Право
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 6, с. 139-141
139
УДК 342.5
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
© 2014 г. А.А. Мишенина, И.А. Кирянина
Четвертый факультет повышения квалификации Института повышения квалификации Академия Следственного комитета Российской Федерации (с дислокацией в г. Нижний Новгород)
Поступила в редакцию 21.11.2014
Рассматриваются вопросы взаимодействия органов Следственного комитета Российской Федерации с органами государственной власти при расследовании коррупционных преступлений. Одной из задач расследования уголовных дел, в том числе дел о коррупционных преступлениях, является выявление причин и условий, способствовавших их совершению. Эта задача реализуется следователями Следственного комитета Российской Федерации путем реализации полномочий, закрепленных в ч. 2 ст. 158 УПК РФ.
Ключевые слива: расследование коррупционных преступлений, взаимодействие с органами государственной власти, причины и условия, способствовавшие совершению преступлений, профилактические полномочия следователя, представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления.
Основной задачей Следственного комитета Российской Федерации является оперативное и качественное расследование преступлений. В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29.12.2010 г. № 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации», Следственный комитет при раскрытии и расследовании преступлений взаимодействует с правоохранительными органами, органами предварительного расследования и органами дознания.
Эта задача определена также п. 1.1 Приказа Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 15 января 2011 г. № 2 «Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации»: при расследовании и раскрытии преступлений необходимо обеспечивать эффективное взаимодействие с органами внутренних дел, безопасности, наркоконтроля, таможни, юстиции и другими правоохранительными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, государственными органами контроля, экспертными и научно-исследовательскими учреждениями.
Взаимодействие с различными органами при осуществлении своей деятельности необходимо для качественного и своевременного расследования уголовного дела, изобличения виновных лиц, соблюдения и восстановления прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.
При этом взаимодействие Следственного комитета с федеральными органами государст-
венной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, иными органами допускается при условии соблюдения принципа недопустимости вмешательства в его деятельность со стороны указанных субъектов.
Таким образом, Следственный комитет должен самостоятельно определять направления и пределы такого взаимодействия, руководствуясь при этом принципами необходимости, разумности и целесообразности.
При расследовании преступлений коррупционной направленности становится особо актуальным вопрос взаимодействия с органами государственной власти.
Одной из задач расследования уголовных дел, в том числе дел о коррупционных преступлениях, является выявление причин и условий, способствовавших их совершению.
В соответствии с частью 2 статьи 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, входят в предмет доказывания и, соответственно, подлежат обязательному установлению в ходе расследования уголовного дела.
Руководитель следственного органа, следователь, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вправе внести в соответствующую организацию или соответст-
140
А.А. Мишенина, И.А. Кирянина
вующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона.
На практике представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, вносится на заключительном этапе расследования, как правило, перед составлением обвинительного заключения. Однако если будут доказаны его основания, оно может быть внесено и ранее.
Данное представление должно соответствовать требованиям обоснованности и мотивированности. В нем указываются обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, а также меры, которые необходимо предпринять для устранения этих обстоятельств. При этом следует учитывать презумпцию невиновности лиц, которым адресуется представление, а также недопустимость вмешательства в деятельность организаций или должностных лиц.
Особое внимание этому направлению работы должно быть уделено при расследовании уголовных дел коррупционной направленности. Так, например, в указании Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 29.12.2008 г. № 7-224 «Об организации работы в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в сфере противодействия коррупции» предписывается следующее: «Безотлагательно направлять в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступлений коррупционной направленности, и привлечении к ответственности виновных в этом должностных лиц. В случаях непринятия мер по устранению указанных в представлении нарушений инициировать перед прокурорами вопрос о возбуждении административного либо дисциплинарного производства».
Совокупность причин и условий, а также обстоятельств, способствующих совершению коррупционных преступлений, включает в себя факторы, на которые необходимо обращать внимание при расследовании преступлений в сфере противодействия коррупции с целью оценки их влияния на развитие конкретного преступления и принятие мер по устранению или контролю.
Обстоятельствами, способствующими совершению коррупционных преступлений, могут быть:
- отсутствие или ненадлежащий ведомственный контроль за принимаемыми решениями, противоречивость в нормативном регулировании служебной деятельности;
- наличие официальных препятствий на пути реализации возможностей у физических и юридических лиц и пути их устранения (либо ми-
нимизации) за счет подкупа лица, способного обеспечить их разрешение;
- резкое несоответствие между уровнем оплаты труда должностных лиц и социальной значимостью принимаемых ими решений;
- наличие «вертикальной» коррупции, то есть системы регулярных подношений от низовых чиновников вышестоящим, а равно и сложившаяся в коллективе атмосфера взаимной поруки и неформального «сотрудничества» ответственных должностных лиц;
- устоявшиеся привычки, традиции неформального общения должностных лиц разных ведомств, привнесение в исполнение должностных обязанностей фактора личных связей;
- возможность одного должностного лица оказывать влияние на принятие значимых решений другим должностным лицом;
- отсутствие регламентации взаимоотношений между должностными лицами в части обращений одного должностного лица к другому для решения частных вопросов, входящих в компетенцию последнего, а также механизма фиксации и контроля таких обращений;
- возможности должностного лица единолично принимать либо способствовать принятию решений о поощрении, продвижении по службе или предоставлении иных льгот и привилегий, не применять мер к должностным лицам за упущения, недостатки или нарушения по службе;
- отсутствие регламентации порядка принятия решений по вопросам поощрения, продвижения по службе, применения дисциплинарных взысканий, привлечения к иным формам ответственности должностными лицами в отношении других должностных лиц, с которыми они состоят в родственных, дружеских и иных неформальных отношения [1].
Вышеназванные обстоятельства, как правило, выявляются в ходе изучения структуры, регламента, делопроизводства организации, должностных (служебных) полномочий ее работников, исследования изъятых в ходе предварительного следствия документов, относящихся к совершенному преступлению и являющихся доказательствами по уголовному делу, допросов участников уголовного процесса, проведения необходимых экспертиз и других следственных действий.
Мерами по устранению обстоятельств, способствовавших совершению коррупционных преступлений, на которые может указать следователь в своем представлении, могут быть:
- сокращение полномочий лиц, явно выходящих за пределы должностных (служебных) полномочий, регламентированных локальными актами, необходимый контроль со стороны соответствующего органа;
Особенности взаимодействия Следственного комитета Российской Федерации
141
- обеспечение общедоступности локальных актов, регулирующих деятельность должностного лица и его полномочия;
- гласность процедур предоставления льгот, привилегий, повышения в должности, четкая регламентация критериев поощрений, продвижений по службе. В представлении могут быть затронуты и иные аспекты, направленные на устранение обстоятельств, способствующих совершению преступления, в зависимости от особенностей конкретного уголовного дела.
Представление об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения. По смыслу закона, обязанностью соответствующего должностного лица организации является: рассмотреть поступившее от следователя представление и в течение месяца со дня внесения представления сообщить о принятых мерах по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления, в письменной форме руководителю следственного органа Следственного комитета.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона о «Следственном комитете Российской Федерации», руководители следственных органов Следственного комитета, их заместители или по их поручению другие сотрудники Следственного комитета, а также следователи вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и рассмотрении иной информации следственных органов Следственного комитета.
Положительным опытом отдельных следственных подразделений Следственного комитета Российской Федерации является коллегиальное обсуждение проектов представлений об устранении обстоятельств, способствовавших их совершению, внесение их за подписью руководителя следственного подразделения и последующее совместное обсуждение результатов рассмотрения ранее внесенных представлений.
Данная практика характерна по отдельным категориям преступлений, в том числе и коррупционным. Положительным моментом в этом случае является возможность и реализация профилактической функции органов следствия и государственных (и иных) органов в борьбе с коррупционными преступлениями.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что внесение представлений об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, является важной формой взаимодействия между следственными, государственными и иными органами. При своевременном внесении следователем мотивированного и обоснованного представления, контроле его выполнения повышается превентивное значение следственных органов в противодействии коррупции.
Список литературы
1. Организация и методика расследования взяточничества. Методическое пособие. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры РФ, 2001. 64 с. С. 54-55.
SOME FEATURES OF INTERACTION OF THE INVESTIGATIVE COMMITTEE OF THE RUSSIAN
FEDERATION WITH PUBLIC AUTHORITIES IN THE PREVENTION OF CORRUPTION CRIMES
A.A. Mishenina, I.A Kiryanina
This article discusses some issues of interaction of the Investigative Committee of the Russian Federation with public authorities in the investigation of corruption crimes. One of the objectives of the investigation of criminal cases, including the cases of corruption crimes, is to identify the causes and conditions that contributed to the commission of such crimes. This objective is realized by investigators of the Investigative Committee of the Russian Federation by the exercise of powers enshrined in part 2 of Article 158 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation.
Keywords: investigation of corruption crimes, interaction with public authorities, causes and conditions that contributed to the commission of crimes, preventive powers of the investigator, recommendation to take action to address the circumstances that contributed to the commission of the crime.
References tochnichestva. Metodicheskoe posobie. M.: NII problem
ukrepleniya zakonnosti i pravoporyadka General'noj 1. Organizaciya i metodika rassledovaniya vzya- prokuratury RF, 2001. 64 s. S. 54-55.