УДК 711.558
doi: 10.48612/dnitii/2024_50_162-168
ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА ТЕРРИТОРИИ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГОРНОЛЫЖНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ
О. С. Пчелинцев О. А. Пастух
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация
В статье изложено подробное обоснование выбора территории проектирования горнолыжного спортивно-оздоровительного туристического комплекса в обособленно расположенном микрорайоне Кукисвумчорр города Кировск, являющегося одним из популярных центров развития горнолыжного туризма в России. Целесообразность проектирования данного центра рассмотрена с различных сторон, включая приоритетные задачи, заявленные в национальном проекте по развитию туризма и индустрии гостепреимства и программах социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации. На основе изученного материала был сделан вывод о потенциальных перспективах развития горнолыжного туризма как движущей силы формирования новых рекреационных пространств Арктической зоны Российской Федерации, в частности на примере Кировской области. А также о необходимости проектирования современного всесезонного спортивно-туристического центра международного класса.
Ключевые слова
объекты городской рекреационной и туристической инфраструктуры, горнолыжный курорт, арктическая зона Российской Федерации
Дата поступления в редакцию
05.02.2024
Дата принятия к печати
17.02.2024
Введение
Обоснованием выбора территории проектирования горнолыжного туристического спортивно-оздоровительного комплекса в первую очередь является актуальность заявленной темы магистерской диссертации, которая заключается реализации программ в рамках национальных проектов «Туризм и индустрия гостепреимства» и программе социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации — Arctic Russia.
Горнолыжный туризм в настоящее время переживает период стремительного роста: спрос значительно превышает предложение на этот вид отдыха среди россиян. За последние десятилетия количество горнолыжных курортов в России увеличилось в 1,5 раза и достигло 150 курортов, и ожидается, что в будущем оно продолжит расти. Постановлением от 30 марта 2021 года, разви-
тие Арктической зоны Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям развития страны, в том числе строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов спорта [1]. Специалистами прогнозируется увеличение доли туристов, проводящих свой отпуск на российских горнолыжных курортах, следовательно, эти курорты должны быть конкурентоспособны по сравнению с зарубежными курортами [2].
В Арктической зоне Российской Федерации, обладающей особенными природно-климатическими условиями, предоставляющими большие возможности для организации всесезонных видов рекреационной, лечебной, спортивной и образовательной деятельности, расположено несколько горных хребтов с большим потенциалом для развития горнолыжной инфраструктуры [3], [4].
Одним из перспективных и быстроразвивающихся туристических направлений является территория горного массива Хибины и расположенный на его южной окраине — город Кировск.
Благоприятные для горнолыжного туризма природно-климатические факторы и удачное географическое положение позволяет рассматривать город и его окрестности, с прилегающими к нему территориями для потенциального развития туристической отрасли Арктического региона и создания здесь всесезонного спортивно-туристического центра международного класса [5].
Для обоснования выбора территории проектирования горнолыжного туристического спортивно-оздоровительного комплекса в Арктической зоне были проанализированы несколько ключевых факторов, оказавших непосредственное влияние на результат. К ним относятся: географическое расположение объекта; транспортная доступность региона; промышленно-градостроительное развитие, спортивно-туристическая и социально-бытовая инфраструктура региона [6], [8].
Материалы и Методы
Город Кировск расположен на Кольском полуострове в Мурманской области. Расстояние от крупнейших городов России: Санкт-Петербурга — 900 км, Москвы — 1300 км. Приблизительно в этом же диапазоне — расстояния до столиц стран Северной Европы: Хельсинки, Осло, Стокгольма, Копенгагена и другие. Значительно ближе к Кировску — региональные центры России: Мурманск, Петрозаводск, Архангельск.
Кировск расположен за Северным полярным кругом. Благодаря тёплому Северо-Атлантическому течению климат на побережье Кольского полуострова относительно мягкий — субарктический морской. В центре — более континентальный, умеренно-холодный. Среднегодовая температура в Кировске -1°С. Для сравнения, на той же широте в Воркуте - 5,3°С, в Верхоянске -14,5°С.
Природно-экологический каркас:
• разнообразные ландшафты и природные зоны, достопримечательности;
• различные туристические маршруты;
• Полярно-альпийский ботанический сад;
• Национальный парк Хибины.
Развитие природно-экологического потенциала требует внимательного изучения экологической обстановки в регионе и городе, местах разработки полезных ископаемых, отвалов горной породы, промышленной и прочей техногенной деятельности и, на основе комплексного анализа, разработки мероприятий по возвращению окружающей город природной среды к исходному состоянию.
Объемно-пространственное развитие Кировска ограничивается гористым рельефом местности и компактно сформировавшейся городской средой на южном берегу озера Большой Вудъявр. При этом рельеф формирует богатые ландшафтные характеристики городской среды. Кировск,
<
>
1-
*
ш
1-
X
а
<
ш
ОС
о
1-
и
ш
1-
м
X
и
ОС
<
к
I
га со о
а ^
и о а с
к
у 5 £ *
< 5
с а
* ?
О £
® 5
т
с;
ш У
5 I-
и
0
1 I
1- ш
■ *о и о
■ и
о о
расположенный в тупике по отношению к внешним коммуникациям, населённым пунктам и окружающим ландшафтам обладает единственным путем следования в город, что можно отнести к достоинствам размещения, так как можно внимательно продумать как сценарий с точки зрения ландшафтных ситуаций, пространственных впечатлений и функционального разнообразного насыщения териитории. Волнистая равнина с понижениями вдоль береговой линии и локальными горными образованиями в центральной части. Основные дороги пересекают полуостров с севера на юг Рельеф полуострова.
Регион города Кировска, Хибинских гор привлекает внимание не только горнолыжными склонами, но и горными, тундровыми ландшафтами, северным сиянием (Aurora Borealis), пешими маршрутами, велосипедными прогулками, катанием на упряжках северных оленей, внедорожными путешествиями, рыбной ловлей, сплавом по рекам, этнографическими и другими северными впечатлениями [7].
Кировск находится в непосредственной близи от основных автомобильной и железнодорожной магистралей, аэропорта. Железнодорожный вокзал находится в городе Апатиты, с которым Кировск составляет агломерацию. Аэропорт Хибины рассчитан на приём авиалайнеров типа А-320 и Boeing-737. Время авиаперелёта из Москвы — 2 часа, Санкт-Петербурга — 1,5 часа. Трансфер из аэропорта до Кировска занимает 30 минут.
Кировск расположен в так называемом «Кукисвумчоррском разломе», территориально разделяющим горный массив Хибин на западную и восточные части. Здесь расположены крупнейшие месторождения апатит-нефелиновых руд.
Кировск — детище открытий российского и советского минералога, кристаллографа, геохимика, профессора и академика Александра Евгеньевича Ферсмана и заслуга архитекторов-градостроителей социалистических строек первых пятилеток, решавших одномоментные актуальные социальные, гуманитарные, демографические и промышленные задачи удовлетворения хозяйственных нужд страны, с учетом природоохранных задач, при строительстве городов и рабочих поселков при рудниках, горнодобывающих комбинатов и обогатительных фабриках. Технологические процессы добычи и переработки апатито-нефелиновой руды накладывали определенные условия при выборе мест расположения обогатительных фабрик и прокладки железнодорожных путей, связывающих фабрики с местами добычи. В истории развития города (называвшегося в начале Хибиногорск) можно выделить по меньшей мере три характерных строительных периода.
Результаты
Город известен не только как важный центр горнодобывающей промышленности, но и как традиционный горнолыжный центр. Особенности рельефа являются источниками повышенной природной опасности: многие горные склоны, окружающие город, лавиноопасны, а наиболее низкие участки затапливаются во время весенних паводков. Для развития Кировска как горнолыжного центра требуются мероприятия по устройству снегозадержания на лавиноопасных склонах. Территории у северной береговой линии озера Большой Вудъявр и вдоль русла реки Вудъяврйок не подлежат застройке.
Потенциал развития горнолыжных зон города Кировска с учетом функционального и пространственного конфликта промышленных территорий:
1) Кировск и его горные склоны пользуются популярностью у жителей Санкт-Петербурга, Москвы и других регионов, несмотря на неразвитость сопутствующей инфраструктуры (гостиницы, подъёмники, кафе, рестораны, пункты проката инвентаря и многое другое общепринятое на лыжных курортах). Большую популярность в наши дни приобретает всесезонный туризм и раз-личне виды активности (горный, водный, этнографический туризм, экспедиции на внедорожниках, рыбная ловля, парапланеризм и пр.).
2) Промышленные территории преграждают доступ к традиционно сложившимся горнолыжным зонам. Городская ткань в нынешнем положении зажата промышленными, коммунальными и складскими территориями, не в состоянии быть полноценным интегратором, коммуникатором между городом, горнолыжными зонами и спортивно-туристическими объектами. Промзоны и частные гаражи заняли самые перспективные места и направления пространственного развития города, его связей с важнейшими ландшафтными объектами и горнолыжными зонами. Фактически, город, изначально проектировавшийся и строившийся по образу рабочего поселка для людей одной профессии горнорудной промышленности, может потенциально выполнять роль крупного спортивно-туристического центра при соответствующей профессиональной корректировке объемно-градостроительной инфраструктуры городской среды [5], [8].
Обсуждение
На сегодняшний день существуют реальные предпосылки пространственного развития потенциальных спортивно-рекреационных пространств Кировска.
1) Расширение горнолыжных зон, исторически сложившихся на восток от территории «Городской склон» («ЫдШооё») на склонах горы Акуймвенчорр; в западном направлении от существующей зоны «25-й км», на склонах горы Кукисвумчорр.
2) Создание новых горнолыжных зон в восточном направлении от горы Акуймвенчорр, на склонах горы Ловчорр и в западном направлении от города, на склонах горы Вудъяврчорр.
3) Освобождение территорий — панировочных райоов нового общегородского центра, находящегося в компактном городском ядре Кировска, которое занимает центральное положение по отношению к существующим и перспективным горнолыжным зонам, и элементам спортивно-туристического кластера.
4 Развитие системы ярко освещённых пешеходных связей («парковых коридоров», пешеходных улиц, площадей, туристических маршрутов), объединяющей горнолыжные зоны, рекреационные парки с существующим и новым центром города под названием «Светлый путь», исторически отсылающий нас к советскому кинофильму. В условиях тёмного времени года световой дизайн городских пространств становится необходимым элементом оформления и обновления городской среды: ярко освещённые пешеходные пространства, улицы и площади, пути — это компенсация зимней полярной ночи, длящейся в данном регионе с декабря по февраль месяц. Потенциал развития г. Кировск показан в виде схемы на рисунке 1.
<
>
1-
*
ш
1-
X
а
<
ш
ОС
о
1-
и
ш
1-
м
X
и
ОС
<
к
I
га со о
а ^
и о а с
к
у 5 £ *
< 5
с а
* ?
О £
® 5
т
с;
ш У
5 I-
и
0
1 I
1- ш
■ *о и о
■ и
о о
Количество
joaer ts тыс.
нлог 18 тмс.
иЛбг 57 тыс.
2019 г lOl тыс.
2М0Г В4 тыс.
2Ü21 Г
175 ТЫС. 2022 г
В5 ТЫС.
Рис. 1. Потенциал развития г. Кировск. Автор схемы—О. С. Пчелинцев
Выводы
На основе изученного материала был сделан вывод о потенциальной перспективности развития горнолыжного туризма как драйвера формирования новых рекреационных пространств Арктической зоны Российской Федерации, в частности на примере Кировской области, и необходимости проектирования современного всесезонного спортивно-туристического центра международного класса. Главным обоснованием для выбора оптимальной территории для проектирования современного всесезонного горнолыжного центра международного класса в Арктической зоне Российской Федерации является потенциал спортивно-туристического развития региона. Экономическая эффективность развития спортивно-туристского кластера требует разностороннего развития и зимних, и летних видов туризма. Обустройство существующих и новых маршрутов через Хибинские горы, в Ловозёрские тундры и по реке Умбе, развитие системы туристических баз, работающих по единому билету и объединяющих разные виды и формы летней рекреации, обеспечат среднегодовую загрузку объектов размещения на уровне 40 - 45 %, что соответствует лучшим мировым практикам. Система общественных пространств, включающая существующий и проектируемый парки, торговые, сервисные и пешеходные зоны, рекреационные, туристические пути и маршруты свяжет значимые общественные объекты города, объекты спортивно-туристического кластера, достопримечательности в единый организм - с центром в Кировске, в новом планировочном районе на южном берегу озера Большой Вудъявр, в Нижнем городском парке—«Центро-Парк». Эта система станет основой нового экологического каркаса города [9], [10].
Освобождение от производственных функций территории на южном берегу озера Большой Вудъявр—вместе с развитием существующих общественных пространств, связей, элементов природного каркаса—а также с помощью реорганизации размещения промышленных зон—предоставляет возможность сформировать в Муниципалитете полноценный всесезонный спортивно-туристический кластер, связать его элементы в единый организм с центром в Кировске, в новом планировочном районе.
Библиографический список
1. Батчаева Ф. М. Анализ развития горнолыжного туризма в России // научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11.
2. Отечественный и зарубежный опыт проектирования горнолыжных курортно-досуговых комплексов в арктической зоне / Пастух О. А., Пчелинцев О. С./ В сборнике научных трудов студентов магистратуры кафедры дизайна архитектурной среды / Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. — Санкт-Петербург: СПбГАСУ, 2023. — С. 167 - 171.
3. Линейцев А. А. Проблемы строительства сооружений в Арктике // Молодой ученый № 5 январь 2021.
4. Yablonskii L .L. Industrial and Economic Development of the Arctic Region in the XXI century (on the Example of Arkhangelsk 0blast)2022 International Conference on Engineering Management of Communication and Technology, EMCTECH 2022 — Proceedings, 2022.
5. Диденко Н. И., Скрипнюк Д. Ф., Черенков В. И., Таничев А. В. Ключи к устойчивому развитию Арктической зоны Российской Федерации: модель циркулярной экономики и логистическая инфраструктура, Север и рынок: формирование экономического порядка. 2020. № 4 (70). С. 5 - 20.
6. О. А. Пастух. Дизайнерский подход при формировании когнитивных моделей архитектурной среды / Пастух О. А./ Современные общественные пространства как инструмент развития городской среды : материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции [04 - 05 апреля 2022 года] ; Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. — Санкт-Петербург: СПбГАСУ, 2022. — с. 85 - 90.
7. Kozlova E., Didenko N. The impact of technological development factors on the quality of life: a comparative analysis of E7 and G7, International Journal for Quality Research. 2022. Т. 16. № 2. С. 625 - 642.
8. O. A. Pastukh. Современные материалы и конструкции, используемые в жилищном строительстве: международный опыт / O. A. Pastukh, Mahner Dietmar, A. N. Panin, V. N. Elistratov/ Architecture and Engineering, Vol. 7, Issue 3, Pp. 53 - 66 (2022).
9. Пастух О. А. Урбоэкологические аспекты трансформации архитектурной среды в современных условиях глобальной цифровизации // В сборнике: Актуальные вопросы архитектуры и строительства. Материалы XV Международной научно-технической конференции. Новосибирск, 2022. С. 126 - 130.
10. Елистратов В. Н., Пастух О. А. Разработка и внедрение энергоэффективных решений в условиях глобальной цифровизации городской среды/ В сборнике: Новые информационные технологии в архитектуре и строительстве. материалы V Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2022.
FEATURES OF THE CHOICE OF THE TERRITORY FOR
THE DESIGN OF A SKI TOURIST COMPLEX IN THE ARCTIC ZONE
O. S. Pchelintsev O. A. Pastukh
Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint-Petersburg
<
CL
>
1-
*
ш
1-
S
X
CL
<
ш
ОС
о
1-
и
ш
1-
М
X
и
ОС
<
к s i
re со о a s
<u о a с
к
s ^
y S
< s
с а
< ?
о а
® s я*
!
ш о
С 1
■ *о и о
■ и
О О
Abstract
The Keywords
objects of urban recreational and tourist infrastructure, ski resort, Arctic zone of the Russian Federation
The article presents a detailed justification for the choice of the design territory of a ski sports and recreation tourist complex in the separately located Kukisvumchorr microdistrict of the city of Kirovsk, which is one of the popular centers for the development of ski tourism in Russia. The expediency of designing this center is considered from various sides, including the priority tasks stated in the national project for the development of tourism and the hospitality industry and programs for the socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation. Based on the studied material, a conclusion was made about the potential
Date of receipt in edition
Date of acceptance for printing
05.02.2024
17.02.2024
prospects for the development of ski tourism as a driving force for the formation of new recreational spaces in the Arctic zone of the Russian Federation, in particular on the example of the Kirov region. Also about the need to design a modern all-season sports and tourism center of international class.
Ссылка для цитирования:
О. С. Пчелинцев, О. А. Пастух. Особенности выбора территории для проектирования горнолыжного туристического комплекса в Арктической зоне. — Системные технологии. — 2024. — № 1 (50). — С. 162 - 168.