ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ТАРИФНЫХ ЛЬГОТ И ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
Сафонова Е.А.
Осипова А. А.
В статье рассматриваются особенности предоставления тарифных льгот и тарифных преференций в условиях функционирования Таможенного союза, а также проблемные вопросы в этой области и пути ихрешения
In the paper are consideredfeatures of granting of tariff privilèges and tariff preferences infunctioning conditions of the Customs union, and also separate problem questions in this area and a way of their décision
Ключевые слова: тарифные льготы, тарифные преференции, Таможенный союз, Единый таможенный тариф Таможенного союза, Режим наибольшего благоприятствования (РНБ)
Key words: tariffconcessions, tariffpreferences, Customs Union, common customs tariff of the Customs Union, the Most-FavouredNation (MFN)
В настоящее время льготы по уплате таможенных платежей активно используются для стимулирования развития производства, предпринимательской деятельности, защиты внутреннего рынка, а также привлечения иностранных инвестиций в отечественную промышленность. Кроме того, льготы по уплате таможенных платежей применяются в качестве поддержки развития экономики наименее развитых и развивающихся стран, а также как способ получения торгово-политических уступок от партнеров (на основе взаимности).
Но применение льгот имеет и свои отрицательные последствия, так неправомерное предоставление льгот по уплате таможенных платежей может привести к значительным недополучениям сумм денежных средств в федеральный бюджет. Также необходимо учитывать, что все товары, в отношении которых предоставляются льготы, относятся к товарам группы риска, т.е. в отношении данных товаров могут иметь место административные правонарушения. Основной задачей таможенных органов является совершенствование системы контроля за обоснованностью предоставления льгот по уплате таможенных платежей, недопущение нарушений правил при^менения льгот.
При ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза могут применяться тарифные льготы и тарифные преференции. Правовые аспекты определения и применения тарифных льгот, тарифных преференций на единой таможенной территории с 1 января 2010 года регулируются:
- Решением Комиссии Межгосударственного совета ЕврАзЭс от 27.11.2009 № 18;
- Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года;
- Протоколом о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года;
- Протоколом о предоставлении тарифных преференций от 12 декабря 2008 года;
- отдельными решениями Комиссии Таможенного союза.
Несмотря на то, что в рамках Таможенного союза принято достаточно большое количество международных актов, регламентирующих применение тарифных льгот и тарифных преференций, многие вопросы в этой области пока не унифицированы и определяются как иными международными договорами, так и национальным законодательством государств-членов Таможенного союза. Это вызывает определенные трудности в работе таможенных органов, а также при осуществлении предпринимательской деятельности участниками ВЭД. Исследование вопросов, связанных с правовым регулированием порядка предоставления тарифных льгот и тарифных преференций, имеет теоретическую и практическую значимость.
Проведем анализ правового регулирования тарифных льгот и тарифных преференций в современныхусловиях.
В соответствии со статьями 5 и 6 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:
1) ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных таможенным законодательством;
2) ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;
3) ввозимых в рамках международного сотрудничества государств-участников таможенного союза в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией Таможенного союза.
В соответствии со статьей 6 вышеуказанного Соглашения при ввозе из третьих стран на единую таможенную территорию государств-участников Таможенного союза от уплаты ввозной таможенной пошлины освобождаются:
1) транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжение, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) этих транспортных средств;
2) продукция морского промысла судов государств-участников таможенного союза, а также судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими лицами и физическими лицами государств Сторон;
3) товары, ввозимые для официального или личного пользования представителями третьих стран, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных договоров государств Сторон или их законодательства;
4) валюта государств Сторон, валюта третьих стран (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательством государств Сторон;
5) товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи и (или) в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий;
6) товары, кроме подакцизных (за исключением легковых автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей), ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия), а также в благотворительных целях по линии третьих стран, международных организаций, правительств, в том числе для оказания технической помощи (содействия);
7) товары, ввозимые в рамках таможенных режимов, установленных правовыми актами в области таможенного регулирования и предусматривающих освобождение от обложения ввозными таможенными пошлинами;
8) товары, ввозимые физическими лицами, за исключением запрещенных к ввозу, не предназначенные для производственной или иной предпринимательской деятельности, в соответствии с правовыми актами в области таможенного регулирования;
9) товары, подлежащие обращению в собственность государств Сторон, в случаях, предусмотренных их законодательством.
О предоставлении тарифных льгот в иных случаях, об их унификации либо применении в одностороннем порядке государства-участники Таможенного союза договариваются дополнительно.
Помимо тарифных льгот, определенных Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года, в соответствии с Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации» освобождаются от уплаты ввозной таможенной пошлины:
1. Моторные транспортные средства товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, произведенные хозяйствующими субъектами государств-участников таможенного союза с применением понятия «промышленная сборка», при выполнении одного из следующих критериев:
а) наличие производства проектной мощностью при двусменном режиме работы не менее 25000 шт./год, выполнение операций по сварке, сборке и окраске кузова, осуществление ввоза автокомпонентов, происходящих из Проблемы становления таможенного союза ЕЕРАЗЭС
государств, не являющихся участниками таможенного союза, по позициям Единого таможенного тарифа «для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705, их узлов и агрегатов» в объеме не более 70% от общей стоимости автокомпонентов, используемых для производства, с учетом стоимости кузова, классифицируемого в товарной позиции 8707 ТН ВЭД ТС.
б) наличие по состоянию на 1октября 2009 года производства моторного транспортного средства, проектной мощностью при двусменном режиме работы не менее 5000 шт/год, а также заключение в срок до 1 июля 2010 года соглашения с государством-участником Таможенного союза, на территории которого осуществляется производство, содержащего обязательства по обеспечению соответствия условиям, указанным в подпункте а) настоящего пункта, в срок, не превышающий 84 месяца с даты принятия таких обязательств.
Перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство моторных транспортных средств, удовлетворяющее критериям, указанным в настоящем пункте, утверждается Комиссией Таможенного союза. В случае несоблюдения обязательств, хозяйствующий субъект подлежит исключению из Перечня. Повторное включение хозяйствующего субъекта в Перечень допускается в случае соответствия критериям, указанным в подпункте а);
2. Моторные транспортные средства товарных позиций 8701, 8702, 8704, 8705 ТН ВЭД ТС, произведенные хозяйствующими субъектами государств-участников Таможенного союза с применением понятия «промышленная сборка», при выполнении условий, определяемых отдельным решением Комиссии Таможенного союза.
3. Оборудование, включая машины, механизмы, а также материалы, входящие в комплект поставки соответствующего оборудования, и комплектующие изделия (за исключением подакцизных), ввозимые в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами государств-участников Таможенного союза.
4. Приобретенное за счет целевых средств бюджетов государств-участников оборудование для производства детского питания (комплектующие и запасные части к нему), аналоги которого не производятся на территории Таможенного союза, а также оборудование для производства детского питания (комплектующие и запасные части к нему), приобретенное за счет связанных иностранных кредитов, предоставленных иностранными государствами или правительствами иностранных государств. Указанная льгота распространяется на оборудование (комплектующие и запасные части к нему) для производства детского питания, ввезенное (ввозимое) на единую таможенную территорию в целях реализации действующих социально-значимых программ, реализуемых государствами-участниками Таможенного союза.
5. Плавучие суда, регистрируемые в международных реестрах судов, установленных законодательством государств-участников Таможенного союза. Для предоставления данной льготы в течение 45 дней с даты принятия таможенной декларации декларант обязан представить в таможенный орган свидетельство о регистрации судна в международном реестре судов, а также иные документы, установленные законодательством государств-участников Таможенного союза.
6. Товары, за исключением подакцизных, по перечню, утвержденному Правительством РФ, ввозимые в целях проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, при условии представления в таможенные органы подтверждения Организационного комитета XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, согласованного с Международным олимпийским комитетом и содержащего сведения о номенклатуре, количестве, стоимости товаров и об организациях, которые осуществляют ввоз таких товаров.
7. Товары, за исключением подакцизных, ввозимые в целях проведения VII зимних Азиатских игр 2011 года в городах Астана и Алматы, при условии предоставления в таможенные органы подтверждения Организационного Комитета по подготовке и проведению указанных игр, согласованного с Олимпийским Советом Азии и содержащего сведения о номенклатуре, количестве, стоимости товаров и об организациях, которые осуществляют ввоз таких товаров.
8. Товары, за исключением подакцизных, ввозимые в целях проведения Чемпионата мира по хоккею в 2014 году в городе Минске, при условии предоставления в таможенные органы подтверждения Организационного Комитета по подготовке и проведению указанного чемпионата и содержащего сведения о номенклатуре, количестве, стоимости товаров и об организациях, которые осуществляют ввоз таких товаров.
9. Суда рыбопромыслового флота, плавающие под флагом одного из государств-участников таможенного союза, в отношении которых за пределами таможенной территории государства - участника таможенного союза были выполнены работы по капитальному ремонту и (или) модернизации, при условии, если указанные работы были завершены до 1 сентября 2008 года, и которые ранее были вывезены с указанной территории.
10. Технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, сырье и материалы, ввозимые для исключительного использования на территории государства-участника Таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства-участника Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства-участника Таможенного союза.
Указанная льгота предоставляется в отношении сырья и/или материалов, если такое сырье и/или материалы не производятся в государствах-участниках
Таможенного союза или, если производимые в государствах-участниках Таможенного союза сырье и/или материалы не соответствуют техническим характеристикам реализуемого инвестиционного проекта.
Комиссия Таможенного союза составляет и обновляет на основании предложений государства-участника Таможенного союза перечень инвестиционных проектов, для реализации которых предоставляется указанная льгота, перечень ввозимого технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, перечень сырья и материалов (с указанием их характеристик (свойств), наименований производителей, годового объема их производства и потребления), а также определяет порядок контроля за целевым использованием технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов.
Государства-участники Таможенного союза обеспечивают контроль за целевым использованием сырья и материалов, по которым предоставляются освобождения от таможенных пошлин.
11. Золото в слитках с содержанием химически чистого золота не ниже 995 долей на 1000 долей лигатурной массы (проба не менее 99,5 %), серебро в слитках с содержанием химически чистого серебра не ниже 999 долей на 1000 долей лигатурной массы (проба не менее 99,9%) и платина в слитках с содержанием химически чистого металла не ниже 999,5 долей на 1000 долей лигатурной массы (проба не менее 99,95%), ввозимые центральными (национальными) банками государств-участников Таможенного союза.
Кроме того, в соответствии с Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 года № 18 предоставляются льготы по уплате таможенных пошлин, установленные международными договорами государств - участников Таможенного союза, подписанными до 1 января 2010 года, до унификации и/или прекращения действия этих международных договоров в соответствии с их заключительными положениями.
Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых из третьих стран в качестве вклада учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда) в порядке, предусмотренном законодательством государств-участников Таможенного союза.
Если при предоставлении льготы по уплате таможенных пошлин государство-участник Таможенного союза, принимающее такое решение, определяет конкретных плательщиков, которым такая льгота предоставляется, это государство-участник Таможенного союза вносит в Комиссию Таможенного союза предложение по механизму контроля за использованием ввозимых товаров, исключающего их нецелевое использование, а также вовлечение в экономический оборот на территориях других государств-участников Таможенного союза.
Льгота применяется государством-участником Таможенного союза в случае согласия Комиссии Таможенного союза с предложенным механизмом контроля за использованием ввозимых товаров.
Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин устанавливается Комиссией Таможенного союза.
Тарифные льготы при вывозе товаров регулируются Законом РФ «О таможенном тарифе» (статья 35 и статья 37) - далее Закон. В соответствии со статьей Закона от вывозной таможенной пошлины освобождаются:
- предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, осуществляющих рыболовство, а также их уловы водных биологических ресурсов и произведенная из этих водных биологических ресурсов рыбная и иная продукция, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации;
- товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений Российской Федерации или законодательства Российской Федерации;
- товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи; в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий;
- товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации в благотворительных целях по линии государств, международных организаций, правительств, в том числе в целях оказания технической помощи (содействия).
В соответствии со статьей 37 Закона при осуществлении торговой политики Российской Федерации в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров:
- вывозимых в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с межправительственными соглашениями, участником которых является Российская Федерация;
- вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд, определяемых в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Тарифные льготы не могут носить индивидуального характера. В соответствии Протоколом о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008
года тарифные льготы предоставляются вне зависимости от страны происхождения товаров, что отличает их от тарифных преференций.
В статье 7 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года определена единая система тарифных преференций Таможенного союза, которая включает в себя перечни стран-пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза и перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на единую таможенную территорию предоставляются тарифные преференции. Перечни стран-пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза, а также перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых предоставляются тарифные преференции, определены Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 года № 18.
В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза и ввозимых на единую таможенную территорию, включенных в перечень преференциальных товаров, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа (ЕТТ ТС). В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на единую таможенную территорию, включенных в перечень преференциальных товаров, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.
Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, предоставляются только при выполнении определенных условий, установленных Соглашением об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций от 05.06.1980 года. К ним относится следующее:
1. Товар должен быть преференциальным. Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утверждается Комиссией ТС. Количество позиций указанного перечня не может превышать 20 процентов общего количества подсубпозиций ЕТН ВЭД. При необходимости Комиссия ТС может утверждать дополнительный перечень товаров, происходящих и ввозимых из наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции. Количество позиций этого перечня не может превышать 5 процентов общего количества подсубпозиций ЕТН ВЭД.
2. Выполнение правила прямой закупки и непосредственной отгрузка.
В соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров1 товар рассматривается, как непосредственно закупленный, если импортер закупил его у фирмы, зарегистрированной в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим. Товары, происходящие из развивающихся стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, подлежат прямой отгрузке в страну, предоставляющую тарифные преференции. Правилам прямой отгрузки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин и при временном складировании их на территории этих стран с условием, что товары все время находятся под таможенным контролем стран транзита.
3. Документальное подтверждение страны происхождения.
Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара (статья 59 ТК ТС).
В соответствии с вышеназванными Правилами определения страны происхождения товаров в удостоверение происхождения товара в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, производитель или экспортер представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме "А", принятой в рамках Общей системы преференций.
Сертификат представляется вместе с другими товаросопроводительными документами при таможенном досмотре, но не позднее, чем через год после поставки товара. Расхождение между фактически поставленным количеством товара и указанным в сертификате не должно превышать + 5%. В случае утраты сертификата принимается официально заверенный его дубликат (копия).
В удостоверение происхождения небольших партий товара (фактурной стоимостью, эквивалентной примерно до 5000 ам. долларов) представление сертификата о происхождении не требуется, но экспортер может вместо сертификата о происхождении товаров декларировать страну происхождения товара на счете-фактуре или других приложенных к товару сопроводительных документах.
В соответствии со статьей 62 ТК ТС при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории Таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или)
1 Приложение к Соглашению об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций от 5 июня 1980 г.
международными договорами государств-членов Таможенного союза. В указанном случае, документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации.
При обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров.
Предоставление документа, подтверждающего страну происхождения товаров, не требуется:
1) если ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза товары заявляются к таможенной процедуре таможенного транзита или таможенной процедуре временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, товары которой запрещены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или транзиту через его территорию в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством государств-членов Таможенного союза;
2) если товары перемещаются через таможенную границу физическими лицами в соответствии с главой 49 ТК ТС;
3) если общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу, отправленных в одно и то же время одним и тем же способом одним и тем же отправителем в адрес одного получателя не превышает сумму, установленную ТК ТС в соответствии с Решением Комиссии ТС от 20.05.2010 г. № 254, если общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, отправленных в одно и то же время одним и тем же способом одним и тем же отправителем в адрес одного получателя не превышает сумму, эквивалентную 200 евро, в отношении таких товаров не требуется представление документа, подтверждающего страну происхождения товаров);
4) в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза.
В соответствии со статьей 63 ТК ТС при отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по базовым ставкам, за исключением следующего случая.
В иных случаях отсутствия документов, подтверждающих страну происхождения товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные документы оформлены ненадлежащим образом и (или) содержат
недостоверные сведения, до представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров, или уточняющих сведений в отношении товаров подлежат уплате таможенные пошлины по двойным ставкам, если таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является иностранное государство (группа иностранных государств), с которым нет взаимных договорных обязательств о предоставлении РНБ, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам.
Перечень стран, которым странами-членами Таможенного союза предоставляется режим наибольшего благоприятствования (РНБ), приводится в Приложении № 3 к письму Комиссии Таможенного союза от 9.11.2010 г. № КТС/02-1630 «Об исполнении п. 4 Решения КТС от 17 августа 2010 г. № 335».
Система тарифных преференции в Российской Федерации включает в себя не только предоставление тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из наименее развитых и развивающихся стран, входящих в единую систему тарифных преференций Таможенного союза, но и предоставление тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны (статья 36 Закона «О таможенном тарифе»).
В рамках соглашений о свободной торговле с третьими странами страны-члены Таможенного союза не применяют ввозные таможенные пошлины в отношении товаров, происходящих из стран, на которые распространяется режим свободной торговли, за исключением товаров, включенных в перечень изъятий из режима свободной торговли с этими третьими странами. Информация по странам, с которыми у государств - членов Таможенного союза действует режим свободной торговли, а также по изъятиям из этого режима содержится в Приложении № 2 к письму Комиссии Таможенного союза от 9.11.2010 г. № КТС/02-1630 «Об исполнении п. 4 Решения КТС от 17 августа 2010 г. № 335».
Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из государств-участников СНГ, предоставляются при выполнении условий, определенных Правилами определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением СНГ от 30.11.2000 г.:
1. Товар экспортируется на основании договора между резидентом одного из государств-участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 г., и резидентом другого государства-участника данного Соглашения.
2. Товар ввозится с таможенной территории одного государства-участника на таможенную территорию другого государства- участника Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 г..
3. Документальное подтверждение страны происхождения:
а) требуется предоставление сертификата по форме «СТ-1»:
- если ввозимый товар включен в перечень товаров, утвержденный постановлением Правительства РФ от 27.11.2003 г. № 716 (за исключением Республики Беларусь);
- если обнаружены признаки того, что заявленные сведения о стране происхождения товара, влияющие на применение ставок таможенных пошлин, являются недостоверными;
б) не требуется:
- в случаях определенных статьей 62 ТК ТС (в соответствии с Решением Комиссии ТС от 20.05.2010 г. № 254), если общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, отправленных в одно и то же время одним и тем же способом одним и тем же отправителем в адрес одного получателя не превышает сумму, эквивалентную 200 евро, в отношении таких товаров не требуется представление документа, подтверждающего страну происхождения товаров);
- если товар не включен в перечень товаров, утвержденный постановлением Правительства РФ от 27.11.2003 г. № 716;
- товар происходит из Республики Беларусь.
При невыполнении хотя бы одного из условий тарифных преференций в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государств-участников СНГ, применяются базовые ставки ввозных таможенных пошлин.
Несмотря на большую работу, проведенную в части унификации применения тарифных льгот и тарифных преференций в рамках Таможенного союза, существует ряд проблемных вопросов, требующих своего решения. К ним можно отнести:
1. В соответствии с пунктом 8 Решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 г. № 18 в государствах-членах Таможенного союза в срок до 01.07.2010 года необходимо было провести работу по внесению соответствующих изменений в законодательные акты. Однако, до настоящего времени корректировка положений Закона РФ «О таможенном тарифе» с учетом действия международных соглашений не произведена.
2. Согласно пункту 3 статьи 6 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г. порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин должен устанавливаться Комиссией Таможенного союза. Несмотря на это, порядок предоставления тарифных льгот по-прежнему определен национальным законодательством государств-членов Таможенного союза.
3. Применение тарифных льгот в отношении отдельных категорий товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, не представляется возможным в связи с нерешенностью ряда принципиальных вопросов. В частности, это касается случая освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины технологического оборудования, комплектующих, запасных частей к нему,
сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования на территории государства- участника Таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства-участника Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства-участника Таможенного союза. Реализация данной льготы невозможна в связи с отсутствием порядка отнесения инвестиционных проектов к приоритетным. Данная норма прописана в Федеральном законе от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", является не действующей, но может быть применена для реализации данной тарифной льготы.
Решение рассмотренных выше проблемных вопросов позволит повысить эффективность применения системы таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности, увеличить товарооборот между нашими странами, а также обеспечить поступления в федеральный бюджет.