Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 10 (76). 2024. № 2. С. 101-110.
УДК 159.942.2
ОСОБЕНОСТИ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Гришина А.В.1, Косцова М.В.2
'Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 2ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», Севастополь, Россия E-mail: mashasev@maiLru2, [email protected]
Рассмотрена проблема родительских установок детей дошкольного возраст через призму эмоционального интеллекта. Воспитывая ребенка в семье, родители, так или иначе, прибегают к использованию установок, связанных с выполнением родительских функций, которые и определяют успешность личностного развития ребенка в будущем. Традиционно выделяют четыре основных вида родительских установок: принятие и любовь; явное отвержение; излишняя требовательность; чрезмерная опека. Родительские установки - подвижны, могут изменяться и трансформироваться в процессе жизнедеятельности и воспитания ребенка в соответствии с полученным жизненным опытом. В эмпирическом исследовании доказано, что уровень эмоционального интеллекта родителей влияет на конструктивность родительских установок в воспитании детей дошкольного возраста: родителям с высокими уровнями эмоционального интеллекта в большей степени характерно стремление устанавливать близкие уравненные отношения со своими детьми; отсутствие тотального контроля за поведением и действиями детей, уверенность в собственном ребенке; родители с низким эмоциональным интеллектом не стремятся устанавливать близкие уравненные отношения с детьми, не поощряют самостоятельность, активность и инициативность детей, не стремятся устанавливать доброжелательные отношения, отсутствует стремление вербализировать отношения с ребенком, чаще испытывают негативные чувства к ребенку, дают низкую оценку его способностям, отсутствует интерес к стремлениям и активностям ребенка. Таким образом, данные эмпирического исследования позволяют констатировать, что в школе осознанного родительства обязательно должен быть отдельный блок по развитию эмоционального интеллекта родителей, особенно родителей дошкольного возраста.
Ключевые слова: родительские установки, эмоциональный интеллект, дети дошкольного возраста, эмоциональный контакт, вербализация, интерес, активность.
ВВЕДЕНИЕ
Основная роль в развитии личности ребенка отводится семье, как главному социальному институту. Именно в семье создаются условия (социальные, культурные, экономические), влияющие на развитие личности на всех этапах социализации. 2024 год объявлен годом семьи в РФ. Поэтому проблематика ценности семьи, воспитания детей - выходят на первый план. Особенно важно влияние семьи на ребенка дошкольного возраста, поскольку именно в данный период складываются основы его личностного, познавательного, социально-психологического развития. Для дошкольного возраста характерен ряд
101
новообразований, среди которых: зарождение нравственного развития, распознавание нравственных норм, мотивация поведения; новообразования в области волевого развития (развитие предпосылок подчинять собственные действия мотиву); в сфере самосознания (самооценка, самоидентификация). От сложившихся отношений между ребенком дошкольного возраста и родителями во многом зависит формирование его личности, прежде всего таких компонентов, как эмоциональная сфера (чувствительность, сопереживание, самооценка), познавательная сфера (мотивы, интересы). Именно в период дошкольного возраста ребенок испытывает потребность в адекватном родительском отношении, которое возможно только при наличии адекватных родительских установок и достаточном уровне развития эмоционального интеллекта у родителей.
Интерес исследователей в последние годы привлекает проблема семейного воспитания детей дошкольного возраста и родительские установки [1; 3]. Данный интерес связан с тем, что именно детско-родительские отношения в семье можно считать главным фактором формирования полноценной личности дошкольника, на что указывают исследования таких авторов, как Аликин И.А., Белоусова Н.С., Буянов М.И., Винникотт Д.В., Гамаюнова И.Н., Гребенников И.В., Довгая Н.А. Благополучие детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста, зависит от психологического благополучия родителей, имеющихся у них представлений о ребенке и родительских установок, которые представляют собой готовность родителей к конкретному типу взаимодействия с ребенком. Это подтверждается в исследованиях таких авторов, как Е. Н. Анашкина, Бесчасная А.А., Жамалетдинова Г.Р., Захаров А.И., Истратова О.Н., Кириленко И.Н., Котова Е.В., Кузьмина В.П., Кузьмишина Т.Л., Николаева Л.А., Расчетина С.А., Сорокоумова Е.А., Токарева Ю.А.
Одним из важных компонентов в благоприятных детско-родительских отношениях, в воспитании детей и общении с ним является взаимопонимание, умение родителей понять, прочувствовать, осознать, сопереживать своему ребенку. Способность понять эмоциональное состояние, рефлексивно осмыслить проблемы ребенка, эмоционально откликнуться на них - важное качество, без которого невозможно полноценное общение и взаимодействие с детьми [1, 2; 3]. Данное качество определяется уровнем эмоционального интеллекта, подразумевающего под собой интеллектуальное и эмоциональное развитие родителя [4]. Наличие высокого эмоционального интеллекта позволяет личности успешно справляться с состояниями эмоциональной нестабильности, управлять своими эмоциями и адекватно воспринимать эмоции окружающих. Цель статьи, эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и особенностей выбора семейных установок родителями детей дошкольного возраста.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
Эмпирические: наблюдение, тестирование с помощью методик: методика PARI (в адаптации Нещерет Т.В.); тест эмоционального интеллекта (Холл Н.); математическая обработка результатов эксперимента с использованием критерия
102
Крускалла-Уоллиса. База исследования: для организации исследования подобраны 40 испытуемых (родители детей дошкольного возраста, в возрасте 26-40 лет). В рамках исследования была выдвинута научная гипотеза: предполагается, что уровень эмоционального интеллекта родителей детей дошкольного возраста влияет на выбор родительских установок: родители с высокими показателями эмоционального интеллекта имеют конструктивные родительские установки, родители с низкими показателями эмоционального интеллекта прибегают к менее конструктивным родительским установкам. Конкретизация гипотезы представлена в эмпирической части.
Исследование проводилось на базе ГБДОУ «Детский сад № 111» г. Севастополя в течение 2023 года.
Описание выборки:
мужчины: 7 человек, возраст от 28 до 36 лет;
женщины: 23 человека, возраст от 26 до 40 лет.
Среди отобранных для проведения исследования родителей:
9 человек имеют среднее образование;
10 человек специальное среднее образование;
21 человек высшее образование.
В исследовании приняли участие испытуемые, имеющие 1 и более детей: имеют 1 ребенка - 12 человек; имеют 2 детей - 16 человек; имеют 3 и более детей -2 человека.
Рис. 1. Обобщенные результаты диагностики по методике «Тест эмоционального интеллекта Холла»
Первоначально с родителями детей дошкольного возраста было организовано исследование, направленное на определение уровней эмоционального интеллекта с помощью методики тест эмоционального интеллекта (Холл Н.).
Результаты исследования показали, что общий уровень эмоционального интеллекта у родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста, в основном
103
средний. Кроме того, присутствуют родители с высокими и низкими показателями эмоционального интеллекта. Наличие испытуемых с различными уровнями дает возможность провести дальнейшее исследование.
Результаты, полученные с помощью методики «Тест эмоционального интеллекта Холла Н., позволили распределить испытуемых родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста, на 3 условные группы:
группа с высокими показателями эмоционального интеллекта: 21 человек; группа со средними показателями эмоционального интеллекта: 8 человек; группа с низкими показателями эмоционального интеллекта: 11 человек. Дальнейшая задача исследования состояла в определении родительских установок испытуемых с различными уровнями эмоционального интеллекта. Исследование проводилось с помощью методики PARI (в адаптации Нещерет Т.В.) (см. Таблиц 1).
Таблица 1
Результаты диагностики особенностей отношения родителей к детям в группах с разными уровнями эмоционального интеллекта
Шкалы Уровни в процентном соотношении
Низкий | Средний | высокий
Группа родителей с высоким уровнем эмоционального интеллекта Оптимальный эмоциональный контакт
Вербализация - 71,4 28,6
Партнерские отношения - 52,3 47,6
Развитие активности ребенка - 57,1 42,9
Уравненные отношения - 61,9 38,1
Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком
Раздражительность 57,1 42,9 -
Излишняя строгость 52,4 42,9 4,7
Уклонение от контакта 81,9 19,1 -
Излишняя концентрация на ребенке
Чрезмерная забота 47,6 47,6 4,7
Подавление воли 38,1 33,3 28,6
Опасение обидеть 42,9 42,8 14,3
Исключение внутрисемейных влияний 23,8 61,9 14,3
Подавление агрессивности 38,1 38,1 23,8
Подавление сексуальности 38,1 38,1 23,8
Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка 38,1 38,1 23,8
Стремление ускорить развитие ребенка 14,3 66,7 19
Группа родителей со среднем уровнем эмоционального интеллекта Оптимальный эмоциональный контакт
104
Шкалы Уровни в процентном соотношении
Низкий Средний высокий
Вербализация 12,5 87,5 -
Партнерские отношения 25 75 -
Развитие активности 25 75 -
ребенка
Уравненные отношения 25 75 -
Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком
Раздражительность - 75 25
Излишняя строгость 12,5 62,5 25
Уклонение от контакта - 75 25
Излишняя концентрация на ребенке
Чрезмерная забота - 50 50
Подавление воли 12,5 62,5 25
Опасение обидеть - 62,5 37,5
Исключение - 62,5 37,5
внутрисемейных
влиянии
Подавление 12,5 50 37,5
агрессивности
Подавление - 62,5 37,5
сексуальности
Чрезвычайное 12,5 50 37,5
вмешательство в мир
ребенка
Стремление ускорить развитие ребенка 25 50 25
Группа родителей с низким уровнем эмоционального интеллекта Оптимальный эмоциональный контакт
Вербализация 36,7 63,3 -
Партнерские отношения 63,6 36,4 -
Развитие активности 63,6 36,4 -
ребенка
Уравненные отношения 45,5 54,5 -
Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком
Раздражительность - 63,6 36,4
Излишняя строгость 9,1 54,5 36,4
Уклонение от контакта 9,1 54,5 36,4
Излишняя концентрация на ребенке
Чрезмерная забота - 36,7 63,3
Подавление воли 9,1 54,5 36,4
Опасение обидеть 9,1 54,5 36,4
Исключение - 54,5 45,5
внутрисемейных
влияний
Подавление - 63,6 36,4
агрессивности
Подавление 36,4 36,3 27,3
сексуальности
Чрезвычайное 18,2 54,5 27,3
вмешательство в мир
ребенка
105
Шкалы Уровни в процентном соотношении
Низкий Средний высокий
Стремление ускорить развитие ребенка - 54,5 45,5
Дадим характеристику результатам в каждой из групп родителей с различным уровнем эмоционального интеллекта. Для родителей с высокими показателями эмоционального интеллекта характерны средние и высокие уровни вербализации (74,1% и 28,6%), партнерских отношений с детьми (52,3% и 47,6%), стремление к развитию активности своего ребенка (57,1% и 42,9%), уравненные отношения (61,9% и 38,1%). При этом низкие показатели ни по одному из показателей оптимального эмоционального контакта у родителей данной группы определены не были. Можно констатировать, что для родителей с высокими показателями эмоционального интеллекта характерно стремление устанавливать близкие уравненные отношения со своими детьми. Эти родители стремятся всячески поощрять самостоятельность, активность и инициативность своего ребенка, устанавливают с детьми доброжелательные отношения, вербализируют их.
Показатели шкалы «Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком» у родителей с высокими уровнями эмоционального интеллекта преимущественно низкие: низкая раздражительность определена у 57,1% родителей данной группы, излишняя строгость на низком уровне проявляется у 52,4%, уклонение от контакта не свойственно 81,9% родителей с высоким интеллектом. Отсюда следует вывод, что родители с высокими показателями эмоционального интеллекта, как правило, не склонны демонстрировать раздражительность в отношении своих детей, проявляют стремление к контакту, эмоциональная дистанция отсутствует.
Показатели по шкале «Излишняя концентрация на ребенке» у родителей данной группы следующие: 47,6% не проявляют чрезмерную заботу, такому же числу родителей характерен средний уровень ее проявления, лишь 4,7% чрезмерно заботливы в отношении собственных детей. Стремятся подавлять волю 28,6% родителей с высоким эмоциональным интеллектом, не склонны к подобному подавлению большинство - 38,1%. 42,9% не проявляют переживаний по поводу возможности обидеть своего ребенка, подавление агрессивности, сексуальности, чрезмерное вмешательство в мир ребенка у большинства на низком (по 38,1) и среднем (по38,1%) уровне. Можно констатировать, что отношения родителей с высоким уровнем интеллекта к своим детям в основном гармоничные, излишняя концентрация на ребенке у большинства отсутствует.
Далее рассмотрим результаты у родителей, которые имеют средние уровни эмоционального интеллекта. По шкале «Оптимальный эмоциональный контакт» родители преимущественно показали средние уровни вербализации, партнерских отношений, стремления развивать активность ребенка, уравненных отношений. Однако, часть родителей (12,5% по показателю «вербализация» и по 25% по остальным шкалам), имеют низкие показатели эмоционального контакта. В целом можно говорить о том, что эмоциональный контакт с детьми у родителей со средними уровнями эмоционального интеллекта в основном оптимальный, однако наблюдается некоторая тенденция к его снижению. По шкале «эмоциональная
106
дистанция с ребенком» у родителей данной группы результаты также преимущественно средние. Однако, 12,5% родителей проявляют излишнюю строгость в отношении собственных детей. По шкале «Излишняя концентрация на ребенке» высокие показатели наблюдаются у некоторых родителей со средним уровнем эмоционального интеллекта относительно чрезмерной заботы (50%) подавления воли детей (25%), опасения обидеть, подавления агрессивности, сексуальности, вмешательство в мир ребенка (по 37,5%). Большинство родителей по всем параметрам данной шкалы имеют средние результаты.
У родителей, имеющих низкие уровни эмоционального интеллекта были определены преимущественно средние и низкие уровни эмоционального контакта с детьми. Наиболее низкие показатели отмечаются пол шкале «Партнерские отношения» - у 63,3% родителей, «Развитие активности ребенка» - 63,3%, «уравненные отношения» - 45,5%. Следовательно, родители с низким эмоциональным интеллектом не стремятся устанавливать близкие уравненные отношения с детьми, не поощряют самостоятельность, активность и инициативность детей, не стремятся устанавливать доброжелательные отношения, отсутствует стремление вербализировать отношения с ребенком.
Результаты по шкале «Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком» также показывают, что многие родители данной группы проявляют раздражительность (36,4%), уклонение от контакта с ребенком (27,3%). Это говорит о наличие эмоциональной дистанции родителей с низким уровнем эмоционального интеллекта с их детьми. Результаты по шкале «Излишняя концентрация на ребенке» демонстрируют, что родители с низким эмоциональным интеллектом проявляют чрезмерную заботу о детях (63,3%), стремятся подавить волю ребенка (36,4%), его агрессивность (36,4%), сексуальность (27,3%), акцентируют внимание на ускорении развития ребенка (45,5). Результаты показывают, что существуют некоторые различия в отношениях родителей с разными уровнями эмоционального интеллекта к детям. Для уточнения достоверности различий проведен анализ с помощью статистического критерия Крускалла-Уоллиса.
Математический анализ показал, что между группами родителей с различным уровнем эмоционального интеллекта наблюдаются достоверные различия в показателях некоторых взаимоотношений. Мы наблюдаем наличие различий по показателям «Вербализация», «Партнерские отношения», «Развитие активности ребенка», «Уравненные отношения», «Раздражительность», «Излишняя строгость», «Уклонение от контакта», «Чрезмерная забота», «Исключение внутрисемейных влияний».
Результаты позволяют говорить о том, что:
родителям с высокими уровнями эмоционального интеллекта в большей степени характерно стремление устанавливать близкие уравненные отношения со своими детьми. Эти родители стремятся всячески поощрять самостоятельность, активность и инициативность своего ребенка, устанавливают с детьми доброжелательные отношения, вербализируют их. Они не склонны демонстрировать раздражительность в отношении своих детей, проявляют
107
стремление к контакту, эмоциональная дистанция отсутствует. Отношения с детьми гармоничные, излишняя концентрация на ребенке у большинства отсутствует;
родители с низким эмоциональным интеллектом не стремятся устанавливать близкие уравненные отношения с детьми, не поощряют самостоятельность, активность и инициативность детей, не стремятся устанавливать доброжелательные отношения, отсутствует стремление вербализировать отношения с ребенком.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев проблему родительских установок детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что в психологии под родительскими установками в целом подразумевается система восприятия, эмоционального отношения и поведения родителя в отношении ребенка. Воспитывая ребенка в семье, родители, так или иначе, прибегают к использованию установок, связанных с выполнением родительских функций, которые и определяют успешность личностного развития ребенка в будущем. Традиционно выделяют четыре основных вида родительских установок: принятие и любовь; явное отвержение; излишняя требовательность; чрезмерная опека. Родительские установки - подвижны, могут изменяться и трансформироваться в процессе жизнедеятельности и воспитания ребенка в соответствии с полученным жизненным опытом. В эмпирическом исследовании доказано, что уровень эмоционального интеллекта родителей влияет на конструктивность родительских установок в воспитании детей дошкольного возраста: родителям с высокими уровнями эмоционального интеллекта в большей степени характерно стремление устанавливать близкие уравненные отношения со своими детьми; отсутствие тотального контроля за поведением и действиями детей, уверенность в собственном ребенке; родители с низким эмоциональным интеллектом не стремятся устанавливать близкие уравненные отношения с детьми, не поощряют самостоятельность, активность и инициативность детей, не стремятся устанавливать доброжелательные отношения, отсутствует стремление вербализировать отношения с ребенком, чаще испытывают негативные чувства к ребенку, дают низкую оценку его способностям, отсутствует интерес к стремлениям и активностям ребенка. Таким образом, данные эмпирического исследования позволяют констатировать, что в школе осознанного родительства обязательно должен быть отдельный блок по развитию эмоционального интеллекта родителей, особенно родителей дошкольного возраста.
Список литературы
1. Гришина А.В. Влияние типа семейных отношений на самооценку у подростка: результаты эмпирического исследования / А. В. Гришина, М. В. Косцова, В. В. Григорьева // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. - 2021. - № 5. - С. 51-63.
2. Гришина А.В. Исследование эмоционального интеллекта с разным уровнем когнитивной флексибильности (на примере подросткового и студенческого возрастов) / А. В. Гришина, М. В. Косцова, М. Е. Степанова // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. - 2021. - № 1. - С. 21-32.
108
3. Гришина А. В. Понятие детско-родительских отношений / А. В. Гришина, В. В. Григорьева, М. В. Косцова // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. - 2021. - № 5. - С. 43-50.
4. Косцова М.В. Стили управления будущих менеджеров в контексте изучения эмоционального интеллекта / М. В. Косцова, А. В. Гришина // Развитие финансового рынка и предпринимательских структур в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, проводимой в рамках Всемирной недели предпринимательства, Волгоград, 10-12 ноября 2021 года. - Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью "Сфера", 2022. - С. 11-16.
PECULIARITIES OF PARENTAL ATTITUDES AND EMOTIONAL INTELLIGENCE IN FAMILIES RAISING PRESCHOOL CHILDREN
Grishina A.V.1, Kostsova M.V.2
1Sevastopol Economic-Humanitarian Institute of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University,
2Sevastopol State University, Sevastopol, Russia
E-mail: [email protected], [email protected]
The influence of the family on a preschool child is especially important, since it is during this period that the foundations of his personal, cognitive, socio-psychological development are being formed. A number of neoplasms are characteristic of preschool age, among which, the emergence of moral development, recognition of moral norms, motivation of behavior; neoplasms in the field of volitional development (the development of prerequisites to subordinate one's own actions to a motive); in the field of self-awareness (self-esteem, self-identification). The formation of his personality largely depends on the established relationship between a preschool child and his parents, primarily such components as the emotional sphere (sensitivity, empathy, self-esteem), the cognitive sphere (motives, interests). It is during preschool age that a child feels the need for adequate parental attitude, which is possible only if there are adequate parental attitudes and a sufficient level of development of emotional intelligence in parents.
Parents with high levels of emotional intelligence are characterized by medium and high levels of verbalization (74.1% and 28.6%), partnerships with children (52.3% and 47.6%), the desire to develop their child's activity (57.1% and 42.9%), balanced relationships (61.9% and 38.1%). At the same time, low indicators were not determined for any of the indicators of optimal emotional contact among the parents of this group. It can be stated that parents with high levels of emotional intelligence are characterized by the desire to establish close, balanced relationships with their children. These parents strive to encourage their child's independence, activity and initiative in every possible way, establish friendly relations with children, verbalize them.
The problem of parental attitudes of preschool children is considered through the prism of emotional intelligence. When raising a child in a family, parents, one way or another, resort to using attitudes related to the performance of parental functions, which determine the success of the child's personal development in the future. Traditionally, there are four main types of parental attitudes, acceptance and love; explicit rejection; excessive demands; excessive guardianship. Parental attitudes are mobile, can change and transform in the process of life and upbringing of a child in accordance with the life
109
experience gained. An empirical study has proved that the level of emotional intelligence of parents affects the constructiveness of parental attitudes in the upbringing of preschool children: parents with high levels of emotional intelligence are more characterized by the desire to establish close balanced relationships with their children; lack of total control over the behavior and actions of children, confidence in their own child; parents with low emotional intelligence are not they strive to establish close balanced relationships with children, do not encourage independence, activity and initiative of children, do not seek to establish friendly relations, there is no desire to verbalize relations with the child, more often experience negative feelings towards the child, give a low assessment of his abilities, there is no interest in the aspirations and activities of the child. Thus, the empirical research data allow us to state that the school of conscious parenting must have a separate unit for the development of emotional intelligence of parents, especially preschool-age parents.
Keywords: parental attitudes, emotional intelligence, preschool children, emotional contact, verbalization, interest, activity.
References
1. Grishina A.V. The influence of the type of family relations on self-esteem in adolescents: the results of an empirical study, Psychology and pedagogy in the Crimea: ways of development. 5. 51 (2021).
2. Grishina A.V. The study of emotional intelligence with different levels of cognitive flexibility (on the example of adolescence and student age), Psychology and pedagogy in the Crimea: ways of development. 1. 21 (2021).
3. Grishina A.V. The concept of child-parent relations, Psychology and pedagogy in Crimea: ways of development. 5. 43 (2021).
4. Kostsova M.V. Management styles of future managers in the context of the study of emotional intelligence, Development of the financial market and entrepreneurial structures in modern conditions : Materials of the All-Russian scientific and practical conference held within the framework of the World Entrepreneurship Week, Volgograd, November 10-12, 2021. 11 (Volgograd: Limited Liability Company "Sphere", 2022).
110