УДК 657.6
ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В КРУПНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЯХ
Кондрашов Д.Э., аспирант кафедры «Аудит и контроль», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской
Федерации», e-mail: [email protected]
В статье описаны особенности внутреннего контроля в крупных корпорациях с участием государственного капитала, разобраны сходства и различия между ОАО «РЖД» и Госкорпорацией «Росатом».
Ключевые слова: внутренний контроль, ОАО «РЖД», Госкорпорация«Росатом», риски, комплаенс.
FEATURES OF INTERNAL CONTROL SYSTEMS IN STATE CORPORATION
Kondrasov D., the post-graduate student, Audit and Control chair, FSBEI HE «Financial university under the government of the Russian
Federation», e-mail: [email protected]
The article offers analysis of some internal control systems features, gives the differences and similarities between JSC «Russian Railways»andROSATOMState Atomic Energy Corporation.
Keywords: internal control, COSO, JSC «Russian Railways», ROSATOM State Atomic Energy Corporation, risks, compliance.
В настоящее времяв крупных развитых и развивающихся странах в деятельности различных экономических субъектов отмечается тенденция к усилению корпоративного контроля. Интегрированная система внутреннего контроля в широком смысле этого понятия включает методы внутреннего аудита, контрольно-ревизионные функции, элементы системы риск-менеджмента, систему менеджмента качества, а также службу внутреннего контроля, распространенную как вертикально в организационной структуре, так и горизонтально, контролируя все этапы бизнес-процессов в компании. Внутренний контроль - это важная составляющая системы управления, упрощающая путь к достижению целей, поставленных собственниками и, в ряде случаев, позволяющая оптимизировать бизнес-процессы, тем самым увеличивая доходность бизнеса. Эффективность деятельности любой компаний во многом зависит от достоверной и своевременной информации о проводимых операциях, их соответствии законодательным нормам и стратегическим целям собственников, следовательно, грамотноорганизован-ной системы внутреннего контроля (СВК). Поле деятельности современных систем контроля — это не столько выявление текущих нарушений, злоупотреблений и проблем бизнеса, сколько прогнозирование и оценка вероятности их появления в будущем и выработка мер по минимизации или предотвращению возможных убытков.
Построение релевантной СВК в корпорациях с участием государственного капитала усложняется на порядок, т.к. такому хозяйствующему субъекту приходится руководствоваться политическими, социальными и другими аспектами жизни общества и государства при составлении своей стратегии и соответственно не всегда учет коммерческого интереса будет приоритетным направлением. В условиях Российской экономики госкорпорациям в первую очередь необходимо учитывать правовой аспект, особенно любопытен тот факт, что отработка практических рекомендаций по внедрению нового законодательства в бизнес среду проходит именно на примерах компаний с долей государственного капитала.Следует обратить внимание на то, что к настоящему времени с понятием внутреннего контроля связано множество действующих нормативных документов - см. список литературы.
Стоит отметить, что несмотря на полный охват законодательного поля в области внутреннего контроля, многие документы носят рекомендательный характер, служа примером лучших практик по организации СВК, но не выдавая перечня рекомендаций по внедрению, реинжинирингу и поддержанию в релевантном состоянии СВК, что в свою очередь не может не сказываться на общем уровне и скорости распространения СВК в России.
Некоторая путаница с датами принятия законов связана с тем, что обязательность внутреннего контроля была внесена поправками в уже существующие нормативные акты.
Отдельно стоит упомянуть следующие законодательные акты:
■ Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
■ Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗО противодействии коррупции
Два выше перечисленных закона, полностью соответствуют международным требованиям и разрабатывались с учетом лучших практик. Данные законы направлены на предотвращение мошенничества, снижения уровня коррупции и повышение прозрачности экономической деятельности. Кризис 2008 года показал недостаточность предпринятых шагов по оздоровлению страновых экономик, а точнее не полное или халатное отношение к процессам внутреннего контроля как со стороны государства, так и компаний, что, в конечном счете, привело к масштабным негативным последствиям. Де-факто в полную силу законодательство в области отмывания доходов и коррупции вступает в силу буквально на наших глазах, что показывает низкий уровень проработанности данного вопроса.
Рассмотрим особенности построения внутреннего контроля и структур ОАО «РЖД» и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», являющихся одними из лидеров по внедрению и совершенствованию прогрессивных методов хозяйствования. Хотелось бы так же отметить, что, не смотря на публичность этих корпораций, шаблоны годовых отчетов существенно отличаются как по форме представления, так и по содержанию информации, что в целом осложняет анализ и в совокупности создает впечатление некоторой непрозрачности предприятий. Например, ОАО «РЖД» показывает структуру группы процессов аудит и контроль, но технологию аудиторской проверки, методологию и степень интегрированности подразделений их состав и структура остаются в неизвестными. Госкорпорация«Росатом» размещает в свободном доступе регламенты и инструкции для внутренних аудиторов и контролеров, но структура подразделений так же остается неизвестной. Для начала обратим внимание на организационную структуру управления корпораций (согласно годовому отчету), т.к. контроль является пусть и важной, но функцией управления и, соответственно, отражает некоторые существенные особенности структуры компаний:
Как можно заметить структуры управления отличаются, но это связано с тем, что принцип отнесения того или иного подразделения к структуре корпоративного управления в годовом отчете различен,вот почему и возникает видимая разница.В сущности, отличий на макроуровнеочень мало:
■ Разные организационно-правовыеформы
■ Отсутствие у госкорпорации«Росатом» собрания акционеров
■ Отсутствие у ОАО «РЖД» ярко выраженной и выделенной в отдельные структуры Риск-менеджмента
Первой особенностью - данных корпораций является их уникальное положение в отрасли,фактически они монополисты в своем сегменте отрасли и крупнейшие игроки в отрасли, имею-
Структура управления ОАО «РЖД»
щие государственную поддержку. Для построения СВК важно то, что укрупненно всю деятельность таких корпораций можно разделить на коммерческую и социально-политическую и если с первой группой бизнес-процессовдля построения системы контроля все относительно прозрачно и методология с методикой отработаны, то вторая группа налагает как дополнительные проверки расходования бюджетных средств проводимые счетной палатой, так и дополнительную социально-политическую ответственность и обязательства перед законодательством РФ, что существенно повышает репутационные риски, а соответственно СВК в первую очередь ориентируется на процедуры комплаенса.
Вторая особенность - данные компании являются сложноструктурированными вертикально-интегрированными холдингами, состоящими из подразделений с широкой автономией и специализирующихся на определенных видах деятельности, ведущими бизнес не только в России, но и за рубежом. Что в свою очередь требует учитывать не только местное, но и зарубежное законодательство в т.ч. вести учет и отчетность не только по РСБУ но и МСФО с GAAP. Простое решение, прописанное в
уставе по сути требующее копировать структуры СВК среди компаний, входящих в холдинг, в т.ч. дочерних представляется надежным, но вероятно достаточно затратным и в некоторых случаях не эффективным.На рисунке ниже видна примерная структура СВК ОАО «РЖД» к сожалению, в открытом доступе отсутствуют регламенты по проведению контроля или аудита и точная информация о иерархии в системе внутреннего контроля.
Внутренний контроль в холдинге ОАО «РЖД» осуществляют: ревизионная комиссия, комитет по аудиту и рискам совета директоров ОАО «РЖД», Центр внутреннего аудита «Желдорау-дит», Центр внутреннего контроля «Желдорконтроль», Центр технического аудита (ЦТА), Центр по организации противодействия коррупции, Инспекция при президенте ОАО «РЖД».
Остановимся несколько подробнее на каждом из выше перечисленных подразделений:
+ Комитет по аудиту и рискам совета директоров ОАО «РЖД»
Комитет по аудиту и рискам является высшей инстанцией в СВК компании, как правило комитеты и комиссии при совете
Органы управления Госкорпорации«Росатом»
Г
Общая характеристика структур СВК в ОАО РЖД
директоров создаются «для углубленной проработки вопросов, входящих в компетенцию совета директоров либо изучаемых советом директоров в порядке контроля деятельности исполнительных органов общества, совет директоров может создавать комитеты и комиссии из числа своих членов, работников общества и привлеченных лиц». Новые стандарты по улучшению качества внутреннего контроля требуют личной вовлеченности совета директоров в процессы внутреннего контроля, создание данного комитета показывает, что ОАО РЖД выделяет процессы внутреннего контроля, как приоритетные и жизненно важные для процветания бизнеса, а также заботится о высоком уровне независимости служб СВК.
+ Ревизионная комиссияОАО «РЖД»
Ревизионная комиссия является контролирующим органом Совета директоров, с правом проводить как полные, так и частичные проверки деятельности компании с целью подтверждения достоверности, полноты и соответствия стратегическим целям отчетности стандартов и нормативов компании, а также совершенствования качества служб СВК.Состав ревизионной комиссии ОАО «РЖД» не входят лица, занимающие должности в органах управления компании или ее сотрудники, что обеспечивает ее независимость.
+ Центр внутреннего контроля «Желдорконтроль»
Центр внутреннего контроля «Желдорконтроль» является контролирующим органом правления компании, подотчетный через директора департамента ОАО «РЖД» по внутреннему контролю и аудиту, к функциям центра относятся разработка планов, новых направлений, форм и методов проведения внутреннего аудита и контроля финансово-хозяйственной деятельности в ОАО «РЖД».
+ Центр внутреннего аудита «Желдораудит»
Центр внутреннего аудита «Желдораудит» является контролирующим органом правления компании, подотчетный через директора департамента ОАО «РЖД» по внутреннему контролю и аудиту, к функциям центра относятся организация и проведение внутреннего аудита, направленного на повышение эффективности и результативности бизнес-процессов ОАО «РЖД», сохранность активов, соблюдение требований законодательства Российской Федерации и внутренних документов ОАО «РЖД».
+ Центр технического аудита
Центр технического аудита является контролирующим органом правления компании, к функциям центра относится обеспечение качества поставляемых на инфраструктуру ОАО «РЖД» технических средств и их составных частей. Проведение аудита систем менеджмента качества, технического аудита, инспекционного и приемочного контроля.
+Центр по организации противодействия коррупции
Центр по организации противодействия коррупцииявляется контролирующим органом правления компании, к функциям центра относится организация противодействия коррупции, организация и координация процессов противодействия коррупции в подразделениях аппарата управления, филиалах, структурных подразделениях, негосударственных учреждениях ОАО «РЖД» и в установленном порядке дочерних обществах ОАО «РЖД».
Как следствие такого большого количества подразделений, занимающихся внутренним контролем СВК корпорации считается одним из самых надежных и эффективных, множественное перекрытие зон ответственности подразделений и интеграция риск-ориентированной модели внутреннего контроля, а также значительные средства, затрачиваемые на унификацию и распространения системы корпоративного управления, позволяют существенно упростить проверку и фактически превратить ее в непрерывный мониторинг.
Внутренний контроль в Госкорпорации «Росатом» осуществляют: ревизионная комиссия, совет по повышению прозрачности деятельности, отдел контроля конкурентной политики, департамент контрольно-ревизионной деятельности, управление внутреннего аудита.
Краткая характеристика подразделений СВК госкорпорации:
■ Ревизионная комиссия является контролирующим органом Наблюдательного совета корпорации, с правом проводить как полные, так и частичные проверки деятельности корпорации с целью подтверждения достоверности, полноты и соответствия стратегическим целям отчетности стандартов и нормативов компании, а также совершенствования качества служб СВК. Состав ревизионной комиссии не входят лица, занимающие должности в органах управления корпорации или ее сотрудники, что обеспечивает ее независимость. Стоит так же отметить, что положение о ревизионной комиссии за исключением некоторых деталей полностью соответствует таковому в ОАО «РЖД»
■ Департамент контрольно-ревизионной деятельности осуществляет контроль соблюдения Корпорацией и ее организациями требований нормативных правовых актов Российской Федерации, решений органов управления Корпорации и локальных и нормативных правовых актов Корпорации и ее организаций, ответственен за повышение показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций Корпорации,выявление причин отклонений реальных показателей от плановых значений, скрытых потерь в использовании ресурсов организаций Корпорации и осуществлении контроля надежности, достоверности и полноты финансовой и управленческой отчетности организаций Корпорации.
Общая характеристика структур СВК в Госкорпорации Росатом
■ Управление внутреннего аудита ответственно: за повышение релевантности и надежности систем внутреннего контроля и системы управления рисками в Корпорации и ее организациях, за обеспечение контроля над эффективным использованием средств федерального бюджета и собственных средств Корпорации, за осуществление положений политики в области внутреннего контроля в части имеющихся компетенций, за контроль исполнения корректирующих мероприятий в процессе и после их выполнения по итогам контрольных мероприятий, за координацию, планирование и апробацию методологии контрольной деятельности, а так же за обеспечение эффективности управления процессами «Внутренний аудит», «Внутренний государственный финансовый контроль (аудит)» и «Управление координацией, планированием и методологией контрольной деятельности».
К сожалению мировая тенденция к усилению роли контрольных инструментов корпоративного управления редко в полной мере находит отражение в российских компаниях. Создание эффективных систем внутреннего аудита, контроля и управления рисками, отвечающих современным требованиям, является важнейшим элементом управления компанией, одним из необходимых условий обеспечения эффективности экономической деятельности, финансовой устойчивости, повышения инвестиционной привлекательности и динамического развития корпорации.
Опыт ведущих российских корпораций, работающих в связи с состоянием экономики и ряда политических трендов страны в сложных, зачастую кризисных условиях, представляет значительную ценность и может быть успешно адаптирован для малого и среднего бизнеса, который сегодня также переживает нелегкие времена.
Литература:
1. http://rzd.ru/
2. http://www.rosatom.ru/
3. Ст. 19, 5«Внутренний контроль» Федеральный закон от 6
декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
4. Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 года);
5. П. 41 и п. 42 Правила (стандарта) № 8 (Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»);
6. П. 15-18 ст. 38 Федерального закона от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;
7. Ст. 10 Федерального закона от 7 февраля 2011 года «7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»;
8. Ст. 9 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях»;
9. Ст. 85 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
10. Положение ЦБ РФ от 16 декабря 2003 года № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»;
11. Информационное письмо Минфина РФ от 14 сентября 2012 года «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности (ПЗ-9/2012)»;
12. П. 16 плана Минфина РФ на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности (утв. приказом Минфина РФ от 30 ноября 2011 года № 440);
13. Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 года № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения»;
14. Ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
15. EmployeeOwnership: RevolutionorRipoff
16. https://na.theiia.org/standards-guidance/recommended-guidance/Pages/Practice-Advisories.aspx