Научная статья на тему 'Пионерская организация Бурятии в послевоенные годы'

Пионерская организация Бурятии в послевоенные годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
342
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КОМСОМОЛ (ВЛКСМ) / ЮННАТЫ / ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ ОТДЫХ / CHILDREN''S MOVEMENT / THE KOMSOMOL (COMMUNIST UNION OF YOUTH) / SUMMER CHILDREN''S RECREATIONAL VACATION / YOUNG PIONEER ORGANIZATION / YOUNG NATURALISTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Балакирев Алексей Николаевич

В статье рассматривается деятельность крупнейшей в мире детской общественной организации в Бурятии в один из сложнейших периодов отечественной истории. Автор отмечает неоднозначный характер существовавшей системы работы с детьми и подростками, анализирует позитивные и негативные тенденции в развитии пионерского движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Young pioneer organization of Buryatia in the post-war years

This article focuses on the activities of the world's largest children's public organisation in Buryatia in one of the most difficult periods of Russian history. The author emphasizes the ambiguous character of the system of work with children and youth at that time, analyzes both positive and negative trends in the development of the Young Pioneer movement.

Текст научной работы на тему «Пионерская организация Бурятии в послевоенные годы»

Из таблицы 4 видно, что если в 1946 г. фонд распределения зерна по трудодням составлял 20,1% от валового сбора зерновых и 33,2% от общей суммы денежного дохода, то в 1950 г. -всего 22,6 и 33,1%. А в 1953 г. снизился и составлял - 16,9 и 20,1% соответственно. В некоторых колхозах, кроме зерна и денег, выдавались также картофель, овощи и некоторые другие продукты.

Фонд оплаты труда в колхозах в первые послевоенные годы продолжал формироваться по остаточному принципу, т.е. его размер зависел от остатка продукции после расчетов колхоза с государством по всем видам обязательных поставок и за работы МТС. Уровень оплаты труда в разных колхозах не был одинаковым, так как в конечном итоге он зависел и от величины собранного урожая, и от обеспеченности каждого хозяйства средствами производства, трудовыми ресурсами, от себестоимости полученной продукции и т.п. В экономически слабых, отстаю-

щих колхозах крестьяне, хотя и вырабатывали больше трудодней, получали на них гораздо меньше продуктов и денег, чем в других, более богатых хозяйствах [1,с.59].

Кроме оплаты по трудодням, для поощрения колхозников с предвоенных лет существовала и дополнительная оплата, начислявшаяся от процента перевыполнения плана. При этом повсеместно преобладала натуральная оплата труда. Но в первые годы после войны на практике она применялась редко и мало влияла на увеличение оплаты труда в общественном производстве.

Таким образом, просчеты в организации труда, невысокий уровень материальнотехнической оснащенности колхозного производства, низкая оплата труда и многое другое привели к тому, что в первые послевоенные годы так и не удалось создать достаточно эффективного механизма организации, использования и стимулирования труда.

Литература

1. Вербицкая О.М. Российское крестьянство: от Сталина до Хрущева. Середина 40-х - 60-х гг. / О.М. Вербицкая. - М.: Наука,1992. 222 с.

2. ГАРБ. ф. Р691, д. 5433, л.7 об.; д. 5434, л. 8об.; д. 5435, л. 1об.; д. 5436, л. 1 об., д. 5437, л. 5; д. 5438, л. 3; д. 5439, л. 3;

д. 5440, л. 10.

3. Зайцева Л.А. Сельское хозяйство Бурятии (1930-1939 гг.). - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1996. - 280 с.

4. Безнин М.А., Димони Т.М. Повинности российских колхозников в 1930-1960-е годы // Отечественная история. - 1973. - №2. - С. 96-110.

5. ГАРБ. ф. Р-691, оп.7; д. 5433, л.7; д. 5434, л. 8об.; д. 5435, л. 1об.; д. 5436, л. 2; д. 5437, л.5; д. 5438, л. 3; д. 5439, л.3; д. 5440 л. 10.

6. ГАРБ. Ф. Р-691, оп.7; д. 5433, л. 11, 14; д. 5437, л. 9об., 10 об.; д. 5440, л. 15об, 17об.

Олзоева Наталья Владимирована, старший преподаватель кафедры истории Отечества Бурятского государственного университета. г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.

Olzoeva Natalya Vladimirovna, senior lecturer, department of homeland history, Buryat State University. Ulan-Ude, Smolin str., 24a.

УДК 329.052 (571.54)

© А.Н. Балакирев

Пионерская организация Бурятии в послевоенные годы

В статье рассматривается деятельность крупнейшей в мире детской общественной организации в Бурятии в один из сложнейших периодов отечественной истории. Автор отмечает неоднозначный характер существовавшей системы работы с детьми и подростками, анализирует позитивные и негативные тенденции в развитии пионерского движения.

Ключевые слова: детское движение, пионерская организация, комсомол (ВЛКСМ), юннаты, летний оздоровительный детский отдых.

A.N. Balakirev

Young pioneer organization of Buryatia in the post-war years

This article focuses on the activities of the world's largest children's public organisation in Buryatia in one of the most difficult periods of Russian history. The author emphasizes the ambiguous character of the system of work with children and youth at that time, analyzes both positive and negative trends in the development of the Young Pioneer movement.

Keywords: children's movement, Young Pioneer Organization, the Komsomol (Communist Union of Youth), young naturalists, summer children's recreational vacation.

Послевоенный период в развитии детского движения в Советском Союзе характеризуется двояко. С одной стороны, происходит дальнейшее совершенствование методики пионерской работы, углубляется ее содержание, появляются новые, привлекательные для детей, формы деятельности. С другой стороны, пионерская организация в это время практически потеряла свое лицо как самодеятельная общественная организация детей. Это было связано, прежде всего, с небывало усилившимся в послевоенные годы культом личности Сталина и с засильем в стране командно-административных методов управления. Вся деятельность организации была сведена к борьбе за прочные и глубокие знания, получаемые в школе. Практически не использовались лучшие традиции пионерии, расцвели догматизм, формализм и слепое копирование форм работы без учета местных условий, пола и возраста. Положение с кадрами пионерских работников также было неудовлетворительно - чрезвычайно усилилась текучесть вожатых, профессиональная подготовка была крайне слабой. Большинство решений, принятых в этот период (об улучшении работы летних пионерских лагерей, о путешествиях по родному краю, о введении выборности в пионерской организации, о подготовке старших пионервожатых, о создании районных, областных, краевых, городских и республиканских Советов юных пионеров) оказались нежизнеспособны.

В Бурятии, как и по всей стране, деятельность пионерской организации в конце 1940-х -начале 1950-х гг. практически полностью слилась с учебно-воспитательной работой школы и была направлена исключительно на достижение высокой успеваемости и прочных знаний. Если в 1945/46 учеб. год успеваемость по школам Бурятии составляла всего 66,1% из них пионеров -82, то в 1949/50 учеб. год общая успеваемость по школам республики возросла до 76-80%, а успеваемость пионеров достигла 96% [1]. Прошедший в октябре 1951 г. очередной пленум ЦК ВЛКСМ потребовал вовлечь в ряды пионерии «всех учащихся пионерского возраста» [2]. В результате произошел резкий скачок в численности пионерской организации по всей стране и, конечно, в Бурятии. Так, если в начале 1947 г. в пионерской организации республики состояло 22 425 чел., то к концу 1949 г. было уже 35 640, а в 1956 г. - 43 919 пионеров [3]. Во многих бурятских и русских школах отрядные вожатые вместе с учителями в эти годы увлекались подготовкой и проведением так называемых пред-

метных сборов. Для этого подбирались такие темы, которые бы помогли пионерам усвоить лишь программный материал и углубить знания учащихся по отдельным предметам. Предметные сборы чаще всего проводились формально, без учета интересов и желания пионеров, как дополнительные уроки, где повторялся пройденный в классе материал. Характерными были предметные пионерские сборы на тему «Происхождение жизни на Земле», «Знаешь ли ты Пушкина», «Знаешь ли ты математику», «Повторение русского языка (частицы не и ни)» [4, с.141].

В этих условиях настоящей отдушиной для детей и подростков стала работа предметных, технических и других кружков, которые получили широкое распространение во всех образовательных учреждениях Бурятии. В 1946/47 учеб. год только в двух средних и пяти семилетних школах Селенгинского аймака работало 52 кружка, в которых занималось 713 детей. В 1949/50 учеб. год в школах Заиграевского аймака работало 58 кружков (1471 ребенка), а в школах Хоринского аймака - 49 кружков (1246 детей) [5]. Всего по республике в 1949/50 учеб. год функционировало более 1150 предметных, технических и прочих кружков, в которых занималось более 40% всех учащихся республики и более 50% пионеров. Это подтверждают материалы Министерства Просвещения БМАССР: «Пионеры и комсомольцы всегда являются застрельщиками во всех кружках и во всех проводимых мероприятиях, и служат верными помощниками в работе учителей» [6]. В школах республики начинают все чаще проводиться внеклассные и внешкольные мероприятия, производственно-технические экскурсии на колхозные и промышленные предприятия. В каждой семилетней или средней школе республики в начале 1950-х гг. работало от 5 до 20 разнообразных предметных и прочих кружков, которые, несомненно, способствовали расширению и углублению знаний детей, а также развитию детской инициативы. Так, в дневнике пионеров школы №7 г. Городка Закаменского аймака говорилось: «В литературном кружке для 5 класса только за полугодие проведено 12 занятий, знакомились с выразительным чтением, пересказами и декламацией, читали произведения Катаева; в кружке для 6 класса проведено 16 занятий на темы: устное народное творчество, вечер сказок, загадок, пословиц и прочее; в географическом кружке прочитаны доклады «Путешественник Миклухо-Маклай», «Путешественник-

мореплаватель Седов», «Озеро Байкал» и т.д.» [7]. В школе №2 г. Улан-Удэ работало 15 кружков, в которых занимались 350 пионеров и школьников. Также здесь издавалась газета «Смена», в которой сотрудничали около 200 корреспондентов, и только за 1951/52 учеб. год было выпущено 40 номеров этой пионерской газеты [8]. Пионеры старались проявлять инициативу не только в работе школьных кружков, но и в деятельности внешкольных учреждений, прежде всего Домов пионеров. Например, в 1951/52 учеб. год при Улан-Удэнском Городском Доме Пионеров работало 44 кружка, в том числе 12 трудовых и технических, а на базе Детской технической станции Кяхтинского аймака функционировало 12 кружков (авиамодельный, «Умелые руки», юные физики, юные мичуринцы, столярный и другие) [9].

В послевоенные годы пионерская организация проделала значительную работу по развитию физико-технического творчества детей, по укреплению материальной базы политехнического обучения. Это выразилось в строительстве учебных мастерских, создании учебных кабинетов, изготовлении наглядных пособий и пр. Активнейшим образом в данном направлении работал коллектив школы №65 г. Улан-Удэ. Знаменитый в Бурятии и за ее пределами физикотехнический кружок под руководством заслуженного учителя РСФСР В.В. Ангилейко был создан в 1952/53 учеб. год. За 10 лет существования руками кружковцев было изготовлено более 150 наименований фундаментальных приборов (10 амперметров, 14 вольтметров, более 10 электронагревательных приборов и пр.); собран для кабинета физики электрораспределительный щит: проведена электропроводка к ученическим столам. Кружковцы переоборудовали световую электросеть в актовом зале, радиофицировали школу, иллюминировали стенд для спортивных призов и кубков. Члены кружка осветили электролампами карту Европы в кабинете географии, электрифицировали фонтан в кабинете ботаники. Искусные декорации школы к праздникам, исключительное по красоте оформление новогодней елки, «горящий костер» на дружинном пионерском сборе - все это результат работы кружковцев [10]. Не менее содержательную и творческую работу проводил в школе №65 технический кружок под руководством учителя А.А. Крашневского. Ребята выпускали красиво оформленные стенгазеты по предметам, оформляли фотомонтажи и фотоальбомы, проводили вечера по физике, химии. Кроме общешкольных вечеров, по инициативе пионерских отрядов

проводились вечера вопросов и ответов по классам. В школе №1 г. Улан-Удэ работало до 30 кружков, которыми руководили и учителя, и родители, и даже сами учащиеся. Так, в кружке «Умелые руки» под руководством учителя В.В. Окружной и члена родкома И.А. Тропникова пионеры учились обращаться с лобзиком, ручной пилой и другими инструментами, приобретали навыки по выполнению разнообразных работ с бумагой, картоном, папье-маше, фанерой, деревом, тканью и т.д. Большой популярностью у девочек пользовался кружок «Рукоделие», причем его занятия также охотно посещали и мальчики. В школе №2 в кружке «Юный физик» под руководством О.И. Мочаловой было сделано много приборов и наглядных пособий. Также активно работали столярный и слесарный кружки. Работая в кружках, ребята пополняли свои знания о свойствах материалов, получали элементарные навыки обращения с инструментами, оказывали огромную помощь школе в оборудовании кабинетов наглядными пособиями. Не менее показателен в этом отношении и опыт работы кружка «Юные физики» Торейской средней школы Джидинского аймака (руководитель - В.Е. Шулунов). По результатам работы кружка на Республиканской выставке детского технического творчества торейские пионеры несколько лет подряд занимали призовые места [4, с.146].

Еще одним «нестандартным» видом деятельности, в котором могли проявить свою кипучую энергию, инициативу и самодеятельность пионеры и школьники Бурятии стала организация работы на пришкольных учебно-опытных участках и в садах республики. Ярким примером может служить опыт Уринской средней школы Баргузинского аймака. Юные натуралисты (юннаты) этой школы под руководством заслуженного учителя РСФСР Т.М. Малика впервые в условиях северного аймака вырастили арбузы, яблоки, вишню, малину, лимоны. В 19511953 гг. юннатами было выращено 7445 саженцев плодовых деревьев. Школьная пасека также стала базой распространения и популяризации пчеловодства в Бурятии. Только за 1952-1953 гг. юные пчеловоды собрали около 800 кг меда и распространили в другие колхозы и школы более 100 пчелосемей. С 1954 г. Уринская школа стала участницей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ). В 1955 г. пионерская организация школы была награждена Главным комитетом ВСХВ дипломом II степени и автомашиной, а лучшие пионеры и учителя были награждены золотыми и серебряными медалями выставки [4, с.148-149]. Состоявшийся в 1953 г.

II съезд работников образования БМАССР отметил хорошую работу юннатов Брянской семилетней школы Кабанского аймака, Унэгэтэйской средней школы Заиграевского аймака, Корса-ковской средней школы Байкало-Кударинского аймака. За высокие показатели в работе на пришкольных участках юннаты этих школ стали участниками ВСХВ 1953 г. [11]. В рамках Всесоюзного конкурса на лучшего садовода в апреле 1951 г. секретарь Бурят-Монгольского Обкома ВЛКСМ Шведкова сообщала в ЦК: «В республике имеются сады при 72 школах, питомники при 17 школах, сады при 9 детдомах» [12]. С 1 по 8 октября 1951 г. в Бурятии была впервые проведена республиканская «Неделя сада». В соответствующем постановлении указывалось: «Комсомольским и пионерским организациям школ обеспечить, чтобы каждая городская и сельская школа, детдом в период проведения Недели произвели озеленение и посадку плодово-ягодных деревьев на своих пришкольных участках» [13]. Плоды именно этих пионерских Недель, ставших затем традиционными, мы видим сегодня во дворах большинства школ по всей республике.

Пионерские дружины многих сельских школ в послевоенные годы принимали активное участие в колхозном производстве. Так, в отчете Джидинского аймака за 1947/48 учеб. год указано: «За 2 месяца уборочных работ пионерами собрано и сдано в колхозы 1650 кг колосков, 450 кг зерна. Особенно отличились ребята Дыре-стуйской средней школы». Из информации Заиграевского айкома ВЛКСМ: «Всего на сеноуборке и прополке занято 1428 пионеров. Лучшие из них - Дамбаев Гена, Цыденов Володя -уже заработали по 35-40 трудодней. Пионеры Верхне-Талецкой НСШ работают на огородах и сеноуборке, полют грядки, поливают капусту, огурцы, помидоры, возят копны, гребут сено» [14]. Осенью 1948 г. в ОК ВЛКСМ пришла телеграмма из Тункинского аймака от звеньевой Нины Данзановой, в которой говорилось: «Мы организовали пионерское звено высокого урожая. 3 га засадили капустой и с каждого га собрали по 200 с лишним центнеров. Ребята Таль-ской НСШ взяли шефство над молодняком. 12 пионеров вырастили 36 телят и на днях сдали их дояркам колхоза» [15]. По всей республике пионеры помогали колхозам выращивать урожай; собирали удобрения - золу, птичий помет; ухаживали за молодняком на животноводческих фермах, выращивали домашнюю птицу, кроликов, поросят; заготовляли плоды дикорастущих

растений, собирали металлолом, макулатуру, вели шефскую работу; приобретали необходимые трудовые навыки в различных кружках и т.д. Колхозники многих аймаков республики не случайно называли пионеров своими первыми помощниками.

Конечно, было бы странно, если бы вся пионерская работа в этот период сводилась лишь к активному труду на пользу общества, к помощи взрослым. Ведь пионеры все-таки, в первую очередь, дети, которым просто необходимы творческие, яркие формы деятельности. Несмотря на явное преобладание «трудового воспитания» и «политехнического обучения», в послевоенный период удавалось вести работу и в направлении развития детского творчества, и в плане оздоровительной, культурно-массовой деятельности. Например, 25-26 марта 1948 г. была проведена I Городская Олимпиада детского творчества в г. Городок. Возобновилось ежегодное проведение Смотров художественной самодеятельности всех уровней. Стали повседневностью детские киносеансы и даже Детские дни в кинотеатрах городов и райцентров. С 24 марта по 1 апреля 1952 г. в республике прошла «Неделя Детской Книги», в рамках которой в школах, Домах пионеров, детдомах были проведены беседы, лекции, доклады для ребят и родителей. В помещении Театра Оперы и Балета проводились утренники на тему «Книга - наш лучший друг», где выступал известный бурятский поэт Дамба Жалсараев. Книгам были посвящены и пионерские сборы, утренники, вечера. В Баргузинской, Спиртзаводской, Ганзурин-ской и других школах прошли конкурсы на лучшего чтеца, рассказчика. Во многих местах были организованы выставки художественной литературы, фотовитрины о книгах. По всей республике были созданы кружки переплетчиков и приведено в порядок около 50 000 книг [16]. С 28 октября по 1 ноября 1952 г. в Улан-Удэ была проведена I Республиканская выставка изобразительного творчества детей. По ее итогам 23 человека были премированы, а лучшие экспонаты были направлены на Всесоюзную выставку в Москву [17].

Особое внимание уделялось в рассматриваемый период организации оздоровления детей, и в частности летнему отдыху. Охват детей организованным летним отдыхом увеличивался из года в год, несмотря на трудности послевоенного времени. Так, в 1948 г. в пионерских лагерях республики отдохнуло 7610 детей, в лагерях санаторного типа - 550 детей. Кроме того, сетью летних площадок было охвачено 1063 ребенка.

Также было организовано несколько туристических групп, совершивших походы по родному краю. Из детсадов на летних дачах отдохнуло 950 детей, из детдомов - 260. В 1952 г. всеми формами организованного отдыха было охвачено уже около 30 000 детей [18]. В 1950 г. в Бурятии впервые были созданы пионерские лагеря городского типа при крупных школах и домоуправлениях, ставшие хорошим подспорьем в организации летнего отдыха детей. Они существуют и поныне. Новая форма отдыха и оздоровления детей вполне себя оправдала, и если в 1950 г. таких лагерей было только 9, то в 1951 г. их количество возросло до 37 с охватом 7600 детей. Причем лагеря городского типа открывались не только в городах (Улан-Удэ, Кяхта, Бабушкин, Городок), но и в ряде аймаков [19].

Таким образом, к середине 1950-х гг. детское движение в целом по стране и в республике в частности заметно активизировалось, начали практиковаться новые, гораздо более привлекательные для детей формы деятельности. XII Всесоюзный Съезд ВЛКСМ (1954 г.) рекомен-

довал строить работу с пионерами таким образом, чтобы она полностью основывалась на инициативе и самодеятельности пионеров, учитывала возрастные особенности пионеров и школьников, их детское стремление к играм и романтике. Новый Устав, принятый съездом, формально поднимал авторитет пионерской организации, ведь рекомендация Совета пионерской дружины при вступлении в ВЛКСМ был приравнена к рекомендации члена союза. Однако Всесоюзная пионерская организация продолжала оставаться формальным органом, а не организацией для самих детей. В ней детям далеко не всегда было интересно, поскольку проявить свою инициативу было крайне сложно, почти невозможно, если эта инициатива хоть как-то выходила за рамки принятых свыше инструкций. Необходимо было обновить методику пионерской работы, пересмотреть систему взаимоотношений пионерской организации со школой, комсомолом, профсоюзами и другими общественными институтами.

Литература

1. ГАРБ. Ф. 60. Оп. 3. Д. 58. Л.2.

О работе пионерской организации. - М., 1951.

ГАРБ. Ф. 36. Оп. 2. Д. 2322. Д. 2853.

Дуринова Г.А. Пионерское движение в Бурятии. - Улан-Удэ, 1962. ГАРБ. Ф. 60. Оп. 3. Д. 326. Л. 42-43.

ГАРБ. Ф. 60. Оп. 3. Д ГАРБ. Ф. 60. Оп. 3. Д ГАРБ. Ф. 60. Оп. 3. Д ГАРБ. Ф. 60. Оп. 3. Д

90. Л. 11.

326. Л. 82.

326. Л. 107.

165. Л. 21.

10. Ангилейко В.В. Из опыта работы физико-технического кружка // III съезд учителей Бурят-Монгольской АССР. Улан-Удэ, 1957. С. 229.

11. История Бурятской АССР. - Улан-Удэ, 1959. - Т.2. С. 569.

12. ГАРБ. Ф. 36. Оп. 2. Д

13. ГАРБ. Ф. 36. Оп. 2. Д

14. ГАРБ. Ф. 36. Оп. 2. Д

15. ГАРБ. Ф. 36. Оп. 2. Д

16. ГАРБ. Ф. 36. Оп. 2. Д

17. ГАРБ. Ф. 36. Оп. 2. Д

18. ГАРБ. Ф. 36. Оп. 2. Д

19. ГАРБ. Ф. 36. Оп. 2. Д

3216. Л. 64.

3216. Л. 70.

2637. Л. 14, 15, 47.

2637. Л. 57.

3433. Л. 19.

3433. Л. 31.

2596. Л. 148-150. Д. 3006. Л. 69. Д. 3216. Л. 25. Д. 3433. Л. 36.

3006. Л. 38. Д. 3216. Л. 25.

Балакирев Алексей Николаевич, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории Отечества Бурятского государственного университета. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.

Balakirev Alexei Nikolaevich, candidate of historical sciences, senior lecturer, department of homeland history, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin, str. 24a.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.