УДК 316.77; 37
Д. В. Подобина
Челябинский государственный университет, Челябинск
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА В МОЛОДЕЖНОМ
МЕДИАПРОЕКТЕ
В рамках данной статьи была обоснована необходимость разработки молодежного меди-апроекта для продвижения образовательных услуг вуза, рассмотрены различные подходы современных ученых к методу проектирования, приведены определения понятий. Также в статье раскрыты особенности визуальных коммуникаций современного университета в сетевом электронном пространстве, приведена статистика визуальной коммуникации, обозначены факторы визуальной привлекательности. В статье рассмотрен фирменный стиль, как один из элементов формирования визуального контента.
Ключевые слова: визуальные контент, проектирование, медиапроект, университет, образовательные услуги, коммуникация, продвижение.
В сфере образования на сегодняшний день происходят серьезные изменения. Активно развивается рынок образовательных услуг, формируется конкурентная среда, меняются требования и ожидания аудитории. Все эти факторы говорят о том, что в этой сфере возникает необходимость разработки и реализации проектной деятельности для создания конкурентных преимуществ вуза.
Конкуренция, традиционно понимаемая как соперничество за индивидуальное превосходство, становится особым направлением деятельности университетов. В конкурентных условиях вузы прилагают больше усилий в сфере маркетинговых коммуникаций, задействуют внутренние ресурсы, пересматривают значение собственного бренда как фактора конкурентоспособности [5. С. 48]. Для того чтобы донести необходимую информацию до аудитории, вуз использует все возможные каналы коммуникации, которые выстраиваются в единую систему продвижения с помощью разработки медиапроекта. Под термином «медиапроектирование» следует понимать совместную проектную деятельность студентов и преподавателей, организованную на основе средств электронных медиа.
В связи с этим на данном этапе возникает вопрос: откуда абитуриенты и их родители получают информацию о вузе, и какие именно каналы необходимо задействовать?
Сегодня ни для кого не секрет, что самый большой объем информации мы получаем из интернета. По результатам опроса фонда «Общественное мнение» в 2016 году, 59 % респондентов в возрасте от 18 до 22 лет чаще всего используют социальные сети для получения необходимой информации [6. С. 1]. Эти данные подтверждают необходимость использования интернет-представительства вуза для продвижения образовательных услуг. Именно поэтому позиционирование образовательного учреждения в социальных сетях становится наиболее эффективным каналом коммуникации с будущими абитуриентами вуза.
В связи с возрастающим влиянием средств массовой информации на воспитание, развитие и социализацию молодого поколения очень актуальными становятся проблемы определения позиции педагогов в работе с молодежью, возможной степени вмешательства взрослых в процесс освоения студентами окружающего мира посредством массмедиа. Одним из действенных путей решения данной проблемы является разработка молодежного медиапроекта в рамках учебного процесса.
Анализ различных подходов к исследованию метода проектирования дает основания рассматривать проектную деятельность как совокупность инструментов продвижения, которые организация использует с намерением вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевой аудитории. В образовании этим целям может служить медиапроект. Сама же проектная деятельность предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующих технологий, которые можно унифицировать, освоить и усовершенствовать [2. С. 1].
Многие вузы уже занимаются работой по формированию стратегии продвижения и тактики маркетинговой и коммуникационной деятельности. Успешным ресурсом развития в этой сфе-
ре становится профессиональный и продуманный подход к позиционированию учреждения на рынке. При этом учреждение должно иметь четкое видение перспектив развития и качественно организованный коммуникативный процесс вуза с аудиторией.
В том случае, если в университете уже существует платформа для работы с аудиторией, то на первый план выходит вопрос о представлении и визуализации информации, распространяемой через имеющиеся каналы коммуникации. Опубликованные сообщения в социальных сетях формируют и транслируют во внешнюю коммуникационную среду смысловую информацию, и, исходя из того, что информация должна быть индивидуальна и нести в себе уникальные особенности образовательного учреждения, важным аспектом является ее визуальное представление.
По подсчетам исследователей, 69 % информации, считываемой с экрана компьютера, приходится на визуальную коммуникацию. Эти проценты отражают существующие в реальном процессе коммуникации закономерности. Согласно научным исследованиям Ф. И. Шаркова, большая часть полученной информации поступает именно посредством визуальной коммуникации. Зрение помогает коммуникатору включить в действие механизм идентификации объектов окружающей действительности [8. С. 240]. В таком случае, это позволяет говорить о наличии неких отличительных визуальных средств - знаков и символов, которые обеспечивают узнаваемость. Другими словами, при формировании имиджа вуза используются различные культурные коды, с помощью которых происходит взаимодействие с целевыми группами. Цвет, форма, сочетание знаков - все это инструменты конструирования визуального контента.
Н. К. Моисеева в своих научных трудах, рассматривает восемь компонентов создания уникального представления информации для общественности. В одном из которых раскрывается важность визуального контента при формировании положительного образа вуза. Н. К. Моисеева пишет, что визуальный имидж организации - это представления аудитории об организации, основанные на зрительных ощущениях, фиксирующих информацию об интерьере корпусов, лекционных аудиториях, фирменной символике организации [4. С. 113]. При этом, фирменный стиль должен являться главной составляющей публикуемой информации и основой для создании внутреннего и личного имиджа образовательного учреждения. К визуальному имиджу можно отнести и интернет-представительство, когда вуз позиционирует себя с помощью групп в социальных сетях, официального сайта или медиапортала.
Фирменный стиль, создаваемый в сознание людей с помощью представления визуального контента, должен кардинально отличаться от других своей структурой, символикой и новаторством [3. С. 35]. Стоит добавить, что при практически идентичных качествах услуг конкурентная борьба ведется не столько между видами услуг, сколько между их формами представления и визуализацией информации. Система идентификации вуза является хорошим способом продвижения образовательных услуг, а значит, визуальные составляющие имиджа вуза позволяют создавать благоприятный имидж вуза в глазах абитуриентов и их родителей.
Визуализация контента - это возможность предоставить широкий спектр информации и снять лишние вопросы. Визуальные символы сразу приковывают к себе внимание, и даже если человек не прочитал текстовое сообщение, то на изображение, скорей всего, обратит внимание. Таким образом, с помощью визуального контента информационное сообщение дойдет до адресата.
Как справедливо отмечает И. В. Алешина, информационный посыл должен быстро завладевать вниманием посетителя, потому что конкурирующие за внимание объекты находятся на расстоянии щелчка мыши [1. С. 152]. В этот момент именно сконструированный визуальный образ выступает единственной реальностью для электронной общественности. А его информационная поддержка и продвижение идентифицируют университет в глобальной сети в ситуации острой конкуренции на рынке образовательных услуг и научно-технических открытий.
Характер визуальных коммуникаций определяется степенью его привлекательности для аудитории, которая по словам Н. С. Флинта и Г. А. Окушова складывается из ряда факторов:
— графические визуальные коммуникации;
— уникальный контент интернет-представительства университета;
— архитектура сайта университета и его навигация [7. С. 230].
Графические визуальные коммуникации на официальных профилях университета транслируют его имидж, способствуют узнаваемости бренда среди общественности, при помощи представления главного визуального компонента - логотипа, а также корпоративных цветов создают
единое графическое пространство. Оптимальное использование основных, удачно подобранных цветов дизайна определяет его конкурентное преимущество.
Графические элементы могут также использоваться для разделения информации по целевым аудиториям и выделения разных информационных блоков сайта или группы, среди которых наиболее важными в представлении современного университета в пространстве интернета являются образование и научная деятельность. При этом дополнительное значение имеет визуальное подкрепление информационного сообщения, используемое на сайте, оно должно быть релевантным и подкрепляющим содержательное значение публикуемого материала.
Уникальность контента на официальном сайте вуза обусловлена привлечением внимания со стороны целевых аудиторий университета. Для комфортного восприятия информации текст должен быть читабельным, а заголовки определяться темой публикации и передавать смысловое содержание представленного материала. Вместе с тем, контентное содержание должно быть визуально представлено для разных целевых аудиторий и отражать специфику университета, его фирменный стиль.
Также необходимо размещать контент так, чтобы он привлекал внимание посетителя сайта или группы в социальных сетях. Логическое построение совместно с визуальными особенностями поможет привлечь и заинтересовать посетителя.
Если все условия соблюдены, то можно говорить о том, что грамотно выстроенная система работы в рамках молодежного проекта позволяет создать чувство близкой реальности, оставляя в сознании абитуриентов, их родителей, а также самих студентов вуза объемные образы происходящих на факультете событий. Исходя из этого, можно также сделать вывод о том, что для формирования бренда образовательного учреждения необходимо использовать различные коммуникационные технологии, объединяя их в систему продуманных стратегически выстроенных действий.
Таким образом, проектная деятельность в условиях модернизирующегося социума является показателем инновационного качества образования, способствует формированию профессиональной субъектности участников образовательного процесса, становится сильнейшим стимулом развития его познавательных интересов и перспективным ориентиром в выборе жизненных стратегий.
Список литературы
1. Алешина, И. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров: учеб. пособие [Текст] / И. В. Алешина. - М.: ИКФ «ЭКМОС», 2003. - 205 с.
2. Антоненко, С. В. Социальные сети в России сегодня: цифры, тренды, прогнозы [Электронный ресурс] / С. В. Антоненко // Cossa. - URL: http://www.cossa.ru/155/31973/ (дата обращения: 10.03.2017).
3. Кокуш, М. Ю. Логотип как компонент фирменного стиля предвыборной кампании [Текст] / М. Ю. Кокуш // Власть. - М., 2011. - С. 34-37.
4. Петрухина, М. Ю. Проектная деятельность как средство совершенствования профессиональных компетенций студентов СПО [Текст] / М. Ю. Петрухина // Культура. Духовность. Общество. - Новосибирск, 2016.- С. 113-116.
5. Прохоров, А. В. Современные технологии продвижения образовательных услуг [Текст] / А. В. Прохоров, Е. П. Семишова // Вестник ТГУ. - Тамбов, 2014. - С. 47-51.
6. Опрос молодежи: источники информации [Электронный ресурс] / Фонд «Общественное мнение» // Социальное предпринимательство в России. - URL: http://fom.ru/posts/12873- (дата обращения: 05.04.2017).
7. Флинта, Н. С. Визуальные коммуникации университета в глобальной сети: структура и содержание коммуникационного интернет-аудита [Текст] / Н. С. Флинта, Г. А. Окушова // Визуальные коммуникации в новых медиа: эффекты, возможности, риски. - Томск, 2014. - C. 227-231.
8. Шарков, Ф. И. Визуализация медиапространства средствами коммуникации [Текст] / Ф. И. Шарков // Материалы конференций «Connect-Universum». - Томск, 2015. - С. 232-242.
FEATURES OF VISUAL CONTENT IN YOUTH MEDIA PROJECT DIRECTIONS «ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS»
Podobina D. V, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, podobina-94@mail.ru
This article reasons the urgency of the development of the youth media project in the field of promotion of educational services of the University, describes the various approaches of modern scholars to the method of design and provides all necessary definitions. Also the article reveals the features of visual communication of modern University in the online space, the statistics of visual communication by results ofpoll of Fund «Public opinion», the identified factors visual appeal. In the article corporate identity, as one of the elements forming the visual content. The factors visual appeal of the content of Russian scientists N. C. Flint and G. A. Okushov. All this helps to identify the University in the global network in a situation of intense competition.
Keywords: visual content, the designing, media project, University, educational services, communication, promotion.
References
1. Aleshina, I. V. (2003), Pablik Rilejshnz dlya menedzherov: uchebnik [=Public Relations for managers: a tutorial], Moscow, IKF «EKMOS», pp. 205. (In Russ.).
2. Antonenko, S. V. "Social'nye seti v Rossii segodnya: cifry, trendy, prognozy" [=Social networks in Russia today: figures, trends, forecasts], in: Cossa [=Cossa], available at: http://www.cossa. ru/155/31973/, accessed 10.03.2017. (In Russ.).
3. Kokush, M. YU. (2011), "Logotip kak komponent firmennogo stilya predvybornoj kampanii" [=Logo as a component of the corporate style of the election campaign], in: Vlast' [=Governance], Moscow, pp. 34-37. (In Russ.).
4. Petruhina, M. YU. (2016), "Proektnaya deyatel'nost' kak sredstvo sovershenstvovaniya professional'nyh kompetencij studentov SPO" [=Project activity as a means of improving the professional competences of students SPO], in: Kul'tura. Duhovnost'. Obshchestvo [=Culture. Spirituality. Society], Novosibirsk, pp. 113-116. (In Russ.).
5. Prohorov, A. V. (2014), "Sovremennye tekhnologii prodvizheniya obrazovatel'nyh uslug" [=Modern technologies of promotion of educational services], in: Vestnik TGU [=Bulletin of TGU], Tambov, pp. 47-51. (In Russ.).
6. "Opros molodezhi: istochniki informacii" (2016) [=Youth survey: sources of information], in: Social'noepredprinimatel'stvo v Rossii [=Social entrepreneurship in Russia], available at: http://fom.ru/ posts/12873-, accessed 05.04.2017. (In Russ.).
7. Flinta, N. S. (2014), "Vizual'nye kommunikacii universiteta v global'noj seti: struktura i soderzhanie kommunikacionnogo internet-audita" [=Visual communications of the university in the global network: the structure and content of the Internet communication audit], in: Vizual'nye kommunikacii v novyh media: ehffekty, vozmozhnosti, riski [=Visual communications in new media: effects, opportunities, risks], Tomsk, pp. 227-231. (In Russ.).
8. Sharkov, F. I. (2015), "Vizualizaciya mediaprostranstva sredstvami kommunikacii", [^Visualization of media space by means of communication], in: Materialy konferencij «Connect-Universum» [=Materials of Conferences «Connect-Universum»], Tomsk, pp. 232-242. (In Russ.).
Подобина Дарья Витальевна - магистрант кафедры кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики, Челябинский государственный университет, Челябинск.
podobina-94@mail.ru