среде получает такой источник информации, как Интернет.
Очень важно, чтобы, разрабатывая государственную информационную политику по отношению к политической социализации молодежи, необходимо указывать используемые информационные технологии с концепцией государственной молодежной политики. Практика показывает, что в этом — главная сложность: ибо молодежная политика часто осуществляется не столько обоснованными, сколько наиболее доступными средствами, в то время как в информационной политике вопросы воспитания подрастающего поколения вообще отодвигаются на периферию.
Подход государственных структур, концептуальные основы деятельности органов власти в отношении политической социализации отражены в нормативно-правовых актах. Прежде всего, в Конституции РФ и Конституции Республики Тыва, Доктрине информационной безопасности и др. Выявляется слабая законодательная база идеологии политического воспитания молодёжи, отсутствие единого ответственного органа, реализующего интересы государства в процессе политической социализации. Государство
законодательно определяет гражданское общество (в которое по определению входят такие структуры, как семья, церковь, неформальное окружение и СМИ), как основной институт социализации, отводит себе роль технического обеспечения конституционных прав. Однако имеющееся законодательство исполняется не в полной мере. Управление государственной информационной политикой в сфере политической социализации полностью децентрализовано, как по вертикали, так и по горизонтали.
В результате все усилия государства по политическому воспитанию молодёжи сводятся к разовым, бессистемным действиям. И происходит это на фоне активного и мощного манипулятивного потока со стороны коммерческих средств массовой информации, пропагандирующих потребительские ценности, насилие, чуждые как российской, так и тувинской национальной культуре. Такие важнейшие составляющие механизма преемственности, как образование и воспитание, за годы «демократии» оказались заметно потеснены в системе социализации молодёжи институтами и ценностями массового общества.
В условиях практически неограниченной свободы слова, политической ангажированности телевидения и большинства газет, отсутствия плюралистической молодёжной прессы, молодые люди получают одностороннюю, искаженную информацию и становятся жертвами манипулирования их сознанием. Являясь активными потребителями информации масс-медиа, молодые люди не всегда понимают скрытый смысл сообщений, мотивы и механизмы их создания, сознание молодёжи оказывается незащищённым от недобросовестного воздействия. Результаты нашего опроса среди студенческой молодёжи показывают, что учебные заведения дают несистематизированные базовые понятия о политике в обществоведческих, политологических курсах. Молодёжь не обучают навыкам критического восприятия потока информации со стороны СМИ. К тому же, практика политической, общественной деятельности, отражение политических событий в СМИ не подтверждают декларируемые государством ценности. Поэтому трудно признать эффективной деятельность современных республиканских СМИ в области политического воспитания молодёжи. Да и органы по работе с молодёжью недостаточно широко используют технологии информационного воздействия в реализации молодёжной политики. Отсюда и разный уровень состояния политического сознания молодёжи как результат политической социализации в ходе информационного процесса. Если студенческая молодёжь выпускных курсов университета в целом адекватна общему направлению и характеру происходящих в стране и республике перемен и для них характерны позитивные тенденции, то этого нельзя сказать о неработающей молодёжи. Зачастую она не осознает своих интересов, и процесс формирования их мировоззрения носит крайне противоречивый и деструктивный характер. Не так позитивно оценивают процессы, происходящие в молодёжной среде. Они отмечают у современной молодёжи такие черты, как потребительское отношение к государству и обществу, эгоцентризм доминирующих ценностей.
Общий вывод состоит в том, что современная обучающаяся молодежь Тувы характеризуется высокими показателями политической информированности (она в курсе событий политической жизни страны, знает основных государственных деятелей и политиков, функции различных органов власти, внимательно следит за проводящимися реформами),
средним уровнем активности (довольно высокая электоральная, эпизодически высокая протестная, довольно низкая партийная), а также очень слабо развитой компетентностью — умением оценить ситуацию, соотнести свои интересы с предложениями и личными достоинствами кандидатов и платформой партий.
Можно обозначить следующие направления повышения эффективности информационной политики в области социализации молодежи. Первая и самая главная проблема — отсутствие чётко сформулированной государственной идеи, долговременной концепции развития Республики Тыва. Также неясными остаются государственные стратегические цели по отношению к информационному обществу. Слабо разработано информационное направление государственной молодежной политики.
К ним, в частности, относится создание координационного органа при правительстве Республики Тыва, определяющего основные направления работы в системе политической социализации молодежи. Он должен включать руководителей органов исполнительной и законодательной власти по печати и информации, по делам молодежи, по образованию, по культуре, по связям с общественностью. Для государственных органов по культуре и массовым коммуникациям можно рекомендовать корректировку законодательства в области средств массовой информации для молодежи, постоянный контроль деятельности всех СМИ на её соответствие существующим правовым нормам, увеличение численности познавательных передач для молодежи на телевидении, более широкое использование возможностей Интернет для политического воспитания молодежи.
Для государственных органов по делам молодежи необходимо наладить более эффективный контакт со службами по связям с общественностью и средствами массовой информации; проводить мониторинг состояния молодежи, динамики ее интересов, в особенности — ее политических ориентаций, уровня политической активности и доведение полученных данных до средств массовой информации, органов образования, служб по связям с общественностью; организовать «круглые столы», семинары для журналистов, курирующих молодежную тематику. Они должны быть ориентированы на повышение уровня знаний о молодежи, об особенностях работы с ней, на содействие обмену опытом, координации деятельности.
В вузах для студентов, получающих профессию педагога, ввести спецкурс «информационная политика»; в школах обучать, в рамках существующих
дисциплин, навыкам работы с информацией, поступающей по каналам массовой коммуникации; а также систематизировать общественно-научное, политическое и гражданское образование и воспитательный процесс (деятельность школьных, студенческих самоуправляемых организаций).
Таким образом, на политическую социализацию, формирование политического сознания, политической культуры молодого поколения оказывают существенное влияние средства массовой информации и коммуникации. Информация в современном обществе становится основной ценностью, товаром, атрибутом власти и политической жизни, она существенно может влиять на человека. Тем самым СМИ могут способствовать как интеграции общества, так и его дезорганизации. Поэтому происходящее на современном этапе усложнение социализации требует координации и объединения возможностей семьи, школы, вуза, организаций и союзов, средств массовой коммуникации. Каждый из традиционных институтов имеет своё лицо, все они вместе и каждый в отдельности должны работать на позитивную социализацию молодёжи.
Библиографический список
1. Возрастная структура населения / Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года по Республике Тыва. — Кызыл, 2003. - 33 с.
2. Информация об итогах работы органов службы занятости за I квартал 2008 года. Данные Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва. — Кызыл, 2008. — 20 с.
3. Список общественных объединений, зарегистрированных в Республике Тыва по состоянию на 27.09.2007 г. Текущий архив контрольно-регистрационных дел Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Тыва. — Кызыл, 2007. — 12 с.
4. Доклад председателя правительства Республики Тыва Кара-оола Ш.В. о результатах за 2007 год и основных направлениях деятельности до 2010 года. — Кызыл, 2008. — 152 с.
5. Программа экономического и социального развития Республики Тыва на период до 2010 года. Одобрена постановлением правительства Республики Тыва от 20 марта 2007 г. № 379. — 192 с.
СЕДЕН Алдынай Викторовна, ассистент кафедры всеобщей истории.
Адрес для переписки: е-шаП: aldynaseden@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 11.11.2009 г.
© А. В. Седен
Книжная полка
Фернау, И. Аллилуйа! История США. — М. : Эвидентис, 2007. — 224 с. — ISBN: 5-94610-042-4.
«В 1945 году мы с женой обитали в комнатушке на чердаке, стены которой на два месяца зимы покрывались ледяной коркой. И вот тогда-то, в 45-м, какой-то солдат из армии союзников любезно передал мне письмо из Америки, ответ старой приятельницы...»
В данной книге немецкий автор Иоахим Фернау рассказывает об истории США.
Перевод с немецкого Э. Венгеровой под редакцией Н. Федоровой.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ