ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ:
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Е. А. ШЕБУНЯЕВА, А. А. ЛОКОТКОВ
С целью изучения влияния сектора информационных технологий на экономический рост, в статье проведен анализ зарубежного опыта развития и использования ИТ. Выявлены основные особенности и проблемы внедрения информационных технологий в национальные экономики различных стран. Страны активно формируют концепцию электронного развития (e-development), которая намного шире, чем «электронное правительство» (e-government), поскольку включает также частный сектор, организации гражданского общества и граждан.
Ключевые слова: экономический рост, экономика знаний, информационные технологии.
Информационные технологии невероятно активно распространяются во всем мире, их сила заключается в способности модернизировать экономические системы и возможности общества, они улучшают условия жизни во всем мире. Работа ИТ-сектора является крайне важной как для развитых стран, так и для стран с развивающейся экономикой. С его помощью можно усилить потенциальную и долгосрочную конкурентоспособность развитых стран. А также способствовать структурным преобразованиям развивающихся стран, увеличению эффективности их экономик, решению экономических и социальных проблем, созданию более развитой экономики.
Информационные технологии представляют собой важный фактор интенсивного экономического роста. Их уникальность в способности функционировать как основной элемент инфраструктуры для эффективного развития отраслей промышленности и увеличения производительности труда. Эта способность крайне важна для развития экономики стран и повышения конкурентоспособности в долгосрочной перспективе.
Помимо поддержки экономической устойчивости страны, информационные технологии также могут играть ведущую роль в создании и экологической и социальной устойчивости, как в пределах собственного сектора так и как инфраструктура внутри других отраслей.
Технологии играют значительную роль в построении экономики любой страны. Достижения в компьютерной сфере, хранении данных и телекоммуникациях пронизывают целые кластеры новых продуктов, услуг и отраслей промышленности. Эти успехи вызревали десятилетиями.
Однако лишь в самые последние годы их относительно независимые пути развития пересеклись, породив взрывной синергетический эффект, последствия которого были немыслимы еще совсем недавно.
В результате этих фундаментальных инноваций экономика становится «легче», устойчиво двигаясь в сторону производства такой продукции, в которой все больше воплощено интеллектуального и все меньше физического капитала. Инвестиции в информационные технологии в решающей степени определяют экономический рост. Так, при доле в ВВП США 8,3 % информационные технологии определяли до одной трети общего экономического роста в 1995-1999 гг. Инвестиции в оборудование и программное обеспечение по обработке информации превысили одну треть от общего объема иностранных инвестиций в экономику США. С 1990 по 1997 гг. количество ГГ-фирм в экономике США увеличилось на 120 % [1].
Технологические инновации чрезвычайно важны в новой экономике по двум причинам. Во-первых, ГТ-сектор сам по себе высокопродуктивен и его рост благотворно сказывается на всей экономике. Во-вторых, проникновение информационных технологий в другие сектора экономики принципиально меняет их характер, делает более продуктивными как их человеческий, так и физический капитал за счет изменения самих форматов ведения бизнеса. Заводы становятся все более автоматизированными. Организация труда рабочих становится все более гибкой, а сами работники все более мотивированы к высокоэффективной деятельности. Связи между производителями и продавцами становятся все более тесными, что
позволяет существенно снижать уровень запасов. А это серьезный шаг к снятию проблемы кризиса перепроизводства как таковой.
Меняются и границы фирм по мере роста их готовности к использованию информационных технологий во всех видах деятельности. Впрочем, технология - это лишь средство. По-настоящему революционной она становится тогда, когда начинает менять сам характер бизнеса, организацию труда, работу с поставщиками и потребителями продукции, взаимодействие с персоналом.
Таким образом, инвестиции в информационные технологий, которые способствуют интенсивному экономическому росту, во многом зависят от государственной поддержки (или противодействия на государственном уровне). Именно государство ответственно за национальный инвестиционный климат. Если он благоприятен, то появляется основа для развития любой экономики (как новой, так и традиционной) - сбережения, трансформирующиеся в инвестиции, которые и питают модернизацию народного хозяйства. Понятно, что без серьезного, устойчивого потока инвестиций о развитии информационных технологий не может быть и речи.
В современных условиях новые научные открытия, технологические инновации, рост качества интеллектуального капитала, динамичное развитие информационно-компьютерных технологий, электронной коммерции, средств мобильной связи, расширение бизнес-пространства становятся важнейшими факторами экономического роста. Современную экономику, базирующуюся на передовых информационных технологиях, на новых научных знаниях, называют «новой», «информационносетевой» экономикой или экономикой знаний.
Активное внедрение информационных технологий во все сферы экономики и общества - важнейшая технологическая особенность развития современной мировой экономики. В процессе информатизации экономики информационные и технологические прорывы тесно переплетаются в единый процесс, который имеет тенденцию к са-моускорению. Это означает непрерывное развитие информационных технологий, следствием чего является качественное обновление технологической основы производства. При этом внимание акцентируется на диверсификации структуры экономики, развитии некапиталоемких отраслей, информационно-коммуникационных технологий, что должно привести к ускорению экономического роста.
Рассмотрим более подробно, какое место сектор информационных технологий занимает в эко-
номиках разных стран мира. Где он наиболее успешно используется и действительно ли ведет к экономическому развитию.
Индия. Уникальная особенность этой страны заключается в том, что она как ни одна другая страна сочетает в себе черты традиционного и техногенного общества. Успех Индии на мировом рынке информационных технологий часто рассматривают как ответ индийской цивилизации на вызов Запада, который во многом обусловлен самобытностью страны, особым менталитетом и древними традициями ее науки. Этой стране исторически свойственна высокая степень восприятия достижений новейшей технологии и умения населения пользоваться ими. Индия принадлежит к классу хозяйственных систем, которому свойственны огромные масштабы территории, большая численность населения, богатство природных ресурсов и многообразие конфессиональных различий. А в последние два десятилетия бурное развитие информационных технологий и достижения ИТ-революции в стране все чаще заставляют говорить в мире о новом «индийском чуде» - технологическом. С начала 2000 гг. Индия является мировым лидером по объему экспорта продукции ИТ-отрасли и занимает доминирующее положение на глобальном рынке ИТ-аутсорсинга [6].
В последние двадцать лет в стране идет активный процесс развития информационного общества. В конце прошлого века Индия вступила в эпоху реформ и либерализации экономики, эти преобразования продолжали и развивали то лучшее, что было завоевано раньше, а не проходили под лозунгом отказа от прошлого. В стране осуществлялась смена модели, а не системы. При этом в основу развития ставилась модернизация в области науки, технологии и производительности труда.
В начале 1970 гг. была принята государственная программа, которая обеспечивала максимально выгодные условия для национальных компаний, занятых разработкой программной продукции: для ИТ-компаний предусматривались субсидии на развертывание экспортноориентированного производства, льготное кредитование, снижение таможенных ставок на ввоз зарубежного оборудования. Одновременно создавались специализированные индустриальные зоны с преференциальным налогообложением, вводилась практика присвоения компаниям престижного статуса экспортноориентированной фирмы, предоставлявшего им расширенные права и возможности предпринимательства [6]. Первое упоминание об экспорте из Индии программного обеспечения относится к 1974 г.
В 1986 г. Раджив Ганди провозгласил новую политику образования (National Policy on Education), в которой подчеркивалась необходимость увеличения финансовой и организационной поддержки системы образования, также в этом году в Индии была принята новая государственная программа развития и экспорта программного обеспечения (Software Exports, Software Development and Training Policy), которая впервые рассматривала развитие данного сектора ИТ-индустрии в качестве ключевого направления развития национальной экономики. В целях поддержания новой ИТ-отрасли правительство пошло на существенную либерализацию внешней торговли. В 1986 г. импортные пошлины на программное обеспечение были снижены до 60 %, а пошлина на ввоз компьютерного аппаратного обеспечения для экспортноориентированных ИТ-компаний полностью отменена, индийским компаниям была разрешена торговля импортным программным продуктом.
Тогда же правительство Индии развернуло целую систему государственных льгот и гарантий для инвесторов в технологические фирмы и создало для их размещения огромные по размерам специальные экономические зоны с упрощенными и облегченными регистрационными и таможенными процедурами.
В 1988 г. было создано сообщество частных и государственных компаний, получившее название «Технопарки по производству программного обеспечения Индии» (The Software Technology Parks of India, STPI), функционирующее в рамках Департамента электронной промышленности правительства Индии.
Заметный рывок в развитии информационного общества Индии был сделан в середине 1990-х гг., когда IT-отрасль начала активно расти, производство и экспорт программного обеспечения и ИТ-услуг были окончательно определены в качестве национального приоритета. Важнейшими мерами, принятыми правительством в то время, стали снижение стоимости спутниковых линий, беспошлинный импорт телекоммуникационного оборудования национальными технопарками, снижение импортных пошлин на программное обеспечение в 1994 и 1995 гг., меры по либерализации импорта компьютерного аппаратного обеспечения и др. [7].
В течение всего лишь пяти лет в период с 1997 по 2002 г. Индия добилась десятикратного увеличения объемов экспорта программного обеспечения и ИТ-услуг. Темпы роста объемов экспорта программного обеспечения продолжают оставать-
ся чрезвычайно высокими вплоть до настоящего времени и составляют порядка 30 % в год [6].
Создание технопарков стало мощным фактором развития ИТ-отрасли, что позволило Индии стать мировым лидером в глобальном аутсорсинге, прежде всего в секторе офшорной разработки программного обеспечения и управления ИТ-службами, а также в быстрорастущем секторе аутсорсинга бизнес-процессов (темпы роста сектора колцентров аутсорсинга бизнес-процессов в начале 2000 гг. достигли ежегодных темпов роста в 70 %).
Столица южного штата Карнатака - город Бангалор стал не только первым, но и крупнейшим технопарком страны, и по праву считается аналогом всемирно известной Силиконовой долины. В Бангалоре размещены представительства ведущих ИТ-компаний, включая крупнейшие индийские компании (Tata Consultancy services, Wipro Technologies, Infosys Technology) и мировые компании (Microsoft, Oracle, Motorola, Toshiba и др.), В 2004 г. на Бангалор приходилось 34 % объема всего индийского экспорта программного обеспечения и ИТ-услуг, в технопарке было сосредоточено более 1,5 тыс. ИТ-компаний.
Индийский рынок информационных технологий остается одним из самых быстрорастущих в мире. Экспорт ИТ-продукции и услуг в 2005-2006 финансовом году составил более 25,4 млрд долл., из которых 92 % приходилось на программное обеспечение и услуги. Рост экспорта по сравнению с предыдущим финансовым годом составил 36 %. Основные рынки сбыта индийской ИТ-продукции. США, откуда поступает более 65 % доходов, и страны Западной Европы. В 2006 г. на долю Индии приходилось две трети объема мирового рынка офшорных ИТ-услуг и половина объема рынка аутсорсинга бизнес-процессов.
По данным Национальной ассоциации производителей программного обеспечения и услуг (NASSCOM), за 2007-2008 финансовый год доход от экспорта программного продукта, услуг и аутсорсинга бизнес-процессов Индии достиг около 40 млрд долл. За предыдущий финансовый год доход этих секторов вырос на 33 % - до 31,3 млрд долл. Число занятых в ИТ-секторе в 2007-2008 финансовом году составило 1,6 млн чел., не считая примерно 6 млн чел. персонала сферы обслуживания индустрии офшорной разработки программного обеспечения и аутсорсинга бизнес-процессов. Около 1,2 млн чел. занято в сфере разработки программного обеспечения и эксплуатации вычислительных центров и центров приема заказов по телефону (кол-центры). Уверенный рост экс-
порта программного обеспечения и ИТ-услуг достигается благодаря повышению конкурентоспособности Индии и добавлению новых услуг, таких, например, как дистанционное управление инфраструктурой. По данным Лиги независимых экспертов в области информационных технологий, объем экспорта ГТ-услуг Индии в 2008 г. составил 40 млрд 328 млн долл. В 2007-2008 финансовом году ГТ-сектор создал 2,86% индийского ВВП. При этом аналитики ожидают, что к 20152016 финансовому году его вклад в ВВП страны составит 8,05 %. В настоящее время в индустрии высоких технологий в Индии заняты около
1.3 млн сотрудников. Ожидается, что к 2015 г. число сотрудников отрасли увеличится до 3,7 млн, после чего Индия будет уступать в этом показателе только США [6].
Согласно данным Всемирного экономического форума за 2009-2010 годы Индия занимает 43 место из возможных 134 (Россия, к примеру, занимает 80 место) в рейтинге очередного ежегодного исследования стран на предмет активности использования в них информационных технологий. Исследуемый Сетевой Индекс Готовности (КЫ) составляется исходя из десятков параметров, объединенных в три базовые группы: доступность технологий для потребителей, готовность последних использовать технологические новинки и уровень их непосредственного использования [9].
США. В США внедрение информационных технологий в производство началось в 70-х гг. прошлого века и вызвало «парадокс производительности». Это известное наблюдение Роберта Солоу, которое было сделано им в 1987 г.: «компьютеры видны повсюду, кроме статистики производительности». Это высказывание стало известно в экономической литературе как «парадокс Солоу». Мнение Р. Солоу разделяют другие известные американские экономисты, в частности, Р. Гордон, Н. Вариан, К. Шапиро.
Высказывание Р. Солоу связано с тем, что в 1970-1980-е гг. американская экономика характеризовалась снижением производительности (табл. 1) при ежегодном росте расходов на информационные технологии на 20-25 %. Расходы на информационные технологии в США устойчиво росли с 7,1 % ВВП в 1992 г. до 8,3 % ВВП в 2000 г. В странах ЕС этот показатель возрос с
5.3 % в 1992 г. до 7,2 % ВВП в 2000 г.
Из данных, приведенных в таблице 1, следует, что динамика производительности труда в США в 1970-е и 1980-е гг. была крайне неустойчивой: соответствующий показатель колебался
в диапазоне от -1 % до + 4 %. Но уже 1990-е гг. отмечены определенной позитивной тенденцией в данной сфере, демонстрируя заметный рост показателя производительности труда.
Таблица 1
Динамика производительности труда в США, %
Годы Динамика производительности труда
1970-1975 1,9 %
1975-1980 1,3 %
1980-1985 1,4 %
1985-1990 1,3 %
1990-1995 1,2 %
1995-2000 2,2 %
2000-2005 2,5 %
Таким образом, начиная с 1995 г. в США наблюдаются высокие темпы роста производительности труда и это подтверждает, что информационным технологиям уготована ключевая роль в развитии экономики.
После бурного роста в 1995-2001 г. инвестиций и компаний в сфере ИКТ, особенно в США, и вздутия «пузыря», пошло резкое снижение всех показателей, компании отрасли стали показывать миллиардные убытки.
Многие экономисты стали говорить, о том что новые технологии в экономике США и других промышленно развитых стран произвели фундаментальные и устойчивые изменения, ведущие к долговременному улучшению перспектив роста, и важность ИКТ по сравнению с остальными источниками роста сильно преувеличены. А наблюдаемый до этого резкий рост был не более, чем всплеском, вызванным совокупностью всевозможных факторов. Несмотря на это, рост производительности в США остался значительным даже после спада, начавшегося в 2000 г. И как результат, в 2003-2006 гг. темпы роста инвестиций в ИКТ опять резко ускорились[1].
Большинство экономистов считает, что этот всплеск производительности можно частично отнести на счет создания и использования ИТ. Некоторые идут еще дальше, утверждая, что новые технологии произвели в экономике США фундаментальные и устойчивые изменения, ведущие к долговременному улучшению перспектив роста. Тот факт, что рост производительности в США остался значительным даже после спада, начавшегося в 2000 г., по-видимому, подкрепляет эту точку зрения.
На сегодняшний день правительство США поставило задачу поднять уровень расходов на информационные технологии до 3 % ВВП, что, несомненно, еще более укрепит научно-техниче-
ские позиции страны. В этом смысле весьма показательным является выступление президента США Б. Обамы в Национальной Академии наук 27 апреля 2009 г. предложен целый ряд масштабных программ в области образования, фундаментальных и прикладных исследований в сферах энергетики, здравоохранения, экологии и других областях науки. По планам американской администрации, будет удвоен бюджет наиболее важных государственных учреждений - Национального научного фонда, Национального института стандартов и технологии, Национального института здоровья, научного отдела Министерства энергетики [8].
Качественно новой чертой сдвигов в общественном производстве США в конце нынешнего века стало развитие масштабной информационной инфраструктуры. Конечно, использование информации и обмен ею в производственных целях происходили и прежде. Однако роль информации производственного характера ограничивалась, как правило, рамками одного предприятия, обмен информацией не играл решающей роли в развитии экономики страны. Принципиальное значение современной информационной инфраструктуры состоит в том, что она стала составным и необходимым элементом всей производственной инфраструктуры, нормальное функционирование экономики без нее в настоящее время невозможно. К началу ХХГ в. на компании по производству информационных технологий приходилось 14 % всей стоимости активов компаний (рыночной капитализации) в США (в 1989 г. только 6 %); на компании по производству программного обеспечения - 9 % (в 1989 г. - 2 %). Инвестиции только в средства информации возросли с 1993 по 2007 г. с 46 млрд до 94 млрд долл. За период с 2005 по 2008 г. в развитие сотовой телефонной связи было инвестировано 265 млрд долл., что позволило, в том числе, увеличить масштабы использования сотовой связи (в 2008 г. услугами сотовой телефонной связи пользовались более 270 млн американцев). В период 1995-2004 гг. вклад в экономический рост телекоммуникационных и иных отраслей по производству информационных технологий составил от 25 до 35 %. В основе информационной инфраструктуры лежит создание комплексной индустрии обработки информации на базе новейшей электронной техники и средств связи. Помимо производства ЭВМ и программного обеспечения, она охватывает создание устройств и систем для передачи информации (оборудование связи, Интернет, «электронную почту» и др.), ее размножения (светокопиро-
вальное оборудование, печатающие устройства для ЭВМ и персональных компьютеров и т. п.), выпуск периферийного оборудования (дисплеи, терминалы, модемы, факсимильные аппараты, сканнеры и пр.). Кроме того, в состав информационной инфраструктуры включаются все виды услуг, поддерживающие функционирование ЭВМ и другого информационного оборудования. Активный процесс формирования информационной инфраструктуры в США начался с 80-х гг. Он происходил на основе интегрирования информационной техники различных видов в информационные системы, каждая из которых контролирует определенную группу объектов, и последующего объединения этих систем в общенациональную, и даже международную, сеть. Одним из наиболее впечатляющих примеров таких сетей является информационная система Интернет, пользователями которой стали десятки миллионов людей во всем мире. О масштабах информационной инфраструктуры в США свидетельствует тот факт, что в конце первого десятилетия XXI в. 79 % населения страны пользовались компьютерами и 63 % -Интернетом. Всего на долю США в середине первого десятилетия XXI в. приходилось более 40 % всех работающих в мире компьютеров. В 2008 г. 100 % государственных школ и 99 % всех публичных библиотек страны имели доступ к сети Интернет. Сама система Интернет играет все более заметную роль в экономике страны: объем розничной торговли в сети Интернет составил в 2005 г. 2,6 % от всего объема розничной торговли. Объем коммерческих сделок (без розничной торговли) через Интернет возрос с 1998 по 2007 г. с 43 млрд до 1,8 трлн долл., превысив 25 % от общего объема коммерческих сделок [5]. Заметных масштабов достигла деятельность принципиально новой отрасли американской экономики -компьютерных специализированных услуг. Эти услуги предоставляли в 2007 г. более 19 тыс. фирм. Объем доходов отрасли возрос с 3,4 млрд долл. в 1972 г. до почти 100 млрд в 2007 г. Ясно, что такого рода процессы создают принципиально новые возможности для функционирования всего общественного производства.
В рейтинге Всемирного экономического форума ежегодного исследования стран на предмет активности использования в них информационных технологий в 2009-2010 гг. США занимает 5 место, что является, несомненно, блестящим показателем [9].
Страны ЕС. Экономические преобразования, произведенные в странах Западной Европы в последнее десятилетие, подтверждают тот факт, что
технологии являются двигателем продуктивности. Инвестиции в область ГТ являются национальным приоритетом, усиливают позицию своих стран и стимулируют экономический рост за счет использования новых технологий. Инвестиции в современные информационные и телекоммуникационные технологии помогли повысить эффективность и производительность работающего населения, открыть новые рынки и обеспечить долгосрочный экономический рост.
На региональном уровне нацеленность ЕС на инвестиции в информационные и телекоммуникационные технологии лучше всего иллюстрируется декларацией заседания Совета Европы в Лиссабоне 2000 г., в которой декларируется стремление превратить Европу в самую конкурентоспособную экономическую систему в мире, основанную на знаниях. С тех пор для достижения этой цели сделано уже немало.
Несмотря на все усилия крупнейших представителей европейского бизнеса и государственных деятелей, громадные инвестиции в сферу информационных технологий в последнее десятилетие, Европа продолжает отставать от США по всем макроэкономическим показателям и показателям в сфере ИКТ.
Вступление 1 мая 2004 г. в ЕС десяти новых стран влечет за собой важные политические, экономические и социальные последствия. После падения коммунистических режимов в большинстве этих стран наблюдался значительный производственный рост, и, по оценкам аналитиков, ежегодный рост рынка информационных технологий в странах Восточной Европы превысит 7 % (по сравнению с менее чем 2 % в Западной Европе).
С другой стороны, по прогнозам аналитиков, между экономиками Западной и Восточной Европы сохранится огромная разница ВНП на душу населения, а для того, чтобы сократить эту разницу, потребуются годы. Хотя во вступивших в ЕС странах информационные и коммуникационные технологии развиваются достаточно быстро, почти все эти государства по-прежнему отстают от стран Западной Европы (за исключением Эстонии и Словении, где ГТ-инфраструктуры очень развиты).
Для устранения этого отставания такие страны, как Чехия, Венгрия и Эстония, вкладывают более 3 % своего ВНП в развитие информационных технологий, по сравнению с примерно 2,8 %, вкладываемыми первыми 15 странами-членами ЕС. Например, в 2003 г. Чехия вложила в ГТ-службы, программное обеспечение и аппаратное обеспечение более 2,5 млрд долл., а Польша - почти
3,5 млрд долл. Однако многие новые члены ЕС по-прежнему значительно отстают от остальных [10].
Несмотря на существующие проблемы во Всемирном отчете по информационным технологиям за 2009-2010 гг. Швеция, являющаяся страной членом ЕС, занимает первое место, остальные страны-члены не отстают и тоже занимают лидирующие позиции в рейтинге [9].
Япония. К настоящему времени в Японии благодаря успешной реализации государственных программ «Электронная Япония» и «Электронная Япония II» сформирована одна из самых передовых в мире информационных и телекоммуникационных инфраструктур.
В сфере государственного управления введена в строй и продолжает активно развиваться информационная система «Электронное правительство», связывающая в единую сеть государственные учреждения страны (Government Wide Area Network) и позволяющую гражданам напрямую взаимодействовать с государственными службами (Government Public Key Infrastructure и General Purpose Reception System). В августе 2003 г. начала свое функционирование система электронного автоматизированного учета народонаселения «Basic Resident Register Network System», а в январе 2004 г. электронные автоматизированные системы для уплаты налогов и государственных сборов.
Так, на сегодняшний день общее число пользователей высокоскоростных Интернет-каналов при населении страны в 128 млн чел. составило более 29 млн чел., что составляет более трети всех пользователей сети Интернет в стране (около 80 млн человек). Число пользователей кабельного Интернета (использующего сети кабельного телевидения) увеличилось до 2,7 млн чел. и продолжает расти.
Отмечается значительное увеличение домашних компьютеров, имеющих подключение к высокоскоростному Интернету. Так, в апреле 2003 г. их доля составляла 30 %, а в апреле 2004 г. - более 50 %.
Одновременно значительно выросло число пользователей услугами сети Интернет через беспроводные устройства. Так, к настоящему времени число владельцев сотовых телефонов в Японии превысило 83 млн чел. (еще 5 млн чел. используют мобильную сеть старого поколения PHS), из которых более 73 млн пользовались услугами передачи данных с мобильных терминалов. По оценкам экспертов, доходы операторов мобильной связи в Японии вырастут в 2005 г. на 16 % до 81,2 млрд долл.
Одновременно с распространением высокоскоростных Интернет-каналов стремительно увеличилось число пользователей услугами IP-телефонии. Так, к настоящему времени каждый Интернет-провайдер в Японии предлагает своим клиентам новую технологию голосовой связи по расценкам, существенно ниже, чем у традиционных телефонных операторов. По оценкам аналитиков, по состоянию на апрель 2004 г. уже более 7 % домашних компьютеров и 11 % предприятий перешли с аналоговой телефонии на Интернет-телефонию.
Информационные технологии активно внедряются в Японии и в сфере телерадиовещания. Так, с октября 2003 г. на территории мегаполисов Токио, Нагоя и Осака началось наземное цифровое телевизионное вещание. К 2011 г. данным типом услуг предполагается охватить всю территорию страны и полностью прекратить аналоговое вещание. Одновременно к этому сроку планируется полностью перевести на цифровую форму спутниковое и кабельное телевидение. С 2005 г. в Японии ожидается начало цифрового вещания телевизионных программ на сотовые телефоны.
В 2004 г. экспертами отмечается продолжение уверенного роста рынка японского программного обеспечения на фоне общей стагнации рынка аппаратных средств. Так, объем производства ПО для персональных компьютеров неуклонно рос на протяжении 2002-2004 гг., составляя 719 млрд иен, 754 млрд иен и 779 млрд иен. Основной объем продаж приходился на серверное ПО, офисное ПО, и, начиная с 2003 г., на ПО в области обеспечения компьютерной безопасности. При этом объемы производства самих персональных компьютеров так и не достигли рекордного показателя 2000 финансового года (2144 млрд иен) и держаться с 2002 г. на примерно одинаковом уровне около 1600 млрд иен.
Объем производства бизнес-компьютеров сокращается еще быстрее, ожидается, что выпуск мэйнфреймов сократиться с нынешнего уровня 242 млрд иен до 205 млрд иен к 2006 г., middle range компьютеров с 500 млрд иен до 490 млрд иен. Аналогично сократились объемы производства аппаратных компонентов других электронных устройств, в том числе сотовых телефонов, где непрерывно растет конкуренция со стороны азиатских стран.
В связи с этим японское правительство намерено активизировать использование телекоммуникационных сетей для раскрытия в практической плоскости их технических возможностей. В частности, предполагается повысить задействование
сетей в области обеспечения безопасности. В настоящее время экспериментальные автоматизированные системы в детских садах осуществляют полный контроль за детьми с помощью вшитых в одежду радиочипов и видеокамер наружного наблюдения, подключенных к сети Интернет. Более широкое использование сети предполагается осуществлять при совершении покупок в магазине, в том числе с использованием беспроводных микрочипов или сотовых телефонов. К настоящему моменту число эмитированных чипов составляет 3,8 млн штук, принимаемых в более чем 3700 магазинах страны.
В сфере НИОКР в области информационных технологий японское правительство ставит в настоящее время следующие задачи:
- создание сетевых терминалов, встраиваемых, в том числе, в бытовую технику, которыми смогли бы пользоваться даже люди совершенно незнакомые с компьютерами и сетевыми технологиями;
- международная стандартизация и защита интеллектуальной собственности Японии в сфере информационных и телекоммуникационных технологий для повышения конкурентоспособности японских корпораций на мировом рынке.
Японские эксперты отмечают сильное влияние передовых информационных технологий на экономику страны. В частности выделяются следующие моменты: повышение эффективности бизнеса от использования высокосортных и мобильных каналов связи; повышение эффективности бизнеса от использования беспроводных радиочипов для контроля производственных процессов, складирования и транспортировки товаров и их продажи; ежегодный рост объемов продаж в сфере бизнес-клиент (1587 млрд иен в 2003 г. и 1912 млрд иен в 2004 г.) и бизнес-бизнес (46,3 трлн. иен в 2003 г. и 77,4 трлн. иен в 2004 г.) [11].
Во Всемирном отчете по информационным технологиям за 2009-2010 гг. Япония занимает 21 место [9].
Китай.
Политика Китая, сосредоточенная на создание Экономики Знаний, предрасполагает к уникальному использованию как информации, так и технологий, акцентируясь и на задачах развития бизнеса и на задачах развития государства.
Самый масштабный и амбициозный проект Китая - интеллектуальная электросеть. Проект из области фантастики, когда каждая семья становится не только потребителем электроэнергии, но и ее производителем. И от фантастики данный проект переходит уже постепенно в реальность.
Кратко суть проекта заключается в расположении в квартирах ветро- и гелио-электрогенераторов, и если потребление электричества меньше вырабатываемых объемов, то излишки переназначаются в общую электрическую сеть.
Опытный проект такой электросети уже существует в районе Пудун, Шанхая и более 100 семей уже тестируют возможности такого технического решения.
Проект реализуется в три этапа: 1 этап - экспериментальный, практически завершен; 2 этап -2011-2015 - создание системы управления и взаимодействующих услуг; и 3 этап (2016-2020) -этап построения единой интеллектуальной электросети.
Специалисты по энергетике скажут, насколько это реально, а специалисты по информационным технологиям - оценят потенциал построения инфраструктуры для создания таких решений. И это только единичный пример - показывающий глобальный подход Китая в развитии и использовании технологий.
Что можно ожидать от страны, где информационные технологии растут на 40 % в год, а общий рост экономики составляет в среднем 10 % за последние несколько лет? - только интересных -простых и сложных решений.
Электронная коммерция в Китае - самая крупная, или одна из крупнейшей в мире, ее рост произошел в последние десятилетия. И прогресс заставляет только с уважением смотреть на развивающийся рынок - заимствовать интересные решения и подходы.
Количество пользователей Интернета в Китае составляет около 360 млн чел., хотя кто их считал, но это больше чем население Соединенных Штатов, и больше в два раза, чем все население России.
Но у большого Интернета - большие проблемы. Это и конфиденциальность информации, и мониторинг информации, и контроль контента, и как ни странно, Китай с определенным успехом решает и эту проблему. Интернет-полиция действует и предотвращает появление нежелательного контента, передавая дела от виртуального полицейского к реальному.
В 2009 г. оборот электронной коммерции в Китае превысил 500 млрд юаней (приблизительно 75 млрд долл.) - это практически в два раза больше, чем оборот между Россией и Китаем.
Рост по сравнению с 2008 г. - 181 %.
Количество интернет-пользователей - более 360 млн. И это только начало: блоги, социальные сети, сервисы видеобмена, интернет-магазины и многое другое.
Китай не только производитель, но и крупный потребитель информационных технологий [4].
В Китае много занимаются кластерными технологиями для высокопроизводительных вычислений. Причем по разговору с сотрудниками фирм, выпускающих кластеры, их основные потребители тоже находятся, внутри Китая. Зачастую кластер покупают в складчину 2-3 фирмы, чтобы решать свои задачи.
В Китае существует достаточно большое количество государственных программ по информационной поддержке различных ведомств. Программа для налоговой инспекции называется Золотой налог, ПО для таможни Золотая таможня. При этом, по утверждению специалистов, в тех регионах, где было внедрено это ПО, собираемость налогов возросла на 60 %. И это при том, что китайцы и так являются в достаточной мере законопослушными. Полным ходом идет разработка программы электронного правительства, создание электронных СМИ.
Скрытая форма государственной поддержки перспективных направлений развития заказ научно-исследовательских работ с государственным финансированием. Деньги, остающиеся после реализации НИР, идут на дальнейшее развитие данной фирмы. Крупные заказы в одной фирме государство старается не размещать во избежание коррупции, монополизма и потери контроля. Крупные заказы, особенно в области программирования, подразумевают достаточно длительные сроки реализации проектов, что, в свою очередь, приводит к непрозрачности затрат для контролирующих органов. Поэтому предпочтительно разделять проекты на множество мелких этапов, чтобы было легче контролировать ход работы и затраты на нее.
Действует государственная программа по возвращению необходимых экономике Китая специалистов из-за рубежа. Возвращаясь, они получают условия не хуже, чем у них были за границей [3].
Согласно данным Всемирного экономического форума за 2009-2010 гг. Сетевой Индекс Готовности (КМ) Китая составляет 5,2 и занимает 11 место среди других 133 стран [9].
Таким образом, многие развитые и развивающиеся страны вслед за Японией и США, так же сделали ставку на развитие информационных технологий и достаточно успешно двигаются в обозначенном направлении.
Во всех странах Информационные Технологии уже активно внедряются в работу правительственных и других общественных учреждений.
Их использование имеет огромный потенциал для ускорения развития и минимизации региональных различий. Страны активно формируют концепцию электронного развития (e-development), которая намного шире, чем «электронное правительство» (e-government), поскольку включает также частный сектор, организации гражданского общества и граждан. Эта концепция подразумевает активное развитие и использование ИКТ в целях уменьшения социально-экономического неравенства, повышения конкурентоспособности в глобальной экономике знаний, а также расширения возможностей для участия в политическом процессе.
Таким образом, развивая использование информационных технологий в национальную экономику все вышеперечисленные страны, развивают и свое производство, а производство является двигателем роста. Страны, считающие инвестиции в область IT национальным приоритетом, усиливают свои позиции и стимулируют экономический рост за счет использования новых технологий.
Как свидетельствует зарубежный опыт и, прежде всего, опыт США, главное в технологической политике заключается в том, чтобы стимулировать и активнее привлекать частные инвестиций в разработку и эффективное применение технологий, направленных на достижение как общественных целей, так и целей частнопромышленного сектора. При этом государство расширяет инвестирование в фундаментальную науку, в образование и подготовку исследовательских и инженерных кадров. Человеческий фактор остается одним из главнейших элементов инновационного потенциала нации.
США, так же как и другие промышленно развитые страны мира, испытывают серьезные бюджетные трудности. Таким образом, повышение эффективности государственных расходов становится одним из важнейших условий государственной политики: каждый доллар вкладываемых средств должен проходить серьезную экспертную оценку целесообразности его вложения и экономической отдачи.
Такая модель поощряет инициативу штатных и местных правительств в решении проблем, возникающих в области исследований и разработок. Практика инновационной деятельности на уровне штатов показала, что стратегия экономического развития, основанная на инновациях и привлекающая частный сектор, может успешно осуществляться без опасений вызвать критику в том, что касается ненадлежащего использования госу-
дарственных, средств и чрезмерного влияния государства. Аналогичным образом, федеральное правительство, отказываясь от монопольного принятия решений, расширяет партнерские отношения с частным сектором. Государственночастное партнерство показало высокую эффективность в области передачи технологий из институтов и лабораторий, финансируемых государством в частнопромышленный сектор. Использование государством эффективных рыночных механизмов способствовало росту частных инвестиций в область НИОКР.
Одной из главных и нерешенных проблем на этапе переходной экономики является невостре-бованность результатов науки со стороны реального сектора экономики. Эта проблема досталась в наследство от прежней системы, которая не смогла решить проблемы полноценного внедрения достижений науки в гражданские отрасли экономики. Утрачены прежние механизмы ориентации отраслей, предприятий на инновации, создание новых технологий происходит с опозданием. Для сегодняшней экономики характерен низкий уровень освоения и использования исследователями и разработчиками проектных методов управления НИОКР, развития венчурных форм финансирования и страхования инновационных рисков и др. Перечисленные негативные результаты обусловлены не только внутренними, но и внешними факторами. Их последовательное преодоление является сложной системной проблемой, от успешного решения которой во многом зависит выбор пути развития России в XXI в.
В числе первоочередных направлений совершенствования технологической структуры экономики РФ необходимо выделить следующие:
- ориентация на увеличение масштаба и расширение состава перспективных технологий на срединных и завершающих стадиях технологического цикла, которые обеспечивают повышенный рост добавленной стоимости обработки первичных ресурсов;
- ликвидация потерь ресурсов (сырьевых, энергетических, трудовых) из-за несогласованности между компонентами технологий, которая возможна путем модернизации действующих технологий на основе инноваций, сопряженных с предыдущими и последующими технологиями;
- изменение экономической и инвестиционной политики в направлении создания большей инвестиционной привлекательности для срединных и завершающих стадий технологического цикла.
Литература
1. Доклад о мировом развитии 2003 г.: Устойчивое развитие в меняющемся мире: пер. с англ. / ред. И. М. Осадчая и др. М., 2003.
2. Китаев А. В. Информационно-коммуникационные технологии как важный фактор экономического роста в современном мире // Социально-экономические и технические системы: Исследование, проектирование, оптимизация. 2007. № 2.
3. Николаев A. Ю. Информационные технологии в Китае. URL: http://www.ci.ru
4. Савкин К. С. Информационные Технологии в Китае - краткий обзор по ключевым направлениям // Системы управления бизнес-процессами. 2010. № 5.
5. Супян В. Б. США на пути к «новой экономике». URL: http://www.perspektivy.info/oykumena/ekdom
6. Ткачева Н. В. Индийская ИТ-революция и индустрия аутсорсинга // Медиаскоп. 2009. № 4.
7. Филатова И. М. Развитие информационно-коммуникационных технологий в Индии и его социальные последствия // Вестн. моск. ун-та. сер. 10. № 2. 2010.
8. Remarks by the President at the National Academy of Sciences Annual Meeting. The White House. Office of the Press Secretary. April 27, 2009.
9. The Global Information Technology Report 2009-2010 World Economic Forum 2010.
10. URL: http://www.cnews.ru
11. URL: http://www.ixbt.com
* * *
FEATURES OF INFORMATION TECHNOLOGIES ADOPTION: FOREIGN EXPERIENCE
Ye. A. Shebunyayeva, A. A. Lokotkov
For the purpose of study the influence of information technologies sector on economic growth, in the paper the analysis of foreign experience of development and application of IT is conducted. The main features and problems of information technologies adoption in national economies various countries are marked. The countries actively forms the concept of e-development that much wider than e-government because also includes private sector, organizations of civil society and citizens.
Key words: economic growth, knowledge economy, information technologies.