Научная статья на тему 'Проблема взаимодействия педагогов детских садов с родителями, воспитывающими детей в неполной семье'

Проблема взаимодействия педагогов детских садов с родителями, воспитывающими детей в неполной семье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1455
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ / НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кротова Т. В., Соловьева Е. А.

Целью статьи является раскрытие особенностей взаимодействия педагогов дошкольных образовательных учреждений с родителями, воспитывающими детей в неполной семье, а также конкретных путей подготовки педагогов к этому взаимодействию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема взаимодействия педагогов детских садов с родителями, воспитывающими детей в неполной семье»

Проблема взаимодействия педагогов детских садов с родителями, воспитывающими детей в неполной семье

Кротова Т. В. кандидат педагогических наук доцент кафедры дошкольной педагогики ФГБОУВПО «МПГУ» Москва, Россия 1укискеЪа@ша11,ти

Соловьева Е. А. магистр педагогики воспитатель ГБОУ детский сад № 288 Москва, Россия Ъоп1-Ъ@ша11.ти

Аннотация: целью статьи является раскрытие особенностей взаимодействия педагогов дошкольных образовательных учреждений с родителями, воспитывающими детей в неполной семье, а также конкретных путей подготовки педагогов к этому взаимодействию.

Ключевые слова: взаимодействие педагогов и родителей, неполная семья

Дифференцированный подход к проблеме семейного воспитания и взаимодействия педагогов и родителей с учетом специфики самой семьи, ее структуры и потребностей активно изучается в научно-педагогической литературе с 90-х годов ХХ века в работах Е.П.Арнаутовой, О.Л.Зверевой, Р.К.Сережниковой, М.Ю.Стожаровой и других авторов. Психолого-педагогические и социологические исследования (В.И.Безлюдная, О.Е.Борисова, И.В.Дунаева, А.В.Меренков, И.В.Ульенкова и др.) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Особого подхода к взаимодействия требуют неполные семьи. Т.В.Бахуташвили и Е.В.Неделиной изучены некоторые особенности взаимодействия педагогов дошкольных учреждений с неполными семьями.

По данным статистики в России на 2013 год насчитывается 6,2 миллиона неполных семей: 5,6 миллиона матерей-одиночек и 634,5 тысячи одиноких отцов. При этом их количество в последние годы возросло до 30%. Самая высокая доля детей, воспитывающихся в семьях без одного родителя, имеет место в Москве, где она составляет 34%.

В последние годы специалисты чаще стали обращать внимание на специфику положения этих семей в нашем обществе. Негативные процессы, порожденные современной социально-экономической ситуацией, проявляются особенно ярко, именно на воспитании детей из неполных семей. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Все это затрудняет решение воспитательных задач в условиях неполной семьи.

На сегодняшний день мы можем констатировать противоречие между тем, что с одной стороны неполные семьи нуждаются в конкретной помощи педагогов дошкольных образовательных учреждений, а с другой - в теории и практике

недостаточно проработан вопрос специфики такого взаимодействия, его содержания, форм и методов.

Мы сконцентрировали внимание, прежде всего, на исследовании особенностей, форм и способов взаимодействия педагогов с неполными семьями, реализуемых в практике дошкольного образования.

Полученные в ходе исследования Е.А.Соловьевой результаты позволили нам сделать следующие выводы. В целом педагоги ДОУ знакомы со структурным составом семей. Основным источником получения информации, являются данные, получаемые посредством анкетирования родителей. Другим источником информации является непосредственное общение педагогов с родителями воспитанников. При этом, однако, не стремятся к изучению особенностей семейных взаимоотношений. Сдерживающим фактором здесь, на наш взгляд, выступают этические соображения и нежелание вторгаться в тонкую сферу семейных отношений.

Педагоги считают, что родители и воспитатели должны придерживаться единой точки зрения, а так же, что неполные семьи, несомненно, нуждаются в педагогической помощи. Основной формой педагогической помощи семье воспитатели считают консультации для родителей, которые проводят специалисты ДОУ. Интересными и полезными формами взаимодействия ДОУ и семьи педагоги считают фронтальные формы: родительские собрания, практические семинары и семейные клубы. Только 10% педагогов отмечают индивидуальную помощь семьям и консультирование как эффективные формы взаимодействия. При этом дифференцированный подход требует как раз индивидуальных и подгрупповых форм, которые важно грамотно сочетать с фронтальными. Участие родителей из неполных семей в жизни ДОУ на взгляд большинства воспитателей зависит от наличия свободного времени и тематики встреч. Целенаправленно вовлекать родителей из неполных семей в процесс взаимодействия педагоги не стремятся.

Половина из опрошенных педагогов может назвать свое взаимодействие с неполными семьями сотрудничеством. Мы специально ставим акцент на сотрудничестве, так как в нашем понимании, сотрудничество выступает высшей стадией в развитии взаимодействия, при которой стороны готовы к принятию точек зрения друг друга, процесс воспитания рассматривают как взаимодополняющий и взаимообогащающий.

Анализ взглядов родителей на процесс взаимодействия с педагогами ДОУ показал, что общение родителей с воспитателями носит регулярный каждодневный характер. Среди мотивов обращения родителей к воспитателям можно выделить три категории. Первая и самая многочисленная по ответам это получение информации обо всех сферах жизни ребенка в детском саду. Вторая категория мотивов это беспокойство за ребенка. Самая малочисленная по ответам категория мотивов это обращение за помощью и советами. Основными специалистами детского сада, к которым можно обратиться за помощью в вопросах воспитания ребенка родители считают психологов, логопедов, дефектологов и социального педагога, при этом воспитатели являются лишь вспомогательной фигурой в решении этих вопросов. Каждый третий родитель из опрошенных получает педагогическую помощь от этих специалистов, но большинство не знают о том, что детский сад предлагает такую помощь. В качестве наиболее интересной формы взаимодействия с воспитателями родители видят личные приватные беседы. Многие родители подчеркивают, что родительские собрания, которые проводятся в группе регулярно, не являются для них интересной формой взаимодействия. Таким образом, налицо противоречие между предпочтением родителей индивидуальных форм взаимодействия и стремлением педагогов к фронтальным формам взаимодействия. Со своей стороны мы можем отметить, что индивидуальное общение для педагогов может быть более сложным, так как требует особого такта, эрудированности, готовности к пониманию и принятию иной точки зрения.

Каждый третий родитель может назвать свое взаимодействие со специалистами детского сада сотрудничеством. При этом они могут охарактеризовать этот процесс сотрудничества по-разному: как совместное обсуждение проблем возникших в воспитании ребенка, контакт по принципу «запрос-ответ», а так же совместное стремление педагога и родителя к наличию удовлетворенности ребенка занятиями и наличие у него желания ходить в детский сад. Меньше трети опрошенных родителей видят процесс сотрудничества именно как совместное решение возникших вопросов в ходе приватной беседы. Большинство родителей считает, что сотрудничество должно быть: открытым, честным, плодотворным, основанным на доверии, регулярным, доброжелательным, уважительным, спокойным, дружественным, полным, взаимным и продуктивным.

Полученные данные показывают, что родители больше чем педагоги ориентированы на взаимодействие, при этом для них интереснее индивидуальное общение, в процессе которого можно обсудить волнующие вопросы. К сожалению, родители в меньшей степени воспринимают воспитателя детского сада как специалиста, способного оказать существенную помощь в семейном воспитании ребенка. Возникающие вопросы они предпочитают обсуждать с психологом, логопедом и т.д. Такая ситуация, по нашему мнению, порождается позицией воспитателей, ведь в массе своей они не реализуют дифференцированный подход к взаимодействию с неполными семьями, хотя и считают, что родители из неполных семей нуждаются в квалифицированной помощи в воспитании детей. А ведь именно воспитатель способен оказать родителям адресную помощь, он постоянно наблюдает развитие ребенка, его личностные особенности, имеет возможность регулярной «обратной связи» с родителями воспитанников.

Таким образом, мы можем выделить следующие особенности во взаимодействии воспитателей дошкольных образовательных учреждений с родителями, воспитывающими детей в неполной семье:

■ понимание воспитателями необходимости дифференцированного подхода к взаимодействию с родителями из таких семей, при фактическом его отсутствии в практике работы;

■ приоритет фронтальных форм взаимодействия, без учета потребности родителей в индивидуальных формах;

■ ориентировка родителей в большей степени на помощь специалистов (психологов, логопедов, социальных педагогов и т.д.), а не воспитателей детского сада

■ мотивы обращения друг к другу родителей и воспитателей имеют разную направленность. Родители из неполных семей обращаются к воспитателям, чтобы получить информацию обо всех сферах жизни ребенка в детском саду, так как беспокоятся за него, а воспитатели чаще всего обращаются к родителям для решения организационных вопросов.

Полученные результаты ярко демонстрируют назревшую необходимость целенаправленной подготовки педагогов к дифференцированному взаимодействию с родителями воспитывающими детей в неполных семьях. Нами было разработано содержание и формы данной работы. В содержание были включены как общие вопросы взаимодействия педагогов и родителей в современных условиях, так и вопросы непосредственно касающиеся специфики воспитания детей в неполной семье. Например, в были предложены такие темы как «Особенности воспитания детей в неполной семье», «Психологические особенности детей из неполных семей», «Оптимизация взаимодействия педагога с родителями в современных условиях», «Современные формы взаимодействия» и т.д. Подобранные формы работы с педагогами предполагали сочетание теории и практики. Применялись следующие формы: семинары-практикумы, деловые и ролевые игры, элементы тренинга, консультации.

Охарактеризуем подробнее наиболее яркие и показательные моменты проведенной работы.

Семинар по особенностям воспитания детей в неполной семье был воспринят педагогами с интересом. В ходе обсуждения мы выяснили, что педагоги сталкивались в своей практике практически со всеми обозначенными нами особенностями. Самой важной и актуальной особенностью, по мнению педагогов, является формирование у ребенка неправильного поло-ролевого поведения и ошибочной идентификации с родителем своего пола. Педагоги приводили как пример случаи из собственной практики: мальчики из неполной семьи очень часто боятся, когда в группу приходит плотник, или слесарь с набором инструментов, так как не имеют адекватного представления об этой ситуации.

Инверсия воспитательных ролей и неустойчивая материальная ситуация в семье с точки зрения педагогов не менее важные особенности, так как очень часто педагоги не имеют возможности взаимодействовать с мамой ребенка из неполной семьи из-за её постоянной занятости на работе. При этом бабушка и дедушка замещают роль родителей ребенка: забирают, ходят на праздники и родительские собрания. При обсуждении педагоги не «осуждали» позицию мамы из неполной семьи, объясняя это тем, что в основном такая ситуация возникает из-за безвыходности положения, так как мама тоже замещает чужую роль-отца и добытчика.

Рассмотрев и обсудив с педагогами все особенности воспитания детей в неполной семье, мы пришли к выводу о том, что проблемы неполных семей вызывают у педагогов эмоциональный отклик, волнуют педагогов и являются актуальными в их практике.

На другой встрече более подробно рассматривались вопросы воспитания детей в неполных семьях. В процессе одного из упражнений педагоги называли ряд ассоциаций на тему неполной семьи. По итогам упражнения выяснилось, что большинство ассоциаций педагогов носят негативный характер. Эта мысль была вынесена на обсуждение, в ходе которого педагоги обозначили, что в современном обществе бывают различные ситуации, приводящие к распаду семьи и это, несомненно, негативный фактор, но при этом очень часто неполные семьи вновь становятся полными при удачном повторном браке.

Интересные результаты дало упражнение, в котором педагогам было необходимо нарисовать различные рисунки: полную семью, неполную семью, что есть у неполной семьи, и чего нет, а так же образ современного родителя.

Современный родитель, по мнению педагогов, может выглядеть по-разному. Первый образ имеет скорее негативный характер: деловой, обеспеченный, работающий, практически не уделяющий внимание детям, имеющий вредные привычки. Второй вариант современного родителя это многодетная мама, работающая, но все успевающая, стремящаяся к идеальной семье, занимающаяся детьми в любое свободное время.

Полную и неполную семью педагоги сравнивали с помощью получившихся рисунков. По словам педагогов: «Понятие семья это в первую очередь не только нуклеарная единица, а часть исторического, общественного, семейного потока, процесса». При этом в неполной семье, по мнению педагогов для детей с раннего детства отсутствует самое важное: пример нормальных семейных взаимоотношений. Однако педагоги отмечают, что счастье ребенка в неполной семье зависит от самоощущения родителя, воспитывающего ребенка, «от полноты или ущербности» жизни родителя. Педагоги обозначают, что у неполной семьи есть определенные льготы, но они никогда не смогут заменить отсутствие одного из родителей. Важным педагоги считают так же отсутствие правильной семейной структуры и полноты семейного досуга в неполной семье. При этом педагоги возвратились к мысли о том, что бывают и достаточно счастливые неполные семьи.

На наш взгляд наиболее эффективные результаты принесли интерактивные формы работы с педагогами. Охарактеризуем в качестве примера некоторые упражнения

практикума с элементами тренинга по оптимизации взаимодействия с родителями. Первым упражнением для педагогов была демонстрация основного принципа, которого нужно придерживаться во взаимодействии с родителями: «Не бороться, борьба позиций приводит в тупик!». После выполнения упражнения мы вынесли на обсуждение следующую идею: в ответ на нажим мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть любая директива рождает отпор и попросили педагогов объяснить эту идею на примере взаимодействия с родителем. В итоге педагоги пришли к выводу о том что, если педагог настроен недружелюбно, это ощутимо и родителями неосознанно принимаются меры защиты.

Следующим упражнением для педагогов была игра «встречают по одежке», которая наглядно иллюстрирует ситуацию визуального впечатления родителя при виде воспитателя. Педагогам нами было предложено взять на себя некоторые роли-состояния воспитателя в ситуации, когда родитель заглядывает в группу. При этом педагог мог демонстрировать свое состояние только с помощью мимики и жестов. Остальные педагоги были родителями и отгадывали это состояние.

Сначала упражнение вызывало некоторые сложности и казалось трудным. Однако спустя несколько минут участники начали отгадывать состояние ведущего практически сразу. В итоге на обсуждение была вынесена идея о том, что родитель так же без труда может определить настроение и состояние воспитателя, когда приходит за ребенком. При этом в ответ на впечатление, которое получает родитель при виде воспитателя, мы получаем так же и определенный настрой родителя.

В следующем упражнении педагогам необходимо было достойно «выйти из контакта» с родителем в ситуации, когда пришедший родитель требует внимания педагога и не замечает, что ему нужно к детям. Это упражнение показалось педагогам очень интересным, они пробовали в парах разыграть различные способы «выхода из контакта». На обсуждении результатов выяснилось, что основную трудность вызывает желание педагога одновременно выполнить две задачи: уделить внимание родителю, при этом не забыть о детях. Педагоги сообщили о том, что стремятся к взаимодействию с родителями, и всегда готовы к индивидуальным беседам и консультациям, но сталкиваются с тем, что в ответ на это стремление родители не могут выделить времени для общения с педагогом в специально отведенное для этого время.

С помощью упражнения «Нелепая просьба» мы хотели помочь педагогам взглянуть на ситуацию проблемного взаимодействия с точки зрения родителей. Педагоги, разбившись на подгруппы, писали письма к администрации детского сада с самыми нелепыми просьбами: взять в штат сотрудника, который будет следить за чистотой одежды ребенка; организовать ежедневное питание детей по типу «шведский стол»; установить унитазы на каждого отдельного ребенка; разрешить ребенку тренироваться стрелять из пневматического оружия на прогулке для подготовки к соревнованиям. К процессу написания писем педагоги подошли с особым творческим энтузиазмом, большим сюрпризом для них было само задание: подгруппе, которая писала письмо от имени родителей, отвечала подгруппа, которая это письмо получила как администрация детского сада. В это время третья подгруппа педагогов должна была оценить ситуацию общения по пятибалльной шкале: 1- спокойная и 5- конфликтная.

В ходе упражнения педагогам было очень трудно сконцентрироваться на сути задания - не входить в конфликт, а решить ситуацию мирно, пытаясь учесть интересы обеих сторон. В основном, как только педагоги принимали на себя роль администрации детского сада, они старались отстоять правоту учреждения в отказе на столь «нелепую просьбу» любыми способами. Соответственно нам пришлось несколько раз концентрировать внимание участников на том, чтобы конфликтной ситуации не возникало. Это упражнение с нашей точки зрения было одним из самых трудных для выполнения и одним из самых продуктивных.

В конце нашей работы мы провели с педагогами дискуссию на тему: «Нуждаются ли неполные семьи в педагогической помощи?» и познакомили их с программой педагогической помощи неполным семьям. В процессе дискуссии мы выяснили, что в основном педагоги считают важным и необходимым процесс оказания педагогической помощи неполным семьям. Педагоги отмечают, что если родитель не обращается за помощью к воспитателю, это вовсе не значит, что он в ней не нуждается. В этом вопросе, как считают педагоги, нужно придерживаться принципа деликатности, не навязывать помощь, а правильно её предложить. Особый интерес вызвала программа педагогической помощи родителям, воспитывающим детей в неполной семье. Педагоги были заинтересованы, задавали много вопросов. Мы на примере показывали, как проводить занятия с родителями из неполных семей, какие материалы для этого понадобятся. В целом педагоги с готовностью и инициативностью восприняли программу, отметили, что её реализация, несомненно, будет положительным и ценным опытом по взаимодействию с неполными семьями.

Проведенная работа показала, что для успешного взаимодействия педагогов дошкольных образовательных учреждений с родителями необходим, прежде всего, новый взгляд на семью, умение найти нужные способы мотивирования совместной деятельности, владение педагогами приемами и навыками продуктивного взаимодействия с родителями, а так же знание педагогов об особенностях и специфике различных видов семей. Взаимодействие родителей и воспитателей ДОУ является основным путем оказания неполным семьям педагогической помощи в решении проблем детско-родительских отношений, которые возникают из-за определенных особенностей воспитания детей в неполной семье. Проведенное в дальнейшем изучение внедрения программы сотрудничества показало изменение выявленных изначально тенденций. Основным результатом явилось возникновение взаимного доверия педагогов и родителей воспитывающих детей в неполной семье, стремление родителей в первую очередь обратиться за советом к педагогу, открытость и диалог. Целенаправленная подготовка педагогов позволила им пересмотреть некоторые стереотипы собственной практики взаимодействия с родителями воспитанников и начать активно искать эффективные пути налаживания контактов с неполными семьями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.