УДК 659.1
ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА ТЕМЫ И СОЗДАНИЯ БАЗИСА НОВОСТНЫХ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕНИЙ (на примере материалов агентств NEWSru.com и Lenta.ru)
© Ольга Ростиславовна ЛАЩУК
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация, кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой редакционно-издательского дела и информатики, e-mail: [email protected]
Целью освещенного в предлагаемой статье исследования является изучение наиболее важного и ответственного этапа создания новостного рерайтерского материала - начального. Этот этап включает выбор темы сообщения и изложение главного новостного факта - написание верхней части материала (хедлайна и лида).
Исследование проводилось на примере новостных сообщений агентств NEWSru.com и Lenta.ru. Изучаемые сообщения брались из архивов на сайтах агентств. Для статистической обработки использовались материалы 2012 г. Доноры контента определялись способом прохождения по гиперссылкам, указанным в сообщениях.
В результате исследования предложены необходимые для описания новостного рерайтинга термины; определен и проанализирован круг доноров, у которых агентства NEWSru.com и Lenta.ru заимствуют контент для создания базиса материала. Это позволило выделить основные принципы рациональной работы на первом этапе создания новостного рерайтерского сообщения.
Ключевые слова: интернет-СМИ; новостное сообщение; рерайтинг; тема; донор.
Работа рерайтера над информационным продуктом определяется самой особенностью рерайтинга: новостное сообщение создается на основе заимствования из различных источников (сообщений информационных агентств, материалов СМИ, блогов, официальных сайтов и т. д.), которые мы будем называть донорами. Причем делает он это совершенно открыто и законно, со ссылками на доноров, поэтому рерайтеру следует по максимуму использовать чужие наработки, заимствуя не только информацию, но и готовый контент, - в той степени, в какой это не нарушает права владельцев информации.
Если кто-то уже нашел подходящую тему сообщения, и рерайтера этот выбор устраивает, - следует заимствовать тему [1, с. 3]. Если в Сети опубликован новостной материал с хорошим хедлайном, лидом или с удачной композицией, - следует заимствовать и композицию, и хедлайн с лидом, и прочие компоненты. Если кто-то специально занимается подборкой интересного новостного контента на какую-либо тематику: политическую, спортивную, культурную и т. д. (тексты, фото, видео, ссылки на сообщения), то следует пользоваться такой подборкой, чтобы не тратить время на поиск информации.
Данный подход позволит сэкономить время и силы, которые целесообразнее потратить на улучшение сообщения: совершенствование композиции, выявление связей освещаемого события с другими, поиск малоизвестной, но интересной и важной информации, шлифовку стиля, подбор видео- и фотоматериалов.
Выбор темы сообщения - этап начальный и в высшей степени ответственный. Как правило, информационные агентства разрабатывают рекомендации для своих сотрудников, указывая, какие темы (информационные поводы) годятся для разработки, а какие -нет. Данный вопрос был достаточно хорошо изучен в работах, посвященных традиционной журналистике, продолжаются исследования и в настоящее время.
Отметим, что независимо от политики конкретного СМИ рерайтерский подход, основанный на заимствовании, помогает решить задачу выбора темы без особых затруднений. Темы сообщений уже имеются, причем их можно встретить в достаточно широком ассортименте при использовании небольшого числа источников. Крупные информационные агентства и другие СМИ непременно имеют на главной странице сайта и
на страницах рубрик списки тем сообщений, откуда можно перейти и к самим сообщениям.
Донора, у которого рерайтер заимствует тему материала, мы будем называть инспиратором (от слова «инспирация» - внушение, подстрекательство, побуждение извне), поскольку он побуждает рерайтера к работе над новостным сообщением по данной теме.
После того как тема выбрана, рерайтеру следует найти донорский материал, который можно взять за основу, или базис, создаваемого новостного сообщения. Мы его будем называть базовым источником или материалом-субстратом. Базис, основа материала -главная его часть, т. е. основная информация, приведенная к нужной структуре. Композиционно базис представляет собой верхнюю часть перевернутой пирамиды: хедлайн, лид и обычно 1-2 первых абзаца корпуса [2, с. 4]. Имея основу материала, можно пристраивать к ней дополнительный контент. Субстрат -«то, что лежит в основе каких-либо явлений, состояний», а также «объект, подвергающийся воздействию субъекта». И та, и другая трактовка применима к такому материалу.
Для изучения того, каких доноров используют в настоящее время агентства Lenta.ru и NEWSru.com для выбора темы и создания основы сообщения, были произведены выборки из 163 новостных сообщений Lenta.ru и 157 материалов NEWSru.com 2012 г. из рубрик «В России» [3, с. 77]. Надо отметить, что такая рубрика имеется на сайте каждого из этих агентств. Взяты одинаковые рубрики, поскольку ассортимент активно используемых рерайтером доноров в материалах разных рубрик существенно различается.
Однозначно определить по внешнему виду рерайтерского сообщения (даже первой его редакции), какой именно материал послужил инспиратором, не всегда возможно. Приблизительная оценка использования доноров в качестве инспираторов показывает, что наиболее популярны в этом качестве сообщения трех самых крупных и авторитетных отечественных информационных агентств: ИТАР-ТАСС, РИА «Новости», «Интерфакс», которые мы в совокупности назовем «триадой».
Доля триады у NEWSru.com составляет более 2/3, а доля Lenta.ru - даже более 3/4 материалов. Большая часть остатка приходится на несколько наиболее популярных
сайтов СМИ. При этом блоги в качестве инспираторов вообще не встретились в выборке, а официальные сайты оказывались ими весьма редко. В других рубриках картина несколько отличается, поскольку специализация рубрики определяет и специализацию используемых доноров.
Таким образом, рерайтеры выбирают темы для сообщений в достаточно узком кругу доноров. Нетрудно дать объяснение предпочтению, которое оказывается триаде: рерайтеры имеют возможность пользоваться обширными списками материалов на лентах этих агентств, которые к тому же являются их постоянными донорами. Подавляющее большинство сколько-нибудь важных событий не проходит мимо внимания сотрудников триады. У каждого рерайтера есть приоритетные сайты, с которых он обычно начинает поиск. В агентстве NEWSru.com особой популярностью пользуется «Интерфакс», в Lenta.ru - РИА «Новости».
Кроме триады рерайтер в поисках тем посещает еще несколько сайтов крупных СМИ. Набор их, как правило, связан с рубрикой, над которой он работает. Если рерай-тер ведет, например, колонку происшествий, то регулярно заходит на официальный сайт МВД; если экономический раздел - «Финмаркет»; международную колонку - ВВС, InoPressa, Associated Press, The Daily Mail. Имеются специализирующиеся на спорте, культуре, науке и тому подобные сайты, на которых могут оказаться интересные для ведущего рубрику темы.
Впрочем, у большинства крупных СМИ также есть свои специализированные рубрики, где публикуются тематические сообщения, поэтому расширять круг поиска тем свыше 5-6 сайтов нет необходимости: достаточно триады и двух-трех дополнительных.
Таким образом, проблема поиска тем скорее сводится к проблеме их выбора из готовых списков. Однако следует заметить, что применительно к рерайтерским агентствам и эта работа уже в основном проделана донорами-инспираторами - как правило, крупными, солидными СМИ. Поиском информационных поводов в них занимаются квалифицированные сотрудники, и даже простое следование их выбору позволяет ре-райтеру формировать вполне приемлемые новостные ленты.
Субстрат же, в отличие от инспиратора, определяется достаточно просто. Следует взять первую редакцию новостного сообщения и найти материал, из которого заимствованы (возможно, с небольшой переделкой) хедлайн и лид. Обычно задача упрощается гиперссылкой на донора, но даже если таковая отсутствует, истину несложно установить с помощью поисковых систем. Результаты отражены на рис. 1.
Среди субстратов Lenta.ru более 57 % приходится на «триаду»; причем предпочтение отдается РИА «Новости» (32,5 %) и «Интерфаксу» (19,6 %). На субстрате материалов всех прочих СМИ создано 29,4 % сообщений агентства Lenta.ru. Официальные сайты предоставили 8 %. Блоги послужили субстратом лишь для 1,2 % сообщений агентства. В 4,3 % случаев рерайтеры не нашли в Сети подходящего материала и составили базис самостоятельно.
Похожая ситуация наблюдается и у агентства NEWSru.com. Оно несколько шире, чем Lenta.ru использует доноров помимо триады для создания базиса. На триаду приходится 45,2 %; из них чаще всего субстратом оказывались сообщения «Интерфакс» -26,8 % и РИА «Новости» - 12,7 %. На основе сообщений других СМИ базис создается довольно часто - в 37,5 % случаев. Материалы официальных сайтов нередки среди субстра-
тов (11,5 %), а сообщения блогеров точно так же, как и у агентства Lenta.ru, не пользуются популярностью в этом качестве. Примерно такая же доля базисов составлена рерайтера-ми агентства самостоятельно (5,1 %).
Следует отметить, что частота использования материалов СМИ (помимо триады) в качестве субстратов распределена весьма неравномерно. У агентства Lenta.ru в этой роли выступают преимущественно материалы газет «Коммерсант», «Время новостей», радиостанции «Эхо Москвы». У агентства NEWSru.com - также «Эхо Москвы», Газе-ma.ru, «Росбалт» (региональное СМИ, которое тем не менее популярно у рерайтеров агентства), «Российская газета».
Интересно, что материалы ИТАР-ТАСС весьма умеренно представлены среди субстратов как Lenta.ru, так и NEWSru.com. Впрочем, и контент у этого агентства заимствуется ими заметно реже, чем у двух других членов триады. Вероятно, рерайтерам его стиль кажется излишне сухим и академичным, а спектр освещаемых событий - недостаточно широким.
Рерайтер достаточно быстро приобретает практический опыт и может, бегло просмотрев донорский материал, определить, насколько он перспективен: заинтересует ли освещенное в нем событие читателей и какая примерно понадобится доработка.
Lenta. ru
NEWSru. com
■ "Интерфакс"
■ РИА "Новости"
□ ИТАР-ТАСС
□ прочие СМИ
■ офиц. сайты
□ блоги
□ рерайтер
Рис. 1. Доноры, послужившие субстратами для материалов Lenta.ru и NEWSru.com (2012 г.)
Наше утверждение, что при выборе тем новостных материалов рерайтер обычно ограничивается небольшим числом сайтов крупных СМИ, может вызвать критику. Обычно требуют осуществлять широкий поиск. Так, А. Амзин рекомендует составителям новостных интернет-сообщений: «...вам надо составить список изданий, сообщения которых вы будете отслеживать каждый день, всегда, что бы ни случилось. Это не два, не три и даже не десять изданий. ...вам надо выписать все возможные источники, поработать с ними некоторое время, а затем постепенно сокращать число до приличного. В среднем можно считать неплохим полем для мониторинга 50 и более источников» [4, с. 64].
Отметим, что потребителю безразлично, сам рерайтер обнаружил и сформулировал темы сообщений или они взяты из списка, например, «Интерфакса». Его интересуют только два вопроса: насколько полно представлены в новостной ленте данного агентства интересные ему события и насколько хорошо (оперативно, полно, интересно, корректно) они изложены, а эксклюзивна ли изложенная информация, он, как правило, даже не задумается. С позиции читателя (для которого и создается новостной материал) это не имеет особого значения. Кроме того, в рерайтерском сообщении любая информация и не может быть эксклюзивной - она вторична по определению. Если же рерайтер непременно хочет найти «свою» тему, он может этим заняться при наличии свободного времени, когда все важные новости уже освещены [5, с. 4].
Рекомендации мониторинга большого количества источников противоречат практике; в т. ч. практике агентства Lenta.ru. В этом нет никакого смысла. Широкий поиск информации целесообразен уже на том этапе, когда не только выбрана тема и написан базис, но и определены аспекты события, которые следует осветить. Поэтому поиск этот не «свободный», а адресный.
Донор, из материала которого рерайтер заимствует основной, базовый контент для своего сообщения (материал-субстрат), далеко не всегда является также и донором, инспирировавшим сообщение. Причины выбора оптимального субстрата очевидны - это
идентичные форматные требования с будущим рерайтерским сообщением, что не обязательно для инспиратора:
- иметь в качестве главного тот же новостной факт [6, с. 3], который собирается сделать главным в своем сообщении рерай-тер, поскольку поиск «своего» главного новостного факта (ГНФ) среди второстепенной информации займет много времени и сил;
- обладать высокой степенью достоверности;
- иметь вершину композиции (хедлайн, лид, желательно - часть корпуса, максимально пригодную для создаваемого материала), которую можно было бы продублировать в рерайтерском сообщении без существенных изменений: рерайтеру намного проще и эффективнее наращивать донорский, пусть и необъемный контент, чем создавать собственный без определенной структуры.
Главное внимание при этом следует обращать на текст, особенно на хедлайн и лид. Желательно, чтобы их (а лучше - значительную часть текста) можно было перенести в рерайтерское сообщение без особой обработки. Намного проще и эффективнее добавлять контент к уже готовому (пусть и небольшому по объему) материалу, чем пытаться пересказать своими словами информацию, собранную из нескольких источников и не имеющую нужной структуры.
Итак, материал-субстрат нужен, чтобы создать базис рерайтерского сообщения, вершину его композиции: хедлайн, лид и 1-2 абзаца корпуса.
В то же время совсем не обязательно, чтобы субстрат содержал второстепенную информацию, гиперссылки, видео- и фотоматериалы и прочий нетекстовой контент: его рерайтер без особого труда найдет и добавит сам. В результате быстро и качественно будет создан информационный продукт, причем достаточно оригинальный.
Материалы крупных СМИ обычно обладают всеми качествами субстрата. Однако даже у этих доноров не следует брать первый попавшийся материал об избранном событии, если он представляется не очень подходящим. Лучше сначала найти субстрат, наиболее близкий к тому сообщению, которое рерайтер хотел бы создать. Обнаружив интересную тему, например, у «Интерфакса», ре-райтер может посмотреть, как она изложена
у других членов триады, зайти на сайты других СМИ и даже в блоги.
Может создаться впечатление, что быстрее будет написать собственную верхушку композиционной пирамиды (если уж попавшийся первым материал не вполне для этого пригоден), чем тратить время на поиски. На самом же деле и время, и силы при таком подходе (заимствовании из субстрата) экономятся. Круг поиска субстрата, разумеется, шире в сравнении с кругом поиска темы, но не намного. Фактически рерайтер обращается к тем же пяти-шести постоянным донорам, в некоторых случаях добавляются один-два ведомственных, региональных и прочих источника.
Так, если событие произошло в городе Соликамске Пермского края, то есть смысл посмотреть, что о нем сообщают на сайте Permnew. т; а если рерайтер хочет сообщить об изменении курса валют - заглянуть на finmarket.ru. Скорее всего, опубликованный там материал больше подойдет в качестве субстрата, чем сделанная большим информационным агентством выжимка. Нередко указание на первоисточник содержится у самого инспиратора, поскольку и авторитетные агентства используют в своей работе элементы рерайтинга.
Просмотр ряда доноров для выбора материала-основы не приводит к затрате дополнительного времени еще и потому, что эту работу все равно придется проделать при составлении материала. Лучше иметь перед собой несколько вариантов освещения события, что поможет и при выборе субстрата, и при пополнении контента создаваемого сообщения.
Следует отметить, что выбор темы может не всегда начинаться с просмотра лент триады и других крупных СМИ. Часть тем используется «по закладке» - как продолжение более раннего события.
Например, 23 июня 2012 г. NEWSru.com опубликовал скандальный материал о детях,
изображавших статуи: «Посеребренные дети на приеме у Полтавченко - не просчет властей, заявили в пресс-службе губернатора». Сообщение инспирировало агентство РИА «Новости», но основная информация получена с сайтов петербургских региональных СМИ: Фонтанка.Ру и ИА «Росбалт». Рерай-тер, понимая, что событие должно получить дальнейшее развитие, и первыми об этом оповестят как раз местные СМИ, сделал «закладку» - периодически проверял их сайты. И уже 25 июня подготовил сообщение: «Автор "живых статуй " из детей на приеме у петербургского губернатора: "Белых делает себе дешевый пиар"». И тема, и контент были взяты сразу с этих сайтов, без предварительного посещения «Интерфакса».
1. Лащук О.Р. Специфика заимствования информации при создании новостных рерайтер-ских интернет-сообщений (на примере материалов агентств Lenta.ru и NEWSru.com в 2000-2012 гг.) // Научные ведомости БелГУ. Серия Гуманитарные науки. 2013. № 27.
2. Лащук О.Р. Рерайтинг новостных интернет-сообщений: методика формирования композиции // Мир русского слова. СПб., 2013. № 4.
3. Лащук О.Р. Рерайтерские новостные сообщения: создание и редактирование. М., 2013.
4. Амзин А. Новостная интернет-журналистика. М., 2011.
5. Лащук О. Р. Особенности вторичного редактирования новостных рерайтерских сообщений агентства NEWSru.com // Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2013. № 4.
6. Лащук О.Р. Фактологические ошибки в ре-райтерских новостных сообщениях (на примере материалов агентств NEWSru.com и Lenta.ru) // Вестник Костромского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. 2013. № 6.
Поступила в редакцию 9.10.2013 г.
UDC 659.1
FEATURES OF THEME SELECTION AND CREATING BASELINE OF REWRITER'S INTERNET NEWS (by example of materials of news agencies NEWSru.com and Lenta.ru)
Olga Rostislavovna LASHCHUK, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, Candidate of Philology, Associate Professor, Head of Editing and Publishing Department, e-mail: [email protected]
The purpose of the research is studying of the most important and responsible stage of creation of rewriter's internet news - initial point. This stage includes a choice of a subject of the message and a statement of the main news fact is writing of the top part of a material (a headline and a lead).
The research was conducted by the example of news messages of NEWSru.com and Lenta.ru agencies. The studied messages are taken from archives on sites of agencies. For statistical processing materials of 2012 were used. Donors of content were determined by way of passing by the hyperlinks specified in messages.
Necessary terms are offered for the description of news rewriting as a result of research; the circle of donors whom NEWSru.com and Lenta.ru agencies borrow content for creation of basis of a material is defined and analyzed. It allowed choosing the basic principles of rational work at the first stage of creation of the rewriter's internet news. Key words: online media; news report; rewriting; theme; donor.