стройства лица, не исключающего вменяемости. См.: Грубова Е.И. Убийство матерью новорожденного ребенка: проблемы ответственности в российском и зарубежном уголовном законодательстве: Монография / Под общ. ред. А.П. Кузнецова. — Н. Новгород, 2009. — С. 104; и др.
14. См., например: Трайнин А.Н. Общее учение о составе преступления. — М., 1967. — С. 190.
15. Уголовное право. Часть Общая. — М., 1969. — С. 94.
16. См., например: Строгович М.С. Материальная истина и судебные доказательства в советском уголовном процессе. — М., 1955. — С. 269; Соловьев А.Д. Всесторонность, полнота и объективность предварительного следствия. — Киев, 1969. — С. 28, 59.
17. В отличие от статьи 68 УПК РСФСР в статье 73 УПК РФ, наряду с виновностью лица в совершении преступления и мотивами совершения преступления, подлежит доказыванию также форма вины.
18. Церетели Т.В. Причинная связь в уголовном праве. — М., 1963. — С. 25.
19. Такую переоценку допускает, в частности, Б.С. Волков, когда говорит, что мотиву принадлежит решающее значение «в определении уголовной ответственности» (см.: Волков Б.С. Проблема воли и уголовная ответственность. — Казань, 1965. — С. 50). Эта точка зрения справедливо критиковалась в юридической литературе (см.: Дагель П.С. Классификация мотивов преступления и ее криминологическое значение // Вопросы социологии и права. — Иркутск, 1967. — С. 272).
K.H. Мельников
Мельников Константин Николаевич — начальник ФКУ «ЦХ и СО ГУ МВД России по Нижегородской области»
E-mail: [email protected]
Особенности выявления и раскрытия преступлений в сфере агропромышленного комплекса
Статья посвящена анализу особенностей преступлений, совершаемых в агропромышленном комплексе. Основное внимание автор обращает на проблему выявления и раскрытия преступлений в сфере агропромышленного комплекса.
The article is devoted to the analysis of the features of the crimes committed in agriculture. The author pays great attention to the problem of disclosing and solving crimes in agricultural sphere.
Преступления в сфере экономики рассматриваются в качестве одного из основных факторов угрозы национальной безопасности России. Сегодня можно говорить о том, что преступления экономической направленности тесно связаны с организованной преступностью и коррупцией. Наибольшую опасность для России несет сращивание преступных формирований с органами государственной власти и местного самоуправления. Нередко федеральная и региональная политика диктуется корыстными интересами лиц, способных напрямую влиять на принятие управленческих или хозяйственных решений1.
Развитие агропромышленного комплекса имеет огромное значение для экономики России, что обусловлено рядом объективных причин. Во-первых, необходимостью обеспечения продовольственной безопасности страны; во-вторых, тесной взаимосвязью иных отраслей национальной экономики с аграрной сферой и занятостью в ней большого числа трудоспособного населения; в-третьих, наличием одного из крупнейших в мире аграрных потенциалов и необходимостью интеграции
России в мировое сообщество. В этой связи Правительством РФ осуществляется государственная поддержка сельхозпроизводителей посредством предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, осуществляющими переработку сельскохозяйственной продукции в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
Именно нецелевое расходование бюджетных средств является одним из распространенных преступлений в сфере агропромышленного комплекса. Значительный оборот денежных средств, выделяемых из федерального бюджета на развитие сельского хозяйства страны, высокая стоимость объектов сельского хозяйства и других товарноматериальных ценностей становятся причиной повышенного интереса криминальных структур. Этому способствует также постоянный спрос населения на сельскохозяйственную продукцию, что при-
Мельников К.Н. Особенности выявления и раскрытия преступлений в сфере агропромышленного комплекса
Мельников К.Н. Особенности выявления и раскрытия преступлений в сфере агропромышленного комплекса
влекает преступников, не только специализирующихся в аграрном секторе экономики, но и желающих получить свой процент с незаконных операций и сделок по кредитам.
Отсутствие надлежащего контроля со стороны государства за финансовыми операциями и низкая эффективность управления в сфере агропромышленного комплекса России2 создает благоприятную почву для совершения преступлений, что приводит к значительному снижению результативности мер государственной поддержки, влечет недополучение бюджетами различных уровней доходов от данного вида деятельности и, в конечном счете, ставит под угрозу экономическую безопасность страны.
Применение органами внутренних дел специальных средств и криминалистических методов является одним из важнейших, неотъемлемых компонентов успешной борьбы с преступностью. Среди правовых мер обеспечения экономической безопасности страны наиболее важное место принадлежит оперативно-разыскным мероприятиям по предупреждению, выявлению и раскрытию экономических преступлений3.
Агропромышленный комплекс является сегодня мощным источником незаконного получения доходов. Среди преступлений, совершаемых в указанной сфере, наибольшее распространение получили следующие составы: мошенничество (ст. 159 УК РФ), присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ), незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ), легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ), легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 1741 УК РФ), неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ), преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ), фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ), уклонение от уплаты налогов (ст. 198, 199 УК РФ), сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 1992УК РФ), злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ), коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ), нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 2851 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ).
Объектами, на которые направлен данный вид преступного посягательства, могут являться различные материальные ценности во всем своем многообразии: наличные или безналичные деньги, товары, полуфабрикаты, сырье, различного рода услуги и т. п. Криминогенную обстановку в сельском хозяйстве осложняет наличие в российском законодательстве большого количества льгот, предоставляемых крестьянско-фермерским хозяйствам, доля которых в агропромышленном комплексе значительна. По этой причине снижается эффективность контроля со стороны государственных
органов за предпринимательской деятельностью, что создает определенные трудности при осуществлении оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел4.
Успешно противостоять совершению преступлений в сфере агропромышленного комплекса возможно в результате совместных действий всех подразделений органов внутренних дел, участвующих в выявлении и раскрытии данного вида экономических преступлений. Для этого необходимо представлять полную криминалистическую характеристику преступлений в сфере агропромышленного комплекса.
Первоначальные действия по раскрытию преступлений в сфере агропромышленного комплекса состоят в сборе информации о совершенном или совершаемом преступлении. Имеющаяся информация служит основанием для проведения первоначальных проверочных мероприятий: проверки наиболее важных фактов, фиксации событий, перемещений товарно-материальных ценностей и денежных средств, связей, контактов разрабатываемых лиц, имеющих значение для дела. Оперативный работник в рамках имеющегося у него в производстве дела оперативного учета проводит оперативно-разыскные мероприятия по документированию неправомерных действий фигуранта.
Согласно статистическим данным ГИАЦ МВД России, во многих регионах России наблюдается снижение количества преступлений, совершаемых в сфере агропромышленного комплекса. Так, в
2009 году выявлено 10 644 преступления экономической направленности, в 2010 году — 6 079 преступлений. В свою очередь, сумма ущерба от преступлений в агропромышленном комплексе в 2009 году составила 566 037 тыс. рублей, в 2010 году — 997 093 тыс. рублей. Наибольшее количество преступлений в сельском хозяйстве выявлено в Приволжском федеральном округе (в 2009 году — 575, в 2010 — 349) и Центральном федеральном округе Российской Федерации (в 2009 году — 407, в
2010 — 224).
Всего в 2010 году было выявлено 690 лиц, совершивших преступления, связанные с реализацией приоритетного национального проекта «АПК» (в 2009 году — 922 лица). Из них мошенничество (ст. 159 УК РФ) совершили 525 человек, злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ) — 11 человек; присвоение и растрата (ст. 160 УК РФ) — 7 человек.
За первое полугодие 2011 года на территории России выявлено 728 преступлений, связанных с реализацией приоритетного национального проекта «АПК»; размер причиненного материального ущерба по оконченным и приостановленным уголовным делам составил 274 874 тыс. рублей; наибольшее количество преступлений в сельском хозяйстве выявлено в Приволжском федеральном округе (266) и Центральном федеральном округе Российской Федерации (140)5.
По данным прокуратуры республики Татарстан, наблюдается снижение количества преступлений в сфере реализации приоритетных национальных проектов. Наибольшее количество фактов хищения бюджетных средств наблюдалось в 2006— 2008 годах. В 2010 году возбуждено 45 уголовных дел в сфере агропромышленного комплекса. Преступления, выявленные в области реализации нацпроектов по здравоохранению и доступному жилью, единичны — два и одно соответственно. В 2011 году возбуждено 26 уголовных дел, наибольшее количество преступлений совершено в сфере агропромышленного комплекса — 24, в сферах обеспечения граждан доступным жильем и здравоохранения — по одному уголовному делу6. По мнению начальника управления президента Татарстана по вопросам антикоррупционной политики М.С. Бадрутдинова, наибольшее число коррупционных преступлений выявляется в агропромышленном комплексе республики. Многие граждане не знают, как оформлять нужные документы, а нечистые на руку чиновники, пользуясь юридической безграмотностью населения, предлагают им возмездную помощь в решении этого вопроса7.
По статистическим показателям 15—16% от общего количества преступлений совершается в составе организованных преступных групп. Общественная опасность преступлений в сфере агропромышленного комплекса, совершаемых организованными преступными группами, состоит в высоком уровне латентности, что способствует проникновению криминальных структур в органы власти и управления. Латентность преступлений в сфере агропромышленного комплекса повышается ввиду сложности их выявления и раскрытия, поскольку зачастую к противоправным действиям причастны должностные и материально ответственные лица, от которых зависит развитие отрасли.
По мнению А.И. Долговой, организованная преступность — это сложная система организованных преступных формирований, их отношений и деятельности8. Основой взаимодействия организованных преступных формирований могут служить: совместная преступная деятельность; общие интересы, вытекающие из раздела сфер влияния, объединение усилий при противостоянии социальному контролю9.
Организованный характер преступности в исследуемой сфере требует активной деятельности со стороны сотрудников правоохранительных органов, неотъемлемым элементом которой является изучение особенностей преступных групп, действующих в агропромышленном комплексе. К основным признакам, указывающим на организованность преступной деятельности, относятся: заключение фиктивных договоров в целях сокрытия реальных финансово-хозяйственных операций; проведение финансово-хозяйственных операций через счета подставных фирм; использование поддельных документов для предоставления пакета документов по оформлению кредитов и других
финансовых операций; завышение процентной ставки товарного кредита для предприятий сельского хозяйства по сравнению с банковской; не-отражение в бухгалтерском учете кредитов, передаваемых предприятиям-операторам либо отражение этих сумм на забалансовых счетах; поступление на сельскохозяйственные предприятия продукции, в которой они не нуждаются или нуждаются в наиболее меньших объемах.
Основными способами совершаемых преступлений в сфере агропромышленного комплекса являются:
1) хищения денежных средств федерального бюджета, выделенных на компенсацию части затрат сельхозпроизводителей на страхование урожая сельскохозяйственных культур в страховых организациях в счет исполнения обязательств товаропроизводителей по уплате страхового взноса по договору страхования урожая сельхозпродукции:
— неправомерное получение страховыми компаниями субсидий из федерального бюджета на уплату страхового взноса в результате завышения посевных площадей, средней урожайности сельхозкультур, прогнозируемых рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию;
— неправомерное получение страховыми компаниями субсидий из федерального бюджета в результате совершения мнимых и притворных сделок;
— неправомерное расходование средств федерального бюджета в результате субсидирования по договору страхования урожая сельскохозяйственных культур, заключенному с организацией, не являющейся сельхозтоваропроизводителем;
— неправомерное расходование средств федерального бюджета в результате субсидирования страхования урожая сельскохозяйственных культур, не предусмотренных Перечнем сельскохозяйственных культур, при проведении страхования урожая которых сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляются субсидии из федерального бюджета;
— неправомерное расходование средств федерального бюджета в результате оформления договоров страхования сельскохозяйственных культур после сбора урожая;
2) хищения бюджетных средств, выделенных для осуществления лизинговых поставок в сфере АПК:
— мошенничество, осуществляемое путем заключения договоров лизинга с представителями несуществующих коммерческих структур, которым документально передается сельхозтехника;
— злоупотребление служебным положением путем заключения договоров на закупку сельхозтехники без проведения тендеров с фирмами-посредниками, в результате чего закупочная цена необоснованно завышается;
— злоупотребление служебным положением путем превышения авансирования объемов заказов10;
— занижение таможенных пошлин и злоупотребление служебным положением при поставке
Мельников К.Н. Особенности выявления и раскрытия преступлений в сфере агропромышленного комплекса
Мельников К.Н. Особенности выявления и раскрытия преступлений в сфере агропромышленного комплекса
импортной сельскохозяйственной техники. Техника оформляется как запчасти и комплектующие изделия. При этом перечисляются значительные средства за сборку техники заводам-сборщикам, которая фактически не производится, техника идет напрямую заказчикам на места;
3) хищения бюджетных средств, полученных сельхозтоваропроизводителями в виде кредитования под строительство жилья в сельской местности, а также выполнение других работ в сфере АПК11.
Так, в Тамбовской области возбуждено уголовное дело по части 3 и части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество) в отношении генеральных директоров ООО «Колос» и ООО «Исток», которые незаконно получили денежные средства из федерального бюджета в форме целевых кредитов, выделенных для приобретения ГСМ, семян зерновых культур, удобрений на общую сумму 40 млн рублей.
В Воронежской области расследуется уголовное дело в отношении главы крестьянского хозяйства, который, используя подложные документы, оформил в собственность хозяйства два свеклоуборочных комбайна, ранее полученных им на условиях финансовой аренды (лизинга), причинив ущерб государству в сумме более 14 млн рублей. Кроме того, предоставил подложные документы о принадлежности комбайнов и другой сельскохозяйственной техники, в результате чего незаконно получил кредит в банке на сумму более 4 млн рублей (ст. 165 УК РФ «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием»).
В ряде случаев правоохранительные органы сталкиваются с фактами выявления легализации денежных средств, полученных преступным путем. Так, прокуратурой Республики Хакасия по материалам УНП МВД по Республике Хакасия возбуждено уголовное дело № 316322 от 31 июля 2007 года в отношении директора ЗАО «Биджинское» В.И. Сер-бина. В период с 1 января 2006 года по 1 января 2007 года путем фальсификации документов с использованием своего служебного положения В.И. Сербин неправомерно получил в рамках национального проекта «Развитие АПК» субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным из средств федерального и республиканского бюджетов. В результате указанных действий В.И. Сербин причинил государству ущерб в крупном размере в сумме 53 912 рублей. В ходе расследования уголовного дела выявлен факт легализации денежных средств, полученных преступным путем. Решением суда от 21 ноября 2007 года В.И. Сербин осужден по части 3 статьи 159 УК РФ и части 1 статьи 1741 УК РФ к 2 годам лишения свободы условно и штрафу в размере 30 тыс. рублей.
Источники сведений о противоправных действиях должностных и материально ответственных лиц, задействованных в агропромышленном комплексе, обычно не являются для оперативного работника заранее известными и установленными.
Для достижения этой цели необходимо осуществить ряд мероприятий, обеспечивающих вовлечение этих источников в сферу деятельности по расследованию. По материалам ряда уголовных дел
о преступлениях, предусмотренных статьей 159 УК РФ «Мошенничество», совершенных в сфере реализации приоритетных национальных проектов, установлено, что обязательным элементом преступного деяния являлось изготовление фиктивных документов, таких как:
— выписка из похозяйственной книги муниципального образования, на территории которого проживает субъект преступной деятельности;
— договор купли-продажи кормов, животных и других сельскохозяйственных объектов, заключенный субъектом получения субсидии и подставным (или вымышленным) лицом;
— счета-фактуры, накладные, доверенности и т. п.12
В случае если в качестве оснований кредитования выступает реконструкция животноводческих помещений, то объектами осмотра (из числа представленных подозреваемым документов) будут являться:
— смета расходов на реконструкцию животноводческих помещений;
— счет-фактура, выставленная в адрес подозреваемого, например, индивидуальным предпринимателем за якобы приобретенные у него строительные материалы;
— накладная, согласно которой индивидуальный предприниматель якобы передал подозреваемому строительные материалы;
— квитанция об оплате за якобы приобретенные у индивидуального предпринимателя строительные материалы13.
Система следственных действий и оперативноразыскных мероприятий по выявлению и раскрытию преступлений во многом зависит от характера первоначальных действий, к которым относятся:
— допрос потерпевших и свидетелей;
— осмотр документов, складских, торговых, производственных и иных помещений потерпевшего;
— назначения почерковедческой экспертизы, технического исследования документов;
— запросы в учетные базы данных;
— розыск преступников по пути движения денег, пути движения товара и их возможных связей;
— получение у преступника образцов почерка, запаха, фотографирование задержанного, его аудио- и видеозапись для возможности сравнительного исследования и назначения почерковедческой, фоноскопической и одорологической экспертизы, а также экспертизы по фото- или видеоматериалам;
— предъявление лица для опознания потерпевшими и свидетелями;
— допрос и проведение очных ставок как между обвиняемыми (подозреваемыми), так и между задержанными и потерпевшими;
— обыск по месту жительства и на рабочем месте преступника и его возможных сообщников;
— задержание подозреваемого, личность которого установлена;
— установление причастности к преступлению сотрудников пострадавшей организации;
— направление запросов в финансово-кредитные учреждения для выяснения вопроса о пути движения денег, полученных мошенником;
— планирование фактических проверок организаций, в которых может находиться похищенное имущество.
На первоначальном этапе расследования данной категории уголовных дел следует проводить комплекс процессуальных действий, которые обусловлены характеристикой механизма преступной деятельности, квалификационной перспективой уголовного дела и особенностями работы по доказыванию:
— произвести выемку документов из банка;
— произвести выемку документов в управлении района по развитию агропромышленного комплекса;
— осмотреть посевные площади совместно со специалистами (комиссией) управления по развитию агропромышленного комплекса;
— назначить судебно-бухгалтерскую экспертизу по документам, явившимся основанием для выплаты денежных средств;
— допросить представителей областного департамента по развитию агропромышленного комплекса, районного управления АПК, руководителей предприятия, которое возглавлял подозреваемый, других свидетелей, подозреваемого;
— собрать характеризующий подозреваемого материал для возможности принятия решения о предъявлении ему обвинения14.
Каждое преступление в сфере агропромышленного комплекса индивидуально, поэтому обозначить весь перечень оперативно-разыскных мероприятий и процессуальных действий в рамках данного исследования невозможно. С учетом постоянно меняющихся экономических условий в стране совершенствуются и видоизменяются способы совершения преступлений, что должно повлечь и изменение тактики действий правоохранительных органов по выявлению и раскрытию преступлений.
Противоречивые и непоследовательные государственные экономические реформы привели к сильнейшей криминализации системы агропромышленного комплекса. Преступления в сфере агропромышленного комплекса способствуют оттоку средств из легальной экономики в теневую, лишает бюджеты государства и регионов важной статьи дохода15. Несмотря на заметную активизацию борьбы с преступлениями в сфере АПК, в целом уровень противодействия их распространению нельзя признать удовлетворительным. Несомненно, эффективность расследования преступлений в сфере агропромышленного комплекса зависит от качества выполнения первоначальных проверочных действий, направленных на их выявление и раскрытие.
Примечания
1. См.: Полномочия подразделений органов внутренних дел (полиции) в противодействии коррупции: Учебно-практическое пособие / Под ред. В.Ф. Цепелева. — М., 2011. — С. 64.
2. См.: Смирнов Ю.В. Совершенствование механизма государственной поддержки АПК: На примере Республики Марий Эл: Автореф. дис... канд. экон. наук. — Киров, 2004. — С. 3.
3. См.: Полномочия подразделений органов внутренних дел (полиции) в противодействии коррупции: Учебно-практическое пособие / Под ред. В.Ф. Цепелева. — М., 2011. — С. 67—68.
4. См.: Героев З.И. Обеспечение органами внутренних дел безопасности агропромышленного комплекса региона: экономико-правовые проблемы: Дис. канд. юрид. наук. — М., 2008. — С. 5—6.
5. С января по сентябрь 2011 года всего в агропромышленном комплексе на территории России выявлено 341 лицо, совершившее преступления, в том числе мошенничество (ст. 159 УК РФ) — 294 лица, присвоение и растрата (ст. 160 УК РФ) — 17 лиц, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаций (ст. 199 УК РФ) — 3 лица, злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ) — 8 лиц, коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) — 1 лицо, злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) — 1 лицо, превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) — 1 лицо, получение взятки (ст. 290 УК РФ) — 2 лица, халатность (ст. 293 УК РФ) — 14 лиц.
6. См.: Седельникова Л. Желающие нагреть руки имеются // Знамя труда. — 2011. — № 57. — 22 июля.
7. См.: В Татарстане коррупция заметнее всего в агропромышленном комплексе // www.arnews.ru/news/ 1477482.html
8. Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 года № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)» под структурированной организованной группой следует понимать группу лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений, состоящую из подразделений (подгрупп, звеньев и т. п.), характеризующихся стабильностью состава и согласованностью своих действий (См.: Российская газета. — 2010. — 17 июня).
9. См.: Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. — М., 2003. — С. 343.
10. Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1999 года № 228 установлено, что аванс предприятиям сельскохозяйственного машиностроения для производства и поставок продукции за счет средств федерального лизингового фонда должен составлять 20% от суммы заказов. Реально данный аванс составляет от 30 до 80%, при этом средства находятся на расчетных счетах заводов-производителей до 2-х лет.
11. См.: Демидов Ю.Н. Уголовно-правовая охрана бюджетных средств (социально-бюджетная преступность): Учебное пособие. — Домодедово, 2007. — С. 34—35.
12. См.: Особенности возбуждения уголовных дел, расследования и квалификации преступлений, связанных с противоправными посягательствами на денежные средства, выделяемые на финансирование при-
Мельников К.Н. Особенности выявления и раскрытия преступлений в сфере агропромышленного комплекса
Мельников К.Н. Особенности выявления и раскрытия преступлений в сфере агропромышленного комплекса
оритетных национальных проектов: Методические рекомендации / С.Ю. Журавлев, М.В. Мытарев, В.В. Те-рехин, М.Ю. Туранов. — Н. Новгород, 2009. — С. 8—9.
13. См. там же. — С. 49—50.
14. См.: Справка по уголовному делу № 27141, возбужденному 5 сентября 2008 года по признакам состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 201 УК
РФ, в отношении директора ООО «Оленинский лен» Прохорова О.В. // Материалы наблюдательного производства СО при ОВД по Оленинскому району Тверской области.
15. См.: Героев З.И. Обеспечение органами внутренних дел безопасности агропромышленного комплекса региона: экономико-правовые проблемы: Дис... канд. юрид. наук. — М., 2008. — С. 3, 63.
В.И. Омигов
Омигов Виктор Иванович — профессор кафедры правовых дисциплин и методики преподавания права Пермского
государственного педагогического университета, доктор юридических наук, профессор
E-mail: [email protected]
Криминологическая характеристика незаконного оборота наркотиков
Незаконный оборот наркотиков является угрозой национальной безопасности. В статье раскрываются криминологическая характеристика незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (прекурсоров), комплекс его причин. Предлагаются меры по противодействию незаконному обороту наркотиков.
Illegal drug trafficking represents a threat to national security. In the article there is the presentation of criminological characteristics of illegal drug trafficking, narcotic substances and psychotropic agents and their analogs (precursors), and its motives. There are proposed the measures to combat illegal drug trafficking.
Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (прекурсоров) (сокращенно — незаконный оборот наркотиков либо (НОН)) во всем мире сейчас создал угрозу национальной безопасности многих государств. Мировое сообщество пытается найти общие ключевые подходы к решению назревшей проблемы. Этому процессу нередко мешают двойные стандарты ряда ведущих держав мира. Так, в настоящее время Исламская республика Афганистан (ИРА) поставлена на грань национального бедствия, практически все население республики потребляет наркотики и вымирает. Практически ИРА стала ведущей монополией на производство героиновой группы наркотиков. За время присутствия войск НАТО на афганской территории наркобизнесмены заработали более 10 триллионов долларов, а производство опийного мака выросло в десятки раз, используется в этих целях более 225 тысяч гектаров земель. Ультрарадикальное движение «Талибан» ежегодно получает от наркодельцов до 150 млн долларов. По данным Виктора Иванова, по генофонду ИРА нанесен серьезный удар: за десять лет 16 млн поражены героиновой зависимостью и
1 млн человек погиб от употребления наркотического зелья1.
Что же представляет собой незаконный оборот наркотиков, о котором пишут ученые, журналисты и многие другие специалисты. По нашему мнению, незаконный оборот наркотиков не следует сводить
лишь к деятельности наркодиллеров и наркобизнесменов, это негативное явление общества по своему содержанию намного шире. Термины «наркомания», «токсикомания» и другие прочно вошли в быт граждан мира. Незаконный оборот наркотиков приобрел массовый, распространенный и зловещий характер, особенно его разновидность — наркобизнес. Неумолимо растет число преступлений, связанных с наркотиками и их аналогами, совершаемых наркоманами и иными лицами.
Наличие черного рынка и повышенный спрос на наркотики позволили организованной преступности, особенно террористической направленности, монополизировать незаконный сбыт наркотиков в стране и выйти за рубеж, отмывать в России грязные деньги, финансировать свои преступные операции и т. д., ставя под угрозу здоровье наций и жизнь многих людей.
Одним наркотические средства и их аналоги приносят неизлечимое заболевание, другим — баснословные прибыли, а третьим — горе и отчаяние, так как они зачастую безвозвратно для себя теряют близких людей, а общество — полнокровных, активных в социальном смысле слова своих членов: гражданина, труженика, семьянина,творца и т. д. По моему убеждению, незаконный оборот наркотиков — весьма сложное негативное социальное явление в современном мире, представляющее собой незаконные действия с наркотическими средствами либо их реагентами (аналогами), которые пря-