Суицидология и аддиктология
трудникам полиции и иным органам системы профилактики аддиктивного и девиатного поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Литература:
1. Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП / пер. с англ. -М, «Класс», 1997.
2. Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (Приказ Минобрнауки РФ от 05.09.2011 № МД-1197/06).
3. Москвитин П.Н., Цыганков Б.Д., Сирота Н.А. Метод «профилактической психодрамы» в предупреждении зависимости от психоактивных веществ у детей и подростков. - М.: М, 2011.
4. Москвитин П.Н. Патент РФ на изобретение N° 2466752 «Способ проведения группового психологического тренинга по методу «профилактическая психодрама», зарегистрирован в государственном реестре изобретений РФ 20 ноября 2012 г.
5. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И., Видерман Н.С. Профилактика наркоманий у подростков. - М., «Г енезис», 2001.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ ПИВНОЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ
Г.А. Новикова, Л.А. Новикова
Северный (Арктический) ФУ им. М.В. Ломоносова Архангельский медицинский колледж, г. Архангельск
Е-mail авторов: [email protected]
С целью изучения особенностей восприятия подростков при пивной алкоголизации нами было проведено обследование 152 учащихся общеобразовательных школ г. Архангельска. Установлено, что у подростков при пивной алкоголизации наблюдалось снижение точности восприятия размеров, пространства и времени, что может свидетельствовать о нарушениях в психических процессах вследствие употребления пива; при этом, чем выше интенсивность пивной алкоголизации, тем сильнее выражены нарушения восприятия.
Ключевые слова: подростки, пивная алкоголизация, восприятие
Современная действительность, констатирует неутешительные факты по числу потребителей алкоголя, как в России, так и во всем мире. В последние десятилетия отмечается тенденция к снижению возрастного порога потребителя алкоголя и, как следствие, растущая алкоголизация подрастающего поколения [5]. Наиболее распространенным алкогольным напитком, среди подростков является пиво [2, 3]. Исследования последних лет показывают, что потребление пива подростками снижает их интеллектуальные способности, ухудшает работу головного мозга, негативно влияет на успеваемость и т.д. [1, 4].
С целью изучения особенностей восприятия подростков при пивной алкоголизации нами было проведено обследование 152 учащихся общеобразовательных школ г. Архангельска в возрасте с 11 до 17 лет (56,6% - девочки; 43,4% - мальчики), из них 35,7% -11-12 лет (учились в 5-6 классе; средний возраст -11,58±0,10 года), 25,9% - 13-14 лет (7-8 класс; возраст
- 13,51±0,14 г.), 38,4% - 15-17 лет (9-11 класс; возраст
- 15,27±0,13 г.).
Оценка интенсивности пивной алкоголизации проводилась с помощью методики прогнозирования риска развития пивной зависимости у подростков и методики оценки степени риска развития пивной зависимости у подростков [3], по результатам которых
подростки были разделены на группы: высокая степень риска развития пивной зависимости - I группа (35,5%); средняя степень - II группа (45,2%); низкая степень риска - III группа (19,3%), выступающая в качестве контрольной в нашем исследовании.
Для оценки процессов восприятия использовался компьютерный психодиагностический комплекс «Ef-fecton Studio». При обработке результатов использовался пакет прикладных статистических программ «Microsoft Excel», «STATISTICA» (версия 6.0) и стандартные расчетные методы.
Результаты исследования показали, что суммарный показатель пивной алкоголизации был достоверно высоким в I группе (59,86±2,45 балла; p<0,001), средний - в II группе (34,14±0,67 балла), низкий - в III группе (20,89±1,04 балла; p<0,001).
Анализ данных по тесту восприятия размеров выявил, что у подростков I группы (127,10±6,70 с; p<0,01) продолжительность работы по тесту была ниже по сравнению с III группой (162,17±10,88 с). При детальном анализе данных по возрастным подгруппам в зависимости от интенсивности пивной алкоголизации было установлено, что подросткам в подгруппах 13 -14 (127,10±5,53 с; p<0,01) и 15-17 лет (120,11±6,70 с; p<0,01) I группы по сравнению с подгруппами 13-14 (158,01±9,87 с) и 15-17 лет (160,01±12,00 с) II группы; в подгруппах 11-12 (134,10±7,90 с; p<0,05), 13-14 (127,10±5,53 с; p<0,01) и 15-17 лет (120,11±6,70 с; p<0,01) I группы по сравнению с подгруппами 11-12 (160,15±9,88 с), 13-14 (164,20±11,86) и 15-17 лет (162,17±10,91) III группы характерно достоверное снижение продолжительности восприятия размеров. При сравнении двух первых групп (38,29±7,12%; 53,43±6,85%) с III (54,00±4,35%) наблюдалось снижение точности восприятия размеров, и как следствие увеличение количества ошибок.
Результаты, полученные по тесту восприятия пространства, показали, что у двух первых групп (611,01±29,11 с; 532,10±32,05 с; p<0,05) при сравнении с III (455,03±18,44 с) достоверное увеличение продолжительности времени работы по тесту. Точность восприятия пространства у представителей I группы (2,01±0,12%; p<0,001) была низкой по сравнению со II (8,51±1,55%). Высокая точность восприятия пространства наблюдалась у III группы (12,04±0,27%) в сравнении с двумя первыми группами. У подростков подгрупп 11-12 (623,01±28,09 с; p<0,001), 13-14
(611,02±30,12 с; p<0,001) и 15-17 лет (599,01±29,11 с; p<0,001) I группы и подгрупп 11-12 (523,09±32,02 с), 13-14 лет (540,04±32,09 с) II группы (p<0,05) по сравнению с подгруппами 11-12 (444,00±18,43 с), 13-14 (460,04±18,44 с) и 15-17 лет (461,05±18,45 с) III группы наблюдается достоверное увеличение продолжительности восприятия пространства. При этом у подростков подгрупп 11-12 (1,91±0,11%; p<0,001), 13-14 (2,01±0,13%; p<0,001) и 15-17 лет (2,12±0,12%; p<0,001) I группы по сравнению с подгруппами 11-12 (6,67±1,11%), 13-14 (9,85±1,82%) и 15-17 лет
(8,99±1,72%) II группы и подгруппами 11-12 (10,07±0,25%), 13-14 (12,46±0,26%) и 15-17 лет
(13,60±0,30%) III группы; в подгруппой 11-12 (6,67±1,11%; p<0,05), 13-14 (9,85±1,82%; p<0,05) и 15-17
Том 16, № 1, 2014 Тюменский медицинский журнал
45
Суицидология и аддиктология
лет (8,99±1,72%; p<0,01) II группы по сравнению с подгруппами 11-12 (10,07±0,25%), 13-14 (12,46±0,26%) и 15-17 лет (13,60±0,30%) III группы наблюдалось достоверное снижение точности восприятия пространства.
Данные, полученные по тесту точности восприятия времени показали, что у подростков из двух первых групп (35,71±5,89 с, p<0,001; 40,86±3,71 с, p<0,05) по сравнению с III группой (49,33±5,02 с) наблюдалось снижение продолжительности восприятия времени, снижение точности восприятия и, как следствие, увеличение количества ошибок. Достоверное снижение продолжительности восприятия времени было отмечено в подгруппах 11-12 (98,81±4,30 с; p<0,05), 13-14 (99,02±4,36 с; p<0,01), 15-17 лет (99,23±4,36; p<0,01) I группы и подгруппах 11-12 (102,23±2,77 с; p<0,05), 1314 (104,36±3,70 с; p<0,05), 15-17 лет (103,29±2,42; p<0,01) II группы по сравнению с подгруппами 11-12 (118,79±6,69 с), 13-14 (120,83±6,70 с) и 15-17 лет (122,87±6,71 с) III группой.
Выводы: Таким образом, у подростков при пивной алкоголизации наблюдалось снижение точности восприятия размеров, пространства и времени, увеличение числа ошибок при выполнении тестовых заданий, что может свидетельствовать о нарушениях в психических процессах вследствие употребления пива; при этом, чем выше интенсивность пивной алкоголизации, тем сильнее выражены нарушения восприятия, что может быть использовано для ранней диагностики формирования пивной зависимости в структуре мероприятий по первичной и вторичной психопрофилактике.
Литература:
1. Вышинский К.В., Павловская Н.И., Кошкина Е.А. Проблемы, связанные с употреблением алкоголя среди молодежи // Вопросы наркологии. - 2011. - № 1. - С. 81-101.
2. Леонтьева М.В. Распространенность алкоголя и табака в образовательной среде Архангельской области // Бюллетень СГМУ. -2008. - № 2. - С. 86-88.
3. Новикова Г.А., Соловьев А.Г. Интенсивность пивной алкоголи-
зации подростков общеобразовательных школ // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). -2012. - № 8. - URL: http://sisp.nkras.ru/e-
ru/issues/2012/8/novikova.pdf
4. Новикова Г.А., Соловьев А.Г. Психофизиологические характеристика подростков с высокой степенью риска развития пивной зависимости // Вопросы современной педиатрии. - 2009. - № 1. - С. 25-29.
5. Новикова Л.А., Ишеков Н.С., Соловьев А.Г. Взаимосвязь вариабельности сердечного ритма с центральной и мозговой гемодинамикой при употреблении пива учащимися 12-17 лет // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. -2012. - № 4. - С. 52-57.
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
ПРИ ПСИХОКОРРЕКЦИИ НАРКОТИЧЕСКИ
ЗАВИСИМЫХ ЛИЧНОСТЕЙ
Т.В. Рогачева
Уральский ГМУ, г. Екатеринбург E-mail автора: [email protected]
Предлагается реабилитационная программа для наркотически зависимых пациентов при проведении психокоррекционной работы. Указаны основные этапы реабилитации, выделены основные проблемы при психологических интервенциях с наркотически зависимыми.
Ключевые слова: реабилитация, аддикция, наркотическая зависимость.
В нашей стране понятие "реабилитация" чаще всего сужается до медицинского аспекта, сущностью которого является восстановительная медико - биологическая терапия. Подобная медицинская реабилитация чаще протекает без учета индивидуально-личностных особенностей человека, шкалы ценностей, уровня притязаний, представлений о личностном и социальном комфорте, о возможностях адекватного существования в новых условиях. Поэтому, на наш взгляд, проведение восстановительной терапии не может подменить собой реализацию индивидуальной программы реабилитации, основным содержательным компонентом психологического раздела которой выступает квалифицированная помощь в формировании и принятии нового жизненного сценария личностью.
Каковы основные компоненты такой программы? Исходным пунктом такой программы является констатация наличия в анамнезе пациента психологической травмы либо события, выступающего как психогения. Проявления психогении тесно сопряжены с патологическими процессами или состояниями, выявление которых - задача медика, а также с ограничениями личности в различных сферах жизнедеятельности, дискомфорте, субъективно переживаемом личностью в рамках социальной недостаточности или социально-психологической дезадаптации. На этом этапе задача психолога - дать развернутый психологический диагноз состояния человека с учетом его индивидуальноличностных особенностей.
Второй этап - исследование представлений личности о ситуации (событии), которые привели к дезадаптации. Здесь необходимо учитывать стадию (фазу) кризисной ситуации, образ жизни человека до события, личностные особенности, связанные с отношением к миру, самооценку, личностный опыт, наличиеотсутствие потребности в помощи других людей.
Третий этап - проведение психокоррекционных (психотерапевтических) мероприятий, направленных на:
- формирование доверительных отношений в системе "пациент - психолог";
- обеспечение психологической поддержки, которая выражается в эмоциональном личностном принятии, сообщение о понимании особенностей, чувств, сложностей, ограничений возможностей и пр.;
- содействие свободному проявлению чувств, отреагированию подавленных и (или) вытесненных переживаний, овладение навыками конструктивного выражения чувств;
- помощь в овладении приемами саморегуляции;
- содействие в развитии и (или) восстановлении коммуникативной компетенности, в том числе навыков в разрешении конфликтных ситуаций;
- содействие осознанию своих особенностей, возможностей, перспектив.
Другими словами, этот этап реабилитации предполагает восстановление, насколько это возможно, прежнего функционирования личности.
Четвертый этап - совместное формирование нового жизненного сценария, сутью которого выступает определение новых жизненных смыслов.
46
Тюменский медицинский журнал Том 16, № 1, 2014