УДК 739.2 Н. П. Комарова
Арт-фонд Даши Намдакова Москва, Россия
ОСОБЕННОСТИ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА
ДАШИ НАМДАКОВА1
В статье дается описание творческого подхода скульптора Дашинимы Намдакова к ювелирному искусству, которое стало важным этапом в биографии известного мастера из Бурятии.
Ключевые слова: ювелирное искусство России; скульптор Даши Намдаков; традиционная культура; новаторство.
Д. />. Нимдаков. Арсалан. 2004. Золото, литье, камни. 70x47x25 мм
Частное собранна
Сохраняя в искусстве особое, традиционно-символическое представление о мире и человеке, Даши Намдаков и в декоративном искусстве передает зрителю свое видение культурных смыслов, в котором синтезированы основные концепции предшественников и современных мастеров Бурятии. В работах художника нет каноничности. Пластические решения Даши, в том числе в области декоративного искусства, не подчинены современным стандартам ювелирного искусства, скорее они являются отходом от них, оказываются неожиданными новаторскими формами.
Парадокс является творческой интригой и основой стилеобразования предметов ювелирных коллекций Намдакова. В них отражается ностальгия по истокам степного стиля, возникают ассоциации с атрибутикой всадника и коня скифского мира,
сочетающиеся с приемами авторского открытия фантасмагорий модерна. На наших глазах, как в калейдоскопе, развертывается вся история поисков красоты и ее прикладных свойств, понятных потомкам великих воинов Степи, легко заимствовавших наилучшие достижения цивилизации во времена глобальных перемещений в Евразии.
Движение и захват пространства соседних видов искусства, стремительный орнаментализм в повторах форм из скульптуры в малой пластике и ювелирных изделиях, использование универсальности знаков-символов - всё это свойства оригинального авторского почерка Даши.
Даши выступает в этом процессе как дизайнер, лепит форму, создает концепцию, часто сочетая с бронзой золото и серебро («Комарик», 2007), кость мамонта («Просветленный», 2005), передает ощущение
«патины времен», старого «клада сокровищ», который зритель вновь и вновь будет открывать для себя.
Для воплощения авторских идей в начале 2000-х годов в Москве был создан коллектив из специалистов-практиков - технологов, ювелиров, - которые переводили модели в материал. Конструктивные решения, разработанные автором и его партнерами в этот период, удивляют своей изобретательностью.
Конечно, большинство ювелирных произведений Даши можно носить как драгоценность, обладающую функцией украшения владельца и его оберега. Но часто эти произведения известного художника - «кабинетная пластика» - становятся коллекционными ориентальными предметами. Их многочастное содержание уводит в мир культуры Дальнего Востока и степной Евразии: в определенное время эти регионы были связаны исторически, заимствуя друг у друга традиции художественных образов и технологии их изготовления. Вопросу исследования архетипа в ювелирных предметах коллекции Даши посвящены статьи в каталогах выставок, описан их ассоциативный ряд с археологическими артефактами, проведены этнографические параллели [25]. Хотя место авторского стиля Даши в современном мире ювелирного дизайна еще ждет своих компетентных авторов.
В последнее десятилетие XX в. ювелиры все чаще стали придавать своим произведениям некий философский смысл, обращаясь к идеям основанного на вербальной интерпретации концептуального искусства, выражающего глубинную сущность явлений. Например, итальянский скульптор, ювелир и психолог Бруно Мартинацци отталкивался от классической мифологии [6]. Именно в этом аспекте можно исследовать критерии тематических исканий и формально-технических направлений коллекции Даши.
Основное внимание привлекают предметы в так называемом зверином стиле. Причину можно найти в популярности древней истории степной Евразии, к которой автор
Д. Б. Намдаков. Гаруда. 2004. Бронза, литье. 90x45x84 мм
Частное собрание
обращается в период 1990-х - начала 2000-х годов, времени всеобщего поиска культурных корней, утверждения себя в мире рубежа тысячелетий и достижения определенных позиций в этом направлении.
Круг образов хищных зверей и травоядных животных лег в основу целой системы художественных символов, особого языка на огромной территории обитания номадов эпохи бронзы - раннего железного века. Это был первый в истории искусства художественный стиль Евразии, названный «скифо-сибирским анимализмом». До сих пор мастера декоративного искусства Китая, потомки тюркских и монгольских народов используют мотивы данного стиля в своем творчестве.
Выставка Даши Намдакова «Ностальгия по истокам» в Эрмитаже 2010 года также концептуально решена в этом исследовательском направлении, а основная идея ассоциативной экспозиции заключалась в
Д. />. Памдаков. Козерог. 2007. Золото, литье, камни. 50x27x25 мм
Частное собрание
Д. 1>. Памдаков. Истина. 2004. Золото, литье, плетение, камни. 77x74x21 мм
Частное собрание
ш
V
демонстрации преемственности изобразительных традиций.
Характеры звериных персонажей у Намдакова ярки, эмоционально насыщенны, предельно выразительны. Позы стилизованных животных даже в видимой статике кажутся экспрессивными. Имея собственный стиль в искусстве скульптуры, художник переработал обычные прие-
мы передачи динамики и характерные сюжеты, связанные с представлениями о тех или иных обитателях фауны, применив и передав это видение в малых формах ювелирного искусства и торевтике. Здесь мы видим мифических представителей трех сфер мироздания: подземной, земной и небесной. Из их взаимодействия рождаются картина мира, философия отношений между человеком и природой, понятия нравственности и красоты, хранящейся в мировом мифе и передающейся через поколения как незыблемая основа жизни.
Хищники в палитре образов художника остаются символами могущества и власти. Олень и копытные животные обозначают стихию неба, солнца, состояние полета («Спираль», 2004): архетипическое начало этого образа связано с образом древнего «летящего скифского оленя», символизировавшего смену времен года и наступление нового цикла в природе. Композиции «замещения частью целого» приняты в евразийской анималистике, например, «голова коня» или «копыто лошади» обозначают один и тот же сакральный сюжет. Тема «борьбы зверей» связана также с ритуалами смены сезонов в природе.
Отдельной темой у Намдакова проходит символика буддистского учения. Из пантеона образов художник осторожно берет отдельные обозначения, чаще других - образ «Гаруды». «Маленький Будда» (2004) выполняется так, что кажется сделанным из куска самородного золота и воспринимается как реликвия. Он стоит на крошечном круглом основании как фундаментальной точке опоры, а его прическа монаха венчается петелькой, в которую можно продеть ремешок.
В материалах и технологических приемах ювелирных коллекций автор отдает предпочтение художественному литью (бронза или драгоценные металлы), как и в скульптуре, создавая предварительно модель из глины или пластика. Поэтому часть приемов создания станковой скульптуры переходит в ювелирное искусство, оживляя его, но и ограничивая функцию «предмет для
ношения». Однако самые разные способы соединений композиционных частей, распределение тяжести по предмету, удобные и неожиданные решения петель под ремешки - всё старательно проверено и привнесено в изделие, предназначенное для современного костюма с дизайнерскими атрибутами.
Поверхности изделий у Даши как бы носят следы обработки древним мастером: он оставляет неровности, шероховатости «от резцов и грубых потертостей», камни переточены в кабошоны и также кажутся архаичными и неровно посаженными в гнезда. Такие приемы требуют особого мастерства от современного ювелира, но они придают изделию художественную ценность и стильность.
Колорит изделия зависит от содержания образа. Это могут быть приглушенные оттенки «старого» металла и полное отсутствие сверкающих деталей. Или, в другом случае, появляются яркие акценты, обозначающие цветом камней глаза и лапы, подчеркивают композиционный центр и характер персонажа («Хищница», 2004). Неожиданные эффекты в виде бриллиантов в копытах или зубах животного создают чувство оживления предмета, предполагая почти театрализованный сюжет с этим персонажем («Тигренок», 2004).
Моделирование ювелирного предмета имеет множество ограничений, связанных с функцией, в том числе в размерах. Но художник часто следует традиции создания звериных образов из бурятской народной деревянной скульптуры, что дает устойчивость предмету, символическую узнаваемость и привычную стилизацию в рамках традиции (изготовление народными мастерами резных скульптур разной величины для домашнего алтаря под общим названием «пять видов домашнего скота»).
В творчестве Даши важен прием антропоморфизма анималистического образа: в бурятском народном искусстве, например, животное наделяется признаками человека, имеет характер и ассоциируется в годич-
Ч д
ных ритуалах с персонажем традиционного монгольского календаря.
Таким образом, используя устойчивый опыт предшественников-ремесленников, автор создает ювелирную коллекцию в жанре символического анимализма как часть большой программы, связанной с культурным наследием своего народа, развитием декоративного искусства в условиях современного бытования.
Начало творческой деятельности художника в период обучения основам ремесла -сначала в Забайкалье, потом в Бурятии - было связано с семьей. Даши работал с отцом, хорошим резчиком по дереву, с братом-ю-
Д. Б. Намдаков. Дикая степь. 2007. Золото, литье, камни. 70x50x29 мм Частное собрание
Д. Б. Намдаков. Голова лошади. 2004. Золото, литье, камни. 66x22x17 мм Частное собрание
велиром, пробовал свои силы в резьбе по кости и рисовал эскизы к изделиям из серебра, «висящим и гремящим», как принято в бурятском народном комплекте украшений. Эти годы сформировали основные представления о техниках и материалах.
После обучения в Красноярском художественном институте, став профессиональным скульптором, Даши меняет подход к моделированию предметов, он уходит в поиск новой выразительности, новых материалов, стиля.
Среди новаций этого периода (1990-е годы) молодым специалистом были найдены как темы, связанные с историей и мифологией своего народа, так и формы, определенные функцией предмета, пропорциями, колористическими особенностями - важными характеристиками украшений для современного человека. С развитием своего творчества в области скульптуры художник создал узнаваемый авторский стиль в ювелирной пластике - «скульптура на пальце». Даже обратная сторона такого украшения стала говорящей, имеющей свою ценность. Такой подход к созданию ювелирного предмета стал новаторским решением и основой бренда Даши, обозначенного авторским клеймом.
С 2007 года в предметах можно видеть коллекционные камни, на которых автор строит образ: «Носорог» - с крупным изумрудом в виде яйца, «Хамелеон» - с полупрозрачным аметистом, «Нектар» - кольцо с рубином фантазийной огранки, браслет «Га-руда» - с лазуритом-навершием на шапочке мифической птицы. Камень в таких изделиях стал выполнять более сложную функцию. Если в бурятских народных украшениях коралл или лазурит, обычно в форме кабошона, с полированной поверхностью, был акцентом, обозначающим центр гарнитура и сочетающимся с общим тоном ткани костюма, то в изделиях у Даши в определенный период камень становится «драгоценным», часто играющим светом, крупным или ограненным фантазийной огранкой, сочетающимся с россыпью бриллиантов
или изумрудов в гнездовой оправе, создающих эффект «ковровости» всей поверхности. Такие изделия декоративны по цвету, очень эмоциональны по восприятию и помогают раскрыть художественный образ, положенный в основу идеи предмета.
Коллекции Даши создавались в несколько этапов, один из которых связан с первой выставкой в Музее искусств народов Востока (Москва, 2004), где, кроме ювелирных предметов, были представлены и скульптура, и графика, и изделия из конского волоса, а также предметы археологии, связанные с искусством евразийской степи в древности и средневековье. Ювелирная коллекция таким образом была исподволь обусловлена темой культурного наследия и помогала представить искусство автора более полно и емко. Данное направление экспозиции было также заявлено в показах по Китаю (2006-2007), на выставке в Государственном Эрмитаже (2010) и в Государственном историческом музее (2014).
Следующий этап создания коллекции был в 2007-2008 году (она показана в московской галерее «Дом Нащокина», 2009), когда появились образы, обусловленные влиянием европейских направлений ювелирного творчества. Кольца и нагрудные украшения стали более функциональными, уменьшились в размерах, увеличился ассортимент камней и усложнилась техника исполнения («Лемур», кольцо; «Козерог», кольцо-подвеска; «Барашек», кольцо).
Дальнейшие многочисленные зарубежные показы и отзывы в прессе свидетельствуют о внимании к авторской коллекции Даши как зрителей, так и специалистов из области искусства и арт-рынка (выставки в Нью-Йорке, галерее Щукина, в ювелирном колледже Токио).
Изготовление и тираж ювелирных украшений в конце XX - начале XXI в. стали технологичнее: мастера с помощью компьютерных программ рисуют в трехмерном пространстве нужный образ и сразу же делают форму из специальных материалов, которую можно руками доводить до
нужной выразительности. Совершенная поверхность, точный расчет для вставок камней, симметрия и нужная асимметрия на основе заданных параметров программ
- это результат современного подхода к моделированию.
В последний по хронологии этап творчества автор показал свою коллекцию в лондонской галерее «Хельсион» (2013), где была оригинально представлена и малая пластика из драгоценных материалов с использованием разнообразных ювелирных и камнерезных техник, предметы с использованием эмали («Принц», 2010). Выставка работала на фоне презентации монументальной конной скульптуры «Чингисхан» на площади близ Мраморной арки.
Это был смелый шаг организаторов и галеристов, но вполне понятный своим интересом к Востоку. Лондон отличается своими богатыми собраниями азиатского искусства: «не следует исключать и значения деятельности всемирно известных музеев
- Британского или Виктории и Альберта, чьи коллекции Х111-Х1У вв. дают широкую панораму культуры народов Китая и Центральной Азии; узкий круг ценителей знает еще и замечательные памятники этой эпохи из частных лондонских собраний Насера Дэвида Халили и Эдмунда де Унгера», - писал М.Г. Крамаровский в статье для каталога выставки в галерее «Хэльсион» [3, с. 00]. Поэтому ювелирная коллекция, показанная в антураже Кабинета редкостей, за стеклами шкафов, дополняла презентацию парковой монументальной скульптуры, принимая облик артефактов.
Итальянский эксперт Кристина Ачи-дини, представлявшая выставку Даши в Академии Флоренции в этот же период, писала: «Нельзя не упомянуть, я думаю, и влияние таинственного шарма нэцкэ на некоторые комбинации человеческих фигур и животных, стилистически примитивных и рафинированных одновременно» [1]. Это представление экспертов о некоем ориентальном синтезе искусств и традиций в
творчестве Даши также притягивало внимание зрителей к показам коллекции.
Продолжая поиск новых форм выражения себя, используя традиционные бурятские техники обработки металлов, дерева и кости, мягких материалов (кожа, войлок, конский волос), синтезируя старое и новое, Даши остается в границах своего мировоззрения. Как человек из большой бурятской семьи, приверженец коллективного начала в творчестве, мастер сотрудничает с художниками из Бурятии, Санкт-Петербурга, Красноярска и Иркутска, московскими ювелирами и дизайнерами, итальянскими мастерами-литейщиками, просто творческими людьми, которым интересен процесс создания произведений искусства.
Синтез приемов и технологических характеристик является специфической чертой ювелирного дизайна нашего времени, он как метод отражает потребности и энергетику современного человека, творчески перерабатывающего мировой художественный опыт.
Примечание
1. Дашинима Намдаков (1967 г. р.) родом из Забайкалья. Закончил Красноярский художественный институт, мастерская Л. Н. Головниц-кого. С 2002 года живет в Москве. Создал студию скульптуры и Арт-фонд Даши Намдакова. Работает в Лондоне и итальянском городе Пьетрасан-та. Член Союза художников России. Заслуженный художник РФ. Народный художник Республики Бурятия. Академик PAX. Почетный член Ака-
Д. Б. Памдаков. Телец. 2004. Кость, резьба, золотое плетение, окаменевшее дерево, кабошон. 110x119x30 мм
Частное собрание
Д. б. Намдаков. Азарт. Фрагмент. 2004.
Золото, литье, камни.
85x28,5x23 мм Частное собрание
I*
демии рисунка Флоренции. Член Российской Академии киноискусства. Награжден премией Правительства РФ. Автор ряда монументальных композиций, в том числе «Ханшаим» (Казахстан), «Трансформация» (Красноярск), «Отец Байкал» на о. Ольхон (Иркутская обл.), «Матерям победителей» (Подмосковье, 2020), парк «Патриот» (Московская область)
Литература
1. Ачидини, К. Даши Намдаков между Востоком и Западом: двуликий Янус искусства : каталог выставки Даши Намдакова «Трансформация». -Firenze : Edizioni Polistampa, 2015. - С. 7-18.
2. Королькова, Е. Ф. Между прошлым и будущим. Ностальгия по истокам. Вселенная кочевников Даши Намдакова : каталог выставки в Государственном Эрмитаже. - Санкт-Петербург : Чистый Лист, 2010. - С. 13-23.
3. Крамаровский, М.Г. Чингис-хан. Конец мифа о триумфаторе : каталог выставки Даши Намдакова, Halcyon Gallery (Лондон). - London : Pureprint Group, 2013. - С. 35-41.
4. Кочешков, Н.В. Декоративное искусство монголоязычных народов XIX - середины XX века. - Москва : Наука, 1979. - 203 с.
5. Меньшикова, М.Л. Новое звено традиции : каталог выставки Даши Намдакова в Государственном Эрмитаже. - Санкт-Петербург : Чистый Лист, 2010. - С. 31-43.
6. Меньшикова, М.Л. Творчество Даши Намдакова : каталог выставки в Государственном Русском музее : альманах. - Вып. 548. - Санкт-Петербург : Palace Editions, 2018. - С. 7-25.
7. Соктоева, И.И., Бадмаева РД. Бурятский художественный металл. - Улан-Удэ : Бурятское
книжное издательство, 1971. - 82 с.
8. Шаталова, И.В. Стили ювелирных украшений. - Москва : 6 карат, 2004. - 153, [6] с.
9. Шишлина, Н.И., Комарова Н.П. Кочевник. Между небом и землей: шедевры древних культур степей Евразии из собрания Исторического музея и произведения скульптора Даши Намдакова : каталог выставки в Государственном историческом музее. - Москва : РИО ГИМ, 2014. - С. 252-256.
Об авторе
Комарова Надежда Петровна - кандидат искусствоведения, Арт-фонд Даши Намдакова, г. Москва; председатель Иркутского отделения Всероссийской ассоциации искусствоведов E-mail: [email protected]
FEATURES OF DASHI NAMDAKOV'S JEWELRY ART
Komarova Nadezhda Petrovna Candidate of Arts, Dashi Namdakov Art Foundation; chairman of the Irkutsk branch of the All-Russian Association of Art Critics and Art Historians
Abstract: The article describes the creative approach of the sculptor Dashinima Namdakov to jewelry art, which became an important creative stage in the biography of the famous master from Buryatia.
Keywords: jewelry art of Russia; sculptor Dashi Namdakov; traditional culture; innovation.