УДК 159.922.6
Гонина Ольга Олеговна
г. Тверь, ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», заведующая базовой кафедрой психолого-педагогического обеспечения образовательной практики, e-mail: [email protected]
Новикова Светлана Борисовна
г. Тверь, ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», старший преподаватель базовой кафедры психолого-педагогического обеспечения образовательной практики, e-mail: [email protected]
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
В статье актуализируется проблема влияния семейного воспитания на психоэмоциональное развитие подрастающего поколения в современных социокультурных условиях. Семейное воспитание характеризуется как один из важнейших факторов развития эмоциональной сферы детей. Приводятся результаты эмпирического исследования связи эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста и родительских установок как системы родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителями и способов поведения с ним. Предложены рекомендации по коррекции родительских установок, вызывающих негативные состояния у детей: суровость, излишняя строгость, уклонение от контакта с ребенком, подавление воли, исключение внесемейных влияний, чрезмерное вмешательство в мир ребенка, чрезмерная забота, установление отношений зависимости.
Ключевые слова: воспитание, личность, семейное воспитание, развитие, эмоциональная сфера.
FAMILY EDUCATION AS A FACTOR OF EMOTIONAL DEVELOPMENT OF CHILDREN
Gonina Olga Olegovna
Tver, «Tver state University», head of the base department of psychological and pedagogical support of educational practice, e-mail: [email protected]
Novikova Svetlana Borisovna
Tver, FSBEI of HE "Tver State University",
senior lecturer in the basic department of psychological and pedagogical support of educational practice, e-mail: [email protected]
The article actualizes the problem of the influence of family education on the psychoemotional development of the younger generation in modern sociocultural conditions. Family education is characterized as one of the most important factors in the development of the emotional sphere of children. The results of an empirical study of the relationship of the emotional states of older preschool children and parental attitudes as a system of parental emotional attitude to the child, the perception of the child by parents and ways of behavior with him are presented. Recommendations on the correction of parental attitudes that cause negative conditions in children are proposed: severity, excessive severity, avoidance of contact with a child, suppression of will, exclusion of extra-family influences, excessive interference with the child's world, excessive care, and establishment of relationship of dependence.
Key words: upbringing, personality, family upbringing, development, emotional sphere.
В качестве одного из внутренних факторов, являющимся регулятором психики, рассматривается эмоциональная сфера, как сложно организованная система регуляции поведения ребёнка, а важнейшим условием, определяющим личностное развитие ребёнка в целом и, в частности, развитие эмоциональной сферы, является семейное воспитание и родительские установки. Семья закладывает основной фундамент в процессе социализации ребенка[2; 4]. Влияние родителей на эмоциональное развитие ребёнка, как сложный комплексный закономерный процесс усложнения и обогащения эмоциональной сферы в контексте общей социализации, уникально и характеризуется стилем воспитания, типом родительских установок, характером отношений между ребёнком и родителями. Актуальность темы исследования обусловливается тем, что изучение характера влияния, которое оказывают семейное воспитание и различные типы родительских установок на эмоциональное развитие дошкольников способствует пониманию закономерностей генезиса индивидуальных особенностей эмоциональной сферы человека и
необходимо для разработки психолого-педагогических мероприятий по оптимизации системы межличностных взаимоотношений детей и родителей и эмоционального развития дошкольников.
Важным фактором развития эмоциональной сферы дошкольника являются семейное воспитание и родительские установки, под которыми понимают систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителями и способов поведения с ним. Можно выделить основные позиции и установки родителей по отношению к детям: оптимальный эмоциональный контакт, считается наиболее предпочитаемым, так как дает ребенку безопасность, самостоятельность уверенность в себе; эмоциональная дистанция или отвержение ребенка, это агрессия, раздражительность, избегание контакта с ребенком, в таких отношениях ребенок проявляет агрессию, появляется эмоциональная неразвитость; излишняя концентрация, включает в себе подавление воли ребенка, агрессивности, сексуальности, чрезмерное вмешательство в мир ребенка, стремление ускорить его развитие и другие, на него возлагают непосильные планы и собственные нереализованные мечты, у ребенка формируется неадекватное отношение к себе и окружающим, инфантильность.
Нами было проведено эмпирическое исследование с целью изучения связи эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста и родительских установок, в котором приняли участие дошкольники 5-6 лет в количестве 40 человек, а также их родители.
Для диагностики эмоциональной сферы детей дошкольного возраста использовались методики, соответствующие по своей диагностической направленности цели и задачам исследования, возрастной категории, позволяющие выявить эмоциональные отношения внутри семьи и изучить эмоциональную сферу ребенка: методика «Кинотеатр»[1], методика изучения родительских установок РЛМ[3].
По результатам исследования выяснилось, что если родители поддерживают в семье эмоциональный контакт, то дети испытывают эмоциональное благополучие и их психическое состояние оценивается как позитивное, это отмечается даже у детей в чьих семьях наблюдается повышенные показатели по одному или нескольким критериям блоков излишняя концентрация на ребенке и излишняя эмоциональная дистанция. Негативное психическое состояние низкой степени наблюдается у детей в чьих семьях большая часть показателей по блоку «оптимального эмоционального контакта» не превышают 12 бального порога, также в таких семьях чаще всего наблюдается завышенный показатель по одной или нескольким шкалам в других блоках, например, чрезмерное вмешательство в мир ребенка, повышенная строгость, раздражительность, стремление ускорить развитие ребенка или обезопасить. Негативное состояние средней и высокой степени встречаются, когда у родителей преобладает излишняя концентрация на ребенке или эмоциональная дистанция, показатели в этих блоках более 12 баллов в большей части шкал, а также по одной или нескольким наблюдается высокий или максимально высокий балл, а в блоке «оптимальный эмоциональный контакт» наоборот наблюдаются минимальные показатели.
Нами был проведен подсчет ранговой корреляции результатов диагностики по методу Спирмена. Была выявлена обратная связь между шкалами «побуждение словесных проявлений, вербализаций»; «партнерские отношения»; «развитие активности ребенка»; «уравнительные отношения между родителями и ребенком» и доминирующим типом психического состояния детей: г= -0.775, -0.835, -0.693, -0.784 соответственно, при Р <0,01. Это свидетельствует о том, что чем родители больше побуждают словесные высказывания, развивают активность ребенка, выбирают партнерские и уравнительные отношения, тем ниже уровень негативных состояний у детей. Также выявлена прямая
связь между шкалами «раздражительность, вспыльчивость» г= 0.745 при Р <0,01; «суровость, излишняя строгость» г=0.837 при Р <0,01; «уклонение от контакта с ребенком» г=0.821 при Р <0,01; «преодоление сопротивления, подавление воли» г=0.537 при Р <0,01; «исключение внесемейных влияний» г=0.35 при Р <0,05; «подавление агрессивности» г= 0.346 при Р <0,05; «чрезмерное вмешательство в мир ребенка» г= 0.563 при Р <0,01 и психическими состояниями детей, т.е. чем больше родители проявляют эти качества по отношению к своим детям, тем выше уровень негативного психического состояния у ребенка.
Также выявлена обратная связь между шкалами: «побуждение словесных проявлений, вербализаций» г=-0.42 при Р <0,01, «партнерские отношения» г=-0.426 Р <0,01, «уравнительные отношения между родителями и ребенком» г= -0.378 при Р <0,05 и выбором карточки с эмоцией «страх»; «побуждение словесных проявлений, вербализаций» г= -0.508 при Р <0,01, «партнерские отношения» г= -0.472 Р <0,01, «развитие активности ребенка» г= -0.358 при Р <0,05, «уравнительные отношения между родителями и ребенком» г= -0.414 при Р <0,01 и выбором карточки с эмоцией «злость»; между шкалами «побуждение словесных проявлений, вербализаций» г= -0.496 при Р <0,01, «партнерские отношения» г= -0.614 Р <0,01, «развитие активности ребенка» г= -0.555 при Р <0,01, «уравнительные отношения между родителями и ребенком» г= -0.528 при Р <0,01 и выбором карточки с эмоцией «агрессия»; между шкалами «побуждение словесных проявлений, вербализаций» г= -0.454 при Р <0,01, «партнерские отношения» г= -0.44 Р <0,01, «уравнительные отношения между родителями и ребенком» г= -0.487 при Р <0,01 и выбором карточки с эмоцией «стресс». Это говорит о том, что чем родители больше побуждают словесные высказывания, развивают активность ребенка, выбирают партнерские и уравнительные отношения, тем меньше дети испытывают данные отрицательные эмоции. Прямая связь установлена
между шкалами: «раздражительность, вспыльчивость» г= 0.549 при Р <0,01, «суровость, излишняя строгость» г= 0.669 при Р <0,01, «уклонение от контакта с ребенком» г= 0.6 при Р <0,01, «преодоление сопротивления, подавление воли» г= 0.452 при Р <0,01, «подавление агрессивности» г= 0.439 при Р <0,01, «чрезмерное вмешательство в мир ребенка» г= 0.385 при Р <0,05 и выбором карточки с эмоцией «страх», т.е. чем больше родители проявляют эти качества в сторону своих детей, тем больше дети испытывают чувство страха; между шкалами «раздражительность, вспыльчивость» г= 0.567 при Р <0,01, суровость,» излишняя строгость» г= 0.546 при Р <0,01, «уклонение от контакта с ребенком» г= 0.51 при Р <0,01, «преодоление сопротивления, подавление воли» г= 0.431 при Р <0,01, «исключение внесемейных влияний» г= 0.378 при Р <0,05 и выбором карточки с эмоцией «злость», т.е. чем больше родители проявляют раздражительность, суровость, уклоняются от контакта с ребенком, пытаются подавить волю, тем больше ребенок начинает злиться; между шкалами «раздражительность, вспыльчивость» г= 0.617 при Р <0,01, «суровость, излишняя строгость» г= 0.744 при Р <0,01, «уклонение от контакта с ребенком» г= 0.703 при Р <0,01, «чрезмерная забота, установление отношений зависимости» г= 0.399 при Р <0,05, «преодоление сопротивления, подавление воли» г= 0.398 при Р <0,01, «чрезмерное вмешательство в мир ребенка» г= 0.574 при Р <0,01 и выбором карточки с эмоцией «агрессия», т. е. чем больше данных качеств проявляют родители, тем агрессивнее настроен ребенок; между шкалами «раздражительность, вспыльчивость» г= 0.649 при Р <0,01, «суровость, излишняя строгость» г= 0.639 при Р <0,01, «уклонение от контакта с ребенком» г= 0.571 при Р <0,01, «чрезмерная забота, установление отношений зависимости» г= 0.318 при Р <0,05, «преодоление сопротивления, подавление воли» г= 0.444 при Р <0,05, «исключение внесемейных влияний» г= 0.344 при Р <0,05, «чрезмерное вмешательство
в мир ребенка» г= 0.412 при Р <0,01 и выбором карточки с эмоцией «стресс», это говорит о том, что чем больше родители проявляют раздражительность, суровость, уклоняются от контакта с ребенком, пытаются подавить волю, установить отношения зависимости, оградить от посторонних влияний, тем больший стресс испытывает ребенок; и наконец, между шкалами «уклонение от контакта с ребенком» г= 0.47 при Р <0,01, «подавление агрессивности» г= 0.38 при Р <0,05 и выбором карточки с эмоцией «недоверие», это свидетельствует о том, что чем больше родители избегают своего ребенка и стараются подавить его агрессию, тем больше ребенок им не доверяет.
Итак, в результате диагностики подтвердилось, что с родительскими установками в семье напрямую связано эмоциональное состояние ребенка. Если ребенка любят, принимают, считаются с его мнением, выстраивают с ним отношения, климат в семье можно считать благополучным, то и у ребенка прослеживается позитивное психологическое состояние. Если же в семье наблюдаются конфликты, излишнее давление на ребенка, агрессия, суровость и т. ребенок чувствует себя неблагополучно. По результатам исследования предложен ряд рекомендаций:
1. использовать подобранные и апробированные в данном исследовании методики диагностики для изучения индивидуальных особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, а также особенностей типов родительских установок в семье;
2. использовать результаты диагностики эмоциональных состояний детей для проведения работы по профилактике негативных эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста, а также проводить психолого-педагогическую работу с родителями для коррекции установок, вызывающих негативные состояния у детей: суровость, излишняя строгость, уклонение от контакта с ребенком, подавление воли,
исключение внесемейных влияний, чрезмерное вмешательство в мир ребенка, чрезмерная забота, установление отношений зависимости.
3. для формирования позитивных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста рекомендуем проводить психолого-педагогическую работу с родителями, направленную на формирование следующих установок: побуждение словесных проявлений, вербализаций у детей; партнерские отношения между родителями и детьми; развитие активности ребенка; уравнительные отношения между родителями и ребенком.
Список литературы
1. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. СПб.: Речь, 2007. 240 с.
2. Гераськина О.А. Связь уровня понимания эмоций дошкольниками и эмоциональных особенностей родителей //Вестник экспериментального образования. 2015. № 3. С. 43-51.
3. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 432 с.
4. Шабан О. В. Влияние стиля семейного воспитания на адаптацию детей раннего возраста к детскому саду //Вестник экспериментального образования. 2015. № 1. С. 19-23.
References
1. Velieva S.V. Diagnostika psihicheskih sostoyanii detei doshkolnogo vozrasta. SPb. Rech. 2007. 240 p.
2. Geraskina O.A. Svyaz urovnya ponimaniya emocii doshkolnikami i emocionalnih osobennostei roditelei. Vestnik eksperimentalnogo obrazovaniya. 2015. № 3. P. 43-51.
3. Liders A. G. Psihologicheskoe obsledovanie semi. M. Izdatelskii centr «Akademiya». 2007. 432 p.
4. Shaban O. V. Vliyanie stilya semeinogo vospitaniya na adaptaciyu detei rannego vozrasta k detskomu sadu. Vestnik eksperimentalnogo obrazovaniya. 2015. № 1. P. 19-23.