Научная статья на тему 'Особенности зрительного восприятия киберактивных пользователей'

Особенности зрительного восприятия киберактивных пользователей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
393
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРАКТИВНОСТЬ / ПЕРЦЕПТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КИБЕРСРЕДА / ИНТЕРНЕТ-СРЕДА / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / CYBERACTIVITY / PERCEPTUAL ACTIVITY / VISUAL PERCEPTION / CYBERSPACE / VIRTUAL SPACE / CYBER ENVIRONMENT / INTERNET ENVIRONMENT / INTERNET RESOURCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Толстова Ольга Игоревна

В статье изложены результаты эмпирического исследования особенностей зрительного восприятия киберактивных пользователей в возрасте 18-22 лет. Рассматриваются характерные особенности основных потребностей пользователей, осуществляемые с помощью зрительного восприятия и реализуемые в виртуальном пространстве. Согласно цели данной работы, испытуемые были разделены на две выборки в зависимости от киберактивности субъектов в Интернете. Экспериментальную выборку представляют киберактивные студенты, пользующиеся интернет-ресурсами по 5-6 часов в день и со стажем от 7 до 10 лет. Контрольную выборку составили менее киберактивные студенты со стажем от 3 до 8 лет с использованием Интернета от 2 до 4 часов в день. Для выявления поставленной цели использовались методики, изучающие результативные показатели зрительной перцептивной активности: объем восприятия бессмысленного и осмысленного материала; точность, скорость, производительность восприятия, а также наблюдательность. На основе полученных результатов настоящего исследования установлено влияние киберактивности на зрительную перцептивную деятельность пользователей 18-22 лет. Выявлены значимые различия между киберактивными и менее киберактивными студентами по объему восприятия бессмысленного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the visible perception of cyberactive users

The article presents the results of an empirical study of the features of visual perception of cyberactive users aged 18 to 22 years. We consider the characteristic features of the basic needs of users, carried out with the help of visual perception and implemented in the virtual space. According to the purpose of this work, the respondents were divided into two groups depending on their Internet cyberactivity. The experimental group is represented by cyberactive students who have been using the Internet resources for 5 to 6 hours a day and with the experience of 7 to 10 years. The control group features less cyberactive students with the experience from 3 to 8 years and using the Internet from 2 to 4 hours a day. To achieve the goal there were used the methods that study the effective indicators of visual perceptive activity: the volume of perception of senseless and meaningful material; accuracy, speed, perceptual performance, as well as observability. On the basis of the study results the impact of cyberactivity on the visual perceptual activity of users of 18 to 22 years is established. Significant difference between cyberactive and less cyberactive students has been revealed in terms of the volume of perception of meaningless material.

Текст научной работы на тему «Особенности зрительного восприятия киберактивных пользователей»

► общая психология, психология личности, история психологии

УДК 159.937:004 ББК 88.251.131+32.973

ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ КИБЕРАКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

FEATURES OF THE VISIBLE PERCEPTION OF CYBERACTIVE USERS

Толстова Ольга Игоревна

Аспирант кафедры психологии и дефектологии Государственного гуманитарно-технического университета

E-mail: 0lga.0riga2014@yandex.ru

Аннотация. В статье изложены результаты эмпирического исследования особенностей зрительного восприятия киберактивных пользователей в возрасте 18-22 лет. Рассматриваются характерные особенности основных потребностей пользователей, осуществляемые с помощью зрительного восприятия и реализуемые в виртуальном пространстве. Согласно цели данной работы, испытуемые были разделены на две выборки в зависимости от киберактивности субъектов в Интернете. Экспериментальную выборку представляют киберактивные студенты, пользующиеся интернет-ресурсами по 5-6 часов в день и со стажем от 7 до 10 лет. Контрольную выборку составили менее киберактивные студенты со стажем от 3 до 8 лет с использованием Интернета от 2 до 4 часов в день. Для выявления поставленной цели использовались методики, изучающие результативные показатели зрительной перцептивной активности: объем восприятия бессмысленного и осмысленного материала;

Tolstova Olga I.

Postgraduate student at the Department of Psychology and Defectology, the State University of Humanities and Technology E-mail: 0lga.0riga2014@yandex.ru

Abstract. The article presents the results of an empirical study of the features of visual perception of cyberactive users aged 18 to 22 years. We consider the characteristic features of the basic needs of users, carried out with the help of visual perception and implemented in the virtual space. According to the purpose of this work, the respondents were divided into two groups depending on their Internet cyberactivity. The experimental group is represented by cyberactive students who have been using the Internet resources for 5 to 6 hours a day and with the experience of 7 to 10 years. The control group features less cyberactive students with the experience from 3 to 8 years and using the Internet from 2 to 4 hours a day. To achieve the goal there were used the methods that study the effective indicators of visual perceptive activity: the volume of perception of senseless and meaningful material; accuracy, speed, perceptual performance, as well as observability. On the basis of the study results

точность, скорость, производительность восприятия, а также наблюдательность. На основе полученных результатов настоящего исследования установлено влияние киберактивности на зрительную перцептивную деятельность пользователей 18-22 лет. Выявлены значимые различия между киберактивными и менее киберактивными студентами по объему восприятия бессмысленного материала.

the impact of cyberactivity on the visual

perceptual activity of users of 18 to 22 years is established. Significant difference between cyberactive and less cyberactive students

has been revealed in terms of the volume of

perception of meaningless material.

Ключевые слова: киберактивность, перцептивная деятельность, зрительное восприятие, киберпространство, виртуальное пространство, киберсреда, интернет-среда,

Keywords: cyberactivity, perceptual activity, visual perception, cyberspace, virtual space, cyber environment, internet environment, the Internet resources.

интернет-ресурсы.

Повсеместное распространение и массовое использование информационных технологий порождает виртуальную сферу жизнедеятельности. Киберпространство не является чем-то чужим, а воспринимается обыденной жизнью, где удовлетворятся основные потребности: коммуникативная, познавательная, игровая [1, с. 60].

Коммуникативная потребность реализуется в Интернете в виде социальных сетей, таких как «вКонтакте», «Одноклассники», <^асеЬоок» и др. Социальная сеть является безграничным пространством, где отсутствуют рамки, ограничивающие социальный объект [2]. Интернет позволяет изменить идентичность субъекта, давая возможность экспериментировать с собой, например, изменить пол, возраст, внешность, национальность, профессиональную принадлежность [3-7]. Человек может создать виртуальную идентичность, в корне отличающуюся от реальной идентичности. В Интернете пользователь может скрыть свое настоящее физическое и социальное «лицо» [1, с. 69; 4; 5; 8]. Данная возможность привлекает большую категорию людей со сложностями в сфере общения и с принятием своего физического «Я». Интернет открывает новые средства, дает новые инструменты для развития личности, являющиеся своего рода иллюзорными.

Интернет собрал в себе почти безграничные ресурсы информации, непрерывно обновляющиеся и дополняющиеся. Интернет-ресурсы расширяют границы получения новых знаний. Переработанная информация может оказаться недостоверной, с фактическими ошибками, возможно, умышленно исправленной. Ранняя вовлеченность в виртуальное пространство приучает человека поглощать готовые оценки, суждения, умозаключения [1, с. 58]. Человек может подвергнуться манипулированию с помощью специально подготовленного материала.

Интернет предоставляет широкие возможности для удовлетворения игровой потребности. Существуют всевозможные варианты игр, ориентированных на пользователей

разного возраста и с любыми интересами. В разных источниках выделяют основные жанры компьютерных игр: экшен, аркада, квест, симулятор, ролевая игра, стратегия, традиционные игры. Активные пользователи играют в режиме онлайн и офлайн. Офлайн-игры имеют хорошо проработанный сюжет, а онлайн-игры направлены на взаимодействие с другими игроками. Пользователи затягиваются в виртуальный мир, полагая, что наиболее интересная жизнь поджидает их в игре, чем в реальности. Реальность для них оказывается скучной и унылой повседневностью.

Коммуникативная, познавательная и игровая деятельность в киберпространстве реализуется с помощью зрительного восприятия [1, с. 59]. Можно предположить, что условия в виртуальной реальности влияют на протекание перцептивной активности.

Эмпирическое исследование охватило 81 испытуемого в возрасте 18-22 лет. Экспериментальная выборка составляет 59 студентов с систематическим пребыванием в киберсре-де по 5-6 и более часов ежедневно со стажем от 7 до 10 лет. Контрольную выборку составляют испытуемые в количестве 22 человек с систематическим пребыванием в виртуальной среде менее 2 и от 2 до 4 часов в день со стажем от 3 до 8 лет.

Методика

Для исследования перцептивной активности применялась методика измерения объема восприятия [9, с. 64]. Показателями зрительной перцептивной активности являлись точность восприятия осмысленного и точность восприятия бессмысленного материала. Методика состоит из двух наборов, содержащих бессмысленный (буквы) и осмысленный (восприятие букв в составе предложений) материал. Процедура подразумевает 20 проб, всего в опыте - 40 предъявлений. При показе бессмысленного материала первая проба составляет 8 букв, вторая проба 9, третья 10 и т. д., на двадцатой пробе предъявляют 27 букв. Таким образом, каждый раз меняется состав и объем экспериментального материала, увеличиваясь на одну букву. Во втором наборе предъявляются предложения. Время предъявления каждого варианта экспериментального материала - 1 сек.

Для оценки проявления пространственных признаков восприятия применялась методика «Компасы» [10]. Определились следующие показатели: производительность, скорость и точность восприятия. Производительность определилась количеством просмотренных объектов за отведенное время. Скорость подсчитана из отношения количества правильно определенных объектов ко времени данной работы. Точность оценивалась общим числом правильных ответов. На выполнение задания отводится 10 мин.

Для исследования наблюдательности использовалась методика нахождения различий в односюжетных картинках [11, с. 127]. Выделялись показатели: количество правильно воспринятых различий и количество неправильно воспринятых различий односюжетно-го изображения. В качестве стимульного материала использовалась фотография размером 11,5 х 18. На поиск 15 различий отводилось 5 мин.

Результаты

По методике измерения объема перцепции зафиксированы статистически значимые различия по показателю точности восприятия бессмысленного материала. У представителей экспериментальной группы объем восприятия бессмысленного материала выше по сравнению с контрольной выборкой (р = 0,0092 по и-критерию Манна - Уитни) (табл. 1).

Таблица 1

Средние значения точности восприятия бессмысленного и осмысленного материала по методике измерения объема перцепции

Испытуемые Точность восприятия бессмысленного материала (буквы) Точность восприятия осмысленного материала (восприятие букв в составе предложений)

Киберактивные пользователи 5,97 20,83

Менее активные пользователи 4,92 17,82

По показателям скорости, точности, производительности перцептивной активности (методика «Компасы») между киберактивными и менее активными пользователями не выявлено значимых различий (по U-критерию Манна - Уитни) (табл. 2).

Таблица 2

Средние значения точности, скорости, производительности восприятия

по методике «Компасы»

Испытуемые Точность Скорость Производительность

Киберактивные пользователи 14,50 1,45 22,80

Менее активные пользователи 14,70 1,47 22,70

Выявленные результаты по методике нахождения различий с помощью односюжет-ного изображения показывают, что киберактивные пользователи ошибаются в 22,03% случаев, при этом ошибки восприятия составляют 18,60% случаев, а ошибки внимания встречаются в 3,30% случаев. Представители контрольной выборки допустили 4,50% ошибок, из них 4,50% - ошибки внимания при отсутствии ошибок восприятия.

Таблица 3

Средние значения показателей зрительной перцепции по методике нахождения различий

Испытуемые Количество правильно воспринятых различий Количество неправильно воспринятых различий

Киберактивные пользователи 9,28 0,22

Менее активные пользователи 9,50 0,04

Значимых отличий по количеству правильно воспринятых различий и количеству неправильно воспринятых различий односюжетных картинок между киберактивными и менее активными пользователями не зафиксировано (по U-критерию Манна - Уитни) (табл. 3).

Обсуждение результатов

Изучение зрительной перцептивной деятельности киберактивных пользователей и менее киберактивных студентов демонстрирует статистически значимые различия по показателю точности восприятия бессмысленного материала. Вероятно, специфические условия виртуальной среды трансформирует зрительную перцепцию [1, с. 59; 12, с. 69]. Это вызвано тем, что интернет-ресурсы содержат большое количество знаков, символов, кодов, то есть семиотической информации. Постоянно работая и оперируя с символами, киберактивные пользователи тренируют восприятие бессмысленного материала.

Пользователи Интернета, часто поглощая в виртуальном пространстве незавершенный, несвязанный текст, невольно переходят на фрагментарное восприятие. Возможно, киберактивным пользователям легче воспринимать информацию, содержащую отдельные элементы, фрагменты, буквы, символы, образы.

Можно допустить, что увеличение ошибок зрительной перцепции по показателю количества неправильно воспринятых различий в односюжетных картинах пользователей со стажем киберактивности свыше 7 лет свидетельствует о наличии трудностей восприятия целостного материала. Это спровоцировано тем, что киберпространство содержит в себе огромные пласты информации. Получаемая информация является структурированной и подготовленной. Киберпользователи «заглатывают» информацию, не обрабатывая содержание [1, с. 58]. Погружаясь в интернет-ресурсы, пользователи привыкают к переработанным, упрощенным изображениям, не требующим от них критического мышления, не создающих перед ними никакой проблемы. Это приводит к тому, что при столкновении с односюжетными изображениями возникают сложности восприятия.

Выводы

Точность восприятия бессмысленного материала и наличие ошибок восприятия односюжетных изображений свидетельствуют о влиянии киберактивности на зрительную перцептивную деятельность пользователей 18-22 лет. Киберактивные пользователи лучше по сравнению с менее активными пользователями воспринимают простой, бессмысленный материал, но при восприятии целостного материала чаще ошибаются. Менее активные пользователи при восприятии целостного материала ошибок не допускают. Выявленные различия согласуются с полученными результатами других исследований о подверженности когнитивных способностей влиянию интернет-деятельности [13-15].

Список литературы

1. Черемошкина Л. В. Влияние интернет-активности на мнемические способности субъекта // Психология. Журн. Высшей школы экономики. - 2010. - Т. 7, № 3. - С. 57 -71.

2. Strangelove M. Cyberspace and the Changing Landscape of the Self. - URL: http:// cyberpunk.asia/cp_pdf.php?txt=160&lng=fr (дата обращения: 13.05.2017).

3. Жичкина А. Е., Белинская Е. П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью. - URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/strategy (дата обращения: 13.05.2017).

4. Крамаренко Н. С. Проблема самореализации в свете сетевой парадигмы развития личности // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Сер.: Педагогика и психология.

- 2011. - № 4. - С. 41-46.

5. Крамаренко Н. С., Сомов Д. С. Виртуальный мир как новое пространство самоосуществления человека // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. - 2013. - № 4 (129).

- URL: http://cyberleninka.ru/article/ n/ virtualnyy-mir-kak-novoe-prostranstvo-samoosuschestvleniya-cheloveka (дата обращения: 10.05.2017).

6. Сулер Д. Люди превращаются в Электроников. Основные психологические характеристики виртуального пространства / пер. Е. Вовк. - URL: http://flogiston. ru/articles/netpsy/electronic (дата обращения: 12.05.2017).

7. Suler J. Identity Management in Cyberspace // Journal of Applied Psychoanalytic Studies. - Oct. 2002. - Vol. 4, Iss. 4. - P. 455-459. - URL: http://www.usr.nder. edu/~suler/psycyber/identitymanage.html (дата обращения: 12.05.2017).

8. Черемошкина Л. В. Влияние информационных технологий на развитие личности: особенности картины мира и когнитивной сферы носителей интернет-культуры // Ярославский психол. вестн. - 2009. - Вып. 25. - С. 148-156.

9. Крылов А. А., Маничев С. А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2003. - 560 с.

10. Шапарь В. Б., Тимченко А. В., Швыдченко В. Н. Практическая психология. Инструментарий. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 688 с.

11. Пашукова Т. И., Допира А. И., Дьяконов Г. В. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов: учеб. пособие. - М.: Ин-т практ. психологии, 1996.

12. Greenfield P. M. Technology and informal education: what is taught, what is learned // Science. - 2009. - Vol. 323. - P. 69-71.

13. Черемошкина Л. В. Когнитивные способности Интернет-активного субъекта // Идеи О. К. Тихомирова и А. В. Брушлинского и фундаментальные проблемы психологии (к 80-летию со дня рождения): материалы Всерос. науч. конф. (с иностранным участием). - М.: Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2013. -С. 288-290.

14. Черемошкина Л. В. Психология мнемических способностей: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07. - Ярославль, 2000. - 587 с.

15. Черемошкина Л. В. Психология памяти: учеб. пособие для студентов вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 319 с.

References

1. Cheremoshkina L. V. Vliyanie internet-aktivnosti na mnemicheskie sposobnosti sub-yekta. Psikhologiya. Zhurn. Vysshey shkoly ekonomiki. 2010, Vol. 7, No. 3, pp. 57 -71.

2. Strangelove M. Cyberspace and the Changing Landscape of the Self. Available at: http://cyberpunk.asia/cp_pdf.php?txt=160&lng=fr (accessed: 13.05.2017).

3. Zhichkina A. E., Belinskaya E. P. Strategii samoprezentatsii v Internet i ikh svyaz s realnoy identichnostyu. Available at: http://flogiston.ru/articles/netpsy/strategy (accessed: 13.05.2017).

4. Kramarenko N. S. Problema samorealizatsii v svete setevoy paradigmy razvitiya li-chnosti. Vestn. Adygeyskogo gos. un-ta. Ser.: Pedagogika i psikhologiya. 2011, No. 4, pp. 41-46.

5. Kramarenko N. S., Somov D. S. Virtualnyy mir kak novoe prostranstvo samoosu-shchestvleniya cheloveka. Vestn. Adygeyskogo gos. un-ta. 2013, No. 4 (129). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/virtualnyy-mir-kak-novoe-prostranstvo-samoosus-chestvleniya-cheloveka (accessed: 10.05.2017).

6. Suler D. Lyudi prevrashchayutsya v Elektronikov. Osnovnye psikhologicheskie kha-rakteristiki virtualnogo prostranstva. Available at: http://flogiston.ru/articles/netpsy/ electronic (accessed: 12.05.2017). (in Russian)

7. Suler J. Identity Management in Cyberspace. Journal of Applied Psychoanalytic Studies. Oct. 2002, Vol. 4, Iss. 4, pp. 455-459. Available at: http://www.usr.rider.edu/~suler/psy-cyber/identitymanage.html (accessed: 12.05.2017).

8. Cheremoshkina L. V. Vliyanie informatsionnykh tekhnologiy na razvitie lichnosti: osobennosti kartiny mira i kognitivnoy sfery nositeley internet-kultury. Yaroslavskiy psikhol. vestn. 2009, Iss. 25, pp. 148-156.

9. Krylov A. A., Manichev S. A. Praktikum po obshchey, eksperimentalnoy i prikladnoy psik-hologii. St. Petersburg: Piter, 2003. 560 p.

10. Shapar V. B., Timchenko A. V., Shvydchenko V. N. Prakticheskaya psikhologiya. Instru-mentariy. Rostov-on-Don: Feniks, 2002. 688 p.

11. Pashukova T. I., Dopira A. I., Dyakonov G. V. Psikhologicheskie issledovaniya. Praktikum po obshchey psikhologii dlya studentov pedagogicheskikh vuzov: ucheb. posobie. Moscow: In-t prakt. psikhologii, 1996.

ToACTOBa 0. M. | OœôeHHoCTU 3puTeAbHoro BocnpuflTUA KuôepaKTUBHbix n0Ab30BaTeAeR

12. Greenfield P. M. Technology and informal education: what is taught, what is learned. Science. 2009, Vol. 323, pp. 69-71.

13. Cheremoshkina L. V. Kognitivnye sposobnosti Internet-aktivnogo subyekta. In: Idei O. K. Tikhomirova i A. V. Brushlinskogo i fundamentalnye problemy psikhologii (k 80-letiyu so dnya rozhdeniya). Proceedings of All-Russian scientific conference (with foreign participation). Moscow: Moskovskiy gos. un-t im. M. V. Lomonosova, 2013. Pp. 288-290.

14. Cheremoshkina L. V. Psikhologiya mnemicheskikh sposobnostey. ScD dissertation (Psychology). Yaroslavl, 2000. 587 p.

15. Cheremoshkina L. V. Psikhologiya pamyati: ucheb. posobie dlya studentov vuzov. Moscow: Aspekt Press, 2009. 319 p.

MHTepHeT-xypHaA «npoÔAeMbi coBpeMeHHoro 06pa30BaHMA» 2018, № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.