О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОДСИСТЕМ ОРГАНИЗАЦИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ Носачевский Константин Александрович, аспирант (e-mail: [email protected]) Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия
В данной статье раскрываются особенности организационного устройства отечественных предприятий с государственным участием с точки зрения управленческого контроля. Обращено особое внимание на своевременность корректировки параметров развития организации, учет изменений внутренней и внешней среды, минимизацию рисков.
Ключевые слова: контроль, система менеджмента, управление, государственное участие.
В современных условиях развития экономики, усиления конкуренции важное значение имеет обеспечение эффективности функционирования систем управления предприятиями.
Принимая во внимание сосредоточение на предприятиях с государственным участием достаточно большого количества ресурсов и, как следствие, относительно высокого потенциала развития таких компаний, особую актуальность приобретают вопросы организации эффективной подсистемы управленческого контроля.
В настоящее время в России одной из крупнейших госкорпораций является «Росатом». Госкорпорация объединяет активы в области атомной энергетики, проектирования и сооружения атомных электростанций, энергетического машиностроения [2].
Рассмотрим на примере данной госкорпорации организацию системы управленческого контроля.
Система внутреннего контроля госкорпорации «Росатом» регламентируется несколькими основными документами, в их числе - Политика в области внутреннего контроля, Положения об Управлении внутреннего контроля, о Департаменте контрольно-ревизионной деятельности, Ревизионной комиссии, об отделе контроля конкурентной политики [5].
К компетенции Наблюдательного совета - высшего органа управления государственной корпорацией относятся, в том числе утверждение стратегии и соответствующей ей программы развития организации, предусматривающей выполнение производственных и финансовых показателей.
Правление представляет собой коллегиальный исполнительный орган, в состав которого входят генеральный директор и его заместители.
Управленческий контроль в данной организации осуществляется Ревизионной комиссией, Советом по повышению прозрачности деятельности, отделом контроля конкурентной политики, Департаментом контрольно-ревизионной деятельности и Управлением внутреннего контроля.
Ревизионная комиссия представляет собой контролирующий орган наблюдательного совета корпорации. Она осуществляет подтверждение достоверности, полноты и соответствия стратегическим целям отчетности организации; вносит предложения по совершенствованию качества служб системы внутреннего контроля; осуществляет контроль за эффективным и целевым расходованием бюджетных средств, специальных фондов и иного имущества [4].
Совет по повышению прозрачности деятельности создан с целью обеспечения выполнения задач по совершенствованию системы управления закупочной деятельностью госкорпорации. В состав Совета входят в том числе представители малого бизнеса, научного и вузовского сообщества. Деятельность данного Совета ориентирована, в частности на формирование единых стандартов закупок для нужд госкорпорации, дополнительное регулирование всего цикла антикоррупционной деятельности, связанной с закупочными процедурами [5].
Служба внутреннего контроля и аудита представляет собой ключевое структурное подразделение по организации и оптимизации проверок отчетности на предприятии, постоянно взаимодействует с профильными министерствами и ведомствами, Счетной палатой России [5].
Управление внутреннего контроля ответственно за повышение надежности систем внутреннего контроля и системы управления рисками, а также за обеспечение эффективности использования средств федерального бюджета. Реализация крупных отраслевых проектов, таких как, например, строительство атомных электростанций, требует постоянного совершенствования системы управленческого контроля, особенно в части определения факторов риска для выявления приоритетных направлений контроля на разных уровнях управления. Данное Управление актуализирует реестры рисков, координирует работу информационной системы мониторинга и контроля, позволяющей агрегировать и анализировать лучшие практики, типовые управленческие решения в производственной сфере [5].
Департамент контрольно-ревизионной деятельности осуществляет контроль соблюдения требований нормативных правовых актов Российской Федерации, решений органов управления госкорпорации и локальных нормативных актов, проводит анализ и оптимизацию показателей финансово-хозяйственной деятельности, а также осуществляет контроль надежности, достоверности и полноты финансовой и управленческой отчетности структурных подразделений госкорпорации [5].
Отдел контроля конкурентной политики ответственен за повышение эффективности использования средств федерального бюджета и собственных средств госкорпорации посредством проведения соответствующих мероприятий. Отдел ведет реестр недобросовестных поставщиков и осуществляет контроль вопросов, связанных с конкурентной политикой [4].
По аналогии с описанным выше механизмом построены системы управленческого контроля и в других государственных корпорациях.
Рассматривая специфику осуществления управленческого контроля в организациях с государственным участием, приведем пример ОАО «РЖД». Все акции общества принадлежат Российской Федерации.
Функционирование системы внутреннего контроля ОАО «РЖД» регламентируется Положением об организации внутреннего аудита, о системе внутреннего контроля, о Комитете по аудиту и рискам Совета директоров, о Ревизионной комиссии. Соответственно управленческий контроль в организации осуществляют: Ревизионная комиссия, Комитет по аудиту и рискам Совета директоров организации, Центр внутреннего аудита, Центр технического аудита, Центр внутреннего контроля, Центр по организации противодействия коррупции, Инспекция при президенте ОАО «РЖД» [6].
Ревизионная комиссия представляет собой контролирующий орган Совета директоров. Она наделена правом проводить проверки деятельности организации с целью подтверждения достоверности, полноты и соответствия отчетности стратегическим целям, а также совершенствования качества служб системы внутреннего контроля [4].
Комитет по аудиту и рискам Совета директоров является высшей инстанцией в системе внутреннего контроля компании. Комитет разрабатывает новые стандарты по улучшению качества внутреннего контроля, создает условия для обеспечения независимости служб системы внутреннего контроля [6].
К функциям Службы внутреннего контроля относятся разработка планов, новых направлений, форм и методов проведения внутреннего аудита и контроля финансово-хозяйственной деятельности в организации.
Центр внутреннего аудита выступает контролирующим органом правления компании. К функциям Центра относятся контроль сохранности активов, организация и проведение внутреннего аудита организации, направленного на контроль и повышение эффективности и результативности бизнес-процессов, соблюдение требований внутренних документов, а также законодательства Российской Федерации [6].
Задачей Центра по организации противодействия коррупции является организация процессов противодействия соответствующих нарушений в структурных подразделениях и подразделениях аппарата управления компании [6].
Центр технического аудита представляет собой контролирующий орган правления компании, задачей которого является обеспечение должного качества технических средств и их составных частей, поставляемых организации, проведение инспекционного и приемочного контроля, аудита систем менеджмента качества [4].
Наличие такого числа подразделений, занимающихся внутренним контролем в компании, на практике представляется достаточно эффективным, поскольку охватывает все зоны ответственности подразделений.
В системе менеджмента еще одной крупной компании -ПАО «Аэрофлот», большая часть акций которого принадлежит Российской
Федерации, внутренний контроль финансово-хозяйственной деятельности также осуществляется специально созданными структурами: Ревизионной комиссией, Комитетом по аудиту Совета директоров, органами управления, а также Департаментом внутреннего аудита [7].
Ревизионная комиссия осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью ПАО «Аэрофлот» с целью получения уверенности в том, что деятельность организации строится в соответствии с интересами акционеров и не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Департамент внутреннего аудита функционально подчинен Совету директоров ПАО «Аэрофлот» и Комитету по аудиту Совета директоров и находится в прямом подчинении у генерального директора. Деятельность Департамента внутреннего аудита направлена на обеспечение: экономической эффективности и результативности работы организации, достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов, достоверности информации о финансово-хозяйственной деятельности, соблюдения требований законодательства [7].
Департамент управления рисками ПАО «Аэрофлот» осуществляет поддержку работы комплексной системы управления рисками в компании с использованием математических моделей. Функции управления финансовыми, операционными, правовыми и бизнес-рисками распределены между Советом директоров, Правлением, Комитетом по аудиту при Совете директоров и другими структурными подразделениями ПАО «Аэрофлот», то есть по всем уровням управления [7].
С учетом особенности деятельности компании управление рисками позволяет в том числе своевременно повышать квалификацию сотрудников, поддерживать техническое состояние парка воздушных судов и инфраструктуры, применять передовые технологии для обеспечения безопасности полетов.
Таким образом, высокий уровень конкуренции, рост темпов протекания бизнес-процессов, применяемые к экономике нашей страны санкции усиливают в настоящее время важность использования эффективных подходов к функционированию системы управленческого контроля на предприятиях с государственным участием. Описанная выше разветвленная многоуровневая системы управленческого контроля, которая действует на предприятиях с государственным участием позволяет своевременно и скоординировано производить корректировку параметров развития организации, учитывать изменение внутренней и внешней среды, минимизировать риски.
Список литературы
1. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СПС «Консультант Плюс».
2. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии Росатом» // СПС «Консультант Плюс».
3. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СПС «Консультант Плюс».
4. Сластенко А. А. Системы внутреннего контроля в государственных корпорациях // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, № 4. 2017 [Электронный ресурс] URL: http://naukovedenie.ru/PDF/75EVN417.pdf (дата обращения 04.06.2018)
5. Официальный сайт ГК «Росатом»: [Электронный ресурс] URL: http://www.rosatom.ru (дата обращения 04.06.2018)
6. Официальный сайт ОАО «РЖД»: [Электронный ресурс] URL: http://www.rzd.ru (дата обращения 04.04.2018)
7. Официальный сайт ПАО «Аэрофлот»: [Электронный ресурс] URL: https://www.aeroflot.ru/ru-ru (дата обращения 04.06.2018)
8. Проблемы ресурсного обеспечения экономического роста в регионах ЦФО/ Ми-накова И.В., Коварда В В.// Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2010. № 2 (37). С. 57-61.
9. Управление социально-экономическим развитием региона: теоретико-методические основы и институциональные ограничения/ Минакова И.В., Ермолаев Д.В.// монография /. Курск, 2012.
10. Теоретико-методические аспекты анализа обеспеченности территорий трудовыми ресурсами/ Минакова И.В., Коварда В.В., Шевякин А.С.// Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2011. Т. 3. № 3. С. 11-14.
11. Факторы, сдерживающие инновационно-ориентированные инвестиции в российской экономике/ Минакова И.В., Кудина О.В.// Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2009. № 2 (29). С. 59-63.
12. Некоторые аспекты государственного регулирования доходов населения в современной России/ Минакова И.В., Сухорукова Л.Н., Чертова О.Ю.// Современные исследования социальных проблем. 2010. № 2. С. 43-45.
13.Управление инвестиционными процессами в регионе на основе использования информационных технологий/ Минакова И.В., Кудина О.В., Марганова О.Н., Коварда В.В.// Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2011. № 6. С. 100-105.
14.Ресурсное обеспечение устойчивого развития России/ Минакова И.В., Коварда В.В.// Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2012. № 1. С. 88-97.
15. Особенности воспроизводства трудовых ресурсов в российских регионах/ Минакова И.В., Марганова О.Н., Коварда В.В.// Экономические науки. 2010. № 62. С. 249-252.
Nosachevskiy Konstantin Aleksandrovich, postgraduate student
(e-mail: [email protected])
The Southwest State University, Kursk, Russia
ON ACTIVITIES OF THE FUNCTIONAL SUBSYSTEMS
ORGANIZATIONS WITH STATE PARTICIPATION
IN THE SYSTEM OF MANAGEMENT CONTROL
Abstract. This article describes the features of the organizational structure of domestic enterprises with state participation in terms of management control. Special attention is paid to the timeliness of adjusting the parameters of the organization's development, accounting for changes in the internal and external environment, minimizing risks. Keywords: control, management system, management, state participation.