Научная статья на тему 'Осуществление экологического обучения и воспитания учащихся в системе обра- зования Чувашии в 50-ые гг. Xх века'

Осуществление экологического обучения и воспитания учащихся в системе обра- зования Чувашии в 50-ые гг. Xх века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ПРИРОДЫ / ШКОЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА / КРУЖКИ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ / СТАНЦИИ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ / УЧАСТНИКИ ВСХВ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терехова Ольга Павловна

В статье впервые проводится историко-педагогический анализ осуществления экологического обучения и воспитания подрастающего поколения в учебных заведениях Чувашии в 50-е годы. Представлена система природоохранного воспитания как совокупность преемственных образовательных и внешкольных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Осуществление экологического обучения и воспитания учащихся в системе обра- зования Чувашии в 50-ые гг. Xх века»

УДК 371.033(470.344)

Терехова Ольга Павловна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры материаловедения и экологии Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, [email protected]

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШИИ В 50-ЫЕ ГГ. XX ВЕКА

Terehova Olga Pavlovna

The candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of faculty of materiology and ecology of the Chuvash state university of the Chuvash state university of a name of I. N. Ulyanov, [email protected]

REALIZATION OF ECOLOGICAL TRAINING AND EDUCATION OF PUPILS IN THE EDUCATION SYSTEM CHUVASHIYA IN 50-TH OF THE XX-TH CENTURY

Начиная с 50-х г. XX в., во всем мире усиливается внимание к экологической проблеме. В Советском Союзе, как и во многих странах, создавались специальные научные и административные организации по изучению состояния окружающей среды и ее охраны. В постановлениях и решениях партийных и комсомольских съездов появляются пункты, подчеркивающие роль органов народного образования, комсомольских и пионерских организаций в решении вопросов экологического обучения и воспитания подрастающего поколения. Начиная с 1955 г. в учебные программы по биологии и географии стали шире включать темы, связанные с природой и ее охраной.

Центральная станция юных натуралистов Министерства просвещения РСФСР оказывала большую помощь в деле организации природоохранной работы и формированию экологической культуры у учащихся в автономных республиках и областях, в своих «Методических письмах» и «Информационном бюллетене» станция давала методические рекомендации, инструкции, например, «Методическое письмо к программе работы кружка юных мичуринцев-садоводов», «Методические указания к программе работы кружков юных зоологов», «Внеклассная работа по зоологии в уголках живой природы» и т. п. [3, л. 162]. Информировала о мероприятиях, намечаемых Министерством просвещения и Центральной станцией юных натуралистов для проведения: «О смотре пришкольных учебно-опытных участков», «О проведении «Дня птиц», «О Всероссийском конкурсе на лучшего юного птицевода» и т. д.

В Чувашской Республике большую инструктивно-методическую помощь школам оказывала Республиканская станция юных техников и натуралистов.

В архивных документах Министерства просвещения Чувашской АССР отмечается активная работа районных и республиканской станции юных натуралистов, кружков юных натуралистов: большая работа юными натуралистами была проведена в 1950 г. по разведению и уходу за плодовыми садами, в получении ранних и высоких урожаев овощных и бахчевых культур и т. п. За хорошую работу юннатов и коллектива школы по природоохранительному воспитанию учащихся удостоилась получения переходного знамени ЦК ВЛКСМ и денежной премии в 2500 руб. Старо-Челны-Сюрбеевс-кая 7-летняя школа Комсомольского района. Грамоту ЦК ВЛКСМ и премию в 800 руб. получила Шумерлинская районная станция юннатов. Калайка-синская 7-летняя школа Сундырского района, Кильдишская 7-летняя школа Советского района получили грамоты ЦК ВЛКСМ. Ряд школ республики по итогам работы за 1950 г. награждены грамотами обкома ВЛКСМ, совместной грамотой ОК ВЛКСМ и МП Чувашской АССР - 17 лучших юннатских кружков, 204 юнната и руководители 58 юных техников и 9 школ республики [4, л. 111-116].

Большую роль в воспитании любви к окружающей среде и формировании экологического сознания и поведения подрастающего поколения играет ознакомление с родным краем, с животным и растительным миром, изучение их особенностей. В этом деле важная роль принадлежит экскурсиям и походам. Коренная перестройка в 50-е годы школьного курса биологии положительно повлияла на сознательное и прочное усвоение знаний учащимися, на формирование у них экологической культуры. В новые программы по ботанике и зоологии были включены многочисленные и разнообразные элементы краеведения, требующие организации краеведческих экскурсий с учащимися и работ по изучению родного края.

Для реализации программных требований с целью ознакомления с разнообразием местных растений, деревьев, кустарников, трав и условиями их жизни в Чувашской Республике в школах с учащимися 5-х классов совершали экскурсии в местные леса, на луга, водоемы, а с учащимися города организовали изучение древесных и кустарниковых пород городских парков. С целью конкретизации и углубления учебного материала с учащимися

6-х классов проводили экскурсии в передовые колхозы для ознакомления их с введенными травопольными севооборотами, посевом, насаждением полезащитных полос, устройством прудов и водоемов, с работой по выращиванию кормовых, овощных, технических культур.

С учащимися 7-х классов проводили экскурсии на водоемы и реки для знакомства с промысловыми рыбами и их биологией, с организацией рыболовства. Изучали места обитания различных птиц и их видовые составы и образ жизни. Кроме перечисленных выше экскурсий проводились походы по родному краю.

В «Информационном бюллетене» № 7-8 за 1952 г. в статье «Неделя сада» в 1952 г. было отмечено, что начиная с 1947 г., согласно решению Совета Министров РСФСР «О восстановлении и развитии садоводства в РСФСР»

каждую осень в Российской федерации проводится «Неделя сада», посвященная новым закладкам плодово-ягодного материала и улучшению ухода за существующими насаждениями. В постановлении также отмечалось, что в каждой школе должен быть плодовый сад, кружок юннатов и техников. В Чувашской Республике в сентябре-октябре ежегодно проводилась Неделя сада. Ставшая уже традиционной «Неделя сада» играла огромную роль в развитии и укреплении садоводства и привлечении к нему широкого внимания общественности. Активное участие в проведении «Недели сада» принимали пионеры и школьники, проводя посадку плодово-ягодных растений на пришкольных участках, в колхозах, совхозах и приусадебных участках родителей» [3, л. 226].

В 1952 г. возобновила свою работу Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ). Как свидетельствуют архивные документы, в 1952 году для участия на ВСХВ из Чувашской Республики были представлены в качестве кандидатов 12 школ, 21 кружок, 32 руководителя, 185 юннатов. На широкий показ на ВСХВ выставкомом была утверждена Кильдишская

7-летняя школа Советского района. Рассмотрим достижения этой школы. В отчете о работе юннатов и школьников руководитель кружка юннатов этой школы Н. С. Усов пишет, что пришкольный сад заложен еще в 1940 году на площади 0,33 га. Из 33 яблонь 10 плодоносящих. По внедрению новых плодово-ягодных культур в школьный сад начали работу с весны

1949 года. В кружке юные садоводы изучали агротехнику выращивания плодово-ягодных культур. Проводили ряд практических работ. За лето

1950 года в питомнике выращено до 950 дичков яблони, саженцев черной смородины - 420 шт., гибридных яблонь, груш - 76 шт., 46 корней винограда, укоренено малины 55 кустов, посажено земляники на площади 60 кв. м. Привито в августе и сентябре 1950 г. лучшими сортами груш, яблонь -40 шт., а также проводили прививку на взрослых плодоносящих яблонях -35 шт. Школа планирует в 1951 г. заложить еще дополнительный сад на площади 0,5 га, где будут высаживаться исключительно мичуринские плодово-ягодные культуры» [2, л. 30].

Юннаты Кильдишевской 7-летней школы поддерживали связь со школами других областей, вели переписку, получали от них новые сорта семян различных растений. Школа ежегодно отпускала семена различных цветочнодекоративных, овощных и других культур не только ближайшим школам, но и школам других областей и краев страны. Только за 2 года, т. е. 1948-1950 гг. получено до 200 писем с просьбой выслать различные семена с описанием агротехники возделывания высылаемых семян. Школа ведет широкую консультацию по вопросам опытнической работы среди населения.

Юннатская работа Кильдишевской 7-летней школы освещается на страницах печати, как в местной, так и республиканской. Руководитель кружка юннатов - орденоносец Н. С. Усов, участвовал на Педагогических чтениях АПН РСФСР в 1948 и 1950 гг., выступил на тему «Работа юных натуралистов и опытников сельского хозяйства» [2, л. 31].

В 1954 году заметно улучшилась постановка учебно-опытной работы на пришкольных участках. О чем свидетельствует увеличение количества школ, кружков юных натуралистов и отдельных учащихся в качестве участников на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. На ВСХВ по результатам работ за 1954 г. было утверждено 156 участников.

В выборе и подготовке к участию юннатов на ВСХВ принимали активное участие школы, общественность, председатели и агрономы колхозов. При представлении школы, кружков, руководителей и отдельных юных натуралистов кандидатами в участника выставки на специальном бланке ВСХВ оформляли характеристику юннатской работы. На бланке должны были указать следующие данные:

I. Общие сведения. Наличие базы для работы (земельный участок, его размер, лаборатория, оранжерея, парники, пасека, зооучасток и др.).

II. Показатели работы по растениеводству (урожайность сельскохозяйственных культур или плодово-ягодных насаждений, полученных на учебноопытном участке). Выход с данной площади, в пересчете на гектар. Наименование культур или растений и их сортов.

III. Показатели работы по животноводству (Полученные показатели по сохранности и выращиванию молодняка, по продуктивности и привесу животных, по продуктивности птицы, пчелопасеки.

IV. Количество кружков, учащихся в них и кандидатов, представляемых в участники выставки. Данные за 2 года.

V. Описание результатов проведенной массовой натуралистической работы с детьми. Школа дает описание результатов учебно-воспитательной работы, сочетания преподавания ботаники, зоологии, физики, химии с привитием учащимся практических навыков в области сельского хозяйства.

Характеристику составлял руководитель учреждения. Сведения, изложенные в характеристике, заверял заведующий РОНО, секретарь райкома комсомола.

За исключением нескольких начальных школ, к 1954 г. все школы республики имели пришкольные участки. В школах Чувашской Республики насчитывалось 247 садов, 601 питомник плодово-декоративных растений, 349 парников, 12 теплиц и т. д. Хорошие показатели по работе на пришкольном участке были у пионеров и школьников Больше-Яльчикской 7-летней школы Яльчикского района. Так, в отчете школы за 1953 г. указываются результаты работы юных натуралистов: «Кружок юных натуралистов Больше-Яльчикской 7-летней школы (рук. кружка Е. М. Молоствов) имеет свой расширенный плодово-лесной питомник площадью в 2000 кв. м. В 1953 г. пионеры и школьники выступили инициаторами в республике за расширение садов и озеленение школы и деревни. Успешно выполнив свое обязательство, кружок юных натуралистов в 1954 году в питомнике вырастил и реализовал саженцев школам, колхозам района и республики: клена - 20174 шт., акации - 16425 шт., смородины - 1836 шт., яблони - 876ишт., сосны - 965 шт. Кроме того, ими собрано: семена клена - 25 кг, акации - 4 кг,

березы -1,2 кг; семена цветочных растений: астры - 350 г, бархотки - 400 г, ноготки - 200 г. Все члены кружка юннатов успешно выполнили условия конкурса и посадили в школьном саду и дома от 6 до 10 саженцев яблонь, от 50 до 100 кустов земляники и других видов плодово-ягодных культур. В школе имеется образцовый учебно-опытный участок. По итогам 1953 г. кружок юннатов был участником ВСХВ 1954 г. По итогам работы 1954 г. школа выдвинута кандидатом широкого показа на ВСХВ [6, л. 34].

Пионеры и школьники Старо-Тойсинской 7-летней школы Чкаловско-го района проводили большую работу по озеленению школы и деревни. Плодово-ягодный сад школы (рук. кружка юных натуралистов А. С. Краснов) занимает 2150 кв. м, где растут 119 яблонь различных сортов: боровинка, китайка, грушовка, налив белый, анис алый и др., из них: 26 корней 3-6-летки, вишня «Владимирская» - 84 корня, смородины черной - 154 куста, земляника «Виктория» на площади 100 кв. м, малина на площади 520 кв. м. Кроме того, много крыжовника, черемухи, клена, акации, березы, липы и сирени вокруг сада.

Сад по участкам распределен по классам, ответственные за уходом в классах - члены кружка юннатов. Много сделали пионеры и школьники в деле оказания помощи в развитии садоводства колхозу «Гвардеец» и населению. Школа имеет свой питомник на площади 309 кв. м. В течение 19531954 гг. выращено в питомнике и выдано родному колхозу 11600 дичков яблони, более 15000 тополя и акации.

Пионеры в течение всего года ухаживают и саженцами в колхозном саду. Каждый член кружка юннатов и другие пионеры имеют у себя дома плодово-ягодный сад.

За лето 1954 г. учащимися школы выработано 5786 трудодней. За активное участие учащихся и юннатов в полеводческих работах и в садоводстве правлением колхоза «Гвардеец» объявлена благодарность и оказана школе помощь в приобретении необходимых инструментов для работы на пришкольном участке [7, л. 26].

В республике заметно увеличилась сеть кружков юных натуралистов. Так, если в 1953 г. их было 756, то в 1954 г. - 903 кружка. Работа в них стала разнообразной. Также возросло количество кружков при Республиканской станции: в 1953 г. кружков было 13, в 1954 г. - 16. Работали следующие кружки: юных садоводов (2 кружка), юных овощеводов (3 кружка), юных цветоводов (2 кружка), 1 кружок по изучению сельскохозяйственных машин, юных пчеловодов (1 кружок), юных кролиководов (2 кружка), юных зоологов (2 кружка), юных киномехаников (1 кружок), юных фотолюбителей (2 кружка). Всего 16 кружками охвачено 255 чел. [5, л. 2].

В работе кружков применялись различные формы и методы: экскурсии и наблюдение в природе, работа на пришкольном участке, в уголке живой природы, экскурсии в колхозы, участие в праздниках и викторинах, выпуск юннатских газет и журналов, общественно-производственный труд в помощь родному колхозу, своей школе и т. д.

Республиканская станция юннатов оказывала методическую и практическую помощь Домам пионеров, руководителям кружков и пионервожатым школ, детским домам по вопросам организации, содержания и методики внеклассной и внешкольной натуралистической работы с учащимися, по организации работы на пришкольных учебно-опытных участках. Станция совместно с Министерством просвещения Чувашской АССР в 1954 г. провела смотр школьных учебно-опытных участков и уголков живой природы в школах республики, совместно с Обкомом ВЛКСМ провела Всесоюзный конкурс юных садоводов.

Республиканская станция юннатов помогала и поддерживала связь с сельскими и городскими школами, с учителями-предметниками. Так, в 1954 г. по инициативе станции юных натуралистов на секции учителей биологии были прочитаны доклады, лекции, проведены беседы об организации натуралистической работы в школе. Для оказания практической помощи учителям биологии и руководителям юннатских кружков работники станции выезжали в разные районы республики. Выступали на республиканских совещаниях, курсах учителей, зав. рай(гор)ОНО, семинарах пионервожатых.

Вопросы о юннатской работе освещались на страницах республиканской печати: «Советская Чувашия», «Знамя коммунизма», «Молодой коммунист», в журнале «Ялав» («Знамя»), выступали по радио.

Учителя биологии школ республики принимали активное участие в экологическом обучении и воспитании учащихся. Всего по республике учителями биологии проведено 1227 бесед на научные и сельскохозяйственные темы с охватом 35443 чел. Большая работа была проведена биологами школ по изготовлению учебно-наглядных пособий, для биологического кабинета были составлены гербарии местных растений, плоды местных растений, зерновые растения, листья различной формы, стебли и корни и т. д.

В республике практиковалось проведение школьных выставок. Так, в 1954 г. в республике было проведено 342 школьные сельскохозяйственные выставки. По итогам опытно-экспериментальной работы на пришкольных участках проводились районные и республиканские слеты юных натуралистов.

С 1955-56 учебного года начался переход к обучению по новым учебным планам и программам, основанным на политехнизации средней школы. В учебном плане увеличилась доля физико-математических и естественных циклов. В 1-7 классах начали проводиться уроки труда и практические занятия в мастерских, на учебно-опытных участках, а в старших - практикумы по машиноведению, электротехнике и сельскохозяйственному производству [1, с. 125].

С каждым годом в школах республики все более широкий размах принимает работа юных натуралистов, увеличивается количество учащихся, работающих в натуралистических и технических кружках. Если в 1950 году было 460 кружков с охватом 9345 чел., то в 1956 г. - 1039, с охватом 22460 чел.

В декабре 1958 г. на сессии Верховного Совета СССР был принят Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы

народного образования в СССР. Согласно закону, вместо 7-летнего вводилось всеобщее 8-летнее образование, а десятилетняя средняя школа преобразована в одиннадцатилетнюю. В Чувашии эти преобразования оказались завершены к 1962-63 учебному году.

Вузы республики поддерживали тесную связь со школами и станциями юных натуралистов. Выступали перед школьниками, рассказывали о достижениях в науке. В 50-е годы проблемы физико-математических и естественных наук разрабатывались специалистами педагогического и сельскохозяйственного институтов. Исследователи в области химии были сосредоточены в педагогическом институте, ряд его сотрудников защитили кандидатские диссертации: Р. С. Цеханский (1953), О. И. Каховская (1961) и Ю. А. Федоров (1964). Они изучали возможности использования природных ископаемых республики, проводили испытания по применению лесосечных отходов на предприятиях химической промышленности.

Различные направления биологической науки были представлены изучением лесного фонда, флоры и фауны Чувашии. А. Д. Плетнева-Соколова совместно с коллегами провела обследование видового состава травостоя лугов республики.

Историко-педагогический анализ процесса экологического обучения и воспитания в учебных и внешкольных заведениях Чувашии в 50-е годы показывает: стремление соблюдать системность воздействия на развитие экологической культуры подрастающего поколения; использование межпредметных связей для реализации целей воспитания у подрастающего поколения любви к природе и бережного отношения к ней; соблюдения преемственности между общеобразовательной и высшей школой и внешкольными учреждениями по экологическому воспитанию; организация встреч в школах с учеными, с методистами Республиканской станции юных натуралистов.

Библиографический список

1. Бойко, И. И. История Чувашии новейшего времени. Книга II. [Текст] / И. И. Бойко, В. Г. Харитонова. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2009. - С. 398 с.

2. Отчет Республиканской станции юннатов [Текст] II ЦГА ЧР. Ф. 1953. Оп. 1. Д. 17.-Л. 30.

3. Отчет Республиканской станции юннатов [Текст] II ЦГА ЧР. Ф. 1953. Оп. 1. Д. 21.-Л. 162.

4. Отчет Министерства просвещения ЧАССР [Текст] II ЦГА ЧР. Ф. 1953. Оп. 1. Д. 23.-Л. 111-116.

5. Отчет Республиканской станции юннатов [Текст] II ЦГА ЧР. Ф. 1953. Оп. 1. Д. 42. - Л. 2.

6. Отчет кружка юннатов Больше-Яльчикской 7-летней школы Яльчикского района II ЦГА ЧР. Ф. 1953. Оп. 1. Д. 39. - Л. 34.

7. Отчет кружка юннатов Старо-Тойсинской 7-летней школы Чкаловского района II ЦГА ЧР. Ф. 1953. Оп. 1. Д. 44. - Л. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.