язык, 1982. Т. 2. К - О.
4. Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз./ Под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1983. Т. 3. П - Р.
5. Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз./ Под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1984. Т. 4. С - Я.
УДК 316.472
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ, ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ, ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТЫ)
И. А. Якоба1
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Статья посвящена анализу вербальных и паравербальных коммуникативных практик, выявлению основных социологических, лингвистических и тендерных особенностей интернет-коммуникации, причин их появления и примеров функционирования. Актуальность исследования обусловлена чрезвычайно быстрым распространением интернет-коммуникации, и выявление специфических признаков и свойств, отличающих ее от реального общения, является необходимым для успешного результата данного вида коммуникации. Представлен авторский взгляд на характеристики интернета как способ коммуникации, выделены положительные, отрицательные и нейтральные характеристики. Исследование разнообразных социологических, лингвистических, гендерных характеристик подтверждает динамичное развитие интернет-коммуникации и стойкий интерес пользователей, особенно молодежи, к виртуальному общению. В итоге сделан вывод о том, что игровое оформление интернет-коммуникации создает в сетевых социумах «карнавальный» стиль общения. Это может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние и подлежит дальнейшему исследованию. Библиогр. 13 назв.
Ключевые слова: интернет-коммуникация; сетевая коммуникация; виртуальное общение; характеристики; особенности; лингвистические явления; гендер; гендерные особенности; влияние на молодежь.
FEATURES OF INTERNET COMMUNICATION (SOCIOLOGICAL, LINGUISTIC, GENDER ASPECTS) I.A. Yakoba
National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
This article analyzes verbal and paraverbal communicative practices, identifies key sociological, linguistic and gender features of Internet communication, the causes of their appearance and the examples of their functioning. The urgency of the study is as a result of extremely rapid spread of Internet communication. The identification of specific characteristics and properties that distinguish it from real communication is necessary for the successful outcome of this type of communication. The article presents the author's view on the features of Internet as a means of communication, marks its positive, negative and neutral characteristics. The study of various sociological, linguistic and gender characteristics confirms the dynamic development of Internet communication and steady interest of users, especially youth, to the virtual communication. A conclusion is made that the game design of online communicati on creates a "carnival" style of communication in network societies. This can have both positive and negative effects and is the subject of further investigation.
13 sources.
Key words: internet communication; network communication; virtual communication; characteristic; features; linguistic phenomena; gender; gender features; influence on young people.
Данная работа является началом комплексного социологического компаративного исследования, цель которого - концептуализация, систематизация, моделирование способов интернет-коммуникации и социальных отношений в виртуальных социальных сетях для демонстрации изменений характера и динамики взаимодействия и самоидентификации личности в Интернете по сравнению с коммуникацией в реальном пространстве.
Поставленные задачи следующие:
1. Выявление особенностей интернет-коммуникации, её систематизация, влияние на молодёжь.
2. Перспективы развития: разработка прогноза и возможных сценариев развития интернет-коммуникации и социальных отношений в виртуальных социальных сетях.
3. Проведение социологического анализа привлекательности виртуальных отношений, в частности для молодого поколения.
1Якоба Ирина Александровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры английского языка, тел.: 89025699620, email: irina_yakoba@mail.ru
Yakoba Irina, Candidate of Sociology, Associate Professor of the Department of English Language, tel.: 89025699620, email: irina_yakoba@mail.ru
4. Представление рекомендаций по социальному планированию и социальному управлению интернет-коммуникацией в виртуальных социальных сетях с учётом динамики развития виртуальных социальных сетей и их распространения в Интернете.
В данной статье рассматривается только первая задача.
Современное состояние исследований интернет-коммуникации находится в стадии активных разработок, которые начались с середины 90-х гг. ХХ в. в области философии, социологии, психологии, лингвистики и некоторых других смежных наук. Исследования ведутся активно в связи с бурным ростом популярности интернет-коммуникации среди населения, особенно молодого поколения. В настоящем исследовании даны характеристика Интернета как способа коммуникации, а также обзор и анализ основных социологических, лингвистических и гендерных явлений, представляющих собой специфические особенности виртуального дискурса; приведены примеры функционирования некоторых из вышеназванных явлений в интернет-коммуникации; рассматривается влияние интернет-коммуникации на молодежь.
С момента появления Интернета социологи изучают его как особую, специфическую реальность. Интернет является как глобальным, так и национальным средством коммуникации, источником и распространителем новых идей, взглядов, интерпретаций и, несомненно, новой социальной средой, расширяющей наше понимание взаимодействий человека в информационном обществе. Интернет, с одной стороны, -средство коммуникации, способствующее процессу глобализации, с другой стороны, компьютеризация повседневной жизни способствует индивидуализации, вводит в обиход виртуальную реальность в качестве компьютерных симуляций реальных вещей, поступков, социальных взаимодействий. Огромный выбор информации и коммуникаций, который предоставляет Интернет конкретному пользователю, содействует процессу индивидуализации социальной среды. Интернет можно считать продолжением среды обитания человека, где человек имеет возможность удовлетворить свои социальные потребности, в том числе коммуникационные. Особенности социальной роли Интернета как средства социальной коммуникации во многом определяются присущими ему свойствами -горизонтальностью связей и интерактивностью, в большой степени способствующими внедрению в массовые коммуникации диалогической модели взаимоотношений. На основе эффективной обратной связи Интернет позволяет переходить к новым способам взаимодействия и освоения прогрессивных достижений всего человечества, что приводит, в том числе, к возникновению новых видов общественных отношений и организационных структур (сетевые организации, онлайновые сообщества) [9]. Таким образом, на мой взгляд, Интернет как способ коммуникации характеризует следующее:
- глобальный, межкультурный, транснациональный характер;
- неограниченная информационная свобода;
- расширяющиеся возможности накопления и переработки информации;
- постоянно растущее число пользователей;
- появление новых специфических жанров на основе комбинации различных типов дискурса (например, форумы, чаты, блоги и т.п.);
- отсутствие централизованной организационной структуры;
- высокая скорость распространения информации;
- сетевой (горизонтальный) способ распространения информации;
- дистантность и высокая степень проницаемости (социальная, возрастная, гендерная, временная, пространственная доступность);
- интерактивность и взаимная направленность;
- возможность проявить, изменить или скрыть индивидуальность;
- возможности для самовыражения, самоутверждения, развития, обучения, бизнеса и т.п.
Виртуальную коммуникацию отличает разнообразие способов и форм взаимодействия благодаря присущему сети Интернет многообразию функциональных возможностей. Исследователи виртуальной коммуникации обычно подразделяют эти способы по степени их интерактивности (on-line и off-line - синхронная и асинхронная) и открытости (публичные и приватные), направленности коммуникации (моно-, диа- и полилогичные), направленности общения (общение ради общения или на определенный предмет, тему) и т.д. [8]. Согласно Дж. Сулеру [13] при синхронной коммуникации взаимодействие происходит в режиме реального времени (здесь и сейчас), а асинхронная коммуникация предполагает возможность задержки ответа. К первой, наиболее интерактивной форме относятся чаты (Internet Relay Chat - IRC), ролевые игры MUDs ("multi-user dimension"), ко Второй - веб-форумы (Web-based forums), дискуссионные списки (discussion lists), гостевые книги (quest books), электронная почта, списки-рассылки (mailing lists), телеконференции (newsgroups). Форумы и блоги, в отличие от чатов, в значительно большей степени ориентированы на отсроченную по времени коммуникацию. Оставляя сообщение, посетитель форума надеется получить ответ не мгновенно, а по прошествии нескольких часов или дней. Если пользователь хочет перейти с публичного общения на приватное, то во многих виртуальных социумах, специализирующихся на общении, заложена возможность приватной беседы без перехода на другой ресурс. В чатах, к примеру, обычно приняты такие приватные формы коммуникации, как «шепот» (возможность при общем разговоре отправлять любому из присутствующих реплики, невидимые для остальных) и «приват» (возможность перейти в диалоговый чат «на двоих»). Другое распространенное деление общения в Интернете проходит по критерию направленности общения: либо на само общение (общение ради общения), что часто отличает чаты, либо на определенный предмет или тему, как в тематических форумах и конференциях [8].
Но в какой бы форме ни происходило общение в Сети, интернет-коммуникация обладает определенной
спецификой, радикально отличающей ее от общения в физическом мире. Существует огромное количество различных классификаций интернет-коммуникации, например Дж. Сулера, которая, по мнению автора статьи, наиболее подробно описывает интернет-коммуникацию [13]. Кратко перечислим лишь основные пункты (более подробное описание приводится в предыдущей статье автора [9]):
1. Ограничение сенсорного опыта.
2. Неопределенность идентичности пользователя.
3. Анонимность пользователя.
4. Уравнивание пользователей в статусе.
5. Растяженность пространственных границ.
6. Растяженность временных границ.
7. Социальное разнообразие.
Отсутствие барьеров общения, которые существуют в реальной физической среде, привлекает все большее количество людей, особенно молодежь, давая пользователям Сети неограниченные возможности для самовыражения и самоутверждения, снимая многие комплексы, которые мешают общению в реальной жизни. По мнению ряда исследователей, создание своего собственного виртуального мира и своей виртуальной роли, отличных от «реала», связано с некоторыми особенностями психики молодежи. С одной стороны, это могут быть проблемы при живом общении, неспособность или неумение самопрезентации. С другой стороны, это может быть активным поиском себя. Примеряя на себя различные роли, молодой человек старается понять, кто он есть на самом деле. Это можно объяснить тем, что, во-первых, каждый может позволить себе анонимность (не представляться или стать вымышленным персонажем, создать иллюзию); во-вторых, каждый в Сети имеет возможность высказать свою точку зрения, найти единомышленников, пообщаться на любые темы, поделиться опытом, научить других, поделиться своими фотографиями и видеороликами, прокомментировать фотографии и видеоролики других людей; в-третьих, можно завести новые знакомства (раньше чаще с целью встречи и продолжения общения в «реале» через некоторое время, сейчас все больше как способ самоутверждения в среде «сетевых друзей» и презентации себя как коммуникабельного человека); в-четвертых, можно найти своих знакомых и друзей, контакты с которыми давно потеряны, но хочется узнать, как они живут, при этом можно остаться незнакомцем. Таким образом, общение посредством Интернета позволяет стать тем, кем человек бы хотел быть или повысить свою значимость и самооценку, или просто восполнить недостаток друзей и пообщаться [8].
Анализируя интернет-коммуникацию более детально, выделим положительные, отрицательные и нейтральные характеристики.
К положительным коммуникативным характеристикам относятся следующие:
- передача большего количества информации за минимальное количество времени;
- возможность передачи информации при недоступности адресата;
- необходимость лаконично и четко формулиро-
вать свои мысли;
- одновременная передача информации и эмоций (при помощи определенных символов);
- число собеседников не ограничено, они могут вступать в беседу и покидать её на любом этапе;
- возможность подключить изображение и звук, представлять фотографии и видеосюжеты, общаться в режиме реального времени и т.п. к тексту на естественном языке;
- добровольность и желаемость контактов;
- возможность совместить коммуникацию и автокоммуникацию: тексты, посылаемые другому, одновременно становятся доступны как адресату, так и отправителю.
К отрицательным коммуникативным характеристикам отнесены:
- затруднение в понимании содержания при большом количестве неизвестных сокращений и других специфических символов, присущих электронному письму;
- изобретение особых для интернет-коммуникации специфических способов эмоционального наполнения текста как компенсаторной практики из-за отсутствия визуального контакта;
- пренебрежение правилами грамматики, синтаксиса и орфографии;
- появление ошибок в профессиональной сфере деятельности у людей, привыкших к «лояльному стилю» бытового виртуального общения, например, при ответе на корреспонденцию и т.п.;
- анонимность участников коммуникации (отсутствие внешних характеристик: пол, возраст, внешняя привлекательность или непривлекательность, социальный статус и т.д., отсутствие признаков невербального общения).
Нейтральными коммуникативными характеристиками можно считать:
- дистантность в пространстве и во времени;
- опосредованность;
- наличие гипертекста;
- креолизованность компьютерных текстов;
- по преимуществу статусное равноправие участников;
- специфическая компьютерная этика;
- комбинация различных типов дискурса;
- слабая социальная регламентированность вербального поведения;
- снятие жестких социальных конвенций и культурных границ.
Таким образом, нельзя однозначно относиться к интернет-коммуникации, так как она обладает большим набором разнообразных динамичных характеристик, находится в процессе стремительного развития, вырабатывая свои правила, традиции, нормы общения, запреты и ценности. При исследовании особенности интернет-коммуникации автором выделены социологические, лингвистические и гендерные аспекты.
К социологическим особенностям интернет-коммуникации отнесены [11]:
- специфичность восприятия партнеров по обще-
нию - возникновение неполноценной эмоциональной связи, так как при общении чаще задействовано только одно из пяти человеческих чувств - зрение, да и то не по прямому назначению, а опосредовано выполняя функцию слуха;
- большая открытость и легкость в общении, стимулирует которые анонимность, так как виртуальный образ не всегда соответствует реальному (например, в социальных сетях большинство представляются неженатыми и незамужними);
- ощущение большей безопасности и более свободное и раскованное поведение, которые позволяют пользователю чувствовать меньше ответственности перед партнёрами по виртуальному общению, чем в реальности, в любой момент прервать связь и навсегда исчезнуть или удалить свои данные из социальных сетей. Возникает эффект «разговора в поезде», когда незнакомым людям выворачивают душу наизнанку, потому что понимают, что даже при желании «возможности встретиться после эксперимента не будет», и лишены опасения «потерять лицо», слишком разоткровенничавшись [6];
- исчезновение или изменение привычной детерминированности поступков, поведения, социальных ролей при переключении из «реала» в «виртуальный мир». Пользователь делает не то, что нужно, а то, что он желает, он свободен в реализации своих желаний;
- обеднение эмоциональности отношений наиболее активных пользователей социальных сетей, так как увеличение числа социальных контактов снижает их глубину, эмоциональную окрашенность, то есть количество контактов снижает их «качество»;
- легкость общения делает виртуальность притягательней реальности. Дружба и любовь в виртуальности требуют от определенной части пользователей несравнимо меньших моральных и материальных затрат и ответственности, чем в реальной жизни. И хотя виртуальные отношения не дают многого, что могут дать реальные, тем не менее, часть людей идет по пути наименьшего сопротивления и практически ограничиваются «виртуалом» [6]. Все это ведет к некоему компьютерному эскапизму и, безусловно, является одним из видов «интернет-зависимости», которая уже давно тревожит психологов, социологов и представителей других социальных наук;
- «карнавализация» отношений и стиля общения. Анархически карнавальное забвение языковых табу, в том числе и на обсценную лексику, отсутствие любых видов цензуры, даже внутренней, создает у носителей компьютерного жаргона иллюзию объединяющей свободы, причем это объединение реализуется на основе общего противостояния невиртуальному миру [1]. Для многих пользователей общение в Интернете приобретает игровой характер. Они четко дифференцируют разницу между реальным общением и интернет-коммуникацией, что позволяет им вести себя по-другому при общении в Сети, где складываются несколько иные правила коммуникации;
- растяженность пространственных и временных границ;
- отсутствие статусной иерархии;
- интерактивность;
- неразвитость и неопределенность социальных норм (о четырех последних более подробно говорилось ранее).
Среди лингвистических особенностей выделены
[10]:
- спецификация жанров (чаты, ролевые игры MUDs, веб-форумы, дискуссионные списки, гостевые книги, электронная почта, списки-рассылки, форумы, блоги, телеконференции и т.д.);
- изменение правил орфографии, синтаксиса, пунктуации (последняя приобретает семантический характер, используется для передачи интонации);
- предпочтительность употребления вводных, неполных, параллельных и эллиптических конструкций; изобилие повторов, частое использование приемов обратного цитирования (которые достаточно удобно воспроизводить в условиях электронной среды), вопросительных и восклицательных предложений (особенно риторических); интенсивное использование па-ралингвистических средств для выражения и описания эмоциональной стороны речи;
- эллипсис;
- перестановка частей высказывания;
- замещение зрительной информации вставкой символов и при помощи метатекста, который является одним из компенсаторных механизмов, направленный на пояснение относительно другого текста в связи с прогнозом состояния знаний получателя, что экономит время. Метатекст может быть определен как «текстовый заменитель зрительной информации», походит на ремарки; может содержать «пояснения отправителя в связи с его прогнозом текущего состояния знаний получателя», обычно дается в скобках или отдельной репликой, последняя форма применяется чаще для ввода комментариев к высказываниям, напр.: «htanks=thanks»;
- объединения различных графических систем (например, латиницы и кириллицы, квазиграфические системы, возникновение других пунктуационных правил);
- выделение интернет-символов, так называемых невербальных ключей электронного письма. Это специальные значки для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания), стандартные печатные символы для передачи не выражаемых словами эмоций - «смайликов» (smile) или эмограмм (emoticon). Например, «улыбки» обычно обозначаются «: )» или «:-)» , «кривые улыбки» «:(» говорят об отрицательных эмоциях;
- гиперссылки (перенос невербальных компонент в сам текст за счет средств литературной образности - аллегорий, цитат, метафор, ссылок и т.п., что позволяет читателю не только следовать авторскому развертыванию текста, но и осуществлять собственную навигацию);
- креолизация текстов используется для эффективности восприятия с экрана, когда наряду с текстовой информацией появляются средства дизайна и аудиовизуальные приложения;
- аббревиации лексические и графические.
К лексическим относятся: выражения, выступающие в речи в роли вводных слов со значением отражения порядка мыслей и их связи и сочетания слов в роли вводных предложений: «BTW» (by the way); словосочетания с главным словом - глаголом в форме повелительного наклонения: «RBTL» (read between the lines); устойчивые словосочетания: «CUL8R» (see you later); «TIE» (take it easy); различные знаменательные слова, сочетания слов и предложения с высокой частотой употребления: «B4» (before); стандартные сокращения-комментарии состояния участника коммуникации: «BRB» (be right back); эксплетивы, то есть сочетания слов, выражающие отношение говорящего к предмету сообщения, но не влияющие на содержание высказывания: «ONNA» (Oh no, not again); усечения: «тлф» (телефон), сокращаются предлоги, вводные слова и общеупотребительные выражения.
К графическим относятся: традиционные сокращения, используемые в письменной речи - «etc.», «max», «min»; буквенно-числовые сокращения - «w8» (Wait), «10X» (thanks ); идиоматическое письмо -«some $»; нетрадиционные способы словообразования (например, интернет-неологизмы, калькирование...).
Изучая особенности интернет-коммуникации, многие исследователи констатируют, что виртуальная языковая личность крайне креативна в выборе и использовании лингвистических средств общения. Более высокая степень непринужденности в использовании речевых средств, возможно, объясняется тем, что основные пользователи Сети - это молодые люди, которым присуща ироничность, стремление по-своему взглянуть на хорошо знакомые вещи и представить даже обычное в необычном виде и, конечно, с юмором [2].
Если взглянуть на использование ресурсов Сети с позиции гендерных различий, то тут также наблюдаются некоторые особенности, которые проявляются чаще, чем в обычной коммуникации. Усиление отличительных черт мужского и женского речевого поведения напрямую связано с характером коммуникации и составом группы общения. Так, наиболее четко тендерные преференции проявляются в сфере неформальной коммуникации, в однородных группах общения в следующих параметрах оформления речи: тематика общения, манера речи, эмоциональность и экспрессивность высказывания, оценочность суждений, вежливость. В процессе неформальной коммуникации речевое поведение коммуникантов во многом определяется тем типом отношений, в которых они состоят с партнерами по коммуникации: супружеские, романтические, родственные, дружеские. В процессе формальной коммуникации гендерный аспект личности коммуниканта не имеет существенного влияния на его речевое поведение. Значимой является его принадлежность к одной из сфер формальной коммуникации: политической, юридической, экономической, социальной, религиозной, сфере шоу-бизнеса [5].
Рассмотрим конструирование гендера коммуникантов в интернет-коммуникации на прагматическом, тематическом и лексическом уровнях.
Прагматический уровень общения характеризуется проявлением гендерной идентичности коммуниканта при выборе определенных коммуникативных стратегий и тактик. Идентичная стратегия реализуется посредством различных тактик: тактики доминирования в речевом поведении авторов-мужчин и тактики сотрудничества в речевом поведении авторов-женщин. Средствами реализации тактики доминирования являются директивные речевые акты, а тактика сотрудничества выражается с помощью суггестивных речевых актов. Тексты носят ярко выраженную эмоциональную окраску и изобилуют наличием экспрессивной лексики, а также большим количеством оценочных характеристик [2].
На тематическом уровне гендерная идентичность коммуниканта обнаруживается, главным образом, при обращении к тематическим группам «семья» и «взаимоотношения между людьми», характерном для женского речевого поведения и не присущем авторам-мужчинам. Гендерно-нейтральными тематическими группами являются «здоровье», «профессия», «быт», «сфера обслуживания». В области тематики общения мужские персонажи отдают предпочтение обсуждению спорта, бизнеса, политики, женщин, личных и профессиональных достижений. Обсуждение профессиональных проблем и достижений может сопровождаться высокой степенью критичности и эмоциональности оценочных суждений. Женские персонажи склонны обсуждать моду и шоу-бизнес, бытовые проблемы, здоровье и межличностные отношения. Женскому общению свойственна высокая степень интимности и детальности обсуждаемой информации, готовность к получению или предоставлению совета как по бытовой, так и по межличностной тематике [5].
На лексическом уровне гендерная идентичность коммуниканта проявляется в выборе различных способов выражения экспрессии и тенденции к компрессии текста. Мужскому речевому поведению присуще употребление эмотивных междометий, повторов, звукоподражания, эмотиконов, пропуск лексем, наличие различных сокращений и аббревиатур, написание чисел цифрами. Для женского речевого поведения типично использование: эмоционально-маркиро-ванных слов; вопросов-переспросов (разделительных вопросов в английском языке); использование средств компрессии текста окказионально. К гендерно-нейтральным признакам на лексическом уровне относятся языковые единицы этикетного характера, сниженная лексика, а также наличие грамматических и орфографических ошибок [2].
Использование формул вежливости, так же как и бранной лексики, является предметом проявлений не гендерных, а интеллектуальных и эмоциональных характеристик личности коммуниканта. Проявляется тенденция все увеличивающегося употребления бранной и нецензурной лексики представительницами женского пола независимо от их образования и социального статуса. Мужчины и женщины в равной степени имеют тенденцию к использованию оценочных конструкций. Различие состоит лишь в степени экспрессивности и шкалы оценки. Женщины, даже в спокой-
ном эмоциональном состоянии, употребляют более экспрессивные формы, сопоставляя оцениваемое явление с собственным жизненным опытом. Мужчины более склонны к объективной оценке, соотнесенной с окружающей действительностью. В мужской речи чаще встречается инвертированная оценка, когда для положительной оценки используется отрицательно-оценочная, бранная лексика [5].
В результате анализа многочисленных российских и зарубежных гендерных исследований автором были выделены следующие гендерные особенности интернет-коммуникации:
- контингент женщин оказывается несколько старше по возрасту, хотя количество мужчин и женщин в сети постепенно выравнивается;
- контингент женщин и мужчин - пользователей Интернета в России, различается по профессии (среди женщин больше преподавателей и научных сотрудников и меньше сетевиков, электронщиков, бизнесменов);
- женщин-пользователей больше интересует информация по образованию, искусству, литературе, культуре, религии;
- женщины чаще выбирают следующие мотивы деятельности в Интернете: интеллектуальная и творческая самореализация, рабочая необходимость, доступ к важному источнику знаний, интересное общение, преодоление коммуникативного дефицита, восполнение недостатка духовных и культурных контактов;
- женщины более последовательны в использовании Интернета: они действуют более эффективно, проводят в онлайновом режиме меньше времени, поскольку всегда точно знают, что ищут, и отключаются сразу же, как только находят нужное, и, найдя что-нибудь один раз, надежнее запоминают местонахождение необходимой информации;
- женщинам в Интернете интересны импровизация и игра, получение новых знаний и личностный рост, возможности которого предоставляются Интернетом;
- женщины часто занимают соглашательскую позицию и играют подчинённую роль;
- женское речевое поведение более эмоционально как при обычном общении, так и при общении в Интернете;
- женщины «не страдают» повышенной речевой активностью в Сети, их сообщения и реплики значительно короче мужских;
- сообщения женщин часто направлены на смягчение сложившегося в группе напряжения, на сохранение эмоционального комфорта и стабильности, а предлагаемые мнения высказываются в осторожной и гипотетичной манере;
- женщины проявляют более позитивное отношение к коммуникации в Интернете, они более терпимы к назойливым и необязательным контактами, возникающим в Интернете;
- женщины, в принципе, стремятся ориентироваться на норму, на стандартное использование языковых средств [4];
- женщины начинают языковое взаимодействие с этикетных высказываний вводного характера, целью которых является не прямое объявление интенций говорящего, а налаживание эмоционального контакта с собеседником [3];
- женщины легче переводят ситуацию общения из формальной в неформальную сферу посредством введения личностных оценочных суждений, обсуждения личных и бытовых вопросов параллельно с профессиональными;
- женщины также более искусны в ведении светской беседы на тривиальные темы (small talk) [5];
- женщинам свойственна большая детализация речи (не только за счет объективных параметров, но субъективно-значимых, оценочных элементов), введение и «кружение» вокруг истинной цели разговора;
- мужчин более всего интересует информация о науке, вычислительной технике, информатике, коммерческая информация;
- мужчины доминируют в общении и более часто являются инициаторами новых тем для обсуждения;
- мужчины лучше знают и чаще употребляют жаргонизмы [4];
- мужчины предпочитают прагматическую установку в использовании интернет-техно-логий;
- мужчины чаще читают анекдоты в Интернете, где существует огромное количество регулярно обновляемых сайтов анекдотов, как правило, полупристойного содержания. К.Ф. Седов даже утверждает, что анекдот - это типично мужской жанр [7];
- мужчины широко используют факты и логически выстроенные аргументы, ориентируются на суть и непосредственное содержание разговора [5];
- мужчины с помощью речевых средств стараются поддержать свой статус, чаще описывают действия или призывают к ним, а также обсуждают и/или сообщают факты;
- мужчины предпочитают более решительные и безапелляционные суждения и высказывания, а некоторые ученые говорят о повышении вербальной агрессивности мужчин именно в электронном общении.
Гендер может приобретать определенную специфичность в интернет-коммуникации: при опосредовании электронной средой некоторые гендерные особенности коммуникации могут проявляться иначе или же нейтрализовываться, или возникают её новые формы, которые не фиксируются при обычном общении. Однако все эти особенности носят вероятностный, а не инвентарный характер, и при определенных условиях они могут исчезать вовсе или видоизменяться, что позволяет говорить о гендере как о «плавающем» и нестабильном параметре. Например, Н.А. Па-ломарс утверждает, что гендер становится не столь конструируемым, сколь разыгрываемым и воссоздаваемым с акцентуацией первичности изначальной со-цио-психофи-зиологической его основы [12].
В целом, игровое оформление интернет-коммуникации создает в сетевых социумах своеобразный стиль общения, который определяется как «карнавальный» и характеризуется отрицанием ре-
альной жизни, реальных статусов, общепринятых норм общения, да и, в определенной мере, просто реальных людей. Это игра условностей и условных персонажей. «Карнавальное» общение базируется на разнообразнейших мистификациях, театральности, инсценировании реальных и нереальных ситуаций, ироничности и юморе, оно почти предельно насыщено шутками, остротами, каламбурами, игрой слов.
Можно констатировать, что, с одной стороны, интернет-коммуникация успешно завоевывает позиции, привлекая всё больше и больше пользователей, среди которых доминирует молодежь, для большинства которой общение в виртуальных социальных сетях является неотъемлемой существенной частью социализации в современном информационном обществе. При этом важно отметить как положительное, так и отрицательное влияние интернет-коммуникации на молодежь. Это возможность повысить свою значимость и самооценку или просто восполнить нехватку друзей и пообщаться, позволяя высказываться в соответствии со своими взглядами, что даёт неограниченную возможность самовыражения в диалоге, латентно отрабатывая коммуникационные навыки и коммуника-
ционные стратегии. Хотя виртуальное общение снимает целый ряд психологических барьеров, происходит создание зависимостей у плохо адаптирующихся пользователей, восполняющих свои потребности в общении и чувстве защищённости компенсаторным механизмом, который обуславливает выраженную интернет-зависимость [8].
С другой стороны, использование интернет-коммуникации молодежью с целью, для которой был изобретен Интернет - накопление и передача знаний (обучение), становится всё более популярным. Как среда для существования и работы СМИ, ресурс для хранения и обработки информации, место для реализации бизнес-технологий и т.д. Интернет представляет собой не только способ общения, установления новых контактов, но и активно используется для обучения, образования. Доминирующее значение здесь приобретают интернет-технологии, возможность работы в режиме реального времени.
Данная статья является результатом доклада, представленного на Всероссийском фестивале науки, проходившем в Иркутске в НИ ИрГТУ 7-8 октября 2011 года.
Библиографический список
1. Виноградова Н.В. Компьютерный жаргон в аспекте гендер-лингвистических исследований // Исследования по славянским языкам. 2002. № 7. С. 111 -124.
2. Горошко Е.И. Гендерные аспекты коммуникации на примере образовательных практик Интернета [Электронный ресурс] // Educational Technology & Society. 2008. № 11 (2). URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v11_i2/html/6.htm (дата обращения: 02.01.2010).
3. Гречина Е.В. Гендерный аспект функционального поля инициальности диалогической речи (на материале французского языка) // Ярославский педагогический вестник. 2004. № 1-2 (38-39). С. 58-65.
4. Ерофеева Т.И. Социолект в стратификационном исполнении // Русский язык сегодня: сб. ст. / РАН. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова / отв. ред. Л.П. Крысин. М.: Азбуковник, 2000. Вып. 1. С. 89-90.
5. Манухина И.А. Стратегии речевого поведения в диалогах мужских и женских персонажей современной американской литературы: автореф. дис. ... канд. филолог. наук. Барнаул, 2006. 17 с.
6. Нестеров В.Ю. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете [Электронный ресурс] // flogiston.ru: [сайт]. [2004]. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/netemotions (дата обращения: 22.11.2004).
7. Седов К.Ф. Основы психолингвистики в анекдотах: учеб.
пособие. М.: Лабиринт, 1998. 64 с.
8. Якоба И.А. Влияние виртуальных социальных сетей на молодежь // Вестник ИрГТУ. 2011. № S. С. 287-292.
9. Якоба И.А. Интернет как средство социальной коммуникации - особенности виртуального общения // Вестник ИрГТУ. 2011. № 8. С. S42-S47.
10. Якоба И.А. Лингвистические особенности Интернет-коммуникации // Новые возможности общения: достижения лингвистики, переводоведения и технологии преподавания языков: материалы междунар. науч.-практ. конф. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2011. С. 226-2S9.
11. Якоба И.А. Социолингвистические аспекты Интернет-коммуникации // Эволюция имиджа переводчиков: от невидимого передатчика к модератору диалога культур: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Иркутск, 29-S0 сентября 2011 г.) / под ред. д-ра филолог. наук, проф. А.М. Каплунен-ко. Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 2011. С. 125-132.
12. Palomares N.A. Gender Schematicity, Gender Identity Salience, and Gender-Linked Language Use // Human Communication Research. 2004. 30 (4). P. 224-256.
13. Suler J. The basic psychological features of cyberspace [Электронный ресурс] // The Psychology of Cyberspace: [сайт]. [1996]. URL:
http://www.rider.edu/~suler/psycyber/basicfeat.html (дата обращения: 2S.08.2009).