Д. А. Шингаркина
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ И ОСМЫСЛЕНИЯ МИРА ВЗРОСЛЫХ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Работа представлена кафедрой дошкольной педагогики и психологии Толъяттинского государственного университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор О. В. Дыбина
В статье раскрываются особенности восприятия и осмысления мира взрослых детьми старшего дошкольного возраста; представлен теоретический обзор проблемы на основе анализа психолого-педагогической литературы, рассмотрены подходы к определению категории мира взрослых, проанализированы психологические особенности старшего дошкольника, позволяющие рассматривать взрослого как носителя личностных качеств, в данном исследовании трудолюбия.
The article reveals features of perception and comprehension of the adult world by senior preschool children. The author views the problem basing on the analysis of psychological and pedagogical literature, considers the approaches to definition of the «adult world» category and analyses psychological features of preschool children perceiving an adult as a bearer of personality traits, industry in particular.
К раскрытию особенностей восприятия и осмысления мира взрослых детьми старшего дошкольного возраста мы подходим через рассмотрение мира взрослых, его характеристик, места данного мира в становлении личности ребенка, развитии его качеств, в том числе и трудолюбия. Рассматривая мир взрослых, педагоги и психологи исследовали разные его особенности, используя в позитивных целях, целях воздей-
ствия на ребенка, обеспечивая становление его личности.
Мир взрослых как научная категория требует уточнения. Анализ исследований (А. Е. Лагутина, М. И. Лисина,
A. Г. Рузская, Ф. И. Фельдштейн, Е. Б. Весна, Л. И. Божович, С. А. Козлова, О. В. Дыбина, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн,
B. И. Слободчиков и др.) показывает, что мир взрослых понимается как:
5 10
• система отношений, определяющая направление развития нового уровня эмоциональной сферы ребенка - уровня сопричастности переживания ребенка взрослому и имеющая для дошкольника особую значимость (С. Л. Рубинштейн и др.)1;
• способ и опора представления детьми своего будущего, как основание становления внутреннего, субъективного мира ребенка, как «носитель» идеальной формы его будущего (Д. Б. Эльконин и др .)2;
• сфера отношений, в процессе которых взрослый приобщает ребенка к самостоятельной трудовой деятельности (А. Ш. Шахманова и др.)3;
• носитель системы ценностей, личностных качеств (С.А.Козлова и др.)4.
Для настоящего исследования важна характеристика мира взрослых как носителя многих личностных качеств, как ориентира, модели в усвоении ребенком норм человеческих отношений, становления социального опыта, формирования личности ребенка как субъекта деятельности (в нашем случае трудовой).
Направленность нашего исследования требует углубленного рассмотрения такого аспекта мира взрослых, как эталон-ность, как образец для развития ребенка, его личностных качеств (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, В. И. Слободчиков, С. А. Козлова, О. В. Дыбина, А. Ш. Шахманова, Т. И. Та-рабарина и др.).
Самостоятельно, без помощи взрослого ребенок не может выработать определен -ные типы поведения, способы деятельности. В значительной степени это относится к периоду дошкольного детства. В период дошкольного детства у ребенка возника-ют и развиваются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство субъекта - единство личности. По мнению Л. С. Выготского, социальное формирование личности начинается с момента установления устойчивого контакта со взрослым. Это является исходной точкой в
становлении отношений ребенка с другими людьми5. Л. С. Выготский отмечает, что в подсистеме «ребенок - взрослый» взрослый выступает перед ребенком как носитель определенных видов общественной по своей природе деятельности. В этот период ребенок особенно верит взрослому, который является посредником между ним и окружающим его миром. М. И. Лисина, отмечая, что первой социальной потребностью ребенка является потребность в непосредственно эмоциональном общении со взрослым, «потребность во взрослом», утверждает, что ее появление зависит и от того, какую позицию занимают взрослые люди по отношению к ребенку6.
В исследованиях названных ученых убедительно доказано, что уже в течение пер -вого года жизни связь «ребенок - взрослый» наиболее тесная, взрослый становится центром каждой жизненной ситуации. Не случайно все ведущие ученые-психологи отмечают, что весь период дошкольного детства вращается вокруг взрослого человека , его задачи и целей.
В исследованиях О. В. Дыбиной мир взрослых представлен как носитель творческого начала, способов поведения и деятельности, который ярко раскрывается детям при ознакомлении с предметами как продуктами творческой мысли человека труда. В данном исследовании было доказано, что творческое начало взрослого становится ориентиром для ребенка, если оно действенно и побуждает ребенка вза-имодействовать со взрослыми, подражать ему, принимать его способы действия и поведения7.
Усиление действенности образца будет возможно тогда, когда будут учтены возрастные особенности детей и содержание образца войдет в структуру потребностей ребенка, действенность образца-ориентира будет зависеть от степени влияния человека на поведение и личность ребенка в целом, от того, какое место взрослый занимает в жизни ребенка.
Для настоящего исследования важно рассмотреть мир взрослых в соотношении его с трудовой активностью, показателем его трудолюбия и положительного отношения к труду. В этом плане интерес пред -ставляют исследования (А. Ш. Шахмано-вой, А. Г. Тулегеновой и др.).
В исследовании А. Ш. Шахмановой, посвященного воспитанию положительного отношения к человеку-труженику, отмечается, что ориентация ребенка на образ взрослого, как на образец поведения, нравственный эталон возможна при раскрытии им эмоционально-привлекательного образа трудящегося человека. Исследователь подчеркивала, что уже в течение периода дошкольного детства ребенок ориентируется на взрослого как на образец поведения. А. Ш. Шахманова определяла следующие условия, при которых у детей среднего дошкольного возраста можно сформи-ровать положительное отношение к человеку- труженику:
• формирование положительного отношения к обобщенному образу человека -труженика путем поэтапного раскрытия детям эмоционально-привлекательных образов конкретных людей труда;
• учет специфики уровней приближенности взрослого по отношению к ребенку;
• построение педагогического процесса на основе сопоставления положительных и отрицательных нравственных норм8.
Т. И. Тарабарина отмечала, что в процессе совместного труда взрослый выступает как образец трудовой активности, как личностно значимое для детей лицо. Чтобы взрослый человек выступал как образец деятельности для дошкольника, необходимо помнить, что труд должен быть интересен детям и личностно значимым, объем труда должен быть допустим с общепедагогической и гигиенической точек зрения, в совместной деятельности необходимо разделение функций между детьми и взрослыми9.
Исследования мира взрослого, его роли в формировании трудолюбия у детей свя-
зано с изменением формы взаимодействия ребенка со взрослым. В этом смысле интерес представляет исследование В. И. Тю-тюнника, который отмечал, что трудовое развитие ребенка, в частности его трудолюбие, зависит от смены стадий труда при условии активной позиции ребенка как субъекта данного процесса. В этом смысле трудовое развитие представляет собой развертывание новых форм взаимодействия, в которых ребенок выступает как субъект деятельности. Отмечая, что смена стадий труда связана с изменением сферы отношений ребенка со взрослым, В. И. Тютюнник полагает, что в этой ситуации должны быть соблюдены следующие условия:
• прямое научение (подчинение) ребенка взрослому;
• совместно разделенное взаимодей-ствие ребенка и взрослого;
• внешний контроль за самостоятель -ной деятельностью со стороны самого ребенка;
• самостоятельная деятельность (творческая или исполнительская)10.
Анализ данных исследований показал, что одним из главных условий становления личности ребенка, формирования его личностных качеств является взрослый человек как образец, модель в деятельности, поведении дошкольника. В связи с этим нам необходимо рассмотреть психологические особенности развития ребенка старшего дошкольного возраста, которые позволяют ему воспринимать взрослого как модель, образец в поведении и деятельности.
Рассмотрим особенности мотивацион-ной, когнитивной, эмоциональной, поведенческой , чувственной сфер детей старшего дошкольного возраста.
По мнению Б. Г. Ананьева, Л. И. Бо-жович, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Е. В. Субботского, С. Г. Якобсон и др., именно в период дошкольного детства происходит интенсивное развитие мотиваци-онной сферы личности, главным новообразованием которой является проявление
мотивов, связанных с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением и желанием быть похожими на них. Не менее значимым становится такой мотив, как интерес к содержанию и процессу новых, осваиваемых видов деятельности, в том числе и трудовой. На протяжении всей жизни человека значимыми являются общественные и личностные мотивы. Исследователями доказано, что в дошкольном возрасте общественные мотивы деятельности (например, стремление к достижению общего результата в деятельности, создание какого-либо продукта для другого человека) приобретают доминирующее влияние и становятся более значимыми, чем личные мотивы. Как общественные, так и личные мотивы находятся в определенных взаимоотношениях, соподчинении. Это соподчинение, иерархия мотивов и является важным новообразованием этого возрастного периода. Взрослый человек побуждает ребенка к установлению контактов с ним. Разнообразные социальные контакты ребенка с разными взрослыми способствуют структурированию социального мира ребенка и формированию отчетливого, дифференцированного представления о свойствах взрослых людей.
В рамках данного исследования важно рассмотреть особенности развития такого сложного психического процесса, как восприятие, а именно восприятие человека. Восприятие ребенком взрослого является не только важным условием удовлетворения потребности ребенка в общении, но и в познании, деятельности. Уже к концу первого года жизни взрослый выступает для ребенка не только как человек, способный удовлетворить органические потребности, но и как руководитель ориентировки в окружающем мире, как организатор знакомства с опытом взрослого, его деятельностью. Кроме этого, в период раннего возраста интенсивно происходит и развитие речи детей (Е. И. Тихеева, С. Л. Рубинштейн,
Л. А. Пеньевская и др.). Овладение речью оказывает значительное влияние на процесс формирования у ребенка восприятия взрослого. По мнению А. А. Бодалева, взрослый начинает выступать в восприятии ребенка как лицо, обладающее не только непосредственными чувственно данными свойствами, но и сигнализируемыми ими психическими свойствами. Ученый отмечает, что положительную оценку дети дают тому взрослому, к которому испытывают доверительные отношения и привязанность. Таким образом, активно развивающаяся социальная перцепция способствует тому, что ребенок начинает дифференцировать не только внешний облик взрослого, но и глубже воспринимает его с разных сторон, выделяя существенные качества и свойства его личности (в том числе и трудолюбие как интегративное качество личности)11.
Формирование произвольного внимания, согласно исследованиям А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского и др., начинается с того момента, когда взрослый посредством слов, жестов привлекает внимание ребенка к определен -ным явлениям социальной жизни. Постепенно ребенок самостоятельно начинает пользоваться этими средствами для организации своего внимания, в результате чего оно приобретает произвольный ха-рактер. Мы согласны с мнением исследователей (Л. С. Выготский, А. В. Петровский, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин, О. М. Дьяченко и др.) о том, что решающее значение для формирования внимания и придания ему произвольного характера имеет деятельность ребен-ка (трудовая), в которой ребенок учитыва-ет правила, требования, оценку, которую ему дают взрослые.
Согласно исследованиям А. Г. Ананьева, одной из важных предпосылок форми-рования у ребенка трудовой деятельности, умения действовать с предметами, орудия-
ми труда являются изменения, происходящие в сенсорной и моторной сферах ребенка. Ученый утверждает, что уже на первом году жизни происходит интенсивное формирование произвольных движений руки, закладываются основы согласованной работы руки и глаза. Во многом эти «преобразования» объясняются тем, что с ранних лет ребенок видит действия, которые совершает взрослый человек. Сам смысл трудовых действий ребенку еще не понятен, но главное состоит в том, что ребенок хочет выполнить трудовые действия12.
Большую роль в формировании у ребенка осознанного отношения к взрослому, к его деятельности играет мышление. Основой мышления детей дошкольного возраста являются знания и представления, получаемые ребенком в процессе познания окружающего мира. Н. Н. Поддъяковым было выделено два пути формирования представлений детей об окружающем. Первый путь - это формирование в процессе непосредственного восприятия предметов, но без их практического преобразования. Второй путь заключается в формировании представлений в процессе практической деятельности самого ребенка. Эту этап-ность в формировании представлений дошкольника важно учитывать при организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста13.
В период дошкольного возраста осуществляется развитие произвольности поведения. Первоначально это происходит под влиянием указаний взрослого, затем ребенок начинает самостоятельно управлять свои поведением, подчиняя его решению какой-либо задачи, достижению какой-либо цели. Но ребенок контролирует не только свое поведение, но и познавательные процессы - восприятие, память, мышление. Все это обеспечивает не только планирование деятельности самим ребенком, но и ее контроль.
У дошкольника появляется способность оценивать деятельность другого человека (А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эль-конин, А. В. Запорожец и др.). Учитывая эту особенность, можно говорить о формировании у детей интереса к трудовой деятельности взрослого, ее результатам, представление о своих возможностях в плане ее осуществления.
Происходит и дальнейшее развитие нравственных, эстетических, интеллектуальных чувств, их дифференциация, углубление, что способствует формированию трудолюбия детей в процессе ознакомления с миром взрослых.
В трудовой деятельности, которая направлена на достижение результата (создание продукта), полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, удовлетворение от выполнения своих обязанностей. Чувства ребенка к возрасту пяти лет теряют ситуативность, становятся более глубокими по своему смыслу. В этот период формируется эмоциональное предвосхи-щение, которое заставляет ребенка переживать за результаты своей деятельности, предвидеть реакцию людей на то или иное действие. Старший дошкольник может предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты свой деятельности.
При изучении особенностей восприятия и осмысления мира взрослых важно учитывать тот факт, что данный процесс происходит на протяжении всей жизни ребенка, претерпевая изменения на каждом этапе развития. Но именно в дошкольном возрасте формируются первые устойчивые отношения ребенка с миром взрослых.
Мы полагаем, что процесс формирования трудолюбия как интегративного качества личности ребенка старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром взрослых может быть представлен в виде концептуальной модели.
Чтение юмористической английской литературы как средство развития иноязычной..
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
2 Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1960.
3 Шахманова А. Ш. Воспитание у детей пятого года жизни положительного отношения к человеку-труженику: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1989.
4 Козлова С. А. Формирование общественной направленности дошкольников в процессе познания социальной действительности: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. М., 1988.
5Выготский Л. С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997.
6 Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
7 Дыбина О. В. Формирование у старших дошкольников отношения к творческому началу в личности взрослого человека (на материале ознакомления с предметным миром) Дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. М., 1992.
8 Шахманова А. Ш. Указ. соч.
9 Тарабарина Т. И. Формирование положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослыми (в условиях детского дома): Автореф. дис. ... канд. пед.наук. М., 1995.
10 Тютюнник В. И. Начальный этап развития субъекта творческого труда (оптимистическая теория личности). М.: РПО, 2003.
11 Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.: Из-дво Ленинградского университета, 1970.
12 Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 1.
13 Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1971.