ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Статья публикуется по итогам научно-практической конференции
«Цивилизационные аспекты развития Арктических регионов России» (7 ноября 2019 года)
УДК 656.73
СА. Рыбкин,
кандидат экономических наук, доцент, доцент МГТУ ГА, визитинг профессор NYUST (Тайвань), Москва
РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ: ТРАНСПОРТНАЯ ДОСТУПНОСТЬ И ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ РЕШЕНИЯ
SA. Rybkin,
PhD in Economics,
Associate Professor of MSTU CA, visiting professor of NYUST (Taiwan), Moscow
E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF TOURISM IN ARCTIC: TRANSPORT INFRASTRUCTURE AND PERSPECTIVES
Аннотация. Современным быстроразвивающимся зимним видом спорта являются горные лыжи. В Мурманской области существуют несколько горнолыжных курортов, в числе которых находится и комплекс BigWood в г. Кировск. Учитывая уникальный климат Заполярья катание в этом регионе возможно продолжительное время, вплоть до середины июня, когда остальные горнолыжные центры страны уже прекратили свою работу. Вместе с тем, общие проблемы, связанные с транспортной доступностью региона, являются серьёзным препятствием для развития этого вида туризма. Серьезным вызовом является, также, инвестиционная активность в сфере развития инфраструктуры комплекса.
Ключевые слова: Арктика, транспортная доступность, Мурманская область, инфраструктура, горные лыжи.
Abstract. Alpine ski is the most popular winter sport. There are several ski resorts in Murmansk area. The biggest and the best is Big Wood resort in Kirovsk city. It has unique climate which give opportunity to prolong ski season till mid June. But lack of transport infrastructure is the problem need to be solved. Another problem is investments.
Key words: Arctic, transport infrastructure, Murmansk area, infrastructure, alpine ski.
Отечественный горнолыжный спорт, имеющий более чем вековую историю, зарождался и развивался по собственному, уникальному пути. Как это ни странно, в стране с такой огромной территорией и совсем не обиженной наличием гор первые объединения любителей лыж возникли на равнинной местности — в Москве и Санкт-Петербурге. Мода на лыжи пришла в Россию из альпийских и скандинавских стран на рубеже XIX и XX веков. Более широкое распространение спорта затормозила начавшаяся вскоре Первая мировая война и последовавшая за ней пролетарская революция. Тем не менее, нашлись энтузиасты, которые продолжали продвигать лыжный спорт в массы и после образования Советского государства. И даже выезжали для обмена опытом в проведении соревнований в северную Норвегию. Настоящим горнолыжным центром тогда стали Воробьёвы горы в Москве. На них проводили первен-
ство страны, отсюда вышли многие чемпионы России. Вадим Гиппенрейтер, Александр Филатов, Евгения Сидорова, Виктор Тальянов входили в команду с Воробьёвки. Крупнейшего успеха в своей истории мужская горнолыжная сборная СССР добилась, неожиданно выиграв сразу пять этапов Кубка мира в течение одного месяца. Событие стало тем более сенсационным с учётом того, что до этого наши горнолыжники этапы Кубка мира не выигрывали. Это произошло в зимнем сезоне 1980/81 года. Сначала Валерий Цыганов выиграл скоростной спуск в американском Аспе-не, затем четырежды первым становился Александр Жиров. На этапе Кубка мира в болгарском Боровце Жиров выиграл гигантский слалом, более чем на секунду опередив легендарного Ингемара Стенмар-ка. Такой успех нашего горнолыжника стал полной неожиданностью для многих. На следующий день там же Александр за-
Статья публикуется по итогам научно-практической конференции «Цивилизационные аспекты развития Арктических регионов России» (7
крепил свой успех, выиграв слалом и оставив позади таких сильнейших соперников, как братья Стив и Фил Маре.
Проведение зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи стало настоящим праздником для отечественного спорта. К Играм были подготовлены горнолыжные трассы, соответствующие мировому уровню. По сложившейся традиции они были опробованы ведущими горнолыжниками «Белого цирка» за два года до проведения Игр. Для этого в феврале 2012 года на трассах Красной Поляны провели этап Кубка мира, в рамках которого спортсмены соревновались в скоростном спуске и суперкомбинации. Женская суперкомбинация тогда была отменена из-за плохих погодных условий. Сами трассы получили высокие оценки [1].
Недалеко от Кировска расположился самый знаменитый в этом районе горнолыжный комплекс Большой Вудъявр (или Биг Вуд, как ласково называются его местные жители). Комплекс получил свое название от соседнего озера Большой Вудъявр, самого крупного озера в Хибинских тундрах. Расположенный на высоте 1060 м, на сегодняшний день это наиболее высокий курорт на всем Северо-Западе России. Курорт оборудован по последнему слову техники, оснащен современными подъемниками и предлагает разнообразные трассы, которые отлично подойдут как новичку, так и продвинутому лыжнику. Все трассы подготовлены на уровне требований FIS, благодаря рельефу они широкие и пологие, перепад высот составляет 550 м. Для экспертов катания есть черные трассы, а для любителей экстрима — отличный сноу парк, один их лучших в России. Любителям вечернего катания понравятся освещенные трассы. Неплохие условия созданы для семей с детьми, квалифицированные инструктора всегда готовы прийти на помощь маленьким лыжникам. Туристы с маленькими детьми могут оставить на время катания своего ребенка под наблюдением опытного воспитателя в специально оборудованной игровая детская комната.
Правительство РФ уделяет пристальное внимание диверсификации экономики моногородов. С 2015 года закон позволяет применять в моногородах статус территории опережающего социально-экономического
2019 года)
развития. Благодаря совместной многоэтапной работе городских и региональных властей была сформирована заявка в Министерство экономики РФ, далее состоялась защита ее положений и обучение управляющей команды в московской школе «Скол-ково». 6 марта 2017 года постановление о получении Кировском статуса ТОСЭР подписал Дмитрий Медведев, председатель правительства РФ. Проект ТОСЭР в Киров-ске предусматривает развитие экономики города в двух основных направлениях. Во-первых, это туристический бизнес, что обусловлено прежде всего прекрасными природными условиями [5]. За несколько лет количество приезжающих в Хибины выросло более чем в три раза. А зимний сезон прошлого года по числу туристов побил все рекорды: Кировск принял более 150 тысяч гостей. Это положительно влияет на общее продвижение туриндустрии Кировска. В городе динамично развиваются горнолыжный туризм, гостиничный бизнес, различные туры, сфера общественного питания. Амбициозная задача — в ближайшие три года удвоить турпоток — Кировску вполне по плечу. Здесь стремятся использовать очевидные преимущества — длительный лыжный сезон, развитую спортивную инфраструктуру. Хибинский курорт — одно из самых посещаемых мест на Кольском полуострове — должен стать всесезонным, и уже сейчас идет планомерная работа, направленная на расширение спектра возможностей для отдыха.
Для эффективной работы с потенциальными инвесторами и улучшения делового климата в муниципалитете разработали ряд нормативно-правовых документов, действующих по принципу «одного окна». Установлена льгота арендной платы за земельные участки: в период строительства, при заключении инвестиционного соглашения, применяется понижающий коэффициент. Кировск — благоприятное место для развития туристической отрасли. В то же время наш город, выступая флагманом горнорудной промышленности области, имеет развитую инфраструктуру, промыш-ленно-производственные площадки, высококвалифицированных технических специалистов. Особую поддержку государство и регион оказывают сервисным компани-
«Цивилизационные ям, которые обеспечивают промышленные предприятия техникой, технологиями, расходными материалами. Поэтому есть уверенность: дальнейшее развитие Ки-ровска должно идти параллельно в нескольких направлениях. Муниципалитет активно работает с представителями крупного и среднего бизнеса, планирующими осуществлять свою деятельность в качестве резидентов ТОСЭР. В Кировске зарегистрировано уже два резидента — АО «ПО «Комплекс» и ООО «НИТРО СИБИРЬ ЗАПОЛЯРЬЕ». В планах первых резидентов создание около 250 рабочих мест и поступление в бюджет города около шести миллионов рублей в виде налога на доходы.
Вместе с тем следует отметить об очевидных проблемах Кировска. Самая главная проблема — транспортная доступность. В настоящее время туристы добираются в Кировск тремя основными способами. Первый и самый популярный-поездом до города Апатиты, а далее на арендованной машине (автобусе) или такси до Кировска. Время в пути более часа. Вместе с тем, любителей путешествовать на поездах становится всё меньше по той причине, что на дорогу приходится тратить двое суток (от Москвы) при достаточно высокой стоимости. Вторым по популярности является автомобильный транспорт. Время в пути такое же как и при путешествии на железной дороге, однако оно более комфортно и значительно дешевле. К тому же, собственный автомобиль обеспечивает хорошую мобильность по городу, что является существенным плюсом. Самым дорогим и быстрым способом является авиатранспорт. Аэропорты существуют в Мурманске и Апатитах. Чаще всего туристы выбирают аэропорт Мурманска, поскольку рейсов туда выполняет достаточно много авиакомпаний и цены значительно ниже, чем в аэропорт Апатиты. Расстояние между городами более 200 километров, что на машине требует более четырёх часов. Однако, учитывая климат Кольского полуострова, характеризующийся в зимний период сильными ветрами, туманами, морозами и сильными снегопадами, путь может занят и значительно большее время. Аэропорт в Апатитах долгое время не функционировал, но в последние годы, благодаря
Статья публикуется по итогам научно-практической конференции аспекты развития Арктических регионов России» (7 ноября 2019 года)
авиакомпании Северсталь, которая осуществляет туда рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга, снова стал востребован.
В итоге, получается, что, несмотря на кажущееся разнообразие способов добраться до Кировска, практически имеется только два способа: автомобилем и поездом. В современных условиях этого явно недостаточно. Популярность Сочи, как центра зимнего туризма, прежде всего, обеспечена успешным функционированием реконструированного аэропорта Адлер, который стал способен принимать все типы воздушных судов, а также широкой географии полётов. Аэропорт Апатиты способен принимать только небольшие воздушные суда: самые крупные это Боинг 737 и Аэробус 320. Аэродром располагает одной взлетно-посадочной полосой с искусственным покрытием (плиты ПАГ-18). Ее размеры составляют 2496x42 м. Изначально основным аэропортом городов Кировска и Апатит был другой аэропорт, расположенный на 9-м километре по дороге Апатиты — Кировск и подведомственно относился как раз к территории города Ки-ровска. Но из-за финансовой нестабильности экономики нашей страны в начале 90-х годов и морально устаревшей технической базы, а так же ограниченным функционалом по приёму и отправки самолётов, данный аэропорт решено было закрыть и его дислокацию перенести на освободившийся военный аэродром [4]. Очевидно, что развитие всего туристического комплекса Киров-ска зависит от скорейшей реконструкции аэропорта. Удлинение взлетно-посадочной полосы позволит принимать дальнемаги-стральные воздушные суда, что существенно позволит расширить географию полётов. Итоговым результатом можно ожидать увеличение пассажирооборота аэропорта и увеличение общего туристического потока. Вопрос авиационного сообщения актуален для многих аэропортов арктической зоны. Многие из них были закрыты в смутные времена реформ 90-х, многие находятся в плачевном состоянии и не позволяют принимать требуемые типы воздушных судов. Учитывая, что во многие регионы возможно попасть только воздушным транспортном, вопрос авиасообщения становится вопросом национальной безопасности [6]. До 2023 года в Арктической зоне России будет ре-
Статья публикуется по итогам научно-практической конференции «Цивилизационные аспекты развития Арктических регионов России» (7
конструировано 15 аэропортов. В 2019 году планируется привести в порядок восемь аэродромов на Крайнем Севере: Норильск, Амдерма, Мурманск, Певек, Бухта Провидения, Марково, Лаврентия, Соловки. В начале 2020 года начнется обновление двух аэропортов: Архангельск (Талаги) и Нарьян-Мар [7]. В 2021 году отремонтируют два якутских аэропорта Депутатский и Черский. С наступлением 2022 года приступят к реконструкции трех аэродромов на Чукотке: Беринговский, Кепервеем, Залив Креста. Чукотский автономный округ лидирует в списке Минтранса по числу воздушных гаваней, где планируется обновление. В этом году начнется ремонт четырех аэропортов на полустрове: Певек, Марково, Лаврентия и Бухты Провидения, а через три года — еще трех. Однако, реконструкция аэропорта Апатиты не предусматривается несмотря на очевидную потребность в этом. Работы по реконструкции аэропортов должны производится в соответствии с требованиями безопасности [2].
Второй значимой проблемой горнолыжного кластера Кировска является стагнация в техническом обновлении инфраструктуры горнолыжных комплексов. В частности, самый популярный горнолыжный комплекс BigWood эксплуатирует на южном склоне горы Кукисвумчор устаревшие бугельные подъемники фирмы Та^арота, которым не один десяток лет. Современные технологии позволяют изготавливать кресельные и гондольные подъёмники с учётом суровых климатических условий заполярья: соответствующая ветрозащита, подогрев сидений, надёжная эксплуатация в условиях обледенения, устойчивость к сильным ветрам. Установка таких подъёмников дано назрела. Постоянные очереди, остановки бугеля во время движения-всё это снижает привлекательность курорта. Не говоря уже о том, что на южном склоне занимаются детские спортивные школы и для маленьких спортсменам очень тяжело подниматься на бугельном подъёмнике. В планах стоит строительство гондольного подъёмника до середины горы, что вызывает большие вопросы в целесообразности такого подхода [3].
Инфраструктурные изменения требуются для развития всего туристического кла-
2019 года)
стера Кировска и прилежащих территорий. Важнейшим элементом является транспортная составляющая, в частности, развитие аэропорта Апатиты, что может заключаться в реконструкции взлётно-посадочной полосы. Также, рекомендуется разработать инвестиционную программу по развитию самой инфраструктуры горнолыжного центра BigWood, что позволит комплексно решить проблемы этого региона.
Список литературы
1. История Российского горнолыжного спорта. https://sport-marafon.ru/article/gornye-lyzhi/ istoriya-rossiyskogo-gornolyzhnogo-sporta/ (дата обращения 18.11.2019).
2. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для СПО / Я.Д. Вишняков [и др.]; под общ. ред. Я.Д. Вишнякова. — Сер. 68 Профессиональное образование (4-е изд., пер. и доп) — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 543 с.
3. Кировск. Перспективы. https://www.ski.ru/ az/blogs/post/kirovsk-perspektivy-intervyu-s-direktorom-bolshogo-vudyavra/ (дата обращения 18.11.2019).
4. Попова СА. Макроэкономический анализ изменения состояния окружающей среды регионов: автореферат дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Гос. ун-т упр. — М., 2004. — 23 с.
5. Современные проблемы менеджмента, маркетинга и предпринимательства: монография / [Н.Ю. Конина, Р.Б. Ноздрева, В.А. Буренин и др.]; под общ. ред. и с пред. Н.Ю. Кониной; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Кафедра менеджмента, маркетинга и внешнеэкономической деятельности. — М.: МГИМО-Университет, 2018. — 626 с.
6. Рыбкин СА. Развитие местных воздушных линий: сложности и перспективы // Научное обозрение. — 2018. — № 4. — С. 32-34.
7. Рыбкин СА. Оценка внутренней среды аэропорта с помощью математического аппарата коэффициентов враждебности // Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества: Сборник тезисов докладов участников Международной научно-технической конференции, посвященной 45-летию Университета. — 2016. — С. 234.