Изложить ч. 6 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в следующей редакции: «Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим
Федеральным законом физическими и юридическими лицами. Не являются нарушением данного положения случаи, когда указанные технические средства применяются лицом в ходе оперативно-розыскного мероприятия под контролем уполномоченного работника по разрешению руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность».
Литература :
1. Пономаренков В.А. Проблемы представления и использования доказательств в уголовном процессе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 1998.
2. Тяжкие и особо тяжкие преступления: квалификация и расследование: Руководство для следователей / под общ. ред. С.Г. Кехлерова; науч. ред. С.П. Щербы. - М., 2001.
3. Земскова А.В. Правовые проблемы использования результатов ОРМ в уголовно-процессуальном доказывании: автореф. дис. ... канд юрид. наук. - М., 1998.
4. Кореневский Ю.В,, Токарева М.Е. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам: Методическое пособие. - М., 2000.
5. Приказ МВД РФ № 368, ФСБ РФ № 185, ФСО РФ № 164, ФТС РФ № 481, СВР РФ № 32, ФСИН РФ № 184, ФСКН РФ № 97, Минобороны РФ № 147 от 17.04.2007 «Об утверждении инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд» // Российская газета. 2007. № 101.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАНЦЕВ
SPECIFIC ISSUES OF BRINGING CRIMINAL ACTIONS WITH PARTICIPATIONS OF FOREIGN CITIzENS
УДК 343.1-054.6
Н.А. ЖУКОВА,
доцент, кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России)
N.A. ZHUKOVA,
Candidate of Laws, Chair of Criminal Procedure, Belgorod Police Institute of Ministry of Internal Affairs
В.И. КОНОНЦОВ,
начальник отдела следственной части СУ при УВД
по Белгородской области, соискатель кафедры уголовного процесса (Белгородский юридический институт МВД России)
V.I. KONONTSOV,
post-graduate student of Chair Criminal Procedure of Belgorod Police Institute, Deputy Head of Investigation, Belgorod Region Police Force
Аннотация: в статье исследуются проблемные вопросы, касающиеся особенностей возбуждения уголовного дела с участием иностранных граждан. Авторами статьи обраща-
ется внимание не только на процессуальные проблемы данной стадии, но и на вопросы организационного характера, связанные с деятельностью следователя на стадии возбуждения уголовного дела.
Ключевые слова: следователь, иностранный гражданин, стадия возбуждения уголовного дела, переводчик, иммунитет.
Abstract: the article deals with specific problems of brining criminal actions with participation of foreign citizens. The authors pay attention not only to procedural aspects of this stage but to some problems of organizational nature which are connected with an investigator's action at this very stage.
Key words: investigator, foreign citizen, stage of criminal action, brining, interpreter, immunity.
Решение о возбуждении уголовного дела логически завершает этап предварительной проверки сообщения о преступлении, отражая ее результаты. В этом плане решение о возбуждении уголовного дела можно отнести к решениям информационным, то есть отражающим итоговую оценку компетентным субъектом, полученную на стадии предварительной проверки процессуальной (например, в ходе осмотра места происшествия) и непроцессуальной информации [6, с. 71].
На практике существенным обстоятельством, которое необходимо учитывать следователю в ходе предварительной проверки и при принятии решения о возбуждении уголовного дела по преступлениям иностранцев, является оперативность расследования и рассмотрения дела. Сроки пребывания иностранных граждан в населенном пункте в большинстве случаев ограничены, что, учитывая процессуальные ограничения, может повлечь за собой утрату возможности производства с участием определенного иностранца (свидетеля или потерпевшего от преступления) необходимых следственных действий [2].
При возбуждении уголовного дела необходимо безусловное соблюдение процессуальных правил участия переводчика на предварительном следствии. Изучение практики позволяет выявить здесь большое число нарушений. На данной стадии процесса они наиболее характерны для органов дознания, работники которых нередко получают объяснения от граждан иностранных государств без помощи переводчика, хотя иностранец нуждается в такой помощи. Подобные нарушения становятся особенно очевидными, когда в деле, где содержатся объяснения иностранца, полученные без переводчика, впоследствии появляются протоколы допроса того же лица, произведенные с помощью
переводчика, привлеченного к участию в деле по ходатайству иностранца [3].
Соблюдение требований закона об участии переводчика при возбуждении уголовного дела имеет не только процессуальное, но и тактическое значение. В процессе дальнейшего расследования некоторые иностранцы пытаются изменить первоначальные показания, ссылаясь на то, что плохо владеют русским языком и не понимали существа задаваемых им ранее вопросов. Чтобы предупредить такие случаи, надо чрезвычайно внимательно подходить к вопросу об участии переводчика в стадии возбуждения уголовного дела.
Следователю необходимо выяснить время отъезда иностранного гражданина из России и спланировать свою работу по делу таким образом, чтобы за время его пребывания, по возможности, выполнить все процессуальные действия с его участием.
При решении вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении иностранного гражданина следователь, помимо установления надлежащего повода и достаточных оснований к возбуждению уголовного дела, должен установить: правовой статус иностранного гражданина, наличие у него права иммунитета от уголовной юрисдикции России, законность его пребывания на территории России, наличие миграционной карты; место работы и должность за рубежом; постоянное место жительства за рубежом и временное местопребывание на территории РФ, срок его законного пребывания на территории России (срок действия визы или разрешения). Последнее обстоятельство связано с установленными законами сроками проведения предварительной проверки по сообщению о преступлении. Как известно, срок предварительной проверки ограничен тремя сутками. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до
тридцати суток. В то же время обстоятельства дела могут потребовать существенного сокращения этих сроков [6, с. 72].
Процессуальные действия, не затрагивающие дипломатического иммунитета иностранца, производятся в общем порядке. В исключительных случаях (например, при совершении преступления иностранным гражданином, обладающим неприкосновенностью), а также когда обстоятельства дела требуют проведения ряда неотложных следственных и иных процессуальных действий (изъятие орудия преступления, судебно-медицинское освидетельствование виновного и т.п.), рекомендуется немедленно принять меры к вызову на место происшествия представителя Министерства иностранных дел, а через него - представителя соответствующего посольства или консульства.
Вопрос о проведении дальнейших следственных действий решается после прибытия сотрудников посольства или консульства. Если данные лица правомочны давать согласие на проведение следственных действий в отношении лица, обладающего правом неприкосновенности, в протоколе делается соответствующая отметка с указанием должности и предъявленных этими лицами документов, удостоверяющих личность. Соответствующие типовые формы протоколов следственных действий не имеют специальной графы для совершения подобных записей. Однако закон (ст. 476 УПК РФ) допускает внесение следователем помимо специально оговоренных и иных изменений в содержание бланка, если в конкретном случае это является необходимым [6, с. 73].
Теперь подробнее о действиях следователя. Иностранец нередко не имеет постоянного места жительства на территории РФ, срок действия документов, разрешающих ему пребывание на территории России, ограничен. Кроме того, иностранец-подоз-реваемый, имеющий документы, необходимые для выезда с территории РФ, может скрыться от следствия и суда за рубежом, если следователем своевременно не предприняты необходимые предупредительные меры. Поэтому первое, что следует сделать, - убедиться в законности нахождения иностранца в России. Документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, является заграничный паспорт. Заграничные паспорта выдаются государством гражданства соответствующими органами власти. Заграничные паспорта могут быть нескольких видов: дипломатические, служебные и
общегражданские (или как их еще называют национальные паспорта), паспорт моряка, в некоторых случаях - удостоверение личности офицера.
Сам по себе заграничный паспорт не дает права иностранному гражданину на въезд в Российскую Федерацию. Необходима виза (кроме тех случаев, когда действует безвизовый режим).
В соответствии с Федеральным законом «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» [8] виза - выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в РФ и транзитный проезд через территорию РФ по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому РФ в этом качестве.
Виза для въезда в РФ содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату рождения, пол, гражданство (подданство), номер основного документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства, дату выдачи визы, разрешенный срок пребывания в РФ, номер приглашения на въезд в РФ либо решение государственного органа, срок действия визы, цель поездки, данные о приглашающей организации (приглашающем физическом лице), кратность визы (Федеральный закон «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»).
В некоторых случаях виза не является необходимой. Например, для облегчения совершения групповых туристических поездок граждан заключаются международные соглашения. (Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о безвизовых групповых туристических поездках 2000 г. [7]).
Кроме указанных документов иностранец должен иметь миграционную карту, которая содержит сведения о нем, приехавшем в РФ, в том числе сведения о цели пребывания и сроке нахождения на территории РФ.
Бланки миграционной карты выдаются иностранным гражданам при въезде в Российскую Федерацию должностными лицами органов иммиграционного (пограничного) контроля либо представителями организаций, оказывающих транспортные услуги иностранным гражданам, въезжающим в Российскую Федерацию.
Иммиграционный контроль осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации постами иммиграционного контроля органов миграцион-
ной службы (Об утверждении Положения об иммиграционном контроле: Постановление Правительства РФ от 08.09.1994 № 1020) [9]. Посты иммиграционного контроля в пунктах пропуска через государственную границу России [10] являются структурными подразделениями органов Федеральной миграционной службы.
При выезде из РФ иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту в пункте пропуска через государственную границу РФ должностному лицу органа пограничного контроля (Постановление Правительства РФ от 16.08.2004 № 413 «О миграционной карте») [11].
При возбуждении уголовного дела в отношении иностранного гражданина следователем в числе первоочередных должен быть разрешен вопрос о том, владеет ли иностранец языком, на котором ведется уголовное судопроизводство, а если владеет, то в какой степени. Если иностранный гражданин не владеет языком, на котором ведется судопроизводство, ему должно быть обеспечено право иметь переводчика на всех этапах производства по уголовному делу, а также право получать копии всех процессуальных документов, которые по закону он, как носитель определенного процессуального статуса, вправе получать, в том числе постановления о возбуждении в отношении его уголовного дела с переводом.
Интересно отметить, что нормы УПК РФ о языке судопроизводства (ст. 18 и другие) не распространяются на стадию проверки заявления (сообщения о преступлении, предшествующего принятию решения о возбуждении уголовного дела) [6, с. 77-78].
Поскольку заявитель, очевидцы и сами подозреваемые могут не владеть в необходимом объеме языком, на котором ведется производство, на стадии доследственной проверки, на наш взгляд, необходимо решить вопрос о переводчике. Представляется необходимым внести соответствующие изменения в УПК РФ и разрешить участие переводчика уже на стадии предварительной проверки сообщения о преступлении. После возбуждения дела указанное лицо может участвовать в деле в качестве переводчика в установленном порядке.
Значительная часть уголовных дел о преступлениях против личности и имущества иностранцев возбуждается по их устным обращениям в органы внутренних дел. К сожалению, как показывает изучение практики, процессуальное оформление таких
обращений часто связано с ошибками процессуального характера [1, с. 12].
Как известно, основанием для возбуждения уголовного дела является заявление, поданное лично иностранным гражданином в органы внутренних дел, либо протокол устного заявления, который составляется в случае отсутствия возможности у иностранца написать заявление собственноручно.
Составляя протокол заявления иностранца, следует как можно тщательнее выяснять и максимально полно фиксировать данные о его личности. Кроме обычных сведений, протокол устного заявления иностранного гражданина должен содержать и некоторые дополнительные данные, а именно: 1) национальность и гражданство заявителя; 2) постоянное место жительства за границей и временное в РФ; 3) срок действия визы; 4) постоянное место работы и должность за границей и временное место работы и должность (если таковые имеются) в РФ. В заявлении обязательно должны содержаться сведения о документах, которые удостоверяют личность иностранного гражданина, о предполагаемом сроке пребывания в России, а если заявитель - иностранный турист - сведения о маршруте поездки.
Перечисленные данные необходимы для того, чтобы впоследствии иметь возможность пригласить иностранного гражданина для участия в следственных действиях, если он отправился в деловую или туристическую поездку по нашей стране; для разрешения вопросов, требующих обращения в соответствующие учреждения и организации (государственные органы, дипломатические и консульские представительства и т.д.); для возможных обращений в судебно-следс-твенные органы зарубежных государств в соответствии с договорами о правовой помощи и т.д. [1, с. 13].
О факте возбуждения уголовного дела с участием иностранца, а тем более в отношении иностранного гражданина целесообразно немедленно сообщить прокурору.
При возбуждении рассматриваемой категории дел необходимо сразу же выяснять сроки пребывания иностранца в России. Они во многом будут определять необходимую степень оперативности расследования по делу. Выезд иностранца (потерпевшего, свидетеля или подозреваемого) из РФ до окончания расследования существенно усложнит его, а в некоторых случаях сделает и вовсе невозможным. Поэтому проверка оснований и само возбуждение дела долж-
ны осуществляться в максимально сжатые сроки1. Это положение наглядно подтверждается следственной практикой.
Однако своевременное возбуждение уголовного дела не является самоцелью - за ним должно последовать активное проведение неотложных следственных действий. Промедление с их производством может повлечь за собой невозвратимую потерю доказательственной информации и существенно затруднить расследование. Это положение также находит подтверждение в следственной практике.
Особенно недопустимы случаи, когда в результате несвоевременного возбуждения уголовного дела и проявленной следователем медлительности в производстве неотложных следственных действий за рубеж выезжает иностранец, совершивший преступление.
Стадия возбуждения уголовного дела предполагает производство только самых необходимых проверочных действий. Поэтому неправильной является практика, когда сотрудники органов дознания и следователи при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, когда факт совершения преступления очевиден, не ограничиваются получением двух - трех объяснений потер-
1 В ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области сложилась практика, при которой от 84% до 92 % уголовных дел с участием иностранцев возбуждается в течение суток. Такую практику следует признать правильной.
певшего и свидетелей, а стремятся получить подобные объяснения у значительно большего числа иностранцев. С одной стороны, это необоснованно замедляет развитие уголовного процесса, его движение из стадии возбуждения в стадию расследования уголовного дела, что, безусловно, отрицательно сказывается на конечных результатах. С другой стороны, это ведет к необоснованному неоднократному вовлечению иностранцев в сферу уголовного процесса, что нередко вызывает у них вполне понятное недовольство.
К сожалению, на практике имеют место и такие случаи, когда, после получения объяснений, иностранцы затем по несколько раз вызываются к следователю для производства процессуальных действий. В условиях ограниченного у большинства иностранцев свободного времени это, естественно, вызывает у них отрицательную реакцию и серьезно подрывает авторитет российских органов предварительного расследования, особенно тогда, когда преступление, совершенное в отношении иностранцев или их имущества, остается нераскрытым, а понесенный ими ущерб - не восполненным.
Учитывая сказанное, рекомендуется избегать неоправданных вызовов иностранцев в органы дознания и предварительного следствия и при решении вопроса о возбуждении уголовного дела получать от них объяснения только в том случае, когда в них есть действительная необходимость.
Литература:
1. Александрова О.И. Уголовно-процессуальные и криминалистические особенности возбуждения и расследования уголовных дел с участием иностранных граждан: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2001.
2. Бастрыкин А.И, Александрова О.И. Расследование по делам с участием иностранных граждан // Законность. 2004. № 1. С. 13-15.
3. Багаутдинов Ф, Хакимуллина Л. Нужен особый порядок уголовного судопроизводства // Законность. 2009. № 9.
4. Вахмистров В.П., Вахмистрова С.И. Правовое обеспечение туризма. - СПб., 2005.
5. Ильина Е.Н. Организация железнодорожных путешествий. - М., 2003.
6. Сизов А.А. Особенности досудебного производства по делам о преступлениях, совершаемых иностранными гражданами: дис. ... канд. юрид. наук. - Воронеж, 2006.
7. Бюллетень международных договоров. 2001. № 5.
8. О порядке выезда из РФ и въезда в РФ: Федеральный закон // Собрание законодательства РФ. 1996. № 34. Ст. 4029; 1998. № 30. Ст. 3036; 1999. № 26. Ст. 3175; 2003. № 2. Ст. 159.
9. Постановление Правительства РФ от 08.09.1994 № 1020 «Об утверждении Положения об иммиграционном контроле» // СЗ РФ. 1994. № 21. Ст. 2384.
10. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 60 (в ред.) «Об утверждении положения о пунктах пропуска через государственную границу РФ» // СЗ РФ. 1998. № 4. Ст .485; 2000. № 6. Ст. 776.
11. Постановление Правительства РФ от 16.08.2004 № 413 «О миграционной карте» // СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3553.
12. Правовое регулирование туристской деятельности / под ред. П.Н. Бирюкова. - Воронеж, 2006. Гл. 8.