УДК 151.8:151.7
ББК 88.56:88.834.023:88.841
С.В. Жолудева, Г.Н. Жулина ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ОТНОШЕНИй
с родителями и профессиональных УСТАНОВОК
В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
В статье представлены и проанализированы результаты эмпирического исследования взаимосвязи особенностей детско-родительских отношений и профессиональных установок старшеклассников. Выделено и описано влияние автономности, непоследовательности, враждебности, директивности и позитивного интереса как отца, так и матери на профессиональные мотивы и установки старшеклассников.
Ключевые слова: профессиональные установки, профессиональное самоопределение, детско-родительские отношения, профессиональные мотивы, подростки, старшеклассники, родители.
S.V. Zholudeva, G.N. Zhulina
SPECIFIC RELATIONSHIPS wITH PARENTS AND PROFESSIONAL ATTITUDES IN ADOLESCENCE
The analysis of the empirical research results on the relationship of characteristics of parent-child relations and professional attitudes of high school students is presented. The impact of autonomy, inconsistency, hostility, being too prescriptive and positive interest for both father and mother to professional motives and attitudes of high school students are described.
Key words: professional attitudes, professional self-determination, child-parent relationships, professional concerns, teenagers, senior school students, parents.
Первыми агентами социализации для ребенка являются родители и близкие люди. Эти отношения включают два обязательных момента: первый - безусловный, который является отражением эмоционального фона отношений и базового принятия ребенка, и второй -условный, который связан с наличием контроля, требовательностью, оценкой. Семейное воспитание является предметом исследований многих социологов, педагогов, психологов и психотерапевтов (Т.В. Архиреева, А.Я. Варга, А.И. Захаров, А.И. Спиваковская, Н.Н. Авдеев, Э.Г. Эйдемиллер, А.Е. Личко и др.). го Влияние семьи имеет определяющее
значение в формировании личности ре-^ бенка, однако в каждом возрасте роль се-х мьи меняется и имеет свои особенности.
Подростковый и юношеский возраст ха-2 рактеризуется интенсивным формиро-g ванием личности, энергичным ростом о моральных и интеллектуальных сил. Од-^ нако независимо от типа семьи в этом возрасте подростки считают, что члены
их семей мало времени проводят вместе, несмотря на общие интересы, и недостаточно обсуждают принятые решения с ними. Также отмечают необоснованный контроль их поведения со стороны других членов семьи и жесткие правила дисциплины [2, с. 108].
Одним из важнейших вопросов подросткового и юношеского периода является вопрос профессионального самоопределения. Для отечественной и зарубежной психологии проблема профессионального самоопределения в настоящее время имеет особую актуальность в связи с изменением потребностей рынка и условий труда. Современные юноши и девушки очень часто не имеют четких личностных профессиональных планов, не умеют учитывать индивидуальные способности и возможности. А между тем выбор профессии есть выбор способа существования, соотнесение будущего профессионального статуса со смысложизненными ценностями [5, с. 104].
Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием старшего подросткового возраста. Старший подростковый возраст - время активного поиска возможностей удовлетворения своих интересов, пробы своих способностей, реализации социальных прав на свободу выбора своей профессиональной деятельности с учетом реальности рынка труда [4].
Исследование проблемы профессионального самоопределения в отечественной психологии связано с именами Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, А.К. Марковой, Э.Ф. Зеера и др. В зарубежной литературе, посвященной данной проблеме, следует отметить работы Д. Сьюпера, Дж. Холланда и др.
В исследовании С.В. Жолудевой, Ю.Г. Барабаш было выявлено, что у подростков еще диагностируются все представленные профессиональные типы и карьерные ориентации, это связано с этапом профессионального выбора. Подросток еще экспериментирует, выбирая, «примеряя» различные профессии и рассматривая различные ценностные ориентации в построении профессиональной карьеры [3, с. 50].
Для успешного выбора профессии необходимо учитывать множество внутренних и внешних факторов (А.И. Зе-личенко, А.Г. Шмелев), ситуации выбора профессии (Е.А. Климов), позиции стар-
ших членов семьи, товарищем, учителей, способности, информированность.
Особенности детско-родительских отношений являются одним из факторов, влияющих на профессиональное самоопределение. В этом возрасте происходят изменения в детско-родительских отношениях, отношения старшего подростка с родителями приобретают качественно новый характер. В связи с этим становится актуальным вопрос влияния детско-родительских отношений на профессиональный выбор старшеклассника.
Целью нашего исследования явилось изучение взаимосвязи детско-родительских отношений и профессиональных установок в юношеском возрасте. Объектом исследования выступали 76 юношей и девушек, обучающихся 11-х классов гимназии N12 г. Ростова-на-Дону. Для эмпирического исследования были использованы следующие методики: методика ADOR «Подростки о родителях» И.С. Шафер [7]; методика определения основных мотивов Е.М. Павлютенков [1]; опросник профессиональных установок И.М. Кондакова [6]. Для анализа корреляционной связи между переменными использовался критерий Спирмена.
Корреляционный анализ Ч. Спир-мена показал наличие значимых положительных корреляционных связей показателей детско-родительских отношений и профессиональных установок старшеклассников (рис. 1).
.о X .0 с; го
X
о s
о о си
о
Œ С
а;
5
ь s ч о
Œ
Рис. 1. Схема корреляционной плеяды между показателями детско-родительских отношений и профессиональными установками старшеклассников
_ о
п Ш
к 5
8о
си 3 о
X 2 m а о m о х го I-
о >
I-
о о
X X
cu ю о о
о
го
X
s f
го
CQ Ф
IÎ
с; о
DD
О
Так положительная корреляционная связь позитивного интереса отца и рационализма профессионального выбора (г = 0,310, при р = 0,006), свидетельствует о том, что чем больше выражено желание отца достигнуть расположения и почитания отцовского авторитета, не прибегая к декларациям догм, тем выше у старшеклассников рационализм профессионального выбора, рассудительность, готовность действовать по плану после обстоятельных размышлений.
Положительная корреляционная связь директивности матери и нерешительности в профессиональном выборе (г = 0,288, при р = 0,012) указывает на факт того, что старательное навязывание чувства вины по отношению к матери формирует нерешительность в профессиональном выборе старшеклассника. Что может быть связано с последующими трудностями начала профессиональной деятельности, отсутствием четких представлений и критериев, касающихся профессионального развития, плохой информированностью о мире профессий. Директивность же отца положительно коррелирует с высокой самооценкой старшеклассника (г = 0,399, при р = 0,000). Так тенденция к лидерству со стороны родителя мужского пола способствует увеличению веры в свои силы и способности старшеклассника.
Выявленные положительные корреляционные связи показателя враждебности матери с оптимизмом старшеклассника в отношении профессионального будущего (г = 0,229, при р = 0,046) и его рационализмом профессионального выбора (г = 0,275, при р = 0,016) могут быть связаны с идеализацией, «юношеским максимализмом», чувством избранности, с ощущением, что абсолютно все проблемы могут быть разрешены; и чем в большей мере проявляется агрессивность и чрезмерная строгость матери в межличностных отношениях, тем выше рассудительность старшеклассника, готовность действовать по плану, после обстоятельных размышлений.
Положительная корреляционная связь непоследовательности отца и нерешительности в профессиональном
выборе старшеклассника (г = 0,236, при p = 0,040) свидетельствует о трудностях начала деятельности, об отсутствии четких представлений и критериев, касающихся профессионального развития, плохой информированности о мире профессий.
Анализ корреляционных взаимосвязей показателей детско-родительских отношений и мотивов выбора профессии старшеклассниками представлен на рисунке 2. Были выявлены как положительные, так и отрицательные значимые корреляционные связи.
Положительная корреляционная связь непоследовательности воспитания матери и социальных мотивов старшеклассников (г = 0,312, при p = 0,006), указывает на желание своим трудом способствовать общественному процессу, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями.
Позитивный интерес отца к старшекласснику положительно взаимосвязан с моральными мотивами старшеклассников (г = 0,271, при p = 0,018) и отрицательно с его познавательными мотивами (г = - 0,248, при p = 0,031). Так стремление отца достигнуть расположения и почитания отцовского авторитета формирует потребность к развитию нравственных и моральных качеств. И наоборот, снижает стремление старшеклассников к овладению специальными знаниями и содержанию конкретного труда.
Положительная корреляционная связь автономности отца в отношениях со старшеклассником формирует материальные мотивы (г = 0,258, при p = 0,024) выбора будущей профессиональной деятельности. Автономность же матери положительно коррелирует с познавательными (г = 0,262,при p = 0,022) и творческими (г = 0,255, при p = 0,026) мотивами старшеклассников. Так независимость, осознанность со стороны матери ориентирует старшеклассников на овладение специальными знаниями, познание содержания конкретного труда и стремление быть оригинальным в работе, совершение научных открытий, получение возможностей для творчества.
Рис. 2. Схема корреляционной плеяды между показателями детско-родительских отношений и основными мотивами выбора профессии
Положительная корреляционная взаимосвязь враждебности матери и трудовых мотивов старшеклассников (г = 0,255, при р = 0,026) свидетельствует о влиянии агрессивности и чрезмерной строгости матери в межличностных отношениях на стремление старшеклассников к знаниям о процессе труда, направленности на умственный и физический труд.
Отрицательные корреляционные связи выявлены между непоследовательностью воспитания отца и мотивами, связанными с содержанием труда (г = -0,281, при р = 0,014) и материальными мотивами (г = - 0,366, при р = 0,001). Так, чем выше непоследовательность проводимой отцом линии воспитания, тем ниже стремление получить информацию о процессе труда, направленность на умственный и физический труд, и тем ниже
стремление получить определённые блага за свой труд.
Положительная корреляционная связь враждебности отца и престижных мотивов старшеклассника (г = 0,273, при р = 0,017) свидетельствует, что агрессивность и чрезмерная строгость отца в межличностных отношениях увеличивает стремление старшеклассников к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое продвижение по службе.
Таким образом, проведенный корреляционный анализ позволил нам выделить и описать взаимосвязь детско-родительских отношений и профессионального выбора старшеклассников. Исследование показало наличие взаимосвязи показателей детско-родительских отношений и профессиональных уста-
X .0 I .0 с; го
I
о
о о
си -&
о а с
к
5
I-
ч о а
_ о
СО ш
к 5
8о
си 3
0
1
2 ш а о ш о
X
го I-
о >
I-
о о
X X
си ю о о
о
новок старшеклассников, показателей детско-родительских отношений и мотивов выбора профессии старшеклассниками. Проведенное нами исследование раскрыло новые закономерности взаимосвязи детско-родительских отношений и профессионального самоопределения старшеклассников. Результаты исследования могут быть использованы в рабо-
те практического психолога с целью повышения психологической компетентности педагогов школы; при оказании психологической помощи старшеклассникам в вопросах профессионального самоопределения; в практике психологического консультирования родителей по вопросам гармонизации детско-родительских отношений.
Библиографический список
1. Врублевская, М.М. Профориентационная работа в школе [Текст]: метод. рекомендации / М.М. Врублевская, О.В. Зыкова. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 80 с.
2. Жолудева, С.В. Особенности оценки отношений в родительской семье подростками [Текст] / С.В. Жолудева // Современная психология: теория и практика: матер. XVI Между-нар. науч.-практ. конференции. - М.: Институт стратегических исследований; Перо, 2015. -С.106-111.
3. Жолудева, С.В. Особенности профессиональных предпочтений и карьерных ориентаций у подростков [Текст] / С.В. Жолудева, Ю.Г. Барабаш // Профессиональные представления. - 2014. -№ 1 (6). - С. 48-55.
4. Жулина, Г.Н. Психологическая готовность подростков к профессиональному самоопределению [Текст] / Г.Н. Жулина, Ю.А. Василенко // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: матер. Всероссийской науч.-практ. конф. - Ростов н/Д: ЮФУ, 2013. - № 1. - С. 203-206.
5. Жулина, Г.Н. Организация психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте [Текст] / Г.Н. Жулина, Т.В. Лобода // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - 2014. - № 1(33). - С. 104-112.
6. Кондаков, И.М. Индивидуально-психологические особенности подростков в выборе профессии [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / И.М. Кондаков - М., 1989. - 160 с.
7. Практикум по возрастной психологии [Текст]: учеб. пособие / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.
го
X
f
го
ш
ф
г
с; о
m
о
Referencеs
1. Vrublevskaia M.M., Zykova O.V. Vocational work in high school. Magnitogorsk: MaGU, 2004. P. 80. [in Russian].
2. Zholudeva, S.V. Peculiarities of estimating the relationship in the parent family adolescents. Sovre-mennaia psikhologia: teoria i praktika. Proceedings of XVI international scientific-practical conference. M.: Institut strategicheskikh issledovanii; Pero, 2015. P. 106-111. [in Russian].
3. Zholudeva S.V. Barabash Y.G. Peculiarities of professional preferences and career orientations in adolescents. Professionalnyiepredstavlenia, 2014. № 1 (6). P. 48-55. [in Russian].
4. Zhulin G.N., Vasilenko Y.A. Psychological readiness to professional self-determination. All-Russian scientificpractical conference on Personality in culture and education: psychological support, development, socialization. Rostov-on-Don: SFU, 2013. No. 1. P. 203-206. [in Russian].
5. Zhulin G.N., Loboda T.V. Organization of psychological and pedagogical support of professional self-determination in adolescence and young adulthood. Obrazovanie. Nauka. Innovatsii. Yuzhnoie izmerenie, 2014. № 1(33). P. 104-112. [in Russian].
6. Kondakov I.M. The individual psychological characteristics of adolescents in choosing a profession. Dis. ... cand. of sciences (Psychology). Moscow, 1989. P. 160. [in Russian].
7. Workshop on developmental psychology. Ed. by L. A. Head, E.F. Rybalko. SPb.: Rech, 2002. P. 694 [in Russian].
Сведения об авторах: жолудева Светлана Васильевна,
кандидат психологических наук, доцент, кафедра организационной и возрастной психологии, Академия психологии и педагогики, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация. &mail: [email protected]
жулина Галина Николаевна,
кандидат психологических наук, доцент, кафедра организационной и возрастной психологии, Академия психологии и педагогики, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация. &mail^: [email protected]
Information about the authors: Zholudeva SvetlanaVasilievna,
Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor, Department of Organizational and Developmental Psychology, Academy of Psychology and Pedagogy, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia. E-mail: [email protected]
Zhulina Galina Nikolaevna,
Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor, Department of Organizational and Developmental Psychology, Academy of Psychology and Pedagogy, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 378.151.8 ББК 74.480.46:88.53
О.В. Сергеева
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕжЛИЧНОСТНых РОЛЕй ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
В данной статье представлены результаты эмпирического исследования межличностных ролей преподавателя. Выявлены особенности взаимодействия преподавателя и студента в современном образовательном процессе, место преподавателя в процессе обучения студента в вузе, качество взаимоотношений между преподавателем и студентом, значимость этих взаимоотношений для студента, степень интенсивности взаимодействия студента с преподавателями и роли преподавателя в процессе обучения.
Ключевые слова: межличностные роли, преподаватель, контент-анализ эссе.
O.V. Sergeeva
A STUDY OF THE INTERPERSONAL ROLE OF UNIVERSITY TEACHERS
The results of an empirical study of the interpersonal role of the teacher are presented. Peculiarities of interaction between teacher and student in the modern educational process, the place of the teacher in the learning process of the student in the University, the quality of the relationship between teacher and student, the importance of these relationships for the student, the degree of intensity of interaction of student with teachers and the role of the teacher in the learning process have been found.
Key words: interpersonal roles, the teacher, the content analysis of the essays.
Динамичные темпы модернизации стемы. Основным критерием конкурен-высшего образования обуславливают тоспособности выпускника вуза являет-трансформацию всех элементов этой си- ся высокий уровень сформированности
го
со >
CÛ
к
си H ГО CÛ
го ч о
с
ф
с
ф
с;
о ><
.0 X
H о о
X
т