ОСОБЕННОСТИ ВЫСШИХ КОРКОВЫХ ФУНКЦИЙ У ПАЦИЕНТОВ,
СТРАДАЮЩИХ ЭПИЛЕПСИЕЙ
В.П. Зыков, О.А. Милованова, Д.Л. Сафронов, И.Л.Степанищев
Российская медицинская академия последипломного образования, г. Москва
Цель: проанализировать возможные нарушения высших корковых функций у пациентов с различными формами эпилепсии.
Методы. Обследован 31 пациент с различными формами эпилепсии, в возрасте от 3 лет 8 мес. до 15 лет 2 мес. Средний возраст дебюта заболевания составил 8 лет 2 мес. ± 1 год 5 мес. Исходя из диагноза, который был верифицирован в соответствии с Международной классификацией эпилепсий и эпилептических синдромов (1989), нами были выделены 3 клинические группы (таблица 1): I -ая группа - пациенты с симптоматической эпилепсией, 11-ая группа - с возможно симптоматической эпилепсией, Ш-я группа - с идиопатической эпилепсией. Всем пациентам проведено в динамике (минимум дважды) нейропсихологическое тестирование, которое включало оценку произвольного внимания (проба Шульте); пробу 10 слов для оценки кратковременной памяти; исследование латерализации сенсомоторных функций; оценку речевой активности (семантически и фонетически опосредуемые ассоциации); использовалась модифицированная методика нейропсихологической диагностики и коррекции при нарушениях развития высших психических функций у детей профессора И. А. Скворцова с соавт. (2000).
Результаты. В I группе у 6(19,4%) пациентов выявлено снижение произвольного внимания, у 4 (12,9%) пациентов снижение слухо-речевой памяти в пробе 10 слов, у 5(16,1%) пациентов - речевой активности. Во II группе возможно симптоматической эпилепсии у 5(16,1%) пациентов зафиксировано снижение произвольного внимания, у 4(12,9%) пациентов слухо-речевой памяти в пробе 10 слов и речевой активности. В III группе с идиопатической эпилепсии перечисленные выше показатели соответствовали возрастной норме. По суммарной (количественной) оценке модифицированной методики нейропсихологической диагностики проф. И.А. Скворцова в I группе у одного (3,1%) пациента выявлены когнитивные нарушения средней степени тяжести, у 3-х (9,7%) пациентов -тяжелой степени. Во II группе у двух (6,5%) пациентов диагностированы нарушения средней степени тяжести, у одного (3,1%) пациента - тяжелые нарушения высших корковых функций. В III группе когнитивные нарушения выявлены у 2 (6.5%) пациентов легкой степени тяжести. У 22 (71.0%) пациентов суммарный балл соответствовал возрастной норме. Среди выявленных нарушений у 5 пациентов I группы (83,3%) и у 5 пациентов II группы (71,4%) доминировали нарушения слухо-речевой памяти, в основном за счет сужение объема памяти, и пространственного праксиса (нарушение зрительно-пространственного восприятия). Выявленный дефицит сочетался с нарушениями кинестетического и динамического праксиса в виде нарушения кинестетической основы и дезавтоматизации движений. В III группе больных нарушения слухо-речевой памяти и зрительнопространственного восприятия зафиксированы у 10 пациентов (55,5%) и у 4 пациентов (22,2%) соответственно. У 8 пациентов (44,4%) III группы по суммарной оценке с отсутствием когнитивных нарушений, выявлено снижение слухо-речевой памяти за счет замедленности запоминания. У пациентов I и II групп, в отличие от идиопатических форм, выявлены тяжелые нарушения: слухо-моторная дискоординация в виде дефицита слухового восприятия и слабости акустических следов; дислексия, дисграфия.
Заключение. По нашим данным когнитивные нарушения средней и тяжелой степени выявлены преимущественно у пациентов с симптоматическими и возможно симптоматическими формами эпилепсии, у которых выявлены тяжелые нарушения: слухо-моторная дискоординация, дислексия и дисграфия, что соответствует степени тяжести когнитивного дефицита. У пациентов, страдающих идиопатической эпилепсией, показатели высших корковых функций соответствовали норме или были диагностированы нарушения легкой степени тяжести.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва