Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3
Экономика
УДК 338
Особенности взаимодействия инноваций и инвестиций как институтов современной экономики
Музафаров А.Ф.
Соискатель кафедры экономической теории
Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева
В статье проанализированы преимущества взаимодействия инновации и инвестиции как институтов современной экономики.
Ключевые слова: инновации, инвестиции, институт, инновационный потенциал, инвестиционные ресурсы.
В современных условиях российская экономика характеризуется активизацией процессов активного поиска направлений развития взаимодействия, объединения и интеграции. Глобализация, повышение открытости национальных экономик, возрастание роли инноваций, человеческого фактора и информации способствуют на уровне государства в целом и его регионов инновационному развитию и эффективному использованию экономического потенциала. В условиях региональной дифференциации наиболее важными процессами, стимулирующими развитие предпринимательских структур региона, является экономическая интеграция и инновационная активность.
Формированию и развитию высокого уровня интеграции и инновационности способствуют наличие теоретической обоснованности и обобщение зарубежного и отечественного опыта. Для того чтобы отдельные предпринимательские структуры более активно участвовали в интеграционных процессах и использовали их для активизации инноваций, особенно актуальным представляется определение новых возможностей интеграционно-инновационного взаимодействия предпринимательских структур региона.
Современная интеграция предпринимательских субъектов региона представляет собой включение деловой активности каждой предпринимательской структуры в единую, постоянно воспроизводимую систему интеграционно-инновационной активности в рамках региона и государства в целом. Это явление базируется на общественных интересах, целевых ориентирах государственной политики и позиции бизнеса. Именно на ее основе становится возмож-
ным появление и согласование тройственных интересов и потребностей общества, государства и предпринимательских структур. В этом и состоит мотивационный ресурс каждой из сторон. Ключевое значение для инновационных и интеграционных процессов имеет определение сфер, отраслей, предпринимательских структур в качестве «точек роста» региона и стартового поля регионального инновационного развития.
Провозглашаемая в России инновационная направленность экономики на деле сталкивается с необходимостью объективного представления о сущности и перспективах развития предпринимательских структур инновационного типа и их интеграции на различных уровнях. Бессистемный подход на микроуровне не позволяет реализовывать задуманные преобразования на уровне регионов и в целом в стране. В этой связи ставится задача формирования эффективной институциональной среды в регионе. Сложность исследуемой проблемы, наличие большого числа дискуссионных вопросов, необходимость их объективного анализа свидетельствуют о необходимости проведения научных исследований по данному направлению.
К изменениям, характеризующим тенденции развития современной экономики и подтверждающим актуальность выдвинутой тематики, относятся последствия глобализации. Россия и ее регионы интегрируются в мировое экономическое пространство, участвуют в процессе глобализации естественным образом и развиваются на основе взаимной экономической заинтересованности субъектов интеграционных процессов, осуществляется переход от стадии постиндустриальной экономики к экономике, осно-
51
Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3
Экономика
ванной на знаниях, к информационному обществу. Для активизации указанных процессов необходим определенный организационно-экономический механизм формирования и развития инновационных структур в регионе, что создаст им преимущества при выходе на российский и мировые рынки. В то же время социально-экономическое развитие каждого региона определяется его спецификой.
В укреплении позиций предпринимательских структур на основе интеграции и инновации заинтересованы как государство, так и субъекты хозяйствования, учредители и менеджеры предприятий. Однако дальнейшее развитие интеграционных процессов в экономике России тормозит отсутствие четких законодательных норм, регламентирующих процессы создания и деятельности предпринимательских объединений и организационно-экономического механизма их реализации. Нормы гражданского, антимонопольного, налогового законодательства в части регулирования развития предпринимательских структур часто опираются на различный понятийный аппарат и противоречат друг другу. Для выяснения причин такого положения представляется необходимым рассмотреть практику интеграции предпринимательских структур региона и их инновационность.
Интеграционно-инновационное взаимодействие предпринимательских структур в регионе нами определяется как форма многостороннего сотрудничества бизнес-единиц (отдельная организация), интегрированных предпринимательских структур и региональных образований (среда деятельности и система элементов), основанная на инновационных процессах и обмене выгодами от их внедрения через взаимодействие предпринимательских структур друг с другом и иными субъектами региональной экономики.
Активизация конкуренции на мегаэкономическом уровне, участниками которой становится современное российское государство и его регионы, не позволяет рассматривать региональную политику как совокупность мер воздействия на социально-экономические процессы в рамках территориальных границ. В то же время механическое копирование опыта зарубежных государств в решении региональных проблем и формировании институционального контура инновационных отношений не представляется возможным вследствие высокого уровня различий между российскими регионами по содержанию, структуре и качеству ресурсного потенциала. В этой связи ключевым фактором преодоления чрезмерной дифференциации национального экономического пространства при одновременном формировании точек роста, обеспечения коллинеарности интересов государства, бизнеса и социума выступает региональная экономическая политика, направленная на формирование региональных ин-
ститутов инновационного развития, которые отражают особенности развития территории и в то же время выступают частью национальной инновационной системы.
Предложенная модель сформулирована под влиянием государственной концепции ключевых факторов развития четырех «И» - Институты, Инвестиции, Инфраструктура, Инновации. В ней определены следующие элементы:
1. Предпринимательские структуры, или субъекты предпринимательства, обладающие некой организационно-правовой формой, либо организационно-экономической формой сотрудничества. С позиции теории интеграционно-инновационного взаимодействия, предпринимательская структура образована посредством установления организационно-экономических отношений участников в целях удовлетворения потребностей, координации их деятельности, инновационных или иных целях, образующая и реализующая инновационный потенциал.
2. Интеграционные процессы - как объективная тенденция объединения, сотрудничества, слияния, присоединения перечисленных предпринимательских структур, они направлены на организационноэкономическое взаимодействие и механизм формирования и развития предпринимательских структур. Под интеграцией как объединением экономических субъектов - подразумевается объединение не менее двух экономических субъектов (юридических и физических лиц, государственных и общественных организаций) посредством установления организационно-экономических отношений с целью углубления взаимодействия и развития связей, а также достижения общих интересов.
3. Регион - это территория, обладающая общностью характеристик: административно территориальных, социально-экономических, управленческих и др., обозначающая условия и среду деятельности предпринимательских структур. Расширенное понятие в свете рассматриваемых вопросов развития предпринимательских структур на основе интеграции в регионе - это не только территориальное расположение и юридический адрес данной структуры, но и система, обеспечивающая условия развития, совокупность накопленных и потребляемых ресурсов, инфраструктура, макро- и микросреда функционирования данных структур.
4. Инновационные процессы - вектор, решающий фактор развития предпринимательских структур в регионе, направление движения капитала.
Специфика модели интеграционно-инновационного взаимодействия предпринимательских структур состоит в способности разрабатывать и внедрять нововведения, объединяя при этом ресурсы, создавая добавленную стоимость не только из элементов среды, но и из их взаимодействия, то есть
52
Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3
Экономика
синергии. В каждом элементе необходимы инвестиции и задействуется ресурсный потенциал, в том числе трудовой, интеллектуальный. Предложенная модель взаимодействия демонстрирует, как эти процессы развиваются во времени и в пространстве, имеют отчетливо выраженные направления развития, а так же выгоды и преимущества на уровнях региональном, национальной и мировом.
Формирование инвестиционного и инновационного потенциалов современной национальной экономики должно быть ориентировано на создание и совершенствование институциональной инфраструктуры инновационной и инвестиционной сфер, сопоставимой условиям рыночного хозяйствования, направленной на поддержку экономических агентов в этих сферах. Развитие мезоуровневых инновационно-инвестиционных институтов обусловливает повышение эффективности использования объектов, принадлежащих государству, предпринимательским структурам и домохозяйствам региона на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, в первую очередь в инновационном секторе экономики, и, как следствие, обусловливают формирование тенденции роста ВРП.
В ходе исследования выявлены и систематизированы факторы развития интеграционно-инновационных процессов в российских регионах, к которым отнесены общеэкономические (уровень деловой активности в регионе; специализация региона, в том числе экспортная; использование трудового, ресурсного, инвестиционного, инновационного потенциала, степень развитости инфраструктурных элементов); отраслевые (уровень развития конкуренции, степень активности малого бизнеса, наличие устойчивых деловых связей между предприятиями, уровень интегрированности предпринимательских структур); внутрифирменные (степень готовности менеджмента к новым формам сотрудничества, способность организации создавать механизмы получения синергетических эффектов).
Предлагаемый концептуальный подход интеграционно-инновационного взаимодействия предпринимательских структур в регионе определяет в качестве приоритетов построение трехуровневой модели взаимоотношений субъектов, разработку инновационной стратегии и направлений ее реализации, проведение оценки интеграционно-инновационных процессов в экономике региона и повышение эффективности использования его потенциала на основе кластерного подхода, формирование инновационной инфраструктуры.
Стратегия устойчивого инновационного развития России и регионов предполагает формирование системы управления на различных уровнях: предпринимательские структуры - регион /отрасль - государство. Стратегия применительно к инновационному менеджменту, как одному из направлений
стратегического управления в экономике, означает реализацию целей также на трех уровнях.
Интеграционно-инновационное взаимодействие предпринимательских структур в регионе усложняется, совершенствуется, приобретает новые формы интеграции и инновации, складывается в различных областях, все необходимое для развития формируется на основе внутренних ресурсов, по мере развития целостность системы укрепляется. Однако в свете последних событий и кризисных явлений все же требуется поддержка извне, создание благоприятных условий и эффективных механизмом реализации государственной и регион экономической политики.
Региональный механизм взаимодействия должен включать следующие элементы: формирование вокруг успешных высокотехнологичных производств малых предприятий, связанных технологическими циклами (интеграция, кластеры и др.); апробацию успешного опыта создания новых производств предпринимательских структур в благоприятных региональных условиях (бизнес-инкубаторы, бизнес-центры, технопарки и др.); подготовку инновационных кадров и предпринимателей с использованием потенциала интеграционных предприятий и межвузовского сотрудничества; формирование регионального законодательства, гарантирующего государственную поддержку инновационному бизнесу (льготы по налогам, государственных гарантий и субсидирование процентных ставок по кредитам); содействие притоку капитала га основе развития инвестиционной инновационной инфраструктуры (фонды поддержки и развития предпринимательства, венчурные фонды); расширение спроса на продукцию инновационных компаний: (участие в федеральных и областных целевых программах, государственный и муниципальный заказ, информационное обеспечение) и др.
С позиций устойчивого регионального экономического развития введение такого новшества как «интеграционно-инновационного взаимодействия предпринимательских структур региона» означает, что приоритетные стратегии должны быть связаны с элементами внутрифирменного управления предприятием, а также с формированием инновационной среды. Инновационная стратегия предпринимательской структуры включает выработку стратегии и политики, а также последующих этапов: мониторинга, программы, системы управления, предложений по сотрудничеству и оценки результатов, контроля и аудита. Результатом функционирования предпринимательских структур является совокупность эффектов (научных, технических, экономических, коммерческих, социальных, экологических и др.). В этой связи предлагается использовать группы показателей: обобщенные, усредненные и дифференциальные, чтобы успешно решать задачи и оценивать их эффективность на различных уровнях.
53
Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 3
Экономика
Наиболее значимым стратегическим ориентиром в региональной экономической политике выступает кластерный подход, он является прямым дополнением и развитием программно-целевого метода управления. При этом в качестве приоритетов инновационного развития России выделено формирование кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства с концентрацией их в урбанизированных регионах, и кластеров на слабоосвоенных территориях, предназначенных для глубокой переработки сырья, производства энергии. До настоящего времени в Республике Татарстан были разработаны и реализованы отраслевые программы развития базовых отраслей экономики региона (машиностроительного комплекса, химической и нефтехимической промышленности и др.), результаты реализации программ признаны как удовлетворительные. Однако развитие предприятий происходило неравномерно, несмотря на принятые меры поддержки со стороны региональных органов власти, что, на наш взгляд, связано с отсутствием эффективных внутриотраслевых связей.
Результаты развития предпринимательских структур в свете региональной экономической политики и эффекты от интеграционно-инновационного взаимодействия рассматриваются на трех уровнях:
регион, кластер (отрасль) и предпринимательская структура. Создание концептуальных основ процесса «инновация-интеграция-регион» определяет мультипликативное развитие отраслей региональной экономики, поступление дополнительных ресурсов и их перераспределение на территории в соответствии с потребностями индивидуальными бизнеса.
Литература:
1. Балабанова Е.С., Грузинский А.О. Институциональные условия трансфера технологий // Социс.
- 2001. - № 4. - С. 39-42.
2. Гапоненко Н. Инновации и инновационная политика на этапе перехода к новому технологическому порядку // Вопросы экономики. - 1997. - № 9.
- С. 84-97.
3. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической динамики. - М.: Наука, 1991. - 256 с.
Features of Interaction Innovations and Investments as Institutes of Modern Economy
A. Muzafarov
The Kazan State Technical University named after A.N. Tupolev
In the clause analysed advantages of interaction innovations and investments as institutes of modern economy.
Key words: innovations, investments, institute, innovative potential, investment resources.
54